Почему на руси принято встречать хлебом солью. Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы не нарушить традицию. Где и когда родители жениха должны встречать молодоженов

Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».

Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

«Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», -
Н.М. Карамзин.

Традиционная русская трапеза

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

Невозможно представить себе русский стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол - престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба - смерть, без соли смех».

Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

И сегодня «хлеб-солью» встречаем

Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай - символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.

Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

Традиция встречать новобрачных хлебом-солью уходит корнями в глубокое прошлое. При этом и в настоящее время большинство семей не пренебрегают данным обрядом и с удовольствием готовят вкусный каравай и ставят на него солонку с рассыпчатой специей, готовясь к бракосочетанию сына.

О традиции хлебом-солью

Хлебом с солью встречают родители новоиспеченного мужа свою молодую невестку. Дело в том, что раньше женщина, выходившая замуж, принималась в семью мужа и жила вместе с ним в большом доме его родителей. Сразу после обряда бракосочетания молодые супруги ехали к мужу, где невеста должна была отведать хлеб-соль. Это символизировало, что свекры приняли ее в свой дом, свою семью, свои сердца.

Прежде чем отведать кусочек каравая, родители благословляли детей иконой. Затем муж и жена по очереди откусывали по кусочку хлеба, макали в соль и кормили друг дружку. Чей кусок оказывался больше, тот и считался в хозяином в молодой семье. После этого жених подхватывал новобрачную на руки и заносил в дом. Недоеденный каравай заворачивали в салфетку и относили в церковь. Считалась, что это принесет мир и любовь в семью детей.

О традиции встречать молодоженов хлебом-солью

В настоящее время жизнь сильно изменилась, но традиция осталась. Только в немного видоизмененном варианте. Зачастую родители жениха встречают молодых с караваем не в своем доме, а у дверей ресторана, в котором планируется празднование свадьбы. Связано это и с тем, что не всегда удобно заезжать в дом родителей мужа, и с тем, что молодые семьи в основном живут самостоятельно, без родителей.

Во время церемонии откусывания хлеба гости обсыпают молодых конфетами, монетками и лепестками цветов. Что символизирует пожелания молодой семьи сладкой счастливой жизни, финансового благополучия, любви и нежности.

После того, как молодожены откусили по кусочку каравая, часто его разламывают пополам и отдают жениху и невесте. Они одновременно начинают кормить гостей, кто быстрее справился с заданием - тот кормилец в доме.

Хлеб-соль

С давних времен на Руси особым почтением пользовались оба эти продукта. Хлеб всегда был пищей, входящей в ежедневный рацион практически каждого человека и пользовался особым уважением и почтением. Соль считалась дефицитным, дорогостоящим продуктом. Им даже предписывались особые магические свойства. Так, соль, по поверьям, способна защитить от всякой нечисти, а хлеб способствует установлению мира и дружбы между людьми.

Предложение отведать хлеб с солью говорит о дружелюбии и гостеприимстве хозяев. Отказ же от предложенного угощения расценивался как серьезное оскорбление.

Совет 3: Как возникла традиция встречать гостей хлебом и солью

Традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью с давних пор существует на Руси. Отчасти она сохраняется и до наших дней. Хлебом и солью по сей день принято встречать молодоженов. В особо торжественных случаях хлебом и солью встречают делегации, прибывающие из других городов и стран. Благодаря этой прекрасной традиции, пошла слава о русском «хлебосольстве» - всегдашнем умении достойно принять гостей.

Символика хлеба и соли

В Древней Руси хлеб являлся символом богатства и благополучия. Особое придавалось соли: она считалась оберегом от нечистой силы. Встреча гостя хлебом и была началом долгой и сердечной дружбы. Если же гость по каким-то причинам отказывался принять «хлеб да соль», это считалось страшным оскорблением для хозяев.

Во время трапезы, вместо современного пожелания «Приятного аппетита!», звучало «Хлеб да соль!». Считалось, что это помогает прогнать злых духов. Хлеб и соль брали с собой как . Даже цари могли послать в дар подданным хлеб и соль со своего стола в знак проявления высшей милости.

В те далекие времена хлеба и соли употреблялось в пищу гораздо больше, чем сейчас. Возможно, поэтому возникла поговорка: чтобы лучше узнать человека, необходимо съесть с ним пуд соли.

