Сводная таблица диагностики межличностных отношений старших дошкольников. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Метод проблемных ситуаций

Характеристику межличностных отношений детей старшего школьного возраста можно получить только эмпирическим путем.

Целью экспериментального исследования является психологическая характеристика межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Базу исследования составили: 28 воспитанников подготовительной группы МДОУ «Детский сад №2» г. Рязани во возрасте 6-7 лет. Из них: 15 мальчиков и 13 девочек.

Гипотеза исследования: межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста формируются неравномерно.

Методики исследования:

Социометрическая методика;

Метод вербального выбора;

Беседа о дружбе и о мотивах выбора друга;

Наблюдение за поведением детей;

Рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бака.

Совокупность выбранных методик позволит наиболее точно охарактеризовать межличностные отношения в группе дошкольников.

Рассмотри этапы проведения эксперимента более подробно.

С целью определения круга значимого ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам, мы провели социометрическую методику «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской).

В ходе исследования каждому ребенку предлагалось посмотреть на два нарисованных на листе бумаги домика и представить себе, что красный домик принадлежит ему, в нем много красивых игрушек и можно пригласить сюда всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Ребенку необходимо было подумать и решить, кого из ребят своей группы он пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике. Ответы детей заносились в специальную таблицу (матрицу, в которой фамилии ребят расположены по алфавиту.

Таким образом, каждому воспитаннику присваивался порядковый номер, который являлся одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволила нам выявить его положение в группе, то есть социометрический статус.

Анализ социоматрицы показал, что в экспериментальной группе можно выделить следующие типы социометрического статуса:

-«популярные» получили в два раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов;

-«предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «звезды») ;

-«пренебрегаемые» или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

Анализируя результаты данной методики, мы можем судить о том, что в подготовительной группе дошкольников из 28 детей 6 детей имеют статус «звёзды», 19 человек - «предпочитаемые», 2 человека оказались «отвергаемыми», а «игнорируемые» дети - 1 человек (рис. 1). В группе имеются устойчивые микрогруппы, состоящие их 4–5 детей, которые могут объединяться и организовать совместную игру.

Рисунок 1 – Результаты социометрического исследования

Как видно из данного рисунка, большинство детей находятся в числе «предпочитаемых» для общения, что говорит о достаточно сложившемся уровне межличностных отношений. В тоже время, тревожным является тот факт, что трое детей: 2 отвергаемых и 1 игнорируемый находятся вне зоны данной межличностной коммуникации, то есть имеют место быть проблемы в сфере межличностных отношений старших дошкольников.

Для уточнения полученных результатов нами был проведен метод вербальных выборов.

В индивидуальной беседе мы задавали ребенку следующие вопросы:

1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем никогда не станешь

2. Кого бы ты позвал к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь

3. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом, а с кем нет

В результате беседы каждый ребенок в группе получил определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. На основе этих данных нами была составлена социоматрица, отражающая предпочтения каждого воспитанника. Результаты данного исследования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты методы вербального выбора

По результатам данной методики, в группе сверстников оказалось больше детей со статусной категорией «популярный» и «предпочитаемый». В целом результаты двух диагностик не имеют кардинальных различий.

На протяжении всего эксперимента осуществлялось наблюдение за детьми.

Результаты наблюдения позволили выделить следующие показатели дружбы между дошкольниками:

Предпочтение, симпатия, сочувствие, и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;

Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;

Проявление заботы о товарищах по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры;

Помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для других детей, группы), желание выручить товарища;

Способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости), получая при этом удовлетворение;

Выражение дружеских взаимоотношений по собственному побуждению (а не только по указанию, совету взрослого);

Дружеские взаимоотношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.

Совокупность полученных результатов представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Совокупность результатов по методу наблюдение

Как видно из данного рисунка у детей в наибольшей степени сформированы навыки предпочтения в дружбе, выражение дружеского отношения по собственному убеждению, дружеские отношения не только в присутствии взрослых, но и без них.

Результаты беседы с детьми о дружбе и мотивах выбора друзей показали, что в группе 18%, испытуемых показали высокий уровень сформированности мотивов выбора друзей, т.е. дети на первое место выдвигали личные качества друга, группы товарищей, вместе с тем они мотивировали выбор друзей и совместными интересными играми, успешным совместным трудом, называли положительные игровые и трудовые качества.

59% испытуемых в группе показали средний уровень сформированности мотивов выбора друзей, т.е. дети мотивировали выбор друзей в первую очередь интересом к совместной игровой деятельности.

Низкий уровень сформированности мотивов выбора друзей выявлен у 23% дошкольников в группе, т.е. дети называли какие-то очень общие и примитивные показатели дружеских взаимоотношений, иногда они, характеризуя товарища, указывали какой-то конкретный случай.

Совокупность полученных результатов представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Результаты беседы сформированности мотивов выбора друзей

Таким образом, видно, что большинство детей – более половины показали средний уровень мотивов выбора друзей, что в данной возрастной группе можно считать хорошим результатом.

Кроме того, результаты экспериментального исследования показали, что избирательная дружба и объединения детей 6-7 лет были построены в первую очередь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т.д.). Между некоторыми детьми установились особо дружеские отношения: они предпочитали играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами.

Последней используемой нами методикой стал рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бака. Целью методики является выявление проблем у ребенка, влияющих на отношения с другими детьми. Данная методика позволит нам определить проблемные формы межличностных отношений, так как представленная в теоретической части динамика развития этих отношений далеко не всегда реализуется.

К проблемным формам межличностных отношений относятся: агрессивность, демонстративность, застенчивость, обидчивость. Выявление данных проблемных форм дает возможность понять некоторые причины «популярности» одних детей и «непопулярности» других детей в группе. Этот метод позволит нам дополнить данные предыдущих исследований.

Мы определили, что у 5 детей присутствуют элементы демонстративного поведения, у 7 детей - агрессивности, у 3 детей - обидчивости и у 2 детей преобладают формы застенчивого поведения (рис. 5).

Как видно из данного рисунка, наиболее проблемными формами межличностных отношений в анализируемой группе являются демонстративное поведение и агрессивность. Данные факторы обусловлены возрастными характеристиками.

Рисунок 5 – Результаты определения проблемных форм

межличностных отношений

Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что в целом, межличностные отношения воспитанниками подготовительной группы детского сада №2 г. Рязани можно охарактеризовать как сформировавшиеся (с учетом особенностей возраста испытуемых). В тоже время, результаты исследования говорят и о наличии проблем в данной сфере, связанных, прежде всего, с наличием в группе детей, относящихся к категории «игнорируемые и отвергнутые», а также наличием проблемных форм межличностных отношений, таких как демонстративное поведение, агрессивность, обидчивость, застенчивость.

План:

1.Основные понятия.

2.Исследователи отношений, межличностных отношений.

3.Методики диагностики отношений со сверстниками.

1.Основные понятия:

Отношение - связь или взаимодействие людей, или их сообществ между собой или характерная направленность их действий.
Межличностные отношения -
это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Сверстник - человек одинакового с кем-либо возраста; ровесник.

Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.

2. Исследователи отношений, межличностных отношений:

Понятие «межличностные отношения» тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г.М. Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношении внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.

