Когда ребенок начинает агукать. Когда ребенок начинает гулить

Первые звуки речи новорожденный учится произносить после восьми недель со дня рождения. Как правило, обучение «вокальным» навыкам происходит несколько стадий. На первых этапах раннего развития малыш издает лишь крик и только после можно услышать гуление и агуканье. Если к 2-3 месяцам эти психоэмоциональные показатели не проявились, значит с крохой что-то не так. Возможно, что он не слышит либо имеются нарушения неврологического характера.

Проявление рефлексов и умений управлять своим речевым аппаратом является главной задачей только начавшего жить младенца. Вначале он учится произносить лишь гласные звуки: «а» «о», «н» «у», а чуть позже, повторять слоги за взрослыми. Итак, давайте рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить? Как проявляются формы звукового воспроизведения у детей? Во сколько месяцев меняется произношение звуков и начинается лепет? На все вопросы мы ответим в нашей статье.

Этапы развития речевых способностей малыша

Развитие речи и способность общения малыша можно разделить на следующие возрастные группы:

  • От рождения до 1,5 месяцев – новорожденный выражает свое недовольство криком, плачем. На четвертой неделе кроха отчетливо слышит звуки и слова, однако о развитии речи говорить еще рановато.
  • От 1,5 до 3 месяцев – грудничок может произносить некоторые гласные звуки, часто кряхтеть. На третьем месяце ребенок начинает гулить и агукать. Он уже умеет различать интонацию, ритм и напевность речи.
  • 4-6 месяцев – малыш проявляет радость при общении, начинает лепетать, подражать тонам речи мамы и папы, произнося несложные слоги. В этом возрасте младенец издает преимущественно удлиненные звуки (гласные «ааа-а», «ууу-у» «ооо-о»).
  • 7-9 месяцев – умеет распознавать тона и повторять отдельные слоги. Ребенок легко имитирует жесты взрослых и начинает говорить несложные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»). В репертуаре крохи еще можно услышать губную фонетику – «гуление и агуканье», которое больше схоже на язык взрослой речи.
  • После 1 года – дети продолжают говорить «агу» и уже могут выговаривать целые слова. Они подражают выражениям близких, а их речеподобные звуки более осмысленны и понятны родителям. Ближе к 12 месяцам грудничок в своем словарном запасе содержит от 10 до 12 слов.
  • 1,5-2 года – в речи можно услышать первые прилагательные слова. Насколько ребенок активен и разговорчив, все зависит от его физического и психического развития. Как с ним часто беседуют и чего учат мама и папа, с той же интенсивностью будет изменяться его анатомический вокальный тракт.

Когда ребенок начинает гулить

Гуление и агуканье как формы проявления речи можно услышать, когда грудничку исполниться 2 месяца. До этого периода новорожденный выражает свои эмоции улыбкой, плачем, громким смехом, размахиванием ножек и ручек. Спустя восемь недель малыш начинает воспроизводить первые звуки «а» «у» (больше схожие на «агу»), появляется мимика на лице.


Сознательно и умышленно малыш начинает агукать ближе к 4 месяцам. В основном это согласные звуки «г», «х», которые легче всего воспроизводятся губами. Чтобы кроха быстрее заучивал короткие слова и выраженные звуки, начинайте общение первыми. Говорите медленно по слогам, напевайте детские колыбельки и песенки.

Чаще всего малыш гулит с гласных, которые чаще всего слышит из уст родителей. По мере того, как растет и развивается младенец, меняется произношение губных звуков. К 12 месяцам кроха умеет произносить узнаваемые слоги, хотя гуление, агуканье и лепетание еще продолжается некоторое время.

Гуление у глухих детей

Слабослышащие дети значительно отстают в воспроизведении типичных вокальных звуков. Хотя гуление может появиться в том же возрасте и таких же речевых формах, что у слышащих деток. Однако если ребенок себя не слышит, то агуканье на каком-то этапе развития прекращается. В этих случаях родителям необходимо насторожиться, а лучше обратиться к неврологу, который обследует и скорректирует психоэмоциональные показатели развития вашего ребенка.


Помните! Бывают ситуации, когда новорожденный начал агукать, а затем перестал. Это вполне нормально. Ведь глухие дети перестают лепетать раньше своих сверстников – слышащих малышей. Кроме того, из-за отсутствия слухового опыта они значительно отстают в развитии разговорной речи. Поэтому очень важно регулярно заниматься с такой категорией деток.

