Вышивка крестом на картоне для детей. Вышивка на картоне нитками: необходимые материалы и схемы; основы техники изонить на примере вышивки одуванчика и бабочки с подробными фото и видео материалами. Шитье «с расколом»

Совершенно необыкновенным является рукоделие, которое предполагает создание картин при помощи ниток на твердой основе. Для начинающих отметим, что это рукоделие называется изонить, или нитяная графика. Такой вид искусства впервые появился в Англии. Этот способ переплетения ниток придумали английские ткачи. Они вбивали гвозди в дощечки, и в определенной последовательности натягивали на них нитки. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые становились украшением дома.

Вышивка нитками на картоне или бумаге является несложным занятием даже для начинающих вышивальщиц, особое внимание сейчас уделяется . Для этого рукоделия обязательным является наличие схемы. Такие схемы имеются в нашем уроке. С помощью приемов может быть изготовлена подарочная открытка или картина, а возможно вы захотите украсить работой ваш собственный дом. Картина или открытка обязательно понравятся вашим родственникам и друзьям.



Предлагаем вашему вниманию мастер класс для начинающих, в котором постараемся научиться приемам работы техникой вышивки на бумаге. Для этого потребуется:

  • ножницы;
  • иголка;
  • булавка;
  • скрепки;
  • поролон;
  • скотч;
  • картон;
  • нитки (любые).

Вышивка на бумаге или картоне сродни рисунку нитями на твердой основе. Картон выбираем по размеру рисунка, и обязательно позаботимся о наличии схемы для работы. Для начинающих поясняем, что вышивка нитками фигур выполняется по проколотым точкам.

А сейчас для обучения выполним необходимые упражнения. Вышивка нитками на твердой основе начинается с того, что небольшой кусок картона нужно положить на поролон. Произвольно прокалываем шесть точек булавкой, и определяем изнаночную сторону картона, на которой имеются бугорки от прокола. Лицевая сторона остается гладкой.

Вышивка прямой линии нитками на бумаге

Наш мастер класс предназначен для начинающих. Отметим, что вышивка нитками по картону или бумаге имеет в основе простую прямую линию. Начнем с самого простого, и вышьем линию на бумаге. В нашем случае линия представляет собой две точки, соединенные между собой нитью. Для вышивания нитками по картону желательно брать готовые рисунки в виде точек. А мы сделаем две точки, у которых нет номера, поэтому вышивка может начинаться с любой. Берем картон, к лицевой стороне которого прикладываем рисунок в виде точек, и закрепляем скрепками.


Кладем все это на поролон, прокалываем отмеченные точки булавкой. Картон поднимем, и рассмотрим на свет проколотые места. После этого убираем скрепки, вкладываем нитку в иголку и начинаем шить. Выводим иголку с ниткой с изнаночной стороны, закрепляя скотчем кончик нити. А теперь выводим иголку с ниткой с лицевой стороны на изнаночную, закрепляем скотчем и отрезаем нить. Нить подтягиваем, чтобы на лицевой стороне рисунок не провисал.

Вышивка грибочка нитками на бумаге

Пояснив первичный материал для начинающих изучать нитяную графику, можно усложнять схемы, и попробовать вышить грибочек. Из схемы гриба следует, что там имеется много линий, а цифры у точек отсутствуют. Поэтому мы можем вышивать гриб из любой точки, а линии подскажут нам, какую из них с какой нужно соединять. Начнем вышивать сверху вниз. Введем нить в точку (дырочку) с изнаночной стороны, закрепляем конец скотчем и вышиваем первую линию. Затем на изнаночной стороне вводим иголку в точку, соседнюю с выходом нитки. На лицевой стороне введем нить в точку напротив, вышивая линию.

Эту технику продолжаем до тех пор, пока не закончим работу, или пока не закончится нитка. Если нитка закончилась, то закрепляем ее скотчем и отрезаем лишнее. Новую нить заводим в соседнюю дырочку, и продолжаем вышивать.

Главные и основные элементы нитяной графики

Основой нитяной графики являются три элемента:

  • заполнение угла;
  • заполнение круга;
  • заполнение дуг.

Освоив три базовых элемента, вы сможете вышивать нитяной графикой любые картины, даже самые сложные, а вышивка нитью на бумаге станет для вас понятной и доступной.

Заполнение угла при вышивке нитками на картоне или бумаге

Нарисуем угол карандашом на картоне, и разметим линии угла через одинаковое расстояние. Для обучения расстояние для разметки выбираем примерно один сантиметр. В будущем вам нужно знать, что чем мельче разметка, тем красивее вышивка, при мелкой разметке выбирайте тонкую иглу и нить. Для нашего урока нитки могут быть более толстыми, но их марка и вид не имеют никакого значения. После разметки делаем проколы картона по размеченным точкам. Дырочки делаем небольшими, иначе они будут очень заметны на бумаге.

Вышивать начнем с последней точки одной из линий угла, выводя нитку с изнанки на лицевую сторону. Затем вводим иголку в первую точку противоположной линии, переворачиваем картон на изнанку и вводим нитку в следующую точку от нити. Теперь выведем нить на лицевую сторону и отправляем ее на противоположную линию, в предпоследнюю дырочку. Работу опять переворачиваем, и идем в следующую верхнюю точку. Выводим нитку на лицевую сторону и пересекаем угол, проходя в третью точку от верха.

Работу по заполнению угла продолжаем в этой же технике до самого конца. Для завершения угла из последней нижней точки мы должны пройти нитью в верхнюю, и затем из этой верхней точки перевести нить в нижнюю дырочку противоположной линии. Теперь заполнение угла полностью закончено. Добавим к уже сказанному, что угол может быть острым, тупым или даже развернутым. Соединяя вместе разные углы, можно получить очень красивые и разнообразные фигуры.

