Кризис одного года как меняется поведение ребенка. У ребёнка кризис первого года: наставления родителям

Ребенок в любой семье является центром внимания. И каждое его новое достижение не что иное, как причина всеобщей радости и восхищения.

Но, когда ближе к первому году у малыша начинает меняться поведение, когда он становится беспокойным, капризным и в некоторых случаях абсолютно неуправляемый, то это не может не беспокоить и не причинить неудобство всех членов семьи и особенно маму малыша.

И в данной статье мы поговорим именно о такой важной проблеме, которая у специалистов имеет свое название – »Кризис первого года». Рассмотрим причины данного кризиса у малышей и попытаемся понять, как и чем же можно помочь ребенку.

Повод для беспокойства или обычное дело?

Если у ребенка нет особых проблем со здоровьем то, как правило, он бывает спокойным и дарит только радость своим родителям. Однако, чем ближе становится первое день рождение малыша, тем больше у него появляются проблемы, капризы.

И в такой непонятной ситуации многих родителей мучает вполне уместный вопрос: что же случилось с малышом? Сперва нужно успокоиться, так как это не является проявлением испорченного характера малыша (так как у многих возникает такие мысли). Это не повод для ваших страхов, такое состояние является просто естественным переходным моментом в жизни малыша. Он начинается в 9 или 10 месяц жизни ребенка и может длиться до 2 лет.

Однако, прежде всего необходимо убедиться, что такое беспокойное состояние у ребенка вызвано именно кризисом первого года. Ведь у малышей могут быть и другие причины для беспокойства и капризов. Именно поэтому необходимо прежде всего знать, какими признаками проявляется данный кризис.

Учимся распознать кризис по признакам

Как и в любом другом случае, данное состояние у ребенка тоже имеет свои отличительные признаки. Узнав их, родители могут не испугаться и зря не переживать.

  1. У малыша резко меняется поведение – ребенок, который раньше был активным, всегда в хорошем настроении, вдруг теряет своё настроение. Он по большей части бывает недовольным и даже любимые занятия и процедуры, которые всегда доставляли ему приятные ощущения, становятся ему в тягость и он может отказаться от их выполнения. Это может быть как плавание, так и любимая игра и даже прогулка. К тому же малыш становится агрессивным.
  2. Противоречия в его поведении – во время кризиса кроха может хотеть что-то (к примеру, игрушку), но потом сразу же отказаться от него. Это касается и его желаний, малыш может проситься к вам на ручки, а потом ударить вас.
  3. Требование к вниманию – еще одним явным признаком кризиса первого года является его желание быть в центре внимания всех. Он может показывать чувства ревности, требовать, чтобы все смотрели на него, проводили с ним время и тому подобное.
  4. Обидчивость – малыш в этот период становится очень чувствительным и может очень легко обижаться, когда взрослые делают ему замечание.
  5. Упрямство – непослушание и упорство становятся его каждодневным поведением.
  6. Беспричинные капризы и истерики – именно в этот период у малышей начинаются капризы и истерики, без особых поводов и причин.


Это самые явные признаки того, что у малыша кризис. Ко всем выше описанным признакам надо добавить еще и то, что малыш боится потерять маму из виду. И когда она отходит, даже на несколько минут, у него начинается самая настоящая истерика.

Почему такое происходит?

Конечно, такое поведение не может радовать никого. И каждый хочет найти ответ и понять, почему же такое происходит с ребенком.

Ведь когда родители видят своего ребенка в таком состоянии, первое, чего они хотят, это помочь им, успокоить. Но, к сожалению, этого не так уж и легко добиться.

Давайте рассмотрим причины кризиса у малышей.