При исследовании дружеских (доверительных) отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И.С. Коном, Н. Н. Обозовым, Т. П. Скрипкиной. По мнению И. С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность.

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью. Друзья откровенно обсуждают друге другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых.

Важной характеристикой дружеских отношений является доверие. Т. П. Скрипкинав своих исследованиях раскрывает эмпирические корреляты доверия людей к другим людям и к себе.

В учении А.Ф. Лазурского об отношениях личности отсутствует активный, преобразующий характер особенностей личности, формирование социально-адекватных форм отношений. Его личность активно приспосабливается к внешним условиям жизни, находясь в ограниченных рамках экзопсихики. Внешние социальные условия определяют отношения личности лишь в качестве необходимых условий их возникновения.

С.А. Рубинштейн исследует понятие «межличностные отношения» как специфическую форму отражения действительности. Согласно С.А. Рубенштейну «отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину». «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений; то, из чего оно состоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится .

С.А. Рубинштейн рассматривал отношения в рамках сознания. Сознание – специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, потому психический факт не определяется однозначно лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является.

Я.Л. Коломенский характеризует межличностные отношения как внутреннее состояние человека, отражающее отношение людей друг к другу. В связи с этим психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролируются обществом или отдельными его представителями. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются документально.

3.Методики диагностики отношений со сверстниками:

Для выявления взаимоотношений со сверстниками применяют 2 группы методик.

- Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж. Морено для детей - Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.) и беседы с детьми

- Методики косвенной оценки межличностных отношений, которые делятся на 3 категории:

а) наблюдение реальной ситуации;

б) символическое моделирование реальной ситуации;

в) проективные техники (методики «Два дома», «Игровая комната», Цветовой тест отношений и др.).

Так, для изучения состояния первичных социальных эмоций можно использовать следующие методы:

Наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями детей.

Социометрический эксперимент, в основу которого положен «выбор в действии» Я. Л. Коломинского.

Проективные методы (рисуночная методика «Я и мой друг»,

Метод цветовых выборов, Цветовой тест отношений, адаптированные методика эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина и тест на выявление «социального Я»).

Экспериментальное исследование может состоять из 3-х серий.

1 серия может быть направлена на определение наличия потребности в общении и социальных мотивов поведения.

Применяются методы наблюдения и проективные методики.

Наблюдение за объединениями детей в процессе свободной деятельности и игр проводится в течение нескольких месяцев. В протоколе фиксируется интенсивность общения, деловая или личностная направленность, эмоциональный фон и содержание детских контактов (предметные и игровые действия, речевые высказывания).

О наличии потребности в общении со сверстником свидетельствуют следующие признаки:

Проявление внимания и интереса к другому ребенку;

Эмоциональное отношение к нему;

Инициативные действия, направленные на установление социального контакта с ровесником;

Чувствительность к отношению и обращению другого ребенка.

О сформированности простейших социальных мотивов поведения говорит стремление ребенка сделать нечто полезное для удовлетворения нужд окружающих детей.

Проективные техники включают рисуночную методику «Я и мой друг» и Цветовой тест отношений.

Рисуночная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»).] Выбор карандашей не ограничивается.

Рисунок анализируется со следующих позиций:

Выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый - ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый - негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;

Старательность рисования;

Отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит и т. п.);

Выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т. д.).

Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого.

(«Покажи самый хороший»). Выбранный цвет убирается из поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех и двух оставшихся эталонов.

На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее - 1 балл), который интерпретируется впоследствии по методике цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я. Покажи, где тут ты» (указательный жест не цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства). После этого испытуемому зачитывается по именам (в случае необходимости - с добавлением фамилии) список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя Иванова. Покажи, где Катя»).

Принцип анализа прост: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении к тому или иному человеку, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги при составлении 1 ряда цветовых предпочтений. Всех сверстников по результатам анализа можно разделить на 4 группы:

1-2 балла- низкая эмоциональная привлекательность (ЭП);

3-4 балла - средняя ЭП;

5-6 баллов - высокая ЭП;

7-8 баллов - очень высокая ЭП.

Диагностически значимым является не только ранг цвета, но и сам цвет. Так, ассоциация с красным указывает на активность, импульсивность, иногда - агрессивность сверстника, с зеленым - на отношения опеки или диктата со стороны ровесника, с серым - на непонимание, отгороженность или безразличие к нему и т. д.

2 серия эксперимента может быть направлена на определение наличия эмоциональной децентрации. Она предполагает существование эмоционального образа другого в структуре сознания индивида. Эмоциональными называют образы, составляющие которых имеют особую значимость для субъекта и отмечены ярко выраженным личностным отношением.

Используются методики: периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком (8-16 наблюдений по 15 минут), Цветовой тест отношений, тест на выявление «социального Я»

В наблюдении представляется возможность проанализировать оперирование образом сверстника в процессе фазы направленности на партнера, фазы психического отражения, информирования и приема ответной информации и фазы отключения от контакта.

Методика проведения Цветового теста отношений отличается тем, что ребенку уже не зачитывается список членов группы, а предлагается вспомнить их самому.

Объектом анализа является, во-первых, соотношение цветового самообозначения ребенка и цвета, с которым ассоциируется сверстник, во-вторых, совпадения цвета самообозначения и цвета обозначения другого ребенка.

3-я серия эксперимента может быть направлена на выявление особенности взаимоотношений и уровня сформированности умений общения у детей.

Литература:

1. http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37153.doc.htm

2. http://www.bestreferat.ru/referat-147687.html

3. http://www.studfiles.ru/preview/5132808/page:8/

4. ПСИХОЛОГИЯ/ Под редакцией И.В.Дубровиной - 2-е изд., стереотипное – Москва:ACADEMA, 2003

5. Ильин Е. П./ И46 Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

2.1 Организация исследования

Исследование проводилось в 2015 / 2016 учебном году на базе МДОУ детский сад «Красная шапочка», г.Куса. Челябинской области.

Объект исследования: межличностное общение детей дошкольного возраста (5 – 6 лет).

Предмет: проблемы межличностного общения дошкольников.

Цель: изучить проблемы межличностного общения дошкольников и дать рекомендации по улучшению межличностного общения детей в группе.

В исследовании приняли участие 14 детей старшей группы в возрасте 5 – 6 лет. Особенности межличностного общения этой возрастной группы позволяют решить следующие задачи исследования:

    определить характер отношения ребенка к сверстникам;

    изучить особенности игровой деятельности группы, психологическую атмосферу;

    определить совместимость детей в группе;

    определить статус ребенка в системе межличностного общения.

Гипотеза: существуют проблемы в межличностном общении дошкольников.

Исследование предполагает соответствующие диагностические процедуры, составившие в итоге целый комплекс методов:

    Метод наблюдения (методика Е. О. Смирновой);

    Социометрический метод (методика «Капитан корабля» Е.О.Смирновой);

    Метод проблемных ситуаций (методика «Строитель»).

Метод наблюдения позволяет первично ориентироваться в реальном общении детей во время игровой деятельности, получить информацию о контактировании детей, чтобы составить общую картину взаимного общения детей в группе, поэтому он является первым этапом изучения межличностного внутригруппового общения детей.

Изучение внутригруппового общения, определение уровня развития общения в обследуемой группе осуществлялось по методике Е. О. Смирновой.

