Спиннер антистресс модная игрушка опасная для жизни. Детская игрушка “спиннер”: польза для больных или вред для здоровых? Отношения с родителями и учеба

Многие не знают, что всякие «крутилки» и «щёлкалки», заполонившие интернет своей рекламой, на самом деле очень вредны. Мы говорим о страшно популярных ныне среди молодёжи девайсах — про кликер и спиннер .


Спиннер
(фиджет спиннер, вертушка, крутилка для рук, англ. — fidget spinner, hand spinner) представляет из себя вращающееся вокруг центральной оси плоское изделие с несколкими радиальными лопастями. В центре устройство установлен подшипник, на лопастях — утяжелители или такие же подшипники. Изготавливается спиннер из пластика, металла, дерева, керамики, подшипники — из металла или керамики.


Кликер
(щёлкалка, фиджет куб, агнл. — fidget cube) — устройство в виде куба, выполненное из стали или пластика, на гранях которого расположены подвижные кнопки, джойстики, переключатели, тумблеры, шарики и колёсики.

Подобные устройства были изобретены ещё в 1990-х, но обрели популярность только сейчас. Помимо того, что это «модное современное развлечение, снимающее нервозность, излишнюю энергичность и развивающее мелкую моторику рук «, спиннеры и кликеры широко рекламируются как антисрессовые средства. Реклама гласит: «наш гаджет — единственное эффективное средство для людей с нарушением способности к концентрации и вниманию, или испытывающим беспокойство «. Например, производители рекомендуют «крутилки» и «щёлкалки» при СДВГ, аутизме или тревожном расстройстве.

Однако, реальная польза устройств для здоровья сомнительна. Некоторые медэксперты считают, что такие игрушки скорее отвлекает, чем помогают сконцентрироваться.

Но есть и ещё один важный момент. Реклама всегда преследует одну простую цель — продать, и продать как можно больше. Поэтому в рекламе всегда замалчиваются и всячески скрываются все минусы, негативные стороны и особенно возможный вред. А он есть.

Почему спиннер и фиджет-куб вредны для здоровья

И вот что об этом говорят наши специалисты:

Тренер по ножевому и палочному бою, прикладному фехтованию и психологической подготовке:

Вольф Опс, инструктор по стресс-подготовке:

«…Все нижеизложенное актуально в том случае, когда спиннер используется как средство для снятия стресса, и в терапевтических целях:
Мелкая моторика, совмещённая с имитацией психологической разгрузки — это, по сути, выведение человека на смещенные реакции. То есть замена одного стрессора другим. И по логике это вроде как и хорошо, когда более сильный стресс заменяется более слабым и более безобидным. Но есть один немаловажный момент…
Когда человек заменяет все возникающие стрессоры одним, но привычным, он сам в себе гасит механизмы восприятия стресса и реагирования на него. В итоге в случае, если этой крутилки под рукой не окажется, человек будет иметь очень широкий спектр пиз..цов. Более того, со временем абсолютно любой стрессор (вне зависимости от его силы и опасности для человека) будет приводить к этой самой смещенной активности. Что в свою очередь приведет к генерализованному неврозу на почве всего, что угодно.
И ещё — стрессом, требующим снятия, при такой «терапии» становится вообще все, что угодно, в том числе и то, что раньше таковым не являлось…»

Кстати, спиннеры и фиджет-кубы уже запретили во многих учебных учреждениях США на основании результатов исследований психологов, аналогичных приведённым выше выводам, а также из-за того, что игрушки отвлекают детей и студентов от учёбы. Но в отдельных школах их всё же используют ограниченно, чтобы помочь учащимся сконцентрироваться.

Таким образом, если спиннер и кликер используются в качестве «антистрессового средства» и терапии — есть серьёзный риск поиметь кучу неприятных проблем с психическим здоровьем, обрести зависимость, сравнимую с наркотической, перестать адекватно реагировать на внешние стрессоры, тем самым заглушив инстинкт самосохранения. Ну и так далее. Это не панацея, а как раз наоборот.

И даже в качества развлечения злоупотреблять этими «современными игрушками» не стоит.

Нынешнее повальное увлечение спиннерами среди молодежи сродни ажиотажу вокруг тамагочи в конце 1990-х.

