Самые красивые православные поздравления с новым годом. Христианское поздравление с новым годом и рождеством. Обращение к архиепископу, митрополиту, Патриарху

На год ушедший с трепетом смотрю,
Два слова рвутся из моей груди, -
Взирая на Творца: «Благодарю!»,
А на себя смотря, шепчу: «Прости!»

Безмерен милостей Твоих поток –
Ты охранял весь год мои пути!
О, сколько благ Твоей рукой святой
Ты мне дарил во все часы и дни!

Благодарю за кров над головой,
За пищу на столе, успех в труде.
Ты каждую минуту был со мной,
И знал о радости моей и о нужде.

Всем сердцем, Господи, Тебя благодарю
За тишину и мир в моей семье;
С отрадой на ушедший год смотрю
И вижу, сколько благ явил ты мне.

И сердце радостью горит, когда к Тебе
Я обращаю взор, мой Бог благой!
Но на себя взглянув, стою в стыде
И лишь молю: Прости, Спаситель мой!

Как много их – бесплодных, праздных дней
Не отданных молитве и труду!
О, сколько же присвоил я себе
Тобой подаренных мне на земле минут!

Ты все мне дал, а я же нес Тебе
Лишь жалкие остатки своих сил.
За равнодушие к другим, беспечность, лень
Я с болью в этот час молю: прости!

И дай, чтоб в новый наступивший год
В моей душе царил лишь только Ты.
О, как хочу Тебе отдать, мой Бог,
Весь жар души, стремленья и мечты!

Хочу Тебя прославить, мой Христос,
И жизнью новою, и песней, и трудом.
О, дай, чтоб этот новый год принес
Достойный плод в Небесный вечный дом!


Это время просто оглянуться,
Просто на развилке, без забот,
Постоять. Подумать. Встрепенуться.
Это время что-то поменять,
Что-то в прошлом навсегда оставить,
А хорошее с собою взять,
И побольше в будущем прибавить.
Это время о плохом забыть,
Все ошибки вспомнив - научиться,
Больше в жизни их не повторить,
Больше на пути не оступиться.
Это время, чтоб принять решенья,
Что еще не сделано - успеть.
Каждый день в труде, без промедленья
С пользой ближнему прожить суметь.
В Новый Год есть время что - то взвесить
Посмотреть серьёзно на весы,
Очень важно: что же перевесит?
Пока башенные бьют часы.
Знаешь, друг, сегодня - Новый Год,
Это время Богу помолиться,
Пока ""старый"" в тишине уйдёт,
Чтобы никогда не возвратиться.

Готовя открытки к Новому году Вы перебираете десятки поздравлений с Новым годом – в стихах, в смс, в прозе. И все они – поверхностны – с Новым годом, новым счастьем в личной жизни и на работе. Мы предлагаем Вам немного задуматься о наступающем Новом годе и прочитать глубокие и мудрые слова о празднике. Возможно, что именно они помогут вам написать свое настоящее поздравление с Новым годом!

Озираясь на прошлое, мы видим, сколь многого мы не сумели совершить в течение этого года: по бессилию, по забывчивости, по косности, по недоброй нашей воле. И перед тем как вступить в новое время, покаемся перед Богом, признаем свои ошибки и соберем с прошлого года опыт жизни, который нам позволит их не повторять и другие подобные ошибки не делать. Весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего и чтобы все творилось только во имя этой любви.

Поздравления с Новым годом от митрополита Сурожского Антония

Какое время самое важное в жизни?

В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца: “Какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?” И ответ был таков:

– Самое важное время в жизни – это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее еще не встало; самый значительный человек в твоей жизни – тот, который сейчас перед тобой и которому ты можешь сделать добро или зло; и самое важное дело в жизни – в это мгновение, этому человеку дать все, что может быть ему дано…

Вступим в новый год с этим чувством ответственности и вдохновения; вступим в этот новый год с верой, что сила Божия в немощи совершается: в нашей немощи, как совершилась она в немощи святых, которые были крепки только силой Божией; будем верить, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе…

И у преддверия нового года мне хочется повторить слова, сказанные в начале войны королем Георгом VI своему народу: “Спросил я стража, который стоял у дверей нового года:

– Дай мне свет, чтобы я с уверенностью мог вступить безопасно в неизвестное…

И он мне сказал:

– Вложи руку твою в руку Божию – это будет для тебя лучше, нежели свет, и вернее известного пути”…

Вступим и мы с таким доверием и с такой верой в Новый год ; и когда мы будем молиться, чтобы Господь благословил его и нас, станем обращать свои молитвы и к святому Стефану Сурожскому, память которого мы совершаем теперь, в первое воскресенье после календарного дня, назначенного празднованию его памяти; пусть он будет тем стражем, тем вратарем, который раскроет нам новый год, который с нами вступит в него и благословит нас, чтобы, подобно ему, мы этот год сделали годом Божией воли и благодати.

Много осталось позади кривых путей

Мы вступали в этот год, как вступают в безбрежную снежную равнину: ни одного пятна, ни одного следа, все было белоснежно чисто. А когда оглядываемся, то видим, что много, много мы проложили кривых путей. И в этом мы должны каяться перед Богом, – но каяться творчески: не только сожалеть о том, что было неладного, а научившись, вступить в новый год с новой мудростью, с новым пониманием.

Но кроме этого – сколько было светлого, доброго в истекшем году, сколько доброго нам дали люди, сколько доброго нам сделал Бог! И перед тем, как вступить в новый год, поблагодарим и Бога, и людей, благословим тех, через которых пришло к нам столько светлого, доброго в жизни. Плод жизни, в конечном итоге, – только любовь и благодарность, радость и смирение. Почерпнем же из прошлого года всю благодарность, какую мы только можем из него извлечь, благодарность добрым, ласковым людям, которые к нам были милостивы, и благодарность Богу, и с этим вступим и в новый год.

Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость. Аминь.

В чем счастье?

Встречая Новый год, мы друг друга приветствуем словами: «С Новым годом, с новым счастьем!» И часто мы думаем о счастье только как о благополучии материальном, о ласковых, счастливых отношениях в семье и с друзьями, и забываем, что счастье порой бывает требовательным и строгим. Один русский поэт так его определил:

В чем счастье? В жизненном пути,

Куда велит твой долг идти;

Врагов не знать, преград не мерить –

Любить, надеяться и верить.

