Что делать, если ребенок жадничает. Почему малыши жадничают

Содержание статьи:

Жадность у ребенка - это нежелание малыша добровольно давать свои игрушки и другие ценные для него вещи даже во временное пользование. Родители не могут понять, как их милый карапуз стал в буквальном смысле маленькой скрягой. Детская психика очень ранима, но все же поддается коррекции. Следовательно, родителям стоит задуматься над возникшей в их семье проблемой, которая может сделать в будущем из их любимого чада изгоя в социуме.

Этапы социализации ребенка

Специалисты утверждают, что первые проявления чувства собственничества у крохи начинаются после полутора лет. До этого периода говорить об этом просто нет смысла.

В дальнейшем созревание и формирование личности малыша выглядит следующим образом:


У каждого ребенка данная черта характера проявляется по-разному. Следует выделить такие типы проявлений нежелания детей делиться с другими личными вещами:
  • Жадина-забияка . Такой ребенок не дает во временное пользование свои игрушки и старается завладеть чужими. При этом он может даже затеять драку, если что-то пошло не по его сценарию.
  • Жадина-собственник . Есть такая категория детей, которая по своей природе не способна понять слово «общие игрушки». Отучить их от такого видения вещей весьма сложно, но реально при помощи грамотного психолога.
  • Жадина-жертва . Это недолюбленные дети, которые становятся скупердяями в силу жизненных обстоятельств или благодаря эгоизму взрослых. К этой же категории можно отнести маленьких особ, которые живут в неблагополучных семьях с очень маленьким достатком.
  • Жадина-тиран . Излишняя родительская любовь также может сыграть с папой и мамой злую шутку. Потакая своему чаду буквально во всем, они растят из него стопроцентного эгоиста и скрягу.
  • Жадина-одиночка . В данном случае речь пойдет об очень бережливом ребенке. Он любит играть сам с собой, поскольку дорожит игрушками и переживает, чтобы другие дети не повредили его имущество.

Важно! Очень сложно отыскать один фактор, способствующий появлению жадности у детей. У каждого ребенка есть своя причина стать маленьким человечком с подобной проблемой.

Способы борьбы с детской жадностью

Криком и жесткими наказаниями в большинстве случаев можно вызвать у своего потомства кардинально противоположную реакцию. При коррекции поведения своего ребенка необходимо быть предельно мудрыми. Однако не помешает в некоторых ситуациях обратиться за помощью к специалисту.

Работа психологов с жадинами

Внимание! Помощь психолога необходима только в том случае, если жадность детей принимает маниакальную форму. В иной ситуации вполне можно обойтись силами своей семьи.

Помощь родителей своему ребенку


Папа и мама чувствуют свое чадо всем сердцем, но иногда им не хватает опыта правильно подойти к его воспитанию. При решении проблемы, как отучить ребенка жадничать, им помогут следующие советы:
  • Не упустить время . Родителям не стоит расслабляться и думать, что у них в любой момент получится перевоспитать свою любимую жадину. Психологи настаивают на том факте, что после 9 лет осуществить свое намерение будет или проблематично, или практически невозможно даже у грамотного психолога.
  • Созвать семейный совет . Чтобы лучше разобраться в истоках детской жадности, не помешает мнение близких людей. Пусть каждый при этом откровенном разговоре выскажет свое собственное мнение, после чего легче всего будет прийти к общему решению. Однако при таком диалоге следует терпеливо выслушивать друг друга, чтобы семейный консилиум в конечном итоге не превратился в банальное выяснение отношений между родственниками.
  • Разговаривать с детьми . Индустрия по производству детских игрушек и продуктов питания при помощи яркой рекламы заставляет детей хотеть все и сразу. Если же у их приятелей появился вожделенный предмет, то ребенок может встать в позу с требованием купить ему то же самое. Следует объяснять ему с раннего детства, что у каждой семьи свои финансовые возможности. Затем разговор необходимо плавно перевести к тому, что завидовать и жадничать - очень плохо.
  • Соблюдать мудрость . Если пришедший в гости к ребенку маленький приятель загорелся желанием заполучить любимую вещь собственного сына или дочери, то грубой ошибкой в воспитательном процессе будет пойти на поводу у юного посетителя-вымогателя. Необходимо убедить своего ребенка поиграть вместе с визитером, но с условием возвращения затем игрушки ее хозяину.
  • Учить на своем примере . Исключительно таким образом реально показать малышу, как правильно вести себя в жизни. Он должен стать свидетелем того, что его родители способны делиться своими материальными благами с другими. Можно покормить вместе брошенное животное или переслать вещи в детский дом. Также будет правильным поведение, при котором покупается, например, что-то очень вкусное и делится на всех или же мама угощает папу, рассказывая, что она не жадничает.
  • Следить за словами . Ни в коем случае нельзя называть своего ребенка жадиной в присутствии чужих людей. Это вызовет протест против бестактности близкого человека, а не желание в дальнейшем делиться с кем-либо своими вещами. К тому же ребенок может посчитать такое оскорбление справедливым и не захочет в дальнейшем ничего менять в себе.
  • Избегать сравнений . Большой ошибкой станет сопоставлять поведение своих детей с поступками кого-либо другого. Сыну или дочке будет больно слышать от людей, которым они доверяют, такие обидные характеристики. Следует раз и навсегда забыть такие слова, как «тот ребенок не жадина» или «повезло же другим родителям с детьми».
  • Поощрять за добрые дела . В данном случае речь идет не о финансовом вознаграждении, а о добром слове и похвале. Однако в некоторых случаях можно купить ребенку после его жеста щедрости какую-нибудь интересную ему безделушку. Мотивировать данное приобретение следует исключительно желанием сделать ему приятное за то, что он просто есть.
  • Показывать тематические мультфильмы . Очень подойдут в этом случае поучительные истории типа «По дороге с облаками», где сказано о том, что тем же мороженым надо делиться. Подойдут также «Сказка о жадности» и «Жила-была Царевна-жадина». Необходимо не просто предлагать своему ребенку ознакомиться с этими мультфильмами, но и озвучивать каждый в них эпизод.
Как отучить ребенка жадничать - смотрите на видео:


