Как взять ребёнка из детского дома. Как усыновить ребенка из детского дома и кто может быть усыновителем

Демографические проблемы, связанные с низкой или повышенной рождаемостью, постепенно сменяют себя на протяжении десятилетий. Неизменным остается только количество сирот в детских домах - оно всегда достаточно большое. Детям, оставшимся без родителей, одного сочувствия будет крайне мало, ведь они так нуждаются в родительской заботе, теплоте и ласке.

Несомненно, принятие решения о воспитании чужого ребенка из детского дома предполагает благородную цель, но она требует от приемных родителей большой ответственности. Если вы усыновили или удочерили ребенка из детдома, вы не сможете однажды отказаться от него, если вдруг когда-нибудь передумаете или разочаруетесь в идее воспитания чужого ребенка.

Приемный ребенок должен стать полноценным членом семьи. Кроме того, отношения между приемными родителями и ребенком из детдома должны установиться таким образом, будто он родился в этой семье. Так ли это просто на самом деле? С какими проблемами и трудностями предстоит столкнуться родителям, принимающим в свою семью «детдомыша»? Об этом поговорим в этой статье.

Какие семьи берут ребенка из детского дома?

Как свидетельствуют данные статистики, чаще всего желание усыновить ребенка появляется у двух категорий семей.

Бездетные семьи. Если родителям очень хотелось бы иметь и воспитывать ребенка, но при этом по каким-либо причинам они не могут иметь собственных детей, чаще всего они обращаются в детские дома, чтобы взять оттуда сироту. В большинстве случаев бездетные родители выбирают совсем маленьких детей, чтобы испытать радости воспитания ребенка с его младенческих лет.

Иногда люди, взявшие ребенка из детдома в раннем возрасте, не рассказывают ему о том, что они приходятся ему ненастоящими родителями. Он может никогда не узнать об этом, узнать случайно или же со временем. Если родители планируют раскрыть ребенку свою «тайну», следует подготовить к этому ребенка заранее.

Семьи с детьми. Более редкая категория родителей - пары, у которых уже есть дети. Если материальное положение позволяет обеспечивать большую семью, родители берут ребенка из детдома ради благородной цели - воспитать сироту в теплом семейном кругу, где есть другие дети.

Преимущество такой семьи в том, что ребенок общается со своими неродными братьями и сестрами на равных как полноценный член семьи, чувствует себя очень комфортно и воспринимает окружающих как родных.

Задача родителей в данном случае - стереть все возможные психологические границы между родными и неродными детьми, потому что отношение к ним должно быть одинаковым.

Как вести себя с приемным ребенком из детдома?

Стать отцом или матерью приемного ребенка из детского дома можно, если вы имеете материальные средства, чтобы обеспечивать его. Также важно официально состоять в браке и иметь жилищные условия, где сможет проживать ребенок. Родители не должны иметь судимость, психические заболевания. Если ваш брак с мужем (женой) пока еще не был оформлен официально, необходимо это сделать перед усыновлением ребенка.

Что касается психологической стороны вопроса усыновления, здесь необходимо подойти к проблеме основательно и со всей ответственностью. Если вы решили усыновить или удочерить ребенка из детского дома, нужно придерживаться нескольких прицнипов.

Принять ребенка таким, какой он есть. Когда вы планируете принять чужого ребенка в свою семью, у вас конечно же будет возможность предварительно познакомиться и пообщаться с ним, чтобы понять, сможете ли вы стать для этого ребенка родителем. Однако нередко чужой ребенок начинает проявлять особенности своего характера не сразу, а в течение первых месяцев или лет проживания в новой семье.

Это происходит, когда вы взяли из детдома ребенка старшего возраста, формирование личности которого уже началось на этапе жизни в детском доме (например, если ребенку уже больше 4-х лет).

Столкнувшись с какой-либо отрицательной чертой характера в ребенке, некоторые приемные родители впадают в отчаяние, серьезно разочаровываются в нем, опускают руки и пытаются вернуть ребенка обратно в детский дом, забывая о том, что ребенок не вещь, а живой человек, такая же мыслящая личность, как и взрослые.

Поэтому, принимая ребенка в семью, вы должны быть готовы ко всем трудностям, к сложному характеру и нестандартному поведению с его стороны. Ваша задача как «родителя» - направить воспитание ребенка в правильном русле, помочь ему справиться со своими проблемами. При необходимости посетить детского психолога.

Научиться воспринимать ребенка из детдома как родного. В независимости от того, есть у вас в настоящий момент родные дети или нет, необходимо создать в семье все условия, в которых ребенок из детдома будет себя чувствовать максимально комфортно. Если приемный ребенок чувствует себя «вашим», называет вас «папой» («мамой»), относится к вам как к настоящим родным родителям, можете считать, что вам удалось создать эти условия.

Однако такие родственные отношения в большинстве случаев возникают далеко не сразу после усыновления. Для этого пройдет определенное время. Вы и ваш приемный ребенок должны успеть привыкнуть друг к другу, только потом начнется психологическое сближение.

Стать для ребенка другом . Как родители относятся к родному ребенку? Они выражают свои чувства не только в заботе о нем: необходимо стать для ребенка самым преданным и первым другом, к которому он всегда сможет обратиться за помощью или с просьбой получить совет.

Чтобы заслужить доверие ребенка (родного или приемного), разговаривайте с ним как со взрослым, интересуйтесь, что его волнует, делитесь с ним собственными впечатлениями от проведенного дня (от увиденного и т.д.) и узнавайте, какие впечатления появились у него.

Необходимо принимать активное участие в его жизни, играх, разделять его интересы или хотя бы спрашивать о них. Ребенок будет чувствовать, что вы полностью открыты для общения с ним.

Если у вас возникают серьезные трудности в отношениях с приемным ребенком из детского дома, обратитесь к семейному психологу или детскому психотерапевту. Специалист поможет вам установить связь друг с другом, найти путь к взаимопониманию и решению проблемы. Также вы можете на нашем сайте.

Многие люди в современный век лишены радости материнства. Не каждой женщине, к сожалению, суждено почувствовать, что значит быть матерью и стать родительницей. Одновременно с этим, есть и те, кто не ценит этот сакральный дар и оставляют своих детей на произвол судьбы в детских домах. Здесь они растут лишенные материнского тепла и, повзрослев, часто оказываются не в состоянии найти достойное место в жизни. Но в некоторых случаях, эти проблемы пересекаются и семьи, неспособные иметь детей, забирают отвергнутого ребенка из детского дома. Однако нередко эта процедура оборачивается бумажной волокитой и бюрократической халатностью, и обе стороны оказываются перед непреодолимыми барьерами на пути к собственному счастью. В этой статье мы расскажем вам, как взять ребенка из детдома или как стать опекуном ребенка.