Развитие речи ребенка до 6 месяцев

  • Создайте условия, при которых у крохи появиться желание пообщаться. К ним относят: кормление по требованию, частые прогулки на улице, произношение несложных слогов, звуков, массаж, гимнастика, купание перед сном.
  • Для занятий с ребенком чаще используйте картинки с изображениями птичек, животных. Говорите вслух, что изображено на карточке («ку-ку», «мяу», «гав»). В своих рассказах используйте мимику, жестикуляцию, эмоции. Настроение мамы передается малышу, он с интересом слушает, следовательно, кроме умений агукать и гулить, его речевой аппарат еще больше развивается.
  • Повторяйте звуки за 6 месячной крохой («а-а-а-а», «у-у-у-у», «б-б-б»), добавляйте в его репертуар новые мелодии. В каждом случае, когда ребенок гулит, отвечайте взаимностью, ласково улыбайтесь и хвалите своего первенца.
  • Делайте точечный массаж ладошек, он способствует развитию речевых способностей, мелкой моторики, а также снимает усталость и мышечный тонус.
  • В развитии речи грудного ребенка хорошо помогают музыкальные игрушки. Не переживайте если кроха в 5 месяцев не загулил. Всему свое время.
  • При общении с ребёнком включайте зрительный контакт, старайтесь смотреть ему в глазки, а не отворачиваться в сторону.
  • Напевайте песенки, читайте стишки, сказки, такое общение будет интересно для вашей крохи.

Когда дети начинают агукать, лепетать и гулить – это говорит о подготовке новой формы речи, состоящей из нескольких слов (например: мама, папа, баба). Однако вариация сложности образующихся слогов, зависит от особенностей развития и характера маленького чада. Поэтому с малышом необходимо постоянно общаться, рассказывать и объяснять о своих поступках. Такие действия будут полезны для развития языковых навыков младенца. Главное не кричать, а говорить спокойным, уравновешенным тоном.

Развитие речи малыша можно разделить на три этапа. Первый подготовительный период включает крик, гуление и агуканье, лепет. Грудничок повторяет звуки за взрослыми, учится произносить слоги, сначала по-одному, затем друг за другом. Второй этап начинается после восьми месяцев и подразумевает, что ребенок уже может говорить целые слова.

К году словарный запас ребенка, как правило, уже составляет 10-12 легких слов. Постепенно он увеличивается, а слова усложняются. После 1,5-2 лет наступает третий период развития речи, когда малыш понимает обращенную речь, по слову выполняет простые требования и может целенаправленно показать на игрушку, предмет или в сторону.

Этапы речевого развития ребенка

Возраст малыша Речевое развитие и навыки общения
Новорожденный до 1,5 месяцев Рефлекторный крик, через четыре недели он становится более осознанным, с помощью крика новорожденный сообщает о недовольстве или дискомфорте
1,5-3 месяца Ребенок начинает гулить и агукать, произносить нараспев гласные и согласные звуки. К третьему месяцу малыш может гулить, чтобы получить ответную реакцию
4-6 месяцев Грудничок начинает лепетать и произносить первые легкие слоги. Он чувствует потребность в общении со взрослым, проявляет радость и оживление при общении
С 6-7 месяцев Произношение целых цепочек из слогов, начинает говорить первые легкие слова (мама, папа, баба)
С года Грудничок произносит и понимает целые слова (в среднем 10-15 слов)
1,5-2,5 года Появляются простые предложения из двух слов, в речи встречаются первые прилагательные, ребенок активно интересуется окружающим миром, словарный запас увеличивается
2,5-3 года Появляются сложные предложения и грамматические формы слов, так малыш может изменять слово по падежам и числам. Ребенок часто проговаривает свои действия
Старше трех лет Словарный запас расширяется, ребенок может строить сложносочиненные предложения и запоминать маленькие стихи

Когда малыш начинает гулить

В этой статье мы подробнее рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить. Многих родителей интересует, во сколько месяцев дети приобретают этот навык. Как правило, это происходит после восьми недель. В этом возрасте малыши уже осознанно проявляют эмоции. Они могут громко смеяться и показывать недовольство, испытывать радость и любопытство, переживать страх и обиду.

Грудничок в два месяца может выражать эмоции при помощи плача или улыбки. У малыша развивается мимика. Он начинает произносить первые звуки. В основном, это гласные “а”, “у”, “е” и “о”. Что еще умеет грудничок в два месяца, читайте .

