Что делать родителям, если ребенок необщительный? Основные причины. Как воспитать общительного ребенка? Необщительный ребенок это нормально

Нашла в интернете, может кому пригодится.

Одни дети с легкостью заводят друзей уже в песочнице, другие и в более старшем возрасте предпочитают заниматься своими делами в сторонке от шумных компаний. И если общительность и желание ребенка быть на виду легко поощрить и поддержать, то что делать с замкнутым малышом - совершенно не понятно. Как же воспитывать такого ребенка, чтобы он нашел себя в этой стремительной жизни, не изменяя своей природе?

Как понять: ваш ребенок интроверт, или нет
В каком возрасте можно предположить, что ваш ребенок – интроверт? Психологи считают, что делать какие-то выводы о будущем темпераменте до двух-трех лет слишком рано. Дети проходят этапы роста и возрастные кризисы, которые внешне могут заметно менять их поведение. Кроме того, многое будет зависеть и от воспитания.

«Обретение своего «я» у всех детей происходит за счет общения с окружающими, − говорит гештальттерапевт Мария Лекарева-Бозененкова. − Разумеется, вы не перевоспитаете интроверта в его антипода, однако предостережения «Не подходи к другим деткам, они большие, обидят тебя или отнимут игрушку» могут спровоцировать настороженность и склонность сохранять дистанцию даже у маленького экстраверта. А стремление предвосхищать любое желание малыша у интроверта воспитывает ответное желание все делать на виду, только под наблюдением старших».

И хотя личность ребенка будет формироваться еще долгие годы, включая подростковый период, в возрасте трех-четырех лет разница детских темпераментов становится все более очевидной.

Маленький экстраверт на глазах буквально «подзаряжает свои батарейки» в играх с другими детьми, развивающих занятиях в группе, походах куда-то, где он черпает новые впечатления. Ему также важно немедленно выразить свои чувства и эмоции. Для того же, чтобы, например, порисовать в одиночестве, такому малышу приходится затрачивать усилия. Ребенок-интроверт с отнюдь не меньшим интересом отнесется к походу в театр или цирк, но, вернувшись домой, вряд ли согласится еще и поиграть на улице с друзьями. Осмыслить впечатления ему, скорее всего, захочется в тихой игре с любимыми игрушками или с кем-то из близких. Экстраверты познают мир и восстанавливают силы через общение и внешние связи, интроверты делают это наедине с собственными мыслями и фантазиями. И эту врожденную особенность своего темперамента и те и другие унесут во взрослую жизнь

Ваши ожидания - это ваши проблемы, а не ребенка
Именно в семье ребенок получает первый и самый важный опыт взаимодействия с людьми, с которыми он может не совпадать по характеру. Поэтому с раннего возраста важно признать за малышом его главное право – быть другим. Межу тем многим мамам и папам начинает ошибочно казаться, что ребенок ленив, нелюбознателен и чересчур уж медлителен. И главная ошибка – это попытки растормошить и «ускорить» малыша.

«Часто именно родители-экстраверты осознанно или неосознанно разочарованы ребенком, и он это, конечно, чувствует, − говорит детский психолог Мария Чибисова. – Постоянное ожидание качеств, не свойственных его природе, разовьет в ребенке лишь комплекс неполноценности. И, чтобы не огорчать маму с папой, он со временем либо начнет через силу притворяться, что тоже может быть веселым и активным заводилой, либо полностью уйдет в себя. И то и другое одинаково разрушительно».

Но и малообщительный родитель-интроверт, проводящий с малышом большую часть времени и ограждающий его от контактов извне, рискует усугубить некоторую закрытость, свойственную ребенку. Именно поэтому важно развить его сильные стороны и помочь справиться с тем, что дается ему не так уж легко.

приятных сюрпризов»
Отношение к веселью и спонтанным, пусть даже очень радостным, сюрпризам во многом разделяет мир интровертов и экстравертов. Ребенок не справляется с бурным потоком новых переживаний, которые он не может сразу воспринять и осмыслить. Поэтому обо всех планах, в которые будет включен ваш малыш, говорите ему заранее, в подробностях рассказывая, как это будет происходить. Задавайте ему наводящие вопросы: каких именно зверей он хотел бы увидеть в зоопарке или что бы он подарил своему другу на день рождения?

Позвольте ребенку выбрать собственный ритм жизни
Как только вы дадите ребенку возможность сделать все необходимое в его собственном ритме, малыш удивит вас тщательностью, с которой он справляется с задачей. Ситуация, когда мама торопится и нервничает, травмирует любого ребенка, но особенно тяжело это переживает интроверт, с детства стремящийся к размеренности и продуманности действий. Постарайтесь составить режим дня так, чтобы утром малыш имел возможность встать пораньше и неспешно собраться, поиграть с любимым плюшевым зверем или посмотреть короткий мультик. Такие ритуалы действуют на него ободряюще и успокаивающе.

ОСОБЕННО ВАЖНО
Ребенку очень важно с раннего детства дать понять: он имеет право на свой внутренний темп и желание побыть наедине с собой. Это его особенность, его характер, и мама с папой в нем это уважают и ценят. Даже если его окружают брызжущие энергией и весельем братья, сестры или друзья, он совсем не должен принуждать себя делать что-то просто «за компанию».