И если мы так подумаем о счастье, которого мы желаем себе и другим, то мы увидим, что первое, что нам предлагается, – это любовь. Но любовь – и как ликующая радость, и как предельный подвиг. Как ликующая радость – в том, чтобы давать и получать от любимого самое драгоценное, и вместе с этим быть готовым за любимых и нелюбимых отдать свою жизнь. Когда я говорю о нелюбимых, я думаю о тех, которых мы естественной любовью не любим, но которых так любит Бог, что Он Своего Единородного Сына отдал на смерть, чтобы они были спасены.

Подумаем, что значит любовь как ликование, любовь как крест и вступим в Новый год с намерением любить и надеяться, – надеяться на все. Как говорит апостол Павел, любовь на все надеется и во все верит, любовь никогда не перестает. На все надеется: на исправление человека, который нас ненавидит, и даже на исправление самих себя. Надеется, что Бог нам даст время исправиться и другому даст время опомниться и стать новым человеком по образу создавшего его и спасшего Иисуса Христа. И мы тогда можем сказать: да, мы верим, – верим в Божию любовь, верим в бесконечные возможности каждого человека, верим, что даже мы в нашей немощи, в нашем недостоинстве способны быть Христовыми учениками.

Мы вступаем в новый год. Озираясь на прошлый год, мы видим столько страшного на свете и столько горького в жизни многих, многих людей, включая нас самих. И вот, вступая в этот новый год, принесем Богу искреннее, сердечное раскаяние в том, что мы оказались недостойными Его учениками. Он нас возлюбил до смерти, – и этого оказалось мало для того, чтобы переменить нашу жизнь. А если смотреть на то, на что был похож мир в течение последнего года или двух тысяч лет, которые почти что прошли – то как больно делается! Подумайте, что за чуть меньше, чем две тысячи лет, было около трех тысяч войн одних христиан против других, не говоря о том, сколько было пролито крови людей, которые нам не единокровны, не единоверны. Для того ли нас посылал Господь в мир, то ли Он нам поручил, чтобы принести Благую Весть о новой жизни? И вот подумаем о том, что мы сделали с творением Божиим, как изуродовали землю, как осквернили ее, как изуродовали все человеческие отношения – и личные, и общественные.

Взирая на прошлый год, я с болью в сердце думаю о том, как я оказался изменником Христу, как я перед каждым из вас и всеми вами и многими, многими другими людьми оказался изменником. Прошу вас, помолитесь о том, чтобы Господь мне дал время и потряс бы мою душу в покаянии, и чтобы это случилось с каждым из нас, чтобы каждый из нас возродился. С одной стороны, от ужасов о прошлом, с другой стороны, от ликования, что мы так любимы Богом, и что так легко было бы любить друг друга, служить один другому, быть внимательными, строгими и ласковыми одновременно. И вступим в этот новый год с намерением стать истинно учениками Христа и возлюбить друг друга жизнью своей, – всей жизнью. Аминь.

Поздравление с Новым годом от протопресвитера Александра Шмемана

О чем загадать желание на Новый год?

Есть старинный обычай: под Новый год, когда в полночь бьют часы, загадывать желания, обращаться к неизвестному будущему с мечтой, ждать от него чего-то нужного, заветного.

И вот опять Новый год. Чего же пожелаем мы себе, другим, каждому, всем? Куда направлена наша надежда?

Направлена она на одно никогда не умирающее слово - счастье. С Новым годом, с новым счастьем! К каждому из нас счастье это обращено по-своему, лично. Но сама вера в то, что оно может быть, что его можно ждать, на него надеяться, - это вера общая. Когда же бывает по-настоящему счастлив человек?

Теперь, после столетий опыта, после всего того, что узнали мы о человеке, уже нельзя счастье это отождествлять с чем-то одним, внешним: деньгами, здоровьем, успехом, о чем мы знаем, что не совпадает оно с этим всегда таинственным, всегда неуловимым понятием - счастье.

Да, ясно, что физическое довольство - счастье. Но не полное. Что деньги - счастье, но и мучение. Что успех - счастье, но и страх. И поразительно то, что чем больше это внешнее счастье, тем более хрупко оно, тем сильнее страх потерять его, не сохранить, упустить. Может быть, потому и говорим мы в новогоднюю полночь о новом счастье, что «старое» никогда по-настоящему не удается, что всегда чего-то недостает ему. И уже опять вперед, с мольбой, мечтой и надеждой взираем мы…

Зимний день. photosight.ru

Боже мой, как давно сказаны евангельские слова о человеке, который разбогател и построил новые амбары для своего урожая и решил, что все у него есть, все гарантии счастья. И успокоился. А ему в ту же ночь было сказано: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

И, конечно, здесь, в этом подспудном знании, что все равно ничего не удержать, что впереди все равно распад и конец, - та отрава, что отравляет наше маленькое и ограниченное счастье.

Наверное, потому и возник обычай - под Новый год, как начинают бить часы в полночь, шуметь, кричать, наполнять мир грохотом и шумом. Это от страха - услышать в тишине и одиночестве бой часов, этот неумолимый голос судьбы. Один удар, второй, третий, и так неумолимо, ровно, страшно - до конца. И ничего не переменить, ничего не остановить.

Так вот эти два подлинно глубокие, неистребимые полюса человеческого сознания: страх и счастье, ужас и мечта. То новое счастье, о котором мы мечтаем под Новый год, это - счастье, которое до конца усмирило бы, растворило и победило страх.

Счастье, в котором не было бы этого ужаса, гнездящегося где-то на глубине сознания и от которого мы все время ограждаем себя - вином, заботами, шумом,- но чья тишина побеждает всякий шум.

«Безумец!» Да, по существу, безумна неумирающая мечта о счастье в страхом и смертию пораженном мире. И на вершине своей культуры человек это знает. Какой горестной правдивостью и печалью звучат слова великого жизнелюбца Пушкина: «На свете счастья нет»! Какой высокой печалью пронизано всякое подлинное искусство! Только там, внизу, шумит и горланит толпа и думает, что от шума и мутного веселья придет счастье.

Нет, оно приходит только тогда, когда правдиво, мужественно и глубоко вглядывается человек в жизнь, когда снимает с нее покровы лжи и самообмана, когда смотрит в лицо страху, когда, наконец, узнает, что счастье, подлинное, прочное, неумирающее счастье, - во встрече с Истиной, Любовью, с тем бесконечно высоким и чистым, что называл и называет человек Богом.