В 4-5 месяцев прибавляются согласные звуки, среди которых “п”, “б”, “м”. Грудничок произносит различные варианты звуков “гы”, “гэ” и “агу”, постепенно переходит к легким слогам, наподобие “ма”, “па” и “ба”. Затем эти слоги будут выстраиваться в цепочки и легкие слова.

В четыре месяца грудничок становится более активным. Он узнает знакомые голоса и лица, машет руками и ногами, улыбается в ответ. Грудничок узнает и реагирует на свое имя, пытается повторять слова за взрослым.

Если малыш не научился гулить и лепетать до шести месяцев, обратитесь к врачу! Возможно, у ребенка наблюдаются отклонения в развитии или проблемы со слухом.

Гуление, агуканье и лепетание – важный этап в развитии речи. Во сколько месяцев, насколько быстро и правильно заговорит малыш, зависит от интенсивности и эффективности занятий. Поэтому важно регулярно заниматься с грудничком.

Развитие речи ребенка до полугода

  • Регулярно разговаривайте с ребенком. Рассказывайте и объясняйте, что делаете. При этом, речь должна быть спокойной, ласковой и неторопливой. Не кричите на грудничка!;
  • В рассказах используйте эмоции и интонации, жесты и мимику. Кроха с радостью повторяет за взрослым движения губ, слова и звуки. Помните, что дети следят за интонациями и тоном в голосе, за звуками и жестами;
  • Используйте для занятий карточки с изображением. Называйте вслух, что на картинке;
  • Грудничок хорошо воспринимает звуки животных, поэтому используйте карточки с рисунками зверей и аналогичные игрушки. Показывайте на животных и имитируйте звуки (“му”, “гав”, “мяу”);
  • В шесть месяцев малыш уже хорошо играет с игрушками. Он умеет искать спрятанный предмет и может тянуться к нему. Покажите крохе игрушку и спрячьте ее, он посмотрит в ту сторону, куда вы ее спрятали и потянется ручками. Покажите игрушку снова, при этом приговаривайте “Где кошечка (собачка, коровка и пр.)? Вот она! Возьми кошечку! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу”;

  • Показывайте и отодвигайте игрушку, чтобы стимулировать младенца на ползание. Во сколько месяцев дети начинают ползать, смотрите по ссылке . Не забывайте проговаривать, что вы делаете и общаться с крохой во время игры;
  • Повторяйте звуки, которые произносит младенец, и добавляйте новые. Когда вы слышите, что малыш начинает гулить, отвечайте!
  • После пяти месяцев ребенок хорошо воспринимает мелодии и звуки животных, поэтому предложите ему музыкальные и говорящие игрушки;
  • За развитие речи и мелкой моторики отвечают точки, которые располагаются на ладошках. Поэтому легкие массирующие движения ладошек способствуют развитию данного участка мозга. Кроме того, такой массаж расслабляет и успокаивает грудничка;
  • Хорошо способствует развитию игра в прятки. Спрячьте лицо ладошками, спросите “Где я?”, а потом откройте и скажите “А вот и я!”;
  • При общении с ребенком используйте потешки, песенки, сказки и стишки. Не коверкайте слова!

Во сколько дети начинают агукать и гулить, зависит и от особенностей развития и характера малыша. Некоторые дети осваивают первые звуки уже в 1,5 месяца, другие – только в четыре. Иногда ребенок начинает агукать во время, но потом замолкает. Значит, он готовится к новым словам и через некоторое время уже сможет произносить новые звуки или даже слоги. Поэтому, во сколько месяцев малыш начнет агукать и гулить – индивидуальный вопрос. Беспокоиться стоит в том случае, если грудничок молчит к полугоду.

Когда ребенок начинает агукать, родители преисполняются гордости и умиления. Происходит это обычно на втором месяце жизни. Издавая звуки, кроха активно двигает своими крошечными ручками и ножками, привлекая внимание родителей. Если ребенок начинает улыбаться и агукать, значит, можно сделать вывод, что его психическое и эмоциональное развитие соответствует возрастным нормам. Почему молодые родители так тщательно следят за нормами развития: когда начал лепетать, садиться, ходить? Лучше своевременно выявить проблему, чем потом ее лечить.

Как проявляется агуканье крохи?

Это разнообразные звуки «а», «о», «и», «у» и их сочетания. Малыш произносит свои вокализации протяжно и отрывисто, мягко и резко, чередуя, пробуя «на вкус» произношение гласных букв. Позже они сложатся в слоги, затем в слова. А пока чадо агукает, лежа в мягкой и уютной кроватке.