Выясняйте отношения с ним без свидетелей
Такие дети очень чувствительны к родительскому недовольству или гневу и особенно тяжело могут переживать, если их отчитывают в присутствии посторонних. Сама конфликтная ситуация дается малышу непросто. А то, что все происходит еще и публично, особенно пугает его. Ребенок может буквально из-за пустяка начать капризничать, оттого что многое держит в себе, но в конце концов не справляется со своими переживаниями. Если малыш бунтует на людях, отведите его в сторону от возможных наблюдателей. Объясните ему, почему вас не устраивает его поведение. Обязательно скажите, что вы понимаете, как он был расстроен, и вам его очень жаль. Если малыш уже хорошо говорит, попросите его рассказать о своей обиде и предложите вместе подумать, какими именно словами в будущем он сообщит вам о том, что огорчен.

Научитесь терпеливо слушать своего ребенка-интроверта
Дети интровертного склада могут вводить в заблуждение, ведь подчас они думают и чувствуют больше, чем это демонстрируют. И если не помочь им самим понять, как работает их мозг, взрослея, они могут недооценивать себя. Таким людям с детства необходимо время, чтобы спокойно обработать информацию: объединить в единое целое все, что они увидели, услышали и впитали. В процессе разговора они буквально расставляют все по полочкам. Для ребенка такая беседа – способ упорядочить свои впечатления. Поэтому, расспрашивая его о том, как прошел день в саду или понравился ли спектакль, не перебивайте наводящими вопросами и всегда давайте возможность довести мысль до конца. Интровертам, в том числе и маленьким, нужно приложить больше энергии, чтобы восстановить нить разговора и заново оформить в слова свои мысли и переживания.

Подбирайте ему занятия по темпераменту
Родителям кажется, что, чем раньше начать закладывать интерес к обучению и одновременно социализировать ребенка, тем успешнее он станет развиваться. Но интроверту такие американские горки могут не принести радости или привить неприязнь к занятиям. Другая крайность − изолирование малыша, а то в группе «нахватается всяких вирусов».

В результате не очень контактный по природе ребенок, который не обрел опыта общения со сверстниками, так или иначе столкнется с этой проблемой в начальной школе. Но только там ему будет значительно трудней. «Не нужно подбирать специальные занятия детям в соответствии с их темпераментом, − считает Мария Лекарева-Бозененкова. – Достаточно лишь быть внимательным к ребенку, его интересам и склонностям.

Малыш вполне может участвовать в театральном представлении на общем утреннике, но не надо заставлять его читать со сцены стихи, если он этого не хочет». Необходимо, чтобы воспитатель учитывал особенности всех своих маленьких подопечных. Интроверта частая смена заданий может сбить с толку. Зато его сильные стороны – это как раз умение внимательно заниматься чем-то одним продолжительное время. Важно также, чтобы ребенку позволили включаться в групповые игру не сразу, а давая время понаблюдать за происходящим со стороны.

Детский сад: этапы привыкания ребенка-интроверта
«Дети, которые трудно и долго привыкают к новой среде: не отпускают маму, плачут в течение дня, начинают часто болеть, совсем не обязательно интроверты, − утверждает Мария Чибисова. − Скорее, они просто более привязаны к дому, ощущают мамино постоянное беспокойство и недостаточно пока социализированы. При этом у них может быть любой темперамент». Правда и в том, что вашему малышу может быть сложнее адаптироваться в незнакомой обстановке, чем более общительным сверстникам. Но если ему грамотно помочь, процесс привыкания пройдет безболезненнее и быстрее.

1. Перед тем как малыш пойдет в детский сад, сходите вместе в его будущую группу. Познакомьте его с воспитателем и покажите игрушки, поиграйте с ними и определите среди них любимые. Если интерес ребенка-экстраверта можно поддерживать напоминанием о новых друзьях и совместных играх с ними, то малыша-интроверта нужно заинтересовывать игрушками и теми занятиями, которые он начал осваивать в саду.

2. Если ребенок отказывается от еды и сна, попросите воспитателя не настаивать. Это напрямую связано со сложностями адаптации, и любой прессинг в первые дни лишь усугубит стресс. По мере привыкания он начнет есть и спать, как и другие дети.

3. Интересуйтесь, как прошел у малыша день, что ему особенно понравилось. Возможно, он многое не расскажет. Расспросите воспитателей и напомните ему о приятных моментах. Когда вы забираете его из садика, он может быть молчалив − не нужно атаковать его вопросами. Дайте ему возможность просто побыть с вами вместе: поговорите о чем-то нейтральном. А потом можно вернуться к разговору о том, как прошел его день.

Все дети разные, даже в одной семье, но все любимые
Даже в самых дружных семьях, где братья и сестры привязаны друг к другу, дело не обходится без конфликтов и ссор. «Если в семье мама с папой умеют находить компромиссы прежде всего друг с другом и принимают детей такими, какие они есть, не пытаясь сделать их чуточку «веселей» или «спокойней», то и дети перенимают эту толерантность, способность видеть в непохожем человеке его лучшие и интересные стороны, − считает Мария Чибисова. − Когда же родители не принимают отличия друг друга, то они рискуют получить семейный раскол на «спокойных и скучных» и «веселых и шумных». В дальнейшем такую черно-белую картину мира и неумение взаимодействовать с теми, кто несхож, ребенок рискует унести во взрослую жизнь».

