Содержание раздела отделка швейных изделий. Окончательная отделка плечевых изделий. Оборка- отлетной и притачной

ТЕМА: Обработка оборок

Тема урока: Отделка швейных изделий. Виды отделки.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, познакомить их с темой «Обработка оборок», создать условия:

· для формирования устойчивого интереса к предмету;

· воспитания мотивации к учению, уважения к труду;

· мобилизация знаний и опыта учащихся;

· активизации мышления;

· коррекция речи.

Тип урока: вводный.

Оборудование: Карточки №1, №2; образец оборки; учебники, рабочая коробка, швейная машина , гладильная доска, утюг.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие;

Проверка явки учащихся;

Заполнение учителем классного журнала;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу:

1.1. Определи, двигаясь по стрелкам зашифрованное слово.

Карточка № 1

1.2. Вспомни и проставь последовательность выполнения сборок машинным способом. Карточка № 2

II. Объяснение нового материала.

2.1. Вступительная беседа. В жизни человека одежда играет большую роль. Она влияет на его самочувствие, настроение и работоспособность. Одежда защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. С помощью одежды можно подчеркнуть достоинства фигуры, скрыть её недостатки. К любой одежде предъявляются определённые эстетические требования. Эстетические требования выражаются в том, что одежда должна быть красивой по форме и отделке, соответствовать индивидуальным особенностям человека и современной моде.

Виды отделки

Отделка швейных изделий бывает самой разнообразной. В качестве отделки используют различные отделочные материалы – кружево, ленту, шитьё, пряжки, пуговицы и др. Отделкой могут служить и дополнительные детали – карманы, клапаны, воротники, оборки, воланы (Учебник см. рис. 14 на стр.33).

2.2. Объяснение нового материала.

Оборки

Оборками отделывают женские и детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки, фартуки. Оборка – это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.

В оборках различают срез притачивания и отлетной срез (см. рис. доске).

Оборки раскраивают из основной или отделочной ткани по косому или поперечному направлению нитей.

Ширина ткани для оборки зависит от фасона изделия, она может быть от 15 до 30 см. Длина оборки должна быть в полтора или в два раза больше длины среза, к которому её притачивают. С целью экономии ткани оборку можно составить из нескольких частей. Части оборки складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и стачивают по долевой нити, швы разутюживают. Ширина шва 5-7 мм.

III. Практическая работа «Раскрой оборок»

Учитель. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с практической работой «Раскрой оборок» и повторить правила техники безопасности .

Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы (Ответы детей - ткань, рабочая коробка – игла ручная, булавки, нитки, ножницы, мел портновский; линейка; швейная машина, гладильная доска, утюг).

После того как мы выяснили, что понадобиться для работы. Какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей – организовать рабочее место, убрать лишнее и рационально расположить)

Учитель. - Верно,

-

Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?

Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.

Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление причин.

IV. Закрепление нового материала.

Вопросы к учащимся:

1. Какие виды отделки можно применить при изготовлении швейных изделий?

2. Какой шов может служить для отделки изделия?

3. Продолжите моё предложение: - Оборка – это ………. .

4. Назови срезы детали оборки?

5. От чего зависит ширина ткани для оборки?

7. Если у нас мало ткани, а необходимо раскроить оборку, как это сделать?

V.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАСКРОЙ ОБОРОК

Инструменты, приспособления и принадлежности: игла, ножницы, напёрсток, швейная машина, гладильная доска, утюг, альбом.

Материалы для работы: ткань, швейные нитки.

1. Раскроить оборку из ткани по косому или поперечному направлению нитей.

2. Проложить две параллельные машинные строчки для сборок по срезу притачивания на расстоянии 1 см от среза ткани (1-я строчка); 0,5 см от среза ткани (2-я строчка).

3. Собрать срез притачивания на сборку за нижние нитки машинной строчки, распределяя равномерно сборки.

Тема урока: Обработка отлетного среза оборки швом вподгибку

с закрытым срезом двойной строчкой.

Цель: познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения шва вподгибку с закрытым срезом двойной строчкой; создать условия:

· для формирования навыков его выполнения;

· воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, культуры труда и общения;

· обогащения словарного запаса.

Тип урока: комбинированный (новая тема)

Оборудование: Карточка №1, №2, школьная доска, рабочая коробка, швейная машина, гладильная доска, утюг.

Ход урока

I. Организационный момент.

o - приветствие;

o - проверка явки учащихся;

II. Актуализация опорных знаний.

2.1. Определи, двигаясь по стрелкам зашифрованное слово:

Срез какой? Карточка № 1

https://pandia.ru/text/78/026/images/image005_2.png" width="336" height="276 src=">Карточка № 2

III.

3.1. Вступительная беседа

Предметы одежды часто украшают отделочными строчками и краевыми швами, например окантовочным, а также вышивкой.

Оборки, окантовочный шов, вышивка и другие виды отделки придают изделиям нарядный, привлекательный вид.

Различают несколько видов обработки отлетного среза оборки, его можно обработать ручным и машинным способами: строчками косых стежков, швом вподгибку двойной строчкой (московский), зигзагообразной строчкой, окантовочным швом.

3.2. Рассматривание образцов.

А сегодня на уроке мы познакомимся с обработкой отлетного среза швом вподгибку двойной строчкой (московский шов).

Ход работы

1. Подогнуть отлетной срез детали на изнаночную сторону на 3-5 мм, заметать по сгибу.

2. Проложить машинную строчку по изнаночной стороне на расстоянии 1-2 мм от сгиба.

3. Срезать излишек ткани возле строчки.

4. Подогнуть край детали на изнаночную сторону второй раз на 2-3 мм, застрочить по первой строчке со стороны подгиба.

5. Приутюжить шов.

6. Оформить образец в альбом.

Проверка качества работы : 1) ширина шва не более 3 мм; 2) машинная строчка ровная; 3) влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

Учитель. Следует организовать своё рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.

3.3. - Организация учащимися своих рабочих мест.

IV . Практическая работа «Обработка отлетного среза оборки швом вподгибку и закрепление подгиба двойной машинной строчкой на образце.

4.1. - Работа с учебником (Практическая работа стр. 40

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

(Повторение правил техники безопасности.)

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

IV. Закрепление нового материала

Вопросы к учащимся:

1. Какой шов применяли к обработке отлетного среза оборки?

Ответ: Шов вподгибку двойной строчкой.

2. К какому виду относится данный шов?

Ответ: Шов вподгибку относится к краевым швам.

3. Какой ширины в готовом виде должен быть московский шов?

Ответ: ширина шва не более 3 мм.