Порядок усыновления ребенка из детского дома

Чтобы дать старт данному процессу, необходимо обратиться в местный орган опеки и попечительства, который уполномочен решать данные вопросы. Будущим родителям необходимо предоставить сотрудникам учреждения следующий пакет документов:

  1. Заявление об усыновлении.
  2. Сведения о себе (можно предоставить как в письменном, так и печатном виде). Данный документ должен включать в себя ФИО, национальность, дату и место рождения, информацию о месте жительства, образованию и рабочей должности, семейное положение. Обязательно нужно указать текущую дату и подпись.
  3. Справку о доходах с места работы. В этом документе должны быть указаны размер заработной платы и должность. Если заявление пишется предпринимателем, то он должен предоставить копию своей налоговой декларации, а для пенсионеров это должна быть справка из пенсионного фонда.
  4. Копию финансового счета.
  5. Справку от жилищных организаций, свидетельствующая о владении недвижимостью.
  6. Справку из правоохранительных органов об отсутствии судимости за совершение уголовных преступлений, касающихся посягательства на жизнь и здоровье граждан.
  7. Справку из медицинского учреждения о состоянии психического и физического здоровья потенциального усыновителя / опекуна.
  8. Свидетельство о браке, если кандидат в нем состоит.
  9. Письменное заявление одного из супругов о согласии на усыновление, при наличии брачных отношений.

Что нужно для усыновления ребенка из детдома

Основное правило - разница между кандидатом и ребенком в возрасте не должна быть меньше 16 лет. В остальном, усыновителем может стать любой человек, достигший совершеннолетия, за исключением следующих случаев:

  • Лицо было признано недееспособным по решению суда.
  • Один из супругов был признан недееспособным или ограниченно дееспособным.
  • Лицо было лишено родительских прав по судебному решению.
  • Лица, лишенных права опекунства в судебном порядке в связи с неспособностью надлежащим образом осуществлять свои обязанности.
  • Лица, которые не в состоянии обеспечить прожиточный минимум для ребенка.
  • Лица без определенного места жительства.
  • Лица, имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
  • Лица, чьи жилищно-бытовые условия не соответствуют предпринятым санитарным нормам.

На заметку

Инвалидность не может быть барьером на пути к усыновлению, однако является учитываемым фактором при принятии соответствующего решения органами опеки.

Если никаких препятствий к усыновлению нет и все необходимые документы собраны, то контролирующие учреждения обязаны провести обследование жилищно-бытовых условий кандидата на усыновление ребенка в течение 15 дней. Если условия устраивают комиссию, то кандидат получает письменное заключение. С этим документом вы можете направиться в местный орган опеки (если вы желаете взять ребенка из детдома в вашем городе), либо посетить региональный банк данных, где можно получить сведения о детях без родителей. В конечном счете, когда ребенок выбран, можно прийти с соответствующим разрешением в детский дом и забрать его. Стоит отметить, что в течение трех лет органы опеки ведут надзор над новоиспеченными родителями и проверяют в каких условиях живет ребенок.

Хочу взять ребенка из детского дома: что нужно знать?

Каждый, кто хочет стать родителем и забрать ребенка из детдома, должен помнить о некоторых нюансах, дабы процедура прошла успешно:

  • Если вы проживаете в съемной квартире, то к перечню документов на усыновление необходимо приложить копию договора об аренде
  • Как правило, органы опеки подходят наиболее строго к тем случаям, когда усыновительницей выступает незамужняя женщина. В такой ситуации, они более тщательно изучают доходы, жилищные условия, личностные характеристики будущей приемной матери.
  • Если в усыновлении ребенка участвуют пары с разным гражданством, то требуется соблюсти законодательства обеих государств.
  • Многие документы имеют срок действия. Например, справка о дохода актуальна в течение года, медицинская справка о состоянии здоровья - 6 месяцев. Учитывайте этот фактор при сборе документов.

Конечно, нужно быть готовым к тому, что процесс усыновления ребенка из детского дома может затянуться и вам придется постараться, чтобы убедить комиссию в искренности ваших намерений и наличии возможностей для достойного воспитания приемных детей.

Что такое опекунство ребенка и как им стать?

Над детьми до 14 лет можно установить опекунство. В отличие от усыновления, оно является временным явлением и может быть приостановлено в любой момент. Опекун становится законным представителем своего подопечного и может представлять его интересы с суде, осуществлять за него деловые сделки и юридические процедуры. Уполномоченные органы осуществляют необходимый контроль на протяжении всего периода, когда дети находятся в новой семье. Есть также ряд других принципиальных отличий от усыновления:

  • Во-первых, при наличии у ребенка биологических родителей, они оставляют за собой право его навещать.
  • Во-вторых, данные свидетельства о рождении у детей останутся неизменными.
  • В-третьих, подобная практика распространяется на детей исключительно до 14 лет
  • В-четвертых, лицо, взявшее опеку, может рассчитывать на денежные пособия со стороны государства. Размер пособия определяется местными властями.
  • В-пятых, приоритет в обладании таким статусом всегда имеют ближайшие родственники - дедушка, бабушка, братья и сестры.

В целом, взять опекунство над ребенком из детского дома проще, нежели осуществить усыновление. Но для этого все равно требуется собрать необходимый пакет документов и предоставить его в уполномоченный орга и попечительства. Перечень документов включает в себя:

  • паспорт;
  • письменное заявление;
  • справку с места работы с указанием должности и доходов;
  • жилищный документ, удостоверяющий ваше право пользования тем или иным объектом недвижимости;
  • справку об отсутствии судимости;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья;
  • свидетельство о браке, если вы в нем состоите;
  • письменное согласие супруга и детей старше 10 лет на прием в семью нового члена;
  • сведения о себе;

Все, кто не может оформить опекунство над ребенком указаны в статье 146 Семейного кодекса. Остальные категории населения могут свободно пользоваться данным правом.

Так как оформление опекунства над ребенком - это крайне ответственное мероприятие, нужно быть готовым уделять достаточно внимания ребенку и изменить свой привычный уклад жизни ради его воспитания.

На заметку

Чтобы понять, готовы ли вы взять опекунство над ребенком, родителей приглашают на обучение в специальные школы. Некоторые из них проводят уроки на платной основе, но в большинстве случаев их посещение является бесплатным.

Перед тем как сделать опекунство над ребенком, следует пройти обучение в подобном учреждении. Здесь грамотные преподаватели расскажут об особенностях приемных детей, о нюансах в их воспитании, а также дадут возможность пообщаться с теми, кто уже стал усыновителем. После прохождения обучения вам выдадут соответствующее свидетельство, которое станет значимым доводом для предоставления опекунских прав.