Прежде всего нужно учитывать, что первый год у крохи – это период, когда он активно развивается как умственно, так и физически. Ведь в большинстве случаев дети в этом возрасте уже могут ходить и это открывает для них большие возможности увидеть новое, брать в руки новые вещи, исследовать их и даже пробовать на вкус. У многих уже получается говорить какие-то слова. Все это большая нагрузка на малыша. Да и из-за всех этих новых возможностей ребенку начинает казаться, что он самостоятельный. А когда ему пытаются запретить что-то, не объясняя причины отбирают игрушку, то все это приводит его к капризам и обидам. Малыш снова чувствует себя зависимым от взрослых.

Для родителей трудно понимать, что ребенок уже начинает приобретать самостоятельность и по-прежнему возятся с ним как с младенцем. А когда видят капризы своего малыша, ошибочно полагают, что нужно внести больше запретов и в жизни малыша появляются все новые »Нет», »Нельзя», »Не трогай» и т.п. Конечно, все это не может не усугублять ситуацию.

Как уверяют специалисты, основной причиной кризиса у крохи является то, что взрослые не пускают его во взрослую жизнь. Малыш рассуждает так: »Я уже могу держать ложку и даже в некоторых случаях могу черпать кашу. Так почему же мама или другой взрослый не позволяет мне есть самому?». Или же: »я могу ходить, почему же меня держат за руки и не пускают ходить одного?».

Это все может и выглядит как из ряда фантазии, однако, если смотреть на вещи и на ситуацию глазами ребенка, то так оно и есть. Ведь боясь за ребенка или же не понимая, что он уже может делать маленькие вещи самостоятельно, взрослые все время нагнетают ситуацию своими запретами или же ограничениями.

К тому же, начиная с этого периода, ребенок уже начинает »выбирать» себе еду и если ему не понравился какая-то еда, он может выплюнуть его. На это родители реагируют почти всегда одинаково: наказывая кроху.


Все выше сказанное приводит к тому, что у ребенка начинаются капризы, истерики. Но малыш это делает для того, чтобы родители понимали, что он уже взрослый. Ведь у него уже есть свое »Я».

Отношение взрослых к кризису

Кризис первого года является первым кризисом в жизни малыша. Впереди вас ожидают много новых возрастных кризисов и поэтому необходимо знать, как вести себя и как справиться с этим кризисом?

Иногда родители предпочитают смириться с капризами малыша, выполнять его желания и надеяться, что случится чудо и повзрослев все пройдет. Другие родители впадают в другую крайность и, не желая терпеть такое поведение своих малышей, начинают борьбу с капризами и истериками малышей, употребляя крики, шлепки и даже запугивание. Как может убедиться каждый, ни то и не другое не является правильным подходом. Ведь на сегодняшний день есть немало способов, которые реально помогут родителям бороться с кризисом первого года и в то же время не вредить ребенку. Рассмотрим несколько способов, которые помогут вам справиться с кризисом малыша.