Заполнение окружности

Карандашом рисуем окружность, и делаем на ней разметку. Внимательно следим за тем, чтобы разметка на окружности проводилась строго через одинаковые отрезки. От этого зависит красота вышивки на картоне, и в этом заключается смысл схемы нашей работы. Выводим иголку с ниткой с изнаночной стороны работы на лицо, из любой размеченной точки. Пересекаем круг по диаметру, и отправляем нить в место пересечения, выходя на изнанку работы. Теперь заводим иглу в соседнюю точку, выходим ниткой на лицо работы, и снова пересекаем круг по диаметру. Двигаемся всегда в одном направлении.

Чем больше мы делаем дырочек при разметке, тем плотнее ложатся нитки, и тем больше заполнение круга. Хотелось бы отметить еще одну особенность заполнения круга. Дело в том, что его можно делать не только по линии диаметра круга, но и по хорде. Начало работы идет так же, как и в первом случае. Делается заготовка круга, и на ней прокалываем дырочки на одинаковом расстоянии. Игла проводится в любую точку с изнаночной стороны и выводится на лицо. А теперь нить проводим не по диаметру круга, а через одну точку от него (для примера). Вы можете выбирать любые расстояния.

Выводим ее на изнанку работы, и вкалываем иглу в ближайшую дырочку. Затем снова выводим иглу на лицевую сторону, и выполняем такую же хорду, как и первая. Необходимо посчитать количество точек между началом и концом первой хорды, и соблюдать этот промежуток на протяжении всей работы, вышивая каждую линию. Такая вышивка не похожа на заполнение окружности по линии диаметра. Первое отличие заключается в том, что некоторые точки приходится прокалывать два раза вместо одного. Кроме этого, в центре окружности образуется еще один круг, поменьше. Эта вторая окружность не заполнена нитками.

Видео: Учимся нитяной графике

Вышиваем розу техникой изонить

Что можно вышить нитками на картоне или бумаге? Рассматривая готовые работы, изготовленные в технике нитяной графики, отметим огромное разнообразие предметов и тем, которые на них вышиты. Это пейзажи и цветы, фигуры людей и великолепные храмы. Но мы сегодня расскажем для начинающих вышивальщиц, как вышить простую розочку, пользуясь приемами нитяной графики. Для этого необходимо научиться выполнять простые дуги, из которых будет выполнен цветок розы.

Дуга может состоять из четного или нечетного количества точек. Мы с вами берем для примера 14 и 13 точек. Нарисуем дугу на картоне, и прокалываем на ней точки. Вышивать дугу можно с любой стороны, из первой точки. Вышиваем дугу в алгоритме окружности. Можем сделать это, пропуская одну точку, и получая самую тонкую дугу. В нашем случае можно делать линии максимально через шесть точек. Чем большее количество точек мы пропустим, тем шире получится дуга.

На рисунке розы нет цифр, на дугах четное и нечетное количество точек. Решите сами, через какое количество точек вы будете заполнять каждую дугу. Научившись вышивать розы, вы сможете изготавливать поздравительные открытки. Любая открытка станет отличным подарком родным и близким людям. Все пояснения к вышивке розы имеются в одном из видео, которое прилагается к уроку. Там же вы найдете схему розы для вашей вышивки.

Схемы вышивки в технике изонить











Шитье по карте (картону) может быть использовано в самых разных областях церковной вышивки. Возникнув во второй половине XVI века, непрерывно развиваясь и совершенствуясь в течение всего XVII века, эта техника в XVIII-XIX веках стала одной из ведущих в украшении шитой церковной утвари и богослужебных одежд. Шитье по картону применяется в основном для плотных, тяжелых тканей и на изделиях, предполагающих подкладку. В древности в качестве «настила» под вышивку использовали бересту, кожу, бумагу в несколько сло ев. Современные вышивальщицы применяют плот ный гладкий картон (электрокартон) различной толщины. Применяя в одной работе картон разной толщины, несколько оттенков золотых и серебряных нитей, пользуясь различными приемами шитья по карте, можно создать драгоценную, богатую нюансами фактуру вышивки.

Подготовка картонных форм

Картонные детали вырезают специальным острым ножом со скошенным лезвием. Края картонных деталей обрабатывают мелкой наждачной бумагой или напильником (пилкой для ногтей), убирая неровности, шероховатости и скругляя верхние ребра краев, чтобы не портилась (не ломалась и не перетиралась) золотная нить. На рис. 1а вы видите простейшую картонную деталь с необработанным краем, на рис. 1б — с обработанным.

Перевод рисунка на ткань и крепление картонных деталей

В шитье по картону можно пользоваться обычными способами перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, силками, «в припорох»). В этих случаях картонные формы либо приклеивают к ткани клеем ПВА или «Момент», либо пришивают. Стежки при этом должны располагаться перпендикулярно нитям будущей вышивки. Детали следует прикреплять тонкой, но прочной нитью, предварительно прокалывая картон шилом. Особенно нужно следить за тем, чтобы хорошо были прикреплены острые и выступающие края. (рис. 4).