Целью наблюдения было – исследование особенностей поведения детей, характер их общения, формы общения, уровень развития общения во время игровой деятельности.

Наблюдение за детьми проводилось в одно и то же время (в утренние часы и после дневного сна) в помещении для групповых игр при одних и тех же условиях. Такое время для наблюдения было выбрано как самое благоприятное для самостоятельных игр.

Применяя эту методику, обращено внимание на поведение детей, характеризуемое следующими показателями: инициативность, чувствительность к действию сверстников и эмоциональный фон, который преобладает (негативный, нейтральный, деловой).

Для изучения особенностей владения ребенком коммуникативными средствами, характера общения со сверстниками в процессе игровой деятельности заводится протокол (Приложение А), в котором фиксируются данные показатели по каждому ребенку, который участвовал в обследовании.

Затем, результаты обобщаются в таблице наблюдения и оцениваются по шкале, которая приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Шкала оценки параметров и показателей

Продолжение таблицы 1

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

Чувствительность к воздействиям сверстников

Отсутствует: не отвечает на предложения сверстников

Слабая: предпочитает индивидуальную игру, на предложения сверстников реагирует редко

Средняя: иногда отвечает на предложения сверстников

Высокая: активно подхватывает предложения и действия сверстников

Эмоциональный фон

Негативный

Раздражение, крик, оскорбление сверстников

Положительные и отрицательные эмоции сбалансированы

Позитивный

Только положительные эмоции

В таблице наблюдения против каждого ребенка делается отметки по характеру отношения к сверстникам: (0 – 1 балл) по инициативности –неразвитость потребности общения со сверстниками, (2 – 3 балла) – нормальный уровень развития потребности в общении, 4 балла и выше – высокий уровень развития потребности в общении. Отсутствие чувствительности к воздействию сверстников (0 – 1 балл) свидетельствует о неспособности видеть и слышать другого человека. Свыше 1 балла – отвечает на предложения и инициативы сверстников.

Результаты, обобщенные в таблице наблюдения за игровой деятельностью детей, отражаются в следующей таблице, в которой делаются отметки по уровню развития навыков общения, исходя из следующей характеристики уровней.

Первый уровень: игрушки заменяют игровое общение со сверстниками. Развитие сюжета осуществляется на основе предметно-действенного замещения. Ребенок «уходит» от совместной игровой деятельности, занимает позицию «наблюдателя» за играми других детей, или позицию «разрушителя», которая направлена на разрушение игр других детей, ребенок не становится субъектом игровой деятельности.

Второй уровень развития навыков общения – короткие ролевые диалоги, слитые с построением сюжета. Ребенок не может удержать цель организационного общения, и совместная деятельность прекращается, может возникнуть конфликт. Наблюдается минимальное проявление самостоятельности и творчества детей.

Третий уровень развития навыков общения – изменение ролевого поведения по ходу игры, смена ролей, детьми разрабатывается предварительный замысел игры. Но проявление позиции субъекта игровой деятельности неустойчивое из-за недостаточной ориентированности на сверстника как на партнера по совместной игре.

Четвертый уровень развития навыков общения характеризуется построением сюжета на основе взаимной договоренности в отношении ролевого поведения в игре и заинтересованности в игровых действиях. Ребенок полностью считает сверстника партнером по совместной игре, отсутствуют противоречия между игровыми замыслами детей и способами их реализации в игровой деятельности. Все результаты метода наблюдения обобщаются и делаются соответствующие выводы по уровню развития общения по группе обследуемых детей.

После того, как составлена общая картина взаимного общения детей в группе следует приступить ко второму этапу исследования – определить положение детей в группе (социальный статус), взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения, структуры группы, принадлежность ребенка к существующим внутри группы объединениям, отношения детей друг к другу, возможно определить и оценить социометрическим методом с использованием методики «Капитан корабля» (методика Смирновой Е. О.).

Цель – выявление объективной картины взаимодействия детей в группе путем оценки межличностных предпочтений.

Организация проведения: с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа (остальные дети в это время заняты с воспитателем), в ходе которой ребенку показывается рисунок корабля и задаются вопросы:

    Представь себе, что ты отправляешься в дальнее плавание, и ты являешься капитаном этого корабля, то кого из группы ты взял бы себе в помощники?

    Кого бы ты пригласил на корабль в качестве гостя?

    Кого бы ты ни за что не взял с собой в команду в плавание?

    Кого бы ты оставил на берегу?

Ребенок называет имена сверстников, с которыми он предпочел (или не предпочел) бы «плыть на одном корабле».

Первичная информация, то есть, выборы детей (социометрический выбор) фиксируются в процессе самого исследования в социометрической таблице (матрице), которая приведена в Приложении Б.

В матрице определяется социометрический статус каждого ребенка на основании индивидуального индекса, который определяется как отношение сделанных выборов к количеству детей в обследуемой группе за минусом 1 (сам ребенок). В матрице вертикально расположены имена детей обследуемой группы, в верхней части таблицы по горизонтали – порядковые номера детей. По строкам проставлены цифры, обозначающие выбор детей по номерам задаваемых вопросов (3-й и 4-й вопросы проставляются со знаком (−). Выделяются взаимные выборы детей, то есть те, когда дети выбрали друг друга. В матрице заполняются суммирующие графы и строки по количеству выборов всего, получивших положительные выборы и отрицательные.

В результате данной процедуры каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Затем осуществляется подсчет положительных и отрицательных выборов, который получил каждый ребенок, что заносится в специальный протокол, где фиксируется количество положительных и отрицательных ответов по каждому ребенку, определяются взаимные выборы. Количество отрицательных и положительных выборов, которые получил каждый ребенок, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус ребенка):

    дети, которые получили наибольшее количество (более четырех) положительных выборов (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными («звезды») в данной группе обследуемых (статусная категория 1);

    детей, которые получили один или четыре положительных выбора относят к группе предпочитаемых (статусная категория 2);

    дети, которые не получили ни положительных, ни отрицательных выборов – это игнорируемые, остающиеся как бы незамеченными своими сверстниками (статусная категория 3).

    детей, которые получили в основном отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), относят к группе отвергаемых (статусная категория 4);

Исходя из этого, определяется, насколько желанен ребенок в системе межличностного общения в группе. Проведение обследования по данной методике позволяет определить уровень благополучия взаимоотношений в группе, то есть соотношение суммарных показателей благоприятных (статусные категории 1 и 2) и неблагоприятных статусных категорий (статусные категории 3 и 4). Если преобладают благоприятные статусные категории, то уровень благополучия взаимоотношений в группе считается высоким, если в группе преобладают дети с неблагоприятным статусом, то уровень благополучия взаимоотношений в группе низкий.