  1. По мере возможности приводите к минимуму запреты. Когда ребенок начинает ходить, то лучше заранее убирать все опасные вещи и предметы с его видимости, чтобы лишний раз не кричать на ребенка и не отбирать из его рук опасный предмет, до которого он дотянулся. Если кроха хочет сам есть, то ничего страшного не произойдет, если он будет пробовать это делать. Ведь так или иначе когда-то он все равно должен научиться самостоятельности. Если вместо бумаги он хочет рисовать на руке, пусть сделает, потом можно и помыть малыша. Иными словами, не нужно дергать ребенка по всяким пустякам. Ведь так или иначе он сделает все по-своему, найдет способ рисовать на себе, брать то, что ему интересно и тому подобное. Так зачем же его еще и заставлять нервничать, трепать свои же нервы.
  2. Не надо заставлять малыша есть, если он отказывается, то предлагайте другое. Ребенок все равно что-то будет есть, когда проголодается.
  3. Услышьте его. Понять своего малыша, который еще не говорит, может каждая любящая мама. Это происходит на инстинктивном уровне. Не надо игнорировать просьбы и желания ребенка.
  4. Для детей важно, чтобы их родители были для него другом, а не строгими наставником. Больше времени проводите с ним, играйте с ним. Таким образом будет намного легче достигнуть взаимопонимания.
  5. Больше общайтесь с ребенком. Этим вы не только уделите ему необходимое внимание, но и поможете развить его речь. Можно комментировать все то, что вы делаете. Расскажите ему сказки, стишки, познакомьте с окружающими предметами. Или же просто обращайтесь к нему, спрашивайте что он делает, хочет ли чтобы ему помогали и тому подобное. Все это даст свои плоды.
  6. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком, и чем больше вы будете делать разные вещи совместно, тем он более значимым будет себя чувствовать. Дети любят »помогать» взрослым, а когда их за это еще и хвалят, то это станет вообще любимым их делом.
  7. Запомните, что физические наказания и ругание никогда не могут привести к хорошим результатам. Вместо этого научитесь отвлекать свою кроху, когда у него начинаются капризы или истерика. Но тут также важно понять, что нельзя давать ребенку »взятку»-конфеты, вместо того, чтобы он успокоился. Ведь он может думать, что это естественно и вырастет с таким закрепленным поведением.
  8. Если у малыша истерика и он не слышит ваши уговоры, то оставьте его на несколько минут. Пусть он останется наедине. Часто истерики и капризы набирают обороты благодаря публике. А когда ребенок понимает, что на него никто не обращает внимания, то он начинает успокаиваться и быстро отвлекается.


А в тех случаях, когда малыш не хочет отпускать от себя маму, можно найти приемлемое решение. Необходимо проводить с ребенком 30 минут в день, это только ваше время, где вы общаетесь, играете с ребенком. Главные правила тут следующие:

  • Не растягивайте это время на часы или же на целый день;
  • И ребенок должен насытиться вами за это время. Главное, чтобы вы провели это время продуктивно.

Это те основные советы и способы, которые помогут без ущерба психике ребенка справиться с кризисом первого года.

Кое-что напоследок

Конечно, каждый родитель видя беспокойство своего малыша не может не переживать за него. Но, как мы уже показали, бороться с кризисом первого года является вполне возможным. Главное найти правильный подход к малышу.

Не надо переживать, все кризисы проходимы. Нужно только набраться терпением и помнить, ведь трудно не только вам, но и малышу. Так что постарайтесь не травмировать хрупкую психику своего малыша.

Мы уже писали об этом в материалах, посвященных кризисам третьего и седьмого года жизни, но хотим подчеркнуть еще раз: кризис - это абсолютно естественный, нормальный и даже необходимый этап развития любого ребенка. Да, поведение ребенка в этот период может быть далеко не идеальным и доставлять родителям массу хлопот, но кризис первого года жизни - это показатель того, что развитие вашего малыша (как физическое, так и психическое) протекает нормально.

В первый год жизни ребенок стремительно развивается и получает массу информации. Ребенку приходится учиться всем тем действиям, которые для нас естественны и доведены до автоматизма. Поначалу даже переворот на другой бок для вашего малыша - это значительная физическая нагрузка. Но, научившись ползать, а потом и ходить, ваш ребенок открывает для себя мир за пределами своей кроватки. Он начинает изучать окружающие предметы и всеми силами привлекать внимания старших. Все эти причины в комплексе и вызывают кризис первого года жизни.

    1. Кризис первого года: признаки

По каким признакам можно определить, что у вашего ребенка начался кризис первого года жизни? В первую очередь, признак любого кризиса - это резкий всплеск самостоятельности. Едва научившись ходить, ребенок отправится исследовать квартиру, и тут вам придется внимательно следить, чтобы он не залез пальцами в розетку, не стащил с кухонного стола нож и не познакомился с когтями вашей кошки. Тяга к самостоятельности может привести к тому, что ребенок будет отказываться выполнять привычные процедуры.

