Сценарий игровой-познавательной программы «масленица. Сценарий игровой программы на масленицу

Внеурочное мероприятие на тему: Масленица в начальной школе в 1 классе

Цель: познакомить учащихся с русскими народными традициями и обрядами, с историей возникновения праздника.
Задачи:
Развивающая:развивать творческие и спортивные способности школьников,
Воспитательная: формирование дружного коллектива, приобщение к русскому фольклору.

Ход игровой программы

Ведущий : Здравствуйте, друзья! Чего это вы все тут собрались?
Широкая Масленица –
Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам
Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Понедельник – встреча.
Едет Масленица дорогая!
Наша гостюшка годовая!
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица 7 деньков,
Оставайся на много годков!
Понедельник – первый денёк,
“Встречей” его народ нарёк.
В этот день наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.

Игра №1 «Блины» В руке сковородка. Добежать до блинов (круги из картона), положить блин в сковородку и бегом на старт. Передать эстафету следующему участнику команды. Выиграет та команда, которая больше принесет блинов).

Ведущий: День второй – заигрыши.
Во вторник начинались игрища и потехи.
На заигрыши молодцы приглашали девиц покататься на санях с горы, блинов поесть, в игры поиграть, да под гармошечку поплясать. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Игра №2 «Санки». Звучит песня «Саночки мои» (Девочки садятся на мешок наполненный соломой, мальчики их катают. Та команда, которая быстрее перевезет всех девочек выигрывает).

Как услышите весть хорошую –
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
Ногами топайте.
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Топот)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Топот)
А другие и с ракушками! (Топот)

Ведущий: молодцы ребята, справились с заданием.


Среда-лакомка.
С этого дня пекли блины – желтые, круглые, горячие как солнце. А в этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами.
А на лакомую среду
Зазывай гостей к обеду!
А когда семья собиралась вместе, то они отгадывали загадки. А мы сейчас узнаем, какая команда лучше отгадывает загадки.
1. С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный …(снег)

2. Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице… (мороз)

3. Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …(весна)

4. Масленица – объеденье!
Напечём блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, …(икра)

5. С икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны-
Наши солнышки – …(блины)

6. Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот!(Блин)

7. Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем.(Масленица)

8. Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем.(Масленица)

9. Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?(Масленица)
Награждение детей эмблемами.

Ведущий: Четверг.
А на широкий четверок
Гуляй весь денек!
А четверг масляной недели назывался “широким”, “разгуляем”, “переломом”. В этот день шумела веселая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке веселые скоморохи, потешали людей, и пели песни.

Игра 4 «Жмурки с колокольчиком»
Ход игры.
По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»
Ведущий : Пятница
А на пятницу тещу
Корми блинами не тощими!
Пятница масленой недели называется “тещины вечерки”.
Народная пословица гласила: “У тещи зятек-любимый сынок”. Зятья в этот день приглашали своих тещ в гости на блины и пироги и угощали их на славу. Кроме блинов готовили и другие угощения.
И я тоже приготовила вам угощение.
“Ням-ням”, “ням-ням-ням” говорите коль нравится,
“Фу-фу”, “фу-фу-фу”– если вам не понравится. Ну, что начнём?
Булочки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Тапки завалящие (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пирожки слоёные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Валенки варёные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шарики сырные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Салфетки жирные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пряники вкуснящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Яблоки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Селёдочка пряная (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Грибочки поганые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шишки еловые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Табуретки новые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Рваные карманы (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Воза три сметаны (“Ням-ням, ням-ням-ням”)

Ведущий: Суббота на веселой масленой неделе назывались “золовкины посиделки”. В этот день молодая невестка приглашала своих родителей в дом мужа. Собирались в этот день молодые невестки с золовками: дарили друг другу подарки, угощались, играли в игры и, конечно, танцевали.
Игра №6 «Лапоть» (дети танцуют и передают друг другу по кругу лапоть. Как только музыка останавливается, у кого в руках лапоть, тот покидает игру. Проигравшим предлагается достать цветной жетон из шкатулки. Таким образом дети делятся на команды.)

Ведущий: Воскресенье.
В воскресенье “прощеный день” или “прощеное воскресенье” – устраивали проводы масленицы. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла, а вечером всем миром шли на пригорок за селом. Где сжигали чучело масленицы – символ зимы, которая закончилась. А пеплом посыпали землю к новому богатому урожаю.

А в воскресенье догуляй
Да и Масленицу провожай.
А потом уж не взыщи –
Хлебай пустые щи!
После масленки – пост –
Грызи редьки хвост!

Игра “Маша-растеряша”
Дети, принимающие участие в этой игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь. Тот, кто падает – выходит из игры. Главное в этой игре продержаться до конца.

Ведущий: Чтобы масленица вернулась на следующий год, произнесем все вместе волшебные слова: "Масленица, прощай, на тот год приезжай!"

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ШИРОКАЯ МАСЛЕННИЦА»

учитель начальных классов

Чернова Татьяна Ни колаевна

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю). Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное - с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. И праздновали Масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями. Деревня к деревне в гости шла показать себя, поэтому первый день масляной недели и называли «Встреча». Во второй день - «Заигрыш». С утра и стар, и мал готовились к представлениям скоморохов, катанию с гор и прочим шумным весельям. Среда называлась «Лакомка». В этот день люди соревнуются: кто больше за минуту съест блинов, у которой хозяйки самый большой или самый толстый блин, кто больше всех выпьет кружек чая?! Четвертый день масленичной недели назывался «Широкий четверг» или «Разгул». В этот день славилось возрождение солнечных дней, будто и блин поспел от Солнца. Начало калядованию: ряженые ходили по домам с песнями, бубнами и возили Масленицу на санях. В пятницу - «Тещины вечерки» и в субботу - «Золовкины посиделки». В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков. Заканчивалась Масленица «Прощеным воскресеньем». Все просили друг у друга прощения, в знак примирения целовались, а потом при всем народе сжигали чучело Масленицы. Ведь в соломе таилась бурная сила растительности, которую люди желали передать полям на благо себе.

Актуальность данного мероприятия заключается в нравственном воспитании подрастающего поколения, в привитии у детей интереса к традициям и обычаям народов различных культур. Данное мероприятие органично вписывается в систему воспитательной работы школы.

Цель: способствовать воспитанию нравственных качеств школьников, привитие интереса к традициям своего народа.

Задачи:

1). Способствовать проявлению интереса детей к истории и традициям различных культур.