Если же вы очень хотите помочь бедным детдомовцам, но не готовы взять ребенка на постоянной основе, то существует т.н. «гостевой режим». Дети из детдома могут посещать вашу семью в определенные дни, например, на каникулы или праздники. Ребенок даже может отправиться со своим опекуном в отдых. Такие «выезды» помогут обитателям детских домов приспособиться к окружающей действительности. Однако данная практика разрешена лишь для детей старше 10 лет.

Теперь вы знаете, как взять опеку над ребенком из детдома. Дело это исключительно добровольное и прежде чем, решиться на подобный шаг, нужно твердо взвесить все «за» и «против», дабы не портить жизнь себе и ребенку. Если же вы уверены в том, что способны стать хорошей матерью или отцом, но природа не наделила вас способностью иметь детей, то не брезгуйте возможностью подарить родительскую любовь тем, кому этого не хватает больше всего на свете.

Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. Проблема часто не до конца осознается обществом. А между тем, обитателей детских домов в нашей стране с каждым годом всё больше. Статистика утверждает, что число беспризорников в России достигает сейчас двух миллионов. А количество обитателей детских домов увеличивается примерно на 170 000 человек в год.

Лишь в последнее десятилетие таких учреждений стало в три раза больше, чем раньше. Обитают в них не только фактические сироты, но и маленькие инвалиды, брошенные родителями, отобранные у алкоголиков, наркоманов и осуждённых. Есть специальные закрытые учреждения для тех, кто родился с врождёнными пороками, или такая форма, как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза.

Как живут дети в детских домах

То, что творится в подобном замкнутом пространстве, по свидетельствам очевидцев, мало напоминает нормальные человеческие условия. Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь таким детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот.

А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы - отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми.

Государственное воспитание - гарантии и проблемы

Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства. В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях - получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это - несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу.

Неумолимая статистика свидетельствует - не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Почти половина (около 40%) становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, а около 10% выпускников предпринимают попытки суицида. Отчего же такая страшная статистика? Думается, все дело в серьезных изъянах системы государственного воспитания сирот.

Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения.

В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. И те и другие имеют своих учителей и воспитателей, располагаются в разных корпусах. В итоге в течение жизни детдомовские дети не менее трех-четырех раз меняют коллективы, воспитателей и среду сверстников. Они привыкают к тому, что окружающие взрослые - временное явление, и скоро будут другие.

По штатным нормативам на 10 детей приходится всего лишь одна воспитательская ставка, в летний период - один человек на 15 детей. Никакого реального присмотра или настоящего внимания ребенок в детском доме, конечно же, не получает.

О повседневной жизни

Другая проблема и характерная особенность - в замкнутости мира сирот. Как живут дети в детских домах? И учатся, и общаются они, круглосуточно варясь в среде таких же обездоленных. Летом обычно коллектив отправляют на отдых, где детям предстоит контактировать с такими же, как они сами, представителями других казенных учреждений. В результате ребёнок не видит сверстников из нормальных благополучных семей и не имеет представления о том, как общаться в реальном мире.

Дети из детского дома не привыкают к труду с малолетства, как бывает в нормальных семьях. Их некому приучить и объяснить необходимость заботиться о себе и о близких, в результате работать они не могут и не хотят. Им известно, что государство обязано позаботиться о том, чтобы подопечные были одеты и накормлены. Необходимости в собственном обслуживании нет. Более того, любая работа (например, помощь на кухне) под запретом, регламентированным нормами гигиены и техники безопасности.

Отсутствие элементарных бытовых навыков (приготовить еду, прибраться в комнате, зашить одежду) порождает самое настоящее иждивенчество. И дело даже не в банальной лени. Данная порочная практика губительно сказывается на формировании личности и способности решать проблемы самостоятельно.

О самостоятельности

Ограниченное, до предела зарегламентированное общение со взрослыми в условиях группы никак не стимулирует развитие ребенка в детском доме в плане самостоятельности. Наличие обязательного твёрдого распорядка дня и контроль со стороны взрослых отсекает всякую необходимость самодисциплины и планирования ребёнком собственных действий. Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания.

Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них - тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются.

Печальный результат

Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот.

Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него (на жилье, пособие, бесплатное образование). Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны - начиная с государства и кончая ближайшим окружением.

Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно.

Альтернатива есть...

Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде.

Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов.

Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи.

Еще вариант

Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи.

Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их - также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным.

Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей.

Спасет ли православная церковь?

Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне.

Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи.

Не все так просто

Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части.

Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических.

Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования (лишь на деньги спонсоров) существовать детскому дому трудно - практически нереально.

О денежном вопросе

Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется.

Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. ежегодно. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей.

О морально-этической стороне дела

Еще одна серьезная проблема детских домов - отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил. Она в прямом смысле слова предполагает самоотверженное служение, ведь зарплаты у педагогов просто смешные.

Часто в детские дома идут работать, по большому счёту, случайные люди. У них нет ни любви к подопечным, ни запаса терпения, столь необходимого в работе с обездоленными сиротами. Безнаказанность воспитателей в закрытой детдомовской системе приводит к искушению бесконтрольно командовать, упиваясь собственной властью. Порой дело доходит до крайних случаев, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.

Очень сложный вопрос о телесных наказаниях, которые находятся под официальным запретом, но существование их и, более того, широкая практика применения на самом деле - ни для кого не секрет. Впрочем, данная проблема характерна отнюдь не только для детских домов - это головная боль всей современной воспитательной системы.

Многие семейные пары мечтают завести ребенка, но не у всех получается это сделать. Поэтому они начинают задумываться об усыновлении.

Усыновление подразумевает формирование родственных связей между ребенком и его новыми родителями, возникновение ответственности, особых прав и обязательств.

Человек, который решается забрать из детского дома ребенка, должен быть состоявшейся личностью.

Потенциальный усыновитель должен отдавать себе отчет в том, что с появлением в его семье малыша родители обязаны всю жизнь нести ответственность.

Рассмотрим, как усыновить ребенка из детского дома в 2019 году, какие требования предъявляет к кандидатам законодательство, каковы обязанности новой семьи по отношению к усыновленному.

Требования к усыновителям

Усыновление - длительный и сложный процесс, который не ограничивается оформлением документов в органах опеки и попечительства (ООП). Дело об усыновлении обязательно рассматривается в суде.

Порядок процедуры, ее основные положения регулирует Семейный Кодекс (глава 19). Усыновить можно детей, которым еще не исполнилось 18 лет.

Кто может взять ребенка из детского дома, регулирует статья 127 СК РФ:

У усыновителей нет возрастных ограничений. Главное, чтобы у них было крепкое здоровье, и они могли обеспечивать своего ребенка материально на достойном уровне.