V. Уборка рабочих мест.

VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

· - Сообщение о достижении целей урока;

· - объективная оценка результатов труда;

· - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащимся;

· - сообщение о теме следующего урока

· - задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Тема: Втачивание оборки в шов соединения двух деталей на образце.

Цель: Способствовать формированию представления о способе втачивания оборки в шов соединения двух деталей;

· продолжить формировать навыки соединения оборок с основной деталью;

· воспитание самостоятельности, трудолюбия, аккуратности;

· внимание и самоконтроль;

· навыки работы по плану.

Тип урока: урок формирования и закрепления умений навыков.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

o - приветствие;

o - проверка явки учащихся;

o - заполнение учителем классного журнала;

o - проверка готовности учащихся к уроку.

o – настрой учащихся на работу (кроссворд)

Отгадай зашифрованное слово:

1. Головной убор.

2. Полоска ткани для обработки срезов или отделки деталей изделия.

3. Бельевое плечевое изделие.

4. Что стелим, когда ложимся отдыхать.

5. Это не рюкзак и не пакет, это - … .

6. Относится к постельному белью.

II. Актуализация опорных знаний

2.1. Проставь последовательность по порядку:

1. Обработать срезы шва. (4)

2. Необходимо выполнить сборку, собрать срез детали оборки за нитки до размера основной детали. Концы ниток завязать узлом. (1)

3. Шов заутюжить в сторону основной детали. (5)

4. Наложить оборку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, уровнять срез, приколоть, приметать, притачать со стороны оборки между строчками сборки. (2)

5. Удалить нитки примётывания и нитки сборок, рассекая их с изнаночной стороны через 5-7 см. (3).

2.2. Вопрос: Как называется вид соединения оборки с основной деталью?

Ответ: Соединение оборки с основной деталью стачным швом.

III. Изложение нового материала (Объяснительно-иллюстративный метод):

Сегодня мы научимся способу втачивания оборки в шов соединения двух деталей (показ готового образца ).

Ход работы

2. Наложить оборку изнаночной стороной на лицевую сторону одной детали, уровнять срезы, приметать между строчками сборки.

3. Наложить вторую деталь лицевой стороной на деталь с оборкой, уровнять срезы, сколоть, сметать и стачать со стороны первой детали, со стороны смётывания.

4. Удалить нитки смётывания и нитки сборки.

5. Обработать срезы швов.

6. Разложить детали. Шов заутюжить в противоположную от оборки сторону.

Контроль: 1) сборки распределены равномерно по всей длине оборки;

2) срезы шва обмётаны; 3) шов заутюжен в противоположную от оборки сторону; 4) влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

IV . Практическая работа

4.1. - Работа с инструкционной картой.

Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

4.2. - Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы? (Повторение правил техники безопасности.)

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

4.3. Выполнение работы учащимися.

4.4. Текущий инструктаж учителя.

4.5. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление причин.

V . Уборка рабочих мест.

VI . Закрепление пройденного материала (Фронтальный опрос) :

6.1. Вопросы к учащимся:

1. Что такое оборка?

Ответ: Оборка – это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.

2. Какие изделия отделывают оборками?

Ответ: Оборками отделывают женские и детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки, фартуки.

3. Назовите название срезов детали оборки?

Ответ: В оборках различают срез притачивания и отлетной срез.

4. По какой нити раскраивают оборку?

Ответ: Оборки раскраивают по косому и поперечному направлению нитей.

5. С какими видами обработки отлетного среза оборки вы познакомились?

Ответ: Отлетной срез оборки можно обработать ручным и машинным способами, швом вподгибку двойной строчкой, зигзагообразной строчкой. Окантовочным швом.

6. Какими способами оборки могут быть притачаны к срезу основной детали?

Ответ: Оборки могут быть притачаны к срезу основной детали стачным, накладным швами, в шов соединения двух деталей.

6.2. Показ готовых образцов .

VII . Подведение итогов .

7.1. Оценка работы учащихся.

7.2. Заключительная беседа.

Тема урока: Соединение оборки с основной деталью притачным швом.

Цель: Познакомить учащихся с технологией соединения оборки с основной деталью притачным швом; создать условия:

· для совершенствования навыков работы на швейной машине;

· воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, культуры труда.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Кроссворд, школьная доска, образец соединения оборки с основной деталью, рабочие коробки, швейная машина, гладильная доска, утюг.

Ход урока

I. Организационный момент.

o - приветствие;

o - проверка явки учащихся;

o - заполнение учителем классного журнала;

o - проверка готовности учащихся к уроку;

o - настрой учащихся на работу

Среди букв, представленных в форме, найдите ответы на вопросы. В скобках указывается количество букв в слове. Слова могут читаться только по горизонтали и вертикале, по часовой и против часовой стрелки

1. В ткани есть нить утка и нить…….Основы

2. Плечевое бельевое изделие (7). - Сорочка

3. Полоска ткани, один срез которой собран на сборку (6) - Оборка

4. Головной убор (7) - Косынка

5. Комплект плечевого бельевого изделия (6). – Пижама

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы к учащимся:

1. Какие изделия отделывают оборками?

Ответ: женские, детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки.

2. Назовите название срезов детали оборки?

Ответ: срез притачивания, отлетной срез.

3. По какой нити раскраивают оборку?

Ответ: по косому и по поперечному направлению нити.

4. С какими видами обработки отлетного среза оборки мы познакомились?

Ответ: отлетной срез оборки можно обработать ручным и машинным способами: строчками ручных косых стежков, швом вподгибку с закрытым срезом, зигзагообразной строчкой, окантовочным швом.

Ш. Изложение нового материала (Объяснительно-иллюстративный метод):

Вступительная беседа. Оборки могут быть притачаны к срезу основной детали накладным швом, втачаны между двумя деталями или стачным швом. Сегодня мы научимся способу соединения оборки с основной деталью притачным швом (показ готового образца ).

Ход работы

1. Необходимо выполнить сборку, собрать срез детали оборки за нитки до размера основной детали, концы ниток завязать узлом.

2. Наложить оборку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, уровнять срезы, приколоть, приметать, притачать со стороны оборки между строчками сборок.

3. Удалить нитки примётывания и нитки сборок.

4. Обработать срезы шва.

5. Шов заутюжить в сторону основной детали.

Контроль: 1) сборки распределены равномерно по всей длине оборки;

2) шов заутюжен в сторону основной детали; 3)влажно-тепловая обработка выполнена качественно

Учитель. Следует организовать своё рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.

- Организация учащимися своих рабочих мест.

IV . Практическая работа «Соединение оборки с основной деталью притачным швом.» на образце.