Но если тогда электронные питомцы были доступны далеко не для всех, то сегодня вертушку можно купить в любом киоске за какую-то сотню рублей.

Некоторые называют новомодную игрушку антистрессом. Вероятно, в том и заключалось ее изначальное предназначение. Однако малыши не расстаются со спиннером ни в саду, ни в школе, ни в лагере. И само собой разумеется, что многие родители начинают беспокоиться за психику своего чада. Ведь, казалось бы, невинная вещица доставляет немало хлопот: рассеянное внимание ребенка, настоящие истерики при потере или поломке игрушки…

Понимая тревогу родителей и преподавателей, специалисты Роспотребнадзора совместно с научно-исследовательскими организациями в сфере охраны здоровья детей и подростков решили изучить влияние спиннеров на здоровье детей, в том числе возможные негативные последствия. Первые предположения по этому поводу уже были высказаны на минувшей неделе.

Если ваш ребенок в сентябре готовится пойти в школу или в детский сад, то перед вами непременно встанет вопрос оформления…

«Любая игрушка, покупаемая родителем, чаще всего предназначена для развития интеллекта, памяти, внимания и прочих сторон мыслительной деятельности, — считает главный внештатный специалист по детской психиатрии министерства здравоохранения Самарской области Светлана Карпухина. — Вот и по поводу спиннеров в Интернете гуляет информация, что они якобы применяются для развития мелкой моторики, коррекции расстройства аутистического спектра у детей, формирования внимания и усидчивости у гиперактивного ребенка. Но научно-доказательной базы того, действительно ли спиннер положительно влияет на психику, нет».

Светлана Карпухина также не согласна с утверждениями, что спиннеры влияют на развитие навыков коммуникации у детей. Более того, по ее мнению, одной из форм заболевания аутизмом является стереотипия, в том числе монотонная манипуляция каким-либо предметом. А еще специалист считает, что когда дети принесут спиннеры в школы, мы столкнемся с новой проблемой — синдромом дефицита внимания.

Несмотря на эти опасения, в самарский Роспотребнадзор обращений, связанных со спиннерами, пока не поступало. Да и в целом каких-либо отдельных требований для надзора за реализацией спиннеров, как выяснилось, не существует.

«За таким стремительным распространением спиннеров и за интересом к ним на самом деле ничего не стоит, кроме моды, — считает завкафедрой социальной психологии Самарского Университета Сергей Березин. — Пройдет совсем немного времени, и этот интерес иссякнет».

По словам Сергея Березина, в ситуации хронического стресса люди часто начинают неосознанно искать, с чем бы можно было совершать однотипные мелкие движения — теребить платочек, например. В этом смысле спиннер — совершенно обычная вещица, которую можно вращать и таким образом снимать напряжение.
В последнее время в Самаре открывается все больше театров песочной анимации, кружков лепки из глины и других творческих…

По мнению психологов и педагогов, родителям, которые испытывают трудности в воспитании ребенка из-за спиннеров, в первую очередь стоит задуматься о своей модели поведения, а не обвинять во всех бедах бездушный предмет. Что же касается учебы, то здесь успеваемость ребенка в первую очередь зависит от педагогических навыков учителей и родителей.

«Если нет профессионально поставленной дисциплины, то отвлечь ребенка на уроке может простая, неизвестно откуда влетевшая муха, — считает учитель французского языка одной из гимназий города. — Если учитель захочет, на уроке не будет ни айфонов, ни спиннеров, ничего из того, что может помешать. А если не захочет… то при чем же тут спиннер? Что же до работы дома, то и здесь — та же история. Если родителям «не до ребенка», если изначально ребенок к работе не очень-то приучен, спиннером кашу уже не испортишь. Значит, подход у родителей неправильный. Ребенку не объяснили, не научили его ставить приоритеты. А в отсутствие гаджетов и спиннеров он обязательно найдет, куда перенаправить собственное безделье».

Вокруг этого простого устройства не умолкают споры о его вредном влиянии на психику ребенка. Учитывая мое прошлое, меня несколько раз просили написать про вред спиннеров.