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И в жизни этой - свет, и тьме его не объять». И это значит: не поглотить страхом и ужасом, не растворить в печали и отчаянии.

О, если бы люди в своей суетливой жажде мгновенного счастья нашли в себе силу остановиться, задуматься, вглядеться в глубину жизни! Если бы услышали они, какие слова, какой голос вечно обращены к ним на этой глубине. Если бы знали они, что такое - подлинное счастье!

«И радости вашей никто не отнимет от вас!..» Но разве не о такой радости, которой уже нельзя отнять, мечтаем мы, когда бьют часы?.. Но вот - как редко доходим мы до этой глубины. Как почему-то боимся мы ее и все откладываем: не сегодня, а завтра, послезавтра я займусь главным и вечным! Не сегодня. Есть еще время. Но времени так мало! Еще немного - и подойдет стрелка к роковой черте. Зачем же откладывать?

Ведь вот тут, рядом стоит Кто-то: «Се стою у двери и стучу». И если бы не боялись мы взглянуть на Него, мы увидели бы такой свет, такую радость, такую полноту, что, наверное, поняли бы, что значит это неуловимое, таинственное слово счастье.

Протопресвитер Александр Шмеман

Поздравление с Новым годом от преподобного Варсонофия Оптинского

С радостями и скорбями

Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году.

Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Жена, егда раждает, скорбь имат, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир » (Ин.16:21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода - ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую.

Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы – незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога; для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают, право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.

«Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху; отцев Боже, благословен еси». (Ирмос Рождества Христова, глас 1, песнь 7.)

Скорби и есть огненное прещение, или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения.

Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света! Аминь.

Вы прочитали статью . Читайте также.

В том, что празднование Нового года ныне всегда приходится на конец Рождественского поста, ничего хорошего, конечно, нет. Но и объявлять Новый Год праздником бесовским и богомерзким, приравнивать его чуть ли не к пресловутому Хеллоуину - тоже неправильно. Конечно, кроме безудержного веселия постом, ежегодное празднование Нового года несет с собой и другие немалые беды: люди, замерзшие на улице, алкогольные отравления, травмы от пиротехники и прочее. Все это мы знаем, все это очень скорбно, но, боюсь, как-то быстро изменить ситуацию не представляется возможным. Новогодние празднования слишком крепко вошли в сознание, в плоть и кровь советского и постсоветского человека. Даже если допустить такую фантастическую мысль, что у нас в России не было бы реформы календаря, и гражданское новолетие до сих пор приходилось бы на Святки, а не на окончание Рождественского поста, даже если бы мы праздновали Рождество Христово не 7 января по новому стилю, а 25 декабря (как, например, в Греции), думаю, ничего бы не изменилось. Те, кто в Новый год предаются пьянству и поеданию салата оливье под акккомпанемент плоских шуток и попсовых песен, несущихся из телевизора, точно так же делали бы это и после Рождества, в Святки, которые, кстати, не зря так называются. Это особые, святые дни, продолжение праздника, а вовсе не время для всяких бесчинств. А те, кто ходит в храм и постится, Новый год отмечает совсем по-другому - молитвой в церкви и благодарением Богу за год прошедший. Для церковных людей главное - Рождество, к нему мы шли весь пост. А новолетие - это праздник светский, как, например, день рождения. Хочешь - празднуй, хочешь - нет. Возможно, если бы Новый год шел после Рождества, было бы даже еще хуже. Любители «отмечать» праздники выпивкой пьянствовали бы и на Рождество. В храм они вряд ли бы пошли, а вот лишний повод выпить у них бы нашелся. Сейчас, встретив Новый год «по-нашему, по-бразильски», многие к Рождеству уже приходят в себя и даже идут в храм, испытывая покаянные чувства.

Плохо, что Новый год у нас для большинства граждан заменил Рождество

Дело не в том, что празднующие Новый год нарушают пост. «Новый год уж на носу, люди режут колбасу» (народное творчество). Они и так не постятся. Плохо другое - что Новый год у нас для большинства граждан заменил Рождество.

Совершенно бессмысленное и даже вредное широкомасштабное празднование Нового года - это, конечно, наша беда. И для людей, которые привыкли отмечать его со всем размахом русской души, со всеми вытекающими последствиями, это именно беда, а не только вина. Эта неправильная традиция - наследие советского времени. Чем являлся Новый год для советского человека? Единственным неидеологизированным и не пропитанным лживым коммунистическим духом общегосударственным праздником. Всех остальных праздников людей лишили. Новогодний праздник - единственное, что осталось с дореволюционных времен. Хотели отобрать и его. Вместе с гонениями на празднование Рождества велась борьба и с Новым годом. В 1929 году празднование Нового года фактически было запрещено. Я еще помню рассказы старых людей, которые вспоминали, как людям запрещали ставить елки даже на Новый год. Вернули Новый Год только в 1935 году.

Для наших соотечественников Новый год - «праздник детства и никуда от него не деться

А еще празднование Нового года - это бессознательная генетическая тоска по утраченному Рождеству, с его ночной тайной, рождественской елкой, поздравлениями и подарками. Слишком долгие годы новогодний праздник был заменой праздникам рождественским, чтобы эта, конечно, совершенно неправильная традиция была легко и быстро преодолена. Для большинства наших соотечественников Новый год - «праздник детства и никуда от него не деться».

Да, Новый год - праздник не наш, не церковный, и приходится он на крайне неудобное для празднования время. Но что всегда делала Церковь с языческими праздниками? Не полностью отметала, отменяла их, а наполняла новым духовным смыслом. Самый яркий пример - это то же Рождество Христово. Вплоть до IV века Рождество праздновали вместе с Богоявлением - 6 января по юлианскому календарю. В середине IV века празднование Рождества перенесли на 25 декабря. Одной из причин была необходимость вытеснить распространенный в Римской империи праздник - день зимнего солнцестояния, который отмечался в 25 день декабря и был связан с культом Непобедимого Солнца. Теперь мы празднуем в этот день Рождение Солнца правды - Христа Спасителя.

