Если ребенок левша ему дирижировать правой рукой. «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу? Психологические особенности ребенка левши

Ребенок лучше владеет левой рукой, чем правой. Казалось бы – какая разница? Но она есть. Кроме того, почему именно левая, каковы предпосылки такого развития событий, на что следует делать упор родителям левши в аспекте своего малыша?

Маленькая справка

Строгие правила мусульманского Востока говорят о том, что нельзя дарить левой рукой подарки, подавать ей пищу, поздравлять других людей. Согласно ним считается, что у левши так называемая «нечистая» рука. Похожие представления есть и в христианстве, причем не только в религиозном, но и в бытовом отношении. На самом деле ребенок-левша – это абсолютно не страшно. Примите данное явление как данность, не переучивайте и просто учитывайте определенный набор особенностей в ходе развития и воспитания своего чада. Тем более, что эти правила достаточно просты.
Откуда берется леворукость? Ученые выяснили и неоднократно доказали, что дело здесь не столько в особенностях самой руки, сколько в особом устройстве мозга, отличном от устройства мозга у правшей. Головной мозг человека, как известно, состоит из правого и левого полушарий. При этом правое управляет левой стороной тела, а левое, соответственно, правой. Эти полушария не бывают равноправными — одно из них должно доминировать. Если более активно левое полушарие, то человек становится правшой, а если доминантное правое, то левшой.

Обратите внимание, что отличия на том, что кто-то пишет левой рукой, в то время как другой человек правой, не заканчиваются, а только начинаются, поскольку полушария мозга отличаются по характеру деятельности. Левое полушарие информацию обрабатывает последовательно, поступательно, тщательно перебирая все возможные варианты. Благодаря его работе мы можем понимать смысл речи, формировать абстрактные понятия, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. Правое полушарие работает одномоментно, воспринимая целостный образ, на который будет опираться наша способность к эмоциональному мировосприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственным функциям, интуиции, мгновенно. Оно воспринимает главным образом интонационную сторону речи. Разумеется, мы рассмотрели далеко не все функции, но общее представление из изложенной выше информации каждый интересующийся родитель ребенка-левши наверняка получит.

Особенности развития левши

Важной особенностью ребенка-левши в принципе является его особый индивидуальный ход развития. Зачастую он идет неравномерно, скачками, то опережая развитие сверстников, то отставая от него. Главное родителям не давить свое чадо, поскольку оно отличается от праворуких родителей (или родителя) самым главным – способом восприятия окружающего мира.
Так, например, для обычного человека задание из серии «поднимите правую руку и определите, где лево и где право» сложностей не представляет никаких, а для левши это непросто. Затруднения в пространственной ориентации — распространенная особенность левшей.

Так называемое зеркальное письмо, когда дети пишут буквы и цифры в обратную сторону, встречается у многих дошкольников в возрасте 3-7 лет — для них это не более чем обязательный этап освоения навыка письма. Дело в том, что для леворукого ребенка совершенно все равно, откуда начинать читать или писать — справа налево, снизу вверх и т.п., поскольку пространство для него четких координат и границ, привычного для правшей порядка не имеет. Плавают у левшей и последовательности цифр – все из-за того же отсутствия порядка.

Переучивать? Однозначно нет!

Переученная леворукость, как показывает психологическая практика, становится той ошибкой взрослых, которая порой может стоить ребенку здоровья. Переучивать малыша нельзя ни в коем случае, нужно разве что сформировать навыки, которые бы помогли левше адаптироваться к праворукой среде. Как наверняка помочь ребенку? С 6 лет побольше нагружайте доминирующую руку, внимательно следя за тем, чтобы движения были симметричными (в более раннем возрасте это не имеет смысла). Кстати, неоднократно учеными проводился такой эксперимент — переученных левшей просили выполнить письменную работу поочередно правой и левой рукой. Примечательно, что левая рука оказалась «грамотней», а упражнение было выполнено быстрее и с меньшим числом ошибок. Вот и думайте сами, уважаемые родители, стоит ли переучивать своего любимого левшу из благих намерений.