Разница в возрасте между новыми родителями и усыновленным не должна быть менее 16 лет, но имеются исключения, и решение суд принимает индивидуальное в каждом случае.

Но если усыновитель является супругом или супругой биологического родителя ребенка, разницу в возрасте не учитывают. Также исключение делают для дяди, тети ребенка, других родственников и крестных родителей.

Видео: Условия усыновления ребенка в России

Кандидат на усыновление обязан быть физически в состоянии ухаживать за ребенком, взять на себя ответственность по воспитанию.

У кандидата не должно быть следующих болезней:

Лицо, которое желает усыновить ребенка из детского дома, должно содержать его.

У потенциальных усыновителей должен быть постоянный доход, превышающий прожиточный минимум для нескольких человек.

Обычно при вынесении положительного решения об усыновлении суд требует более высокого уровня дохода.

При предоставлении документов кандидат на усыновление указывает все имеющиеся источники дохода.

В качестве дополнительных источников рассматриваются: зарплата со второго места работы, средства от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества, проценты по депозитам в банке и у заемщиков.

Людей, которые мечтают стать родителями, беспокоит, что еще нужно, чтобы взять ребенка из детского дома. Потенциальные кандидаты должны иметь свое жилье.

Если квартира в ипотеке, такой порядок обычно не мешает усыновлять ребенка, но совокупного дохода с учетом вычета ежемесячного ипотечного взноса должно хватать на содержание несовершеннолетнего из детского дома. Этот пункт следует относить и к другим кредитам, займам.

Площадь тоже должна быть достаточной для проживания всех членов семьи: важно, чтобы в квартире было место для сна, игр, обучения . Огромный плюс, если неподалеку есть школы и другие общеобразовательные учреждения.

Обязательное требование - соответствие санитарно-гигиеническим нормам: чистота, отсутствие насекомых, грызунов. На одной жилплощади с усыновленными детьми не должны проживать люди с хроническими формами инфекционных заболеваний.

Лица одного пола старше 9 лет не могут проживать в одной комнате, если они не являются супружеской парой. Если усыновленному ребенку более 9 лет, у него должна быть отдельная комната. То же относится к ситуации, если лицо усыновляет брата или сестру.

Если семейная пара решается на усыновление и подходит всем требованиям, следует начать со сбора документов. Также будущие потенциальные родители записываются на курсы Школы приемных родителей.

Обучение проводится около полутора месяцев, может быть дистанционным . Школа предназначена для кандидатов в усыновители.

Призвана развивать ключевые родительские компетенции, которые необходимы для воспитания детей, переданных в семью граждан. Проводятся информационные лектории, родителей также готовят психологически.

Проходить курсы необязательно, если ребенка усыновляют его родственники, или лица, которые однажды уже были усыновителями, и отмены усыновления не было.

Узнаем, какие документы нужны для усыновления ребенка из детского дома.

Потенциальные усыновители должны собрать следующие бумаги:

Документы необходимо подготовить в двух экземплярах (для ООП и суда).

Видео: Порядок усыновления ребенка

Органы опеки и усыновления (ООП)

С полным пакетом документов граждане, решившие усыновить ребенка, идут в ООП . После оформления бумаг потенциальных родителей ожидает визит сотрудников ООП домой.

Составляется акт обследования жилищных условий. Жилплощадь должна быть ухоженной, чистой, убранной.

В течение 15 дней сотрудники готовят заключение. Если впечатление о гражданах, которые желают усыновить ребенка, положительное, их признают кандидатами в усыновители.

Если последует отказ, он должен быть оформлен в виде официального письма с указанием причины.

Поиск ребенка можно вести через Федеральный банк данных о детях-сиротах (http://www.usynovite.ru/db/?p=3&last-search) или базу видео анкет детей-сирот, также через ООП по месту жительства или Регионального оператора ГБД о детям-сиротах.

В базе данных ребенка можно найти по региону, полу, наличию родственников, году рождения, даже имени. Очень много анкет детей с пятой и четвертой группами здоровья.

В ООП выдается направление на посещение ребенка. Срок действия документа - 10 дней.

Кандидат в усыновители может встретиться с одним из детей. Имеет право пообщаться с ребенком, ознакомиться с его документами, подтвердить факт ознакомления с медицинским заключение о состоянии здоровья выбранного ребенка.

Если кандидаты желают посмотреть других детей, они могут получить другое направление.

Если потенциальные усыновители не явились в назначенное время на встречу с ребенком дважды без объективных причин, их отстраняют от процесса усыновления как безответственных и ненадежных людей.

После выбора ребенка кандидаты подают заявление в суд с просьбой позволить им усыновить ребенка. Суд выносит решение не позднее двух месяцев после подачи заявления.

Усыновление производится судом. Кандидаты в усыновители подают заявление со следующими сведениями:

К заявлению прикладывают все те же документы, которые были предоставлены в ООП, а также документ, который подтверждает постановку на учет лица в качестве кандидата на усыновление.

Дело рассматривается на закрытом судебном заседании, в котором принимают участие сами кандидаты, сотрудники ООП, прокурор, ребенок, достигший 14 лет, его биологические родители.

Права и обязанности новых родителей устанавливаются с момента вступления решения суда в силу. Копию постановления суд направляет в органы ЗАГС по месту принятия решения в течение трех дней.

Усыновители должны лично забрать малыша из детского учреждения, предъявив согласие суда, и зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС.

Ребенку в семье предпочтительнее, чем в детском доме, но нередко усыновителям очень непросто бывает доказать свое соответствие всем требованиям.

Одна из семей получила одобрение ООП на усыновление, выбрала в детском доме мальчика 9 лет, с которым сложились хорошие отношения.

На суд была приглашена биологическая мать мальчика, которая ранее отбывала наказание в местах лишения свободы, а после освобождения не принимала участия в жизни своего ребенка. Мальчик так и остался в детском доме.

На судебном заседании мать раскаялась, начала обещать суду, что заберет ребенка. Мальчик растерялся, а суд не стал давать разрешения на усыновление, и его оставили в детском доме.

Впоследствии выяснилось, что у матери нет постоянного дохода и своей жилплощади, и мальчик остался в детском доме.

Нередко порядочные и достойные люди, которые мечтают стать родителями и усыновить малыша, сталкиваются с формальностями закона и не могут бороться с ними.

Узнаем, как взять ребенка из детского дома под опеку.

Опека

Альтернатива усыновлению - это опекунство . Ребенка принимают в дом на правах воспитуемого. Опеку устанавливают над детьми младше 14 лет, попечительство - над ребятами 14-18 лет.

У опекуна имеются практически все те же права, что и у родителям. Но органы опеки регулярно контролируют условия его содержания, воспитания, образования.

Назначается на срок или бессрочно . Нередко опека используется в качестве промежуточной формы усыновления. Уровень ответственности высокий, но не полный.

