Как проявляется нетрадиционная ориентация в детстве. Секс или любовь. Советы для детей

Какими вырастут дети, которых воспитывали гомосексуалисты? Ответ на этот вопрос уже много лет интересует всех.

Сторонников однополых партнерств рьяно утверждают, что детям все равно, есть ли у них папа и мама, или же их выращивают два мужчины (или две женщины). Просемейные и религиозные организации, а также множество психологов вовсю кричат, что выросшие в атмосфере гомосексуальных отношений дети будут по умолчанию психологически травмированы и неполноценны в жизни.

Но в силу того, что легализация однополых партнерств и тем более «браков» начала происходить в некоторых странах не так давно, до недавнего времени еще не было оснований делать объективные научные заключения. По простой причине - еще не выросло поколение таких детей.

Однако осенью 2010 года Марк Регнерус, доктор социологии, адъюнкт-профессор в Техасском университете в Остине (США), начал свое знаменитое научное исследование на тему «Как отличаются взрослые дети, родители которых имеют однополые отношения». Свою работу ученый завершил спустя полтора года - в 2012-ом. Впрочем, анализ данных продолжается доныне - они доступны всем заинтересованным ученым, благодаря Межуниверситетскому консорциуму политических и социальных исследований Мичиганского университета.

Шокирующие последствия

В исследовании принимали участие 3000 взрослых респондентов, чьи родители состояли в однополых сексуальных отношениях. В итоге, полученные данные стали по-настоящему шокирующими. Впрочем, этого стоило ожидать. Но впервые это было доказано авторитетным ученым из авторитетного университета, а результаты были опубликованы в не менее авторитетном издании «Social Science Research».


Высокий уровень венерического инфицирования. В опубликованных данных сообщается, что 25% воспитанников гомосексуальных родителей имели или имеют венерические заболевания - из-за своего специфического образа жизни. Для сравнения, количество зараженных сверстников из благополучных гетеросексуальных семей зафиксировано на уровне 8%.

Неспособность хранить семейную верность. А вот и причина такого уровня инфицирования. Те, кого воспитывали гомосексуальные родители, намного чаще лояльно относятся с супружеской неверности - 40%. Аналогичный показатель лояльности к изменам среди выросших в гетеросексуальных семьях - 13%.

Психологические проблемы. Следующий шокирующий факт - до 24% взрослых детей из однополых «семей» недавно планировали самоубийство. Для сравнения - уровень таких настроений среди выросших в нормальных гетеросексуальных семьях составляет 5%. Воспитанные гомосексуальным родителем люди значительно чаще, чем выходцы из гетеросексуальных семей, обращаются к психотерапевтам - 19% против 8%.

Это и не удивительно. Ведь 31% выросших с мамой-лесбиянкой и 25% выросших с отцом гомосексуалистом когда либо были принуждаемы к сексу вопреки их воли (в том числе - со стороны родителей). В случае с гетеросексуальными семьями о таком сообщают лишь 8% респондентов.

Социально-экономическая беспомощность. 28% выходцев из семей, где мама была лесбиянкой, являются безработными. Среди выходцев из нормальных семей этот уровень составляет лишь 8%.

69% тех, у кого мама была лесбиянкой, и 57% тех, у кого папа был гомосексуалистом, сообщили, что их семья в прошлом получала государственные пособия. Среди обычных семей это актуально в 17% случаев. А 38% тех, кто выросли с мамой-лесбиянкой, до сих пор живут на государственные пособия, и лишь 26% имеют работу на полное время. Среди тех, у кого отец был гомосексуалистом, только 34% в данный момент имеют работу на полную загрузку. Для сравнения, среди выросших в гетеросексуальных семьях лишь 10% живут на госпособия, и половина - трудоустроены на полное время.

Расстройство сексуальной самоидентификации. Ну и напоследок - цифры, которые окончательно разрушает миф о том, что воспитание в однополой «семье» не влияет на сексуальную ориентацию повзрослевшего ребенка. Итак, если папа или мама имели гомосексуальные связи, то всего лишь 60-70% их детей называют себя полностью гетеросексуальными. В свою очередь более 90% людей, которые росли в традиционной семье, идентифицируют себя как полностью гетеросексуальных.


Попытка закрыть рот Регнерусу

Что показательно, когда Марк Регнерус готовил к публикации полученные данные, против него начали вести агрессивную информационную кампанию. ЛГБТ-активисты требовали не допустить публичного оглашения результатов исследования. Самые горячие головы стали клеветать, называя Регнеруса мошенником и шарлатаном, требовали уволить профессора из Техасского Университета. Даже многие ученые ополчились против своего коллеги.