Кроме общих способов перевода рисунка на ткань, в шитье по картону есть и свои особые приемы. Если вышивка выполняется по бархату, то при простом приклеивании или пришивании деталей они могут смещаться из-за подвижности бархатного ворса. При выполнении сложного рисунка, состоящего из множества деталей, можно пользоваться следующим способом: рисунок вышивки переносится на папиросную бумагу или кальку. На нее приклеиваются заранее вырезанные и обработанные картонные детали. Эту заготовку размещают на ткани по месту вышивки и прикрепляют по краю (приметывают). Затем прокладывают силки по остальным линиям рисунка (если они есть), предназначенным для выполнения в других техниках (это могут быть шнуры, канитель, жемчуг и др.). Работу выполняют в следующем порядке:

  • картонные детали пришивают к ткани, как описано выше;
  • выполняется вышивка по картону;
  • затем папиросная бумага удаляется;
  • по линиям силков выполняется вышивка в других техниках;
  • по окончании работы удаляют стежки наметки, если они видны.

В нашей мастерской мы почти всегда пользуемся этим способом, так как он обеспечивает точность расположения деталей рисунка, к тому же папиросная бумага или калька предохраняет поверхность ткани от загрязнения в процессе работы.

Техника вышивки

Как и при освоении любой другой техники, в вышивке по картону следует начинать с наиболее легкого образца. Шитье по картону относится к техникам шитья «в прикреп»: золотной нитью покрывается только лицевая поверхность вышивки, на изнанку золотная нить не выходит, пришиваясь к ткани одинарной прикрепной нитью (шелковой, ЛЛ, х/б) в тон золота или серебра.

Для выполнения учебных образцов можно вначале использовать вместо золотных нитей простые, менее дорогостоящие, например «Ирис». Этот материал мягче, и начинающим осваивать эту технику будет легче с ним справиться.

В шитье по картону нужно обязательно пользоваться шилом: оно обеспечивает точность и аккуратность шитья, значительно увеличивает скорость работы.

1. «Полоска» (прямой стежок)

В качестве первого образца предлагаем обшить полоску шириной 8-10 мм. Картон нужно обработать описанным выше способом и прикрепить к ткани (приклеить или пришить несколькими стежками, перпендикулярными направлению золотной нити).

Способ А (одинарная нить). Рабочую (прикрепную) нить закрепляем обычным способом у края картонной детали, стараясь спрятать закрепку под картон. Затем с помощью вспомогательной иголки с большим ушком кончик золотной нити, намотанной на витейку или катушку, выводим с лица на изнаночную сторону рядом с закрепкой и фиксируем двумя короткими стежками прикрепной нити в месте выхода из ткани. Кончик золотной нити на изнанке обрезаем до 1-1,5 см. Потом нить прикрепа выводится с изнанки на лицо у противоположного края детали и, захватив золотную нить, опять выводится на изнанку. При этом делается небольшой стежок, чтобы золотная нить не вытягивалась на изнанку. Затем игла с прикрепной нитью снова выводится у противоположного края детали, но не вплотную к предыдущему стежку, а на расстоянии толщины золотной нити. Далее игла захватывает золотную нить, как показано на рис. 6, и вкалывается вплотную к предыдущему стежку (т. е. делается шаг назад). Если прием выполнен верно, золотная нить сама развернется в нужную сторону.


Способ Б (двойная нить). Шить по картону можно как одинарной золотной нитью, так и двойной. Для шитья двойной нитью более подходит другой способ крепления, он показан на рис. 8 (в этом случае надо следить, чтобы две золотные нити не перекручивались между собой, на рисунке они показаны как одна). Прикрепный стежок расположен перпендикулярно краю картона, длина его чуть меньше миллиметра.

Золотная нить укладывается плотными параллельными рядами строго перпендикулярно краям картона. Ниткам не должно быть тесно, иначе они будут выталкивать друг друга и поверхность не будет гладкой, но в то же время шитье не должно быть редким, иначе картон будет виден.

В шитье по карте есть два различных способа вывода иглы с прикрепной нитью: 1) игла всегда проходит через ткань строго перпендикулярно последней, как во всех других техниках золотной вышивки (рис.9а); 2) игла выводится на лицо немного под углом, из-под картона, и уводится на изнанку так же, под картон (рис. 9б). В нашей мастерской мы пользуемся преимущественно вторым способом.

При шитье и золотную и прикрепную нити нужно подтягивать, чтобы они не болтались на картоне, а плотно прилегали к нему. Натяжение нитей должно быть равномерным.

2. «Полоска» (косой стежок)

При вышивке прямых полос иногда удобнее укладывать золотную нить по косой (этот прием может использоваться при шитье букв или креста, где прямые полосы стыкуются под разными углами, см. рис. 3). В этом случае необходимо следить за тем, чтобы угол наклона нитей не менялся.

3. «Фестоны»

Техника вышивки этого образца точно такая же, как и при шитье по прямой. Нужно все время следить, чтобы золотная нить лежала строго перпендикулярно краям картона, ее натяжение было равномерным. Не должно оставаться просветов между нитями, но им не должно быть при этом тесно.

4. «Волна» (прием «веер»)

Если картонная деталь имеет изгибы, можно применить следующий способ шитья: стежки золотной нити укладывать не параллельно друг другу, а «веером», при этом нужно следить, чтобы они все время оставались перпендикулярными краям картона. Для тренировки предлагаем следующий образец — «волна». На рис. 14 показано, как нужно укладывать золотную нить: стежки все время располагаются перпендикулярно краям картонной детали. По внутренней стороне округлости стежки кладутся как можно плотнее друг к другу, а по внешней — равномерно распределяются так, чтобы просветы между ними были небольшими и одинаковыми, в этом случае вышивка будет смотреться аккуратно и красиво.

Кольцо вокруг креста на рис. 17 и завиток на рис. 12 выполнены с помощью этого приема.