Характер отношений, которые существуют в группе при общении, уровень удовлетворенности взаимным общением, позволяют определить следующие показатели:

    коэффициент взаимности, который вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов (вычисляется в %). По его величине обследуемую группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: 1 группа – от 15% до 20% (низкий уровень), 2 группа – 21−30% (средний уровень), 3 группа – от 31% до 40% (высокий уровень), 4 группа – свыше 40% (сверхвысокий уровень). Этот коэффициент – показатель действительной сплоченности, привязанности детей друг к другу, но он может быть свидетельством фактической разобщенности группы на отдельные подгруппы;

    коэффициент удовлетворенности взаимным общением, который вычисляется как отношение числа детей, которые имеют взаимные выборы, к числу всех детей обследуемой группы. По его величине можно судить об уровне удовлетворенности взаимным общением детей: низкий уровень – это 1 – 33%, средний уровень от 34% до 49%, высокий уровень – от 50% до 65%, высший уровень свыше 66%. Удовлетворенность взаимным общением каждого ребенка определяется как процентное отношение числа детей, с которыми у конкретного ребенка взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал, и тогда: высшийуровень удовлетворенности взаимным общением имеют дети, коэффициент которых равен 45 −100%; 2-ой уровень – 50 −7 5%; 3-ий уровень – 25 − 50%; 4-ый уровень – 0 − 25%;

    индекс изолированности – процент детей, которые оказались без единого выбора. Группа благополучна, если в ней нет таких детей, или их доля составляет 5 – 6% в общей численности группы.

На основании матрицы социометрического обследования по методике «Капитан корабля» производятся расчеты показателей, проводится их анализ, и делаются соответствующие выводы по положению детей в группе, взаимных или невзаимных избирательных предпочтениях, структуры обследуемой группы, принадлежности ребенка к существующим внутри группы объединениям. Для выявления явного лидера, наиболее влиятельных детей, группировок, состоящих из детей взаимосвязанных, то есть, стремящихся друг к другу при общении, составляется социограмма локограммного вида («локус»).

После того, как закончен второй этап исследования (социометрический метод), проведен анализ его результатов и сделаны соответствующие выводы, с целью более полного изучения межличностного общения детей, следует приступить к третьему этапу исследования – проведению эксперимента, в котором дети должны решить социальные проблемы (метод проблемных ситуаций). Социальными проблемами для ребенка при применении этого метода исследования являются: оценка действий сверстника, разрешение конфликта, одобрение и поддержка другого ребенка в его действиях и т.д. Третий этап исследования проводится по методике «Строитель».

Цель – составить полную картину поведения ребенка в проблемной ситуации, определить основание и причины того или иного его поведения.

Процедура проведения: в эксперименте участвуют двое детей и экспериментатор, который предлагает детям построить что-либо из конструктора. Дети говорят, что они хотели бы построить. Детям предлагается сделать выбор: один будет строить, а другой будет наблюдать за строительством в роли контролера, то есть наблюдать, подсказывать и оценивать действия первого ребенка вместе со взрослым. Во время строительства, взрослый либо хвалит ребенка за удачные действия, либо порицает, призывает ребенка-контролера тоже оценивать действия ребенка-строителя.

Эксперимент проводится в первой половине дня, когда дети, не занятые в эксперименте, играют под присмотром воспитателя. Эксперимент проводится в течение 7 дней, так как занимает продолжительное время и в течение одного дня можно заняться только с одной парой детей. Пара детей подбирается с учетом результатов проведенного наблюдения и социометрического обследования. Первая пара: оба ребенка имеют статус «предпочитаемых», вторая: ребенок-строитель – статус «предпочитаемого», ребенок-контролер – статус «отвергаемого», третья пара: ребенок-строитель – статус «предпочитаемого», ребенок-контролер – статус «звезды», четвертая пара: ребенок-строитель – статус «звезды», ребенок-контролер – статус «отвергаемого», пятая пара: ребенок-строитель – статус «звезды», ребенок-контролер – статус «предпочитаемого», шестая пара: ребенок-строитель – статус «предпочитаемого», ребенок-контролер – статус «игнорируемого», седьмая пара: ребенок-строитель – статус «отвергаемого», ребенок-контролер – статус «предпочитаемого».

Такой выбор пар объясняется тем, что в эксперименте оценивается поведение в проблемных ситуациях только тех детей, которые выступают в роли контролера, а в этом случае будут оцениваться дети, имеющие разные социометрические статусы.

Более того, будет проведена оценка поведения детей в проблемной ситуации при их взаимодействии с детьми, имеющими другие социометрические статусы. Поведение детей регистрируется в протоколе (Приложение В).

В протоколе отмечается: какова степень эмоциональной вовлеченности ребенка, каков характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения детей в проблемных ситуациях.

Первая группа – степень эмоциональной вовлеченности ребенка, который выступает в роли контролера, в действия ребенка-строителя оценивается баллами:

    0 – полностью не интересуется действиями сверстника (занят своими делами, нет интереса к ходу строительства;

    1 – заинтересован действиями сверстника, бросает беглый взгляд в его сторону;

    2 – периодически наблюдает за ходом строительства, задает вопросы и иногда комментирует действия ребенка-строителя;

    3 – внимательно наблюдает и активно вмешивается в действия сверстника.

Вторая группа – характер участия в действиях сверстника оценивается следующими баллами:

    0 – никак не оценивает действия ребенка-строителя;

    1 – негативная оценка (ругает, высказывает насмешки);

    2 – демонстративная оценка (сравнение с собой);

    3 – позитивная оценка (высказывает одобрение, советует, дает подсказки, помогает строить).

Третья группа – характер и степень выраженности сопереживания сверстнику оценивается баллами:

    0 – безразличное отношение ко всем оценкам партнера по строительству, то есть, индифферентное;

    1 – реакция неадекватна, то есть поддерживаются порицания взрослого и не поддерживается поощрение с его стороны;

    2 – реакция частично адекватна, то есть, поддерживаются и порицания и похвала со стороны взрослого;

    3 – реакция адекватна, то есть, полностью поддерживаются поощрения и похвала со стороны взрослого и выражается порицания и похвала со стороны несогласие с порицанием, которое высказывается взрослым.

Четвертая группа – характер и степень проявления просоциальных форм поведения детей в проблемных ситуациях оценивается баллами:

    0 – не дает советы и не предлагает помощь;

    1 – дает советы;

    2 – предлагает помощь в конце строительства:

    3 – дает советы и предлагает помощь в ходе строительства.

После оценки поведения детей в проблемной ситуации проводится анализ, и делаются соответствующие выводы. Окончательные выводы делаются по результатам всех этапов исследования и разрабатываются рекомендации, направленные на улучшение межличностного общения детей.

2.2 Анализ результатов исследования

На основании протокола (Приложение А), который составлен в ходе наблюдения за игровой деятельностью детей, и в котором зафиксирован характер межличностного общения детей, получены результаты по уровню развития общения в обследуемой группе. Результаты оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2 –Таблица наблюдения за игровой деятельностью

Имена детей

Критерии оценки (баллы)

Итого баллов

Эмоциональный фон

Отметки по уровню развития общения

Инициативность

Чувствительность

позитивный

нейтральный

Виталий В.

негативный

позитивный

Высокий уровень потребности в общении

позитивный

Нормальный уровень потребности в общении

позитивный

Высокий уровень потребности в общении

позитивный

Нормальный уровень потребности в общении

нейтральный

Не развита потребность в общении со сверстниками

позитивный

Высокий уровень потребности в общении

позитивный

Нормальный уровень потребности в общении

нейтральный

Нормальный уровень потребности в общении

нейтральный

Неспособность видеть и слышать сверстника

Наташа Н.