Внимание! Уделяйте равное внимание развитию обеих ручек своего чада. До 6,5-7 лет обе руки, обе ноги, обе стороны тела должны развиваться совершенно равномерно. Помочь в этом может велосипед, ролики, плавание, бег и прочие активные виды деятельности. Доминирующей рукой ребенок сможет писать и рисовать, а второй , например. Учить на две руки – это значит добиваться предельно уверенных и точных движений, совершенствуя обе половины мозга. Такой образовательный подход поможет ребятишкам достичь в будущем наилучших результатов.

С упором на характер

Левши, как показывает практика, легко идут на контакты, в большей мере подвержены негативным эмоциям, заметны частые смены настроения. Поскольку за логику отвечает левое полушарие, левши в большей мере делают упор на развитую интуицию. Умение делать правильные прогнозы столетия назад способствовало тому, что левшей в обществе наделяли пророческими качествами.
Кроме эмпатии, леворукий ребенок отличается восприимчивостью к окружающему миру. Он способен воспринимать звуки и интонации иначе, чем правша, обладает тонким художественным и музыкальным чутьем. Некоторые педагоги предполагают, что левши даже отличаются несколько другим цветовосприятием. Эти моменты следует учитывать и использовать в ходе программы творческого развития ребенка.

Образность памяти помогает левшам достаточно долго хранить в памяти впечатления и незначительные детали разных событий. Они могут воспроизвести самую запутанную историю в подробностях, из них получаются хорошие рассказчики, речь левшей эмоциональна, экспрессивна, богата жестикуляцией, подчас сбивчива. Впечатлительность и несдержанность левшей в то же время во многом способствует развитию в них творческого начала. Среди них известно много архитекторов, художников, музыкантов. А фехтовальщики, теннисисты и боксеры-левши вообще имеют целый набор преимуществ перед своими праворукими противниками, являются более искусными «игроками».

Чтобы чувствовать себя с ребенком левшой увереннее, вы можете приобрести и изучить специальную литературу. Труд Ивана Караьева под названием «Если ваш ребенок – левша», статья «Так как же все-таки быть с левшами?» кн. Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках», книга Т.Н. Марютиной в совместном авторстве с О. Ю. Ермолаевой «Введение в психофизиологию» — успех именно в просвещении. А вообще помните, что ваш ребенок – это отдельный человек, который может и должен сделать свой выбор.

(5 голосов : 4.4 из 5 )

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Леворуких людей в современном обществе воспринимают абсолютно спокойно, в отличие от советских времен, когда их считали «ненормальными», подвергали прессингу и переучивали. Сегодня ребенок левша – такой же малыш, как любой другой, просто рабочая рука у него, в отличие от большинства детей, левая. Обучение и развитие такого человечка имеет свои особенности, но для начала нужно убедиться, что он является истинным левшой. Как узнать, какая рука является ведущей, как взаимодействовать с леворуким ребенком, учить его писать, в чем отличия от правшей – об этом вы прочитаете в данной статье.

Распознать левшу дошкольного возраста в повседневной жизни можно, внимательно понаблюдав за тем, каким образом кроха манипулирует предметами: берет ложку, причесывается, закрывает дверь, рисует, включает воду.

Учтите, что до четырехлетнего возраста дети способны одинаково эффективно использовать обе руки. Кроме того, при гетерохронном формировании головного мозга межполушарные связи могут наладиться в возрасте 12-13 лет, и школьник самопроизвольно поменяет рабочую руку.

Подробнее о том, как определить левша или правша ребенок 4-5 лет:

  • Предложите шепнуть что-нибудь на ушко;
  • Дайте изучить калейдоскоп, посмотреть в микроскоп, дверной глазок;
  • Попросите попрыгать на одной ноге;
  • Займите малыша творчеством: контурное вырезание, разукрашивание, рисование;
  • Вручите зубную щетку для самостоятельной чистки зубов;
  • Подайте руку для приветствия;
  • Попросите построить башенку;
  • Кидайте друг другу мячик.

В большинстве случаев (6-8 заданий из восьми) леворукий ребенок будет использовать левый глаз, ухо, руку, ногу для выполнения заданных действий. Примерно 1% людей одинаково хорошо пользуются обеими руками. Если ваш 5-6 летний отпрыск относится к этой уникальной категории, то половину манипуляций он будет выполнять правой стороной тела.

