Христос воскрес! Сценарий на Пасху учителям Воскресных школ. Праздник на пасху в воскресной школе

Фольклорный праздник для детей «Пасхальный вечер»

Цель: знакомство с традициями празднования Пасхи на Руси, развитие творческой активности учащихся.

Предварительная подготовка : к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи, песни. Учитель рассказывает об истории праздника. Помещение, где будет происходить вечер, оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки. На столе - крашеные яйца, пасхальные куличи. На стенах - вышитые полотенца, рисунки детей.

Ход мероприятия

Ведущий . Пасха - праздник Светлого Христова воскресенья, отмечаемый с благоговением, радостью и торжеством. Думаю, всем известен христианский обычай - обмениваться на Пасху крашеными яйцами и христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: «Христос воскрес!», а ты в ответ «Воистину воскрес!» Отдаешь свое яйцо, и вы троекратно целуетесь.

Выходят дети в русских народных костюмах.

1-й ребенок.

На Руси обрядов много,

А сегодня праздник Бога:

Пасха - Бога воскресенье,

Его второй день рождения.

2-й ребенок.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Дети. Христос воскрес! Христос воскрес!

1-й ребенок.

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес...

Дети

2-й ребенок.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Дети . Христос воскрес! Христос воскрес!

1-й ребенок.

Можно праздник начинать.

Можно песню запевать.

Ведущий . Кто из вас знает:

1. Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь дней.)

2. Каждый год этот праздник отмечают в разные дни, с чем это связано? (Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.)

3.Как появилась традиция красить яйца? (Традицию связывают с Марией Магдалиной.

Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, на что он ответил, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.)

4. Когда праздновали первую Пасху? (Первую Пасху праздновали 1500 лет до рождения Христова в связи с тем, что Моисей вывел израильтян из Египта.)

5. Как называются дни празднования Пасхи? (Пасхалии.)

6. Как называли понедельник и вторник Великой недели и что делали в эти дни раньше? (Купальные дни; опрыскивали водой парней и девушек, проспавших утренний молебен.)

7. Почему среда называлась градовой? (Называлась так, потому что нельзя было работать, иначе хлеб побьет градом.)

8. Как назывался четверг, и что делали в этот день? (Великий, или Чистый четверг, наводили порядок в доме, до восхода солнца обливали себя водой. Начинали печь куличи.)

9. Как называлась пятница? (Страстная, в этот день пекли куличи и красили яйца.)

10. Как называлась суббота? (Великая суббота.)

11. Что делали во время Великой недели, чтобы снять с души грех? (Помогали бедным, арестантам, солдатам, дарили куличи.)

Ведущий. Вспомним пасхальные приметы. Я начинаю, а вы заканчиваете.

Мороз в первый день Пасхи - ... (к обильному урожаю).

Если пойдет дождь - ... (весна дождливая будет).

Если на Пасху девица ударилась локтем - ... (значит, ее милый вспомнил).

На Пасху бросать и лить за окно нельзя - ... (Христос под окнами ходит).

На Пасху умывались с золота, серебра, красного яичка - ... (в надежде разбогатеть).

На Пасху в домах зажигали все лампы, свечи, одевались во все светлое, белое. Пасха - семейный праздник, но в гости ходили обязательно - христосоваться.

Выступление детей.

1-й ребенок.

Нуте, братцы собирайтесь до кучечки!

Пойдем в село, поздравим с праздником,

С Христовым днем,

С красным яйцом.

2-й ребенок.

Кто не даст яйца-

Околеет овца.

Не даст сала кусок -

Околеет телок.

Дети обмениваются пасхальными яйцами, встают, христосуются.

3-й ребенок.

Нужно пасху разломить

И кусочки подарить.

Звучит музыка. Дети обходят присутствующих и предлагают пасху со словами: «Кушайте, люди добрые!»

Ведущий . Непременной принадлежностью праздника были и есть игры с пасхальными яйцами. Катали яйца по специальному желобу - чье дальше укатится.

Проводится игра «Катись, яичко» . Надо прокатить яйцо по желобу так, чтобы оно не разбилось и укатилось как можно дальше. Если разбилось, надо съесть. Кто скорее.

Ведущий . А кто из вас знает, в чем заключается смысл игры в «Битки»? Никто? Сейчас объясню и поиграем.

Игра «Битки».

Чем больше яиц, тем веселей. Каждому участнику выдают по одному целому яйцу, игроки разделяются по парам и тукают яйца друг друга, у кого разбилось - тот проиграл.

Игра идет до финала. Проигравший съедает оба яйца.

Ведущий. Кто скажет, зачем наши предки катали крашеные яйца по земле? (Считалось, что это способствует плодородию.) Попробуем и мы покатать яйца... носом!

Игра «Прокати яйцо носом» . Устанавливаются два расстояния, которые нужно прокатить яйца носом, не уронить, не разбить. Победит тот, кто первым прокатит яйцо носом от одной разметки до другой.

Ведущий . Кто назовет русскую народную сказку, где вокруг яйца происходят «все страсти»? («Курочка Ряба».)

Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Один из участников читает текст, дети изображают персонажей пантомимой.

Ведущий. Яйцо упоминается и в русских народных пословицах, а не только в сказках. Объясните значение старинных пословиц.

«Дорого яичко ко Христову дню» - так говорит пословица о всякой услуге.

«Дай ему яичко, да еще облупленное», - посмеиваются над жадными и ленивыми людьми.

«Хоть черненькая курица, да на белых яичках сидит», - замечают краснословы о суровых на вид людях с добрым сердцем.

«Дай дураку яичко - что покатил, то и разбил!» - говорят о неловкости увальня.

«Наш Фаддей каравай хлеба с одним яйцом съест», - приговаривает деревня о прожорливых едоках.

«Курочка быка родила, поросеночек яичко снес», - говорят о завирающемся краснобае.

«Не умел играть яйцом, играй желваком», - кивают в сторону слишком беспечных.

Выступление детей.

1-й ребенок.

Делу - время,

Потехе - час.

Кто будет играть со мной сейчас?

2-й ребенок.

Что за праздник без игры?

Лапоток скорей бери!

Здесь и там пусть гости встанут,

Поглядим, кто перетянет.

Проводится игра «Перетянилапоть».

1-й ребенок . На гулянии пасхальном

Шутки, игры без конца.

Тот, кто ловок, будет первым,

Проскакав внутри мешка.

Проводится игра «Бег в мешках».

2-й ребенок. А где Яша - забава наша?

1-й ребенок. Вот он, Яша - игра наша.

Проводится игра «Сиди, сиди, Яша».

Дети.

Яша присел.

Сиди-сиди, Яша...

Ты забава наша,

Погрызи орехи

Для своей потехи.

«Яша» с закрытыми глазами кружится и кого-нибудь ловит. Дети. Свои руки наложи, имя правильно скажи.