Ребенок жадничает, что делать? Это проблема, которая заставляет задуматься некоторых родителей. Прежде всего необходимо успокоиться и проанализировать поведение своего чада с учетом возрастных особенностей психики. Радикальные меры в этом случае принесут скорее вред, чем пользу. Следовательно, исключительно мудрость взрослых поможет маленькой жадине избавиться от нежелания делиться своими вещами.

К тому времени, как ребенок начинает знакомство с понятием частной собственности (2-4 года), он мысленно разделяет мир на «мое»-«чужое». Примерно через 2-3 года ребенок перерастет это чувство, главная задача родителей в это время – не навредить.

Если отнестись неправильно к детской жадности, то можно вырастить скрягу или наоборот человека, который ничего не ценит, раздает все направо и налево. Для того чтобы справиться с детской жадностью, нужно понять, что это случается очень часто тогда, когда сами родители не любят делиться и приучают ребенка не отдавать никому свои игрушки. В трехлетнем возрасте для ребенка главный авторитет - это его родители. Жадничают дети, у которых родители не уважают их частную территорию. Вы можете сильно ударить по самолюбию ребенка если без его ведома подарите его игрушку соседскому мальчику. Если мать не считает мнение ребенка важным, значит, ему приходится отстаивать его самому. Ребенок таким образом начинает ругаться за каждую мелочь, пытаясь доказать свое право на собственность.

Если у ребенка очень много игрушек и часть из них вы хотите отдать более нуждающимся, то лучше предложить ребенку самостоятельно отобрать игрушки, которые он захочет отдать. Объясните малышу, что у некоторых детей совсем нет игрушек, и они будут очень счастливы, если получат хотя бы маленькую часть. А можно торжественно собрать и отнести игрушки в детский дом или в приют, а после этого устроить небольшой праздник. Тогда ребенок почувствует всю значимость дарения и будет воспринимать этот процесс как что-то радостное.

Если возникает конфликтная ситуация на игровой площадке, нельзя отбирать игрушку у своего ребенка и отдавать ее сопернику. Для ребенка вы выступаете в роли защитника, если в споре вы встанете на сторону противника, то он будет глубоко расстроен. Объясните ребенку, что он может дать поиграть игрушку другому, и что эту игрушку ему обязательно вернут. Если ребенок все равно не соглашается, не стоит настаивать. Если конфликт между детьми перерастает в драку, надо немедленно отвлечь внимание обоих: предложить заняться чем-то другим, например, покататься на качелях. Будьте всегда на стороне вашего ребенка, даже если вам придется столкнуться с негативом от других мам.