5. «Монетка»

Шитье этого образца удобнее начинать с середины детали. Сначала зашивается одна половина «монетки», затем другая. Края можно смазать «Моментом». Чтобы золотные нити не сползали с картона на ткань, делается небольшой закрепляющий стежок. Для этого в картоне, на расстоянии примерно 2 мм от края, шилом прокалывается отверстие и делается закрепляющий стежок от края детали золотной или прикрепной нитью. Стежок должен лечь перпендикулярно золотным нитям (рис. 19). Таким же образом зашиваются овальные детали, «виноградины», причем золотная нить может укладываться как перпендикулярно краям картона, так и под углом (см. рис. 18). Так же можно закреплять округлые кончики прочих деталей (крестов).

6. «Листик»

Если вышиваемая деталь имеет заостренный кончик, как в образце «листик», вышивку удобнее начать не с начала элемента, а чуть отступив от края. Сперва золотной нитью «в прикреп» зашивается средняя часть листа, и после этого покрываются оставшиеся незашитыми кончики. Если трудно сделать эту тонкую работу «в прикреп», можно закончить работу швом «на проем». Для этого золотную нить вдевают в иглу (нитка должна свободно проходить в оставляемое иглой отверстие, не повреждаясь при этом) и заканчивают работу стежками «на проем» (как в двусторонней глади). Кончики листика можно смазать клеем «Момент», тогда нить не будет соскальзывать с картона (рис. 20).

Листья, как и любые другие детали, можно зашивать и «прямым» и «косым стежком». Золотная нить может использоваться и одинарная, и двойная. Но острые кончики «на проем» удобнее зашивать в одну нить.

7. Листья сложной формы

Часто в шитье по картону приходится вышивать листья более сложной формы, имеющие несколько острых или округлых кончиков. В этом случае применяются все вышеописанные приемы: «веер», «монетка», зашивание острых кончиков «на проем» (рис. 21, 24). Еще до начала вышивания нужно продумать, в каком направлении должны лечь золотные нити в «проблемных» местах: как правило, там, где от листа отделяется зубчик, картон имеет наибольшую ширину. В этих местах карандашом намечается оптимальное направление нити (рис. 25а).


Вышивку начинают, как в образце «листик», чуть отступив от кончика детали; дойдя до места, где лист разделяется надвое, зашивают один из зубчиков, причем кончик, возможно, придется обшивать «на проем». Последовательно зашивают все части листа, вводя новые отрезки золотной нити, или делают протяжки по изнанке, выводя ту же золотную нить в нужном месте. Наконец закрывают оставшийся незашитым вначале кончик.

8. Шитье «с расколом»

Иногда в соответствии с рисунком, или если картонная деталь слишком широкая, требуются дополнительные прикрепные стежки по самому картону. Так как прикрепляется каждая золотная нить, стежки прикрепа выстраиваются в линии, которые могут служить дополнительным декоративным элементом вышивки, если заранее продумано, в каких местах они должны распологаться (рис. 27). Часто этот способ шитья применяется для вышивания сложных элементов, состоящих из нескольких деталей (рис. 28, 30).



Сначала элемент вырезается из картона по контуру, обрабатывается и прикрепляется к ткани. Затем расчерчивается карандашом в соответствии с тем, где будут располагаться линии дополнительных прикрепов. По этим линиям шилом аккуратно процарапываются канавки. Это делается для того, чтобы игла не скользила по картону, а попадала точно в рисунок.

После этого начинаем зашивать элемент золотом, при этом в местах карандашных линий шилом раскалываем картон, выводим с изнанки нить прикрепа, обхватываем ею золотную нить и уводим в ту же дырочку, утягивая на толщину картона так, чтобы ее не было видно. При этом золотная нить не должна вытягиваться на изнанку. Стежки прикрепов должны плотно прилегать друг к другу, при этом нужно следить за тем, чтобы игла не соскальзывала в дырочку предыдущего прикрепа. Очень важно следить также за тем, чтобы игла шила раскалывала картон строго под прямым углом.

Часто образовавшиеся канавки заполняют канителью, цепочкой блесток, тонким шнурком или просто нитью.

9. «Бублик»

Этот способ шитья с расколом применяется в том случае, если в работе не удается обойтись приемом «веер», т. е. если при вышивке сложных округлых деталей угол разворота нитей очень велик. В этом случае картон приходится раскалывать, чтобы вставить более короткие стежки, закрывающие просветы между длинными. Нужно следить за тем, чтобы золотные нити всегда оставались перпендикулярны краю картона. В зависимости от крутизны изгиба детали соотношение длинных и коротких стежков варьируется — 1 длинный и 1 короткий, 2 длинных и 1 короткий и т. д. Длинные стежки выполняются обычным способом, т. е. от края до края картонной детали, а в том месте, где нужно сделать дополнительный короткий стежок, шилом делается отверстие в картоне (ближе к вогнутому краю детали), нить прикрепа выходит с изнанки на лицо через это отверстие, захватывает золотную нить, утягивая ее разворот в отверстие. Следующий длинный стежок золотной нити перекрывает место разворота короткого стежка, делая его практически незаметным. Длинные стежки по внутреннему краю детали должны прилегать как можно ближе друг к другу (рис. 31).

10. «Перекрестие»

Этот прием часто используется для вышивки середин крестов. Место стыковки четырех крыльев креста зашивается одной золотной ниткой. Перекрестие (средний квадратик) расчерчивается по диагонали, шилом делаются канавки.

Вышив одно крыло креста и дойдя до места его соединения с другими сторонами (точка А), разворачиваем золотную нить на 90° и прикрепляем ее у противоположного края соседнего крыла (т. Б). Делаем еще два таких же стежка, замыкая квадрат (тт. В, Г). Далее золотная нить будет все время поворачивать по спирали к центру, прикрепляясь к картону по прочерченным линиям. Для этого шилом делаются проколы в картоне для каждого прикрепного стежка. В конце вышивки, т. е. в середине детали, золотная нить закрепляется двумя маленькими стежками прикрепной нити и выводится на изнанку. Далее можно продолжить обшивать оставшиеся крылья креста.