позитивный

Высокий уровень потребности в общении

позитивный

Нормальный уровень потребности в общении

Итого детей:

мальчиков

На основании показателей, которые представлены в таблице 2, определены результаты исследования по методу наблюдения, которые отражены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты исследования по методу наблюдения за игровой деятельностью детей

Показатели участия в игровой деятельности

Количество детей

Доля по отношению к общей численности

обследуемых детей (в %)

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Эмоциональный фон

Негативный

Нейтральный

Позитивный

Общее количество обследуемых детей, чел.

Из таблицы видно, что в обследуемой группе детей преобладает позитивный эмоциональный фон. Этот вывод вытекает из того, что позитивный эмоциональный фон присутствует у 64% обследуемых детей, то есть большей их части, тогда как нейтральный – у 29% обследуемых детей, то есть у 4 человек положительные и отрицательные эмоции сбалансированы (все 4 детей – девочки). Негативный эмоциональный фон по отношению к сверстникам наблюдается у 1 мальчика (Виталий В.), в связи с чем, он требует особого внимания.

Детей, которые были задействованы в обследовании, можно разделить на три группы.

К первой следует отнести 3 человека, то есть, 21% от общей численности детей задействованных в обследовании. Эти дети не принимают участие в сюжетно-ролевых играх, они сторонние наблюдатели. Они соглашаются принять участие в игре только на малозначительных ролях. Эти дети не общительны, молчаливы, ориентированы на то, что игрушка заменяет им партнера-сверстника. Эмоциональный фон одного из них негативный, у двоих – нейтральный. Они предпочитают высказываться, задавая вопросы, в диалоги вступают редко. Среди этой группы детей следует выделить одного мальчика – Виталия В., который имеет отрицательный эмоциональный фон в общении со своими сверстниками: раздражителен, часто кричит. Он некоммуникабелен, поэтому дети в свои игры его принимают редко, а, так как всякая инициатива в сговоре на игру у него отсутствует, то чаще всего он играет один.

Можно предположить, что причина всего этого – эмоциональная сторона отношений между людьми не выступает для этих детей как объект познания.

Ко второй группе можно отнести 7 человек, которые составляют 50%, то есть, половину детей, которые были задействованы в обследовании. В этой группе преобладает позитивный эмоциональный фон, который спокойный и доброжелательный. Дети этой группы общительны, коммуникабельны, стараются принимать участие во всех предлагаемых играх, даже предлагают ряд сюжетов сами, но, в случае несогласия сверстников на сговор на игру, уступают лидерам, соглашаются с ним. Для этой группы характерно проявление коммуникативной направленности на партнера по игре, но каждый стремится выстроить свою сюжетную линию, замыслы не согласовываются. Характер их общения поверхностный, потому что дети не хотят слышать друг друга. В игре разыгрываются стереотипные сюжеты. Для детей этой возрастной группы (5 – 6 лет), основном характерно именно такой уровень развития навыков общения, возможно, поэтому он преобладает в группе обследуемых детей.

Третья группа детей – 4 человека (29% от общей численности детей, которые принимали участие в обследовании) являются несомненными лидерами. Они обозначают игровое пространство, осуществляют игровой сговор, распределяют роли в игре. Этим детям интересно интенсивное игровое общение, при котором осуществляется переход от индивидуальной к совместной деятельности и наоборот. Эти дети общаются с большинством других детей из числа обследуемых. В этой группе обращает на себя внимание Наташа Н., которая при общении со сверстниками в игровой деятельности проявляет себя лидером, причем, дети выполняют все ее замыслы и играют те роли, которые она им определила, но характер общения у нее эгоцентрический.

Наблюдение показало, что при выборе форм игры присутствует гендерное различие. Так, девочки предпочитают играть в «дочки – матери», в «больницу», мальчики – в «строителей» или в «путешествие». Девочки выбирают для своих игр куклы, кухонные, парикмахерские, косметические принадлежности и др. принадлежности, у мальчиков – это машинки, мячи, конструкторы. Причем, девочки – лидеры (третья группа) привлекают для своих игр мальчиков из второй группы. Результаты, анализ и выводы проведенного социометрического обследования (второй этап исследования) по методике «Капитан корабля» приведены в таблице 4.

Таблица 4 − Социометрический статус обследованных детей

Имена детей

Полученные выборы

Всего выборов

Индекс статуса ребенка

2.Алина Б.

«отвергаемая»,

3.Виталий В.

«предпочитаемая»,

6.Дамир А.

7.Денис Г.

«предпочитаемый»,

«отвергаемая»,

9.Ксюша К.

«предпочитаемая»,

10.Коля Ц.

«предпочитаемый»,

11.Лена П.

«предпочитаемая»,

12.Маша С.

«отвергаемый»,

13.Наташа Н.

14.Саша Д.

«предпочитаемый»,

Количество детей, получивших более четырех положительных выборов, составляет три человека или 21% от общей численности детей, участвующих в обследовании. Они имеют статус «звезды». Статус «предпочитаемые», имеют те дети, которые получили 2 – 4 положительных выбора, их в группе 7 человек, то есть, 50% от общей численности обследуемой группы.

Статус «отвергаемые» получили три человека, это дети которые имеют больше отрицательных выборов, чем положительных, и они составляют 21% от общей численности обследуемой группы.

Статус «игнорируемый» получил один ребенок, так как он не получил ни одного выбора, ни отрицательного, ни положительного, что составляет 8% от общей численности детей.

Дети, первой и второй статусной категории имеют самый большой статусный индекс – более 0,5. Таким образом, в обследуемой группе более половины численности (71%) имеют высокий социометрический статус, но в группе есть ребенок, который игнорируется другими детьми группы при их общении и достаточно большой процент (21%) «отвергаемых» детей.

Такое положение является для воспитателя группы сигналом для того, чтобы сосредоточить свое внимание на проблемах в межличностном общении детей, повышении их индивидуального статуса. На основе взаимных выборов детей (обозначено двумя стрелками), с целью отыскания группировок, лидера, взаимосвязи, используя социоматрицу (Приложение Б), составлена социограмма локограммного вида, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Социограмма социометрического обследования

На рисунке 1 видно, что в группе при взаимном общении детей образуются три подгруппы с выделением в них лидеров.

Явный лидер в одной из подгрупп Дамир А. (6), что, помимо количества (7 положительных выборов) и взаимных выборов (2 выбора), подтверждается его высоким социальным статусом – «звезда», индивидуальный индекс 0,62.

Лидером второй подгруппы является Аня О., которая имеет 6 положительных выборов, три из которых взаимные. У нее самый высокий индивидуальный социометрический статус (0,69), по статусу она является «звездой».

Третья подгруппа образовалась вокруг лидера – Наташи Н., которая имеет социометрический статус 0,62 – «звезда», шесть положительных выборов и два взаимных выбора.

Каждый из детей, имеющих статус «отвергаемых», осуществил положительный выбор в пользу «своего» лидера, так, Алина Б. выбрала Дамира А., Катя. Ю. выбрала Аню. О., Маша С. свой выбор сделала в пользу Наташи Н.

На рисунке видно, что в качестве «игнорируемого» оказался Виталий В., он не получил ни одного выбора: ни положительного, ни отрицательного. В ходе наблюдения было отмечено, что этот мальчик имеет негативный эмоциональный фон по отношению к сверстникам, он не проявляет инициативы в сговоре на игру, у него не развита потребность в общении со сверстниками, его социометрический статус равен нулю.

Так как, у него отсутствует инициатива, эмоциональный фон негативный, возможно, поэтому, он попал в категорию «игнорируемых».