Думаю, просто объявить Новый год праздником богопротивным и кощунственным не есть правильно. Ведь гражданское новолетие праздновали и до революции. И в царской, православной России люди слали друг другу открытки, поздравляя не только с Рождеством, но и с Новым годом. На открытках дореволюционных можно увидеть изображение Деда Мороза с елочкой и подарками. И дело не в самом гражданском новолетии, а в том, какой смысл мы вкладываем в этот праздник и как мы его проводим. Просто сказать, что это не праздник вовсе, давайте не будем обращать на него никакого внимания, а праздновать только Рождество, - тоже не пройдет. Слишком много людей привыкли десятки лет поздравлять друг друга с Новым годом, дарить детям подарки и вообще отмечать этот день. Что мы можем сделать? Вести разъяснительную работу, рассказывать, какой смысл нужно вкладывать в Новый год и как отмечать его правильно. Мы, православные, знаем, как праздновать, отмечать новолетие, в чем его смысл. Нам об этом каждый год рассказывают все священнослужители, начиная от Патриарха и кончая простыми сельскими батюшками. Новый год, который, кстати, праздновали все народы, во всех странах, в том числе и в ветхозаветном Израиле, - это праздник благодарения, праздник подведения итогов. И повод обратиться к Богу с молитвой о благословении на год начинающийся. Молебен на новолетие (кстати, составленный до еще революции) содержит молитвословия и песнопения, которые почти без изменения взяты из благодарственного молебна. Также молебное пение на Новый год составлено как молебен просительный, взывающий к Богу о благословении наших трудов и благих дел.

Как понимали гражданский Новый год святые отцы XIX и XVIII веков? Я не беру более ранних богословов, ибо празднование Нового года с 1 января введено, как известно, только в веке восемнадцатом.

Вот что говорит в слове на Новый год преподобный Варсонофий Оптинский: «Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин.16,21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода - ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую». И заканчивает свое поздравление с новолетием словами духовной поддержки: «Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света!». Преподобный учит нас, что жизнь наша состоит из радостей и скорбей. Они-то и делают нашу жизнь полной, насыщенной, осмысленной. Радость научает нас благодарению, Скорбь учит тому, чтобы задуматься о грехах своих, покаяться, понять: все, что с нами происходит, «не напрасно, не случайно». Но все это - жизнь. И за все нужно благодарить Бога.

Святитель Феофан Затворник также дает нам поучение на новолетие: «Господь не возвестить только пришел о лете (годе, прот. Павел) приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос - принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать, и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать, и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть, и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою».

Что бы Господь ни послал в год грядущий, главное - иметь мир в душе

Все внутри тебя, - говорит нам святитель Феофан этими словами. Это согласуется и со словами батюшки Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, стяжи Дух Свят - и вокруг тебя спасутся тысячи». Что бы Господь ни послал в год грядущий, главное - иметь мир в душе, тогда все, что нам будет послано, будет нам на пользу.

Святитель Тихон Задонский в слове на Новый год нисколько не умаляет день празднования новолетия, тем более что в его время в этот день еще праздновалось Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Он поздравляет всех: «Не премину и я счастью твоему порадоваться, и с Новым годом, и счастьем поздравить».

В Новом году начните новую жизнь, противопоставив грехам противоположные добродетели

Вам это ничего не напоминает? Правильно, известное новогоднее пожелание: «С Новым годом, с новым счастьем». Значит, не такое уж это пустое пожелание, а имеет историю с XVIII века, и сам святитель Тихон так поздравлял свою паству. Но не только счастья желает святитель в своей проповеди. Он желает покаяния каждого человека. Желает, чтобы в Новый год люди вошли, очищенные исповедью и покаянием от грехов. Чтобы в Новом году мы начали жизнь новую, обновленную от прегрешений и страстей. Предлагает пьяницам оставить свое пагубное пристрастие, блудникам - отринуть страсть нечистую и хранить себя от нечистых желаний и помыслов. Находящимся в ссоре - примириться. Любящим осуждать и злословить советует не судить ближних, а видеть только грехи свои. То есть в Новом году начать новую жизнь, противопоставив грехам и страстям противоположные добродетели.

«А Новый год начиная, новую начните жизнь: покайтесь. Доселе Бог преблагой вас терпел, ожидая вашего обращения, терпел, что вы Его не слушали, что Вы закон Его разоряли, а впредь стерпит ли, не знаю, и ничего о том не говорю…», - наставляет святитель Тихон. А в конце прибавляет: «А если так начнете Новый год, о, как благополучно начнете, а еще и того лучше, когда, так начав, и окончите!». Опять хочется спросить: «Какие ассоциации вызывают эти слова?» «Как год начнете, так его и проведете, так его и окончите». Это пожелание также всегда слышится на новогодних торжествах.

Но святые отцы вразумляют и тех, кто бесчинно проводят новогоднюю ночь. Святитель Феофан ополчается на тех, кто встречает Новолетие игрой в карты, празднословием, плясками и винопитием за полночь. Кто не ходит в храм, чтобы попросить у Бога помощи на год грядущий, не молится всем семейством в саму новогоднюю ночь и видит какой-то чуть ли не сакральный смысл в том, чтобы поднять бокалы в полночь. Он говорит, что таким образом мы можем задать тон на весь год. Что же прилично делать во время перехода старого года в новый? Вот, что говорит святитель: «Воздеть руки к небу и благодарить Господа за прошедшие милости и умолять его продлить Свое благоволение и на будущее. В каждой ли семье особо так поступите, или соберетесь по нескольку семейств вместе, - благословенно так встретить новое лето».

Вот такое, очень важное назидание дают нам святые отцы в связи с празднованием гражданского новолетия.

Теперь о том, как нам быть с нашими не особо верующими и не особо церковными домашними, родными и близкими. Говорить людям, далеким от Церкви, что они, де, неправильно празднуют Новый год, что это все «пьянство и козлогласование» - значит только вызвать их ответное противление и неприязнь. Если вас все-таки пригласили отметить Новый год нецерковные родственники, и вы не можете им отказать, например, живете в одной квартире или отношения с ними достаточно напряженные, и вы боитесь обидеть их отказом, - не нужно отвергать приглашения. Недавно мне по электронной почте прислал письмо один мужчина, описывая свои тяжелые взаимоотношения с семьей жены, и говорил, что теща приглашает их с женой на Новый год. Вроде бы ее отношение к нему смягчается. Здесь ради мира в семье я посоветовал бы принять приглашение. Но не будем забывать, что идет пост, и об этом следует заранее предупредить приглашающую сторону. В этом году Новый год приходится с субботы на воскресение, рыба и вино, в умеренном количестве, дозволяется церковным уставом. Но, с другой стороны, следует помнить, что на следующий день нужно быть на Божественной Литургии (как встретишь год, так его и проведешь). И поэтому соглашаться на родственные посиделки нужно с большой рассудительностью, только тогда, когда действительно может пострадать семейный мир. Если вы собираетесь причащаться, то об участии в застолье не может быть и речи. Если просто будете молиться на следующий день на литургии, то лучше всего, дождавшись полуночи и призвав всех вознести молитву Богу, например, пропев «Царю небесный» и поздравив всех с Новым годом, удалиться.