У новорожденных и младенцев две главных потребности – физиологическая (еда, сон, свежий воздух, чистота, мягкий безболезненный животик) и эмоциональная (быть рядом с взрослым: мамой или папой). Если удовлетворяются физиологические потребности, значит, малыш будет доброжелательным, активным. И действительно, такие задушевные беседы начинаются тогда, когда карапуз сытый, чистый и сухой.

Если дети начинают гулить - значит, они вполне довольны жизнью и настроены на общение. И это наполняет сердце родителей радостью – моему ребенку хорошо! Его безмятежность и игривое настроение передаются маме и папе. Что тогда происходит? Правильно, родители начинают отвечать малышу такими же звуками. Это подогревает интерес крохи, его вокализации усложняются. Следовательно, развивается речевой аппарат.

Как родителям стимулировать детские попытки агукать?

1. Создавать условия для возникновения этого явления, удовлетворять его потребности. А они у малыша пока очень простые: вовремя кормить, переодевать, гулять, брать на ручки, укладывать спать, делать массаж и гимнастику, создавать положительные эмоции. Ответной реакций непременно будет желание ребенка пообщаться.

2. После того как условия созданы, и кроха делает первые попытки гуления, важно поощрять его. Произносить вместе с ним несложные звуки, слоги, обязательно при этом делая паузы, давая юному собеседнику возможность «ответить».

3. Демонстрировать четкую артикуляцию, утрировать звуки. Однажды можно будет заметить, что малыш старается «поймать» произносимые мамой и папой звуки, как будто бы их можно потрогать.

Так во сколько ребенок начинает агукать? В среднем, это происходит в период с 2 до 4 месяцев. Затем, к полугоду издаваемые звуки усложняются, приобретают форму слогов. А пока стоит наслаждаться этими незабываемыми моментами!

Первое гуление милого ребенка. Оно умиляет всех вокруг и хочется слушать его вновь и вновь. Но не каждая мама знает, что стоит за этими ласкающими слух звуками, когда малыш должен начать гулить и стоит ли паниковать, если ребенок не гулит. Первые звуки - это важный этап в развитии ребенка, как речевом, так и эмоциональном плане.

Для начала определим, что же такое гуление ребенка, как его определить, когда ребенок начинает гулить и как отличить гуление от других видов звукоподражания. Интересен тот факт, что дети, принадлежащие к разным языковым группам, начинают говорить с одних и тех же звуков. Такой вид речевой деятельности как гуление, назван так благодаря сходству с голубиным гулением. Малыш начинает произносить гласные звуки, затем появляется гортанная речь. После того, как ребенок будет отчетливо произносить «а», «о», «у», «э», «и», «ы», он начнет соединять звуки в «ага-га», «гуу», «агугу» и т.д. Это действие доставляет ему огромное удовольствие, ведь он «играется» с губами, горлом и языком.

Во сколько начинает ребенок гулить?

К моменту зарождения первых речевых навыков, малыш уже научился адаптироваться к внешнему миру, узнает окружающих, отвечает им улыбкой при общении. Малышу необходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать, а не только ухаживать за ним. Ребенку необходима положительная реакция взрослых на произносимые им звуки, тогда гуление будет повторяться чаще. Можно устраивать настоящие разговоры с малышом, только утрируя звуки и акцентируя внимание на постановку губ, высовывать язык. Ребенок внимательно при этом наблюдает за взрослыми, а вскоре и копирует их произношение. Педиатры и узкопрофильные специалисты установили нормативный период, к которому созревают функции головного мозга, ответственные за начало разговорной речи. Таким образом, гуление у ребенка появляется к 2-3 месячному возрасту, когда малыш уверенно , улыбается. Длится этот важный этап формирования речи до пяти-семимесячного возраста.

Как научить ребенка гулить?

Приведем по пунктам те действия, которые помогут родителям в решении вопроса:

  • эмоциональное и частое общение с ребенком;
  • (как мелкой, так и крупной): давайте малышу трогать различные по форме, фактуре предметы. Не бойтесь за безопасность малыша - просто будьте рядом и контролируйте его действия;
  • читайте стишки, книги, прибаутки, выучите несколько «пестушек» и напевайте ребенку;
  • играйте в игры, где необходима жестикуляция, например сорока-ворона, ладушки, пальчиковые игры;
  • говорите правильно, не искажайте слова, не сюсюкайте с ребенком.

