Стиль ампир в одежде. Костюмы эпохи ампир для мужчин и женщин

Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир. В истории вслед за Древней Грецией могущественным и влиятельным становится Древний Рим, точно также и классицизм сменяется стилем ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.


Эпоха стиля ампир - 1800-1825 годы. Ампир означает имперский, зарождается он во Франции, во времена Наполеона, а именно во времена его успехов, его побед. Ведь ампир - это стиль империи, стиль триумфальных арок, арок, возводимых в честь побед, как в Древнем Риме, так теперь и в Париже.

Ампир появится и в ХХ веке, так называемый сталинский ампир. Здания и целые архитектурные ансамбли в стиле сталинского ампира можно найти в Киеве, Москве и Минске. Так в Минске весь проспект Независимости от вокзала до здания БНТУ выдержан в духе сталинского ампира, стиля империи.


Казанский Собор построен в стиле ампир, а также сталинская высотка в стиле сталинский ампир.


Стиль ампир всегда отличается большой пышностью, блеском, помпезностью.

Но вернёмся в начало XIX века. Как и в архитектуре, так и в моде стиль ампир получает распространение.

Силуэт костюма эпохи ампир имеет цилиндрическую форму, стремясь к цилиндрическим очертаниям стройной и высокой колонны. Используются однотонная рельефная вышивка, симметричная декоративная отделка, плотные блестящие ткани.

В мужской одежде распространённым становится появившийся ещё в эпоху классицизма фрак - шерстяной с высоким воротником-стойкой, обязательно тёмных тонов - чёрный, синий, серый, коричневый.

Носили такой фрак со светлым жилетом и такими же светлыми панталонами.

Верхний одеждой оставался также появившийся ранее редингот или сюртук. Сюртук постепенно становится основным элементом в мужском деловом костюме. А осенью и зимой носили редингот с двойным, а то и тройным воротником или же пелериной.

Причёски - в основном короткие, на головах - шляпы с небольшими и загнутыми по бокам полями.

Обувь - туфли и сапоги.

Но особенно сильным было влияние стиля ампир на женскую одежду. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1: 7 и 1: 6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф.

Корсеты столь популярные во времена барокко и вышедшие из моды в эпоху классицизма в период ампира вновь возвращаются. На смену мягким и лёгким тканям приходят плотные, к примеру, плотный шёлк, впрочем, также используются и тонкие прозрачные ткани, но обязательно на плотной, чаще шёлковой подкладке.


В женском костюме появляется и всё больше и больше декоративных элементов - рюши, оборки, кружева, вышивки. Вышивки часто выполнены однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.

Для самих платьев в стиле ампир также были характерны: шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

В верхней женской одежде в начале XIX века появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, отделанные бархатом, атласом (а зимой — подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, форму и покрой деталей платья.

Головные уборы - капоры самых разнообразных фасонов, а иногда и с вуалью, шляпы типа ток.

Тока - головной убор, который как раз таки появляется именно в эпоху Наполеона. Это была чёрная бархатная шляпа, украшенная перьями. Такая шляпа изображалась … на гербах, а именно на гербовом щите. Цвет околыша и количество перьев менялось в зависимости от титула хозяина герба. Так, к примеру, тока, изображённая на гербе дворян, имела зелёный околыш и одно перо.

Вскоре такой головной убор без полей и округлой формы стали носить и женщины.

Именно в начале XIX века, как и в эпоху барокко , большое внимание уделяется причёскам и головным уборам, а именно их пышности и нарядности.

Также используются перчатки: длинные лайковые, иногда без пальцев, так называемые митенки.

Обувь - туфли, плоские и открытые, кожаные и на низком каблуке.

Украшениями к платьям в стиле ампир служили жемчуг (как искусственный, так и натуральный), камеи, диадемы, колье, ожерелья, которые оборачивались вокруг шеи по несколько раз, на руках - браслеты, перстни, браслеты также носились и на ногах, серьги с подвесками.

Неизменной законодательницей моды в стиле ампир в начале XIX века была супруга Наполеона Бонапарта Жозефина.