4.1. - Работа с учебником (Практическая работа стр. 41 ). Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

4.2. - Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы? (Повторение правил техники безопасности.)

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

4.3. Выполнение работы учащимися.

4.4. Текущий инструктаж учителя.

4.5. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление причин.

V .Закрепление материала

Вопросы к учащимся:

1. Какими способами можно соединить оборку с основной деталью?

2. Какие швы применяют при соединении оборки с основной деталью?

VI . Подведение итогов .

Оценка работы учащихся.

Заключительная беседа.

Сегодня мы закончили большую тему – «Обработка оборок». И я надеюсь, вы теперь сможете не только шить швейные изделия, но и производить отделку швейных изделий.

o - объективная оценка результатов труда;

o - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащимся;

o - сообщение о теме следующего урока

o - задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

В практике моделирования одежды широко применяют различные отделки, которые не только украшают изделие, но усиливают и обогащают его композицию. Отделки могут быть использованы для выделения формы изделия или ее части, членения формы на части, объединения частей формы или нескольких различных самостоятельных форм, организации зрительного движения в определенном направлении на поверхности формы.

Отделки обогащают художественно-образный замысел костюма. Одни виды отделок одновременно имеют декоративное и конструктивное значение, другие - декоративное и утилитарное.

Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Все многообразие их можно подразделить на семь групп:

1) отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек;

2) отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны;

3) отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы;

4) отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, хольнитены, застежки-молнии;

5) отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами

6) отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, спилок, бархат, кружевное полотно, ткани;

7) отделка деталей изделия печатным рисунком.

Отделки 1-й группы имеют широкое распространение и применяются в разных видах одежды. Им уделяют большое внимание в процессе создания проекта модели, так как они могут явиться средством создания формы, членения формы на части, связи формы. Они неразрывно связаны с конструкцией изделия и в значительной степени определяют расход материала на изделие. Отделки этой группы лаконичны, сравнительно стабильны. Некоторые виды отделок, такие, как рельефы, складки, отделочные строчки, применяют постоянно.

Они имеют не только декоративное, конструктивное назначение, но и утилитарное.

Так отделочная строчка наряду с подчеркиванием края детали, шва, закрепляет край, шов и обеспечивает сохранение их формы; складки обогащают форму изделия, обеспечивают свободу движения в нем.

Вертикально расположенные рельефы, вытачные рельефные швы, складки, отделочные строчки придают деталям четкость, стройность. Драпировки, буфы, сборки неразрывно связаны с мягкой формой изделия или его части, причем драпировки, буфы могут явиться центром композиции изделия. Наиболее выразительны отделки этой группы на гладкокрашеных тканях, причем для драпировок, буф, сборок ткани должны быть пластичные, но не вялые; для рельефов, складок, вытачных рельефных швов ткани могут быть разной толщины, но достаточно плотные.

Отделки 2-й группы украшают форму, создают зрительное движение на ее поверхности (оборки, воланы, рюши), выделяют форму (кант, окантовка, бейка). Некоторые виды отделки имеют декоративное и утилитарное назначение. Так, окантовка края является средством декоративного оформления и средством его обработки, закрепления; рулик, бант - средствами скрепления деталей изделия.

Отделки этой группы могут применяться в изделиях взрослого и детского ассортимента из гладкокрашеных тканей и тканей с печатным рисунком.

Механизация процесса изготовления беек и окантовочных швов сделали его нетрудоемким, доступным при массовом изготовлении одежды. Бейки и окантовочные швы широко применяют при изготовлении детской одежды, одежды для отдыха, они придают изделиям декоративность, разнообразие, свежесть.

Отделки 2-й группы не влияют на конфигурацию и размер основных деталей изделия, поэтому широко могут быть использованы при проектировании одежды на одной конструктивной основе, что при минимальных затратах дает возможность резко повысить разнообразие моделей.

В 3-й группе отделок наибольшее распространение имеют тесьма и кружево. Отделочная тесьма в зависимости от ее вида может применяться в изделиях широкого ассортимента, придавая детской одежде, одежде для отдыха и спорта декоративность, национальный колорит; нарядной одежде - праздничность; повседневной одежде - четкость, строгость, формоустойчивость краев.

Тесьмой можно подчеркнуть конструктивные членения, выделить форму края. Отделочная тесьма может заменить дорогостоящую вышивку. Окантовка деталей тесьмой менее трудоемка, чем тканью.

Отделка 4-й группы - фурнитура - является элементом застежки и выполняет важную утилитарную роль, от нее зависит удобство пользования одеждой. Наряду с этим, фурнитура выполняет и декоративную роль, особенно это относится к повседневной одежде, одежде для спорта и отдыха. В этой группе наиболее распространенным видом отделки являются пуговицы, которые могут быть выполнены из разных материалов, разной формы и цвета. Материал пуговиц, их форма и цвет должны соответствовать назначению изделия, форме и линиям его членения, цвету и виду материала.

Отделки 5-й группы наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная, выполненная нитками, стеклярусом, бисером, блестками-пайетками. Она может применяться в изделиях разного назначения, являясь с давних времен отделкой одежды разных народов. Вышивка вносит в одежду элемент народности, придает ей нарядность, торжественность и даже строгость. Вышивка может быть центром композиции изделия. Вид вышивки определяется назначением изделия. В настоящее время в массовом производстве одежды в основном применяется машинная вышивка. Вышивка бисером, стеклярусом, блестками-пайетками применяется ограниченно и только в нарядной одежде.

Аппликация может быть выполнена на спецмашине зигзагообразной строчкой, клеевым способом и сваркой. При выполнении аппликаций сваркой рисунок, изготовленный на пленке, приваривают к материалу. Разработка технологии клеевого способа значительно сократила время выполнения этого вида отделки и открыла широкую возможность применения его в массовом производстве детской, подростковой одежды и одежды для отдыха. Рисунок аппликации и эмблемы должен соответствовать назначению изделия, возрасту потребителя.

Эмблемы широко распространены в спортивной одежде, одежде для отдыха, детской и подростковой одежде.

Отделки 6-й группы применяют в нарядной, спортивной и повседневной одежде. Отделки из других материалов, кроме декоративного, имеют и утилитарное значение. Так, применение в меховом пальто планки и манжет из кожи повышает износоустойчивость изделия, применение трикотажной отделки в изделии из искусственной кожи повышает воздухопроницаемость изделия, обеспечивает большую свободу движения. Съемные детали из отделочных материалов позволяют одно и то же изделие носить в разных вариантах.