Чтобы наглядно объяснить детям их разницу, предложите им вообразить невидимый круг, в котором находится каждый человек. У одних он очень большой, у других − заметно меньше. Объясните, что, если круг маленький, человеку может быть неудобно, когда к нему подходят слишком близко, начинают неожиданно тормошить, громко разговаривать. Вы можете даже предложить детям игру, определяющую размер этого невидимого круга вокруг каждого члена семьи. Встаньте на тротуаре и двигайтесь по направлению к ребенку. Как только у него возникнет желание отступить назад, попросите его сказать: «Стоп». Мелом обозначьте место, где вы остановились, и обведите вокруг него черту. У каждого члена семьи будет, скорее всего, свой размер круга. Так наглядно вы покажете детям зону их комфорта, которая может быть неодинаковой.

Объясните, что в этом нет ничего страшного. Научите ребенка-интроверта вежливо просить его братьев, сестер или друзей давать ему больше физического пространства: «Здорово вместе кататься на качелях, но ты бы не мог чуть-чуть подвинуться?» А более экстравертным детям скажите, что, если кто-то неожиданно выходит из игры или пересаживается от них на другое место, это никак не влияет на их дружбу. Просто брату или сестре нужно немного своего пространства.

Фотобанк Лори

Когда Марина приходит забирать четырехлетнюю Варю из детского сада, она каждый раз расстраивается. Все дети бегают по площадке, что-то бурно обсуждают и смеются, а ее девочка сидит в песочнице или в углу комнаты в полном одиночестве. Она выглядит вполне довольной, всегда занята каким-то делом – играет, рисует, складывает картинки, иногда при этом разговаривает сама с собой. Но даже не смотрит в сторону других детей. «Почему ты не играешь с ребятами?» – спрашивает Марина по дороге домой, а Варя отвечает: «Просто не хочу». Марина вспоминает себя в детстве и удивляется. Она обожала друзей и не могла себе представить игру если не в компании, то хотя бы с парой лучших подружек.

Фотобанк Лори

Так вот, одной из причин необщительности может быть задержка социального развития, когда ребенок просто пока не чувствует необходимости вступать в контакты со сверстниками. Дома, в кругу хорошо знакомых и значимых для него людей такие дети чаще всего вполне общительны и контактны, и их вовсе не расстраивает отсутствие друзей среди детей.

Обстановка в семье

Другая причина может лежать в самой семье. Быть может, родители живут замкнуто и не любят гостей, мало общаются друг с другом и предпочитают молча сидеть перед компьютером или телевизором. В этом случае ребенку просто неоткуда будет взять образец для подражания, и он будет так же сидеть с игрушками или мультиками. Властная, слишком строгая мать – еще одна возможная причина, особенно, если строгость и холодность чередуется со вспышками обожания. Ребенок, не понимая, чего ожидать в следующий момент от самого близкого человека, интуитивно старается поменьше контактировать с внешним миром, не проявлять своей заинтересованности в других людях.

Врожденная застенчивость

У меня племянник такой с детства был. «Целовашки, обнимашки» не любил, к детям не тянулся. Сейчас уже 22 года, до сих пор такой же. Нет, у него есть друзья, и гуляет он в компаниях. Но и один он себя прекрасно чувствует и часто не нуждается в обществе. Кстати, очень умный парень, память удивительная и делает все с лету, но не амбициозный и немного ленивый.

Если ребенок явно жаждет общения, но никак не может решиться подойти первым, возможно, он слишком застенчив и робок. Не надо спешить обвинять его и пытаться уговорить «перестать бояться как маленький». Ведь с большой вероятностью эти качества унаследованы им от одного из родителей.

Генетики, получившие вместе с расшифрованным геномом практически универсальные ключи к тайнам человеческого поведения, застенчивостью почему-то заинтересовались особо. Благодаря сразу нескольким исследованиям Гарвардского университета и университета Висконсина было выяснено, что застенчивость и робость обусловлены . Недостаточная активность некоторых генов в клетках миндалевидного тела – а это центр страха в нашем мозгу, ведет к тому, что человек слишком боится новых обстоятельств и впечатлений.

Профессор Джером Каган, который в течение 17 лет наблюдал за 500 детьми, обнаружил характерные признаки застенчивости даже у детей в утробе матери – значительное повышение пульса в ответ на внешние раздражители и т.п. А Стивен Суоми из Национального института детского здоровья изучал поведение макак-резус и доказал, что некоторые из них тоже обладают генетической предрасположенностью к застенчивости. Но поскольку большинство людей с подобными врожденными склонностями с возрастом преодолевают их и становятся вполне социально успешными, бывает трудно проследить наследственность. Расспросите ваших родителей, какими вы были в детстве – и, возможно, поведение вашего ребенка станет вам намного понятней.