Тогда Университет тщательно изучил все обвинения и скрупулезно проанализировал все данные, полученные Регнерусом. Отдельно проверялась методика исследования. В итоге Университет подтвердил, что научная работа имеет высочайшее качество и соответствует академическим требованиям.

Журналисты интернет-газеты «Все Новости» связались с профессором Марком Регнерусом, чтобы прояснить эту ситуацию.

Кто и с какой целью подверг сомнению Ваше исследование? Кто проводил расследование, и к какому заключению пришла комиссия?

Насколько я понимаю, Вас интересует прецедент с расследованием, проведенным здесь, в Техасском Университете, касательно соблюдения мной научной этики. Решение о проведении расследования было принято после того, как Нью-Йоркский общественный активист и блогер подал жалобу, утверждая, что с моей стороны имело место нарушение научной этики. Научно-исследовательский отдел университета провел расследование и сделал заключение, что доказательства предъявленного мне нарушения отсутствовали. Таким образом, вопрос был снят.

Как бы Вы объяснили настойчивое желание ЛГБТ-сообщества добиться Вашего отстранения от работы в Университете и запрета публикации?

Дело в том, что в США права сексуальных меньшинств и борьба за признание однополых «браков» - вопрос крайне чувствительный. Именно поэтому все стадии исследования - от моей работы как автора до рецензионного процесса и, наконец, привлечения внимания СМИ - все это проходило, что называется, под микроскопом. Я ответил на критику моего исследования в ноябрьском выпуске того же журнала «Social Science Research» (2012) и опубликовал полученные результаты. Все заинтересованные ученые данной отрасли имеют возможность эти результаты анализировать и делать собственные выводы. Но непосредственно данные, которые мы опубликовали, являются точными.

Также показательно, что этому исследованию была посвящена большая статья в The New York Times. Это авторитетное издание также посчитало необходимым публично оповестить читателей о полученных Марком Регнерусом результатах. Таким образом, мировое сообщество едва ли не впервые получило авторитетное исследование, которое проливает свет на трагичные последствия воспитания детей в семьях, где родители практиковали гомосексуальные отношения.

А если мой ребенок - гей?... Формирование сексуальности у подростка - всегда волнительная тема. Пробуждая множество страхов, она всегда отсылает нас к собственной сексуальности. Какую модель семьи мы транслируем своему подростку? Ведь всё, что происходит в семье, ощущается на уровне эмоций. И ребенок, как губка, впитывает наши страхи, предубеждения и комплексы. Вместе с родителями подростков мы пытаемся найти лучший способ пройти этот непростой период.

Интервью Марии Тихоновой для портала Я-родителель . Беседовала Ирина Корнеева

Почему появляется интерес к сверстникам своего пола?

Подростковый период – это время поиска себя. Кроме серьезных психологических изменений, это еще и физиологические, гормональные перестройки. У подростка начинается период вхождения в сексуальность, который длится, примерно, с 11 до 18 лет: в этом возрасте подросток интересуется своим телом, телами сверстников, у него появляются новые импульсы, просыпается либидо.

В этот момент подросток не всегда способен до конца осознать, что с ним происходит и почему он так реагирует на происходящее вокруг. Например, если девочка в душевой бассейна почувствовала импульс влечения к другой девочке, она не понимает, что это просто ее либидо, которое ищет какой-то выход. Это совсем не означает склонность к гомосексуальности. Но поскольку сексуальная идентификация только начинает формироваться, подросток задает себе множество вопросов, среди которых может появиться и этот: «А что, если я нетрадиционной ориентации?».

Именно в этот период очень важна поддержка, чтобы подросток мог разобраться в происходящем. Ведь если ребенок замечает в себе склонность к однополым отношениям и от этого страдает, то ему фактически некуда обратиться – у нас нет институтов, которые с этим работают. Тема гомосексуальности в нашем обществе табуирована, но, вопреки ожиданиям, это приводит к обратному эффекту – всё больше детей делают выбор в пользу нетрадиционной ориентации. Из-за резко негативного отношения к гомосексуальности подростки чувствуют себя запутанными и испуганными, а значит, делают преждевременные выводы – «наверное, я другой» и пытаются проживать с этим всю жизнь. А ведь сексуальность только формируется, в подростковом возрасте невозможно ответить на данный вопрос окончательно.

Что такое нетрадиционная ориентация?