Отделка деталей печатным рисунком (6-я группа отделок) с переводом его парафазным методом может успешно применяться при изготовлении изделий из светлых синтетических тканей, особенно из тканей, содержащих ацетатные волокна, где вследствие большой осыпаемости срезов и повышенной раздвигаемости нитей затрудняется применение отделок других видов.

Применение в одном изделии нескольких видов отделки требует их согласования, чтобы не нарушить целостности композиционного решения.

Тесьма, декоративные канты, ткани в полоску и в клетку, сетка, шифон и другие материалы могут стать эффектной отделкой вашей модели.

Фольклорные мотивы

Вариант 1

Очень простой способ декорирования изделия - использование готовой тесьмы или ленты. Современный рынок предлагает огромный ассортимент этих материалов. Цветовой и стилевой диапазон их очень широк.

Использовать тесьму или ленты можно по-разному, например, настрочить одну на другую внахлест на 3 мм (илл. 1). При этом можно чередовать разные виды тесьмы или тесьму другого цвета (илл. 2, 3). Желательно использовать более широкую, поскольку это сделает процесс менее трудоемким (потребуется меньше соединительных швов).

Если ткань обладает высокой осыпаемостью на срезах, то рекомендуется припуски стачного шва заутюжить. В этом случае припуски шва можно оставить достаточно широкими. Если припуски стачного шва разутюжить, то их ширина должна быть меньше, чем в первом варианте. Важно правильно подобрать тесьму по ширине. Если она будет узкая, например 0,5 см, то припуски шва нужно будет подрезать до 0,3 см. Не для каждого вида материала подойдет такой минимальный припуск на шов. Нити материала могут высыпаться из швов.

Если ткань толстая, плотная с низкой осыпаемостью, то рекомендуется использовать второй вариант обработки - стачной шов вразутюжку (илл. 6), толщина шва в этом случае будет минимальной.

После соединения тесьмы (лент) полученную деталь следует приутюжить, слегка оттягивая швы, если они будут стянуты строчками. После этого деталь подрезается по срезам, если потребуется.

Игра полос

Практически в любом швейном изделии из ткани в полоску можно наблюдать так называемую «игру полос», когда отдельные детали выкроены под разными углами к направлению нитей основы. Благодаря этому можно получить интересные визуальные эффекты (илл. 7, 9-12).

При работе с тканью в полоску очень важны:

■ точность кроя;

■ совмещение полос рисунка при стачивании деталей.

Совмещением полос можно пренебречь, только если ткань с неявной и мелкой полосой (т.е. не требующей подгонки рисунка).

Рассмотрим различные варианты.

Вариант 1

Первый вариант представлен на илл. 7. Этот декор состоит из 4-х деталей в виде прямоугольных треугольников. Схема выкраивания деталей и рекомендуемое расположение их на ткани показаны на илл. 13. При выкраивании деталей обязательно нужно учесть последующее совмещение полос рисунка ткани.

Если точность кроя и подгонка полос рисунка произведены верно, то далее остается только стачать детали между собой, совмещая полосы (илл. 8). Можно предварительно сколоть детали булавками.

Вариант 2

Второй вариант - аналог первого, отличие только в расположении полос в деталях кроя (илл. 9). Схема выкраивания деталей и рекомендуемое расположение их на ткани показаны на илл.14.

Вариант 3

На илл. 10 представлен декоративный элемент из шести деталей. Это комбинация трех деталей из варианта 1 (илл. 7) и трех деталей из варианта 2 (илл. 9).

Вариант 4

На илл. 11 приведен декоративный элемент из четырех деталей. Это комбинация двух деталей из варианта 1 (илл. 7) и двух деталей из варианта 2 (илл. 9).

Вариант 5

На илл. 12 представлен декоративный элемент, состоящий из четырех прямоугольников.

При стачивании деталей обязательно совмещать полосы. При необходимости сколоть детали булавками (илл. 16). Швы разутюжить.

Урок геометрии

Рассмотрим обработку еще двух декоративных элементов, выполненных также из ткани в полоску.

Для изготовления декора, представленного на илл. 17, нам потребуются:

1. Полоса из основной ткани, выкроенная под углом 45 градусов к направлению нитей основы. Длина зависит от размера декоративного элемента. Ширина детали в крое 3 см. В готовом виде ширина полосы составит 1,5 см. Не рекомендуется делать ее уже, так как она должна закрыть необработанные срезы других деталей.

2. Несколько квадратов, выкроенных из основной ткани. Их размеры и количество зависят от размера готового декоративного элемента. В данном случае выкроено 6 квадратов с длиной стороны 6,5 см (илл. 18).

Заутюжить припуски по 0,75 см по продольным срезам полосы. Ширина ее в готовом виде составит 1,5 см.

Заутюжить каждый квадрат пополам (илл. 19). Важно соблюсти при этом одинаковое направление полос рисунка ткани на всех квадратах. Из получившегося прямоугольника нужно сделать треугольник, отгибая верхние углы к середине нижних срезов (илл. 20). Приутюжить.

На основной детали наметить положение декоративного элемента. Начертить одну линию - это середина расположения декора.

Настрочить заготовленные треугольники на основную деталь, прикладывая их необработанными срезами к намеченной линии. Ширина шва настрачивания 0,5 см (илл. 21). Приутюжить.

Поверх срезов настроченных треугольников настрочить подготовленную полосу, прокладывая строчки в край по ее сгибам (илл. 22). Приутюжить.

Оригинальная оборка

Для этого декора (илл. 23) нам потребуются:

1. Готовая отделочная тесьма (либо полоса, выкроенная из основной ткани). Ширина этой детали должна быть не менее 1 см (чтобы закрыть необработанные срезы оборки).

2. Широкая оборка из основной ткани, выкроенная вдоль или поперек нитей основы (в зависимости от расположения полосы). Длина оборки зависит от модели (длина оборки в крое должна быть в три раза больше длины готового декора). Ширина оборки зависит от модели, в нашем случае – 4 см.

Обработать нижний срез оборки узким швом вподгибку с двумя строчками («американка»). Застрочить на изнаночную сторону припуск шириной 0,5 см, прокладывая строчку на расстоянии 0,1 см от сгиба (илл. 24). Подрезать припуск близко к строчке (илл. 25). Еще раз подогнуть на изнаночную сторону и застрочить припуск низа (илл. 26). Приутюжить.

Если боковые срезы декора в дальнейшем войдут в швы изделия, то обработка боковых срезов оборки не требуется. Если боковые срезы оборки не войдут в швы, то их (боковые срезы) следует обработать тем же способом, что и срез низа оборки.

На оборке наметить положение встречных складок. Заложить складки и застрочить их припуски по разметке, прокладывая строчку застрачивания по припуску верхнего среза оборки.