Что еще можно сделать, чтобы окончательно понять, что малыш – левша:

  • Поиграйте в рисование двумя ручками одновременно. Задача – изобразить кружок, квадрат, треугольник, держа в обеих руках карандаш (фломастер). Фигура, нарисованная доминирующей рукой, будет более ровной, аккуратной. Левши обычно начинают вести линии с середины листка – правой ручкой слева вправо, левой – справа в левом направлении.
  • Покажите крохе, как переплетать пальцы, совмещая ладошки. Сверху расположится большой палец ведущей руки.
  • Идентичное задание — скрещивание рук. Активная ручка накроет пассивную.
  • Игра «Крокодил» продемонстрирует, какую часть тела кроха использует активнее для жестикуляции, невербальной коммуникации.

Выявить леворукость желательно до начала школы, чтобы сразу понимать, что у ребенка есть особенности, которые необходимо иметь в виду учителям. Своевременный разговор родителей с педагогами поспособствует налаживанию контакта, обеспечит эффективное взаимодействие взрослых, нацеленное на гармоничное развитие маленького левши.

Разбираемся с причинами

Анатомия большинства живых организмов подразумевает некоторую ассиметрию, разную степень развития двух сторон тела. Человеческий мозг разделен на две половины, каждая из которых, условно говоря, контролирует противоположную половину тела. От 10 до 17 процентов населения Земли – особенные – правое полушарие мозга у них доминирует, а это значит, что они больше склонны к абстрактному, образному мышлению.

Почему так получается? На то, какое полушарие будет доминировать, влияют следующие факторы:

  • Особенности развития внутриутробно, наличие стрессов в жизни беременной, осложненные роды, аномалии при формировании головного мозга плода;
  • Наличие леворукости в роду;
  • Травма черепа, в результате которой повредился головной мозг;
  • Временная недееспособность правой руки (гипс) – за пол-года ребенок способен приспособиться к «левостороннему» образу жизни;
  • Повторение за кем-то, для кого левая рука является основной, — близкий друг, родственник.

Независимо от причины возникновения леворукости, эта редкая индивидуальная черта не требует коррекции, исправления или искоренения. Основная задача для родителей – помочь малышу адаптироваться к различной деятельности, учебе, творческим занятиям, освоиться в мире правшей, чувствовать себя уверенно.

Учитываем физиологию и психологию

Чем же отличается ребенок левша – особенности его психики, способности обучаться, обрабатывать информацию действительно разнятся с праворукими детьми. Отличия эти гораздо глубже, чем умение писать левой рукой, они базируются на разнице в способах восприятия окружающего мира.

У левшей наиболее развито правое полушарие мозга, оно несет основную нагрузку и ответственность во взаимодействии со средой. Такая доминанта означает преобладание образного мышления, хорошо развитая интуиция, креативность, в ущерб умению строить логические цепочки, анализировать, «расчленять» и собирать информацию.

Исследования ученых показали интересные результаты, которые можно использовать как своеобразные подсказки для грамотного построения воспитательного и обучающего процессов:


Родители и педагоги, знакомые со спецификой проявления психических процессов леворуких ребят, понимают – если ребенок левша имеет трудности в освоении какого-то навыка, это связано с необычностью работы его головного мозга. Успешность обучения таких деток во многом зависит от способности взрослых найти правильный подход, немного изменить систему, подстроив ее под ученика, дать ему возможность постигать науки в своем темпе.

Учим чтению и письму

Если рисование, лепка и другие творческие виды деятельности не вызывают у леворуких деток особых проблем, то писать левой рукой в школе может быть действительно тяжело: нужно приспособиться хорошо держать ручку, собственная рука закрывает написанное, тело мешает продолжать письмо. Читая текст, «правополушарный» школьник может начать с середины или конца предложения, для него это не имеет значения.

У современных педагогов не встает вопрос, нужно ли переучивать ребенка – левшу ни в коем случае не переучивают ни в детском саду, ни в школе. Однако облегчить процесс обучения можно. Выполняя следующие советы, взрослые помогут малышу освоить навыки чтения и письма и успешно преодолеть трудности:


Запоминаем, чего делать нельзя, а что – нужно

Основное правило обучения и воспитания ребёнка, имеющего доминирующую левую руку, — принять эту особенность как неизменную данность. Попытки «перекроить» малыша, научить его пользоваться правой рукой, наказания, давление являются абсолютно бессмысленными и даже вредными. Поскольку леворукость – не прихоть и не выбор, требование «стать нормальным» не имеет никаких шансов быть исполненным. Более того, переучивание затормозит развитие и может вызвать серьезные соматические расстройства.