О гомосексуальной ориентации мы можем говорить только тогда, когда ребенок уже живет отдельно и строит отношения с представителями своего пола. В психологии нет общего мнения, что же такое гомосексуализм: нечто врожденное, поведенческий выбор или влияние социума и окружения, когда дети перенимают модель поведения? У каждого человека это происходит на стыке всех трех компонентов. Вопреки распространенному в последнее время мнению, что гомосексуальность 100% врожденная, убедительных данных на этот счет нет. Ориентация может меняться с течением жизни, это не приговор.

Когда человек говорит категорическое «нет» традиционным отношениям (например, со стороны женщины: «Я никогда не позволю мужчине прикоснуться к себе»), это «звоночек» для психолога – в чём дело? Почему такое резкое отрицание? Что произошло в жизни человека?

Что влияет на выбор однополых отношений?

Когда подросток постепенно входит во взрослый мир, он психологически готовится к первому сексуальному опыту – это период внутреннего, интимного выстраивания «психологического кокона» вокруг вопросов сексуальности. Он понимает, что сексуальность есть, но что с этим делать? С одной стороны, есть влечение, с другой стороны – понимание, что этот процесс очень волнительный и непростой.

К этому возрасту мальчики больше общаются с мальчиками, а девочки с девочками. Как подступиться к противоположному полу – тоже вопрос. Подойти и пообщаться – настоящее преодоление, ведь не понятно чего они хотят, как отреагируют. Со сверстниками своего пола намного проще, с ними хотя бы можно договориться. Поэтому иногда первые околосексуальные эксперименты случаются с представителями своего же пола, особенно у девочек. Например, девочки могут учиться целоваться друг на друге. В компаниях мальчиков такое происходит гораздо реже из-за резкой общественной нетерпимости (женская пара вызывает меньшее негодование, чем мужская), но тем не менее это происходит. Для большинства такой опыт становится проходящим, «учебным» событием.

Именно в этот момент очень важно, что происходит вокруг ребенка. К сожалению, если детей застали за такими экспериментами и предали это огласке, последствия бывают очень печальными. Взрослые (и непосвященные сверстники) часто принимают это за гомосексуальность и ставят на ребенке клеймо, от которого потом практически невозможно избавиться. Таким образом, человек вынужден проживать с ним всю свою жизнь.

Также важно, как к ребенку относятся в его семье. Если дома обстановка тяжелая, подросток не чувствует поддержки и принятия со стороны родителей, если ребенок в принципе считает, что он плохой и к нему огромное количество претензий (не убирается в комнате, не следит за вещами, плохо учится и т.д.), то он для себя подсознательно выискивает дополнительное подтверждение своей «некачественности». Поэтому если в его жизни случается «однополый эксперимент», а обсудить переживания не с кем, он решает, что «я из этих» и продолжает себе искать неправильные похожие отношения. Второй момент, это протестное формирование у подростков. В тех семьях, где присутствует насилие, где подросток чувствует себя задавленным, он реагирует острым сопротивлением на происходящее. «Я – гомосексуалист» – может стать очередным протестом, желанием идентифицировать себя с меньшинством. Фактически, это как заявления «Я – эмо», «Я – гот», «мы гонимые, не такие как все». Подростка здесь привлекают страдания, возможность выделиться, объединиться с аутсайдерами.

Еще одна причина – резко негативный посыл от матери (отца) в сторону противоположного пола. Ребенок начинает думать, что с мужчинами (женщинами) не всё в порядке, и это влияет на его выбор. Однако негативный посыл может привести как к гомосексуальности, так и к обратному. Например, девочка, может решить: «Я тебе докажу, что мужчины нормальные, я не проживу свою жизнь такой несчастной как ты!». Но как в голове у ребенка сложится этот пазл, мы заранее знать не можем.

Что делать родителям?

Когда формируется сексуальность ребенка, полезно время от времени задавать себе вопрос: «Какую модель парных отношений я как родитель передаю?».

Когда у мамы и папы много любви и нежности, ребенок на подсознательном уровне считывает, что в гетеросексуальных отношениях можно быть очень счастливым. Если ребенка воспитывает один родитель, важно отслеживать как с его стороны транслируется отношение к отцу (матери) и вообще противоположному полу – есть ли рядом партнер, который может выступать примером. Это важно для психологически нормального формирования ребенка.

Также необходимо дать своему ребенку хотя бы базовое сексуальное образование. Если родители готовы говорить на эту тему – хорошо, не готовы – есть возможность найти обучающую литературу, фильмы. или обратиться к специалисту.

Родителям нужно обращать внимание, чтобы в окружении ребенка были и мальчики, и девочки. Например, если девочка занимается балетом и у нее кроме подружек больше никого нет, а мальчик играет целыми днями в футбол в мужской компании, родителям под силу создать вокруг своего подростка доброжелательное окружение и противоположного пола тоже. Подросткам иногда бывает сложно сделать это самостоятельно.