Ребенок начинает активно изучать не только окружающий его мир, но и людей. Малыш предпринимает первые попытки манипулировать родителями, пусть и несознательно. А как поведет себя мама, если я сделаю вот так? Ребенку интересно видеть реакцию родителей на разные формы его поведения . Поэтому кризис первого года жизни часто сопровождается новыми формами поведения, непослушанием (отказом поступать так, как желают родители), капризами, упрямством. Малыш становиться эмоционально возбудимым, начинает кричать и плакать по любому поводу, обижается на замечания старших.

Однако самостоятельность ребенка все же ограничена чисто объективными факторами, поэтому следующий признак кризиса первого года жизни - это усиление привязанности к матери. Если ребенок сам не может дотянуться до понравившегося ему предмета, кто должен ему помочь? Абсолютно верно - мама! Привязанность ребенка может быть гипертрофированной. Он будет проситься на руки, капризничать, как только мама отходит на пару шагов, а выход мамы из комнаты может сопровождаться самой настоящей истерикой . Конфликт между тягой к самостоятельности и привязанностью к матери может выражаться в противоречивом поведении : ребенок попросит вас помочь, а потом откажется от вашей помощи.

Как преодолеть кризис первого года с минимальным дискомфортом для вас и вашего малыша? Поскольку в отличие от следующих кризисов ребенок еще плохо умеет самостоятельно регулировать собственное поведение, очень многое в этот период зависит от родителей.

В первую очередь, необходимо максимально обезопасить ребенка . Кризис первого года жизни - это повышенная самостоятельность и любопытство. Вы с удивлением узнаете, как ваш малыш быстро передвигается по дому. Только что ребенок был рядом с вами - и вот он уже с интересом изучает розетку. Поэтому обязательно закройте все розетки, уберите колющие и режущие предметы туда, где малыш до них не доберется. Взяв нож или ножницы из ящика, не оставляйте их на столе , а положите обратно и плотно закройте ящик. Это нужно довести до автоматизма. Не оставляйте в доступных для ребенка местах горячую или хрупкую посуду, столовые приборы... В общем, ликвидируйте любой потенциальный источник опасности.

37.Анатомо-физиологические особенности ребенка младшего школьного возраста.

После периода первого физиологического вытяжения (6–7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего – в среднем 145 см.

Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего – 37 кг. Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

Мышечная система. Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа – письмо, лепка.Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы, сидя на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза – у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

Органы дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20в минуту.

Сердечнососудистая система. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем – 110/70 мм рт. ст.

Органы пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от того, что у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1–2 раза в день.

Органы мочевыделения. Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5–8 лет оно составляет 700 мл, а в 8–11 лет – 850 мл.

Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

Эндокринная система. Заканчивается ее развитие, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9–10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10–11 лет – набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10–11 лет начинается рост яичек и полового члена.

Нервная система. Расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

Цикл статей: Воспитание ребенка - секреты.

Кризис первого года жизни ребенка – что это такое?

К концу первого года жизни резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности . Еще бы – ведь он уже встал на ноги и даже научился самостоятельно ходить. Благодаря невиданной доселе свободе передвижения – кроха почувствовал себя независимым от мамы и родителей, с которыми он еще совсем недавно был неразрывно связан.

Ребенок бегает по дому, залезает во все щели, хватает-бросает и тянет в рот все, что попалось ему на глаза. Сколько же всего интересного обнаруживается в квартире! Звенящие банки и посуда, рассыпчатая мамина косметика, манящий пульт от телевизора, обувь у порога, вкуснятина в миске собаки… Порой остается только удивляться, как такому карапузу удается перевернуть верх дном – весь дом! Но наряду с шутками и смехом – обнаруживается явная угроза безопасности малыша, ведь ему ничего не стоит – схватить нож со стола, пальчик засунуть в дверную щель, дернуть кота за хвост, схватить горячий утюг…..

Стремление к независимости иногда проявляется и в негативном поведении ребенка: в его протестах против обыденных действий, против управления им. Он сам пытается управлять близким взрослыми, к примеру: когда ему в чем то отказывают, или его не понимают – он может истерично закричать. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства.