Не относитесь к левше как к всесторонне одаренной личности. Не нужно развивающих классов, специальных программ обучения, углубленного изучения предметов – для него это может стать непосильной нагрузкой.

Помните, что ребенок левша достаточно раним, чувствителен, эмоционален, избегайте криков, суровых наказаний, жесткой дисциплины.

Не бейтесь за красоту почерка – это бесполезно. Скорее всего ваш леворукий отпрыск выберет отрывное письмо с наклоном букв в левую сторону. Не бойтесь, что будут проблемы со школьными отметками – методические рекомендации Минздрава запрещают учителям снижать оценки левшам за неровный почерк.

Как поддержать ребенка левшу?

  • Поощряйте увлечение музыкой, творчеством. Скажите ему, что он неординарный от природы, но все в его руках;
  • Будьте терпеливы, внимательны, принимайте и любите своего необычного ребятенка, хвалите его;
  • Сделайте удобным его быт (рабочее место, освещение, предметы обихода, канцелярские принадлежности);
  • Отдайте чадо в кружок, студию, спорт, где требуется равномерно использование обеих рук (лепка, вязание, водные виды спорта, баскетбол, фортепианный класс);
  • Давайте отдых после 15-20 минут выполнения домашнего задания, чтобы избежать переутомления;
  • Сразу поговорите с воспитателями, учителями, убедитесь, что они знакомы с особенностями работы с левшами.

Леворукие детки, впрочем как и все другие, нуждаются в принятии, понимании, бережном отношении, доверии взрослых. Обучая и воспитывая левшу, помните о том, что он отличается от большинства сверстников, причем эти отличия обусловлены его природными особенностями развития. Позвольте ребенку проявить свою индивидуальность, будьте ему поддержкой и опорой – тогда он сможет преодолеть все трудности.

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.

Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.

Из этой статьи вы узнаете

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Это интересно ! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие . Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

  • До рождения : генетический фактор. Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
  • При рождении : травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
  • После рождения : фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно ! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями. Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Для справки ! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями , каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального , но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности : геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
  • Хороший слух, близкий к абсолютному . Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве , ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх - низ».
  • Художественный вкус , чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада. Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все , у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.

Важно ! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно - на адаптацию к окружающему миру.

Важно последовательно . Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

  1. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально . Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
  2. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

  • невротического характера энурез;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • утомляемость;
  • тики;
  • сбои аппетита и пищеварения;
  • заикание;
  • низкая адаптация;
  • нарушения внимания и памяти;
  • снижение воли;
  • колебания веса;
  • головокружения и боль;
  • нарушения эмоциональности.

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты.

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

  • Предупреждать об особенности всех специалистов , работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
  • Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
  • Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму . Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
  • Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения . Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
  • Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Важно ! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.

  • Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону .
  • При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон , прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
  • Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
  • Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
  • Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело . В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков

Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.

Развитие творческих способностей

При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.

Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он - художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру - необходимо.

  • дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
  • сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом : что стало лучше;
  • разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
  • упражнять навыки мелкой и крупной моторики , развивать личные , а не пытаться «догнать» правшей;
  • обучать навыкам в конкретных ситуациях;
  • вовремя поощрять , не предъявляя слишком высоких требований;
  • организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
  • оставаться чутким воспитателем всегда , проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши - упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Великие и известные люди

Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах , а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн .

Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский ), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов ), художников (Микеланджело, Пикассо ).