Новый год - время подведения итогов и время благодарности

Вообще, присутствие верующего человека в светской компании (и не только на Новый год) - это всегда миссионерство. От нашего поведения, от наших поступков и слов зависит очень многое: как люди, нас окружающие, будут относиться к Церкви. Приидут ли они потом в храм или, наоборот, соблазненные нами, никогда не переступят порог церковный. Великий миссионер апостол Павел, который говорил, что для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9, 22), уверен, мог поговорить с окружающими его людьми не только о Боге и вере. Но и об урожае винограда и смокв, о ценах на зерно, а с женщинами - о здоровье детей и домашних делах. А уже потом и сказать слово проповеди. Очень важно установить хороший, дружеский контакт с нашими маловерующими родственниками. Нельзя сразу «грузить» их проповедями. Нужно сначала поговорить с тещей о даче, о плодах и овощах, с тестем - о рыбалке и политике, с племянником - о спорте и компьютерах, а уже потом рассказывать им о духовных предметах, конечно, если это не вызывает противления. Народ у нас в массе своей не умеет по-настоящему праздновать, вести дружескую беседу в застолье. И когда в компании оказывается человек, который может интересно повести беседу, что-то рассказать, что-то вспомнить, это всегда ценится. Мы уже говорили о том, что Новый год - время подведения итогов и время благодарности.

Очень хорошо, общаясь с родными, вспомнить все то хорошее, что было в минувшем году. Можно устроить просмотр фотографий или домашнего видео с событиями минувшего года и рассказом о них. Понятно, что общение с родственниками, которые не близки тебе по духу, - дело не очень простое. Но в семейной жизни всегда нужно стараться идти навстречу, искать компромисс. Пусть они еще чего-то не понимают, но, посидев с ними за новогодним столом, порадовав их, мы сможем потом пригласить их в храм на Рождество, а затем вместе отметить праздник у себя дома, и приобретем тем самым людей для Господа.

Теперь о том, как нам самим, церковным православным людям, проводить Новый год. В этом году 1 января приходится на воскресение. У нас в храме святых Петра и Февронии Новогодний молебен будет служиться после всенощного бдения в субботу. Так что все помолимся на всенощной, поблагодарим Господа, попросим Его помощи на весь грядущий год, а потом пойдем по домам. Можно приготовить что-нибудь вкусненькое (постное, разумеется) и посидеть, вспомнить все хорошие события уходящего года и опять поблагодарить Господа. Нам всем очень не хватает общения. А если кто дотерпит до полуночи, встать всем вместе и спеть «Царю Небесный». Ну, а завтра утром - на воскресную литургию. Это обязательно. Все-таки здорово, что 2017 год начинается с воскресения, ведь это день Господень, малая Пасха, начало недели по церковному уставу. И день надежды для всех нас на воскресение, возрождение нашей души в новую жизнь.

Готовя открытки к Новому году вы перебираете десятки поздравлений с Новым годом - в стихах, в смс, в прозе. И все они - поверхностны - с Новым годом, новым счастьем в личной жизни и на работе. Мы предлагаем вам немного задуматься о наступающем новом году и прочитать глубокие и мудрые слова о празднике. Возможно, что именно они помогут вам написать свое настоящее поздравление с Новым годом!

Какое время самое важное в жизни?

Озираясь на прошлое, мы видим, сколь многого мы не сумели совершить в течение этого года: по бессилию, по забывчивости, по косности, по недоброй нашей воле. И перед тем как вступить в новое время, покаемся перед Богом, признаем свои ошибки и соберем с прошлого года опыт жизни, который нам позволит их не повторять и другие подобные ошибки не делать. Весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего и чтобы все творилось только во имя этой любви.

В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца: «Какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?» И ответ был таков:

- Самое важное время в жизни - это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее еще не встало; самый значительный человек в твоей жизни - тот, который сейчас перед тобой и которому ты можешь сделать добро или зло; и самое важное дело в жизни - в это мгновение, этому человеку дать все, что может быть ему дано…

Вступим в новый год с этим чувством ответственности и вдохновения; вступим в этот новый год с верой, что сила Божия в немощи совершается: в нашей немощи, как совершилась она в немощи святых, которые были крепки только силой Божией; будем верить, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе…

И у преддверия нового года мне хочется повторить слова, сказанные в начале войны королем Георгом VI своему народу: «Спросил я стража, который стоял у дверей нового года:

Дай мне свет, чтобы я с уверенностью мог вступить безопасно в неизвестное…

И он мне сказал:

Вложи руку твою в руку Божию - это будет для тебя лучше, нежели свет, и вернее известного пути»…

Вступим и мы с таким доверием и с такой верой в Новый год ; и когда мы будем молиться, чтобы Господь благословил его и нас, станем обращать свои молитвы и к святому Стефану Сурожскому, память которого мы совершаем теперь, в первое воскресенье после календарного дня, назначенного празднованию его памяти; пусть он будет тем стражем, тем вратарем, который раскроет нам новый год, который с нами вступит в него и благословит нас, чтобы, подобно ему, мы этот год сделали годом Божией воли и благодати.

Митрополит Сурожский Антоний

С радостями и скорбями

Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году.

Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Жена, егда раждает, скорбь имат, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин.16:21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода - ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую.

Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы - незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога; для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают, право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.

«Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху; отцев Боже, благословен еси». (Ирмос Рождества Христова, глас 1, песнь 7.)

Скорби и есть огненное прещение, или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения.

Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света! Аминь.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Много осталось позади кривых путей

Мы вступали в этот год, как вступают в безбрежную снежную равнину: ни одного пятна, ни одного следа, все было белоснежно чисто. А когда оглядываемся, то видим, что много, много мы проложили кривых путей. И в этом мы должны каяться перед Богом, - но каяться творчески: не только сожалеть о том, что было неладного, а научившись, вступить в новый год с новой мудростью, с новым пониманием.