И, конечно же, внимание к ребенку и к тому, что с ним происходит. За все истории, связанные с принуждением со стороны других взрослых и сверстников, с изнасилованиями и другими подобными ситуациями, родители несут свою ответственность. Необходимо отслеживать измененные состояния ребенка, замечать их, оказывать своевременную помощь и обращаться к специалистам. Если ребенок стал слишком замкнутым, безрадостным, большую часть времени проводит у себя в комнате, мало разговаривает – всё это говорит о том, что он страдает. Период формирования сексуальности очень сложный для подростка, его психика фактически обнажена – это очень хрупкий и чувствительный момент. Если что-то идет не так, если о чем-то знают одноклассники и дразнят его – это всё очень тяжело переживается. Подростку важно, чтобы было с кем поговорить. Какая бы у него ни была сексуальность – необходимо ее защитить.

Как правильно построить разговор с ребенком?

Если у вас появились подозрения относительно нетрадиционной ориентации ребенка, то, в первую очередь, необходимо задать себе вопрос: «Как я отношусь к гомосексуальности?». Если вы понимаете, что это настолько неприемлемо, что вы готовы выгнать ребенка из дома или «лечить его электрошоком», не пытайтесь начинать разговор. Отсутствие принятия, резко негативная реакция могут серьезно осложнить ситуацию вплоть до появления разных перверсий. Сначала самостоятельно побеседуйте со специалистом-психологом. Одного мотивирующего разговора может быть достаточно, чтобы понять, 1) гомосексуализм – это не патология, а выбор сексуальности, 2) этот выбор может быть не окончательным, 3) наша первая родительская задача – принимать ребенка таким, какой он есть. Это поможет найти в себе силы пережить ситуацию. Приступать к разговору можно тогда, когда ваш внутренний ответ: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив в традиционных отношениях, но если сложится не так – это всё равно мой ребенок и я его люблю».

  • Общайтесь максимально спокойным тоном.
  • Узнайте, всё ли у него в порядке и верны ли ваши подозрения.
  • Объясните ребенку, что бывают проходящие эксперименты или случайности, но это не означает, что выбор окончательный.
  • Дайте понять, что вы принимаете ребенка, каким бы ни был его выбор.

Самое важное – это дать ощущение базовой поддержки. Потому что только в этот момент, в момент спокойного разговора, мы можем внести возможность альтернативного пути для ребенка. Только так он сможет понять, что склонность к гомосексуальности – это не клеймо, что выбор всегда остается за ним и он в любой момент может его пересмотреть.

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

Причем это касается не только выбора будущей профессии и жизненных целей, но и осознания своей сексуальной ориентации.

Мы с подругой давно не виделись и, наконец-то, встретились в кафе. Поговорили о том о сем, а потом перешли на детей. Ее дочь и мой сын - ровесники, обоим по 15 лет. Я стала рассказывать про подружку сына, с которой мой парень уже целый год встречается. Слушая меня, подруга на глазах мрачнела.

Наконец, рассказала мне под большим секретом, как однажды, придя с работы раньше обычного, она застала свою дочь в постели с одноклассницей. Обе были без одежды и лежали, обнявшись. Ошарашенная мать устроила скандал.

Дочь молчала, как партизан, а после этой истории с матерью перестала разговаривать вовсе. Подруга всплакнула: «За что мне это? Вырастила лесбиянку!». Потом стала сетовать, что жизнь кончена и у нее никогда не будет внуков. Я успокаивала, как могла: «Да брось ты, все это возрастное. Наиграется твоя девчонка и будет, как все».

Эге, гей!

Долгое время ученые спорили по поводу гомосексуализма, решая, что это: норма или аномалия. Например, З. Фрейд считал тягу к своему полу неврозом. А в СССР этот «грех» и вовсе приравнивался к преступлению. Однако с 1974 года мировая медицинская общественность признала гомосексуальность естественным явлением. А с 1999 года и в России ее перестали считать болезнью. Сейчас в некоторых странах официально разрешены однополые браки, а отношение к гомосексуализму стало более лояльным. Но легко быть толерантным, если дело касается кого-то другого, а не твоего собственного ребенка.

По мнению психологов и сексологов, абсолютно все дети экспериментируют во время полового развития, при этом в партнеры они могут выбирать как мальчиков, так и девочек. Сверстники своего пола обычно более доступны, они легче идут на контакты. Поэтому, увидев двух девушек, слившихся в страстном поцелуе, не стоит делать поспешных выводов: скорее всего, подружки просто тренируются в умении целоваться или просто подражают известным персонам шоу-бизнеса.