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

  1. Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
  2. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  3. Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  4. Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  5. В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  6. Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  7. Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  8. Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
  9. Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
  10. Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
  11. Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  12. Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  13. Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

В большинстве случаев то, какая рука является у малыша «ведущей», выясняется годам к трем, до этого момента у них, как правило, «главной» становится то одна, то другая ручка. У части деток – аж к шести годам. А около двадцати процентов людей вырастает с умением одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Раньше быть левшой считалось ненормально, и деток с такой особенностью старались переучить всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Поэтому не удивительно, что до сих пор некоторые мамочки начинают паниковать, когда выясняют, что их в этом плане малыши отличаются от других. На самом деле поводов для переживаний быть не должно, ведь данное свойство не делает ребенка хуже остальных. Возможно, и ему, и вам придется чуть труднее, чем другим семьям. Вам необходимо будет уделять ребенку больше внимания в тех или иных аспектах, а вашему чаду – учиться приспосабливаться к окружающему миру. Ведь все-таки он рассчитан на правшей, несмотря на то, что левшами является около четверти населения земного шара. Но считать отклонением данную особенность или своего малыша, у которого она присутствует, ни в коем случае нельзя! Давайте разберемся, что делать, если ваш ребенок левша. Возможно, с этими знаниями вы сможете вырастить настоящего гения?

Почему ребенок левша?

Почему ребенок левша? Все мы знаем, что полушария человеческого мозга выполняют разные задачи. Так, например, правое управляет левыми рукой и глазом, отвечает за образное мышление, чувство ритма, восприятие интонаций и музыки, ориентирование в пространстве, чувства. Левому подвластны, соответственно, правые рука и глаз, навыки речи, чтения, письма, математических вычислений, аналитические способности, движения. Одно из полушарий является доминантным. У правшей – левое. Полушария левши «договорились» между собой иначе, и главным стало правое. Впрочем, это на словах так все просто. На деле может быть так, что у ребенка ведущей является левая рука, но правый глаз – главный. Есть также такой термин как скрытый левша. Это значит, что обычно человек пользуется правой рукой, но какие-то вещи предпочитает делать левой. Или одинаково ловко орудует обеими руками.

Причины «леворукости» ребенка могут быть разными, например:

  • родовая травма, в результате которой повреждается правое полушарие
  • наследственность (если в роду были левши, то вполне вероятно, что ваш малыш тоже такой)
  • внутриутробное воздействие тестостерона на полушария мозга
  • подражание родственникам-левшам
  • детская травма правой руки и невозможность ею пользоваться какое-то время

Особенности развития детей левшей


Существуют определенные особенности развития детей левшей. Такие детки, как правило, имеют превосходные музыкальные и/или художественные способности, обладают великолепным слухом, эмоциональны, любят и умеют фантазировать, нередко добиваются больших успехов в спорте. Математические вычисления такой ребенок обдумывает совсем иначе, нежели правши, но часто этим неожиданным путем приходит к верному результату. Да и вообще, примерно пятая часть всех известных талантов – левши. Поэтому родителям обязательно стоит задуматься о том, чтобы ребенок пошел в тот или иной кружок или секцию, в зависимости от того, к какому виду искусства или спорта он тянется и какие проявляет способности. Но при этом у левшей нередки нарушения развития устной и письменной речи, проблемы с двигательной активностью. Поэтому вам необходимо будет много с ними заниматься, чтобы ликвидировать те или иные недостатки (например, почаще разговаривать) или даже отвести к специалисту. Также такие детки часто упрямы, капризны, неусидчивы и чувствительны, поэтому вам придется зорко следить за микроклиматом внутри семьи.

Нужно ли переучивать ребенка левшу? Ни в коем случае! Во-первых, так вы можете привить ему комплексы. Напротив, следует объяснить, что такая особенность не делает его хуже других, и что пользование левой рукой не является отклонением от нормы. Во-вторых, это огромный стресс для ребенка. И в-третьих, так как речь идет не просто о лидирующих позициях той или иной руки, а о мозговой деятельности, переучивание может вызвать различные сбои и неприятные последствия.

Старайтесь как можно позднее приступать к обучению ребенка тому, в чем он может сначала потерпеть неудачи (например, к занятиям чтением, письмом или иностранными языками лучше приступать непосредственно в школьном возрасте) и, напротив, заниматься с ним тем, в чем он преуспевает (рисованием, пением и т.д). И не забывайте поощрять каждое его достижение! Помните, этот малыш особенно чувствителен, поэтому с ним нужно быть особенно внимательными при общении. И если вы видите, что ребенок сильно переживает из-за своих особенностей, и вы не в силах с этим справиться, обязательно покажите его детскому психологу.