Но кроме этого - сколько было светлого, доброго в истекшем году, сколько доброго нам дали люди, сколько доброго нам сделал Бог! И перед тем, как вступить в новый год, поблагодарим и Бога, и людей, благословим тех, через которых пришло к нам столько светлого, доброго в жизни. Плод жизни, в конечном итоге, - только любовь и благодарность, радость и смирение. Почерпнем же из прошлого года всю благодарность, какую мы только можем из него извлечь, благодарность добрым, ласковым людям, которые к нам были милостивы, и благодарность Богу, и с этим вступим и в новый год.

Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное - потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое - чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас - во всем мире - любовь, свет, радость. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний

О чем загадать желание на Новый год?

Есть старинный обычай: под Новый год, когда в полночь бьют часы, загадывать желания, обращаться к неизвестному будущему с мечтой, ждать от него чего-то нужного, заветного.

И вот опять Новый год. Чего же пожелаем мы себе, другим, каждому, всем? Куда направлена наша надежда?

Направлена она на одно никогда не умирающее слово - счастье. С Новым годом, с новым счастьем! К каждому из нас счастье это обращено по-своему, лично. Но сама вера в то, что оно может быть, что его можно ждать, на него надеяться, - это вера общая. Когда же бывает по-настоящему счастлив человек?

Теперь, после столетий опыта, после всего того, что узнали мы о человеке, уже нельзя счастье это отождествлять с чем-то одним, внешним: деньгами, здоровьем, успехом, о чем мы знаем, что не совпадает оно с этим всегда таинственным, всегда неуловимым понятием - счастье.

Да, ясно, что физическое довольство - счастье. Но не полное. Что деньги - счастье, но и мучение. Что успех - счастье, но и страх. И поразительно то, что чем больше это внешнее счастье, тем более хрупко оно, тем сильнее страх потерять его, не сохранить, упустить. Может быть, потому и говорим мы в новогоднюю полночь о новом счастье, что «старое» никогда по-настоящему не удается, что всегда чего-то недостает ему. И уже опять вперед, с мольбой, мечтой и надеждой взираем мы…

Боже мой, как давно сказаны евангельские слова о человеке, который разбогател и построил новые амбары для своего урожая и решил, что все у него есть, все гарантии счастья. И успокоился. А ему в ту же ночь было сказано: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

И, конечно, здесь, в этом подспудном знании, что все равно ничего не удержать, что впереди все равно распад и конец, - та отрава, что отравляет наше маленькое и ограниченное счастье.

Наверное, потому и возник обычай - под Новый год, как начинают бить часы в полночь, шуметь, кричать, наполнять мир грохотом и шумом. Это от страха - услышать в тишине и одиночестве бой часов, этот неумолимый голос судьбы. Один удар, второй, третий, и так неумолимо, ровно, страшно - до конца. И ничего не переменить, ничего не остановить.

Так вот эти два подлинно глубокие, неистребимые полюса человеческого сознания: страх и счастье, ужас и мечта. То новое счастье, о котором мы мечтаем под Новый год, это - счастье, которое до конца усмирило бы, растворило и победило страх.

Счастье, в котором не было бы этого ужаса, гнездящегося где-то на глубине сознания и от которого мы все время ограждаем себя - вином, заботами, шумом,- но чья тишина побеждает всякий шум.

«Безумец!» Да, по существу, безумна неумирающая мечта о счастье в страхом и смертию пораженном мире. И на вершине своей культуры человек это знает. Какой горестной правдивостью и печалью звучат слова великого жизнелюбца Пушкина: «На свете счастья нет»! Какой высокой печалью пронизано всякое подлинное искусство! Только там, внизу, шумит и горланит толпа и думает, что от шума и мутного веселья придет счастье.

Нет, оно приходит только тогда, когда правдиво, мужественно и глубоко вглядывается человек в жизнь, когда снимает с нее покровы лжи и самообмана, когда смотрит в лицо страху, когда, наконец, узнает, что счастье, подлинное, прочное, неумирающее счастье, - во встрече с Истиной, Любовью, с тем бесконечно высоким и чистым, что называл и называет человек Богом.

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И в жизни этой - свет, и тьме его не объять». И это значит: не поглотить страхом и ужасом, не растворить в печали и отчаянии.

О, если бы люди в своей суетливой жажде мгновенного счастья нашли в себе силу остановиться, задуматься, вглядеться в глубину жизни! Если бы услышали они, какие слова, какой голос вечно обращены к ним на этой глубине. Если бы знали они, что такое - подлинное счастье!

«И радости вашей никто не отнимет от вас!..» Но разве не о такой радости, которой уже нельзя отнять, мечтаем мы, когда бьют часы?.. Но вот - как редко доходим мы до этой глубины. Как почему-то боимся мы ее и все откладываем: не сегодня, а завтра, послезавтра я займусь главным и вечным! Не сегодня. Есть еще время. Но времени так мало! Еще немного - и подойдет стрелка к роковой черте. Зачем же откладывать?

Ведь вот тут, рядом стоит Кто-то: «Се стою у двери и стучу». И если бы не боялись мы взглянуть на Него, мы увидели бы такой свет, такую радость, такую полноту, что, наверное, поняли бы, что значит это неуловимое, таинственное слово счастье.

Протопресвитер Александр Шмеман

В чем счастье?

Встречая Новый год, мы друг друга приветствуем словами: «С Новым годом, с новым счастьем!» И часто мы думаем о счастье только как о благополучии материальном, о ласковых, счастливых отношениях в семье и с друзьями, и забываем, что счастье порой бывает требовательным и строгим. Один русский поэт так его определил:

В чем счастье? В жизненном пути,
Куда велит твой долг идти;
Врагов не знать, преград не мерить -
Любить, надеяться и верить.

И если мы так подумаем о счастье, которого мы желаем себе и другим, то мы увидим, что первое, что нам предлагается, - это любовь. Но любовь - и как ликующая радость, и как предельный подвиг. Как ликующая радость - в том, чтобы давать и получать от любимого самое драгоценное, и вместе с этим быть готовым за любимых и нелюбимых отдать свою жизнь. Когда я говорю о нелюбимых, я думаю о тех, которых мы естественной любовью не любим, но которых так любит Бог, что Он Своего Единородного Сына отдал на смерть, чтобы они были спасены.