О характере отношений, которые существуют в группе при общении, уровень удовлетворенности взаимным общением, можно судить по показателям: коэффициенту удовлетворенности взаимным общением, коэффициенту взаимности, индексу изолированности.

Расчет социометрических диагностических показателей, произведенный на основании данных социоматрицы, представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Определение социометрических диагностических показателей

Наименование показателей

Алгоритм расчета показателей

Значение показателей, %

социометрии

Коэффициент удовлетворенности взаимным общением

Коэффициент взаимности

Индекс изолированности

Значение коэффициента удовлетворенности взаимным общением свидетельствуют о том, что 71,4% детей удовлетворены взаимным общением, то есть, уровень удовлетворенности общением в целом по группе высший. Но низкий уровень взаимности (коэффициент взаимности всего 17,8%) свидетельствует о фактической разобщенности группы на отдельные подгруппы.

Из-за высокого значения индекса изолированности (7,1%) группу нельзя отнести к благополучной по состоянию межличностного общения детей.

В таблице 6 представлены коэффициенты удовлетворенности взаимным общением каждого ребенка, которые рассчитаны на основании показателей матрицы социометрического обследования.

Таблица 6 – Коэффициенты удовлетворенности взаимным общением детей

Имена детей

Взаимный выбор,

Выбрал сам, чел.

Значение коэффициента, %

удовлетворенности

    Виталий В.

Продолжение таблицы 6

Имена детей

Взаимный выбор,

Выбрал сам, чел.

Алгоритм расчета коэффициента

Значение коэффициента, %

удовлетворенности

10.Коля Ц.

11.Лена П.

12.Маша С.

13.Наташа Н.

14.Саша Д.

Высокий уровень удовлетворенности общением у 4 человек, трое из которых имеют высокий социометрический статус, являются лидерами и имеют высокий уровень потребности в общении, что было выявлено при наблюдении (таблица 4). Двое детей имеют очень низкий уровень удовлетворенности общением, низкий уровень потребности в общении, шесть человек имеют средний уровень удовлетворенности общением.

Таким образом, это подтверждает низкое значение коэффициента взаимности в целом по группе, а высокое значение коэффициента удовлетворенности общением, рассчитанное в целом по группе (более 70%) свидетельствует о том, что дети удовлетворены общением в пределах существующих подгрупп, а взаимосвязи в общении между подгруппами низкие.

Получив данные по эксперименту «Строитель», далее на основании показателей, представленных в таблице В.1 (Приложение В), оценивается поведение детей в проблемной ситуации. Оценка проводится по четырем группам показателей на основании количества полученных баллов. Оценка представлена в таблице 7.

Таблица 7 – Оценка поведения детей в проблемной ситуации

Имена детей

Группа показателей, баллы

Итого баллов

«предпочитаемая»

«отвергаемая»

«звезда»

«отвергаемая»

«предпочитаемый»

Виталий В.

«игнорируемый»

«предпочитаемый»

В данной ситуации была затронута проблема реакции детей, имеющих разный социометрический статус, на поведение сверстников, находящихся в проблемной ситуации.

На основании баллов, представленных в таблице 7, и мотивов поведения, которые были отмечены в таблице В.1, можно сделать соответствующие выводы: самые большие баллы получили дети, находящиеся в статусе «звезда» и «предпочитаемые». У них отмечается высокая степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, которым они давали позитивные оценки, и предлагали свою помощь в решении проблемной ситуации. Мотивом их поведения являлось: интерес к эксперименту, желание помочь сверстнику и взаимная доброжелательность.

Дети, имеющие статус «игнорируемых» и «отвергаемых», показали низкую степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, находящегося в проблемной ситуации. Мотив их поведения: неинтересно, не люблю строить, недоброжелательное отношение к сверстнику.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать рекомендации по улучшению межличностного общения у дошкольников группы детского сада.

Чтобы решить проблему, существующую в межличностном общении детей, воспитателю следует провести коррекционную работу, состоящую из двух этапов.

Цель первого этапа – улучшить эмоционально-психологического климат в группе, для чего воспитателю рекомендуется:

    учесть возраст и индивидуальные особенности ребенка, который имеет статус «игнорируемый» или «отвергаемый»;

    обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;

    не делать слишком критических замечаний в адрес ребенка при других детях; окружить вниманием особенно застенчивых и замкнутых детей;

    проявить внимание и строгость к детям, которые активно демонстрируют свое лидерство перед своими сверстниками.

Прежде, чем начать первый этап коррекционной работы, воспитателю рекомендуется провести наблюдение за детьми, которые имеют статус «игнорируемый» или «отвергаемый». Цель такого наблюдения – выявление причины изоляции детей в группе.

На каждого из таких детей рекомендуется завести дневник-протокол, где фиксировать все факты его поведения со сверстниками, особенно в процессе игровой деятельности. Следует с каждым таким ребенком провести индивидуальное собеседование, например по вопросам: «Кто является твоим другом?», «Есть ли у тебя друзья в группе?», «Почему ты не любишь играть с тем-то сверстником из группы?» и т.п. Результаты таких бесед, также занести в дневник.

В этот же дневник занести результаты анализа семейного воспитания ребенка (разговор с родителями, результаты посещения родителями собраний и т. д.). Пример формы такого дневника приведены в Приложении Г.

Далее, воспитателю следует провести анализ результатов наблюдения и выяснить причины изоляции детей, которыми могут быть личностные качества ребенка и трудности взаимоотношения со сверстниками. Эти трудности могут носить операциональный характер (у ребенка неразвиты игровые навыки и умения, отсутствуют положительные формы взаимодействия со сверстниками) и мотивационный характер (у ребенка не совпадают свои потребности с потребностями ребенка сверстника, ребенок может быть эгоистом в общении со сверстниками и т.д.).

Воспитателю рекомендуется завести такой же дневник, но наблюдения за детьми, которые являются лидерами. В дневнике следует заносить факты, характеризующие проявление активности ребенка, формы его общения и с детьми, и со взрослыми, условия воспитания в семье. После составления такого дневника необходимо определить, какие качества личности ребенка-лидера обеспечивают ему лидерство, причины его лидерства.

Результаты анализа, и по детям с низким социометрическим статусом, и по детям-лидерам, воспитателю следует учитывать при проведении второго этапа коррекционной работы.

Цель второго этапа коррекционной деятельности – налаживание отношений ребенка, имеющего низкий социометрический статус, со сверстниками, повышение социометрического статуса ребенка, выработка положительной оценки детей с низким статусом со стороны сверстников.

На этом этапе главная роль принадлежит игровой деятельности. Эффективно проведение таких игр, которые требуют комментариев со стороны ребенка, и предложить ему стать комментатором, на первых играх может быть совместно с воспитателем. Это поможет ребенку откликаться на действия и поступки сверстников.

Очень эффективно проведение спортивных эстафет. При организации таких эстафет надо включить детей, имеющих статус «игнорируемый» или «отвергаемый», в группу, где сверстники физически более слабые. Тогда «игнорируемый» или «отвергаемый» ребенок будет чувствовать себя нужными, приносящими пользу группе, услышит одобрение со стороны сверстников. Воспитателю по окончании такого соревнования нужно обсудить, как проходила эстафета, почему победила та, или иная группа, обязательно похвалить таких детей, отметить их вклад в победу.