11. «Крест» (прием «перышки»)

Другой способ выполнения перекрестья представлен на рис. 34.


Все четыре крыла креста по осям имеют продольные канавки и зашиваются по отдельности, начиная от середины креста. Золотная нить прикрепляется в точке А, затем шилом картон раскалывается в точке О и прикрепная нить, выйдя в это отверстие, захватывает золотную и утягивает ее. Следующий прикреп делается в точке Б, т. е. золотная нить сгибается под прямым углом. Это похоже на прикрепный шов «перышки». Таким образом зашивается все крыло креста, а способ зашивки кончика креста зависит от его формы. В нашем случае применены приемы «веер» и «бублик». Расположенные под углом нити по-разному отражают свет, что придает работе дополнительный художественный эффект.

12. «Двойной картон»

Интересного эффекта можно достичь, используя в вышивке картон различной толщины, иногда даже в пределах одной детали. Образцы на рис. 35 вышиты по картону из двух слоев.

Из картона вырезается элемент большей площади, прикрепляется к ткани, затем на него приклеиваются детали, которые по замыслу должны быть более выпуклыми. Вплотную к ним шилом процарапывается канавка. При шитье золотная нитка прикрепляется по контуру наложенных деталей и при этом утягивается ниткой прикрепа на толщину картона. Если вышивка выполнена аккуратно и прикрепная нить не видна, создается эффект дополнительного объема. Можно покрывать всю площадь одной ниткой (рис. 35г), а можно зашивать детали по отдельности (рис. 35а, б, в, д), тогда и нити, и направление шитья могут варьироваться.

13. «Картон с настилом»

Другим вариантом придания вышивке по карте большей объемности служит прикрепление поверх картона дополнительного настила. Это может быть один или несколько шнуров, нитей, веревочек, пришитых или приклеенных поверх катонной детали. На рис. 36 буквы шиты по картону с дополнительным настилом из шнура посередине. Это придает шитью большую выпуклость, и свет отражается от него иначе.

14. «Картон с веревочкой» (с эффектом «наплыва»)

Другой вариант применения настила поверх картонных деталей — это разновысотное шитье с эффектом «наплыва», как будто одна деталь рисунка лежит поверх другой. В лицевом шитье XVIII-XIX вв. этот прием использовался при вышивке одежд золотом по карте, когда нужно было изобразить складки ткани. Мы предлагаем в качестве образца для тренировки вышить листья, лежащие одни поверх других.

Картонная деталь вырезается цельной, на ней по рисунку шилом процарапываются канавки (как при шитье с расколом). По краю того лепестка, который визуально находится сверху, прокладывается веревочка. Она должна быть достаточно плотной (ее можно изготовить самостоятельно, навощив любые нитки, находящиеся под рукой, и скрутив их пальцами). Веревочка пришивается тонкой прочной ниткой поперечными стежками. Дальше начинаем зашивать элемент одной нитью, делая прикрепы по линиям рисунка. Для этого раскалывем картонную деталь шилом по процарапанной канавке.

С этим способом шитья нас познакомили мастерицы из Пензы на московской конференции в ПСТБИ в январе 2003 г. На рис. 39 вы видите выполненный ими оклад иконы.

15. «Корзиночка»

Этот образец выполняется в 2 этапа. Сначала на картон, обработанный и прикрепленный к ткани, кла- дут толстую иглу или спицу и покрывают его золотом «в прикреп» так, как описано в образце «полоска». Спица при этом лежит перпендикулярно золотным нитям, оставляя зазор между ними и картоном. Нити должны быть хорошо натянуты и располагаться плотными параллельными рядами (рис. 43). После выемки спицы они оказываются свободно лежащими на поверхности картона.

Для выполнения второго этапа золотную (или цветную шелковую) нить вставляют в иглу и переплетают с нитями первого слоя «корзинки» в шахматном порядке. Дойдя таким образом до края детали, по изнанке делают протяжку к противоположному краю (как в двусторонней глади). Плетенка может быть квадратной, например 4?4 нити, а может быть и более сложной, 4?2 и т. п. С помощью этого приема можно выполнить различные орнаментальные композиции, как в мозаике (рис. 44, 45).



Как видно из приведенных образцов, техника шитья по картону дает нам достаточно богатые возможности в украшении предметов литургического шитья. Она может быть использована как в орнаментальной, так и в лицевой вышивке. Последняя особенно ярко представлена в церковном шитье России и Украины XVIII-XIX веков.

Торжокские техники золотого шитья

Со второй половины XIX века золотная вышивка активно развивается как народный промысел в г. Торжке Тверской обл. Там до сих пор функционирует фабрика «Торжокские золотошвеи», а также существует профессионально-техническое училище золотной вышивки. Торжокское шитье обладает узнаваемым стилем, близким по характеру и духу к народной вышивке, и использует устоявшиеся традиционные художественные мотивы и технические приемы. Например, в торжокском шитье по карте рабочая нить выходит на лицевую сторону шитья и уводится в одно и то же отверстие, утягивая золотную нить на изнанку. Кроме того, наша терминология несколько отличается от принятой в Торжке: гладкое шитье по картону называется там «литым швом», шитье с расколом и «в прикреп» по картону или настилу — швом «в раскол» (так мы называем одну из техник шелкового шитья). Прикреп «клопчик» имеет два названия, в зависимости от шага прикрепа: швы «бабий» и «гусем». Шитье «в прикреп» по форме называется «плоской накладной гладью». Подробнее с техниками торжокского золотного шитья можно ознакомиться в книге Н. В. Бабушкиной «Золотое шитье» (см. в рубрике «Книжная полка»).