Подумаем, что значит любовь как ликование, любовь как крест и вступим в Новый год с намерением любить и надеяться, - надеяться на все. Как говорит апостол Павел, любовь на все надеется и во все верит, любовь никогда не перестает. На все надеется: на исправление человека, который нас ненавидит, и даже на исправление самих себя. Надеется, что Бог нам даст время исправиться и другому даст время опомниться и стать новым человеком по образу создавшего его и спасшего Иисуса Христа. И мы тогда можем сказать: да, мы верим, - верим в Божию любовь, верим в бесконечные возможности каждого человека, верим, что даже мы в нашей немощи, в нашем недостоинстве способны быть Христовыми учениками.

Мы вступаем в новый год. Озираясь на прошлый год, мы видим столько страшного на свете и столько горького в жизни многих, многих людей, включая нас самих. И вот, вступая в этот новый год, принесем Богу искреннее, сердечное раскаяние в том, что мы оказались недостойными Его учениками. Он нас возлюбил до смерти, - и этого оказалось мало для того, чтобы переменить нашу жизнь. А если смотреть на то, на что был похож мир в течение последнего года или двух тысяч лет, которые почти что прошли - то как больно делается! Подумайте, что за чуть меньше, чем две тысячи лет, было около трех тысяч войн одних христиан против других, не говоря о том, сколько было пролито крови людей, которые нам не единокровны, не единоверны. Для того ли нас посылал Господь в мир, то ли Он нам поручил, чтобы принести Благую Весть о новой жизни? И вот подумаем о том, что мы сделали с творением Божиим, как изуродовали землю, как осквернили ее, как изуродовали все человеческие отношения - и личные, и общественные.

Взирая на прошлый год, я с болью в сердце думаю о том, как я оказался изменником Христу, как я перед каждым из вас и всеми вами и многими, многими другими людьми оказался изменником. Прошу вас, помолитесь о том, чтобы Господь мне дал время и потряс бы мою душу в покаянии, и чтобы это случилось с каждым из нас, чтобы каждый из нас возродился. С одной стороны, от ужасов о прошлом, с другой стороны, от ликования, что мы так любимы Богом, и что так легко было бы любить друг друга, служить один другому, быть внимательными, строгими и ласковыми одновременно. И вступим в этот новый год с намерением стать истинно учениками Христа и возлюбить друг друга жизнью своей, - всей жизнью. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний

Святейший владыка Кирилл в ночь с 31-го декабря на 1-е января отслужил новогодний молебен. В своём обращении к молящимся владыка сказал:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

По установившейся традиции в канун нового года мы совершаем молебен, испрашивая у Господа благословение на год грядущий. Для человека в эти минуты естественно задуматься и о том, что было в прошлом, — в тот момент, когда пересекается невидимая символическая черта, отделяющая одно лето Божией благости от другого. И, вспоминая все происшедшее с нами, со страной нашей, со всей исторической Русью, вспоминая, что произошло с родом человеческим, и сознавая, что в минувшем году было много доброго, но много и тяжелого и даже страшного, мы тем не менее должны воздать благодарение Господу. Мы живы, здоровы, и даже тот, кто, может быть, сегодня недостаточно здоров, все равно должен возблагодарить Господа, что по Его милости мы достигли предела 2013 года и простираемся в год будущий.

В минувшем году мы праздновали 1025-летие Крещения Руси. Это совершенно особый юбилей, который мы отпраздновали вместе со всей полнотой мирового Православия во всех братских странах, которые существуют на просторах исторической Руси. Празднование в Москве, Киеве и Минске, собравшее многие и многие тысячи людей, помогло нам еще раз осознать нашу общую сопричастность всей тысячелетней истории Церкви и нашего Отечества. Это празднование также помогло нам увидеть руку Божию, Который вел и ведет народы наши, несмотря на многие трудности и многие препятствия, — ведет вперед, по Ему одному ведомому пути.

Мы в прошлом году также праздновали 400-летие со дня восшествия на престол Михаила Федоровича Романова. Мы отдавали дань прошлому, мы анализировали это прошлое, сопрягая его с настоящим и черпая из прошлого и мудрость, и знание, и опыт, который был связан со многими славными деяниями, совершенными за годы правления династии Романовых.


Памятник "Тысячелетие России" в Новгороде. Очень удачный ракурс: памятник снят на фоне храма.

В прошлом году состоялся Архиерейский Собор, имевший очень большое значение в жизни нашей Церкви. Он утвердил авторитетом своим появление новых епархий, создание митрополий, что содействует — и мы уже сейчас можем об этом смело говорить — укреплению духовных основ жизни нашего народа, развитию многих церковных служений, столь необходимых для современного верующего человека.


Архиереи за Патриаршим новогодним молебном

По милости Божией в прошлом году я совершил путешествие в Китайскую Народную Республику. Это первый за всю историю Китая визит главы Церкви и первая за всю историю Китая встреча главы Церкви с руководителем этой страны. Мы очень надеемся, что те добрые отношения, которые сегодня существуют и развиваются между Россией и Китаем, будут, в том числе, содействовать развитию жизни Китайской Автономной Православной Церкви. Мы молимся о том, чтобы вновь в храмах Китая совершались богослужения китайскими священнослужителями и чтобы православная вера укреплялась в жизни великого народа, который является нашим соседом и с которым ныне поддерживаются самые добрые отношения.

Было много и других событий, в том числе событий тяжелых. Нужно вспомнить о бедствии, которое постигло Дальний Восток, о людях, которые мужественно противостояли стихии, о той помощи, которую наш народ оказал своим братьям и сестрам, скорбящим от этого тяжкого природного катаклизма. Эта беда всколыхнула сердца очень многих и направила людей на путь совершения добрых дел.

Мы не можем не вспомнить и самые печальные события, связанные с концом уходящего года, — это террористические акты в Пятигорске и Волгограде. Злой человеческой волей совершенно безвинные люди лишились жизни. Мы понимаем, что все это совершается, чтобы дезориентировать наш народ, напугать его, сделать его неспособным к солидарным действиям. Мы понимаем, что против нашей страны, народа нашего в каком-то смысле ведется, без формального объявления, война. То, с какой силой и с какой энергией совершаются сегодня противоправные деяния, свидетельствует о том, что это не отдельные, друг с другом не связанные события, но существует некий план.