Почему не гулит ребенок?

Необходимо успокоить тех родителей, которые узнав вышеуказанные временные нормы, запаниковали: каждый ребенок развивается индивидуально и уникально, и отставание или опережение по срокам предложенных норм развития - абсолютно нормальное явление. Безусловно, если отсутствуют дополнительные отягощающие факторы в ситуации, когда ребенок не гулит вовсе или резко перестал гулить, или начал гулить после семимесячного возраста. Иными словами, если ваш малыш здоров, жизнерадостен, хорошо прибавляет в весе, реагирует на окружающую среду, но мало гулит - то ребенок в порядке, это его индивидуальная норма, никак не отражающаяся на общем развитии. Для выявления серьезных нарушений в речевом развитии предусмотрено плановое и обязательное обследование грудного ребенка в кабинете отоларинголога. Врач сможет увидеть объективную причину нарушения слухового или речевого аппарата и ответить на вопросы обеспокоенных родителей, почему ребенок не гулит.

Почему ребенок перестал гулить?

Если объективные причины отсутствуют, а грудной ребенок перестал гулить, то нужно его провоцировать на общение. Родители (в первую очередь, мама) должна продолжать «агукать», произносить звуки, которые издают животные, активно поддерживать с ребенком эмоциональные разговоры, даже если он молчит или стал меньше гулить.

Для любого ребенка важен комплексный подход в развитии. Так и для становления речи важно физическое развитие и эмоциональная среда, в которой растет грудной ребенок. Если он сыт и доволен - то для начала активного гуления нужно только немножко помочь ему.

Научить агукать ребенка невозможно, но поспособствовать этому можно.

  • Не последнюю роль в развитии речи играет то, сколько свободного времени взрослые проводят с малышом (должен присутствовать постоянный разговор). Любое действие по уходу за ним должно сопровождаться звуками, обсуждениями: переодевание, кормление, гуляние, укладывание. В ответ ребенок будет проявлять желание общаться;
  • Следует вместе с ребенком произносить звуки, побуждать его повторять их за взрослыми. Не торопиться и не ждать быстрой реакции от грудничка. После того, как произнесен звук, нужна пауза, чтобы он мог его воспроизвести;
  • Развитие мелкой моторики способствует раннему появлению слов и фраз. Массирование ладошек, игры с мелкими деталями позволяют развивать важные центры, которые соединяются с участками головного мозга. Разнообразие пальчиковых игр позволяет развить речь;
  • Чтение книжек, стишков, прибауток, благотворно влияет на развитие речевых функций.

Агукать ребенок начинает в промежутке от двух месяцев до четырех. Во время своего общения малыш слушает внимательно, что говорит взрослый, при этом перестает двигаться, замирает. После этого начинает активно произносить звуки сам, махать руками, ногами (комплекс оживления). Чтобы пробудить подобную реакцию, маме стоит ласково призывать ребенка к разговору, гладить и обнимать его.

Важным условием является правильно и четко произносить слова, фразы и предложения. Никаких искажений и сюсюканья не должно быть.

Если ребенок молчит в месяц

В большинстве случаев появление агуканья является индивидуальной особенностью. Одни начинают агукать уже около месяца, другие – к двум месяцам. Может быть и такая особенность, когда у ребенка звуки появились в срок, а потом неожиданно ребенок замолчал. Сколько времени может потребоваться на возникновение агуканья, зависит от многих факторов.

Чаще всего ребенок может молчать в месяц по следующим причинам:

  • Наследственный фактор;
  • Соматические заболевания;
  • Отсутствие внимания и общения со стороны взрослых;
  • Нарушение речевых центров в головном мозге;
  • Стресс.

Если родители не наблюдают речевого прогресса у ребенка в течение первых восьми месяцев, следует обратиться к специалистам. Возможно, потребуется консультация педиатра, логопеда, отоларинголога и невролога.

Не следует игнорировать плановые посещения врачей. Иногда, только специалист может вовремя обнаружить проблему в речевом аппарате. Следует помнить о том, что агукать ребенок учится в первые месяцы жизни, точных временных рамок нет. Родителям и близким родственникам следует как можно чаще общаться с ребенком: брать его на руки, гулять, рассматривать предметы, читать сказки. При создании комфортных условий, дети быстро и правильно начинают осваивать все этапы речевого развития.