Организация игр с использованием строительных материалов, также, позволит привлечь детей с социометрическим статусом «отвергаемого» к совместным диалогам со сверстниками. Можно провести такие игры в виде конкурса между группами строителе и назначить «отвергаемого» главным строителем в каждой группе.

Развитию сотрудничества и улучшению взаимности между детьми воспитателю может помочь организация настольных игр, где задействовано много участников, например, «лото», «маршрутные игры» и т.д. Желательно ставить детей, имеющих низкий социометрический статус на ведущую роль.

Чтобы сформировать у детей чувство взаимопомощи, положительного отношения ко всем людям, воспитателю рекомендуется проводить беседы после прочтения детям художественной литературы. Причем, в беседу следует вовлекать детей, которые имеют низкий социометрический статус, чтобы они давали оценки действующим лицам произведения, высказывали свои предпочтения, вступали в диалоги.

Для развития коммуникативных навыков, чувства общности воспитателю рекомендуется организовывать кукольные спектакли с использованием сюжетов сказок. Причем, главные роли следует дать детям, имеющим статус «отвергаемый», а второстепенные роли детям-лидерам. Это позволит «принизить» роль лидера и поднять статус ребенка-«отвергаемого». К изготовлению кукольных персонажей и декораций к ним, следует привлечь детей (нарисовать, сделать аппликации и т.д.). При этом, необходимо разбить детей на группы и дать каждой группе отдельное задание. Группы создать таким образом, чтобы в каждой были дети с разными социальными статусами, назначив ответственными за эту работу детей со статусами «отвергаемого» и «игнорируемого». В течение работы над персонажами, воспитателю необходимо оказывать помощь детям и давать им только положительные оценки. Дать задание детям изготовить часть кукольных персонажей с помощью родителей.

Таким образом, воспитателю рекомендуется отредактировать свой перспективный план совместной деятельности с детьми согласно данным рекомендациям. Дополнить план (или включить в него): проведение наблюдения за детьми со статусом «отвергаемого» и «игнорируемого» с заполнением дневника наблюдения с последующим анализом результатом наблюдения; проведение спортивных эстафет в зале и на площадке; организацию строительных конкурсов; организацию кукольных спектаклей с самостоятельным изготовлением персонажей, обсуждение прочитанной в группе художественной литературы.

Соблюдение данных рекомендаций поможет воспитателю в формировании навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, и, также, будет способствовать повышению социометрического статуса детей в группе, что улучшит эмоционально-психологический климат в группе.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

С целью диагностики межличностного общения старшей группы детей МДОУ детский сад «Красная шапочка» в исследовании применены следующие методы: наблюдения, социометрии, проблемных ситуаций. Исследование проведено в три этапа: на первом была использована методика наблюдения за детьми во время игровой деятельности (методика Смирновой Е. О.), на втором – методика «Капитан корабля» (Смирновой Е. О.), на третьем – методика «Строитель».

Сочетание трех методик позволили выявить положительное и проблемы, существующие в межличностном общении детей этой группы.

В обследуемой группе детей преобладает позитивный эмоциональный фон в общении со сверстниками. Этот вывод вытекает из того, что позитивный эмоциональный фон присутствует у 64% обследуемых детей. Однако, следует отметить достаточно высокий вес детей в общей численности группы, которые имеют нейтральный и, даже, негативный эмоциональный фон (36%).

Группа имеет полную статусную структуру, с преобладанием благоприятного социометрического статуса: статус «звезда» имеют 3 человека (21% от численности обследуемой группы), статус «предпочитаемые» имеют 7 человек (50% от численности обследуемой группы). Их мотивацией к общению со сверстниками является интерес к общению, желание помочь сверстнику и взаимная доброжелательность.

Однако, в группе имеются дети, статус которых «отвергаемые», их 3 человека и они составляют 21% от численности обследуемой группы, один ребенок имеет статус «игнорируемый». Мотив их поведения при общении со сверстниками: неинтересно, не люблю играть, недоброжелательное отношение к сверстнику. В связи с такой статусной структурой и высокого значения индекса изолированности (7,1%), в целом нельзя сказать о благоприятном эмоциональном климате группы. При взаимном общении в группе наблюдается разделение на подгруппы, в которых выделяются лидеры, имеющие статус «звезда».

Внутри подгрупп дети проявляют высокую потребность в общении, высокую эмоциональную вовлеченность в действия сверстников, взаимную доброжелательность, но между подгруппами активного общения и потребности в нем не выявлено. Низкое значение коэффициента взаимности в целом по группе, и высокое значение коэффициента удовлетворенности общением, рассчитанное в целом по группе (более 70%) свидетельствует о том, что дети удовлетворены общением в пределах существующих подгрупп, а взаимосвязи в общении между подгруппами низкие.

Таким образом, в ходе исследования была выявлена проблема, существующая в межличностном общении детей: недостаточно благоприятный эмоциональный климат в общении сверстников в группе, который характеризуется наличием детей, имеющих статус «отвергаемых» и «игнорируемых».

восприятие дошкольный межличностный

Сфера межличностных отношений детей сложна и завуалированна. Именно социометрия помогает изучить ее наиболее объективно и корректно. В эксперименте, разработанном профессором Я.Л. Коломинским ("Выбор в действии"), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван "У кого больше?". Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, "присвоенный" каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: "Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок - тот выигрывает.

Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь". Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение

Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей

Вертикально располагаются имена детей группы (сначала мальчиков, затем девочек), "присваиваются" им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными во всех экспериментах. Имена мальчиков и девочек для удобства обработки целесообразно отделить цветным карандашом. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Следует заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Принцип ее использования состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Например: Алеша К. в первую очередь выбрал Сергея П.; во вторую - Олю Л.; в третью - Костю Т. Таким образом заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Для этого смотрим, кто выбрал Алешу К. (1). Если среди тех. кто его выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.

Если в эксперимент включен вариант аутосоциометрии ("Как ты думаешь, кто тебе положил (или положит) открытку?" (Я.JI. Коломинскнй), таблица принимает несколько иной вид: на каждого ребенка клеточка делится пополам - одна под другой. В верхней отмечается, как прошел выбор самого ребенка, в нижней - ожидаемый.

Эксперимент "У кого больше?" может проводиться с детьми с 4-летнего возраста 2 раза в год.

Для младших дошкольников эксперимент с вариантом аутосоциометрии может иметь другую форму. Готовятся фотографии детей всей группы; макеты или рисунки 4 строений, разных по привлекательности: сказочного дворца, обычного дома, бревенчатой избы, ветхой избушки "на курьих ножках". Индивидуально даем ребенку инструкцию: "Перед тобой красивый сказочный дворец, обычный жилой дом, бревенчатая изба и ветхая, в паутине, избушка на курьих ножках. Вот фотографии детей твоей группы. Разложи их в эти строения так: тех, которых, как тебе кажется, любят все или очень многие, - во дворец; тех, кого любит меньшее число детей, - в дом; тех, кого любят немногие,- в избу, а кого никто не любит - в ветхую избушку. Не забудь и свою фотографию положить". Результаты действий ребенка наиболее удачно могут быть зафиксированы в виде круговой диаграммы, где каждая окружность соответствует 4 видам строений.