Соль дороже золота

Некоторые исследователи русского языка считают, что слово «соль» произошло от старинного названия Солнца, звучавшего как «Солонь». С солью было связано немало народных примет и суеверий. Например, плохой приметой считалось просыпать соль. Возникла она потому, что соль на Руси была очень дорогим продуктом. Солонку на стол ставили лишь для очень дорогих гостей. Если гость случайно или – чего доброго! – умышленно просыпал соль, это считалось проявлением неуважения к хозяевам. Потому и говорят до сих: «Соль просыпать – к ссоре!».

Поскольку соль не только не портится сама, но и помогает сохранить другие продукты, она считалась также символом бессмертия. Возможно, поэтому еще язычники старались носить с собой мешочек соли для защиты от ведьм и прочей нечистой силы.

О значении соли в жизни славянских народов рассказывает словацкая сказка «Соль дороже злата». Ее героиня принцесса Марушка сравнила свою любовь к отцу с любовью к соли, вызвав тем самым страшный гнев с его стороны. Лишь когда во всем королевстве не осталось соли, по волшебству превратившейся в золото, король-отец в полной мере осознал свою ошибку.

Когда хлебом и солью встречают молодых во время свадебного обряда, родители жениха таким образом выражают готовность принять в семью жену своего сына. При этом румяный каравай обязательно подносят на красивом вышитом полотенце, символизирующем чистоту и светлые помыслы.

Несмотря на то, что традиция встречи гостей хлебом и солью является очень древней, она по сей день не ушла из русской культуры и стала символом гостеприимства как одного из лучших качеств русского народа.

Видео по теме

Смоленская область, апрель, 2009

У нас на сайте - новый конкурс!

Да какой!!! И приз заманчивый - Дальний Восток и Япония, и тема очень располагающая.

Кто из нас не сталкивался в путешествиях с традициями разных стран и народов!

Как в самых уже «традиционных направлениях» Турции и Египте, так и в экзотических Лапландиях и Гонудрасе есть чем удивить гостей из далеких земель.

Задумалась, о чем же написать рассказ? Что больше всего запомнилось из тех традиционных «заманиловок», которые показывают туристам?

Чему посвятить свою конкурсную историю?

Обычаям, танцам, нарядам или блюдам?

Что меня поразило и что наиболее запомнилось?

Ведь в моем багаже найдется немало интересного, но чтобы собрать это в единый «опус» придется повторяться и использовать давние фото.

Может, вспомнить о том, как в самом первом своем заграничном вояже в Турцию, узнала об обычае танцевать «танец живота» только с повязкой на бедрах? И мужчины и женщины подвязывают бедра платком (желательно со звонкими монетами) и только после этого начинают «трясти бедрами»?

И настолько захватывает вид этих звонких монеток, что самым памятным турецким сувениром считаю свою первую повязку за 15 долларов!!

Или рассказать о том, как танцуют греческий сиртаки в национальных костюмах? И непременно взявшись руками за плечи окружающих участников танца?

Или уж, если останавливаться на теме танцев, рассказать о том, как поразилась, впервые увидев египетских мужчин танцоров - юбочников? Что они вытворяют с ними, это надо видеть!!

Традиция этого танца уходит корнями в далекое прошлое, но туристам об этом не рассказывают, а просто показывают красочное шоу.

Или давайте затронем тему национальной и традиционной еды!

Ах, Франция: сыры, вино, круассаны и луковый суп. Самое традиционное из всего, что мне удалось попробовать. Да, вкусно и колоритно, и «французе» не придумать, но какой глубокий смысл в том, что можно попробовать эти национальные вкусности практически в любом ресторане или купить в магазинах?

Интереснее было рассказывать о венгерском гуляше. Густом супе, по традиции сваренном на открытом огне. Не всем туристам удается попробовать именно такую версию гуляша, а нам довелось, и вкус его - отменный, признаюсь.

Или бельгийское открытие в городе Брюгге. Мидии с луком и специями. Да, вот она какая, оказывается традиционная еда этого края. Никогда бы не подумала, а так оно и есть…

Любят мидии, и с гордостью угощают тех, кто не равнодушен к морепродуктам.

Или остановиться на теме традиционной одежды?

Вот, казалось бы, мы все знаем, по классическим фильмам, что французы носят черные беретки. А доводилось ли вам видеть жителей Франции в подобных головных уборах? Мне - да! Пожалуйста, скрипач с Монмартра, играющий вальс у стен собора Секре Кер.

Нет, про одежду писать - не то настроение... Мало ли, кто что носит в наши дни. Мужчин в кильте, например, можно встретить и на московских улицах.