На основной детали наметить положение декора двумя параллельными линиями. Одна линия - линия прикладывания верхнего среза оборки, вторая -линия прикладывания верхнего края тесьмы.

Наложить подготовленную оборку на основную деталь, совмещая верхний необработанный срез с намеченной линией. Настрочить швом шириной 0,5 см (илл. 27).

Настрочить готовую тесьму по краям на основную деталь, закрывая верхний необработанный срез оборки (илл. 23). Приутюжить.

Декоративные припуски

Этот элемент (илл. 28) прост в изготовлении и выглядит довольно эффектно. Его можно применить при изготовлении юбки, платья, блузки. Ткань при этом может быть как костюмная, так и легкая плательная, например, шифон.

Можно использовать и трикотаж. Важно, чтобы основной материал был двухсторонний или изнаночная сторона была декоративная.

Боковые и верхние срезы деталей нужно обработать так, чтобы они аккуратно смотрелись как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Например, для тонких плательных и блузочных тканей можно использовать шов «американка». Для более плотных тканей нужно подобрать другие способы обработки (например, окантовать).

Патронташ

Декоративный элемент в виде патронташа (илл. 29) периодически возвращается в моду. Он широко используется в одежде в стиле «милитари».

Сначала нужно определиться с размером готового патронташа. В нашем случае его размер 12 см х 6 см. Нам потребуется 1 деталь со сгибом по боковой стороне. Длина детали в крое должна быть больше длины готового декора: 16 см + один припуск 0,7 см = 16,7 см. Ширина:6 см + два припуска по 0,7 см = 7,4 см. Раскроить 1 деталь со сгибом.

Сложить деталь лицевой стороной внутрь и обтачать ее срезы швом шириной 0,7 см, оставляя технологическое отверстие для вывертывания (илл. 30). Вывернуть деталь на лицевую сторону, выправить шов обтачивания без образования канта (т.е. враскол); приутюжить, заутюживая припуски отверстия (илл. 31). Проложить строчку по всему контуру детали (швом шириной 0,1 см), застрачивая сгибы отверстия.

На основной детали разметить положение декора и строчек настрачивания. На детали патронташа также разметить положение строчек настрачивания (илл. 32). Расстояние между строчками настрачивания на основной детали 1,5 см, на патронташе - 2 см (для объема).

Наложить патронташ на основную деталь и настрочить, совмещая линии разметки на деталях (илл. 33). Декор готов.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 10 им. АХМЕТА ДАВЛЕТОВА г. УФА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по ПМ.01:Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам

МДК.01.03 Оборудование и технология обработки изделий.

ТЕМА: «ВИДЫ ОТДЕЛКИ»

Разработал:

педагог доп.образования Л.Т. Набиуллина

Уфа

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока по теме «Виды отделки» разработана для проведения комбинированного урока с учащимися, изучающими МДК 01.03 Оборудование и технология обработки изделий.

В процессе проведения урока предусматривается изучение различных видов отделки швейных изделий и применение различных методов обработки.

Урок выстроен в соответствии с интересами учащихся, их уровнем учебной подготовки и развития.

На уроке обучающиеся осваивают профессиональные и общие компетенции:

Работа с различными источниками информации;

Приобретают навыки исследовательской деятельности;

Аргументация своей точки зрения;

Согласовано: Утверждаю:

Председатель МК Зам. директора по УПР

И.В. Спиридонова З.Р. Киньябулатова

__________ _____________

План урока

Дата___________ 2015г.

Место проведения : 22кабинет

Группа № : 8

Раздел ПМ 3 выполнение поэтапной обработки швейных изделий различного ассортимента.

ПМ. 01. Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам.

МДК. 01.03 Оборудование и технология обработки изделий.

Тема урока : Виды отделки

Тип урока: комбинированный

Метод проведения урока : лекция с элементами беседы

Развитие и овладение общими компетенциями:

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Цели урока :

обучающие:

    Ознакомить учащихся с различными видами отделки;

    Углубить и систематизировать знания по обработке отдельных деталей;

    Повторить технические условия на выполнение машинных швов.

воспитывающие:

    выявление заинтересованности учащихся,

    развитие чувства гармонии и прекрасного.

развивающие:

    развивать творческие способности учащихся;

    развивать умение анализировать методы обработки, выбирать наиболее целесообразные;

    создавать условия для развития воображения, расширения кругозора;

    формировать познавательную активность и уважение к человеческому труду;

Материально-техническое оснащение урока и дидактический материал:

Методико-дидактическое:

структурно-логическая схема, готовые изделия, образцы, планшет-раскладушка с образцами отделки, тесты, словарь «новых слов», доклады учащихся

Материально-техническое:

ноутбук, экран, проектор

Форма организации процесса обучения на уроке :

    индивидуальная;

    групповая.

Межпредметные связи: «Оборудование», «Материаловедение», «Моделирование одежды», производственное обучение.

Литература:

1. Силаева, М. А. Технология одежды: В 2 ч. Ч.1 [Текст]: учебник/ М.А.Силаева.- М.: Академия, 2011.- 336с.

2. Силаева, М. А. Технология одежды: В 2 ч. Ч.2 [Текст]: учебник/ М.А.Силаева.- М.: Академия, 2011.- 368с.

3. Труханова, А. Т. Технология женской и детской одежды [Текст]:учебник/ А.Т.Труханова.- М.: Академия, 2006.

4. Сотникова, Т.С. Технология одежды: Рабочая тетрадь [Текст]: учебное пособие/ Т.С.Сотникова.- М.: Академия, 2011.-144с.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

I .Организационный момент (2 – 3 мин)

Приветствие, создание благоприятной психологической обстановки. Проверка явки учащихся, внешнего вида, готовности к уроку.

Настраиваются на работу. Отчет дежурного.

II . Актуализация опорных знаний

2.1. Мотивация познавательной деятельности.(5 мин)

Формулирование урока, постановка целей и задач урока. Выдвигает проблему

Внимательно слушают, обсуждают проблему совместно с преподавателем.

2.2. Актуализация знаний учащихся (10 мин)

Определяет актуальность темы в соответствии с направлениями моды. Подготавливает к достижению целей, стимулируя к рассуждениям.

Отвечают на тесты ранее пройденного материала по теме «Машинные швы, Терминология машинных работ» (приложение 1)

III . Усвоение новых знаний

3.1 Изучение новой темы(15 мин.)