2). Провести информационно-просветительскую работу среди учащихся 0-6 классов и дать детям общие представления о празднике Масленицы.

3). Организовать и претворить в жизнь спортивно-развлекательные конкурсы, обряд сжигания чучела Масленицы, катание на лошадях, чаепития среди учеников, учителей и родителей.

Тема: «Широкая Масленица»

Форма организации мероприятия: путешествие по станциям.

Методы и приёмы: метод создания эмоционально-нравственных ситуаций, метод формирования интереса у школьников к традициям различных культур.

Техническое оснащение: музыкальный центр, микрофон

Ролевые обязанности: двое ведущих, 3 скомороха, Весна, Зима.

План:

1). Подготовка костюмов для скоморохов, Весны и Зимы.

2). До проведения мероприятия осуществить просветительскую работу среди учащихся 0-6 классов, с целью формирования у них общих знаний и представлений о масленице, раздать праздничные указы.

3). На уроках музыки разучить с детьми песни «Хлопай» и «Во кузнице»

4). Общий сбор перед началом мероприятия, вступительные слова ведущих, раздача маршрутных листов.

5). Путешествие по станциям.

6). «Лакомка» - массовое чаепитие.

7). «Гори, гори ясно…» - сжигание чучела, катание на лошадях.

8). Подведение итогов мероприятия, торжественное награждение на линейке самых активных классов.

Ход мероприятия:

1. Начало.

Дети вместе с классными руководителями строятся в рекреации школы, которая оформлена праздничными плакатами. Звучит народная музыка. Выходят ведущие, одетые в русские народные костюмы. Музыка стихает. Представление начинается.

1-й ведущий:

Ой, вы, добры молодцы и красны девицы!

Удалые, молодые, толстые, худые,

Дедушки, старушки, милые, ребятушки!

2-ой ведущий:

Спешите на представление!

Спешите к нам! не проходите мимо!

Мы сегодня с вами провожаем зиму!

1-ый ведущий:

Подходи, честной народ, праздновать весны приход!

Не ради денег, не ради славы,

А ради шуток и забавы.

Появляются скоморохи.

1-ый скоморох: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й. А чего они сошлись, сами не знают. Лучше бы дома сидели.

3-й. Нет, это они на дармовые блины понабежали!

1-й. Слушайте, братья, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь - лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?

2-й. Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол да посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?

3-й. Интересно. Только я ещё интереснее новость знаю. В одной школе народ собрался: нарядились, бегают, шумят, смеются. И чего это они?

1-ый ведущий: Мы ответим на ваши вопросы.

2-ой ведущий: Лисы водят хоровод - зиму провожают и весну поджидают.

1-ый ведущий: Мыши играют - зиму провожают и весну поджидают.

2-ой ведущий: И ребята в школе суетятся, готовятся зиму проводить и весну встретить, на масленой недельке душистым чаем и сытными блинами полакомиться.

1-ый ведущий: Веселые русские песни попеть да в игры-потешки поиграть!

3 скомороха (вместе):

Подходите, детвора,

Праздник начинать пора!

Песня «Хлопай» (звучит музыка) [см. приложение 1]

1-ый ведущий:

Русскую зиму проводить нужно

По – старинному весело, дружно.

2-ой ведущий:

Грустить сегодня здесь не полагается,

Итак, наш праздник продолжается.

1-ый скоморох:

Подходите, детвора!

Праздник продолжать пора.

2-ой скоморох:

С пустыми руками от нас не уйдете,

Приз обязательно приобретете.

3-ий скоморох:

Подходи, не ленись.

Играй, веселись!

1-ый ведущий:

Выходите удальцы.

Не робей молодцы!

Не ленись, не скучай,

Зарабатывай на чай!

Каждому классу выдаются маршрутные листы для участия в конкурсной программе. Каждая команда должна пройти 7 станций. На каждой станции дети соревнуются со скоморохами и победители получают жетоны, которые впоследствии они могут разменять на праздничное угощение в буфете(блины, печенье, конфеты, чай, напитки). После прохождения всех станций объявляется общий сбор на улице для дальнейшего празднования масленицыВо время конкурсов звучит веселая музыка.

2.Путешествие по станциям

    Петушиные бои

Подходи! Погляди

На петушиные бои!

На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника. Левой рукой нужно задержать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

2. Бег в мешках (мешки, кегли).

Бег в мешках – затея наша!

Здесь пригодиться быстрота и ловкость ваша!

Для этого конкурса используются мешки по количеству участников. Участники должны добежать в мешках до финиша, оббегая кегли.

3. Самый смелый и ловкий? (2шарфа, мел).

Выходи – прояви сноровку!

В игре участвует два человека. На площадке лежит длинная веревка, на конце веревки приз. Нужно пройти по веревке с завязанными глазами, ни разу не оступившись. Кто дойдёт до конца, тот и получает жетон.

4. «Три ноги» (2 верёвки, 2 стула).

Самый ловкий!

Самый быстрый!

У нас не две ноги, а три!

Обогнать ты всех попробуй!

Друга ты не подведи!

Участвуют четыре человека. У двух участников связывают вместе левую и правую ногу. В таком положении дети должны добежать до финиша. Побеждает пара, прибежавшая первой.

5. «Силачи» (гантели).

Не перевелись на Руси силачи.

Они подковы гнут как калачи.

И гири поднимают без труда.

Помогут слабому всегда!

Участники конкурса соревнуются в поднятии гирь.

6. «Отгадай-ка». (станция загадок) [ см. приложение 2]

7. «Весёлые перепевки, задорные перетанцовки». (Мальдина Л.Н.)

Детям нужно спеть песню про весну или зиму. Учитывается массовость исполнения. Сплясать под русскую народную песню.

Сбор в рекреации на 3 этаже (для тех, кто прибежал раньше, проводятся подвижные игры) Подведение итогов путешествия (подсчёт жетонов).

3.«Лакомка»

Поле подведения итогов дети с классными руководителями приглашаются в буфет, организованный в рекреации на 1 этаже. Там их ждут накрытые столы, и дети могут обменять свои жетоны на сладкие угощения. В это время жюри выбирает самый красиво оформленный стол.(столы накрываются и оформляются силами родителей). Во время чаепития звучат задорные русские песни. Затем звучат позывные и дети вместе с классными руководителями и родителями выходят на улицу для дальнейшего празднования «Масленицы».

4. «Гори, гори ясно…»

На улице дети строятся по классам. Выбегают скоморохи:

1-ый скоморох: Матушка-Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова, за катания на санках и лыжах.