Например, «не забудется такое никогда» - жертвоприношение греческим богам Посейдону и Гелиосу, при переезде через мост Рио в Патрах. Накрапывал дождь, а нам предстоял еще не один час пути до города Дельфы. И чтобы задобрить богов, наш гид устроил для группы показательный обряд жертвоприношения.

Разлил заранее приготовленное домашнее вино каждому в стаканчик, и попросил часть выпить самим, а часть вылить в морские волны - задобрить богов и помолиться о хорошей погоде!

Через полчаса, когда мы благополучно переехали по самому длинному мосту Греции, в небе уже вовсю светило солнце!

А как мне понравился обычай на Западной Украине в честь Медового Спаса (14 августа). Он сохранился до наших дней во многих городах и селах: в честь праздника, называемого там Маковей, везде продаются специальные букетики, в которые обязательно добавлен сушеный мак. Его крупные, я бы даже сказала, огромные головки вызывают какое-то чувство удивления и восхищения.

Мак - Маковей!

Такие букетики несут освящать в церковь и потом хранят весь год, до следующего праздника. Они оберегают дом от злых духов и приносят благополучие хозяевам.

Можно вспомнить и свадебный ритуал, подсмотренный в одном из художественных салонов Минска. На почве возрождения народных обычаев, у молодоженов стало популярным собственноручно лепить на гончарном круге «горшок счастья», и после того, как он будет готов, хранить его в семье - пока не разобьется, брак будет крепким! А наиболее «продвинутые в народность» белорусские пары женятся в национальных свадебных венцах. Помнится, тогда мне самой очень приглянулся сплетенный из золотистой соломы венец невесты. Ох, и красотища!

Время идет…Рассказ пишется, но того ли просит моя душа? Это ли те традиции, на которые сегодня хотелось обратить внимание? Стоит ли обращаться к далеким уже путешествиям? Может быть, вспомнить и рассказать о чем-то более близком и по расстоянию и по духу?

Как, помнится, радовался народ репортажу о русской Масленице в нашем городке. Да-да, сильны традиции и в таких современных городах, как Десногорск! Народные гулянья с лазаньем по столбу за призом, и сжигание чучела Масленицы поддерживаются во всей красе.

Но все-таки, главный акцент я решила сделать на древний обычай, с одной стороны - универсальный по применению, а с другой - имеющий отношение и к путешествиям. Точнее - к встрече путешественников-дорогих гостей!

Уже не раз получалось показать, чтоинтересное и необычное можно найти совсем рядом, в нашей сегодняшней современной жизни.

Все знают про обычай, называемый «Хлеб да соль»?

А доводилось в нем участвовать? Или самим каравай принимать, или его подносить?

Главной ассоциацией с «Хлебом-Солью» в наше время считается свадебный ритуал встречи жениха и невесты родителями на пороге родного дома или ресторана.

Приветствуют молодых, вынося на расшитом полотенце «Хлеб да соль», говоря слова напутствия и всяческие пожелания, протягивая пышный хлеб.

Тщательно выполняется ритуал: щепотку соли перебросить через плечо, отломить или откусить кусок хлеба. Да не забыть отметить - муж или жена «отхватили» большую краюху, кто в семье будет главный?

Святость этого обычая не теряется, не исчезает, ибо во все времена хлеб остается символом богатства и благополучия, а соль - служит оберегом от бед и несчастий молодой семьи.

Но и в свадебную традицию этот обычай пришел «вторично», а «первично» хлеб да соль подносили самым дорогим гостям. Гости могли быть как издалека, так и из близких мест, но всегда такое подношение означало, что человек был долгожданным, дорогим и уважаемым.

Процитирую некоторые сведения из общедоступных источников:

«С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли», т. е. разделить все их беды и заботы.
Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается». По народным понятиям, самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» и доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. В 16 веке русский государь во время обеда посылал гостям со своего стола хлеб и соль: хлебом он выражал свою милость, а солью - любовь.»

А теперь, вспомните, сколько важных лиц, приезжающих в Россию, встречают хлебом и солью? Можно смело сказать, что только самые почетные и высокопоставленные путешественники заслужили в наше время подобные приветствия.

Меня саму ни разу не встречали хлебом-солью по всем правилам, но участвовать в подобном торжестве доводилось. Причем я с удивлением узнала, что у нас на Смоленщине есть собственная традиция преподношения «Хлеба-соли».