Ребенок – интроверт

Странно, что взрослым мы вполне охотно даем возможность быть интровертами, относясь к ним добродушно и с пониманием, а к детям подходим с более строгой меркой. Ребенок, чья внутренняя жизнь активней внешней, кто отдыхает в одиночестве и устает в компании, может быть совершенно счастлив и успешен, если его понимают и не пытаются насильно «вывести в люди». История знает множество тому примеров. Интровертами часто бывают одаренные дети, которые слишком погружены в область своих интересов и которые не хотят тратить время и силы на общение на другие темы. При этом вы должны быть уверены, что необщительность не связана с заболеванием, стрессом, депрессией или страхами. Как это понять? Здоровый ребенок-интроверт умеет и любит общаться, если предмет разговора и собеседник ему интересны, если на него не давят и не уменьшают его личное пространство. Да, для разговоров с таким ребенком вам придется выбирать подходящий момент, и быть очень внимательным к словам, но при этом общение будет полноценным и спокойным, а временами – потрясающе интересным.

Как помочь необщительному ребенку

Разумеется, ребенка, прежде всего, нужно принимать таким, какой он есть. Если вы в детстве целыми днями куролесили с ватагой соседских детей, оставьте этот факт в своей жизни и просто вспоминайте о нем с удовольствием. Сын или дочь проживают собственную жизнь, в которой у них будет множество других способов получить радость. К тому же здесь очень важно разделять собственную обиду от того, что ребенок «не такой как я» и воспитательные порывы.

Фотобанк Лори

У меня старший был солидный, с людьми сходился с осторожностью, да и сейчас скуп на эмоции. Младший - обаяшка и душа компании. Старшего всегда стимулировала к общению, а младшего сдерживала от излишней импульсивности. Не вижу никакой проблемы. У обоих все хорошо и с друзьями, и в жизни.

Но все же приходится признать, что хотя бы минимальные навыки общения необходимы каждому, кто планирует учиться, работать, создавать семью. Поэтому даже самого необщительного ребенка можно аккуратно и постепенно . Согласно британским исследованиям, о которых рассказано выше, среди людей с генетической предрасположенности к застенчивости около 80% при правильном обучении становятся социально вполне успешными и достигают даже больших успехов. Но для этого нужно действовать постепенно, шаг за шагом.

1. Общайтесь сами. Получая настоящее удовольствие от бесед с друзьями и родными, от совместных переживаний и обмена мнениями, вы демонстрируете ребенку все плюсы общения и показываете способы достигнуть этого. Побуждая ребенка разговаривать, первое время можно проговаривать важные вещи за него. Например, на детской площадке вместо того чтобы требовать «Иди, познакомься с мальчиком!», сами начинайте эти знакомства: «Здравствуй, мы гуляем тут каждый день, а ты? Как тебя зовут?» Пусть вас не волнует то, что ваш ребенок молчит – в один прекрасный день, когда почувствует себя уверенно, он обязательно заговорит.

2. Разговаривайте с ребенком правильно – внимательно и без давления. Поощряйте его говорить о своих чувствах и желаниях. С малышами можно отрабатывать навыки общения с помощью игр и игрушек. Например, мишка пришел в магазин (больницу, детский сад) и вступает в беседу с куклами и зайчиком. Детям постарше надо учиться вести диалог, «считывать» невербальные сигналы собеседника о том, когда тот хочет слушать, а когда говорить. Понять это ребенок сможет в разговорах с вами, но только если вы будете поощрять его участие и . Хороший совет – смотреть вместе ток-шоу по телевизору с выключенным звуком и пытаться угадать, о чем идет разговор.

3. Не критикуйте его друзей . Это очень, очень важно. Психологи считают, что всего лишь один друг – это вполне достаточно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и удовлетворял свою потребность в общении. Найти такого человека необщительному ребенку непросто, так что вы рискуете лишить его важного достижения. Возможно, вам кажется, что это общение «некачественное» – они вместе глупо хихикают, молча играют в компьютерные , бродят по улицам. Но влюбленные парочки тоже порой со стороны выглядят странно, не правда ли? Химия, возникающая между людьми, порой не выражается в словах и увидеть ее со стороны сложно.

4. Помогите ребенку ориентироваться в соцсетях. Да, вам кажется, что это подвох, ведь дети итак мгновенно «проваливаются» в виртуальное общение. Но для многих замкнутых и стеснительных детей написать сообщение на экране значительно легче, чем сказать вслух, а соцсети позволяют общаться с теми, кто физически далеко, но близок по интересам и темпераменту. (Кстати, если молчаливый ребенок будет активно болтать и делиться информацией в сети, будет означать, что на самом деле он нуждается в общении). Конечно, здесь нужно, как и везде, соблюдать баланс – например, договориться о том, что виртуальные разговоры возможны только с теми, кого знаешь лично и ограничивать время пребывания у компьютера парой часов в день.

Но не совершайте ошибку – не рассказывайте всем окружающим, какой бука ваш ребенок, и не пытайтесь постоянно поместить его в компанию, в которой он быть не хочет. Неудачи, страх и слишком сильное напряжение могут побудить его еще больше закрыться от мира. Гораздо эффективнее поощрять пусть и небольшие успехи, приглашать во взрослую беседу даже не темы, которые кажутся вам слишком серьезными и всячески подчеркивать важность слов, сказанных ребенком.

Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать.

С. Льюис

Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.

Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».

Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.

Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».

Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.

Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?

Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.

Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.

  1. Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.
  2. У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася — его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.
  3. Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.
  4. С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.
  5. Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.
  6. Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость — все это делает ребенка особенным.
  7. Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.
  8. Сказки и книжки — все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.
  9. Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.
  10. Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.
  11. Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.
  12. Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях... Ведь они не знают, что ваш сын — специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.
  13. Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка — большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.
  14. Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.
  15. Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.
  16. Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.
  17. Хорошее подспорье для этого в школе и саду — детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.
  18. Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное — это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.
  19. Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив — это то, что вам нужно. Похвала, терпение — на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.
  20. При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.
  21. В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.
  22. «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.
  23. Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.
  24. Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.
  25. В конце концов, если ребенку нужен друг, вы — тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.

И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи...

Обсуждение

Доброго времени суток! Моему ребенку 7 лет и уже с малых лет,где - то с 2, мы заметили,что ребёнок не тянется к детям,он как бы не видит их,не нуждается,проблема в том,что это продолжается до сих пор,что мы только с мужем не делали пытались внедрить в детскую среду,включались в игру сами, втискивая ребенка в компанию детей,но увы, и ах. При этом ребёнок не аутист,очень подвижный,но возраст его как бы отстаёт, как - будто недозрел,суждения, и поступки его слишком маленького ребенка,хотя ходит в 1 класс и программу тянет на пять(интеллект непоражен). Муж плюнул,хотя раньше гнал на улицу,сейчас, не тревожит сына,с тем, чтобы ребёнок пошёл на улицу. Что делать? Как быть? Может у кого - то было такое? Пройдёт или нет? Заранее Спасибо!

10.05.2018 21:03:48, Жанна

Из этих советов дейстенными будут 2-3, которые действительно помогут. А вообще, все гораздо проще. Надо стараться быть с ребенком друзьями и все наладится.

Комментировать статью "Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов"

Относитесь к нему как к ребёнку и пазл сложится. Конечно, все дети разные и то, что помогает одному, может не помочь другому. Может быть проблема одноклассника не в маме-бабушке за ручку, а в его робком и необщительном характере?

Принято считать, что ребенок просто обязан быть веселым, шумным, очень активным. Что нормальный ребенок – это источник огромного количества вопросов, желаний и шалостей. Но как быть, если ваш ребенок не вписывается в этот усредненный портрет? Если он шумным развлечениям в среде сверстников предпочитает спокойные развлечения в одиночестве. Более того, ребенок настороженно относится ко всем попыткам расшевелить и развеселить его. Все попытки вывести его на контакт приводят к тому, что ребенок...

Каждый человек хочет быть счастливым. Некоторым хочется быть богатыми, другим успешными. Кто-то желает признания, а кто-то стремится обрести совершенное здоровье. Есть те, кто хотят быть любимыми и любить, а есть такие, кто хочет стать красивым и сексуальным. Но всех объединяет желание быть счастливым. Во все времена существования человек находится в поисках счастья, ищет ответы на вопросы «как его найти» и «как его не потерять». «Счастье является наивысшим благом, к нему следует стремится...

Не смотря на все многообразие папских мыслей, для счастливой семейной жизни во всех его думах разбираться совсем необязательно. Подчас папа открывает рот, чтобы высказать свои мысли вслух. И не дай Бог ни маме ни маленьким детям пытаться осмыслить его, папины, идеи. Впрочем дети и не пытаются, а вот мамы часто проявляют полное не понимание и хуже того, начинают агрессивно спорить!!. Еще бы!, такую чушь пороть, еще и при детях-то. Папу конечно такая реакция на его светлые идеи не слабо...

1. Найдите в себе силы сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, например, вкус любимого напитка, массируйте виски, считайте до 10-15-100... Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе. 2. Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Вывести из общественного транспорта, из магазина, с пляжа. Смена обстановки...

Школьный КАРНАВАЛ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ HALLOWEEN с веселыми и ужасными привидениями для МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ! Бал нечисти, байки из склепа, секреты из жизни привидений… Почему детям не только интересно, но и полезно провести праздник с такой тематикой? И вообще, почему дети любят страшилки и ужастики? Детские психологи уважают Хэллоуин за уникальную возможность провести игровую терапию по работе со страхами. Для детей...

Говорите своему ребенку: 1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 9. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой...(что вы делали...

И старайтесь, чтобы понемножку он помогал младшему. знаете,вам нужно искать совета и помощи только у тех,у кого такая же ситуация-здоровый+больной ребенок в семье.напишите на нашей конфе,что ли... вы ему мать,вы, а не ваш подросток. он не будет так же как вы...

Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Всегда была убеждённой сторонницей садиков. Но глядя на моего очень необщительного, неадаптивного и своенравного ребёнка, мне становится всё страшнее и страшнее: как ему будет в садике? Стоит ли вообще туда идти? Я, в принципе, и дома могу поработать... Вот статья про положительные стороны детского сада ([ссылка-1]). Но так и не знаю, относится ли всё это и к нам тоже?