Обязательно объясните ребенку то, как себя нужно вести, а как себя лучше вести не стоит. Практически невозможно научить ребенка делиться своими любимыми игрушками, ведь даже у вас есть какие-то вещи, которые вы не хотите никому отдавать. Не надо ругать ребенка за жадность, лучше воспитывать в нем щедрость. Предложите специально купить сладости, чтобы угостить друзей, читайте добрые книжки о том, как зверята делятся со всеми, и получают в два раза больше. Важно дать понять ребенку, что нужно уважать чужие вещи.

Если дать ему правильное осознание своей и чужой собственности, то это поможет ребенку воспитать в себе адекватное восприятие денег и вещей. Небольшая жадность присуща любому человеку, поэтому важно в ребенке правильно сбалансировать эти два понятия.

Нельзя отчитывать малыша, особенно в присутствии других, называя его плохим ребенком. Достоинство маленького человечка нужно уважать.

Не допускайте, чтобы окружающие ставили клеймо на вашем ребенке, называя его жадиной. Кроха обучается правилам поведения и постигает основы общения с себе подобными. Ему нужны ваша поддержка и понимание. Когда родители позволяют чужим тетям и дядям обзывать малыша, ему больно и одиноко.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, подчеркивая, как отвратительно он выглядит на их фоне. Такие сопоставления могут вызвать у малыша комплекс неполноценности.
Травматические методы не подходят. На исправление нежелательной черты требуется время и терпение. Нужно постепенно обучать малыша щедрости и бескорыстию, пониманию того, какие ценности важнее — вещи или люди.

Искореняем проявления детской жадности правильно

Отправляясь на прогулку, возьмите с собой не одно ведерко, а два. Не один совочек, и не один мячик. Есть вероятность, что малыш охотно поделится игрушками с другими ребятами.

Когда дети начинают спорить из-за игрушки, предложите им сделать обмен. Пусть Таня, чтобы покатать кукольную коляску, даст Кате поиграть своим плюшевым мишкой. Если хотя бы один из малышей возражает, не настаивайте.

Играя в песочнице со своим ребенком, подключайте других детей. Если они одним совком, по очереди, выроют ямку, это научит их передавать вещь из рук в руки — делиться.

Назревает конфликт? Постарайтесь переключить внимание малыша. Предложите покачаться на качелях, скатиться с горки, покормить голубей.

Придумывайте дома игры, в которых куклы или животные проявляют щедрость друг к другу.

Выбирайте для чтения книги, а для просмотра мультфильмы, в которых готовность делиться рассматривается как положительное качество, а жадность — как отрицательное.

Подавайте хороший пример щедрости, когда проявляете гостеприимство или делаете подарки родным и друзьям. Речь не идет о примере в денежном эквиваленте. Ребенку важно понять, что оказывать внимание другим, делиться, дарить — это приятно.

И еще о детской жадности

Вспомним, что существует два вида детской жадности:

1. Нежелание делиться своим.

2. Желание обладать чужим.

Парадоксально, но внимание взрослых обычно направлено на малыша, не дающего свои игрушки другому. Именно о нем говорят, что ребенок жадничает. Малыш, который плачет от того, что не смог заполучить чужую вещь, остается в тени и считается стороной обиженной.

Ребенку нужно объяснять, что есть чужая собственность и нельзя брать вещи другого человека без спроса. Когда малыш это уяснит, он перестанет обижаться, не получив приглянувшуюся игрушку своего соседа по песочнице. А значит сможет избавиться от второго вида жадности.

Психология отношений — самая сложная область в жизни человека. С помощью взрослых кроха обязательно освоит эту науку, только нужно дать ему время.

Напоследок предлагаю вам улыбнуться, просмотрев видеоролик, как маленькая Маша утверждает, что она — жадина!

Ребенок-жадина

В возрасте двух лет у крохи наступает первый этап психологического развития. Сложности начинаются совершенно внезапно. Еще вчера малышу было абсолютно все равно, кто берет его игрушки, и он с радостью делился всем, что находилось в тот момент у него в руках, как вдруг на подобную просьбу он отвечает «Мое» и прячет игрушку за спину.

После того как ребенку исполнится 3 года, он начнет понимать, что с другими следует делиться. Этот процесс происходит благодаря тому, что он начинает вовлекаться в процесс игры с другими детьми и игрушка становится связующим звеном, которое будет способствовать интересному времяпрепровождению.

Причины детской жадности

Жадные дети после 5 лет требуют особого внимания со стороны взрослых. Но не стоит считать, что если ребенок жадничает, то это не самое лучшее качество станет одной из черт его характера. Взрослые легко путают подобное детское состояние с другими причинами.