Использует логико-смысловую модель Штейнберга (приложение 2)

История возникновения отделок (приложение3)

Показывает слайды, образцы. Демонстрация моделей

Внимательно слушают, изучают логико-смысловую модель,

отвечают на вопросы,

оформляют словарь новых слов (приложение 4),

зачитывают доклад (приложение 5)

используют раздаточный материал (приложение 6)

IV .Контролирующее задание

4.1.Контролирующее задание(5 мин)

Просит ответить на вопросы

(приложение 7)

Обсуждают, делают выводы

4.2 Домашнее задание (3 мин)

Дает задание:

составить кроссворд, используя словарь (приложение 8),

зарисовать модель с использованием отделок,

записать раздаточный материал

Получают методику выполнения, (приложение 9), задают вопросы

V . Рефлексия учебной деятельности

5.1 Анализ, дать оценку деятельности учащихся.(3 мин)

Подводит итоги урока. Объявляет результаты тестов. Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке. С помощью вопросов стимулирует рефлексию настроения учащихся по трем показателям:

Понимание материала урока;

Интерес к материалу урока;

Свое настроение после урока.

(приложение 10)

Выполняют самоанализ своей деятельности.

ОТДЕЛКА В ОДЕЖДЕ

Отделка одежды - один из декоративных элементов композиции одежды. При моделировании отделку увязывают с формой и конструкцией изделия, материалом, цветом. Это дополнение и украшение, которое может вообще отсутствовать в одежде, т. к. не для всякой одежды оно обязательно.

Отделка не является самостоятельным элементом композиции. Правда, в истории костюма были периоды, когда отделка являлась основной, главенствующей частью композиции одежды, а линии становились как бы второстепенным элементом, фоном. Рюшки, бейки, защипы, кантики, тесьма, бантики, пряжки, кисти, пуговицы чередовались с бисером, стеклярусом, кружевом, мехом и цветами, причем одновременно применяли самые разнохарактерные отделки в одном и том же изделии.

Отделка - об этом уже говорилось выше - должна дополнять, украшать изделие. Кроме того, она должна придавать ему тот или иной характер, определять время его носки (зимнее, летнее), назначение (домашнее, для работы, выходное) и т. п. Это может другая ткань (отличающийся цвет или фактура), вышивка (пайетки, стеклярус, бисер, нитки); фурнитура (пряжки и пуговицы, петли, декоративные застёжки, кнопки, и прочее); различная отделка кокеток, карманов, застёжек молниями; декоративной строчкой, стежками; иными материалами (трикотаж, натуральный и искусственный мех, кожа, бархат); всевозможными кистями, кантами, кружевами, тесьмой, лентами, бахромой; это может быть аппликация или искусственные цветы. Кроме того, применяют защипы, буфы, бейки, рюши, жабо, воланы, оборки, плиссе, рулики, фестоны, галстуки, банты, которые получают, обрабатывая ткани различными способами.

Применяя отделки, необходимо помнить об одном правиле - следует во всём знать меру. Современные методы моделирования предлагают применять разнохарактерные отделки. Иногда случается так, что модель бывает очень перегружена отделками и фактурой, но эта перегруженность вовсе не мешает придерживаться чувства меры, но для этого, согласитесь, необходимо обладать особым композиционным чутьём. От фактуры - поверхности формы, зависит внешний облик изделия и его зрительное восприятие. Использование различных фактур в одной модели позволяет выделить те или иные особенности поверхностей. Возможно использование нюансных и контрастных сочетаний фактур, где композиция основывается на еле заметных сменах фактур. Конец 1990-х годов характеризуется насыщенностью и перегруженностью изделий поверхностями больших объёмов. Тогда же появляются новые сочетания, иногда весьма парадоксальные: прозрачная, лёгкая ткань соединялись с мохером, кожей, искусственным или натуральным мехом.

Раньше такие революционные сочетания не применялись в создании одежды. Ткани с металлизацией, трикотаж из разряда нарядных становятся повседневными. Фактуру насыщают объёмные дополнения: жгуты, торчащие перья, кисти, букле, узлы, ворс,- от всего этого зрительно увеличивается общая масса одежды, тогда как гладкие поверхности придают изделиям лёгкость, воздушность, и визуально уменьшают объём.

Также развивается применение складчатых, плиссированных, гофрированных и мятых поверхностей.

Это говорит об утилитарном характере отделки. Приведем в качестве примера и другие виды отделки, такие как пуговицы, чаще всего используемые для скрепления деталей; отделка машинной строчкой, которая не только подчеркивает рельефы и края деталей, но одновременно придает изделию большую устойчивость, способствует сохранению формы (бортов, низа, полочек, мелких деталей).

Отделка может быть постоянно й (вышивка, мережка, кант, аппликация, пуговицы и т. д.) и съемной (различной формы вставки, воротники, манжеты, пояса, банты, цветы). При съемной отделке одно и то же платье может иметь различное назначение (платье с вариантами). Так, применяя скромную отделку (вставку, пояс), платье можно сделать деловым; если использовать нарядную отделку, такую как вставка, цветы, бант, платье будет выглядеть как выходное, нарядное.

Виды современных отделок

Условно их можно разделить на следующие группы: :
- выполненная непосредственно на поверхности деталей одежды (рельефные швы, отделочные строчки, складки, драпировки, плиссе, гофре, аппликации., вышивка, кружево, ленты, тесьма, шнур, бахрома, бисер, стразы);

Выполненная из ткани изделия или отделочной ткани, являющаяся деталью изделия и придающая объем (оборки, воланы, подрезы, воланы, рюши, буфы, сборки банты, бейки, канты, клапаны, хлястики и т. д.);

Сделанная из съемных деталей (жабо, воротники, галстуки,бант,манжеты.кокилье и т. д.);

Отделка на деталях (кокетки, складки, машинные швы, клапаны, хлястики)

Дополнительные элементы - выполненная из др. (не основного) материала (из меха, замши, искусственной или натуральной кожи, бархата, трикотажа и др.) выполненная фурнитурой (с использованием пуговиц, пряжки, молнии и т.д.); выполненная печатным рисунком граффити, цветы, и т.д.

Вышивка - может быть ручной и машинной, выполненной нитками (хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми), а также бисером, стеклярусом, жемчугом и пайетками. Применяют ее в легком платье, верхней и детской одежде.

Вышивка широко применяется и в нарядных платьях. Узоры могут быть самыми различными: геометрическими, тематическими, растительной орнаментации, беспредметными. Иногда вышивают равномерно весь лиф или все платье; иногда же вышивку концентрируют на какой-либо одной части лифа или юбки.

Фурнитура. Материалами для изготовления пуговиц служат: галалит, акрилат, кость, рог, перламутр, фарфор, дерево, стекло, металл, кожа, шнур, сутаж, ткань и др.