2-ой скоморох: Даже за сильные морозы спасибо, на то ты и матушка-Зима. А теперь дозволь нам сестрицу твою младшую - Весну-красну встретить.

(На санях, запряженных тройкой лошадей появляется Весна)

Весна: Здравствуйте, жители провинциальные, ближние и дальние:

Немцы-лекари, евреи-аптекари,

Французы, итальянцы, заграничные американцы!

Российские баре, астраханские татары!

Господам купцам, безусым молодцам,

Бледнолицым современным девицам -

Мое нижайшее почтение!

Выходи и стар, и млад! Запевай-ка песни в лад!

Песни пой и пляши, веселись от души!

Все вместе дети поют русскую народную песню «Во кузнице».

Весна: Долго я шла к вам, люди добрые, соскучилась. Принесла с собой цветов, бабочек и жуков, звонкоголосых птичек, а также хлопоты огородные. А еще привела самый сытный праздник русский и свою подружку - Масленицу. Встречайте!

На санях ряженные привозят украшенную яркими лентами и платками соломенную Масленицу. Устанавливают на специальный шест.

По цепочке 6 класс хором читает прощальную закличку Масленице.[ см. приложение 3]

После заклички ряженные поджигают Масленицу. Дети хором за ведущей говорят заклинание:

Масленица загорела

Всему миру надоела

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Затем, Ряженные организуют игру «Перетягивание каната». Для этого дети делятся на 2 команды: Весна и Зима.

1-ый ведущий:

Ребята, поздравляем вас с праздником – с широкой Масленицей и советуем сходить в гости на блины, да и к себе гостей позвать на угощение.

2-ой ведущий:

А желающих продолжить развлечения ждет катание на лошади.

Не зевай – очередь занимай.

Список используемой литературы.

1). Воспитательная работа в школе – республиканский методический журнал. №2 2008 год.

2). Педсовет – журнал методических разработок и сценариев. №3 2004 год.

3). Круглый год / под ред. В.Афанасьева. Москва 1993 год.

4). Интернет – сайт www . solnyshko . ru

5). Интернет – сайт

Приложение 1.

Песня «Хлопай»

Пусть стоят на месте ножки

Только хлопают ладошки.

Припев: Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай!

Хлоп да хлоп перед собой.

А теперь скорей похлопай,

Да погромче за спиной.

Выше, выше, хлопай, хлопай.

Руки выше поднимай.

Ниже, ниже, хлопай, хлопай.

Руки ниже опускай.

Хлоп да хлоп перед собой.

А теперь скорей похлопай,

Да погромче за спиной.

А теперь качать руками

Можно целых пять минут.

Отдыхайте, дети, с нами

Руки тоже отдохнут.

Припев: Припев: Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай!

Хлоп да хлоп перед собой.

А теперь скорей похлопай,

Да погромче за спиной.

Приложение 2.

Загадки.

6 кл.Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег.)

1-3 кл. Кто осенью спать в берлогу ложится, А весной встаёт? (Медведь.)

1-6 кл.Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик.)

4-6 кл. Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)

4-6 кл. Из капкана он уйдёт,

От аркана убежит.

В тундре звёздной и морозной

Всюду путь ему открыт. (Ветер.)

4-6кл. За белой дверцей стужа, лед,

Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник.)

1-3 кл. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лиса.)

1-3 кл. Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (Снежинки.)

4-6 кл. Скачет по лесу то взад, то вперед,

Веет, гудит и деревья трясет. (Вьюга.)

1-6 кл.Что встречает масленица? (Весну)

Что провожает Масленица? (Зиму)

Что является символом Масленицы? (Блины)

1-6 кл. Бродит одиноко огненное око

Всюду где бывает, взглядом согревает.(Солнце)

4-6 кл. Годовой кусточек каждый день роняет листочек

Год пройдёт, весь лист отпадёт. (Календарь)

4-6 кл. Заря-зарница, красная девица

Травку выпускает, росу расстилает

Едет стороной с сохой, с бороной, с ключевой водой.(Весна)

1-6 кл. Сколько дней длится Масленица (7)

Приложение 3.

Закличка.

1.Этот праздник пришел из старины,

Из нашей древней глубины,

К восходу весны золотой,

К уходу зимы лютой.

2.Так же праздничек для ребяточек,

Для честных людей со всех волостей.

Мы проводим зимушку – злую, лютую,

Повстречаем веснушку – теплую, любую.

3.А мы Масленицу прокатали,

Дорогую свою потеряли,

А мы в ямочку закопали,

Лежи, Масленица до налетья.

4.Прощай, Зимушка – зима,

Спасибо, что в гости к нам пришла.

Раз, два, три, четыре, пять!

Через год на этом месте

Снова встретимся опять.

5.Прощай, Зимушка – зима!

Как придёт твоя пора –

Приезжай к нам погостить,

Мы тебя будем любить.

А теперь прощай. Прощай.

Нас все лето вспоминай!

6.Масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит

Все на конях приезжает.

У неё кони вороные, слуги молодые.

7.Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

8.До свидания, до свидания,

До свидания через год!

Через год на это место

Приходи честной народ.

Будут снова чудеса,

Будут развлечения.

С Масленицей прощаемся

Все без исключения!

Приложение 4

Праздничный указ:

Всем губерниям, областям и волостям, всему населению мое повеление - масленицу встречать весну красну примечать. Уже наступил мелениум но нашему населению надо масленицу по обычаю встретить и по- русски отметить. Как отмечать извольте запоминать. Всем мужикам да бабам веселиться разом. Всем ребятишкам девчоночкам и мальчишкам от родителей не отставать во все игры играть. Юным и молодым слегка женатым и холостым от других не отставать нашу масленку встречать. По всему белу свету готовить не мясные котлеты, а вкусные, румяные, золотисто пьяные самые различные блины самой различной величины! Масленица масленица освети ты наши лица!!!

Приложение 5

# П/П

Название станции

Остановка

баллы

1 станция:

«Петушиные бои»

Кабинет №3

2 станция:

«Бег в мешках»

Столовая

3 станция:

«Силачи»

Кабинет №5

4 станция:

«Отгадай-ка»

Кабинет№6

5 станция:

«Веселые перепевки,

задорные перетанцовки».