До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7-10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни. Первый год жизни - Страх новой окружающей среды - Страх отдаления от матери - Боязнь посторонних людей От 1 до 3 лет - Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)...

Часто слышу, что с подростком невозможно договориться: не слушает, от советов отмахивается, а то и грубит… Но ведь можно договориться, можно! Просто надо настроить ребёнка на разговор. Ну, отвык он, или считает, что вы его не поймёте, что вам его мысли неинтересны; а если расспрашиваете – так только затем, чтобы придраться и/или дать наставления. Так как же поговорить по душам, если ребёнок разговаривать не желает? Для начала стоит попробовать поймать подходящий момент. Бывают моменты, когда...

В подростковом возрасте вообще труба.... сейчас ничего, журналистом работаю:)) Не самая, гм, необщительная профессия Сколько не прошу помочь мне с переговорами с аборигенами - ноль, ни в какую. Хотя помощь бывает реальна нужна. 09.03.2011 21:27:18, химчанка.

Дара,МоЗайка,К.,Яснотка,Lariska из дома, hanhi и всем остальным спасибо за советы. 15.01.2009 13:30:57, МатьИстеричка. А почему не водить-то?! Неужели это так сложно - помочь ребенку одеться??!

частичный отказ! мол ей меня жалко, муж меня бросит с больным ребенком. и она мне это Светочка, милая, у меня для Вас только один совет - как можно скорее заберите малыша Дай-то Бог Ванюше поправиться... 26.04.2007 00: 25:10, Горсточка. ох уж эти добрые врачи...

Моему ребенку при таком кашле помогает на ночь выпить чай или молоко с медом - две кружки с перерывом в час. Как правило в замкнутых коллективах - семья, сад, школа и т.п. 21.10.2004 22: 25:21, Соколов.

Как вы относитесь к уринотерапии или как называется лечение мочой? Мне сегодня из двух источников советы пришли, один источник доктор. Если мать боится, что средство не поможет - значит, скорее всего, ребенку оно помочь не сможет.

29.02.2004 19: 25:03, LaLin. ребенку НЕТ и двух лет!!!.. он НЕ есть аналитик, ему создали определенные условия, и он их ПРИНЯЛ. Просто я хочу сказать, что мамочка просит совета и помощи, а не упреков, пусть и справедливых! А маму "лупить" поможет?

Кто уже рассказал своим детям, помогите, как вы об этом сказали. 01.08.2016 11:27: 25. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Срочно ищите кого-то кто Вам поможет приложить ребенка к груди. Если никого нету, сообщите. Купите молокоотсос или пусть Вас научат сцеживать руками. Натали вы даете советы для прибытия молока а не наоборот 25 .05.2001 09:06:18, larisa. Спасибо большое дрогоая Натали...

Сегодня мало кто сомневается в том, что умение общаться – это очень ценное человеческое качество, которое, к сожалению, не обязательно дается всем людям от рождения. Для некоторых детей и подростков проблема социализации в коллективе также стоит очень остро. У подростка может быть больше сотни друзей в социальной сети, но при этом ему не с кем пойти погулять в воскресенье, а на день рождения к нему приходят только родственники.

Обычно родители начинают обращать внимание на эту проблему тогда, когда у ребёнка не складываются отношения в школе, причем выражаться это может в виде травли или опасных конфликтов с одноклассниками. Я хотела бы взглянуть на эту проблему с другой стороны: как на проблему коммуникабельности вообще, а не только с точки зрения отношения детей и подростков между собой.

Например, своим детям я всегда говорила так: легко общаться с таким же, как ты сам, человеком, а ты попробуй позитивно поговорить с совершенно другой, непохожей на тебя личностью, например, с любопытной бабушкой у подъезда, с гастарбайтером, который убирает наш двор, с маленьким ребёнком в песочнице или с раздраженным охранником в вашей школе. С самого раннего возраста нужно учить ребёнка общаться с разными людьми, особенно, если вы замечаете, что коммуникативных навыков ему от рождения явно не достает.

Начинаем с песочницы

Ситуация нередкая: в песочнице играют дети разных возрастов, а рядом на скамейке сидит скучающая одинокая бабушка, которой хочется пообщаться. Мамы заняты разговорами между собой, и она начинает приставать к детям, которые в этой ситуации ведут себя совершенно по-разному. Один ребёнок, услышав её вопрос о том, что он строит из песка, откуда у него такая красивая лопаточка, и даст ли он ей её поиграть, охотно начинает отвечать. Другой же ребёнок, насупившись, отодвигается подальше и молчит, а иногда сразу идёт к матери, прячась за ней от приставучей старушки. Вот в этом втором случае, маме, возможно, стоит задуматься: общителен ли от природы её ребёнок. Конечно, некоторые родители посчитают, что общаться в таком случае ребёнку совершенно не обязательно, тем более, что они и сами порой не выносят подобного приставания.