По статистике, в Америке каждая 12‑я женщина имела гомосексуальный опыт. Однако лесбиянками большинство из них не стали. В России подобной статистики нет, но вряд ли она принципиально отличается от американской.

Среди юношей-подростков тоже могут происходить гомосексуальные контакты. Это явление носит название временного, или транзиторного (переходного) гомосексуализма. Особенно сильно оно проявляется в закрытых учебных заведениях, вроде военных училищ. Но чаще подростки не заходят так далеко, а ограничиваются лишь эротическими фантазиями, которые могут быть окрашены и в «голубые» тона.

И если в мыслях подросток представляет себе близость с человеком своего пола, это еще не значит, что он гей. У большинства молодых людей со временем природа возьмет свое, и они выберут себе в партнеры людей противоположного пола.

В отличие от транзиторного, при истинном гомосексуализме полностью отсутствует эротическое влечение к лицам другого пола. Истинных гомосексуалистов среди подростков, переживавших платоническую (или не совсем невинную) влюбленность в человека своего пола - единицы (всего 2% среди женщин и 4% - среди мужчин).

Нас не найдут. Нас не изменят

Среди специалистов долгое время не было единодушия в определении причин, приводящих человека к выбору нетрадиционной сексуальной ориентации. Одни исследователи считают определяющим фактор генетический (итальянские ученые высказали предположение, что «ген гомосексуализма» может передаваться по материнской линии). Другие «винят» биологию (например, гормональный сбой в период внутриутробного развития). Третьи называют эндокринные причины (избыточную или недостаточную выработку половых гормонов). Многие основным фактором считают влияние среды, в которой развивается ребенок.

Немалую роль отводят и воспитанию. Бытовала теория, что гомосексуалисты чаще появляются в неблагополучных или неполных семьях. Также считалось, что развитие у юношей «голубых» наклонностей связано с воспитанием в семьях с чрезмерно ласковой и опекающей матерью и безразличным отцом или, наоборот, с авторитарной матерью и отцом-тряпкой.

Но впоследствии оказалось, что гомосексуалисты одинаково часто рождаются как в благополучных, так и в неблагополучных семьях. И темпераменты, и характеры родителей, и даже их отношение к детям в этом плане тоже большой роли не играют. Как и особенности личности самих детей, такие как недостаточная мужественность мальчиков и недостаточная женственность девочек. Девчонки-сорвиголовы, вырастая, не реже, чем «хорошие девочки», заводят мужей и детей. А из слабохарактерных и изнеженных маменькиных сынков впоследствии чаще получаются подкаблучники или, наоборот, домашние тираны, а вовсе не геи.

Другое дело, если родители сознательно пытаются вырастить из девочки подобие мальчишки и наоборот. Так, увы, бывает, когда рождается ребенок не того пола, который «заказывали». Тогда мама, так и не дождавшаяся дочки, начинает наряжать сына в платья и банты, а папа, мечтавший о наследнике, не позволяет дочке играть в куклы и носить юбки, а покупает ей только мальчиковую одежду и учит разбираться в технике.

По-видимому, более значимым для формирования гомосексуальной ориентации является факт совращения ребенка в детском возрасте человеком его пола. Но говорить об одной какой-то ведущей причине гомосексуальности специалисты не берутся. По мнению Американской академии педиатрии, сексуальная ориентация определяется не каким-либо единственным фактором, а непостижимой комбинацией генетических, гормональных и средовых влияний. При этом она, как правило, устанавливается в раннем детстве, а вовсе не в подростковый период. Однако осознание своей «инаковости» приходит позже. По данным наблюдений, юноши осознают себя геями в 14-16 лет, а девушки - в 18 лет.

Ситуация help. Ситуация SOS

Для самого гомосексуалиста факт осознания своей нетрадиционной ориентации редко переживается как трагедия. Проблема возникает, когда об этом узнают окружающие. Подростки часто сталкиваются с оскорблениями и насилием. У них появляются мысли о самоубийстве. Нередки злоупотребления наркотиками. Исследования показывают, что только родительская поддержка помогает избежать этих опасных последствий.

Мамы и папы на это неожиданное известие могут реагировать по-разному. Одни устраивают скандалы и применяют наказания (в том числе физические), чтобы выбить из ребенка «дурь». Другие уговаривают лечиться, воспринимая гомосексуализм как болезнь.

Третьи игнорируют опасную тему, надеясь, что проблема исчезнет сама собой со временем. А некоторые даже отказываются от своих детей, выгоняют их из дома.