Избирательное проявление жадности

В один момент добрый и щедрый малыш вдруг отказывается угостить конфетой незнакомого дядю. Этим человеком, вызвавшим подобные эмоции, также может оказаться кто-либо из родственников. Вероятно, этот человек просто не нравится ребенку или чем-то обидел его накануне, а тут появился шанс показать характер. В подобной ситуации следует проявить правильную реакцию.

Бывает, что следствием подобного поведения является плохое настроение или усталость. В такие моменты лучше не усугублять состояние, а подождать пока малыш успокоится.

Нехватка внимания

В ситуации, когда родители много работают или просто мало уделяют внимания, но пытаются компенсировать нехватку общения игрушками, малыш со временем заменяет недостающие эмоции чем-то другим. Игрушки становятся утешением, предметом любви. Естественно, что он будет нервничать, когда кто-то захочет поиграть ими. Такое поведение требует не наказания, а особого отношения. Следует пересмотреть свое поведение в первую очередь самим родителям и наладить связь с ребенком.

Желание лидерства

В подобной ситуации оптимально будет помочь малышу направить свои лидерские задатки в правильное русло. Следует давать ему задания, за выполнение которых обязательно хвалить, удовлетворяя этим его потребность в признании.

Ревность

С появлением в семье еще одного малыша обычно приступов жадности поначалу не наблюдается. Прогрессировать процесс начинает с того момента, когда братишка или сестренка подрастет. В подобном случае следует понимать причину поведения и проявлять меры относительно ревности. Это поможет нивелировать скупость.

Желание торговаться

Привязанность к вещам

Когда малыш проявляет интерес к накопительству (собирает марки, календари) у него проявляется излишнее привыкание к вещам, и формируется такая черта характера, как педантизм. Не все дети такого типа в перспективе окажутся прижимистыми. При правильном воспитании жадность трансформируется в бережливость.

Застенчивость

Отсутствие налаженного контакта в общении с другими детьми со стороны также выглядит как жадность. Малыш наблюдает за другими, обняв любимую вещь, и чувствует себя спокойнее. Тут следует понимать, что игрушка в данной ситуации - единственный дружелюбный объект для ребенка. Потому на просьбу дать поиграть он ответит отказом.

Способы отучения

Важно понять позицию малыша, поставив себя на его место и представив свою реакцию в ситуации, когда малознакомые люди берут ваши вещи без разрешения или просят ими попользоваться.

Если начинает назревать спор, следует отвлечь ребенка и переключить его внимание.

В случае, когда малыш не желает делиться с другими детьми своими игрушками или взял чужие и не хочет отдавать, следует вспомнить основные правила поведения.

Заключение

Период жадности у детей - это один из эпизодов взросления, который необходимо пережить. Родители способны помочь в этом, главное помнить, что малыш имеет полное право охранять свои вещи. Важно прислушиваться к нему и придерживаться золотой середины.

Лилия Илюшина

Пожалуй, жадность в нашей культуре считается одним из самых неприятных человеческих качеств. Одержимые этим отталкивающим пороком скряги и скупердяи не раз осуждались и высмеивались в сказках, баснях и других литературных произведениях. Это и знаменитый пушкинский Поп – Толоконный лоб, и ненасытная Старуха из «Сказки о Золотой рыбке», и жадные обжоры - Три толстяка… А кому не знаком такой бессмертный образец народного фольклора, как эта, памятная еще с детства, дразнилка: «Жадина-говядина, турецкий барабан! Кто на нем играет? Противный таракан!».

Кто сидел на моем стуле?

Порой, столкнувшись с тем, что их ребенок болезненно относится к тому, что кто-то из других детей берет его игрушку, родители стараются принять воспитательные меры: стыдят малыша, принимаются читать нотации, призывают его во что бы то ни стало делиться своим имуществом… И зачастую добиваются прямо противоположного эффекта, - ведь лучший способ воспитать в человеке жадность - это заставлять его быть щедрым.

Как правило, впервые приступы «жадности» возникают у детей в возрасте 2-3-х лет. И это не удивительно, ведь именно в этот период у ребенка зарождается самосознание, происходит становление собственного «я». Малыш все чаще начинает говорить о себе в первом лице, в его лексиконе появляются слова «я» и «мое». Вместо: «Алеша пойдет гулять», теперь можно услышать: «Я пойду гулять», «Я хочу…», «Я сам…».

Карапуз начинает чувствовать себя отдельной личностью, он пытается познать свои личные границы и, если необходимо, - готов отстаивать их «в бою» с маленьким «агрессором» из песочницы, посягнувшим на его частную собственность.