«Яша» отгадывает, кто это. Если угадал, дети меняются ролями.

2-й ребенок.

День Христова воскресенья,

Приходи скорее вновь!

Вместе.

До свиданья, праздник Пасхи!

Дай Господь вам всем любовь!

Звучит фонограмма колокольного звона.

Ведущий.

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно!

Исполнен мир Его чудес

И славой несказанной!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки:

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал вовеки!

К. Романов (К. Р.)

Репертуар:

1. Хоровод «Пасха» музыка В. Кузьменкова, Хоровод «Веснянка» украинская народная песня

2. Песня «Солнышкино платьице» слова и музыка Е. Гомоновой

3. Песня «Здравствуй лучик солнечный» слова Е. Матвиенко, музыка М. Быстровой

4. Аудиозапись «Колокольный звон» песнопения свято-троицкой Сергиевой Лавры.

5. Песня «Дин-дон» слова Н. Виноградовой музыка С. Полонского

6. Песня «Пасхальная весна» слова и музыка Е. Матвиенко

7. Титя-титя, сараскем (титя-титя, курочка) музыка и слова С. Люлякиной

8. Песня «Пасха в гости к нам пришла» муз С. Крупа-Шушариной, сл К.Фофунова

9. Мордовский танец (финно-угорский наигрыш) обр. В. Родионова

Игры:

Игра » Бег с яйцом», игра «Горка», игра «Найди яйцо»,

Мордовская народная игра «Инечинь алсо налксема» (катание пасхальных яиц)

Действующие лица:

Взрослые: Ведущие, 1-й скоморох, 2-й скоморох,

Дети: Солнышко /девочка из старшей группы/, лучик солнечный /мальчик из старшей группы/, Курочка и цыплята /дети из подготовительной группы/. Девочка в мордовском костюме

Материал:

Атрибуты: Макет храма, колокольчики различного размера, куличи, пасхи, крашеные яйца, пасхальные открытки, свечи, икона, пасхальные плакаты, веточки вербы в вазе, вышитые полотенца, горшки, домик, костюм для «Солнышка», костюм для «Курочки» и «цыплят», мордовский костюм, веночки из цветок.

Оборудование: аудиозаписи, народные костюмы, спортивное оборудование, магнитофон, 4 кубика, яйца деревянные, 2 скамейки, 2 стульчика, ведерки.

ход праздника

1-й скоморох.

Здравствуйте, ребята дорогие!
Маленькие и большие!
2-й скоморох.

Шумбрата до ялгать!

Здравствуйте, гости, милости просим!
Пасху открываем, праздник начинаем!
Ребенок.
Вот и Пасха к нам пришла

Праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
И печали он унёс.
Ребенок.
Над лугами и полями
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.

хоровод «Пасха».

музыка В. Кузьменкова

Ребенок.

Звонко капают капели

Возле нашего окна

Птицы весело запели

Пасха в гости к нам пришла

Ребенок

Идет матушка — весна,
Отворяй — ка ворота.
Первый март прошел,
Всех детей провел,
А за ним — апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как придет май,
Сколько хочешь гуляй.

Ребенок

Зима красна белыми снегами,
Лето — ягодой, грибами,
Осень — житом и снопами,
А Весняночка-Весна,
Теплым солнышком красна!

Ведущий Весну в гости мы зовем

И весняночку поем

Хоровод «веснянка»

украинская народная песня

Ведущий Так давайте же солнышко разбудим!
Дети с места
Солнышко, солнышко, выйди скорее,
Будь к нам подобрее.
(стоят)
А то детки плачут,
(руки сложить на груди)
По камушкам скачут,
(прыгают, поворачиваясь на месте)

Они скачут за селом,
Руки, ноги колесом.

Солнышко выходит в центр зала.

Солнышко.
Я солнце ясное! Я солнце красное!
Землю я обогреваю
С Пасхой всех поздравляю!
Ведущий А сейчас мы тебе, солнышко, споем песенку

песня «солнышкино платьице»

Слова и музыка Е. Гомоновой

Ведущий
Над лугами и полями
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.

песня «Здравствуй лучик солнечный»

слова Е. Матвиенко, музыка М. Быстровой

1-й ребенок.
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
2-й ребенок.

Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон,
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон!

Аудиозапись «Колокольный звон».

песнопения свято-троицкой Сергиевой Лавры

(музыкальные шедевры О.П. Радыновой)

Ребенок
Христос воскрес! Весна идёт,
Капель журчит, звенит, поет,
Цветы и травы появляются,
Весной природа просыпается.

Ребенок.
Как радостно опять звучат

Нам птичьи переливы

Они тепло в себе таят

Весенний звон игривый

Ребенок.
Вновь станет на душе теплей

Ручьи обиды смоют

Под колокольный звон церквей

Встречаемся с весною

песня «Дин-дон».
слова Н. Виноградовой музыка С. Полонского

Динь-дон! Динь-дон!
Раздаётся звон, звон!
Он со всех сторон — звон.
На пасху всех зовёт он.
Идите, спешите,
Радость всем несите,
На пасху собирайтесь,
Чуду удивляйтесь! Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Динь-дон! Динь-дон!Динь-дон! Звон-н-н!

Ребенок.
Пришла желанная весна,
Ушла зима в седые дали.
Земля воспрянула от сна,
И голубая даль ясна,
И не терзают нас печали.
Р
ебенок.
И светит солнышко с небес
Лучом весеннего привета,
Шумит вдали зеленый лес,

И гимн звучит: «Христос Воскрес!»
Дети. Воистину Воскрес!

песня «пасхальная весна»

слова и музыка Е. Матвиенко

Ведущий А теперь давайте золотые ворота для матушки-весны открывать!

Дети.
Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели.
(Произнося эти строки, дети качают сцепленными руками вперед назад.)
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!

Получились не простые,
Золотые ворота!

(Дети по кругу)

Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна.

(останавились)
Первый раз прощается,
Другой раз воспрещается.
(дети 2 подгруппы под музыку,

Пробегают в эти «воротца».)

Ходит матушка Весна,

(стоя говорят)

Ищет детушек она.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас. (С окончанием песни воротики захлопываются, дети садятся)

Солнышко (в руках яйцо).

Я солнышко ясное

Я солнышко прекрасное

Счастья всем желаю
И яйцом пасхальным угощаю!
Вот оно какое: большое-пребольшое!

Солнце передает яйцо ведущему

Ведущий А что у него внутри? Что же это за штука такая — ЯЙЦО?! Яйцо — символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Хотите, я вам раскрою маленькую, но очень важную тайну? Из яйца, из нижней части вышла мать-Земля сырая. Из яйца, из верхней части. Встал высокий свод небесный, из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось, из белка, из верхней части. Ясный месяц появился. Из яйца, из пестрой части, звезда сделались на небе! Но почему яйцо красное? А об этом мы сейчас узнаем.