Все эти меры жестоки и бессмысленны. «Вылечиться» от гомосексуализма невозможно. Раньше предлагались такие методы лечения, как кастрация, электрошок, гормонотерапия, аверсивная терапия (с вызыванием тошноты, рвоты при показе «голубых» и «розовых» картинок)…

Были даже попытки хирургических вмешательств - разрушались области головного мозга в месте предполагаемых сексуальных центров.

Сегодня используется репаративная психотерапия, которая заключается в осознании «больным» своего истинного пола, но и этот метод редко приносит положительный эффект, зато впоследствии приводит к серьезным проблемам с психикой.

Поэтому, если уж так вышло, что ребенок выбрал для себя нетрадиционную ориентацию, лучше всего принять это как данность. Конечно, смириться с тем, что твой ребенок - не такой, как все, трудно. Но это лучше, чем потерять его вовсе.

Является ли гомосексуальность врожденной, или формируется под воздействием внешних факторов? К тем, кто поддерживает версию о влиянии внешних факторов, относятся члены Национальной ассоциации по исследованию и терапии гомосексуальности (англ. National Association for Research and Therapy of Homosexuality, NARTH). Они считают, что возможна коррекция сексуальной ориентации . В своей работе они придерживаются метода «репаративной терапии» (или «восстановительной терапии»). Речь идёт о добровольной «коррекции» по желанию самого пациента. Джозеф Николоси, бывший президент этой ассоциации, а также основатель и директор клиники им. Святого Фомы Аквинского в штате Калифорния, рассказал об особенностях формирования детской сексуальности.

- Джозеф, в какой момент и почему вы заинтересовались психологией гомосексуализма?

Я занимаюсь психологией в этой сфере около 25 лет. Первоначально это не было моей специализацией, но у меня стало появляться все больше клиентов, которые испытывали гомосексуальное влечение и хотели бы от него избавиться, в связи с тем, что это доставляло им психологический и эмоциональный дискомфорт. При этом, я не был готов помогать таким клиентам, поскольку в США всегда считалось некорректным говорить о причинах гомосексуализма. Тогда я начал проводить собственное исследование, изучать литературу, в особенности психоаналитическую, на тему причин и лечения гомосексуальности. И я обнаружил, что рассказы моих пациентов о своем детстве полностью совпадали с тем, что говорили психоаналитики о своих пациентах в книгах, которые я изучал. Это позволило мне прийти к выводу, что общей чертой для мальчиков, проявляющих гомосексуальное влечение, является слишком сильная привязанность к матери и эмоционально отдаленные отношения с отцом. Мои наблюдения полностью подтверждались ранними психоаналитическими исследованиями, включая исследования Зигмунда Фрейда в 1917 году.

В своей книге «Предотвращение гомосексуальности. Гид для родителей» вы утверждаете, что гомосексуальность не является врожденной, а формируется в детстве под влиянием внешних факторов. Какие именно факторы являются определяющими при формировании сексуальной ориентации у ребенка?

Сексуальная ориентация определяется гендерной идентичностью. То, как ощущает себя ребенок, к какому полу он начнет себя относить, станет определяющим фактором при формировании его сексуальной принадлежности. Если мальчик чувствует свою мужественность, то он вырастет гетеросексуальным. Но, если у него формируется женская гендерная идентичность, то это увеличивает вероятность того, что он вырастет гомосексуальным, бисексуальным, или транссексуальным. Для того, чтобы мальчик вырос гетеросексуальным, очень важно, чтобы в раннем детстве он перестал идентифицировать себя с матерью и начал идентифицировать себя с отцом. Это происходит в период от 1,5 до 3 лет и называется «фазой гендерной идентификации». Именно в этот период ребенок начинает осознавать, что мир разделен на мужчин и женщин и, что ему необходимо отнести себя к тем, или другим. Для того, чтобы это произошло правильно, матери необходимо ослабить свое влияние на сына, позволить ему выйти из ее сферы и установить связь с отцом.

Отец, со своей стороны, должен быть открыт для взаимоотношений с ребенком. Практически всегда, у мужчин, испытывающих гомосексуальное влечение, были чересчур участливые матери и, либо подавляющие их, либо относящиеся без особого интереса, отцы. Также, если у гомосексуального мальчика есть старший брат, то их взаимоотношения основаны на страхе и подавлении со стороны старшего брата. Об этом говорил Зигмунд Фрейд еще 90 лет назад, и я ни разу не видел этому исключений – у меня никогда не было гомосексуального клиента, который бы сказал, что у него хорошие, теплые и дружеские взаимоотношения со старшим братом.