Кабинет музыки

6 станция:

«Три ноги»

7 станция:

«Самый смелый, самый ловкий»

Кабинет ИЗО

Приложение 6

п\п

Название станции

Остановка

баллы

1 станция:

«Петушиные бои»

Кабинет №3

2 станция:

«Бег в мешках»

Столовая

3 станция:

«Силачи»

Кабинет №5

4 станция:

«Отгадай-ка»

Кабинет№6

5 станция:

Кабинет музыки

6 станция:

«Три ноги»

Рекреация напротив мед.кабинета

7 станция:

«Самый смелый, самый ловкий»

Кабинет ИЗО

Приложение 7

п\п

Название станции

Остановка

баллы

1 станция:

«Бег в мешках»

столовая

2 станция:

«Петушиные бои»

Кабинет №3

3 станция:

«Самый смелый, самый ловкий»

Кабинет ИЗО

4 станция:

«Силачи»

Кабинет №5

5 станция:

«Три ноги»

Рекреация напротив мед.кабинета

6 станция:

«Веселые перепевки, задорные перетанцовки».

Кабинет музыки

7 станция:

«Отгадай-ка»

Кабинет №6

Приложение 8

п\п

Название станции

Остановка

баллы

1 станция:

«Бег в мешках»

столовая

2 станция:

«Петушиные бои»

Кабинет №3

3 станция:

«Самый смелый, самый ловкий»

Кабинет ИЗО

4 станция:

«Силачи»

Кабинет №5

5 станция:

«Три ноги»

Рекреация напротив мед.кабинета

6 станция:

«Веселые перепевки, задорные перетанцовки».

Кабинет музыки

7 станция:

«Отгадай-ка»

Кабинет №6

Приложение 9

№ п\п

Название станции

Остановка

баллы

1 станция

«Самый смелый, самый ловкий»

Кабинет ИЗО

2 станция

«Три ноги»

Рекреация напротив мед.кабинета

3 станция

«Веселые перепевки, задорные перетанцовки».

Кабинет музыки

4 станция

«Бег в мешках»

столовая

5 станция

«Отгадай-ка»

Кабинет №6

6 станция

«Петушиные бои»

Кабинет №3

7 станция

«Силачи»

Кабинет №5

Приложение 10

№ п\п

Название станции

Остановка

баллы

1 станция

«Самый смелый, самый ловкий»

Кабинет ИЗО

2 станция

«Три ноги»

Рекреация напротив мед.кабинета

3 станция

«Веселые перепевки, задорные перетанцовки».

Кабинет музыки

4 станция

«Бег в мешках»

столовая

5 станция

«Отгадай-ка»

Кабинет №6

6 станция

«Петушиные бои»

Кабинет №3

7 станция

«Силачи»

Кабинет №5

Приложение 11

№ п\п

Название станции

Остановка

баллы

1 станция

«Силачи»

Кабинет №5

2 станция

«Самый смелый, самый ловкий»

Кабинет ИЗО

3 станция

«Бег в мешках»

столовая

4 станция

«Веселые перепевки, задорные перетанцовки»

Кабинет музыки

5 станция

«Петушиные бои»

Кабинет №3

6 станция

«Отгадай-ка»

Кабинет №6

7 станция

«Три ноги»

Рекреация напротив мед.кабинета

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Конкурсная программа.

Цель: создать условия для знакомства с традиционным народным праздником "Масленица".

Задачи:

  • Приобщение детей к народному творчеству, народным обычаям традициям русского народа.
  • Формирование представлений об особенностях народного праздника "Масленица"; о характере народных игр.
  • Воспитание эстетического отношения к народному фольклору.

Возраст и количество участников: 8- 11 лет; 35 - 45 человек

Форма организации деятельности детей: конкурсная программа

Ход мероприятия

Скоморох 1.

Внимание, внимание!
Подходи, честной народ!
Наш рожок уж вас зовет!

Скоморох 2.

Внимание, внимание!
Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой-Зимой:

Скоморох 1.

«Каждый год, числа сего,
Как гласит указник,
Будь то город аль село –
Выходи на праздник»

Скоморох 2.

Непременно все должны
Быть на проводах Зимы!
Не оказывай сопротивления
Хорошему настроению.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

Вот и наступил праздник, так почитаемый на Руси, пришедший к нам из далеких языческих времен – праздник русской Масленицы.

Скоморох 1.

Ой, Масленица–кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!

Скоморох 2.

Душа наша - Масленица!
Приезжай к нам в гости:
На горках покататься,
В блинах поваляться,
Умом повеселиться,
Речью насладиться.

Ведущая: Этот старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Масленица – самый веселый и шумный праздник, посвящен проводам зимы, когда можно повеселиться от души, провести всевозможные развлечения и увеселения. В старину к этому дню строились снежные дворцы и крепости, раскатывались ледяные горки, устраивались веселые балаганы для скоморохов и площадки для кулачных боев. Название праздника возникло потому, что, по православному обычаю, перед Великим постом мясо уже нельзя есть, а молочные продукты употреблять разрешается. Вот и пекут масляные блины. Их пекут как символ солнца, наступающей весны. Но Масленица это не только блины, в эту неделю каждый человек должен помочь прогнать зиму, разбудить природу.

Скоморох 1.

Как на масляной неделе
В потолок блины летели.
Ой, блины мои, блины,
Блины масляные...

Скоморох 2.

Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Скоморох 1.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Частушки:

Как на масляной неделе
Со стола блины летели,
И сыр, и творог –
Все летело под порог!

К нам Масленка пришла,
Кто нас покатает?
У Андрюши за двором
Сивка пропадает.

Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали.

Масленка – белоножка,
Задержись немножко,
На недельку на денечек,
На единственный часочек.

Купил батюшка платок,
На затылочке цветок;
Теперь мода на платки,
На затылочке цветки.

Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат.
Кто бы пел частушки?

Скоморох 2.

Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Собирайся под плетень
Все, кому играть не лень!

Скоморох 1 .

Повеселите зиму, ребята удалые!
Добры молодцы озорные!

Ведущая: Покажите свою силу, ловкость да удаль молодецкую! Какая команда более ловкой окажется, та и гостинец от Масленицы получит. Чтобы не ошибиться в подсчете, будем каждой команде баранки (сушки) на связку надевать. Чья связка длиннее окажется, та команда победит.

Итак, за дело!

Конкурсы

1. Яичко

Перенести по 1 яйцу в ложке от одной миски до другой каждым игроком команды. Победит та команда, которая все яйца перенесет быстро и не разобьет.

2. Сматывание веревки

Участники из двух команд обматываются веревками длиной 10 м, а затем разматываются. Затем следующие игроки. Пока команда не победит.

3. «Петушиный бой»

Соперники, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

4. Снежки против зимы

В мишени сделано отверстие диаметром вдвое больше мешочков с песком.