Один из примеров негативного отзыва:

«Смотрю я на детей и подростков со спиннерами и мои глаза видят картинку, а мозг - воспоминания с работы, как девочка или мальчик крутит что-то около глаза и совершенно категорически отказывается от всего остального в мире. Мы тут пытаемся вылечить аутизм - генетику изучаем, поведенческий анализ, коммуникативные циклы считаем, подбираем диеты... А нафига, если есть спиннеры, и их можно купить где угодно, и их добровольно покупают люди. И играют? Да, играют в аутостимуляцию.

В очень страшную игру. Все претензии не лично к спиннерам, а к выбору траты времени жизни».

Вкратце: я не понимаю ажиотажа. Не могу присоединиться ни к противникам, ни к поклонникам.

Я не согласен с версией связи между аутизмом и спиннером. При этом всегда есть «но».

Из моей практики: семья, поезд, лето, приступ. Поехали с мамой в поезде: мельтешение за окном, душно, верхняя полка. Случился первый (все делаем, чтобы это был последний) эпилептический приступ. Можно ли сказать, что поездка в поезде вызывает приступ? Для этого ребёнка - да. Для каждого человека - нет.

Спиннер может провоцировать аутичные реакции у детей, которые предрасположены к таким реакциям. И дело не в спиннере.

Мой сын Матвей выкинул его через два дня, а уже в первый день начал пробовать ставить его на карандаш, искал новые способы, издевался над ним, проявлял всю свою изобретательность. На второй день закинул его в ванну, залил пеной и смотрел, как он крутится в пене. Крутился хреново. После этого он и "погиб" не своей смертью.

Спиннер может провоцировать стимуляции, но только в том случае, когда человек на него просто смотрит и погружается… насыщает один уровень. Но если в игру со спиннером добавляется изобретение новых способов его использования, соединения с прошлым опытом - это мышление. Пробы, ошибки и коррекция ошибок – это сенсомоторный уровень. Получилось, поделился и похвастался своими успехами, дождался реакции – эмоциональный уровень. Простимулировать сидеть неподвижно десятимесячного брата – это искусство общения. Только «живой» человек способен это сделать.

Если использовать спиннер как инструмент приобретения нового опыта, то от него не больше риска, чем от музыки, которую включает человек в метро, чтобы никого не видеть и не слышать, использует её, как шумовую завесу, защищая себя от внешнего мира. Не больше риска, чем от интернета или телевизора. Важно не что, а как и для чего.

Нет магии в предметах - магия внутри нас.

Если за Pokemon Go были явно видны уши спецслужб, которые тогда тестировали технологию бесплатных видеошпионов, то с какой целью в мир были выпущены спиннеры, ещё предстоит разобраться.

Так и до смузишной недалеко!

У вашего ребёнка есть спиннер? Выкидывайте его скорее, как это сделал я!

Сначала небольшая предыстория: притащил сын домой эту крутилку. Ну, крутит и крутит, казалось бы, какие проблемы. Все вокруг крутят и он туда же. Меня заинтересовало: как же эта штучка может так долго вращаться, какое там, оказывается, минимальное трение внутри подшипника? Взял в руки, раскрутил и… да, «залип». Причём «залип» настолько необычно, что мне даже трудновато сравнить это ощущение с чем-то ранее знакомым. Совсем скоро выяснилось, что природа взаимодействия, если можно так выразиться, человека и спиннера очень специфическая и, без преувеличения, пугающая.

Если у вас есть спиннер, проведите простой эксперимент: задумайтесь о чем-нибудь совершенно конкретном, ясном и интересном для вас, и «посередине мысли» раскрутите спиннер - и смотрите на него. Мысли исчезнут. Не получается о чем-то думать и одновременно смотреть на крутящийся спиннер. Причём эта пауза в мышлении напоминает какой-то провал, после которого уже не можешь отыскать в голове ту мысль, с которой был сбит.

Но в том-то и дело, что спиннер крутят именно для того, чтобы на него смотреть. Нет никакого смысла раскрутить этот «волчок» и спрятать руку с ним за спину, никто так не делает. То есть, использование этой игрушки крайне однозначно и прямолинейно: крути, «залипай», не думай.