- Как быть в случае неполной семьи, где мать одна воспитывает сына?

В этом случае матери необходимо знать, что мальчику нужна фигура отца. Это может быть его дядя, дедушка, школьный учитель, тренер, или даже сосед. Суть в том, что мальчику необходимо чувствовать особые взаимоотношения с более взрослым мужчиной, который бы олицетворял для него отца, и который принимал бы его как другого мужчину.

- Всегда ли неприятие своего пола ребенком ведет к его гомосексуальности в будущем?

Неприятие своего пола – это 75% вероятность будущей гомосексуальности, бисексуальности, или транссексуальности. Этот процент базируется на огромном количестве исследований.

- Каковы основные признаки отрицания ребенком своего пола? Существуют ли «прегомосексуальные» симптомы?

Основные признаки того, что мальчик отрицает свой пол заключаются в том, что он проявляет женские черты, очевидно отрицая признаки мужественности. То есть, он отрицает поведение свойственное мужскому населению и проявляет последовательный интерес к женским родам занятий. В своем сознании он хочет и стремится быть женщиной и притворяется ей. У него исключительно женские интересы, и он безучастно относится, или не любит то, что относится к мужским интересам.

Обычно, когда родители звонят мне обеспокоенные сексуальным развитием своего ребенка, я спрашиваю: «Выглядит ли ваш сын счастливым при виде отца? Когда отец приходит с работы, бежит ли ребенок к нему для того, чтобы что-то показать, спросить, рад ли он, взволнован?» Это, пожалуй, наиболее важный показатель. Кроме того, такой мальчик, как правило, стесняется и держится в стороне от физической активности, стремится оставаться с девочками, поближе к маме, бабушке, или сестрам. В раннем детстве, он может сказать, что хотел бы быть девочкой. Мальчик часто предпочитает оставаться дома и уделяет большую часть своей жизни фантазиям, склоняется идентифицировать себя с женскими телевизионными персонажами.

Всегда ли родителям стоит начинать беспокоиться, если их сын проявляет интерес к женским родам занятий и предпочитает общество девочек?

Нет. Зачастую родители ошибочно воспринимают поведение мальчика, который может быть артистического, творческого плана. Такие мальчики более чувствительны, они любят искусство, игру на фортепьяно, или, например, мальчики, которые любят готовить. Это не те признаки, относительно которых родителям стоит быть обеспокоенными – это стереотипы, которые прикрепились к мужскому и женскому поведению. Мы говорим исключительно о тех признаках, когда мальчик совершенно ясно отрицает свою мужественность.

Что делать родителям, которые начали замечать признаки гомосексуального поведения ребенка уже после того, как он прошел фазу гендерной идентификации? Можно ли повлиять на сексуальное развитие ребенка после 3 лет?

Критический возраст для формирование гендерной идентификации – от 1,5 до 3 лет. Тем не менее, многие родители замечают что то-то не так и звонят, когда их ребенку 5, 7, 9 лет и больше. В любом случае, мы помогаем родителям изменить свой подход к воспитанию, откорректировать его так, чтобы позволить своему сыну чувствовать себя более мужественным. Начать менять ситуацию никогда не поздно. Наши исследования относительно коррекции детской гомосексуальности начались с терапии взрослого населения.

Слушая истории своих взрослых гомосексуальных клиентов, мне удалось увидеть необходимые компоненты, присутствующие в их детстве, и способствующие развитию в них гомосексуализма. Таким образом, основываясь на изучении и лечении взрослого гомосексуального населения, нам удалось понять, как направлять родителей, чтобы снизить вероятность развития гомосексуальности в их детях .

До сих пор мы говорили про сексуальное развитие мальчиков. А каковы особенности гендерной идентификации у девочек? На какие признаки родителям стоит обращать внимание?