Соперники с 4 - 5 шагов попадают "снежком" в цель.

Победителем считается тот, кто сделает больше попаданий. У каждого игрока 3 попытки.

5. Отгадать загадки:

Смастерили из досок
И надели поясок
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето. (бочка)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду-
Мимо рта не пройду. (ложка)

Он пыхтит как паровоз,
Важно к верху держит нос,
Пошумит, остепенится.
Пригласит чайку напиться. (самовар)

Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? (блин)

Пузатый, носатый
На печке сопел.
Потом вдруг нечаянно
Песню запел. (чайник)

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри! (сахарница)

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)

6. Перетягивание каната

Русские народные игры

1. Игра с платочком

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

2. Игра «Карусели»

Продолжаем мы веселье,
Вес бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.

3. Игра «Жмурки»

Скок-оскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет,
В жмурки всех играть зовет.
Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

4. Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

5. «Капканы»

Из числа играющих выбирается несколько «капканов» (по 2 человека). Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

«Капканы» образуют круг и открыты, пока играет музыка (или звучит бубуен). По сигналу (свисток, громкий хлопок, прекращение музыки) «капканы» закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.

Пойманные берутся за руки с участниками «капкана», образуя кружок из 3-4 человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегая через «капканы». Те закрываются снова и снова, пока не останентся всего 2-3 пойманных, самых быстрых и ловких.

Игра повторяется 2-3 раза.

6. «Земля – вода – небо»

(или «Зверь – рыба – птица»)

Играющие должны знать названия рыб, птиц, зверей, чтобы игра проходила веселее и активнее. В первом и втором вариантах названия угадывается соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. В игре принимают участие все желающие дети. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В середине круга – ведущий с мячом (лучше набивным).

Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например, лису или медведя на слово «зверь» («земля»), и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (любой мелкий предмет).

Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное. Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему. Когда накопится группа участников, имеющих штрафные очки, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т.д. Затем игра продолжается с новым ведущим.

Ведущий может кидать мяч только произнося уже слово «земля» или другое.

Нельзя повторяться в названиях животных.

7. Игра с Солнцем

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

8. Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

9. Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,
Чист серебро хороню!
В высоком терему
Гадай, гадай, девица.
Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

Скоморох 2.

Масленица, прощай
А на тот год опять приезжай!

Скоморох 1.

Укатила Масленица,
Добрая красавица,
До будущего года,
До сырной недели.
А вы здесь осталися,
Вдоволь наигралися!

Скоморох 2.

За столы теперь садитесь
И блинами угоститесь!
Вот и празднику конец!
Кто пел, плясал – молодец!

Звучит русская народная музыка. Появляется группа скоморохов и ряженых в ярких народных костюмах. Выносят символ Солнца – разукрашенный шест с колесом наверху и разноцветными лентами.
Скоморохи закликают народ.

Скоморох 1: Эй, народ честной!
Шире рот открой!
Скоморох 2: Слушайте объявления-
Для глухих без повторения.
Скоморох 1: Все, кто любит блины в сметане,
Чай горячий в большом стакане.
Скоморох 2: Все, кто любит пироги печенные,
Шашлыки, на углях копченные.
Скоморох 1: Кто в пельмени влюблен без ума, отзовись!
В круг большой вокруг нас становись.

Скоморохи собирают всех присутствующих в большой круг. Далее все действие разворачивается на игровой площадке, в центре круга. Музыкальный фон.
В центр круга выходят участницы ансамбля «Хуторянка» в народных костюмах, зазывают публику.
Песня «Пришла к нам Масленица».

1. Как вставала я ранешенько
Убиралася быстрешенько
2. Как стояла я у жаркой печи
Выпекала кренделя и калачи
3. С калачами блины, шанежки
Для милого друга Ванечки
4. Ой, подружки собирайтеся
В сарафаны наряжайтеся
5. Будем вместе хороводы водить
Надо нам еще и зиму проводить
ПРИПЕВ
Пришла к нам масленица
Принесла блины и маслица
Участники ансамбля зазывают публику
1: Брови черные, губы алы,
мы – девчата-зазывалы.
2: Соберись по одному,
мы расскажем, что к чему!
3: Никакого нет секрета,
хоть кого порасспроси.
1: Представления, как это,
не бывало на Руси.
2: Наше представление –
всем на удивление.
3: С приговорками, с прибаутками,
с шутками-минутками!
1: Песни- самые модные
и русские народные
для наших гостей
со всех волостей.

Ансамбль «_____________» запевают частушки, аккомпанируя себе на народных инструментах.

Запевай, подружка, песню,
Запевай, какую хошь.
Про залеточку не надо:
Мое сердце не тревожь.
ПРИПЕВ; Гой-ца, гой-ца, пришла Масленица,
Озорная, веселая пришла Масленица.
Мы давно блинов не ели,
Мы блинчиков захотели,
А мы масленицу ждали,
Сыром горки укладали.
ПРИПЕВ
Мы с подружками втроем
Масленицу справили
И от пляски каблучки
На снегу оставили.
ПРИПЕВ
Масленица – маслена,
Блинами поисканница,
Приходи раненько,
Встретим хорошенько.
ПРИПЕВ
На пиру, большом и малом,
На веселье небывалом
Мы вам скажем без утайки,
Не прожить нам без хозяйки.
ПРИПЕВ
Дорогих гостей встречает,
Добрым словом привечает.
И так вышло, что сейчас
У нее мы в гостях.

Под музыку выходит Хозяйка. На рушнике хлеб – соль.
Ее сопровождают скоморохи и девчата.