Сегодня стиль ампир в одежде в основном представлен в платьях и сарафанах. Очень красивы свадебные платья. А вот особенности стиля ампир сегодня такие же, как и в начале XIX века: завышенная линия талии, наличие обязательной ленточки под грудью, а также струящийся силуэт и ощущение лёгкости. Длина также может быть до пят, как и вначале XIX, но может быть и короткой.



Платья в стиле ампир с укороченными юбками придают образу определённую женственность и даже кукольность, наивность. Из-за этой кукольности появилось и название стиля для подобных платьев - стиль baby doll .

Свадебные платья в стиле ампир шьются, как и из традиционного для ампира шёлка, та и из шифона. Обувью к таким свадебным платьям служат либо сандалии на плоской подошве, либо туфли на высоком каблуке. Волосы разбиваются на прямой пробор, гладко причёсаны, а на лоб спадают локоны. Если же волосы длинные, то их заплетают в две косы и укладывают в сеточку на затылке.

Плюсом платьев в стиле ампир является то, что они подходят практически всем. Так полным девушкам они помогут подчеркнуть грудь и скрыть полноту, девушкам с мальчишеской фигурой придадут женственности. А низким девушкам, платья в стиле ампир позволят выглядеть более высокими и статными.

Стиль ампир в одежде появился в конце 18 века. Если быть более точными, то временные рамки, в которых просуществовал этот стиль, относятся к периоду с 1790-х годов до 1820-х. Иногда называемый просто империей от французского om-peer, этот стиль предполагает женский силуэт платья, в котором талия значительно возвышается над естественным уровнем, а юбка обычно тонкая и столбчатая. В статье пойдет речь о моделях одежды Первой империи Франции.

Влияние Наполеона на моду

История европейской моды связана с событиями во Франции конца 18 века. Во времена правления Наполеона Бонапарта зарождается стиль ампир в одежде 19 века, а с его поражением происходит закат этого направления в моде.

Себя императором в 1804 году. Он стремился сделать Францию ​​лидером моды и новатором в области дизайна и ремесленных навыков. Во время Французской революции текстильная промышленность сильно пострадала, но он оживил индустрию кружев Валансьен, чтобы там могли быть созданы тонкие ткани, такие как тюль и батист.

Чтобы женщины покупали больше материала, Бонапарт запрещал им носить одно и то же платье, тем самым вынуждая их часто шить новые наряды. Он запретил пользоваться каминами в Тюильри, чтобы дамы носили больше одежды. Бонапарт следовал за давней традицией продвижения французской экономики через моду.

Императрица Жозефина была великим лидером моды и идеальной моделью. Она и стала главной законодательницей нового стиля. Будучи ярой поклонницей культуры Античности, она любила женские наряды римлянок. Популярный в те годы портной и модельер Леруа сшил несколько платьев по заказу Жозефины. Это были легкие, романтичные и Они стали родоначальниками нового стиля.

Особенности ампира

Наряду с развивающимся во Франции стилем ампир в одежде в Европе получил распространение романтизм. Но была еще одна страна, женщины которой поддержали французскую моду - Российская империя. Если вспомнить фильм "Война и мир" и сцены бала в доме Ростовых, то сомнений по поводу стиля в женской одежде не будет. На Руси состоятельные модницы выписывали себе платья из Парижа, а провинциалки - дворянки и купчихи - шили на заказ наряды из не очень дорогих тканей.

В основе стиля лежали римские традиции пошива одежды: свободный силуэт и крой платья, которое напоминало римскую тунику, собранную в складки. Появились аксессуары, такие, как узкие шарфы. Если были рукава, они были тоже узкими. Завышенная талия свидетельствовала о заимствовании из римской моды в одежде.

Стоит добавить тот факт, что в начале возникновения во Франции стиля ампир в одежде женщин возникла тенденция к оголению. В чем она заключалась? В моделях ампира была открыта значительная часть спины или груди, показывая тем самым природную красоту и привлекательность женской фигуры. Руки были оголены до плеч или прикрывались небольшими рукавчиками в виде фонариков. Единственное, что было скрыто - это ноги. Однако благодаря платью, пошитому из легкого муслина, батиста, кисеи, шелка фигура женщины была подобна мраморной статуе. По выражению историков моды, впечатление от женского костюма описывалось как изысканная простота.