Под музыку выбегает девочка-Курочка, останавливается, повернувшись лицом к гостям.
Курочка.

Подходите, собирайтесь
И вокруг располагайтесь.
Расскажу я вам сейчас
Замечательный рассказ.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Под музыку выбегают цыплята, становятся в полукруг.

Титя-титя, сараскем (титя-титя, курочка)

Музыка и слова С. Люлякиной

Цыплята.
Мы яички несем,
Всем в подарок их даем:
Белые-пребелые,
Круглые и целые.

Курочка.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
Давно это было,
Прабабушка говорила,
Как Мария Магдалина
Яйцо царю подарила.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
Цыпленок.
Оно было все бело,
Оно было все кругло.
Подносила, подарила,
«Христос Воскрес», — говорила.
Курочка.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
А Тиберий принимал,
Подарок не отвергал,
Говорил, что верить буду,
Если сам увижу чудо.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
Цыпленок.
Он яйцо в руках держал,
Сам с собою размышлял:
«Пусть яичко покраснеет —
В Воскресенье я поверю».
Курочка.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
Яйцо будто услыхало,
АЛЫМ ЦВЕТКОМ ЗАПЫЛАЛО

У Тиберия в руках, —
Ужас был в его глазах.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок.
Вот так чудо! Вот так чудо!
Спорить я с тобой не буду.
Это чудо из чудес!
Христос воистину воскрес!
Курочка.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
Все. Радуйтесь! Христос воскрес!

песня «Пасха в гости к нам пришла»

муз С. Крупа-Шушариной, сл К. Фофунова

Ведущий Ребята, посмотрите, какая сегодня погода? Светит солнышко или пасмурно? Обычно в день пасхи – в воскресенье, всегда светит солнце. И светит оно по особому. Верующие люди говорят, что оно «играет». А какие вы знаете пасхальные приметы:

Дети 1. Мороз в первый день Пасхи - к большому урожаю.

2. А если пойдет дождь – то весна дождливая будет.

Ведущий

На Пасху готовят такие кушанья, которые в течение года больше не попробуешь. А что готовят на Пасху?

Дети

  1. Пекут куличи
  2. Из творога и изюма делают вкусную, сладкую пасху.
  3. Красят яйца.

Входит ребенок в мордовском костюме

Мордовочка

Расступись честной народ

К вам мордовочка идет.

Мордовский танец

финно-угорский наигрыш обр. В. Родионова

Ведущий

Здорово! А играть мы будем?
Наше задание очень несложное, для любого вполне возможное.
Берешь яйцо, кладешь в ложку и пробежишь с ним немножко.
Кто первый прибежал, тот победителем стал!

игра » Бег с яйцом»

Ведущий
А теперь, другой народ, не зевай,
К нам на «горку» поспевай!

Не ударьте в грязь лицом,
Поспевайте за яйцом.

игра «Горка»

Поставить 2 горки, и приготовить 2 яйца. Дети встают в две колонны по три человека. Играющий катит яйцо по «горке», подхватывает его и передает следующему игроку и т.д.

игра «найди яйцо»

Ведущий

Несу вам яйца расписные

Не простые, золотые

Кто быстрее найдет яйцо

Тому достанется оно.

Ведущий

На пасху люди ходят друг к другу в гости, обмениваются яйцами и говорят: «Христос Воскрес» - «Во истину Воскрес».

Давайте и мы с вами обменяемся яйцами.

Вы яйца съедайте. Пасху нашу вспоминайте!

(дети обмениваются яйцами).

Ведущий

Вот и праздник наш кончаем

С Пасхой всех вас поздравляем!

Часть первая. Приготовление к Пасхе

В середине зала Распятие. Перед Распятием зажженная свеча. Звучит тихое песнопение иеромонаха Романа «Я нарисую старый дом» (в записи).
Выходят четыре мальчика и четыре девочки с горящими свечами, становятся по обе стороны Распятия лицом к зрителям. Тишина.

Хор поет:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Первый мальчик:
Великий пост « это приготовление к празднику Пасхи. Путем покаяния, отрешения от ветхой « греховной « жизни. Великий пост очищает и подготовляет человека для участия в радостном, торжественном Празднике Воскресения Христова.

Первая девочка:
Каждый греховный поступок человека как бы подтачивает, разрушает самого человека и весь мир, потому-то наши грехи так мерзки перед Богом. Если Великим постом мы с помощью Божией сможем избавиться хотя бы от одного такого греха, то пост не пройдет для нас даром.

Второй мальчик:
Великий пост... души отдохновенье
От вечной суеты, сжигающей огнем,
О, как люблю я грусть священных песнопений,
В них зов к нездешнему и слезы о былом.
Душа скорбит... И эта скорбь спасенье «
У ног Распятого остаться б навсегда!
И бремя нравственных ошибок и падений
Сложить бы здесь, у этого Креста.
(Манефа Чокой)

Дети поворачиваются лицом к Распятию. Зрители присоединяются к молитве.

Третий мальчик:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Третья девочка (читает молитву святого Ефрема Сирина):
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабе Твоей. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Четвертая Девочка: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имени Твоего ради.
Все дети. Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!

Колокольный звон в записи. Выходят четыре девочки из младшей группы.

Первая девочка:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Девочка:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Девочка:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Первая девочка:
Бог повсюду. Он « везде
В небе, воздухе, воде,
Все Он видит,
Все Он знает,
Всех на свете понимает,
Он « Спаситель мой и твой,
Он « повсюду.
Он « живой.

Вторая девочка:
Это свято я приемлю,
Сам Господь сошел на землю
И пожертвовал Собой,
Чтобы нас спасти с тобой.
Бог от Бога,
Свет от Света,
Ты, конечно, знаешь это,
И ответишь на вопрос
Кто Он?

Все:
Иисус Христос!
(Е. Санин)

Третья девочка:
Радость от земли и до небес;
Он « Воскрес!
Воистину Воскрес!
Он Воскрес... И это Воскресение
Дарует нам вечное спасение.
(Е. Санин)

Четвертая девочка:
Христос Воскрес! Звучит благая
Над миром весть с Святых Небес,
И тварь ликует, воспевая «

Хор: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разрушив.

На фоне тихо звучащей музыки (это может быть «Зима» Вивальди) девочка читает стихи.

Девочка:
Дитя рождается безгрешным,
Сияет кротко детский взгляд,
Добру открыт, как утром вешним,
Теплу распахнут майский сад.
Дитя на ангела похоже «
Не знает злобы и страстей,
Учил Спаситель: в Царство Божие
Врата открыты для детей.
(Т. Шорыгина)

Часть вторая. Благословение детей

Участвуют три чтеца и мальчик из младшей группы.