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!
Всех привечаем, всех встречаем. По обычаям российским от души поклон вам низкий. (кланяется) С добрым словом и любовью и с хлебом-солью. Приглашаю вас на русскую Масленицу – праздничную, вольную, вкусно-хлебосольную. (Слово предоставляется представителям администрации)
Масленица – самый шумный народный праздник. Масленица – это проводы Зимы и встреча Весны. Народ всегда любил Масленицу и величал ее ласково. Ансамбль «____________» выкрикивают: «Честная Масленица, широкая боярыня, госпожа Масленица» В это время ансамбль «_______________» выносят блины.
Хозяйка: А еще Масленицу в шутку называли…
Скоморох 1: Обмануха
Скоморох 2: Пышка
Скоморох 1: Затейница
Скоморох 2: Обжора
Скоморох 1: Ясочка
Скоморох 2: Перепелочка
Скоморох 1: Лакомка
Внезапно появляется Марфушечка – душечка, увешанная бубликами, с корзиной лакомств, жует орехи, пирожки.
Марфушечка: Лакомка? Где лакомка: Как, уже лакомка?
Наконец-то, дождалась. (Гладит себя по животу) Маманя, подь сюды! Где мои ледянцы?
Маманя: Иду, Марфушечка – душечка, несу сладости тебе, ягодка моя ненаглядная.
Мар: Уж сколько постилась, сколько постилась, чуть было не похудела. Ведь с понидельничка-то мы с маманей Масленицу встречали. И на гору высокую с утра забиралися ра-а-а- ненько и все закликали ее, все звали, а ну маманя покличь ее еще раз
Маманя: Щас моя душечка покличу, моя красавица.
Душа ль ты моя, Масленица!
Перепелиные косточки,
Бумажное твое тело,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь,
Красная краса, русая коса.
Приезжай в гости
На широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
Мар: А вчерась целый день все на улице играют, хороводы водят, и я тоже не отстаю. Сама себе соревнование устроила на скорость – за какое время ведро орехов съем?
Хозяйка: Да ты кто же такая, девица-красавица? С чем к нам на праздник пожаловала?
Марфушечка: А я – Марфушечка – душечка, по сладостям, по лакомствам бо-о-о-льшой специалист. «Лакомка» – мой любимый день. Носом чую… (нюхает воздух) Вам без меня сегодня никак не обойтись. Вот у меня тут орешки остались, чуть-чуть вчера ведро не доела. Кто угадает, сколько орешков осталось, так и быть – тому их подарю.
Маманя: Щас я женихов подберу для своей Марфущечки видных да богатых. А кто выиграет тому и в жены ее отдам.

Игра «Угадай, сколько в мешочке орешков».

Марфушечка: Ну что ж. С орешками быстро вы справились. А я сейчас проверю, кто пироги любит не меньше меня, и съесть их может во-о-от такую гору. (Показывает руками) . И с начинками любыми, хоть с чем, хоть с пуговицами даже. Выходите ко мне четверо самых смелых.
Маманя: А начинка в пирогах даже с пуговицами. Ешьте гости дорогие, кому пуговица попадется тот зятем будет для моей второй доченьки.

Конкурс «Пирожки с пуговицами».

Марфушечка: Ой, испугались. Зубки боялись сломать. А по мне, хоть с чем пироги, все равно слопаю. А если маменька замешкается, вовремя не напечет, я такое устраиваю, такое, такое…
Маманя: Ну что бестолку кричишь!? Кричи уж лучше «Привет масленица»

Выходят участницы ансамбля «_______________».

Старинных песен много знаем
И их поем уже давно,
Веди в них живет не угасая
Душа народа моего.

Хотим, чтоб музыка звенела!
А ну-ка, все, беритесь за дело!
Поют девчонки озорные,
А с ними гости дорогие.

Хозяйка проводит игру «Песня – игра «Масленица».

Песня – игра «Масленица»
Масленица, масленица.
Масленица, масленица.
Мы тобою хвалимся.
Мы тобою хвалимся.
На горах катаемся.
На горах катаемся.
Блинами объедаемся.
Блинами объедаемся.
ПРИПЕВ
Хлопаем в ладоши. Раз! Два! Три!
(все хлопают в ладоши и повторяют: Раз! Два! Три!)
топаем ногами. Раз! Два! Три!
(все топают ногами и повторяют: Раз! Два! Три!)
головой кивнули. Раз! Два! Три!
(все кивают головой и повторяют: Раз! Два! Три!)
глазом подмигнули. Раз! Два! Три!
(все подмигивают и повторяют: Раз! Два! Три!)
дружно покружились. Раз! Два! Три!
(все кружатся)
и остановились. Раз! Два! Три!
Масленица – блиноеда,
Накормила до обеда,
Послизала сыр и масло,
А сама потом угасла.
ПРИПЕВ

Хозяйка: Открою вам секрет, друзья.
Сюда, подобно чуду,
С минуты на минуту
Должна прибыть Зима.
Скоморох 1: Появись, Зима – красавица,
На призыв звенящий труб.

Ансамбль «____________» исполняет песню «Раскрасавица Зима»
В конце песни появляется Зима, пританцовывая.

Зима: Здравствуйте, люди добрые!
Спасибо, что пришли попрощаться со мной,
Снежной, холодной и вьюжной Зимой.
Уж любила я вас,
Развлекала я вас,
Щеки, уши и нос щипала не раз.
Так ответьте Зиме
В мой последний час:
Угодила я вам?
Уходить мне от вас?

Присутствующие дают разные ответы.

Хозяйка: Спасибо, Зима, за развлечения. Весело было с тобой, но пора и Весне уступать, земля по солнышку истосковалось.
Зима: Да уж, известны мне хорошо законы природы. Ну что ж, развлеку вас напоследок, чтобы весь год помнили Матушку- Зиму. Эй, помощнички мои лесные, жители сказочные, выходи народ веселить!

Появляются Леший, Кикимора, приплясывают, даря и присутствующим шишки.

Леший: Я, Леший, мужик потешный.
Моховая борода, лыком связанная.
Кикимора: Да ты хоть поздоровайся, дед на сто лет!
(леший глуховат, поэтому все время прикладывает ладонь к уху и отвечает на вопросы невпопад.)
Леший: А? Что? Как пень я сед? Так это я и сам знаю!
Кикимора: Ах, ты наша защита и оборона!
Леший: Что? Я ощипана ворона? Вот я вас! (грозит кулаком всем присутствующим)
Кикимора: Вот тетерев –то глухой!
Леший: Вот давно бы так и говорила, что молодец я удалой!
Кикимора: Да что с тобой говорить, пошли лучше народ веселить, детям подарочки раздавать лесные, сюрпризы.
Леший: Вот-вот, и я говорю, шалуны они все и капризы. Кикимора. А давай устроим им испытание на силу и ловкость.

Игра «Бой петухов».

Зима: Спасибо вам, помощнички. Ну, а мой главный приз получит тот, кто последний назовет зимнее слово на букву «С»

Аукцион зимний слов на букву «С».

Зима: Снеговик раз, снеговик, два, снеговик …три.
Вы последним назвали слово «Снеговик», больше вариантов ни у кого не оказалось. Вы – победитель. Поздравляем!