Типы платьев ампирного периода

На протяжении небольшого отрезка времени, от возникновения стиля ампир в одежде и до его трансформации в готический, женщины носили различные типы платьев.

Остановимся подробнее на нескольких:

  1. Платье-туника. Это вид вечернего наряда, состоящего из прямого платья и надевающейся поверх туники. Она могла иметь различный вид: со складками, разрезами, застежками.
  2. Платье-frock. В нем лиф и юбка были сшиты вместе. Вариации кроя лифа отличались: простотой, с украшениями, лиф à l’enfant (детский), сердечком, V-образный или квадратный.
  3. Платье типа мантия или вечернее платье со шлейфом.

Трансформация женского платья

Стоит отметить, что уже в 1810 году во Франции и России женские платья начинают шить из плотных тканей. Это парча и бархат. Шлейфы выходят из моды, а юбки приобретают вид неширокого колокола. Украшением платьев становится вышивка античных узоров. Дополнением к наряду - длинные лайковые перчатки, индийские кашемировые шали или боа из меха или перьев.

Поверх платья женщины надевают курточки-спенсеры, удобные при верховой езде во время прогулок. Монохромность еще сохраняется, но платья уже перестают быть исключительно белыми, какой была изначально одежда в стиле ампир. На фото выше портрет княгини Долгорукой (1811). Она одета в бархатное платье с легкой шалью.

Мужская одежда в начале 19 века

Войдя в девятнадцатый век, мода мужчин также изменилась. В период господства стиля ампир мужские костюмы шьются из шерстяных тканей. Бархатными остаются придворные парадные костюмы. Фрак, пошитый из однотонной материи, стал любимой одеждой. В гардеробе мужской одежды в стиле ампир также были белые рубашки из тонкого батиста с накрахмаленным воротником, пестрые жилеты и шейные платки, завязанные на узел или бант.

Увлечением мужчин и женщин была верховая езда. Для этой цели была пошита одежда - редингот, которая со временем превратилась в сюртук, прочно вошедший в мужской гардероб.

Панталоны имели длину до щиколоток и держались на подтяжках. Их цвет был светлее фрака и сюртука. Но не все мужчины одевались в соответствии с этим стилем. Многие в начале 19 века носили военную форму, как и сам Бонапарт Наполеон.

Современная одежда

Ампир как модное направление просуществовал недолго, но и этого было достаточно, чтобы хорошо забытое старое появилось в одежде наших современников. Мода совершает очередной виток, и на этот раз ко временам правления Наполеона. Особенностью дизайна стиля ампир в современной одежде является все та же, что и в 18-19 веках, завышенная талия, которая подчеркивается декоративной вставкой, шнуром или лентой. Женственность и романтичность, привлекательность и какой-то особый шарм несет в себе стиль ампир в современной интерпретации. Ткани, которые используются для пошива женских платьев, имеют спокойные расцветки. В основном это шифон, шелк, хлопок.

Многогранность направления в современной моде

Современная одежда в стиле ампир скромнее исторических нарядов времен Наполеона. Главное его достоинство - это многогранность. Но в чем привлекательность стиля ампир в одежде 20 века? Скорее всего, в его комфортности, гармоничности, практичности и функциональности. Современные дизайнеры с удовольствием экспериментируют с темой стиля наполеоновских времен.

Одежда этого модного направления участвует в современных показах, доказывая возможность комбинировать, казалось бы, несочетаемые элементы наряда. Примером тому служит платье делового стиля для офисных работниц. Особенностью наряда для офиса будет гармоничность во всех деталях: ткань, цвет, длина платья.

Наличие в гардеробе платья ампир является показателем не только хорошего вкуса, но и практической смекалки, ведь в основе ампирного изыска лежит легкость, естественность, простота и удобство. Еще один весомый плюс таких нарядов - самодостаточность, не требующая дополнительных украшений и аксессуаров. Это один из тех немногих случаев, когда, надев одно лишь платье, вы уже полностью готовы к выходу в свет. Ампир - феноменальный стиль, который посредством нежности, трогательности и хрупкости наделяет женщину всесильностью!

Разноплановые фасоны предлагают дизайнеры и в каждодневной современной одежде в стиле ампир. Фото сарафанов, топов, платьев и рубашек, практически не выходящих из моды, присутствуют на страницах разных модных журналов.