Своего плюшевого зайца, машинку или формочку малыш искренне считает частью самого себя, он воспринимает игрушки как собственное продолжение. Так стоит ли удивляться бурной реакции ребенка на то, что кто-то решил присвоить его имущество? Ведь для него уступить другому малышу свое драгоценное пластмассовое ведерко - все равно, что вручить ему часть себя.

Совершенно непонятно для детей этого возраста звучит мамин призыв: «Отдай мальчику свою игрушку, не жадничай!». Почему? Зачем? А может мама больше любит этого самого другого мальчика?

Переживания родителей по поводу того, что их двух — трехлетний малыш растет эгоистом совершенно неоправданны. Эгоцентрическую стадию проходит в своем развитии любой ребенок. Желание делиться обычно возникает позже - между тремя и пятью годами. Именно тогда дети начинают понимать, что играть вместе гораздо интереснее, чем в одиночку, и, как правило, с удовольствием обмениваются игрушками с друзьями.

Но это произойдет позже, а пока:

Несколько советов родителям маленького собственника:

1) Ребенок имеет право на свою собственность, и это стоит признать. Конечно, чувства мамы малыша-«жадины» вполне понятны: другие родители смотрят на вас с осуждением, общественность из песочницы ждет, что вы примете какие-то воспитательные меры. Не торопитесь.

В противном случае вы имеете все шансы вырастить безотказного, или, как еще говорят, – бесхребетного человека, чем сильно осложните его дальнейшую жизнь. А еще вероятней, что, обучая щедрости «из-под палки», вы воспитаете самого настоящего жадину.

3) Сказки и мультфильмы, где добрые герои торжествуют, а скупердяи и жадины посрамлены, - могут сыграть огромную роль в воспитании у ребенка щедрости. Малыш идентифицирует себя с положительным героем и осуждает отрицательного. Он сопереживает доброму зайцу, щедро раздавшему лесным жителям свой мешок яблок и радуется, когда его щедрость возвращается к ушастому добряку сторицей, — благодарные звери, в свою очередь, тоже приносят ему подарки и угощения.

4) Отправляясь на прогулку, оставьте дома новые и наиболее любимые, дорогие сердцу ребенка игрушки. Вместо этого прихватите как можно больше не слишком значимых, поднадоевших ему машинок и формочек. Возможно, малыш не будет протестовать, если кто-то из друзей решит их на время у него позаимствовать.

Той же стратегии стоит придерживаться и тогда, когда вы ожидаете визита маленьких гостей, - уберите с глаз долой все самое важное, новое и ценное для вашего ребенка, вместе с тем, оговорите с ним, какими игрушками он разрешит поиграть юному визитеру.

5) Если вы видите, что два карапуза явно претендуют на одну и ту же машинку, понимаете, что назревает конфликт, - постарайтесь отвлечь внимание маленьких спорщиков, переключить его на что-то другое: «А давайте вместе испечем большой, красивый куличик! Кто мне поможет?»

Если столкновения избежать не удалось, - драчуны уже вступили «в бой», каждый из них настроен весьма решительно, а ваш призыв поменяться игрушками отклонен, - остается только разнять и развести спорщиков в разные стороны. Возможно, что даже есть смысл отправиться со своим ребенком в соседний двор, на другую детскую площадку. И, подождав пока малыш остынет и угомонится, спокойно и объективно оценить, обсудить с ним ситуацию.

6) Ребенка, который все-таки поделился с другом своей формочкой или произвел успешный обмен машинками, – стоит поощрить, постараться зафиксировать в его сознании идею, что играть вместе гораздо интересней и веселей. А разделить с товарищем конфету, оказывается, очень даже приятно.

7) Даже если в вашей семье растут двое и более детей, а жилищные условия стеснены, - каждому из малышей необходим свой уголок: полочка с милыми сердцу вещичками, стол, стул, тумбочка или шкафчик для игрушек. Ребенку, у которого четко сформировано понятие «мое», гораздо легче будет признать, что существует и «чужое», а соответственно, ему будет проще понять и другого маленького человека, отстаивающего свои вещи.

При правильном и гармоничном воспитании рано или поздно в жизни ребенка наступает момент, когда он начинает делиться осознанно, делая это не по принуждению, а по велению души. Главное - не форсировать события. Не стоит внушать малышу, что он должен быть щедрым. Вместо этого признайте его право на свою личную и неприкосновенную собственность, которой он может распоряжаться по своему усмотрению. И тогда свободный в своем выборе маленький человек с удовольствием будет радовать щедростью других людей.