Признаки кризиса первого года жизни:

1. «Трудновоспитуемость» - упрямство, непослушание, настырность, постоянное требование внимание к своей персоне….

2. Увеличение возможностей и самостоятельности крохи: он пытается самостоятельно действовать во время кормления, одевания/раздевания, овладевает новыми умениями в игре, в самообслуживании…

3. Ребенок становится чувствительным к Вашим порицаниям и замечаниям , обижается, проявляет капризность, агрессию, направленную на Вас или какой-либо «непослушный» предмет…

4. Малыш проявляет в некоторых случаях даже противоречивое поведение , особенно в затруднительных ситуациях. К примеру: он может попросить Вашей помощи и тут же отказаться от нее.

Это лишь внешние перемены и изменения в поведении ребенка. В это время внутри него происходит нечто гораздо более важное: глубокие психологические преобразования, рост личности ребенка в целом. В нем проявляется способность к действию не только под влиянием предметов, которые он непосредственно видит, которые предлагаете ему Вы, а и под влиянием всплывающих в памяти представлений и образов…

У ребенкаf возникают свои собственные, не зависящие от Вас желания. Если ранее предмет или игрушка становились для малыша значимыми и привлекательными – только в руках мамы или другого взрослого, то теперь они влекут его независимо ни от кого.

Эта новая автономность ребенка от взрослого – как мы уже сказали – резко повышает его собственную активность, но она, конечно же – весьма относительна. Кроха еще ничего не умеет делать сам, он все время нуждается в помощи и поддержке взрослого. Вы, как и раньше, жизненно необходимы ему, но сейчас уже несколько иначе. Ребенку нужно не только хорошее отношение к нему в целом, а отношение, реакция и положительная оценка к его конкретным действиям и их результатам . Без этого он не сможет в полной мере ощущать свою самостоятельность и активность…

Суть кризиса первого года жизни малыша: это противоречие между отчаянным стремлением к самостоятельности и при этом зависимостью от помощи взрослого, от его оценки. А также противоречие между своими потребностями и возможностями: хочет сказать, а не может; хочет достать, но не дотягивается; хочет побежать, а падает.. Но все эти противоречия – движущая сила его психического и общего развития. Тут надо поставить памятник железной воле маленьких годовасиков: они продолжают исследовать, познавать и осваивать мир не смотря ни на что!

Как преодолеть кризис первого года жизни:

1. Старайтесь соблюдать привычный режим дня для ребенка. Но при этом он должен быть достаточно гибким и индивидуальным для каждого ребенка. К примеру, чтобы беспрепятственно и без слез лечь спать днем или стать голодным к обеду – ребенок должен набегаться, нагуляться, наиграться до этого. Режимные дети – более здоровые, психически-уравновешенные, и менее капризные.

2. Старайтесь обеспечить ему максимально богатую развивающую среду в доме – больше разношерстных, разнофактурных, развивающих игрушек из разнообразного материала, и даже «взрослых» предметов в личное пользование. Поощряйте и сделайте все необходимое – чтобы ребенок мог достаточно много двигаться. Движение – это всегда развитие.

3. Чтобы возникало как можно меньше запретов – уберите подальше все вещи , которые не должны попадать ему в ручки, обеспечьте безопасность как в доме ребенку (Об этом подробнее в статье «Чтобы запретов было меньше… Руководство по обеспечению безопасности ребенка от Дома, Дома от Ребенка.» ), так и на улиц е. К примеру: если его тянет в лужи – наденьте ему резиновые сапожки и пусть себе шлепает, если он собирает листики и камушки в парке, имейте с собой антисептические салфетки, чтобы обтереть ему ручки – и пусть собирает. Старайтесь по мере возможности не ограничивать его познавательную активность.