Длина платьев варьирует от популярных среди молодежи коротких в стиле Baby-doll до классического макси.

Светская вечеринка или праздничное мероприятие - те места, где женщина в платье в стиле ампир будет выглядеть, как настоящая богиня. Варианты свадебных платьев а-ля Наташа Ростова в настоящее время пользуются гораздо большим спросом, чем пышный наряд Золушки.

Если говорить об обуви как об одном из главных аксессуаров любого наряда, здесь проблем с выбором не существует. Туфли, какие бы они ни были, скрыты под подолом длинной юбки. Это могут быть и высокие каблуки (как шпилька, так и платформа), и низкая подошва, и даже сандалии как дань античной моде.

Кому идет мода времен Наполеона?

Этот уникальный со свободным кроем и завышенной талией подходит практически любой женщине. Стройным подобные наряды придают женственности, а невысокие кажутся выше за счет завышенной линии талии. Маленькая грудь кажется зрительно больше благодаря подчеркнутой линии лифа.

Полные женщины также имеют свои плюсы от нарядов этого стиля. Свободный подол платья скрывает их лишний объем, а укороченный лиф подчеркивает грудь.

Все новое, это хорошо забытое старое и дизайнеры знают это как никто другой. В моду вновь входит стиль ампир, который наверняка найдет сторонников среди дам, уставших от эпатажа и гламура. О том, что представлял раньше и что представляет собой сейчас стиль ампир в одежде мы и поговорим.

Когда в конце XVIII века были произведены раскопки в Помпеях, во Франции и ряде других стран возник огромный интерес к культуре Древнего Рима. Скульптуры вдохновляли художников, эстетика храмов – архитекторов, естественно и дизайнеры костюмов не могли обойти стороной интерес к античной культуре. Это послужило причиной возникновения стиля ампир, что с французского языка можно перевести как империя.

В XVIII-XIX веках были популярны наряды в стиле ампир, для которых были характерны:

  • Ношение платьев, изготовленных из легких тканей. Талия была завышена, а платье декорировалось струящимися складками.
  • Использование таких тканей как батист, кисея, муслин, тюль. В XIX веке также становятся актуальными бархат, тафта, плотный хлопок
  • Декоративная вышивка на подоле платья с использованием римских и греческих орнаментов
  • Глубокое (до начала XIX века) декольте
  • Рукава-фонарики
  • Декорация плата оборками, лентами, пайетками
  • Белый, сизый, палевый, синий, бледно-розовые цвета
  • Наличие корсета
  • Платье имеет два слоя. Верхний слой изготавливают из полупрозрачной ткани, которая украшается вышивкой, а нижний – из плотного материала
  • Вышивка гладью
  • Наличие таких аксессуаров как шляпки, перчатки и шаль
  • Ношение коротких жакетов в качестве элемента, дополняющего наряд в холодную погоду.

Кому подходит одежда в стиле ампир?

Платья в стиле ампир имеют особый покрой, который делает эти наряды актуальными:

  • В повседневном стиле. Добавив к платью джинсовую или кожаную курточку, получится вполне достойный внимания повседневный лук
  • В свадебной моде. Среди будущих невесток платья в стиле ампир вызывают немалый интерес
  • Среди будущих мамочек. Драпировки, складки и свободный покрой отлично спрячут от посторонних глаз округлившийся животик
  • Романтических барышень. Такое платье незаменимо для вечерних прогулок с мужчиной и первых свиданий
  • На торжественных и вечерних мероприятиях. В таком платье Вас будет сложно не заметить. Каждый обязательно заострит взгляд, рассматривая столь изысканный наряд и оценивая преимущества фигуры и утонченного вкуса
  • Дамам с пышными формами. Платье в стиле ампир позволит скрыть имеющиеся лишние сантиметры и складки в лишних местах. Шикарный бюст будет подчеркнут, а смутная талия незаметна за складками и изгибами платья
  • Девушкам, имеющим невысокий рост. За счет особого покроя платья и максимальной длины срабатывает оптическая иллюзия, которая визуально удлиняет силуэт
  • Обладательницам маленькой груди и длинных ног. Таким особам больше можно порекомендовать носить короткие платья в стиле ампир с драпировкой в области груди. Обувь к этому наряду можно выбрать как на высокой шпильке, так и на плоском ходу
  • Худеньким барышням. Этот стиль добавит им женственности и скроет проблемные зоны, в которых отсутствуют желаемые объемы.