Преимущества:

  • решение об опеке принимает глава местного самоуправления, оформляется быстрее, чем при усыновлении через суд;
  • на опекаемого выплачивают ежемесячное пособие, помогают опекуну в организации обучения, отдыха, лечения ребенка;
  • после 18 лет воспитуемому выделяют жилплощадь;
  • требования к опекунам менее жесткие.

Недостатки:

  • ребенок может чувствовать себя неполноценным из-за неполной принадлежности к семье опекуна;
  • могут вмешаться сотрудники ООП;
  • может появиться претендент на усыновление;
  • возможны контакты с биологическими родственниками ребенка;
  • сменить фамилию ребенку трудно, а дату рождения не меняют.

Для оформления возможности принять ребенка на воспитание будущие опекуны обращаются в ООП. Оформление может занимать около трех месяцев.

При различных формах устройства ребенка к усыновителям и опекунам предъявляют одинаковые требования к состоянию их здоровья.

Кандидаты не должны быть ранее лишены родительских прав или отстранены от обязанностей опекуна или усыновителя по их вине.

А можно ли взять на выходные ребенка из детского дома?

Не у всех пар есть возможность усыновить или принять на воспитание ребенка. Тогда в некоторых случаях разрешают забрать ребенка на время.

Гостевой режим также используется для более близкого знакомства с ребенком, которого семья желает усыновить.

Такой порядок оформить еще легче и быстрее, но гостевой режим не рекомендуется для детей младше подросткового возраста. По возвращении в детский дом маленькие дети воспринимают это так, будто от них снова отказываются.

Побывав в “гостях” однажды, дети и даже подростки потом неделями ждут и надеются, что за ними вернутся. “Гостевой режим” - не только возможность временно пожить в нормальной семье, но и эмоциональная нагрузка на ребенка.

Маленькие дети очень быстро привязываются. А если их будут постоянно возвращать и снова “привязывать”, они разучатся доверять.

Ребенка не передадут в семью, если:

  • это будет противоречить желанию ребенка, создаст угрозу его жизни, здоровью, нарушит его права и интересы;
  • окажется, что вместе с гражданином, который взял ребенка “в гости”, проживает родитель малыша, лишенный родительских прав.

Общий срок пребывания не может быть более трех месяцев. В некоторых случаях продлевается до полугода.

Если биологические родители ребенка не смогли по каким-то причинам должным образом выполнять свои обязательства, это могут сделать усыновители, опекуны или приемные родители.

Но и кандидаты в усыновители, и опекуны должны понимать, что новый член семьи - это ответственность, это навсегда . У них будут все те же обязанности, что и у биологической семьи.

Кошка, две собаки (одна из них - старая такса), мышка, шиншилла, попугай - вся эта живность живет в огромной квартире Станислава Гусева, Марии Ореховых и их приемных детей… Дети - кто в школе, кто в детском саду, так что можно спокойно поговорить с главой семейства Станиславом.

Ужас белых халатов

В 2006 году мы с женой Марией как-то вдруг поняли, что вот, двое наших сыновей - выросли, делать дальше нечего. Однажды Мария наша в интернете ссылку о том, что в московском 19 детском доме проходят занятия . Нам на этих занятиях очень понравилось, отходили полный курс.

А через некоторое время в семье появилась четырехлетняя Вика. Мы не выбирали специально, не смотрели базу данных. В детском доме нам на нее указали, на маленькую, лысенькую. Мы только руки протянули, как она пошла к нам. Хотя общительностью не отличалась: почти не говорила, боялась взрослых, - особенно женщин, а тем более - в белых халатах. Просто впадала в транс. Но тут - не испугалась и пошла.

Мы взяли ее сначала просто погулять: еще не были готовы документы. Но когда вернулись обратно, подъехали к детскому дому, она вцепилась в меня и завыла. Я сказал жене: «Мария иди и разбирайся, как хочешь. Я не дам ребенка мучить, поеду с ней домой». Мария поговорила, и заведующая разрешила забрать пораньше.

Так вот и началась наша приемная семья. Мы были подготовлены к тем проблемам, с которыми придется столкнуться, по крайней мере, знали о них из занятий Школы. Хотя, что касается первого месяца, который, как говорят психологи, будет безоблачным, то я его ни с кем из детей чего-то не увидел. Это просто теории. Что касается адаптации - вроде тоже ничего сверхъестественного не наблюдалось. Ну, ребенок и ребенок. Мы уже знали о том, что пребывание в детском учреждении накладывает свои отпечатки на детскую психику.

Вика почти не ходила, все время спотыкалась и падала. Если ей давали конфеты, она прятала их горстями под подушку. Не понимала в принципе, что есть свое и чужое. Ведь в детском доме «своего» у них практически нет.

К сожалению, она провела, достаточно долгое время в доме малютки, где что-то там с ней случилось, и она лишилась волос. Что и как, установить уже невозможно. У Вики тотальная алопеция, то есть полное отсутствие волос. Это не лечится нигде. Два раза в год она лежит в РДКБ с мамой.

Она, уже живя в семье, еще долгое время продолжала бояться женщин. Если видела дам в белых халатах, впадала в транс: закатывала глаза и столбенела. Ни звука, ни движения нельзя было от нее получить. Понятно, что поход к врачам был для нас серьезной проблемой.

Несмотря на тотальную боязнь женщин, к маме Вика сразу стала относиться нормально, но все-таки где-то год ее мыл только я. Если в ванну заходила мама, она начинала плакать.

Еще Вика патологически боялась собак. Когда мы, первый раз приехав домой, только вышли из машины, она увидела проходящую рядом собаку и забилась в истерике. А у нас дома - собаки. Ничего, уже буквально через месяц она сидела верхом на собаке, целовала, обнимала. Оказалось, что у нее вообще тяга к живности.

Конечно, у детей, которые не один год провели в детском учреждении, когда они попадают в семью, начинают проявляться такие на неподготовленный взгляд «странности». Например, качание из стороны в сторону.

Вика качалась достаточно долго. Но постепенно - прошло. Просто мы, как только она начинала качаться, сразу принимались ее обнимать, тискать. И сейчас, когда ей грустно, какие-то проблемы, она сразу приходит с тем, чтобы её обнимали и целовали. Подставляет голову и говорит: «Целуй!». То есть качание было у нее вытеснено избытком ласки.

Сейчас Вика учится во втором классе. Она носит парик. Конечно, переживает, но - как бы это сказать - более-менее смирилась. По крайней мере, если ей надо переодеться, она спокойно снимает парик, не впадает в транс, не забивается под одеяло. Ну, парик и парик. У нашей мамы есть теория, что если ребенку в чем-то плохо, надо любить его как можно больше. Вот мы и стараемся любовью компенсировать Вике ее проблему.