Социометрический экспериментможет быть проведен по варианту Т. А. Репиной "Секрет" 2 раза в год (в октябре - ноябре и в апреле - мае). Игра дает возможность выявить существенные характеристики детских отношений в группе. По количеству полученных каждым ребенком картинок можно судить о положении его в группе сверстников. Следует обратить особое внимание на детей, не получивших подарков, а также на тех, которые получили отрицательные выборы. В данной методике эти задачи решаются путем качественного анализа мотиваций детей при осуществлении выбора или в проективной ситуации ("Если бы только трем детям у тебя не хватило картинок, кому бы ты не дал?").

Для проведения экспериментальной игры "Секрет" нужно подготовить по 3 картинки на каждого ребенка и 6-8 запасных. Игру проводят двое взрослых, не работающих непосредственно в группе. В раздевалке, где находятся шкафчики для одежды детей, ставят подальше друг от друга два детских столика с двумя стульчиками у каждого (для ребенка и для взрослого).

Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: "Сегодня все дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется "Секрет". По секрету все будут дарить друг другу красивые картинки". Чтобы ребенок мог легче принять задачу - подарить другим то, что нравится самому, его заверяют: "Ты будешь дарить ребятам, а они подарят тебе". Далее взрослый дает ребенку 3 картинки и говорит: "Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые болеют" (последняя фраза произносится быстро, чтобы дети не воспринимали ее как обязательный совет). Если ребенок долго не может решить, кому сделать подарки, взрослый объясняет: "Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть". После того, как ребенок сделал свой выбор, назвал имена детей, которым хочет преподнести подарки, взрослый обращается к нему: "Почему ты в первую очередь решил подарить картинку...?" Далее ребят спрашивают: "Если бы у тебя было много картинок и только трем детям из группы не хватало, кому бы ты не стал давать картинку и почему?" Все ответы записываются в тетради, а на обратной стороне картинки отмечается имя ребенка, которому она подарена. Важно, чтобы все дети нашли у себя "подарки". Для этого экспериментатор использует запасные картинки.

Можно воспользоваться в диагностической работе и социометрическим экспериментом "Игра в почтальона" (Л. Кантат). Он идентичен игре "Секрет", но здесь ребенку предоставляется право дарить открытку самому себе.

Методика "Краски в подарок па день рождения", разработанная на основе социометрического эксперимента Е.А. Панько и М. Кашляк, используется для диагностики как структуры детской группы, так и характера отношений между сверстниками.

Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров (или карандашей): синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявляется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие, в ходе которого говорит: "У каждого человека один раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?"

Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочтений на основе цвета "подаренного" фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас). Так, радость ассоциируется с красным цветом, удивление - с желтым, утомление - с серым, страх - с черным, гнев - с красным и черным, грусть - с синим и серым, интерес - с синим и зеленым. Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей взаимоотношений (КВ - коэффициента взаимности; УБВ - уровня благополучия взаимоотношений; ИИ - индекса изолированности) появляется новый - "цвет" предпочитаемого выбора.

Обработка и анализ социометрических исследований. Первичная информация каждого социометрического исследования - социометрический выбор - фиксируется в процессе самого исследования. Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы: "число полученных выборов", "число взаимных выборов", "число ожидаемых выборов", "число оправдавшихся выборов" (последние 2 графы - в варианте аутосоциометрии).

Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации).

Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают: а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений; б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);

в) коэффициент взаимности (КВ); г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ); д) индекс изолированности (ИИ); е) устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей; ж) мотивация социометрических выборов; з) половая дифференциация взаимоотношений; и) "цветовая палитра" социометрических выборов (в варианте "Краски в подарок на день рождения").

Остановимся на описании этих социометрических показателей межличностных отношений в дошкольной группе.

А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: I- "звезды" (5 и более выборов); И- "предпочитаемые" (3-4 выбора); III- "принятые" (1 - 2 выбора); IV- "непринятые" (0 выборов).

Если в эксперименте использовался отрицательный критерий ("Кому бы ты не стал давать картинку?" ("Секрет"), появляется статусная категория "отверженных". Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру. I и II статусные группы являются благоприятными, III и IV- неблагоприятными. Исходя из этого определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или холодный, отчуждающий.

Б. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В. Коэффициент взаимности (КВ).

Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: I - КВ = 15-20 % (низкий), II - КВ = 21-30 % (средний), III - КВ = 31- 40 % (высокий), IV - КВ = 40 % и выше (сверхвысокий).

Г. Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).

КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы.

На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: 1 - КУ = 33 % и ниже, II - КУ = 34-49 %, 111 - КУ = 50-65 %, IV - КУ = 66 % и выше.

Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. КУ в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребенка в одну из четырех групп: I - высшая - входят дети, КУ которых равен 45-100 %, II - 50-75 %, III - 25-50 %, IV - 0-25 %.

Такое условное распределение детей на группы имеет реальный психологический смысл. Становится ясно, что ребенок, которого выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более благоприятного эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится.

Д. Индекс изолированности (ИИ).

Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - прямой показатель успешности воспитательных усилий.

Е. Устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей.

Социометрические исследования не могут быть одноразовой акцией. Рекомендуем их проводить, используя разные варианты, изменяя критерии выбора, 2 раза в год.

Анализируя повторные полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используются 4 основных показателя: 1) количество сохранившихся выборов; 2) число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор; 3) устойчивость социометрического статуса; 4) количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте. Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько стойки или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать отношения дружбы. Устойчиво благоприятным будет положение тех детей, которые во всех экспериментах находились в I и II статусных группах; устойчиво неблагоприятными - в III и IV.

Ж. Мотивация социометрических выборов.

Почему одни дети пользуются симпатией сверстников, а другие - нет? Почему Кате предпочли подарить картинки шестеро ребят, а Оле - лишь один?

Ответить на эти вопросы поможет анализ мотивировок детьми своих выборов. Выясняется, какие мотивы лежат в основе предложения каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам. Мотивы отличаются разнообразием. В зависимости от содержания их разделяют на IV типа. К I типу относится общая положительная оценка сверстника, эмоционально положительное отношение к нему ("он хороший", "нравится!"); ко II типу - выделение тех или иных положительных качеств ребенка: а) внешние, б) качества, обеспечивающие успешность деятельности, в) нравственные; к III типу - интерес к совместной деятельности ("интересно втроем", "строим вместе гаражи и дом", "я с ним смешусь"): а) ребенок в центре совместной деятельности, б) партнер в центре совместной деятельности, в) "мы"; к IV типу - дружеские отношения ("он мой друг", "она самая хорошая подруга").

Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.

Вместе с тем в психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным » неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т. е. проецирует (переносит) свое Я.

Среди объективных методов , используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:

  • социометрия,
  • метод наблюдения,
  • метод проблемных ситуаций.

Остановимся на описании этих методов подробнее.

СОЦИОМЕТРИЯ . Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Проблема лидерства является одной из важнейших в социальной психологии. При всем многообразии трактовок этого понятия сущность лидерства в основном понимается как способность к социальной воздейственности, руководству, доминированию и подчинению себе других. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой- либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. Поэтому более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявпяется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Остановимся на описании некоторых из методик, соответствующих возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.

Капитан корабля . Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
  2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
  3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
  4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Два домика . Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном -игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов . Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

  1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
  2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
  3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов . В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.