4. Позволяйте ему проявлять свою самостоятельность: даже если мало времени на одевание, а он настойчиво натягивает носок, даже если жалко смотреть как кроха вымазывается в пюре, пытаясь совладать с ложкой самостоятельно. Поощряйте эти попытки, хвалите результаты его действий. О том, как правильно хвалить ребенка, Вы можете прочитать в статье «Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?» . С другой стороны, если же ребенок не может справиться с задачей, которую он сам себе поставил, то было бы мудрым – не оставлять его один на один с этой неподдающейся проблемой, а незаметно прийти к нему на помощь: «Давай вместе!».

5. Старайтесь понять его все просьбы , и, если поняли - называйте-озвучивайте их («А.. ты хочешь достать книжку..», «Ты не хочешь идти домой..», и даже «Ты хочешь потрогать огонь..») – но это не значит, что Вы должны потакать ему во всем, но важно – понять его, и объяснить: почему нельзя, или опасно, либо же удовлетворить его просьбу. Его желание – озвученное Вами – уже наполовину исполнено;).… Старайтесь, чтобы не было неразрешенных ситуаций.

6. Если же ребенок упрямо делает то, что делать нельзя, не слушает и не слышит Вас, то важно правильно выстроить систему правил и запретов, и уметь правильно их подавать. Об этом в статье: «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»

7. Если малыш не хочет делать то, что нужно: одеваться, кушать и так далее, то ни в коем случае не делайте это насильно. Одевать на прогулку, можно и с «отвлекалочками», со стишками и потешками, в игровой форме.. Например, показать, как его любимая игрушка так же одевается, собирается гулять, и его приглашает с собой, предоставьте ему возможность самому выбрать одежду.

8. Последнее по порядку но первое по значению - старайтесь воспитывать ребенка любовью - подробнее читайте

Вообще надо взять за правило: предпочтения ребенка стоит учитывать каждый раз, когда это можно сделать.

Так же и с кормлением: обязательно должен быть выбор в еде, возможно, он голоден, но не хочет есть именно то, что Вы ему предлагаете, кушать за компанию с игрушками или другими детьми – гораздо интереснее, а если он не голоден – ни в коем случае не впихивайте в него пищу сами. Это очень вредно не только для его психики, но и даже для физического здоровья. Вспомните старую французскую пословицу: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Детский организм гораздо умнее нас. Ребенок сам знает и чувствует, что и сколько ему сейчас нужно. Единственное, это нужно ограничивать ему доступ и не баловать его сладостями. Они вызывают к себе привычку, с которой очень трудно потом бороться.

8. Уважайте личность своего ребенка, и проявляйте это уважение. Порой может показаться, что гораздо проще и быстрее надавить на него и заставить сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Малыш поплачет, перебьется, и успокоится… И все вроде бы нормально… Но это не нормально. Авторитарное давление как метод воспитания и общения с ребенком – это самый верный способ вырастить ребенка либо: вялым, трусливым, безынициативным, не способным самому принимать решения, либо напротив: агрессивным и грубым. Если человечек еще в детстве не привык чувствовать уважение к себе, то ему трудно вырасти сильным и уверенным в себе, уравновешенным человеком.

9. Проявляйте безусловную любовь к малышу: чаще обнимайте и целуйте его , говорите дружелюбным тоном, называйте ласково по имени – все это ему сейчас жизненно необходимо, не смотря на его естественное стремление к самостоятельности и независимости. О себе ребенок узнает – прежде всего - из уст близких ему людей, и, конечно же, матери. Называя его: хорошим, умным, добрым, любимым – мы задаем ему жизненную программу, составляем по частям его самооценку, чувство самоценности.

Итак, подводя итоги можно сказать: что соблюдая эти несколько пунктов нашей статьи, можно не только легко и безболезненно преодолеть кризис первого года жизни, но и подняться на ступеньку выше - заложить крепкую основу для гармоничного и своевременного развития ребенка, а также дружеских, близких и доверительных отношений с ним - и сейчас и в будущем.

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача - помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша - неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне - как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод - ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать - не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом - ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете - рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года - он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Видео: «Непослушные дети» - Комаровский

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.