Ведущая:
Из Евангелия мы знаем, что Иисус Христос очень любил детей, и всегда благословлял их. Иногда ученики, стараясь уберечь Господа от утомления, не допускали к Нему детей. Но Господь говорил им: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие
.
Первый чтец:
В Евангелии говорится, что когда Спаситель учил о Царствии Небесном, он призвал одного ребенка, поставил его посреди народа и сказал: Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Кто примет такое дитя во имя мое, тот Меня принимает.

Второй чтец:
По Преданию, этого ребенка звали Игнатий. Он стал впоследствии святым. Его называют Богоносцем, потому что Сам Господь носил его на руках.

Третий чтец:
И еще потому, что с тех пор он больше всего на свете полюбил Христа и никогда не мог забыть Его прекрасный взгляд, полный небесной любви.

Первый чтец:
Он всю свою жизнь носил в сердце имя Христа.

Второй чтец:
Настало время, когда по повелению римского императора Трояна язычники стали мучить и убивать христиан. Схватили и Игнатия Богоносца, который был епископом в городе Антиохия.

Третий чтец:
Его приговорили к ужасной смерти. Он был брошен на растерзание хищным зверям в римском цирке.

Первый чтец:
Идя на казнь, святой Игнатий все время повторял имя Господа Иисуса Христа. Когда мучители спросили его, зачем он твердит это имя, Игнатий Богоносец ответил: «...Оно написано в сердце моем».

Первый чтец:
И вот когда святой был растерзан львами, его сердце Божиим произволением осталось цело. Злые люди, решили проверить его слова, разрезали сердце пополам и увидели « там золотыми буквами написано: «Иисус Христос!»

Часть третья. Христова птица

Ведущая: А теперь вспомните о Голгофе, о распятии Спасителя: на холме стоит Крест, а на Кресте умирает плотию Сын Божий. Он умирает, потому что Он так нас возлюбил, что во всем уподобился нам, кроме греха, чтобы за наши грехи и беззаконие принять крестную смерть. Сын Божий умирает свободным соизволением Своим, чтобы открыть нам путь в Царство Небесное.

Мальчик (читает стихотворение «Иисус Христос»):
Над Голгофой « лобным местом
Тьма, съедая свет, ползла.
Но, взойдя на страшный Крест, Он
Победил всю силу зла!
Мукой той бесчеловечной,
Кровью, что текла из ран,
Спас Он всех от смерти вечной «
Православных христиан!
(Е. Санин)

Участвуют девять чтецов. В центре зеленое дерево, на котором развешены ярко-красные птички « клесты. Послышались звуки лесного шума, пение птиц (в записи). Выходят девять чтецов и становятся по обе стороны зеленого дерева.

Первый чтец:
Морозное утро. В лесу тишина. Красиво. Торжественно « как в Божием храме... Но чу! Что за звуки».. Цик, цик, цек, цек, цок, цок... Морозные лучи солнца осветили веселую картину: на хвойных ветках « ярко-красные птички: кто вниз головой, кто вверх, кто сбоку прицепился одной лапкой к еловой шишке...

Второй чтец:
Птица эта « «Христова птица», или клест. Особенностью в наружности «Христовой птицы» является ее крестообразный клюв.

Третий чтец:
В одной старинной легенде сказано, что при крестных страданиях Спасителя к Кресту слетелись несколько клестов, которые стали вытаскивать из окровавленного чела Распятого тернии Его венца и так же усиленно старались вытащить гвозди, которыми был пригвожден Божественный Страдалец; старались до тех пор, пока концы их клювов не загнулись от чрезмерных усилий и не стали крестообразными.

Четвертый чтец:
Христос сказал им: «За ваше состраданье Распятому, отныне и вовек на память вечную, потомству в назиданье останется ваш клюв крестообразен».

Пятый чтец:
Благодаря своему крестообразному клюву клест может отлично вылущивать из шишек хвойных деревьев семена, которые составляют главную его пищу, а так как в сосновых и еловых семенах заключается много смолистого вещества, то после смерти птицы тело ее становится словно набальзамированное. Известны случаи, когда такие тела птиц-клестов сохранялись в течение 15»20 лет без всяких признаков разложения.

Шестой чтец:
...Христос сказал: «Тлен не коснется вас, насущный для вас корм всегда в обилии давать вам будет лес, и северной зимы жестокие морозы безвредны будут вам».

Седьмой чтец:
Самой удивительной особенностью клеста, который мы не встречаем ни у одной из наших птиц, является способность гнездиться и выводить детей-птенцов в любое время года.

Восьмой чтец:
Христос сказал: «В любую пору года любить и песни петь, среди зимы иль летом, весной иль осенью выращивать детей равно да будет вам...»

Девятый чтец:
Клесты водятся во всей северной и средней Европе, повсюду, где только есть хвойные леса. Характер у клеста чрезвычайно симпатичный: отличительные его черты « добродушие, доверчивость и общительность не только друг с другом, но даже с другими птицами.

Ведущая:
В то время как все люди наполнены переживанием крестной смерти и Воскресения Христа, Спасителя нашего, природа также не остается безучастной.

Начинает тихо звучать музыка « это звуки природы: шум ветра, моря. Можно использовать кассету «Григ и звуки океана».

Четвертая часть. В Гефсиманском саду

Действующие лица:

Чтец - мальчик.
Терн - девочка в костюме терна.
Кипарис - девочка в костюме кипариса.
Ветер - мальчик в костюме ветра.

Чтец:
И в этот час, гласит Преданье,
Когда, сомнением томим,
Изнемогал Он от страданья,
Все преклонилось перед ним.
Затихла ночь в благоговенье,
И слышит Он:

Терн:
Моих ветвей
Колючий терн « венцом мученья
Возложат на главе Твоей.
Но терн короною зеленой
Чело Святое обовьет «
В мир под страдальческой короной,
Как Царь Царей Господь войдет!

Чтец:
И кипарис, над Ним шумящий,
Ему шептал во тьме ночной:

Кипарис:
Благословен Господь скорбящий «
Велик и славен подвиг Твой!
Я вознесу над всей Вселенной
Мой тяжкий крест, и на кресте
Весь мир узрит Тебя, Смиренный,
В неизреченной красоте.

Чтец:
Но снова Он в тоске склонялся,
Но снова Он скорбел душой «
И ветер ласковой струей
Его чела в тиши касался.

Ветер:
О, подними Свой грустный взор!
В час скорби, в темный час страданья
Прохлады свежее дыханье
Я принесу с долин и гор,
Я нежной лаской аромата
Твои мученья облегчу,
Я от востока до заката
Твои глаголы возвещу!

Ведущая:
Около Креста Матерь Божия, апостол Иоанн. Каким именем назвать таинственную любовь Пресвятой Девы к Сыну Богочеловеку, каким свойством объяснить его веру» И любовь и вера в ней едины, без разделения, без смешения. Стихи «Магдалина билась и рыдала».