Гомосексуальность среди мужского населения распространена гораздо больше, чем среди женского. В среднем, соотношение 7:1. Поэтому, говоря о признаках и причинах, я в первую очередь, затронул проблемы сексуального развития мальчиков. Женский гомосексуализм имеет другой характер и причины, нежели мужской. Существует три типа такого гомосексуализма. Первый – более женственный, пассивный тип. Это относится к тем девочкам и девушкам, которые испытывали эмоциональное отчуждение со своими матерями. В младенческом возрасте у них не произошло привязанности к матери. Поэтому, повзрослев, они ищут материнской любви в отношениях с другой женщиной. Это наиболее распространенный тип женского гомосексуализма. Второй тип женского гомосексуализма – это мужской тип. Это те девочки, которые испытывали трудности на фазе гендерной идентификации. В критический период такая девочка идентифицировала себя с отцом, а не с матерью. Другими словами, она делала то, что следует делать гетеросексуальному мальчику. Такое может произойти в тех семьях, где мать слабая и эмоционально недоступная для ребенка. А отец, напротив, сильная, харизматичная и властная личность в доме. Часто отец проявляет грубость в отношении матери. В таких случаях, девочка воспринимает женственность как слабость и недееспособность, а мужественность, как власть и ценность. Она начинает отрицать свою женственность, стремясь стать «папиным сыном». Третий тип женского гомосексуализма связан с тем, что девочка подверглась грубому обращению, или насилию, со стороны мужчины в детстве. Это может сформировать у нее страх относительно мужской сексуальности. Я называю такую форму гомосексуализма «псевдогомосексуализм», поскольку это не проблема, сидящая глубоко внутри. В этом случае женщине надо избавиться от страха перед проявлением мужской сексуальности.

Симптомы женского прегомосексуального развития такие же, как и у мужского, только наоборот – отрицание всего женского, желание играть только в мальчишечьи игры, подражать мужскому поведению, притворяться мальчиком. Но, в случае девочек, эти симптомы не всегда легко заметны, как у мальчиков, у которых трудности с гендерным самоопределением более очевидны и являются характерным показателем дальнейшего сексуального развития. Одним из распространенных признаков женского гомосексуализма является то, что у девочки рано формируется сильная привязанность к другой девочке, или более взрослой женщине, например, к учительнице физкультуры, или тренера женской спортивной команды. Выражаясь более обобщенно, мужской гомосексуализм относится к сфере непосредственной сексуальности, в то время как женский гомосексуализм скорее связан с привязанностью и взаимоотношениями на эмоциональном уровне.

Что следует делать родителям, если они замечают симптомы развития гомосексуализма у ребенка, отрицания им своей гендерной принадлежности?

В первую очередь, это должно говорить им о том, что они что-то делают неправильно. Нужно постараться найти профессиональную помощь, чтобы откорректировать свой подход к воспитанию и общению с ребенком. О возможных направлениях я писал в своей книге. Для начала ребенку нужно дать понять, что такое поведение с его стороны неприемлемо. Это может казаться очевидным, но многие родители наблюдая признаки гомосексуального развития у ребенка, никак их не комментируют, из-за боязни ранить его чувства, или надежды, что это пройдет само собой. На следующем этапе, в случае мальчика, в его воспитание необходимо максимально вовлечь отца, а матери, наоборот, отойти в сторону. При этом, не только отец, но все значимые в жизни ребенка мужчины, должны быть вовлечены в этот процесс. Они должны поддерживать и вдохновлять мальчика на принятие им своей мужественности, пытаясь донести до него то, что быть мальчиком – это здорово и весело, что ему очень повезло.

Как объяснить ребенку, что гомосексуализм – это неправильно, если он повсеместно популяризуется на телевидении, в кино?

Медиа поддерживает гомосексуализм, делает его своего рода модным движением. Но на самом деле, это дает нам ошибочное представление о жизненном укладе таких людей, поскольку не показывает тех проблем, с которыми они сталкиваются в своей жизни. Ребенку нужно объяснить, что, даже несмотря на то, что общество стало намного более толерантно, жизнь геев по-прежнему остается очень сложной, им гораздо труднее поддерживать и развивать отношения с людьми, у них намного больше психологических проблем и нагрузки, связанной с гомосексуальным жизненным укладом. Среди гомосексуального населения гораздо более высокий процент различного рода зависимостей, злоупотребления наркотиками и алкоголем, неудавшихся взаимоотношений, депрессий и попыток суицида. Многие родители предпочли бы помочь ребенку избежать подобных проблем, и у них определенно есть право на это.

Родители всегда хотят лучшего для своего ребенка, и ни один родитель, с которым мне доводилось работать, не хотел, чтобы его ребенок вырос гомосексуальным. И это не гомофобия – это реальные проблемы, с которыми ребенку придется столкнуться в будущем, поскольку мы живем в гетеросексуальном мире. В то же время, родители могут не замечать определенного поведения со своей стороны в отношении ребенка, которое может провоцировать развитие гомосексуальности. Поэтому, зачастую необходимо, чтобы кто-то объективно посмотрел на их взаимоотношения со стороны и посоветовал некоторые изменения в их поведении и подходе к воспитанию. Если найти хорошего специалиста в родном городе трудно, нужно искать специалиста в другом городе. Я, например, провожу телефонные консультации с людьми по всему миру.