Вика ходит в частную школу. Класс там небольшой и учителя строго следят, чтобы дети относились друг к другу нормально, неважно, если кто-то - заикается, хромает или не имеет волос.

Такая школа необходима Вике еще и потому, что учеба дается Вике не просто. А там получается практически индивидуальное обучение. С утра - занятия, а дальше учительница персонально с каждым доделывает и объясняет то, что ребенок не усвоил на уроке.

Девочка с тремя возвратами

Следующей у нас появилась Саша. Мы решили, что Вике нужно взять кого-то маленького, чтоб они играли вместе. Поехали в . Там нас спросили: какого ребенка хотите? Мы сообщили примерно следующее: «Лет пяти, русскую». В ответ услышали: «У нас есть ребенок, который вам нужен». И привели девочку 10 лет, абхазку, у которой за плечами - три возврата из приемных семей.

Будешь с нами жить?

Тогда пойдем.

Вот и живет с тех пор. Конечно, всякое было, но Саша - наша дочка. Окончательно и бесповоротно. Когда она получила паспорт, по собственному желанию поменяла фамилию: взяла нашу.

Саша у нас - совершенно обыкновенный подросток. Не хочет учиться, хочет гулять с подружками. Пережили мы и увлечение «эмо». Спокойно, просто приглядывали за её душевным состоянием, что бы она себе не навредила, не пошла топиться или вешаться, как там у эмо принято.

Кроме этого аспекта - особо не переживали - все в подростковом возрасте проходят через какие-то увлечения. Я вот металлистом был, а моя мама вспоминала, как они хипповали.

Нелегкий возраст, а что делать? Не будешь же бояться непрерывно.

Как-то, как раз в период увлечения «эмо», она решила себе робко порезать вены. Я прихожу домой, мне рассказывают. Спрашиваю: «Чем резала». Показывает вынутые лезвия из точилки. Начинаю ругаться: «Ты что, с ума сошла, точилка 30 рублей стоит!» У Саши - огромные удивленные глаза, она ожидала совсем не такой реакции.

Потом пришел Максим, старший сын, жалуюсь ему, что Саша точилку сломала. Максим тогда протягивает ей кухонный нож со словами: «Точилка - ерунда. А вот - нож хорош!» Увидев, что серьезно никто не относится к событию, Саша обиделась, зато ее увлечение - как рукой сняло.

Но опять же - мы видели, что у нее нет внутреннего кризиса, что вся ее всемерная печаль - почерпнута из книжек и журналов.

Саша учится в той же школе, что и Вика. У нее была педагогическая запущенность. Она ходила в школу просто потому, что «надо», отбывала повинность. И ее там ничему не учили, просто рисовали тройки. Она в 10 лет не знала таблицу умножения. Так что нам пришлось браться за учебу серьезно, нанимать репетитора. И потихонечку - втянулась. Сейчас еще и гитарой занимается.

Проверка на честность

Почему было три возврата? Возвращали потому, что не все оказываются готовыми к тому, чтобы жить с приемным ребенком. А во-вторых, характер у дочки оказался непростым.

А по поводу того, что приемные детей «возвращают»… Сложности ведь со всеми бывают, с кровными их не меньше, а порой - больше. Вот недавно я разговаривал со знакомым из инспекции по делам несовершеннолетних. У них там на учете где-то 400 детишек - и все кровные. Никто же их никуда не сдает в детский дом из-за плохого поведения.

Вообще, как-то это не честно, когда у человека есть вариант «отдать обратно». Не должно быть таких мыслей. Взял, все, твой ребенок, без вариантов.

Как говорят психологи, дети, которых уже возвращали, начинают вести себя плохо нарочно, устраивая взрослым что-то вроде проверки. Примерно с такой мотивацией: «Вот, вы меня взяли, все равно ж потом отдадите. Так что давайте я вам сейчас что-нибудь похуже устрою». И нас Саша тоже «проверяла». Скажешь что-то сделать, не сделает назло. Или наоборот, что-то такое сделает и придет с вызовом: «Вот я там, что-то разбила» и радостно смотрит, что сейчас будет.

Правда, здесь «проверки» не прокатили. Мы все пережили. Ну, разбила, ну, на конфликт нарывается, что делать? Мы же знаем, отчего так происходит. Днем ведет себя вызывающе, а вечером обнимешь ее, разрыдается.

Травмированы за свою небольшую жизнь настолько, что и взрослым многим трудно представить. И лекарство здесь одно - любить, гладить, обнимать.

Куда деваются грязные тарелки?

Вика и Саша быстро нашли общий язык. Вообще все дети, появившиеся у нас, между собой сошлись мгновенно. У них общая судьба, общие переживания и они друг друга хорошо понимают.

Им приходится адаптироваться к жизни в семье. Сначала долго показываешь ребенку, из чего складывается наш быт. Саша, например, не знала, для чего нужен холодильник. Потому что в детском доме она его не видела ни разу. Он где-то там стоял, на кухне. Им накрывали в столовой еду, принесли и унесли. Она не знала, что надо мыть посуду. Ей в 10 лет в голову не приходило, куда деваются тарелки, когда она поест.

У них никогда не было своего, поэтому наблюдается небрежное отношение к вещам. Многие приемные родители жалуются, что вот, не ценит ребенок, поиграл с игрушкой и отшвырнул. У него просто никогда не было СВОЕЙ игрушки. И приходится объяснять, закреплять. Постепенно приходит понимание, что телефон, который подарили ребенку - его собственный, не общий. И - меняется отношение к вещи.

Детям в детском доме семья порой представляется какой-то сказкой, где не будут заставлять ничего делать… Мы постепенно загружаем всех какими-то домашними делами. Например, младшие следят за зверями, кормят, убирают. Саша забирает самых младших из детского сада. Еще с собаками мы с Сашей по очереди гуляем.

Ну и порядок в своих комнатах навести просим иногда.

Ревность присутствует, но не в сильной, не в какой-то злобной форме. Например, посадишь кого-нибудь одного на руки, и все остальные тут же прибегут, с разных сторон усядутся. Включая старшую, хотя она строит из себя такую взрослую, серьезную барышню.

Шланг в подвале детского сада

Андрюше семь лет, он перешел во второй класс. Он и Вера ходят в ближайшую к дому общеобразовательную школу с английским уклоном. Поскольку у них нет проблем образовательного плана.

Андрюшу никто не хотел забирать из детского дома, его считали хулиганом. Например, кого-то по голове сильно стукнул. Но он же - не со зла. Просто не рассчитал, хотел мячиком, а получилось то ли ведерком, то ли лопаткой.