Пуговицы служат застежкой или закрепляют детали. Чисто декоративное использование пуговиц бывает очень редко. В начале ХХ в. пуговицы применяли в чрезмерно большом количестве и в основном в декоративных целях (застежка спереди зачастую в то время не была предусмотрена. В начале 50-х годов ХХ в. была широко распространена модель пальто с большим количеством мелких пуговиц, поставленных вплотную одна к другой и расположенных в один или два ряда внутри встречной складки посередине спинки.

Машинные строчки как бы подчеркивают, усиливают линии, швы, рельефы изделия, края деталей и встречные складки, делают их более заметными. Машинную отделочную строчку применяют как в легком платье, так и в верхней одежде. Строчка может быть фигурной (углы, полуовалы, квадраты). В этом случае она зачастую является основным элементом композиции. Фигурная строчка может заполнять все изделие: спортивную куртку, пальто, юбку; иногда строчка расположена по низу изделия, по линии кокетки, капюшона и т. д.

Кант, тесьма, сутаж. Эти виды отделки могут, не являясь средством выражения основной идеи композиции, усиливать линии, детали, рельефы, т. е. обогащать композиционное решение. Гладкую тесьму и вьюнчик применяют в костюмах, летних платьях и детских изделиях. Ими оформляют линию горловины, низ юбки, линии застежек, карманов и кокеток, низ рукавов.

Аппликации применяют преимущественно в детской одежде, а также в спортивных костюмах и костюмах специального назначения. В основном аппликация бывает тематическая (звери, птицы, игрушки, цветы).
Кисти, бахрома, щеточка. Бахромой и щеточкой иногда оформляют линии застежки, края деталей верхней одежды и легкого платья. Кистями можно заканчивать легкий пояс, шарф, капюшон. Кисти, бахрому и щеточку делают либо из нитей основной ткани, либо из других нитей, которые соответственно подбирают по фактуре и цвету. Плотную, неосыпаемую ткань надрезают.

Кружева применяют в легком платье, нарядных блузках, детских изделиях (в виде кокетки лифа, манишки), на рукавах, по низу юбки и т. д. Использование краевого кружева способствует более интересному оформлению краев деталей

Мережка. Мережку применяют в блузках и платьях. Ручная мережка возможна на тканях, нити которой легко выдергиваются (полотняного переплетения). Более распространена машинная мережка. Располагают мережку на лифе в виде кокетки отдельными линиями в вертикальном и горизонтальном направлениях. Мережка может заполнять и весь перед лифа. Она обогащает ткань, делает модель нарядной. Кроме того, мережку используют по линиям соединения отдельных деталей (кокетки с лифом и т. д.).

Цветы и ленты . Цветы применяют в нарядных выходных платьях. Искусственные цветы выполняют в близком к естественному или условном видах. Условно воспроизведенная из ткани роза может быть основной и единственной отделкой нарядного платья. Розу можно делать иной фактуры и другого цвета

Ленты (блестящие и матовые) применяют в виде бантов, поясов, завязок и жгутов, которые несут определенную конструктивную нагрузку.

Виды отделки деталей швейных изделий можно разделить на три группы: отделочные швы, отделочные строчки и отделка изделий фурнитурой, закрепками и клеевой аппликацией (спе­циализированная отделка). К первой группе относят следующие подгруппы отделок: складки, различные отделочные швы, бейки, оборки, рюши, воланы и т. п. Вторую группу отделки состав­ляют строчки, выполненные на стачивающих, специализирован­ных и специальных (вышивальных) машинах. В специализиро­ванную отделку входят пуговицы, крючки, петли, закрепки, ап­пликации.

В данной работе студентам предлагается рассмотреть пер­вые две группы отделок.

1. В начале работы студенты должны изучить строение и область применения отделочных швов и строчек. Для этого по имеющимся в лаборатории наглядным пособиям (альбомам, плакатам, диапозитивам) и литературе следует определить при­надлежность того или иного вида отделки к определенной группе в соответствии с классификацией. По каждому виду от­делки необходимо выполнить эскиз конструкции, указать об­ласть его применения в одежде и привести основные техниче­ские условия на ее выполнение. Данные записывают в таблице 6.1

Таблица 6.1.

Характеристика отделочных швов и строчек

Во второй части работы студенты приступают к освоению приемов выполнения отделочных швов и строчек. Для этого в соответствии с назначением отделки подбирают соответству­ющий материал, нитки и оборудование и, соблюдая технические условия, изготовляют образцы. Затем эти образцы сшивают в альбом и прикладывают к отчету о работе. Для экономии материала отдельные виды отделочных швов и строчек можно выполнять на одном образце.

Приемы выполнения различных видов отделок студенты на­чинают осваивать с изготовления складок. Складки бывают простые и сложные, отделочные и соединительные, односторон­ние и двусторонние.

Простые отделочные складки изготовляют из од­ной детали. Ткань после разметки сметывают, складку раскла­дывают и заутюживают, а затем закрепляют отделочной строч­кой. Закрепление складки может быть по всей длине (рис. 6.1, а) и частичное (рис. 6.1, б). Такие складки применяют при прямолинейном расположении линий перегибов ткани.

Простые соединительные складки применяют в тех случаях, когда хотят сократить расход ткани. Их приме­няют также, если ткань для складки перегибается не по пря­мой. Для изготовления простой соединительной складки сметы­вают две детали, затем раскладывают и заутюживают складку, после чего припуски на одностороннюю складку стачивают (рис. 6.2, а), а на двустороннюю - притачивают к дополни­тельной полоске ткани из того же материала (рис. 6.2, б). За­тем складку приутюживают (прессуют) и прострачивают.



Сложные складки, так же как и простые, бывают отделочные и соединительные и отличаются от простых более изогнутыми линиями перегиба ткани. Сложные отделочные складки изготовляются из одной детали (рис. 6.3, а). Для этого после разметки внутренних (линии /) и внешних (линии 2) переги­бов ткани выполняют стачивающую строчку по линии внутрен­него перегиба (рис. 6.3, б), подкладывая снизу (с изнанки) по­лоску прокладочной ткани. Затем складку заметывают и пере

Рисунок 6.1. Простые отделочные складки

Рисунок 6.2. Простые соединительные складки

Рисунок 4.3. Сложная отделочная складка

Рисунок 6.4. Сложные соединительные складки

Рисунок 6..5. Вытачные швы: о - простой; б - сложный

Рисунок 6.6. Рельефные швы: а – вытачной; б – выстрочной;

а – со шнуром; г – выстрочной, выполненный на

двухигольной машине с одним челноком.

