Развитие ребенка на 4 м месяце. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни

На протяжении 4 месяца жизни быстрыми темпами совершенствуются движения крохи, его восприятие окружающего. Общение со взрослыми становится более содержательным.

Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног – движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.

Маленький непоседа

К 4 месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными. Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов: сначала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратно – с живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Кручусь – верчусь» . Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик. Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее. Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно – с живота на спину.

Упражнение «Качели» . Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по?новому увидеть окружающий мир.

Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.

Упражнение «Потанцуем?» . Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!»

В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.

Упражнение «Дотянись и возьми» . Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе. Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию – пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.

Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся – он не упадет и не ударится.

К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается. Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, но и пробует ощупать ее.

Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.

Упражнение «Две игрушки» . Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.?д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке. Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки. Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки – пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.

К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки – важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.

Упражнение «Сожми – разожми» . Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек). Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее. Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою.

Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.

В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ – брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом малыш познает новые способы действий с предметами.

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Развиваем восприятие

Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений.

Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Упражнение «Такие разные игрушки» . Для занятия понадобится 4–5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.?д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания. Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.?д. Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый – легкий), величине (больше – меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.

Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.

На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.

Упражнение «Мир звуков» . Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ – действие – объяснение. То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит. Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием.

Четырехмесячный малыш любит разглядывать свое тело – ручки, ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. Можно уже на этом этапе начинать изучение тела.

Упражнение «Чей это носик?» . Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик». Также покажите крохе его ручки, ножки – можно погладить их, пощекотать. Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными комментариями помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.

Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.

Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов – теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах. Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой. Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик – пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.

В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.

Упражнение «Гляделки» . Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык – кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.

Учимся понимать друг друга . Речевые проявления малыша стали более активными. В его голосовой репертуар добавились новые звуки: протяжные гласные и сочетание гласных и согласных звуков («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»). Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. В целях развития голосовых реакций необходимо поддерживать положительное эмоциональное состояние: чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки, разговаривайте с ним. Разговор с ребенком проводите с большим эмоциональным подъемом, много раз подряд повторяйте его имя, короткие рифмованные строки, меняя интонацию и громкость.

Речь маленького ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Поэтому следует быть внимательным к тому, что и как вы говорите. Произносите слова медленно, четко проговаривая их и правильно называя предметы. В этот бессловесный период кроха, объединяя зрительные и слуховые ощущения, начинает соотносить образ предмета с его названием.

Упражнение «Угадай, что звенит?» . Позвените колокольчиком или погремушкой вне поля зрения ребенка, побуждая его поворачивать головку или туловище и взглядом отыскивать предмет. Похвалите малыша, когда он зафиксирует взгляд на этом предмете. Дайте его рассмотреть, потрогать, ощупать. Такое упражнение помогает крохе научиться по звуку определять местоположение предмета. А взаимодействие звуковых и зрительных стимулов оказывает благоприятное действие на развитие слухового восприятия, что очень важно для развития речи.

Упражнение «Как зверята разговаривают?» . Приготовьте игрушки-животные или книжку с их изображением. Показывая на животное, назовите его и произнесите звуки, имитирующие речь этого зверька. Например, «Посмотри, это утка. Как крякает утка? Кря-кря. А это мышка. Она тоненько пищит. Пи-пи».

Упражнение «Передразнивание» . Разговаривая с малышом, улыбайтесь ему и подражайте тем звукам, которые он начинает произносить. Тем самым вы способствуете увеличению голосовой активности крохи, побуждаете его взаимодействовать с вами. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами, тем самым тренируя речевой аппарат.

Благоприятное действие оказывает массаж пальчиков и рук малыша. Раздражение рецепторов на кончиках пальцев стимулирует работу тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Поэтому чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее он заговорит.

Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Кроха усваивает названия предметов, это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Во время игры и бодрствования ребенка комментируйте свои действия, обязательно разговаривайте с ним, привлекайте внимание к игрушке словами, например: «Посмотри, что это у меня. Ах, какая игрушка!». Пытайтесь встретиться с крохой взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Кроме развития речевых навыков, это способствует формированию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

Пробуем на вскус

Малыш тянет в рот свои кулачки, игрушки, зажатые в руке, жует рукава кофточки – буквально все, что попадется под руку. Следует помнить – это не вредная привычка, а способ познания окружающего. Работа рецепторов языка обеспечивает крохе вкусовые ощущения. На начальном этапе прорезывания зубов эти действия помогают снять неприятные ощущения, обильное слюноотделение и зуд в деснах. Следите за тем, чтобы игрушки и другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были чистыми. Также надо оценить предлагаемые ребенку игрушки с точки зрения возможности отделения мелких частей, так как ребенок может их проглотить.

Смейтесь на здоровье!

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, он сам отыскивает взглядом лицо взрослого, улыбается, лепечет и заставляет взрослых улыбаться ему в ответ. Малыш может с интересом рассматривать других людей, пытается гулить, по-своему «разговаривать» с ними.

Также негативным эмоциональным состоянием кроха дает вам понять, что ему что-то не нравится. Он может заплакать, когда вы прерываете игру.

Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы, поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Психологический климат в семье должен быть положительным, иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

Играя с малышом, чаще хвалите, одобряйте его, разделяйте его радость по поводу пусть даже небольших достижений. Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к себе, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. В этот период формируется чувство доверия к окружающему. Благодаря эмоциональной привязанности к близким людям у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется позитивное отношение к окружающему миру.

Важные достижения четвертого месяца

  • ребенок может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;
  • уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе;
  • фокусирует взгляд на предметах;
  • захватывает ручкой игрушку, рассматривает ее или тащит в рот;
  • может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее;
  • проявляет интерес к зеркалу, подолгу рассматривая свое отражение;
  • по звуку определяет местоположение предмета;
  • произносит новые лепетные звуки и звукосочетания («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»);
  • звонко смеется, когда с ним общаются или когда его щекочут;
  • с удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям;
  • усложняются эмоциональные реакции (удовольствие, недовольство, смех и т.д.).

Второй «квартал» жизни малыша открывает новый этап физического, психологического и эмоционального развития. Карапуз продолжает узнавать мир, получает новые навыки, а молодой маме важно контролировать развитие крохи и ничего не упустить. Что ждать от четвертого месяца жизни, каким должен быть режим дня, что должен уметь малыш и как помочь ему познать мир? Рассмотрим в этой статье особенности развития 4 месячного ребенка.

Из этой статьи вы узнаете:

Максимум общения

В 4 месяца ребенок интересуется буквально всем вокруг, становиться активным и общительным, в его речи появляются гласные: «а», «е», «и», «у», «гу». Он видит на расстоянии 30 см., начинает различать цвета, интересуется своим отражением в зеркале. Кроха обращает внимание на игрушки, концентрируется и 5-6 минут может наблюдать за предметом, а если до него можно дотянуться, то непременно схватит «добычу» и потянет ее в рот.

Теперь он не только видит и слышит, но и пробует предметы на ощупь и даже на вкус.

Препятствовать этому не стоит — малютка должен познавать мир, и эти инстинкты заложены самой природой.

Кстати, природа позаботилась о безопасности таких исследований. В 4 месячном возрасте у крохи стремительно повышается слюноотделение. Это вызвано тем, что слюна является барьером и защищает от попадания бактерий в пищевод. Но даже при этом задача каждой мамы следить, чтобы попавшие к нему в рот предметы не содержали чересчур много микробов, поэтому все игрушки должны пройти специальную обработку.

Режим дня

Наконец-то вы пережили этап мучительных коликов и теперь начинается спокойная жизнь. В этом возрасте сон карапуза более глубокий. За сутки он спит в среднем 14-15 часов, из них 8-10 приходится на ночь. Кушает около 6 раз в день, примерно каждые 3-4 часа.

Если ребенок кушает грудное молоко, то вводить прикорм по-прежнему не нужно.