Девочка:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
(А. Ахматова)

Пятая часть. Святые Жены-Мироносицы

Ведущая:
Святые Жены-Мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия. Мироносицы были первыми, узнавшими о Воскресении Христа! Почему они были удостоены чести быть первыми вестницами Воскресения Христа» Потому что их любовь не имела границ и не знала страха. Все ученики Христа (кроме апостола Иоанна) в страхе разбежались. Они не видели, как Он страдал на Кресте, как был поруган, как взывал к Отцу Небесному. Об этом они узнали от других. А Жены-Мироносицы до последней минуты были со Христом, они провожали Его на Голгофу, стояли у Креста, видели Его крестные страдания, присутствовали при погребении, позаботились купить ароматы, чтобы помазать ими тело Христа, не побоялись ни темноты, ни римских солдат, не ведали страха за себя, за свою жизнь, отправились одни ко гробу Господню, удостоверяя этим безграничную любовь и преданность Христу. Поэтому они и удостоились первыми видеть Воскресшего Христа.

Девочка (читает стихотворение «В Неделю Жен-Мироносиц»):
Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А Мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А Жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко Гробу.
(А. Солодовников)

Действующие лица:
Первая девушка.
Вторая девушка.
Третья девушка.
(Все три девушки одеты в костюмы времен земной жизни Иисуса Христа).
Чтец - мальчик.
Ангел - девочка в костюме Ангела.

Чтец:
Туман и заря над землей полусонной,
По склонам три женщины шли.
И с маслом янтарным кувшин
благовонный
Ко гробу Господню несли.

Первая девушка:
У них от дум, от тяжести утраты
Ряды морщин легли на бледный лоб;
Они несли в сосудах ароматы,
Как дань любви, Учителю на гроб.

Чтец:
В предрассветный туман устремляя свой взор,
Они в сад уже робко вступали,
Посторонний не шел на уста разговор,
Об одном лишь они рассуждали.

Вторая девушка:
Кто поможет им камень большой отвалить,
Закрывавший святую пещеру.

Третья девушка:
Чтоб слезами здесь горе при гробе излить,
Укрепить ослабевшую веру.

Чтец:
Вот пред ними сквозь зелень смоковниц, олив
Очертанья пещеры открылись,
И, дыхание робко в груди затаив,
Мироносицы к ней устремились.

Первая девушка:
Камень был отвален, и сидел, светлолиц,
На нем Ангел.

Ангел:
...Не бойтесь! Владыки Христа
Вы искали Распятое Тело;
Его нет здесь « Спаситель из гроба восстал:
Всем вещайте об этом вы смело!

Чтец:
И спешат оттуда жены,
И с восторгом их уста
Проповедуют Сиону
Воскресение Христа.

Первая девушка:
Он Воскрес! Обитель рая
Вновь открыта для людей...
Жизнь безгрешная, святая.
Лишь одна дорога к ней.

Вторая девушка:
Христос Воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.

Третья девушка:
Внимай, земля и круг небес:

Все вместе:
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Тихая музыка. Можно использовать кассету «Звуки природы».

Ведущая:
Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь. Он охраняет его от бед, напастей, предостерегает от грехов. Вначале, когда еще не было мира и не был сотворен человек, Бог сотворил святых ангелов. Они бестелесны, бессмертны, безгрешны. Одно у них служение « любовь к Богу.

Девочка:
Каждому от Бога дан святой Хранитель;
В радости и в горе с нами Он всегда;
Ангел белокрылый, ласковый учитель,
Светлый, как звезда.
(М. Пожерова)

Мальчик:
По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой,
Внимали той песни святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге Великом Он пел, и хвала
Его не притворна была.
(Ю. Лермонтов)

Ангел:
О Боже, Ты « и жизнь, и свет всего творенья,
Ты « в ярком свете дня, в улыбке звезд ночных,
На что ни взглянем мы в порыве умиленья «
Ты, Господи, во всем, все « дело рук Твоих!

Девочка:
Пресветлый Ангел мой Господень,
Хранитель ты души моей,
Души моей, тебе победной,
Будь милостив к рабе твоей.
Ты послан с неба для храненья,
Тебе Господь так поручил;
Прими теперь мое моленье
И как мне жить здесь, научи.

Ангел:
Живите, люди добрые!
Живите, люди честные!
Стремися, юность смелая,
без устали вперед!
Тебе « земля цветущая,
Тебе « огни небесные,
Тебе « весна румяная
и шепот вешних вод...
Люди-братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый Праздник Воскресенья,
Бога Правды! Бога Сил!

Девочка:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Мальчик:
Христос Воскрес! Какой небесной, светлой радостью звучат эти слова и, как звон колокола, отдаются в каждой христианской душе.
Христос Воскрес, и ад Им побежден.
Христос Воскрес, и мир Им искуплен.
Христос Воскрес, и ангелы ликуют.
Христос Воскрес, и люди торжествуют.
Христос Воскрес, и рай открыт для нас.
Христос Воскрес, и сила ада пала.
Христос Воскрес, и стерто смерти жало.
Христос Воскрес, и мир от муки спас.
(О. Осипов)

Первый чтец:
Под солнцем вьются жаворонки
Поют:

Все:
Христос Воскрес!

Второй чтец:
По всем кустам малиновки
Поют:

Все:
Христос Воскрес!

Третий чтец:
Во все окошки ласточки
Поют:

Все:
Христос Воскрес!

Четвертый чтец:
Сердца у дев, у юношей
Поют:

Все:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 719) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (311) Буклеты, памятки и листовки (134) Видеофильмы, видеолекции и беседы (976) Вопросы священнику (418) Изображения (259) Иконы (544) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 038) Статьи (1 800) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (159) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (515) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (386) Новости (281) Новости Кинельской епархии (106) Новости прихода (53) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 811) Библия (799) Закон Божий (819) Миссионерство и катехизация (1 414) Секты (7) Православная библиотека (484) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 778) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 487) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (473) Радоница (8) Родительская суббота (33) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (693) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (130) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (152) Елеосвящение (9) Исповедь (34) Миропомазание (5) Причащение (25) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (36) Православное радио (67) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (112) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (375) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Неделя 2-я Великого поста. Глас 2-й.

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (639). Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458).

Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Алексия Голосеевского, Киевского (1917). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Перенесение мощей мч. Епимаха. Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813) (Болг.). Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).

Прп. Патрикия Петрова исп. (1933); св. Василия Малахова исп., пресвитера (1937).

Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мк., 7 зач., II, 1–12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

На утрене катавасия «Отверзу уста моя...».

На литургии прокимен, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...» и прокимен свт. Григория, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...».