Кроме красивой девушки, держащей вышитое поленце с дарами, встречать гостей выходит целый ансамбль.

Они исполняют старинную песню-приветствие Смоленского края:

Рады мы вас встретить, дорогие наши!

Доброе спасибо вам от сердца скажем.

На земле Смоленской мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

Кланяемся низко, полюбить нас просим,

Как велит обычай: «Хлеб да Соль» подносим!

В тот день в Десногорске встречали новоиспеченного митрополита Смоленского Фиофилакта, наносившего визит в честь праздника Святой Пасхи. Для него подобное приветствие было настолько приятно, что он не удержался от комплимента в адрес нарядных «Сударушек»:

- На Смоленской земле очень красивые девушки! Яркие, аки яйца!

Оказалось, имел в виду пасхальныекрашеные яйца, главный символ тех ясных апрельских деньков.

После такого замечания, хлеб да соль вручали не просто с низким поклоном, а с самыми искренними улыбками и большим удовольствием!

О, мне не надоедает оставаться «Певцом земли русской», ибо согласитесь, такие случаи и обычаи заслуживают упоминания и почтения, и хотелось бы, что они оставались частью нашей жизни, данью традициям, исконно русским, прежде всего. Уделим в этом конкурсе внимание и Святой Руси!

И я почему-то уверена, что каждый иностранный турист был бы действительно счастлив, увидев своими глазами красочное преподношение «Хлеба и соли», и уж тем более был бы в восторге получить сам подобный каравай из рук улыбающейся русской красавицы.


Тэги: Россия ,

Всеобъемлющим символом является сочетания соли и хлеба. Преподнося хлеб, желают богатство и благополучие, а соль - защиту от влияний враждебных сил.

Обычаи наших предков

Традицией стало встречать молодоженов в доме жениха после венчания с караваем и солью. Такой обычай возник в те времена, когда молодая жена приезжала в семью мужа на постоянное жительство. Дома были большие, и в них проживало не одно поколение - прадеды, деды, родители, молодые и их дети.

Встречая молодых у порога дома хлебом с солью, родители приветствовали рождение новоиспеченной семьи. Еще одно значение имел хлеб - символ тела , а соль, в свою очередь, должна была придавать остроту ощущений в семейной жизни .

Выпечка хлеба (каравая)

Караваи выпекались родственниками невесты, которые к ней хорошо относились. Невеста «оплакивала» свою молодую девичью жизнь на девичнике , а в это время аккуратно и нежно замешивалось тесто для хлеба. Чтобы муж не бил жену - тесто не взбивали, а чтобы жизнь была легкой, его делали пушистым и мягким. Доверяли выпекание свадебного каравая только близким людям, чаще матери. Мысли, с которыми она это делала, должны быть светлыми и чистыми.

Кто главный в семье

Традицией покормить на свадьбе жениха и невесту хлебом с солью стало уже значительно позже. Это было придумано ведущими свадьбы, скорее всего для смеха и развлечения. Но многие относятся к этому с большой серьезностью. Ни одна жена не хочет быть «битой». Но, не смотря на это, она с удовольствием отдавала право откусить больший кусок каравая мужу - предоставляя ему возможность стать главным в семье и нести ответственность за ее благополучие.

После того, как молодоженов встретили у порога дома, свекровь относила каравай в церковь, как пожертвование. Считалось, что Господь благословит на богатство, лад и покой в молодой семье.

Сохранение традиций: как проходит обряд

Современная молодежь старается как можно быстрее отделиться от своих родителей и жить самостоятельно. Поэтому встречают молодоженов родители с обеих сторон уже непосредственно перед началом свадебного застолья в ресторане. Потерялся и обычай выпекания каравая матерью невесты. Намного проще заказать специальный хлеб у кондитера или пекаря за день до предстоящего торжества.

Для встречи молодых с хлебом - солью необходимо приготовить рушник. Раньше невеста сама должна была расшить специальным орнаментом рушник. Сейчас склоняются к покупке кухонного полотенца с вышивкой, на которое кладется каравай. Для соли нужно приготовить открытую солонку, наполнить ее и поместить в специальное углубление на вершине каравая.

Встречая молодоженов, мать жениха должна держать на рушнике каравай с солью, а отец - икону, благословляя, таким образом, детей на счастливую семейную жизнь.

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли – смех»
Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, – обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», – самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.


Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
«Божий дар»
Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» – судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб – это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
«Без соли и стол кривой»
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым”, пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем” ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.