С того момента, как стиль ампир вновь вошел в моду прошло немало лет. Современный стиль ампир, который демонстрируют модельеры в своих показах, выражен следующими чертами:

  • Наличие завышенной талии и ленточки под линией груди
  • Завышенная талия в тандеме с драпировкой лифа
  • Богатая цветовая палитра. Современная мода не ограничивается конкретными цветами, напротив, приветствуются как пастельные и нежные оттенки, которые приветствовались в старину – нежно-голубой, сиреневый, персиковый, светло-салатовый, так и яркие тона – алый, бордовый, фиолетовый, желтый и т.д.
  • Обувь. Наряды может дополнить как обувь на низком ходу – сандалии, балетки, так и высокая шпилька или каблук
  • Глубокая зона декольте
  • Расклешенная к низу юбка, свободный покрой
  • Отсутствующие рукава или рукава-фонарики
  • Различная длина – от мини до макси
  • Вырезы на спине
  • Использование современных тканей при пошиве изделий: шелк, атлас, шифон и др. Также при пошиве активно используются полупрозрачные ткани
  • Возможность использования различных принтов
  • Наличие блуз и туник, которые актуальны не меньше, чем платье. Их прекрасно дополнят джинсы-скинни или брюки-дудочки
  • Вязаные вещи в стиле ампир. Это может быть шарф, накидки, жакеты или болеро.

Стиль ампир распространен в летней, вечерней и свадебной моде. В стиле ампир могут быть выполнены:

  • Платья и сарафаны. Как мы и говорили ранее, для них характерен глубокий или не очень глубокий вырез декольте, который является наследием ампира. Ампиру также присущи полупрозрачные ткани, которые непременно украшаются вышивкой или лентой под грудью. Дополнить такой наряд может куртка или безрукавка из денима, которая придаст наряду нотку casual. Оптимальная длина наряда, которая подойдет к любой фигуре – до колена. С платьем прекрасно будет сочетаться вязаный ажурный кардиган, накидка, шарфик или болеро контрастного белого цвета или в тон платью. Это придаст образу романтичности и шика.
  • Туника. Располагает различной длиной, имеет свободный просторный фасон. Античную тунику можно сочетать с леггинсами или разбавлять одеждой из денима – шортами (если речь идет о тунике-сарафане), джинсами или брюками-капри. Обувь к такому наряду актуальна любая - на каблуке, шпильке или низком ходу.
  • Кофты, блузы и топы. Их шьют из таких тканей как атлас, бархат и шелк. Изделия подлежат обязательному декору вышивкой гладью или золотыми нитями. Стразы и драгоценные камни могут украшать современные топы и блузы. Эти элементы женского гардероба можно сочетать с вещами в самых различных стилях – от повседневного до делового. Это могут быть брюки или юбка, имеющие завышенную талию, узкие джинсы, широкие брюки из шифона, короткие шорты, шорты-бермуды и т.д.
  • Аксессуары и украшения. Приветствуются роскошные украшения. Жемчужные нити, ожерелья из жемчуга и драгоценных камней, жемчужные воротники или золотые украшения, имитирующие вьющиеся цветы, а также всевозможные подвески и кулоны. Приветствуются длинные серьги, небольшие браслеты из золота или серебра, шарфы и перчатки.
  • Обувь. Стиль ампир – это не только одежда, но и обувь, которая является не менее важной частью наряда. В духе ампира Вы можете приобрести кожаные сандалии с различными переплетениями и ремешками. Актуальны и балетки, имеющие завязки из атласных ленточек. Такая обувь впишется в вечерний и дневной наряд. Вы всегда можете подобрать что-то подобное на каблуке или шпильке.

Макияж и прическа в стиле ампир

Приветствуется естественная красота. Волосы следует заколоть и декорировать заколкой с цветочными мотивами или атласными лентами. Подойдет ободок или повязка для волос. Можно сделать прическу в греческом стиле. Убранные волосы сделают акцент на зоне декольте.