После аукциона Зима, Леший, Кикимора уходят со словами:

Прощайте, люди добрые, веселитесь, гуляйте, лихом не поминайте!
Хозяйка: А сейчас предлагаю всем желающим принять участие в конкурсе частушек, за частушку блин
Пожалуй, я начну, а вы поддержите.
Как под горкой, под горой
Торговал старик золой,
Картошка моя,
Вся поджаренная.
ПРИПЕВ Эх, ма, кутерьма
Масленица – маслена.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали – улетели.
ПРИПЕВ
Ям, тирьям, тирьям в коляске,
Две усатых свистопляски.
Босиком, бегом, бегом,
Ловят ветер сапогом.
ПРИПЕВ

Проводится конкурс частушек.

Хозяйка: Эх, молодцы! А теперь подходи тещиных блинков отведать. В пятницу на Масленицу всем тещи заправляли, а наша то, смотри, как расстаралась.
Под музыку выходит добродушная «теща» с горкой блинов на блюде.
Теща: Напекла я для вас, зятечки мои драгоценные, блинков масленичных – вкусных, нежных, горяченьких. А еще любимых моих пирожков с яблоками. Хочу и вас научить этой кулинарной премудрости, чтобы и вы сами смогли свою тещу любимую привечать, как погостить надумаю. Одевайте, зятечки, фартучки, колпаки, будем пироги печь с яблоками.

Конкурс «Тещины пироги».

Теща: Тяжело в учении, легко в … блиносъедении. Отведайте, зятьки мои дорогие, блинов собственного приготовления. (Угощает блинами участников конкурса).
Теща: А чтобы пыл веселья не угас
И чтобы время шло быстрее,
Предлагаю вам, зетьям, игру
На общее веселье – «Находчивые зятья»

Игра «Находчивые зятья».

Теща: Раз у тещи на блины
Собирался семьями.
Дочки да зятья,
Их детки «мал-мала»-
Все красавицы писаные.
Вот с такими ушами. (Показывает)
Вот с такими глазами (показывает)
Вот с такими носами. (Показывает)
Вот с такой головой. (Показывает)
Вот с такой бородой. (Показывает)
Вот они сидели
И блины не ели,
А на нее глядели
И делали вот так.
(показывает)
Хозяйка: А не пора ли нам Весну – Красну в гости зазывать?
Скоморохи 1,2: Пора, давно пора!
Хозяйка: Так давайте все вместе дружно покличем: «Весна – Красна»
Все хором повторяют: Весна – Красна!
Хозяйка:
Все хором повторяют: Тепло солнышко – колоколнышко!
Хозяйка:
Все хором повторяют: Приди скорей, всю землю согрей!
Участники театрализованного представления: Марфушечка, Теща, Скоморохи – находятся среди гостей, раздают им бумажных птичек, затем выходят в центр круга и, громко закликая, пускают в небо птичек.
Скоморох1: Жаворонки, жаворонки,
Летите шибче,
Весну кличьте.
Кулик, кулик,
Лети за моря,
Запирай Зиму,
Отпирай Весну.

Неожиданно из-за зрителей с разных сторон выбегают маленькие дети, изображающие птиц, «пролетают» через весь круг и «исчезают».
Буквально через несколько секунд после их исчезновения звучит «музыка природы», изображающая голоса птиц, журчание ручья, шум деревьев.
Появляется Весна – Краса в окружении нескольких детей «птичек». Весна обходит по кругу всех присутствующих, одаряя их теплой улыбкой и осыпая лепестками цветов или зеленью.

ВЕСНА: Услыхала я песни ваши звонкие, что ждете вы меня очень. Снег да холод прогоню. Тепло на землю принесу. Побегут кругом ручьи. Брызнут солнышка лучи.
Хозяйка: Здравствуй, Весна – весеница. Позволь всем красой твоей подивиться да спросить у тебя. На чем к нам пришла?
ВЕСНА: На березе, сосне,
На зеленой траве,
На ракитовом кусточке,
На лазоревом цветочке.
Хозяйка: Весна – Красна, что ты нам принесла?
ВЕСНА: Тепло солнышко, колоколнышко,
Хлебца новенького, яровенького.
Хозяйка: Спасибо, Весна- весеница.
Иди с нами веселиться.
С травой – муравой
И водой ключевой.
ВЕСНА: Спасибо за приглашение. Там, где я ступлю, ручьи звонкие разливаются. Приглашаю и вас в «Ручеек».

Проводится игра “ручеек”.

Хозяйка: Пора уж праздник завершать,
Зиму в небо отпускать.

Весна.: Ты прощай, прощай наша
Масленица!
Ты прощай, прощай наша масленица широкая!
Марфуш: Ты не в среду пришла
И не в пятницу
Ты пришла в воскресенье
Всю недельку веселье
Хозяйка: А сегодня в воскресенье
Наше кончилось веселье
Прощай, прощай наша масленица
Хозяйка.: Наша гостьюшка дорогая!
Эй, народ, не унывайте,
За все друг дружке прощайте.

Концертный блок.

Теща: Мы с вами прощаемся.
Вы ж, честные господа,
Разбредайтесь кто куда.
ВЕСНА: Ну а все, кто к нам пришел,
До финала не ушел,
Ну, давай, кричи со мной.
ВСЕ; Поздравляем всех с Весной!

Концертный блок.

Тема : Проводы зимы. Масленица.

Цели:

1. Познакомить учеников с традициями и обрядами русского народа.

2. Способствовать развитию творческих и артистических способностей детей.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них.

Регулятивные УУД:

  • учить определять и строить план действий для выполнения определенного задания, вносить коррективы в действия на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  • расширение знаний учащихся о русской культуре;
  • развитие интереса к своей истории, представлений о народных обрядах.

Основные понятия:

Названия дней масленичной недели, народные пословицы,игры и песни.

Мероприятие проводится в зале (может участвовать до 5 классов), чаепитие проводится в классах, сжигание чучела — на улице.

Подготовка к мероприятию: экскурсионная поездка в Коломенское (для сбора информации и погружения в среду фольклорного праздника), составление сценария, разучивание слов, изготовление чучела и элементов оформления зала, подготовка костюмов для праздника (всем ученикам), родители пекут блины, накрывают столы для чаепития.

Ход праздника:

1-й скоморох:

Собирайся, народ!

Весна красная идёт!

Надо Зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

2-й скоморох:

Весёлый и красивый есть праздник на Руси,
Его все ждут и любят – хоть у кого спроси.
Широкое гулянье, катанье на санях,
Румяный символ солнца на улице в блинах.
3-й скоморох:

Народ весну встречает, прощается с зимой
И чучело сжигает – обычай есть такой,
Чтоб добрым, урожайным был наступивший год.
И тают зло и стужа, холодный тает лёд.
4-й скоморох:

Русскую зиму проводить нам нужно
Весело, шумно, задорно и дружно!
Всех друзей без исключенья
К нам зовём на представленье!
5-й скоморох:

Спешите все! Спешите все!
Весна вас ждёт во всей красе!
И здесь сейчас появится, как солнышко красна,
Чудесница, красавица волшебница Весна!