Последствием терактов в Сталинграде стали более 30 человеческих смертей....

Мы верим, что этому плану не суждено сбыться. Некие силы посягают на страну, на народ, который пребывает под Покровом Пресвятой Богородицы. Мы проходили в истории своей и более страшные испытания — и междоусобные брани, и страшные войны; и примером героизма нашего народа является тот город, в котором совершены два последних террористических злодеяния.

Мы вспоминаем все, что с нами произошло. Мы не можем, конечно, обойти молчанием и недавние события на Украине. Верим и надеемся, что все то, что происходит сегодня в этой братской стране, которая является частью наследия исторической Руси, не поколеблет нашего общего духовного единства, не станет вызовом, разрушающим единство нашей Церкви. Мы верим и надеемся, что братские отношения россиян и украинцев будут совершенствоваться, развиваться, и плодом этих отношений будет процветание жизни и той, и другой страны.

Перед нами неведомое будущее. Ученые пытаются прогнозировать развитие событий, футурологи описывают далекое будущее, но никто на самом деле не знает, каким оно будет, потому что Господь есть Господь истории, в Его руке этот исторический процесс, соучастниками в котором являются люди и каждый из нас. Мы знаем точно, что жизнь там, где Бог. Знаем точно, что смерть там, где Бога нет. И потому, для того чтобы иметь надежду на будущее, мы должны опираться в первую очередь на Божественный закон, который выше всяких человеческих законов, подчинять человеческие законы этому нравственному Божественному закону, в соответствии с ним жить, преобразовывать свой ум и свое сердце. Вот тогда у нас будет ясная, мирная и благополучная перспектива жизни, потому что где Бог, там любовь, там мир, там долготерпение, там милосердие, там проявление самых добрых человеческих чувств. Для того чтобы эти чувства стали нашими чувствами, мы должны склонить свои главы пред величием Божиим и в простоте сердца принять Его волю и Его закон.


Патриарх Кирилл: "Знаем точно, что смерть там, где Бога нет. И потому, для того чтобы иметь надежду на будущее,
мы должны опираться в первую очередь на Божественный закон".

Сейчас мы совершим молебен. Конечно, вспомним мысленно всех тех и все то, что было нам дорого в минувшем году. И давайте помолимся все вместе пред лицом Божиим в простоте сердца о наступающем годе благости Божией. Верим, что Господь услышит нашу молитву и приклонит милость Свою к Отечеству нашему, ко всей исторической Руси, к народам нашим и к каждому из нас. Пусть Его милость изольется на всех нас, укрепляя каждого в его шествии по жизненному пути. Аминь.

По установившейся традиции в преддверии Нового года в храмах Русской Православной Церкви совершается новогодний молебен. По церковному Уставу год начинается с 1 сентября по старому стилю, но поелику весь народ, вся страна и весь мир именно с 1 января вступают в новолетие, то и Церковь возносит в это время особые молитвы о годе грядущем.


Владыка Кирилл напутствует молящихся на Новый год

Мы благодарим Бога за все милости, которые были явлены в минувшем году. Были не только милости — были и наказания, потому что любящий Бог, наказывая людей, в том числе и через эти наказания проявляет Свою заботу о человеке. Как любящие родители порой вынуждены наказывать своих детей, чтобы предотвратить бОльшую беду, так и Бог нередко останавливает нас от совершения бОльших греховных дел, проводя через испытания. Это имеет отношение и к жизни отдельного человека, и к жизни страны, и к жизни всего человеческого рода. Достаточно почитать Священное Писание Ветхого Завета, где так ясно говорится о промысле Божием — любящем и наказующем.

Когда мы устремляемся взором своим в будущее, то по-человечески непременно хотим, чтобы следующий год был легче, лучшей, успешней, и это законное, естественное стремление человека к счастью и к благополучию. Сегодня очень многие люди никак не связывают это благополучие с Богом. Им кажется, что они и только они являются началом и концом всего, что их касается, что только от человека и зависит, будет ли он счастливым или несчастным, здоровым или больным, успешным или неуспешным. Но непредвзятый взгляд на историю — не только на человеческую историю, но и на историю собственной жизни — каждого может убедить в том, что это не так. Мы проходим в своей жизни через события, через испытания, когда никаких наших сил недостаточно для того, чтобы преодолеть их достойно, чтобы избежать беды, чтобы обрести то, к чему душа наша стремится. И люди мыслящие понимают: то, что невозможно человеку, возможно Богу (см. Лк. 18:27), ибо Он Сам об этом нам сказал. Тогда мы обращаемся к Господу и просим Его, и ведь как часто Бог слышит нашу молитву! Опять-таки, людям с ожесточенным сердцем невозможно это доказать. Но ведь есть реальное доказательство силы человеческой молитвы, когда сами молящиеся получают ответ от Бога и свидетельствуют, что сила Божия была явлена на них, на их близких и родных. Собственно говоря, на этом ответе Бога на нашу молитву и основывается вся религиозная жизнь человека — не было бы религиозной веры, если бы не было ответа. Не ходят к колодцу за водой, где нет воды. Не обращаются к человеку, заведомо зная, что он не ответит и не поможет, — никто не тратит на это своего времени и сил. Неужели люди обращались бы к Богу, неужели бы люди, многие из них, посвящали жизнь свою Господу, если бы не слышали этого ответа?

Вот и сегодня, в канун Нового года, здесь, в этом храме собрались те, кто верит в силу Божию. По всем храмам земли нашей и за ее пределами многие молятся сегодня о том, чтобы Господь приклонил милость Свою ко всем нам, соделав грядущее лето летом Его благости. Давайте и мы с крепкой верой помолимся о наших родных и близких, о самих себе, о физическом и духовном здоровье, о благополучии. Помолимся о стране нашей, чтобы по милости Господа сохранилось единство народа нашего, чтобы, объединив усилия, люди могли преодолеть те трудности, через которые страна проходит в настоящее время. Церковь наша будет молиться и о всей исторической Руси, потому что она присутствует во всех странах, ее составляющих. Мы будем молиться о том, чтобы следующий год был годом мирным для всех народов Святой Руси, чтобы Господь сохранил Церковь нашу в единстве и мире, в духовной силе, которая только и способна оплодотворить человеческую жизнь даром Духа Святого. И верим, что Господь по неизреченной Своей милости приклонит ко всем нам Свою любовь и Свое благое промышление. Аминь.