Оттого, что все его воспринимали таким злостным бандитом, Андрюша, когда только попал в семью, был хмурым, насупленным. Сейчас такой замечательный мальчик вырос!

Хотя постоянно преподносит нам какие-то сюрпризы. Но опять же - не из-за какой-то злобности, он не дерется, а все время что-нибудь придумывает.

Когда он ходил в садик, воспитатели каждый день докладывали, что сегодня учудил Андрюша. Например, 5 или 6 унитазов в группе. По словам воспитателей, Андрюша набил землей из цветочных горшков. У меня на это сразу возник вопрос: «По самым скромным прикидкам, необходимо 25 - 30 минут, чтобы все это проделать. Как это воспитательница отошла? Как можно оставить дошколят одних? Хорошо, они детский сад не сожгли, из окна никого не выкинули».

Когда мы переехали, перевели Андрюшу в другой садик. И он затопил им центральный тепловой пункт в подвале. Дворник забыл на улице шланг, подключенный к крану. А Андрюша знает, как со шлангом обращаться, он на даче видел. Он бросил шланг в подвал, открыл кран, дети поиграли - поиграли, покидали в воду палочки и ушли. Воспитателя не заинтересовало, что дети делают у ЦТП. Все обнаружилось, когда в детсаду погас свет, потому что вода наливалась - наливалась, и дошла до электрощита.

Мне об этом потом просто сообщили воспитатели, так сказать, без претензий. А какие претензии? Во-первых, дворник должен думать, что он делает, там полный двор детей. Во-вторых, воспитатели не углядели.

После подобных инцидентов я Андрюшу не ругаю, а просто объясняю, по каким причинам этого делать нельзя, говорю, как я недоволен, что меня опять вызвали. А чего его отчитывать? Он же ничего плохого не собирался делать. Он просто налил себе лужу воды, чтобы там что-то попускать. У него не было пакостной мысли. Вот я слышал, кто-то жаловался, что дети кошку убили. В этом случае осознанной жестокости я бы не знаю, что сделал…

А Андрюша ничего плохого не совершает.

Вика с Сашей Андрюшу полюбили. У них бытовала даже такая фраза: «Вик, позови Андрюшу, мы в него поиграем». Они его одевали, делали прически…

Три сестры

Полтора года назад в семье появилось три девочки - одной два с половиной годика, второй шесть лет, а третьей семь.

История сестер в свое время прошла по многим СМИ. Девочки плыли с матерью на теплоходе, к ней начал ходить какой-то штурман. Она оставляла детей с ним наедине, а он оказался педофилом - раздевал детей, фотографировал и так далее.

Когда история выплыла наружу, детей изъяли, разместили в разные учреждения. А мне позвонили из опеки, сказали про младшую - Сонечку, что вот, есть такая травмированная девочка. Я позвонил жене: «Берем?» Она ответила: «Берем». Когда приехал читать документы Сонины, оказалось, что девочек три. Куда было деваться? Не разлучать же их.

Адаптация у девочек происходила полегче, чем у других. Поскольку они попали уже в так сказать сложившийся семейный детский коллектив со сложившейся атмосферой. Единственная, кто её нарушает - маленькая. А остальные - просто играют. Ну, разобьют что-нибудь, сломают, - это естественно.

Все наши дети все время что-то ломают - это же мелочи. На то они и дети.

У меня телевизор в комнате не зря прикручен такими огромными восемью анкерами. Уже были неоднократные попытки врезаться в него и уронить. На даче, играя в догонялки, уронили тяжеленный холодильник «ЗИЛ». Забор разобрать? Разобрали! А однажды мы на даче проснулись от страшного грохота: Андрюша решил посушить в микроволновке машинку с литиевыми батарейками…

«Кровные» вопросы

По кровной матери Вера, Надя и Соня не скучают. Одно время они разделяли «мама» и «мама, которая меня родила», или «когда я жила в другом городе». Сейчас вопрос воспоминаний снимается, девочки идут дальше, у них появляются уже новые воспоминания.

Саша тоже никаких вопросов не задавала. Только увидела свою кровную однажды в суде, когда нам пришлось в очередной раз с ней разбираться. Вызывали и Сашу. Она мне потом говорит: «Слушай, я думала она подойдет ко мне, чего-нибудь спросит, еще размышляла, как себя вести. Даже не подошла…».

В общем, никого этот аспект особо не интересует. Не знаю, может быть в определенном возрасте дети начнут задавать вопросы по этому поводу…

Бумажная жизнь и вентиляция

Некоторые люди, собирающиеся взять ребенка в семью, жалуются, что слишком много времени занимает «бумажная волокита», собирание справок. А мне кажется, что порядок получения документов можно было бы даже еще и усложнить. Люди, которые жалуются, что им сложно получить справки, вообще не готовы ни к каким трудностям.

Мне таким ноющим, что трудно получить те же требующиеся медицинские справки, сразу хочется сказать: «А на что ты рассчитываешь? Вот ты берешь ребенка. Его надо устроить в школу, садик. Надо решать вопросы с лечением, с учебой, с поведением. Как ты будешь это делать, если ты не можешь получить две справки?»

У меня огромная стопка разных бумажек в шкафу. Я каждый день тут что-то выбираю,что-то куда-то везу. Недавно меня дергала авиатранспортная прокуратура как представителя потерпевших девочек, сегодня надо в собес поехать, отвезти им новые договоры. Жизнь кипит, в том числе и бумажная.

Периодически бывают проверки. Недавно вот произошел почти анекдотический случай: пришла представительница СЭС и составила акт, вызвавший у меня приступ смеха. Барышня написала, что проживание в огромной квартире в каменном доме на Ленинском проспекте невозможно из-за плохой вентиляции. Я даже не нашелся, что сказать. Спросил, где барышня живет. Оказалось, в спальном районе, в панельной «двушке». Там, наверное, вентиляция отличная.

Да, вот такие деятели мешают своими странными заключениями. Хорошо, что это дело дошло до ее начальства и ситуация благополучно для нас разрешилась.

А с органами опеки и попечительства у нас никаких проблем нет, там работают вменяемые люди. Если они видят, что у детей есть квартира, еда, одежда, у них не возникает желания лишний раз ходить и проверять.

То, что в доме много животных, их ничуть не смущает. На собаке на большой дети любят телевизор смотреть, как на диване.

Никаких проблем с опекой в возможности выбора школы у нас не возникает. Нужно лишь сообщить, где дети будут учиться.

И в травмпункт обращались несколько раз: это же дети, либо что-то разобьют, либо сами разобьются. Например, в прошлом году Вика играла в тигра, врезалась в дубовую дверь, рассекла себе лоб. В травмункте честно призналась, что играла в тигра. Потом никаких приходов участкового не было. Возможно, в травмункте и звонят потом, но участковый хорошо знает нашу семью, знает, что мы люди вменяемые.