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Симео́н Новый Богослов, игумен

Пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов ро­дил­ся в 946 го­ду в го­ро­де Га­ла­те (Па­фла­го­ния) и по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле ос­но­ва­тель­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние. Отец го­то­вил его к при­двор­ной ка­рье­ре, и неко­то­рое вре­мя юно­ша за­ни­мал вы­со­кое по­ло­же­ние при им­пе­ра­тор­ском дво­ре. Но до­стиг­нув 25 лет, он по­чув­ство­вал вле­че­ние к ино­че­ской жиз­ни, бе­жал из до­ма и уда­лил­ся в Сту­дий­ский мо­на­стырь, где про­хо­дил по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством зна­ме­ни­то­го в то вре­мя стар­ца Си­мео­на Бла­го­го­вей­но­го. Ос­нов­ным по­дви­гом пре­по­доб­но­го ста­ла непре­стан­ная Иису­со­ва мо­лит­ва в ее крат­ком ви­де: «Гос­по­ди, по­ми­луй!» Для боль­шей мо­лит­вен­ной со­сре­до­то­чен­но­сти он по­сто­ян­но ис­кал уеди­не­ния, да­же на ли­тур­гии сто­ял от­дель­но от бра­тии, ча­сто оста­вал­ся один на ночь в церк­ви; чтобы на­вык­нуть в па­мя­то­ва­нии о смер­ти, про­во­дил но­чи на клад­би­ще. Пло­дом его усер­дия бы­ли осо­бые со­сто­я­ния вос­хи­ще­ния: в эти ча­сы Дух Свя­той в ви­де све­тя­ще­го­ся об­ла­ка нис­хо­дил на него и за­кры­вал от его глаз все окру­жа­ю­щее. Со вре­ме­нем он до­стиг по­сто­ян­ной вы­со­кой ду­хов­ной про­свет­лен­но­сти, что осо­бен­но об­на­ру­жи­ва­лось, ко­гда он слу­жил Ли­тур­гию.

При­мер­но в 980 го­ду пре­по­доб­ный Си­ме­он был по­став­лен игу­ме­ном мо­на­сты­ря свя­то­го Ма­ман­та и про­был в этом сане 25 лет. Он при­вел в по­ря­док за­пу­щен­ное хо­зяй­ство оби­те­ли и бла­го­устро­ил в ней храм.

Доб­ро­та со­че­та­лась у пре­по­доб­но­го Си­мео­на со стро­го­стью и неуклон­ным со­блю­де­ни­ем Еван­гель­ских за­по­ве­дей. Так, на­при­мер, ко­гда его лю­би­мый уче­ник Ар­се­ний пе­ре­бил во­рон, ко­то­рые по­кле­ва­ли раз­мо­чен­ный хлеб, игу­мен за­ста­вил его на­ни­зать мерт­вых птиц на ве­рев­ку, на­деть это «оже­ре­лье» на шею и сто­ять на дво­ре. В мо­на­сты­ре свя­то­го Ма­ман­та за­ма­ли­вал грех некий епи­скоп из Ри­ма, неча­ян­но убив­ший юно­го пле­мян­ни­ка, и пре­по­доб­ный Си­ме­он неиз­мен­но вы­ка­зы­вал к нему доб­ро­ту и вни­ма­ние.

Стро­гая мо­на­ше­ская дис­ци­пли­на, ко­то­рую все вре­мя на­саж­дал пре­по­доб­ный, при­ве­ла к силь­но­му недо­воль­ству сре­ди мо­на­стыр­ской бра­тии. Од­на­жды по­сле ли­тур­гии осо­бен­но раз­дра­жен­ные из бра­тьев на­бро­си­лись на него и ед­ва не уби­ли. Ко­гда же Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх из­гнал их из мо­на­сты­ря и хо­тел пре­дать го­род­ским вла­стям, Пре­по­доб­ный вы­мо­лил для них про­ще­ние и по­мо­гал им в жиз­ни в ми­ру.

Око­ло 1005 го­да пре­по­доб­ный Си­ме­он пе­ре­дал игу­мен­ство Ар­се­нию, а сам по­се­лил­ся при мо­на­сты­ре на по­кое. Там он со­здал свои бо­го­слов­ские тру­ды, от­рыв­ки из ко­то­рых во­шли в 5-й том «Доб­ро­то­лю­бия». Глав­ная те­ма его тво­ре­ния – со­кро­вен­ное де­ла­ние во Хри­сте. Пре­по­доб­ный Си­ме­он учит внут­рен­ней бра­ни, спо­со­бам ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, борь­бе про­тив стра­стей и гре­хов­ных по­мыс­лов. Он на­пи­сал по­уче­ния для мо­на­хов, «Де­я­тель­ные Бо­го­слов­ские гла­вы», «Сло­во о трех об­ра­зах мо­лит­вы», «Сло­во о ве­ре». Кро­ме то­го, пре­по­доб­ный Си­ме­он был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным по­этом. Ему при­над­ле­жат «Гим­ны Бо­же­ствен­ной люб­ви» – око­ло 70 по­эм, пол­ных глу­бо­ких мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний.

Уче­ние пре­по­доб­но­го Си­мео­на о но­вом че­ло­ве­ке, об «обо­же­нии пло­ти», ко­то­рым он хо­тел за­ме­нить уче­ние об «умерщ­вле­нии пло­ти» (за что его и на­зва­ли Но­вым Бо­го­сло­вом), при­ни­ма­лось совре­мен­ни­ка­ми с тру­дом. Мно­гие его по­уче­ния зву­ча­ли для них непо­нят­но и чуж­до. Это при­ве­ло к кон­флик­ту с выс­шим кон­стан­ти­но­поль­ским ду­хо­вен­ством, и пре­по­доб­ный Си­ме­он под­верг­ся из­гна­нию. Он уда­лил­ся на бе­рег Бос­фо­ра и ос­но­вал там оби­тель свя­той Ма­ри­ны.

Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 1021 го­ду. Еще при жиз­ни по­лу­чил он дар чу­до­тво­ре­ния. Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са бы­ли яв­ле­ны и по­сле его смер­ти; од­но из них – чу­дес­ное об­ре­те­ние его об­ра­за. Жи­тие его на­пи­са­но ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком, пре­по­доб­ным Ни­ки­той Сти­фа­том.

Тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову

Боже́ственное озаре́ние, Симео́не о́тче,/ восприя́в в души́ твое́й,/ свети́ло в ми́ре показа́лся еси́ светле́йшее,/ разгоня́я того́ мракобе́сие/ и всех уверя́я иска́ти, ю́же погуби́ша, благода́ть Ду́ха,/ Его́же приле́жно моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Божественное озарение, отец Симеон, восприняв в душе твоей, ты оказался ярчайшим светом для мира, разгоняя его духовный мрак и всех убеждая искать благодать Духа, которую они потеряли. Моли настойчиво Бога даровать нам великую милость.