Одной из особенностей торжокской золотошвейной школы является также использование приемов шитья «в прикреп с расколом» по карте с образованием различных геометрических узоров на поверхности плотно покрытого золотом картона. Рисунки этих прикрепов те же, что и при обычном золотном шитье «в прикреп» («городок», «ягодка», «денежка», «черенок» и т. д.).

Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн ) – вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. В англоязычных странах используют название «embroidery on paper» - вышивка по бумаге. Иногда встречается название «paper embroidery», изредка «Form-A-Lines»- формы из линий, по-французски «broderie sur papier». В немецкоговорящих странах «pickpoints» - точечный рисунок.

Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом. С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.

Занятие изонитью способствует эстетическому и умственному, расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус,формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, учит наблюдать.Безусловно, техника изонити ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий. Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.

С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);

  • то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
  • швейные нити (катушечные, мулине, ирис);
  • скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
  • иголка;
  • тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.

Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой - серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.

Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным.

Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.

Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.

Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделана кручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.

Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.

Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.

Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: "Заполнение угла" и "Заполнение окружности" и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).

Главное : сначала на лицевой стороне делаем длинный стежок, в среде его открытыми финалами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и он должен пересекать предыдущий стежок, а по лицевой изнанке огромная игла направляется в следующий прокол (стежок короткий), быстро двигаясь в одном ничего хорошем духе, неуверенно предположим, по часовой стрелке.

Далее рассмотрим несколько приемов работы с изонитью для начинающих.

Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.

Приём «Заполнение угла».

  1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
  2. Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).
  3. Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
  4. Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины («0»).
  5. Вдеть нить в более тонкую иглу.
  6. Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.

Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Приём «Заполнение окружности».

  1. Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
  2. Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема, можно делить окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
  3. Сделать проколы в полученных точках.
  4. Вдеть нить в иглу.
  5. Заполнить окружность по схеме.

Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.

Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.

Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.

Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.

Дуги, спирали, лепестки.

Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

Прошивание спирали . Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток ). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.

Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.

Создание тоновой изонити.

Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение .

1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде линий-штрихов.

2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

Многие интересные виды рукоделия были известны еще несколько веков назад. Так и с изонитью - считается, что впервые техника создания рисунков на твердой основе при помощи ниток появилась в Англии достаточно давно. Английские мастера вбивали в деревянные дощечки гвоздики, на гвоздики наматывали разноцветные нити, создавая определенный узор.

Сегодня нитяная графика опять получила широкое распространение. Только для облегчения работы вместо дерева используется плотный картон.

Изонить: материалы и инструменты для работы

Для работы вам понадобится:

    Основа (деревянная или картонная дощечка),

    Нитки (могут быть совершенно разными, от толстых шерстяных до ярких мулине),

    Игла с ушком достаточного диаметра (чтобы влезла ваша нить),

  • Пенопласт.

Кроме основных, могут также понадобиться вспомогательные инструменты материалы, в том числе красивая подложка (однотонная ткань, кожа и другие), клей, скотч, шило, английские булавки, дополнительные аксессуары, которыми можно украсить готовое панно. Иногда нитяной рисунок может формироваться вокруг основы в виде броши, деревянного домика, нескольких фигурок животных и т.п.

Картон - самая простая основа, идеальная для новичков. Не обязательно искать какие-то особые виды картона, можно купить обычный цветной картон в обычном канцелярском магазине или гипермаркете. Возьмите несколько пачек картона разной плотности (указывается в граммах на кв. метр). Чем плотнее картон, тем более толстую нужно будет использовать иглу и нить.

Можно поэкспериментировать с бархатными подложками (существует даже бархатный картон), но, если материал будет слишком тонким, работать с ним будет неудобно. В таком случае вас выручит обычный клей ПВА, которым к основе можно приклеить лист обычного белого картона. Так работать станет гораздо проще.

Аналогичным образом можно приклеить на картон ткань.

Нитки могут быть не просто разными, а отличаться даже в рамках одного панно. К примеру, ель вы вышиваете толстыми пушистыми нитками, а снежинки - тонкими. Учтите, что и иголок в этом случае вам понадобится несколько разных, с разными размерами ушек.

Начинать вышивку можно даже обычными нитками, продающимися на катушках. Но обычно мастерицы останавливаются на «Мулине» или «Ирисе» в качестве основных, используя остальные разновидности по мере необходимости для дополнения образа.

Линейка и циркуль в работе нужны для того, чтобы наносить на основу картинки изонить (схемы будущих изображений). Самые популярные схемы строятся на основе круга, квадрата, угла.

Одно из основных занятий, из которых состоит работа мастерицы - прокалывание дырочек в основе. При кажущейся простоте это требует умения и осторожности, есть шанс исколоть пальцы или повредить поверхность рабочего стола. Вот тут на помощь и проходит лист пенопласта . Желательно, чтобы он был по размерам будущей картины или чуть-чуть больше. Его подкладывают по основу. Можно также использовать сложенное в несколько раз полотенце. Но плотный (экструдированный) пенопласт все же самый удобный вариант.

Скотч пригодится для того, чтобы закреплять нитки на изнаночной стороне. Не всякий узелок будет хорошо держаться на картоне и не всегда остается нитка достаточной длины, чтобы его завязать. Скотч (хороший, липкий скотч) отлично справляется с данной задачей.

Шило поможет проколоть толстый картон или кожу. Не всегда это удобно делать ниткой, особенно если вы решили использовать тонкие нитки и иглу подобрали им под стать.