С окружающими людьми тоже проблем не возникает. Соседи косятся, конечно, на этот выводок, когда мы все вместе куда-нибудь идем. Кто-то оглядывается с позитивом, а кто-то с подозрением: нормальный человек не будет брать ребенка из детского дома.

Хотя, не зная, по нашим детям не догадаешься, что они когда-то жили в детском доме. Хорошо одетые, довольные, веселые.

В школе, в детском саду на нас как-то по-особенному ни родители, ни педагоги не смотрят. Хотя, возможно, поначалу, они и пугаются. У нас же в обществе какая беда - отсутствие информации. Отсюда, возможно, всякие страхи: «У них приемный ребенок!» Потом оказывается, что это обычный ребенок, который ездит на велосипеде, копается в песочнице.

Миротворцы ООН и правильные книжки

Дети между собой, конечно и ругаются, и даже, бывает, дерутся. Старшие обычно пытаются разрулить ситуацию. Иногда нам с женой приходится выступать в роли третейских судей, или когда кто-то кому-то нанёс «смертельную обиду», приходится вводить голубые каски ООН - миротворческие подразделения. И наводить порядок: «Так, Андрюш, ты пошел туда, Вик, ты пошла туда. Успокоитесь, после будете разговаривать».

Если Андрюша ломает игрушечные машинки, то кровные, старшие, разбивают машинки полноразмерные. Им уже под тридцать.

Узнав, что мы собираемся взять ребенка из детдома, они изумились: «Предки, чего вы творите?! С ума сошли?» А потом как увидели Вику - влюбились бесповоротно. Затем появились остальные дети, в которых старшие души не чают. Они сами все никак не женятся. И тут, видимо, такой отцовский инстинкт срабатывает пока нереализованный.

Самый старший сын периодически приезжает, читает им книжки, по его утверждению, правильные. Я, правда, не понял, чем они отличаются от неправильных, и по какому принципу он делит обычные детские произведения. Но - сын ко всему подходит очень продуманно, тщательно книги отбирает, скачивает в электронную книгу, привозит и читает.

Родительское убежище

С утра детей развожу я - в две школы и в два садика. Мы специально для этого микроавтобус купили. Собрать всех помогает старший сын: он с нами работает. В четыре - полпятого стартую всех забирать. Завез домой и - обратно на работу. До девяти мы с женой работаем.

Еще есть кружки, но к счастью, часть занятий их попадает на выходные.

Поздно вечером наступает наше с женой время, чтобы спокойно посидеть на кухне, попить кофе, поговорить. Кухня - это наше с женой такое убежище. После того, как удалось всех уложить, когда они все уже пописали, съели конфетку, съели яблочко, попили соку, попили молочка и у них нет уже никакого повода выходить из своих комнат. Происходит это не раньше 23. Хотя укладывать мы начинаем с 21. К 22 квартира постепенно утихает, но «движуха» в квартире продолжается. Так, если один зашел за конфетой, значит - сейчас придут все остальные и потребуют конфету.

Говорят, что приемный ребенок - «проверяет» семью, насколько крепки в ней отношения. Не знаю. Нам как-то не до рассуждений, а то, что мы семья - понятно и без них. Мы уже столько пережили, что тут никаких сомнений не осталось, и нас уже ничем не испугаешь. Мы вместе пережили 90- е годы со всем, что тогда могло быть: наезды и бандитов, и милиции, потери денег, то, что в нас стреляли, в тюрьму посадить пытались незаконно.

Гуашь в стиральной машине

Такое, что опускаются руки, кажется, “все, больше не могу”, наверное, чаще бывает у нашей мамы. Например, она поставила стирать белье, и кто-то в последней момент бросил в машинку банку гуаши. Тут, конечно, на маму смотреть страшно. Трудно ей приходится. Еще учитывая её характер, её тягу к порядку. Вместо порядка она натыкается на полный хаос.

Хотя детей подружить с порядком пытаемся. На уровне - пошел мыться, старую пижаму кинул в корзину для грязного белья. По мере взросления, усвоения, «задания» усложняются. Приучить детей нельзя, можно только научить.

К концу мая накапливается усталость, ждем, когда учебный год закончится. Бывает, что можем с женой и поругаться. Тогда я говорю: «Дети, вышли вон из комнаты, нам надо поругаться!» Дети особенно по этому поводу не переживают, могут только сказать: «Не ходи туда, там папа с мамой ругаются».

Каких-то семейных традиций не припомню. Я не понимаю их смысла, не может вся семья дружно хотеть сделать что-то одно. При таком разбросе возрастов. Из всего прочего, очень все любят ездить куда-нибудь путешествовать. Достаточно дать команду, вся семья готова, не одеваясь, не собираясь, залезать в машину и мчаться куда угодно.

Разные

Все дети - совершенно разные. Самая младшая - умеет настоять на своем, хотя еще и говорить толком не умеет. Даже готова драться, чтобы отстаивать свое. При этом Сонечка - такое чудо, она всегда поет или стихи рассказывает. Вера - целеустремленная, жесткая, строгих правил, подруливает. Андрюша, он у нас очень хороший, добрый, покладистый. Но - разгильдяй страшный. При этом он сам понимает это. Спросишь: «Андрюша, что с тобой, чего ты весь грязный?» «Понимаешь, вылезал из машины, за что-то зацепился и, конечно, упал». Вика - настоящая принцесса. А Саша - такая белая и пушистая. Как шиншилла.

Тем, кто собирается взять ребенка

Человек, который собирается взять ребенка в семью, должен первым делом выбить из головы всю дурь из серии: «Вот я оказываю благодеяние этому миленькому ребеночку». Забыть ее и понять, что это они тебе делают благодеяние. А второе, здесь как шахматах: взялся, ходи. Нельзя давать задний ход. Потому, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

Нужно быть готовыми ко всему. Ведь мы не знаем привычек этих детей, возможно, заложенных, когда они жили в кровной семье, не знаем, что употребляла его мама во время беременности…

У меня есть такой тест своеобразный для докторов на вменяемость. Предъявляешь доктору - профессору, умнице все документы, он внимательно читает и обычно задает первый вопрос: «Как протекали роды?». Приходится отвечать: «Доктор, откуда мы можем это знать?!»

Мы ничего не знаем. А потому надо быть готовым, что может быть все что угодно, самое плохое. Вдруг будет воровать, убегать из дому… Вот когда ты к этому готов и спокойно воспринимаешь происходящее, а оказывается, что он и не ворует, и в помойку не лезет, и из дома не убегает - появляется счастье. Начинаешь понимать, что ребенок замечательный… Телефон потерял уже третий? Да ну его, телефон, главное - ребенок хороший.