Макияж не должен иметь никаких излишеств. Достаточно слегка выровнять тон лица или вовсе слегка замаскировать имеющиеся дефекты кожи, подкрасить ресницы и придать форму бровям. На ресницы достаточно нанести два-три слоя туши. Губы должны иметь естественный цвет. Допустима неяркая помада пастельных тонов.

Стиль ампир – выбор романтичных особ и девушек, предпочитающих комфорт и удобство. В таком стиле Вы вправе создать массу интересных луков, сочетая античное наследие с одеждой из современных тканей. Желаем удачи в составлении образов!

Кафедра «Спецкомпозиции»

РЕФЕРАТ

Выполнил: студент ТИЛП

Ботокараева М. Ч.

Проверила: Алибекова М. И.

Подпись:____________

Москва 2014

- возникновения стиля Ампир

- женский костюм в период Ампир 19-о века

- головные уборы женщин

- прически женщин

- обувь женщин

- аксессуары женщин

- мужской костюм в период Ампир 19-о века

- головные уборы мужчин

- прически мужчин

- обувь мужчин

- аксессуары мужчин

- заключение

- литература

Возникновение стиля Ампир (1804-1815г)

Стиль Ампир возник во Франции после Великой Французской революции и ориентировался на образцы античной моды.

Мода периода французской революции носила временный характер и была присуща лишь самой Франции. Послереволюционные французские моды конца 18 - начала 19 века распространились уже и в других европейских странах. Но история европейского костюма 19 века началась именно с революционных событий во Франции. Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной, основным принципом которой было внешнее единообразие. Классовое положение определялось теперь наличием модных туалетов и украшениями. Тот же прямой силуэт, та же простота линий и множество вертикальных складок

В 1804 году Наполеон объявил себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит название «ампир» (от французского «empire» - «империя»).

Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике. Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный - присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели. Нашел он свое отражение и в костюме этого периода.

Женский костюм в период Ампир

В послереволюционные годы женщины носили легкие, изящные одежды светлых тонов; платья типа туники, подпоясанные высоко под грудью. (см. рис 1)

В женской одежде цилиндрический силуэт античности. Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок. 2

У парадных платьев этого времени был небольшой шлейф (потом она постепенно исчезает) и глубокое округлое декольте. К бальному платью полагались длинные перчатки. Талия платья завышенная, под грудью Деколте повседневного платья прикрывалось кружевной косынкой. Рукава - короткие, в виде буфов, в основном, фонариком. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета. Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхней одежды женщины в этот период почти не носили. Зимой они закутывались в шаль. В конце 18 века в моду вошел «спенсер» - короткая приталенная английская курточка с длинными рукавами и застежкой впереди, отделанная оборками. Спенсер носили и мужчины, но очень недолго, а в женской одежде он сохранился до 40-х годов 20 века.

Рис 1 на женщине платье

Силуэт женского платья неоднократно изменялся на протяжении 19 века. В начале столетия платье носили без корсета. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее и в прическе было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца.

Силуэт юбки был мягким, до 1810 г. у нее обычно был шлейф, а после она стала не очень широкой, колоколообразной формы. Платья шили из различных тканей: шелка, батиста, кисеи, льна, муслина, шерсти, бархата, атласа.

В самом начале 19 века модным цветом был белый, затем - разные цвета, но в любом случае однотонные. Расшивались нарядные платья античными орнаментами. Верхней женской одеждой этого периода были спенсер и редингот. Женщины также пользовались различными накидками; наиболее популярной была «канза» - легкая накидка с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии. Особенно модными были очень дорогие кашмирские шали, искусство драпировки которых высоко ценилось. В качестве верхней одежды в этот период носили также русские шубки.

На гравюре того времени изображен такой «городской туалет»: шляпка-капотик, имитирующая античный головной убор с сеткой, посредством которой гречанки придерживали всю массу волос на затылке. Платье с полутреном, покрытое туникой, прикрепленной к поясу брошью из золота или серебра; эта туника сзади расходится. Корсаж - очень короткий и без рукавов. Руки закрыты рукавами сорочки.