Звучит весенняя мелодия, появляется Весна.

Весна:

Я весна красная, красная
Солнечная ясная, ясная
Выйдет в поле солнышко и растает горушка
Я снежком умоюсь, зеленью прикроюсь
Буду ещё краше на просторах ваших!

Всем в пояс кланяюсь,

Желаю лета красного,

Урожая богатого,

Изобилия и утех,

И добра на всех!

Звучит фонограмма завывающего ветра, появляется Зима.

Зима: Рановато вы решили шубы сбрасывать, не уступлю я так просто право своё.

Скоморохи (вместе): Зимушка — зима, промёрзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждём не дождёмся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?
Зима. Посмотрю, подумаю. Если меня позабавите, может быть, и уступлю место Весне.


1-й скоморох: Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Встанем в хоровод и споём песню.

(Исполняется песня на мотив «Во поле берёзка стояла…»)

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит

Люли, люли, проходит (2р.)

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит,

Люли, люли приводит (2р.)

Встаёт солнышко пораньше,

Светит красное подольше

Люли, люли подольше (2 р.)

Тёплый луч на снег бросает,

От нег снежок и растает,

Люли, люли растает (2р.)

Прощай, саночки, конёчки,

Наши зимние дружочки,

Люли, люли дружочки (2р.)

Зима и Весна кружатся в центре хоровода, на последнем куплете Зима уходит.

Весна: Ну вот, Зима ушла, пора Масленицу встречать.Давайте позовём её все вместе.

1 – й скоморох:

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На санях покататься

В блинах поваляться.

2-й скоморох:

Уж ты, моя Масленица,

Красная коса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трёх матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться!

3-й скоморох:

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

4-й скоморох:

Ой, Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным блином.

5-й скоморох:

Дорогая гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, лапти красные,

Лапти частые, головастые,

Приезжай, Масленица, на широкий двор!

Входит девочка (Масленица) с чучелом.

Весна: Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали – на семь недель,

Оказалось – на семь дней.

С чем пришла ты, Масленица?

Масленица: Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник урожая и изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет. Каждый день масленичной недели имеет своё название. Первый день – Встречи, в этот день начинали печь блины.

Ученики 1 класса «А»:

Как на масляной неделе,

Из печи блины летели!

Масленица — угощай.

Всем блиночков раздавай.

У кумы была сестрица

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И… блины-то все поели.

Конкурс «Принеси блины» (От каждого класса по 5-8 человек +1 подающий блины. Кулинарными щипцами нужно подцепить «блин», вырезанный из жёлтого картона, с тарелки подающего и перенести на тарелку, стоящую на столе на расстоянии 5-6 метров от команд.)

Ученики 1 класса «Б»: Второй день – «Заигрыши». В этот день наряжались в разные одежды и надевали маски. Ряженые потешали народ.

1 ряженый: Принимайте гостей со всех волостей!

2-й ряженый: Слышали мы, что собрались вы здесь зиму провожать – масленицу встречать?

— Мы на праздник к вам пришли,

Еле-еле вас нашли!

Услыхали дружный смех,

Значит праздник здесь для всех!

Здесь ли пахнет пирогами

И душистыми блинами?

Мы с частушкой к вам пришли

И веселье принесли!

Исполняют частушки.

Ученики 1класса «В»:

Среду называют Лакомкой.

Нынче лакомка у нас.

Угощенье – это раз!

Объеденье – это два!

Пляски прямо у стола!

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске,

Масленица, Масленица,

Всё кругом как в сказке!

Исполнение народной песни ученицами 1 класса «В» «Масленица-кривошейка»

Игра «Русские пословицы». (Заранее готовятся 5 «блинов» из цветного картона, на которых написаны начала известных пословиц. Вызываются по 1 человеку от класса.)

Масленица: Ну-ка встаньте в ровный ряд,

Руку протяните,

И от Масленицы блин

Вы себе возьмите!

А блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжите пословицу!

1. Делу время,………. (ученик отвечает:…потехе час)
2. Землю красит солнце, …………….а человека…. труд.

3. Терпение и труд…………………. все перетрут
4. Семь раз отмерь, …………………один раз отрежь
5. Не имей сто рублей, ……………а имей сто друзей

Ученики 1 класса «Г» : Четвертый день масленицы Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Люди! Нынче «Разгуляй»!
Тройка, прокати-ка!
Надо зимушку прогнать
И весну покликать.

Не растут покамест травы -
Будут санные забавы.
Эх, гуляйте, россияне!
Ну а мы спешим за вами!

Мы прокатимся по солнцу,
Сделав полный оборот,
Запряжем лошадку, хлопцы,
Ну и с песнями вперед!

Песня «Как на тоненький ледок» (инсценировка)

Масленица: Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять!
Пятница - «Тещины вечерки»!
Пятый день уж наступает, а народ не убывает!
К теще на блины идем и друзей с собой ведем!
Развеселая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

Конкурс «Петушки» (Вызываются по 1 человеку от класса, каждому сзади прикрепляется «хвост» из цветных лент. Выигрывает тот, кто сохранил свой «хвост» и оставил без «хвоста» соперников.)

Масленица: А в субботу не безделки -
«Золовкины посиделки»!
Красны девицы, вставайте,
Для гостей вы наряжайтесь.

Конкурс «Наряди золовку». (От класса 1 девочка «золовка» и 6-8 человек учеников, которым выдаются платки, шали, бусы. По одному человеку дети подбегают к «золовке» и наряжают её. Побеждает тот класс, чья «золовка» сможет потанцевать под весёлую народную песню, не растеряв свои наряды.)

Масленица: Вот и наступил последний день Масленицы - воскресенье - «Прощеный день», «Проводы Масленицы».
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И всё друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
1-й скоморох:
Пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться.
2-й скоморох:
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
3-й скоморох:
Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, яйцом,
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями.
4-й скоморох:
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
5-й скоморох:
По старинному русскому обычаю зиму провожали - чучело сжигали.
Давайте с пляской простимся с зимой.

(Звучит плясовая народная музыка, дети танцуют. Затем все идут по классам на чаепитие, а потом выходят на улицу, где сжигают чучело).