Основные приемы в технике изонить

Собственно, за века существования этой техники было придумано всего две основные фигуры и два приема их заполнения - круг и квадрат (прямой угол). Давайте рассмотрим их подробнее.

Используем циркуль. С его помощью рисуем на основе круг нужного вам диаметра. Лучше пусть это будет небольшой кружок, если вы только знакомитесь с техникой. Далее, представьте, что эта окружность - циферблат часов. Нанесите отметки в тех местах, где обычно ставятся цифры на циферблате. Итого, у вас получится 12 отметок. В них проделайте шилом дырочки. Пронумеруйте их.

Итак, продеваем иглу с дырочку под номером один с изнаночной стороны.

Важно ! Вы можете соединять любые точки окружности в соответствие со своей (или чужой, если пользуетесь готовой схемой) задумкой, но так, чтобы расстояние между двумя соединяемыми точками всегда было меньше диаметра круга. То есть, на примере нашей картинки, нельзя соединять цифры 12 и 6, 3 и 9, 11 и 5, и т.п.

Этот прием берется за основу многих красивых вышивок. См. картинку ниже.

Или вот так:

Тут уже понадобится линейка. С ее помощью чертится острый, прямой или тупой угол. Как и в случае с кругом, его стороны делятся на равные участки, где проделываются дырочки. Они обязательно должны быть попарными, даже если одна сторона угла длиннее другой.

На вершине угла дырочка не делается. Нумеруются отверстия, начиная от вершины. Продевается нитка с изнаночной стороны. Далее - по вашей схеме.

Самый простой вариант для начинающих:

Опять же, заполнение угла в технике изонить нельзя производить таким образом, чтобы соединились противоположные точки, расположенные на равном расстоянии от вершины угла.

Если вы вышиваете в технике изонить цветы, то без этого приема вам не обойтись. Веер состоит из отрезка, над которым на некотором расстоянии нарисована дуга. Цель приема - соединить дырочки на отрезке с дырочками на дуге, получив красивый лепесток. Для примера см. схему:

Дырочки на дуге проделываются на равном расстоянии друг от друга. Начинают тянуть нить от первого прокола в дуге (цифра 1).

Так формируются не только листики, но и лепестки, а также бутоны.

Также для растительного орнамента можно использовать узор в форме дуги. Для него рисуется часть окружности. Далее дырочки соединяются нитью так, чтобы расстояние между ними было меньше, чем половина вышиваемой дуги. Посмотрите схему:

Как всегда, расстояние между дырочками должно быть равным.

По похожей схеме вышивается спираль:

Важно вышивать ее в одном направлении.

А вот так вышивается в технике изонить капелька:

За основу при этом берется дуга и два отрезка. Вышивку начинают с одного конца, на другом заканчивают.

Техника изонить: некоторые секреты рукоделия

    Если хорду (расстояние между двумя соединенными точками в круге) сделать максимально большой, то круг в итоге окажется максимально заполненным нитками.

    Интересный рисунок получается, если круг прошить дважды - одним цветом ниток с маленькой хордой, другим - с большой.

    При вышивании круга с лицевой стороны с обратной получаем звезду.

    Если хотите получить угол, вышитый штрихами, вышейте его с изнаночной стороны. Тогда на лицевой получится такой же, но заштрихованный.

    Чтобы закрепить узелки и весь рисунок в целом, после окончания вышивки нужно заклеить основу с изнаночной стороны плотным листом бумаги.

Картинка в технике изонить поэтапно с цифрами: золотая рыбка. Пошаговый мастер-класс для детей

Такой несложный рисунок может выполнить даже ребенок. Вообще, техника изонить для детей чрезвычайно полезна: развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость. Конечно, можно вышить и сложную рыбку. Но для малышей мы советуем взять вот такую простую схему:

Что понадобится

Из инструментов и материалов вам понадобятся:

    Цветной картон средней плотности,

  • Простой карандаш.

Ход работы

Шаг 1. На картон нанесите точки, как это указано на схеме.

У вас получится вот такая заготовка:

Шаг 2. Тонким шилом проделываем отверстия в картоне, согласно нарисованной схеме.

Шаг 3. Нитью одного цвета прошиваем по схеме нижний орнамент (волны моря).

В итоге должно получиться вот так:

Шаг 4. Приступаем к вышивке рыбки. Для этого по стандартной технике прошиваем круг. Вот так:

Шаг 5. В завершающей стадии прошиваем хвост, рот и плавник рыбки:

Чтобы смотрелось более естественно, не забудьте нарисовать рыбке глазик.

В пасхальной тематике нет ничего сложного. Главное, правильно подобрать в технике изонить схемы, некоторые из которых настолько просты, что вы сможете использовать их для создания поделки изонить, которые часто просят смастерить в садик или в школу.

    Панно «Цыпленок с яйцом»

В готов виде картинка выглядит вот так:

    Открытка к Пасхе «Лукошко с яйцами»

Схема для вышивки:

    Можно сделать изонить на дисках. В пасхальной тематике есть вот такая милая поделка:

Схема (сколок) выглядит вот так:

Вышить сердечко на картоне несложно, а в результате может получиться уникальная валентинка своими руками.

В готовом варианте картинка будет выглядеть ват так:

Вышивать необходимо вот по такой схеме:

Как видим, нумерация дырочек в верхней части сердечка начинается от центра, а внизу угловой элемент мы обходим стороной - там дырочки расходятся в стороны от центра, сам центр не нумеруется.

В целом, у вас должно получится четное количество дырочек, чтобы иметь возможность соединить их попарно.