Рисунок 6.7. Соединительный шов с кантом

гибают по внешней линии. После ее приутюживанйя (прессо­вания) выполняют отделочную строчку (рис. 6.3, в).

Сложные соединительные складки получают из двух деталей. Верхнюю предварительно заметывают или за­утюживают по шаблону, накладывают на нижнюю и настрачи­вают. Внешние углы подшивают отдельно (рис.6.4).



После выполнения образцов складок студенты начинают прорабатывать следующую подгруппу отделочных швов: вытачные и рельефные швы, швы с кантом, настрачивание тесьмы, сутажа, кружев и др.

Вытачные швы бывают простые и сложные и по внеш­нему виду напоминают обыкновенные стачные (рис. 6.5, строчка 1) и настрочные (рис. 6.5, строчка 2) швы. Изготовляют их из основной детали и

полоски прокладочной ткани. После формирования шва (строчка 1) его закрепляют отделочной строчкой 2. Вытачные отделочные швы применяют для отделки спинок, рукавов, карманов и других деталей в женских и детских изделиях.

Рельефные швы могут быть двух видов: вытачные и выстрочные (рис. 6.6). Вытачной шов выполняется одной строчкой по перегибу детали, выстрочной - двумя. При про­кладывании шнура между двумя строчками (для большей рель­ефности) снизу подкладывают прокладочную ткань. Выстроч­ные швы можно обработать за один прием на двухигольной ма­шине с одним челноком; для этого в лапке машины делается выемка для выгибания ткани.

Швы с кантом применяют в основном в ведомственной и женской одежде. Они бывают соединительными и краевыми. Их обрабатывают чаще всего в два приема. Сначала настра­чивают кант (строчка /; рис. 4.7), затем по первой детали в эту же строчку или рядом (но в сторону перегиба канта) прокла­дывают вторую строчку (2). Предварительно под первую деталь с кантом укладывают вторую деталь.

В женских изделиях иногда встречаются швы с двумя кан­тами из разных по цвету тканей. В этом случае первой строч­кой настрачивают сразу два канта разной ширины (рис. 4.8).

Сутажом, тесьмой, вьюнчиком, кружевом де­тали отделывают (рис. 6.9) с помощью лапок, имеющих в по­дошве углубление для направления отделки. Настрачивание может производиться как на стачивающих ма­шинах, так и на специализированных типа 252 и 26 кл.

Подоль­ского механического завода им. Калинина.

К третьей подгруппе отделочных швов относят отделку де­талей бейками, оборками, рюшами, воланами. Бейки могут быть

Рисунок 6.8. Соединительный шовс двумя кантами

Рисунок 6.9. Отделка деталей сутажом, тесьмой, вьюнчиком, кружевом.

Рисунок 6..10. Отделка деталей бейками: а – втачной;

б – настрочной; в – двойной настрочной.

Рисунок 6.11. Обработка оборок, воланов, рюш

Рисунок 6.12. Отделка деталей зигзагообразной строчкой:

а – ришелье; б – аппликации.

втачные, настрочные и двойные (рис. 6.10). Обрабатывают их как стачные и настрочные швы на стачивающих одно- или двух-игольных машинах. При обработке двойных беек применяют спецприспособления.

Обработку оборок, рюш, воланов начинают с соеди­нения их частей стачными швами вразутюжку или расстроч-ными, затем обрабатывают их срезы. Если срезы при присоеди­нении к основной детали будут открытыми, то их обрабатывают швом вподгибку или окантовывают; закрытые срезы синтетических тканей оплавляют, других - обметывают. Для образова­ния сборок применяют двух- или одноигольную машину со спе­циальной лапкой (см. рис. 6.10, в). Обработанную отделочную деталь соединяют с изделием стачными или настрочными швами (рис. 6.11).

Следующей группой отделки деталей одежды являются отделочные строчки. По своему строению они могут быть чел­ночными и цепными, а по внешнему виду - одно- или многоли­нейными, зигзагообразными, ажурными, краеотделочными и про­сто вышивкой. Самая простая отделка строчкой - это прост­рачивание ткани шелковыми (или капроновыми) нитками на стачивающей машине челночного стежка. Стежки при этом делают немного длиннее, чем предусмотрено техническими условиями для данного вида ткани, нитки берут более низких номеров.

Значительное видовое разнообразие отделок можно получить, применяя машины зигзагообразной строчки (26 кл. Подольского механического завода им. Калинина; 335 кл. фирмы «Минерва» ЧССР; 55 и 75 кл. Подольского механического завода им. Калинина). Строчки, полученные на этих машинах, применяют для отделки краев деталей женских легких платьев (оборок, воланов, рюшей), подшивания низа подкладки жен­ского пальто, отделки краев воротников и др.

Различные варианты рисун­ков зигзагообразных строчек можно получить путем более сложных перемещений ткани и иглы (машина 75 кл. Подоль­ского механического завода им. Калинина). Такие строчки ис­пользуют для отделки женского белья, платьев, детской одежды и столового белья (рис. 6.13, а). При использовании двух игл, двух челноков и прокалывателя с ширителем отверстий (машина 43 кл. Подольского механического завода им. Калинина) полу­чают ажурные строчки, применяемые при изготовлении столо­вого и постельного белья и при отделке деталей женского ассор­тимента (рис. 6.13, б).

Краеотделочные строчки, выполняемые на машине 42 кл. Подольского механического завода им. Калинина, пред­назначаются для отделки краев женских легких платьев и дет­ского белья из тканей и трикотажного полотна. Детали на этой машине отделывают прикреплением к обработанному краю цепочки двухниточной строчки (рис. 6.14).

Рисунок 6.15. Вышивальные строчки

Вышивальные строчки выполняют на машине ВМ-50 Полтавского завода швейного оборудования однониточным цеп­ным стежком с переплетением на верхней стороне материала. Различные варианты строчек получаются благодаря дополни­тельно вводимым ниткам, для чего в машине предусмотрены до­полнительные рабочие инструменты - нитеводитель, сутажный катушкодержатель и др. (рис. 4.15). В машине предусмотрена установка двух игл.

3. В конце работы студенты должны составить технологиче­ские схемы на выполнение некоторых видов швов (не более трех). Схема должна включать в себя эскизы элементарных операций по выполнению швов с указанием технических усло­вий на их выполнение. Если при этом использовалось приспо­собление, то оно должно быть отражено на эскизе.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды отделочных швов и строчек применяют при изготовлении одежды?

2. На какие группы делятся отделочные швы в зависимости от их строения и назначения?

3. Какое оборудование применяется при изготовлении отде­лочных швов и строчек?

4. Где применяются основные виды отделочных швов и строчек?