А зря: это прекрасный случай развивать у ребёнка навыки коммуникации. Конечно, старушка ему не нравится, он её боится или просто не может объяснить, почему убежал от неё. В таких случаях, нужно раз за разом подталкивать ребёнка к нужному поведению: хотя бы к минимальному вежливому разговору с незнакомым человеком в вашем присутствии. При этом, учитывая сложную криминальную обстановку во многих местах, конечно, нужно объяснять ребёнку разницу между вежливыми ответами пожилому человеку в присутствии родителей и разговором со взрослым незнакомым мужчиной, например, по дороге в школу, если ваш ребёнок ходит туда один. Практика показывает, что маленький ребёнок – это не подросток, которого трудно заставить сделать что-то против его воли.

Лет до десяти на развитие личности ребёнка можно очень и очень повлиять, если действовать постоянно и целенаправленно. Его всегда можно заставить или уговорить сделать то, что вам нужно. Если не получается, то скорее всего, это ваша проблема. (О случаях нарушения психического развития у детей, речь, конечно, не идет). Например, в случае с бабушкой в песочнице нужно добиться хотя бы того, чтобы ребёнок не шарахался от неожиданных вопросов незнакомого человека, а вежливо на них отвечал.

Доводы приводите любые:

  • бабушку нужно пожалеть, потому, что ей скучно и одиноко
  • быть вежливым очень почётно и, прямо скажем, выгодно
  • вам будет очень приятно, если ребёнок покажет себя воспитанным человеком
  • бабушка - очень умный и хороший человек, с которым непременно нужно поговорить.
    И так далее, насколько у вас хватит фантазии
    Сделает так, как вы хотите – хвалите и поощряйте.

Если отказывается, прямо прикажите ребенку это сделать, забыв про его право на самовыражение, самовыразиться он и так всегда успеет. Не захочет – применяйте всякие штрафные санкции, принятые в вашей семье.

Уступать тут нельзя, именно в эти моменты и развиваются коммуникационные навыки общения с разными людьми, при недостатке которых в подростковом возрасте могут возникнуть серьёзные проблемы.

Например, к вам приходят скучные для ребенка гости, которые начинают мучить его вопросами об учебе и личной жизни, показывая при этом полное непонимание современных детских и подростковых интересов.
Ребёнок норовит побыстрее улизнуть в свою комнату, а иногда и вообще отказывается выходить к таким гостям. Обычно, это тоже серьёзный признак проблемы – общаться ему тяжело. Конечно, не надо заставлять его сидеть с гостями весь вечер, но потребовать вежливо с ними поговорить хотя бы в течение получаса , думаю, стоит.

Иногда ребёнок не способен элементарно поддержать разговор с родной бабушкой , когда она звонит ему, особенно если он её не часто видит. Постойте с ним рядом и подскажите, что сказать, как ответить и какие задать вопросы самому. Заранее скажите ему, что нельзя заканчивать разговор после первой минуты: пусть попотеет и мобилизует все свои умственные ресурсы.

Если вы едете с вашим стеснительным и малообщительным ребенком отдыхать, то старайтесь активно разговаривать с окружающими вас людьми и использовать любые возможности общения, при этом обязательно привлекая вашего ребенка. Это могут быть соседи по купе в поезде, люди, находящиеся рядом с вами на пляже или в столовой – при желании можно всегда найти кучу способов пообщаться с кем-нибудь.

Активно просите ребёнка вам помочь – пойти и у кого-нибудь что-нибудь спросить или попросить: проводника в поезде, официанта в ресторане, соседку в отеле, бабушку на скамейке и т.д. Всегда подталкивайте ребёнка к знакомству с детьми, находящимися рядом с вами и, если нужно, идите и знакомьтесь вместе с ним.

Для взрослых людей, часто совсем не нуждающихся в общении и, мало того, устающих от него, это может быть довольно тяжело. Но, если вы понимаете, что вашему ребёнку не хватает коммуникабельности, возможно, стоит пожертвовать личным комфортом.

Дело в том, что получить все необходимые коммуникационные навыки можно только из практики: никакие теоретические разговоры не помогут. Не помогут также и единичные редкие случаи ваших попыток заставить его общаться. Как говорится, тут должна быть многолетняя целенаправленная политика при вашем активном участии.

Иногда родители, спохватываясь, что подросток ведёт совершенно замкнутый образ жизни в обнимку с компьютером, начинают таскать его по психологам и вести с ним задушевные разговоры. Возможно, конечно, это поможет, но уж точно будет стоить огромных душевных и материальных затрат, которые не каждому родителю по силам.

Проблемы подобного рода нужно начинать решать как можно раньше. И не беда, если сразу ничего не получается. Если не первой, то десятой любопытной бабушке ребенок скажет, откуда у него красивая лопаточка, и что он строит из песка. Если ребенок ходит в детский сад, то это, конечно, тоже способствует коммуникационным навыкам, что бы ни говорили сторонники домашнего воспитания. И прежде всего потому, что там ребёнок оказывается в коллективе не с тем, с кем хочет он или его родители, а с теми, кто есть. В детском саду ребенок вынужден общаться с детьми и взрослыми людьми, которые, возможно, совсем не похожи на него и его родителей, с детьми, которых он, может быть, никогда бы не встретил в какой-нибудь платной группе раннего развития.