Собственно, то предназначение, которое приписывают спиннерам – «снятие стресса», «улучшение концентрации» - соответствует действительности. В самом деле, хорошие у тебя мысли или плохие – ты от них так или иначе отвлекаешься. Безусловно, «лучший» способ избавиться от стресса – это отказаться от мыслей как таковых. У идиотов стресса в нашем понимании нет. И да, концентрация внимания в самом деле «улучшается», если можно называть таковой неотрывное созерцание вращающейся штуковины.

Конечно, спиннер, по сути, это всем знакомый волчок, который, что тоже не секрет, мог приковывать внимание почти бесконечно: «Волчок был расписан цветными полосками, свивавшимися в спираль, и стоило его запустить, как они сходились в одной точке - полоска бежала и исчезала, за ней исчезала другая, затем третья. Он мог часами смотреть , как появляются и исчезают полоски, пытаясь понять, куда же они уходят» (Клиффорд Саймак «Кольцо вокруг солнца»).

Попробуем разложить сущность квази-гипнотического влияния спиннеров на составляющие.

Чем спиннер отличается от любого прочего «антистресса» - чёток, «жвачки для рук» и пр.? Тем, что в тот момент, когда он приходит в движение, он начинает психологически восприниматься как нечто отдельное от вас, и с ним уже практически никак нельзя взаимодействовать – только смотреть. Те 15-20 секунд, которые крутится «волчок», вычеркнуты из процесса мышления, из окружающей реальности, из жизни. А когда спиннер останавливается, его сразу же хочется раскрутить ещё раз – посильнее, чтоб подольше…

Еще небольшой, но немаловажный нюанс: спиннер крутится не равномерно, как вентилятор (никто не «залипает» на вентилятор), а меняя темп вращения, постепенно замедляясь. Человека эта приковывает еще сильнее: ему хочется заметить те изменения в динамике вращающихся лопастей фиджета, тот волнующий момент, до которого спиннер субъективно воспринимался как «ещё быстрый» и после которого он «уже медленный».

Все сравнения спиннеров с кубиком Рубика, прошлогодними покемонами, тамагоччи не корректны. Кубик Рубика – умная, сложная головоломка, «втыкать» в которую невозможно в принципе, разве что как на игру в шахматы. Ловля покемонов требовала активных перемещений по городу, то есть тоже была осмысленным, достаточно непростым процессом. А тамагоччи о себе так часто не напоминал – пищал всего несколько раз в сутки. Спиннер же оказался «вращающимся наркотиком», в котором «идеально» сочетаются минимальные умственные и физические усилия с максимальной тягой к постоянному использованию.

А кто, собственно, всю эту ерунду придумал? В Википедии нам рассказывают благородную историю про больную ученую Кэтрин Хеттингер, которая придумала спиннер, чтобы занять дочку, с которой она не могла играть. Но: «Когда Хеттингер впервые услышала про статью на «Википедии» (в которой она упоминалась как изобретатель – прим.), она решила, что её написал кто-то из её друзей. Однако никто из её знакомых не признался в этом. Вскоре ей начали звонить репортёры, и она с радостью рассказала им историю, как изобрела быстро набирающую популярность игрушку» - при этом Хеттингер изобрела на самом деле вот что:

Кто, где и с какой целью придумал спиннер, по сути, неизвестно. А Хеттингер быстренько задним числом сделали ширмой. Но зато известно, кто его первым стал продвигать в массы. Вот это человек с честным, добрым, открытым лицом –

Журналист Forbes Джеймс Плафк. Вот так, без полумер, прямо со страниц крупнейшего журнала спиннеры попёрли захватывать мир. И, честно говоря, пока у них всё продвигается достаточно успешно. Я лично вижу продающиеся спиннеры даже на продуктовом рынке, рядом с молоком и мясом.

Если за Pokemon Go были явно видны уши спецслужб, которые тогда тестировали технологию превращения миллионов дурачков по всему миру в бесплатных видеошпионов, то с какой целью в мир были выпущены спиннеры, ещё предстоит разобраться. Но уже совершенно ясно одно – это в полном смысле слова «хищные вещи века». И жрут они твой мозг.

Григорий Игнатов

Спиннер... Что это на САМОМ ДЕЛЕ?!