Кондак преподобному Симеону, Новому Богослову

Све́том просвеще́н Трисо́лнечным, Богому́дре,/ Богосло́в яви́лся еси́ Пребоже́ственныя Тро́ицы./ Свы́ше прему́дростию слове́с обогати́вся,/ источи́л еси́ Богому́дрия Боже́ственныя струи́,/ от ни́хже пию́ще, вопие́м:// ра́дуйся, треблаже́нне Симео́не Богонауче́нне.

Перевод: Будучи просвещен светом Трисолнечным, Богомудрый, ты явился Богословом Пребожественной Троицы. Обогатившись свыше премудростью и даром слова, источил ты Божественные потоки Богомудрия, мы пьем из них и воспеваем: «Радуйся, трижды блаженный Симеон, Богом наученный».

Молитва преподобному Симеону, Новому Богослову

Творе́ние преподо́бнаго Никоди́ма Святого́рца

О, богоно́сный и христоно́сный и духоно́сный о́тче Симео́не, Но́вый Богосло́ве, преподо́бных похвало́, иерее́в сла́во, богосло́вов услажде́ние, моли́твы у́мныя учи́телю, Бо́га просла́вльший и от Бо́га просла́вленный в житии́ твое́м, па́че же по сме́рти, земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, ра́досте духо́вная и душе́вное весе́лие нам, смире́нным твои́м рабо́м и недосто́йным твои́м сыно́м, со благогове́нием и любо́вию пра́зднующим свяще́нную и светоно́сную па́мять твою! Приими́ песнь сию́, ю́же прино́сим ти я́ко да́р ничто́жный и мале́йший, за вели́кия благода́тныя да́ры, и́хже вси́ наслади́хомся, прие́мше я́ от тебе́, из кни́ги свяще́нных слове́с твои́х, и не отве́ржи сию́, я́ко твоего́ великоле́пия недосто́йну: отню́д бо не́мощни есмы́, е́же досто́йно восхвали́ти тя, толи́каго богосло́ва ве́лия. И в житии́ сем сохраня́й нас моли́твами твои́ми от вся́каго вре́да душе́внаго и теле́снаго, ви́димых же и неви́димых враг, моля́ непреста́нно И́же в Тро́ице Бо́га, да сподо́бит и нас, смире́нных, та́инственно ощути́ти посреде́ се́рдца на́шего у́мная де́йства боже́ственныя благода́ти Свята́го Ду́ха, ю́же погуби́хом, увы! нераде́нием на́шим и страстьми́; в бу́дущем же ве́це изба́ви ны твои́ми си́льными хода́тайствы от стра́шнаго осужде́ния и му́ки ве́чныя, и сподо́би на́с ве́чнаго блаже́нства во Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

25 марта. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Гимн Симеона Богоприимца. Анна Пророчица

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Совсем недавно мы говорили о событии принесения Младенца Иисуса в Иерусалимский храм после дней очищения Девы Марии и о встрече с праведным Симеоном.

В данной программе мы продолжим изучать историю этого события. И начнем с пророческого гимна Симеона Богоприимца:

2.28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

2.29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

2.30. ибо видели очи мои спасение Твое,

2.31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

2.32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

(Лк. 2, 28–32)

Перед нами третий знаменитый гимн из Евангелия от Луки, который является неотъемлемой частью ежедневного богослужения Православной Церкви.

Ныне отпускаешь – Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он увидел Мессию и может спокойно умереть. Сбылась его мечта, исполнилось обещанное Духом Святым, и он держит в своих объятиях Божественное Дитя. Настал самый главный момент жизни Симеона, которого он так долго ждал. Он преисполнен смирения и воспринимает себя не иначе, как «слугу Господня», который стал свидетелем эры спасения человечества. Поэтому он и преисполнен умиротворения и глубокой благодарности Богу.

ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов – Симеону открыто Святым Духом, что Дитя, которое он держит на руках, и есть тот долгожданный Христос. Но если большинство иудеев были уверены в том, что Мессия придет только к Израилю, свергнув иго порабощения, то Симеон узнал в Нем Спасителя всех народов.

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля – Христос станет светом для язычников, не знавших истинного Бога и поэтому пребывающих во тьме. Свет означает, что язычникам будет дано откровение Бога, Он осветит их, так что поверившие язычники тоже будут спасены. Также и среди народа Израиля будет явлена «слава», под которой понимается ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога, Который даст новое откровение в Иисусе Христе.

2.33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

2.36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

2.37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

2.38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

(Лк. 2, 33–38)

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк. 2, 33). Евангелист Лука в данном стихе особо делает акцент на Деву Марию, как Мать Иисуса Христа, не называя Иосифа отцом. Так как в храме Божием, в момент пророческого слова Симеона мнимое отцовство Иосифа не имеет никакого значения.

Но так или иначе Святое семейство стало свидетелем чудесного проявления Божественной силы и откровения, чему они дивились, то есть изумлялись. Это не говорит о том, что они услышали что-то новое. Это состояние человека, соприкоснувшегося с благодатью Господней.

2.34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –

2.35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

(Лк. 2, 34–35)

Под благословением можно понимать как возложение рук Симеоном на голову Марии, так и устное пожелание благодати Божией.

Симеон видел в Богомладенце не только радость для мира, но и печаль: не все в Израиле примут Христа, так что Он станет причиной разделения и вражды. Не будет такого человека в иудейской среде, судьбу которого не затронули бы грядущие события, связанные с явлением Христа.

Да и самой Матери Божией, по словам Симеона, оружие пройдет душу. Она будет страдать и болеть душой, когда Сын Ее станет таким предметом пререканий, в особенности же когда Она будет смотреть на Его смертные мучения, которые Он будет переносить на кресте. Ощущение, которое Она испытает при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда через сердце проходит меч.

Кроме Симеона в храме, то есть во Дворе женщин, есть еще одна свидетельница – пророчица Анна (чье имя на еврейском языке звучит как Ханнá и означает «милость» или «благодать»).

Что же касается Анны Пророчицы, то о ней мы знаем только, что она дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36–37).

Анна была вдовой: она пережила скорбь и горе, и они не ожесточили ее, но напротив, лишь укрепили ее веру. Хотя по закону разрешался повторный брак после смерти супруга, Анна, по благочестивой традиции, которая была распространена в те времена, сохранила верность своему умершему мужу и не вступила в новый брак.

Ей было восемьдесят четыре года: она состарилась, но никогда не переставала надеяться на Бога и молиться. Она не отходила от храма (Лк. 2, 37), но это не значит, что она жила в храме, там не было места, чтобы жить. Анна проводила все свое время, участвуя в богослужениях и молитвах, в храме Божием с детьми Божьими. Именно через такую скромную женщину Господь явил Свое пророчество о Христе людям, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СОРОК МУЧЕНИКОВ: Слово в день памяти сорока Севастийский мучеников

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С егодняшний праздник сорока мучеников Севастийских – это единственный большой непреходящий праздник, который всегда падает на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя. Всегда он приходится на Великий пост. И в этом есть глубокий смысл. Всегда этот праздник с особой торжественностью отмечался, и известно знаменитое слово святителя Василия Великого в похвалу сорока мученикам.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.43 Mb)

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

Здравствуйте, гости дорогие!