Домашние праздники с приглашением множества гостей также очень способствуют социализации замкнутого ребенка. Конечно, для много работающих родителей устраивать такие мероприятия нелегко и гораздо легче, например, устроить ребенку день рождения где-нибудь в кафе с привлечением аниматоров. Но следует учесть, что с эффектом от настоящего домашнего праздника, где ребенок участвует и в подготовке, и в проведении праздника, и в развлечении гостей, и в уборке квартиры, день рождения в "Макдональдсе" никогда не сравнится. Гостям "Макдональдса", конечно, понравится, но вашему ребенку пользы не принесёт, поскольку отвечать за то, чтобы всем было весело, будет не он, а аниматоры. К тому же организационные навыки, которые так сейчас ценятся, также не всем даются от рождения. В более позднем возрасте приобрести их гораздо сложнее, если вообще возможно, как и навыки коммуникации, на какие бы психологические тренинги человек потом не ходил.

Заниматься всеми этими вопросами для многих родителей очень тяжело по разным причинам. Но не думайте, что отдав ребенка на какие-нибудь занятия, вы получите гарантированный результат. Навыки коммуникации должны развиваться постоянно в простых бытовых ситуациях, которые происходят в нашей жизни каждый день. Если вы, заметив проблемы такого рода у вашего ребенка, с самого раннего возраста начнете действовать, то за несколько лет сможете кардинально изменить ситуацию и помочь своему ребенку чувствовать себя комфортно в современном мире.

«Бука, молчун» - так называют его и родители, и воспитатели, пытаясь переделать, насильно «подружить» с другими детьми. Такой подход в корне неверный – страдает психика, малыш переживает неприятные и мучительные моменты.

Общительный, открытый и заинтересованный во внешнем мире ребёнок считается своеобразным эталоном в современном обществе. Если же он другой, замкнутый и некоммуникабельный, то это воспринимается как отклонение от нормы.

Мы решили разобраться в причинах необщительности и найти способы решения проблемы.

Следствие внешнего воздействия

Если раньше ваш ребёнок не отличался застенчивостью и был в центре внимания в песочнице, а теперь предпочитает играть один - ищите причину. Возможно, он поссорился с другом, не знает, как наладить общение. Может быть, произошла конфликтная ситуация в детском саду с новой воспитательницей - и ребёнок замкнулся. Будьте тактичны, не стоит спрашивать: «Что случилось, мне сказали в саду, что ты ни с кем не играешь?» Внятного ответа вы, скорее всего, не получите. Действуйте аккуратно - так, чтобы не заставить малыша чувствовать себя виноватым.

Нельзя исключать и то, что ваш сын или дочка попросту устают от занятий, неважно себя чувствуют или просто нет настроения. Главное правило в такой ситуации - наблюдение и ненавязчивые разговоры по душам.

Свойство личности

Интровертами рождаются. Если с самого раннего детства малыш предпочитает играть в одиночестве, а не с толпой сверстников, не паникуйте и не стремитесь его переделать. Ребёнку комфортно и интересно с самим собой? Успокойтесь и не давите на него. Не стоит упрекать, делать неутешительные прогнозы («Так и останешься один, ни с кем не познакомишься»). Часто малыши-интроверты отличаются мечтательностью, любят фантазировать, размышлять, они усидчивы, обожают занятия, требующие сосредоточенности - паззлы, конструктор, книги. Мамы детей, которые и минуту не сидят спокойно, вам только позавидуют!

Пройдет немного времени, и ребёнок сам раскроется для общения. Взрослые интроверты вовсе не домоседы и не молчуны - у них тоже есть друзья, правда, всего один-два, но кто сказал, что это хуже, чем триста френдов в соцсетях?

Неумение наладить контакт

Ребёнок хочется общаться, но у него не получается. На детской площадке он скромно прячется за мамину спину, но если кто-то к нему подходит и приглашает поиграть, то он соглашается. А вот сам подойти и познакомиться не может - не умеет, стесняется. В этом случае надо помочь - тонко и ненавязчиво. Приглашайте в дом гостей с детьми, посещайте развивающие занятия, на детских площадках общайтесь с другими ребятами сами.

Отличный вариант тренировки - пальчиковый театр, ролевые игры. Разыгрывайте с куклами бытовые ситуации - знакомство, общение с продавцом в магазине, не забывайте про слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». И помните про личный пример - ребёнок невольно будет копировать вашу манеру общения.


  1. Развивайте речь ребёнка. Если у малыша проблемы с дикцией, его не будут понимать сверстники, да и сам он начнет комплексовать и стесняться.
  2. Если у вас гости, не оставляйте детей одних, уделите им время. Поиграйте с ними вместе в лото, например, или в прятки. Взрослый «посредник» поможет наладить общение малышей - через полчаса они сами найдут и тему для разговора, и занятие себе придумают.
  3. Напоминайте ребёнку о его друзьях. Малыши быстро знакомятся и быстро забывают новых приятелей. Поощряйте стремление сына подарить Кате медвежонка или позвать в гости Серёжу.
  4. Не переусердствуйте! Если вы станете безостановочно теребить ребёнка, окружать его и дома, и на прогулке большим количеством новых людей, получите обратный эффект.