Прошивать начинаем с изнанки, продев иглу в цифру под номером 1 (см. схему).

По мере продолжения работы, ваша валентинка будет выглядеть вот так:

Когда вы завершите с этой схемой, для усложнения рисунка нужно будет проделать следующие действия:

    С изнаночной стороны, где будет находиться нить в конце работы, продеть ее в отверстие под номером 47. Оттуда - в 48. Потом в 49 и так до конца.

Получится вот так:

Другой вариант схемы

Чем хорошо сердечко - если его края вырезать при помощи фигурных ножниц, то можно не использовать иглу, обматывая деталь нитками. Это проще, быстрее и удобнее, чем классическая техника изонить.

В результате у вас получится вот такое сердце:

Требуемые инструменты и материалы:

    Красный и белый картон,

    Нитки средней толщины красные, розовые и черные,

    Фигурные ножницы для вырезания краев валентинки,

    Обычные ножницы,

    Простой карандаш,

  • Аксессуары для украшения (стразы, бисер, бусинки, атласные ленточки и т.п.).

Ход работы

Чтобы сердечко получилось ровным и аккуратным, лучше вырезать его по готовому шаблону, которых в Интернете предостаточно. Вырезать обведенный шаблон необходимо фигурными ножницами.

Теперь обычными ножницами в местах «волны» делаем надрезы обычными ножницами. См. рисунок.

Переворачиваем нашу заготовку изнаночной стороной и скотчем закрепляем там нитку.

Перебрасываем нитку на лицевую сторону. Начинаем обматывать сердечко, продевая нитку в надсечки. Работаем вот по такой схеме:

Когда работа по схеме завершена, опять поворачиваем сердечко изнанкой и закрепляем там конец нитки. С лицевой стороны можно украсить сердце стразами и другими украшениями.

Можно выполнить обмотку вот таким образом:

Фантазируйте, и результат непременно превзойдет ваши ожидания.

Анна Капитоненко

Мастер-класс «Вышиваем на картоне »

Одним из моих увлечений является вышивка . Мои дети любят смотреть, как я своими работами украшаю нашу группу. В прошлом году, когда моим ребятишкам было 4 – 5 лет (они посещали среднюю группу, им очень захотелось научиться вышивать . Они долго просили меня дать им попробовать вышить «хоть что-нибудь» . Я же не знала, как можно приступить к такому занятию (еще маленьким для этой работы) детям. Совершенно случайно обнаружила, что вышивка «изонитью» может помочь мне дать возможность каждому заинтересованному ребенку освоить технику владения иголкой.

Показала и рассказала какие инструменты нужны : иголка, нитки, ножницы, картон , познакомила с техникой безопасности при работе с очень опасными предметами …

И вот мы приступили к работе. Вышивали простыми стежками , потом работы стали разнообразить и вот в апреле приняли участие в выставке, посвященной Дню космонавтики в городском конкурсе. Одна из работ заняла третье место.

Этим летом мои дети ходят в разновозрастную группу (старшая-подготовительная) . И вот, когда я вернулась из отпуска, дети, посещавшие среднюю группу вспомнили о вышивке . Заинтересовались и «подготовишки» .

Итак, приступим к обучению.

Для работы нужны :

1) картон (лучше всего брать небольшой кусочек – четвертую часть листа А-4) ;

2) иголку с тупым концом (я беру для вышивания крестиком ) ;

3) ножницы;

4) цветные нитки (мулине, простые катушечные) ;

5) простой графитный карандаш.

Начинаем работу с выбора предмета для вышивки . Например, сейчас лето, и мы готовим выставку работ «Вот оно какое – наше лето!»

На картоне рисуем , например, море

Иголкой прокалываем дырочки для облегчения работы детям


Вдеваем нитку в иголку, закрепляем ее с обратной стороны и вышиваем :

с изнаночной стороны иголка вставляется в пустую дырочку


а с лицевой стороны – в дырочку с ниткой


Вот и получилось море или река, как хотите.

Таким же образом рисуем, вышиваем корабль/лодку , солнышко, мячик…


Эту работу выполнил мальчик, который впервые взял иголку в руки. Хочу сказать, что работал ребенок всего два дня.


Если произошла ошибка, то ее легко исправить, вернув иголку в исходное положение. При работе с тканью это сделать сложнее, поэтому процесс вышивки на картоне , гораздо проще, а рука ребенка работает так же.

(особенно хорошо сочетается такая работа с подвижной деятельностью на прогулке : побегал – вышил , опять поиграл, можно и повышивать )


С обратной стороны работа выглядит не очень красиво, но оформляя ее, вы поможете ребенку оформить вышивку в оригинальную рамку, которую можно сделать своими руками, и получится прекрасный речной или морской пейзаж.

Вот такие работы мы приготовили к нашей выставке.





Вот таким образом мы можем помочь в развитии мелкой моторики, внимания, усидчивости, интереса.

Публикации по теме:

Русские рукодельницы с давних пор любили вышивать крестом – это умение передавалось от матерей к дочерям. Они считали крест оберегом от.

У нас в саду все чем-то увлекаются. Кто делает цветы из бумаги, другие занимаются оригами. Я очень люблю цветы. С ранней весны до осени.

Изонить. Схема и работа в технике нитяной графики. Вышивка нитками по картону. Техника работы - изонить - рисование нитью. Используя эту.

Коллектив Занимается по общеобразовательной программе «Волшебный мир бумаги» Модуль «Вышивка лентами» Педагог доп. образования Королева.

Предлагаю Вашему вниманию поздравительную открытку к 8 Марта, которую я сделала для своей маленькой "принцессы" - внучке Юлечке. Сложного.