Будьте здоровы и счастливы,

А наша встреча пусть будет

Веселой и радостной!

Она посвящена светлому

Православному празднику Пасха!

Пасха – это праздник надежды, мира и прощения. В этот день, день Воскресения Христова, мы празднуем победу добра над злыми силами, над смертью. Связан этот праздник с чудом.

Христос умер и воскрес. Он уже прошел свой земной путь. Оставил нам заповеди земные, дал надежду на спасение, искупил своей смертью прошлые грехи человеческие. Христос воскрес и жизнь торжествует.

Учащиеся:

Из страны далекой

Ласточки летят,

Весело щебечут

«Люди, пробудитесь!»

А с весной и Пасха

Радость нам несет!

Радость, что из гроба

Наш спаситель встал!

Детям он и взрослым

Избавленье дал.

Он воскрес из мертвых!

Вся земля поет,

И опять на землю

Скоро он придет.

Восставайте, люди

«Наш Христос воскрес!

Есть спасенье людям

И надежда есть».

Как и все православные праздники, Пасха богата обрядами и обычаями.

В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них родилось столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота с серебра да с красного яйца в надежде разбогатеть. А еще был обычай – на Благовещение на волю отпускать птичек в память о той радости, которую принесла всему миру весть о рождении спасителя. Колокола в этот день звонили особенно торжественно. Назывался этот звон, Пасхальный благовест.

Учащиеся:

На Руси обрядов много

А сегодня праздник Бога

Пасха – Бога воскресенье

Его второй день рождения.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит

Заря глядит с небес

С полей уж снят покров снегов

И руки рвутся из оков

И зеленеет ближний лес

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

С древних времен существовало поверье, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, всем кто коснется его. На Руси целебным, наделенным особой силой деревом считается верба. Ведь цвести она начинает раньше других деревьев. Был такой обычай в старину – веточками вербы, выгонять скот, на первый выпас, сметать вербным пучком паутину в избах и сараях, мести пол. Этим как бы изгоняли нечисть из дома, болезни и неудачи.

Маленьких детишек стегали веточками вербы, чтобы они были здоровы, да приговаривали при этом: «как вербочка растет, так и ты расти» .А тех, кто по старше, стегали посильнее, но тоже не больно. При этом говорили:

Верба хлест

Бьет до слез

Верба синя

Бьет не сильно,

Верба красно

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест

Бьет до слез.

Верба бьет.

Верба хлест

Бьет до слез.

Давайте, поиграем в игру «Вербочка».

Учащиеся встают в круг. Водящий ходит за кругом в противоположную сторону и приговаривает:

С вербой, с вербой

Иду за тобой,

Коснусь вербой,

Беги за мной.

Водящий слегка ударяет по спине человек, который оказался рядом.

Круг останавливается и водящий и тот, кого коснулись, бегут в разные стороны, навстречу друг другу. Кто быстрее обежит круг и встанет на свободное место, становится игроком. А кто не успел – водящим.

Перед Пасхой, в вербное воскресенье, устраивались весенние базары. На базарах продавались веточки вербы, угощения, сладости, игрушки и т.д. Да товару на ярмарке много всякого, на любой вкус.

Проводится игра «Горшки».

Учащиеся одни садятся в круг –это «горшки», а другие встают за кругом – это « продавцы». Водящий – «покупатель». «Водящий» и «покупатель» торгуются. Далее они на счет раз, два, три бегут в разные стороны. Кто добежит первым, касается горшка, который покупали. Он становится «продавцом». Другой – «покупателем».

Чинары, чинары

Выходите, гончары!

Собирается, народ,

Здесь торговля идет!

Почем горшок?

По денежке.

По какой денежке?

— За рубль.

— А он у тебя не с трещинкой?

— Сам попробуй.

По рукам.

Назовите, пожалуйста,сказку, в которой происходят страсти вокруг яйца? («Курочка – Ряба»). Сейчас вам ребята покажут сказку «Курочка – Ряба». Ведущий:

На пригорке виден дом

Бабка с дедкой в доме том.

У них курица живет,

Яйца каждый день несет.

Было так…Яйцо на днях

Снесла курица в сенях.

То яичко не простое

Честно слово золотое

Бабка песенки поет,

Дед медок от счастья пьет

Но яичко золотое

Было прочное такое!

Баба била, била,

Но яичко не разбила,

Взялся дедка за яйцо

Да как стукнет о крыльцо!

И яичко покатилось

Но разбиться не разбилось

Мимо мышка пробегала,

Хвостиком своим махала,

За яичко зацепилось,

И яичко –то разбилось,

Плачет дед и плачет баба.

К ним бежит скорее Ряба:

«Вы не плачьте, баба, дед

Я снесу вам на обед

Но яичко не златое,

А обычное –простое.

Учащиеся с помощью имитации изображают сказку.

Принято в народе на Пасху христосоваться: обмениваться крашенным яичком, трижды поцеловаться и сказать: «Христос воскресе!»

— «Воистину воскресе!» Этому обычаю уже много лет. Христос дал нам жизнь, а яйцо символ новой жизни, светлой, чистой, символ надежды. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожаров, помощь скоту от болезней.

Наши предки катали крашенные яйца по земле. Считалось, что это способствует плодородию. Давайте и мы поиграем с вами с крашенными яйцами.

Проводится игра «Кто быстрее прокати яйца».

(учащиеся делятся на две команды. Побеждает та команда, которая быстрее прокати яйца).

Яйцо упоминается и в русских пословицах:

«Дорого яичко ко Христову дню» — об услуге.

«Дай яичко да еще облупленное» — жирный, ленивый.

«Хоть черненькая курица, да на беленьких яичках сидит» — о суровых на вид людях с добрым сердцем.

«Он по яйцам пройдет –не одного не раздавит» — оговаривают чересчур осторожных.

«Дай дураку яичко –что покатил, то и разбил»-говорят о неловком увольне.

Кроме крашенных яиц главным блюдом на столе были куличи. Пекли куличи форме цилиндра. Он был похож на купол церкви. Мы думаем, что вы уже имеется представление о том, как праздновали и как нынче Пасху.

Учащиеся:

Хвалите Господа с небес,

И пойте непристанно!

Исполнен мир его чудес

И славы несказанной!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки:

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть поправ вовеки!

На этом наш праздник подошел к концу. Поздравляем вас с о светлым праздником Пасхой. Желаем вам крепкого здоровья, счастья и благополучия. До новых встреч.