Кроме этого у крохи уже выработался свой график, он просыпается утром и ложится спать примерно в одно и то же время, установилось время на прогулки, водные процедуры и т.д. Стул становится реже, около 3-5 раз в сутки. Если самочувствие у малыша в норме, допускаются опорожнение кишечника раз в день и даже через день.

Вес и рост

В первые месяцы жизни наблюдается самый интенсивный рост и набор в весе. Средние нормативы уже давно разработаны педиатрами.

Кстати, в этом возрасте может измениться цвет волос и глаз. Даже если он родился с голубыми, к четвертому месяцу жизни родные «бусинки» могут стать карими.

Если вы не сбивались с графика, то четвертый месяц жизни пройдет без прививок, потому что первая вакцинация АКДС делается в три месяца, а вторая — в четыре с половиной, других прививок в этом возрасте нет.

Что умеет 4 месячный ребенок?

  • В этот период исчезает скованность мышц, прижатые ручки, скованные кулачки уходят в прошлое, начинается новый этап познания окружающего мира. Бутуз хватает все, что попадается у него на пути и лежит в поле зрения, чтобы пощупать и изучить новый предмет.
  • Ребенок уверенно держит голову.
  • Ручки становятся крепче, движения более координированными, и кроха уже приподнимает голову и плечи, когда лежит на животе.
  • Малыш начал крутиться, переворачиваться со спинки на животик и обратно. Теперь мама должна быть еще внимательной. Нельзя оставлять чадо ни на минуту одного на кровати или диване — не успеете оглянуться, как он окажется на полу.
  • Ребенок пытается садиться. Препятствовать этому не стоит, но и разрешать нужно с умом. Позвоночник еще не окреп, поэтому возить в сидячей коляске будет лишним. Следите, чтобы подъемы были плавными, сидение — кратковременным и удобным, преимущественно с непрямой посадкой.
  • Малыш уже знает, как его зовут и реагирует на свое имя, улыбаясь и поворачивая голову в сторону окликнувшего.
  • У него появляются предпочтения в круге общения, он различает близких и незнакомых людей. Чаще всего он демонстрирует свою привязанность маме или тому человеку, который за ним ухаживает и проводит с ним больше времени.
  • Нормальная реакция, если грудничок при виде маминого соска или соски уже приоткрывает рот, готовясь к еде, а во время трапезы придерживает ручками грудь или бутылочку.
  • Ваше чадо уже проявляет характер. Знает, что ему нравится и чего точно не хочет. Поэтому будьте готовы, если он будет настойчиво требовать носить на руках и категорически откажется ложиться в коляску.

Как развивать 4 месячного малыша?

Если он еще не продемонстрировал вам талантливые перевороты, не огорчайтесь, попробуйте его научить. Играя, помогите крохе перевернуться, придерживайте в ровном положении ручку и ножку, находящиеся сверху, а затем переверните малыша. Уже через несколько таких поддержек ребенок поймет, что к чему.

Это же касается и первых попыток сесть. Если карапуз еще не пытается сесть, помогите ему. Протяните свои руки, дайте ребенку ухватиться за них и немного потяните, чтобы помочь ему сесть на несколько секунд. К тому же, это упражнение прекрасно укрепляет мышцы спины.

Усилить общение и ориентацию поможет еще она игра. Прячьтесь с разных сторон и зовите ребенка — он будет поворачиваться, искать вас глазами. Малышам очень нравится эта игра, они улыбаются и даже начинают смеяться. В игре он еще лучше запоминает свое имя и ориентируется в пространстве.

Развить реакцию и хватку можно забирая у крохи игрушку. Он будет продолжать за ней тянуться и всячески пытаться схватить.

Массажи, гимнастика и водные процедуры не теряют своей актуальности в развитии 4 месячного ребенка и помогают мышцам окрепнуть и набраться сил.

Огромное значение для психоэмоционального состояния играет общение. Кроха тепло реагирует на мамину речь и слова в его адрес, любит общаться, отвечает на улыбки и нежности. Малыш уже различает мимику и чувствует разницу между искренней улыбкой и каменным выражением лица.

Здоровый малыш – активный, ему нужно позволять двигаться и не следует его пеленать, даже когда он спит. Наоборот, почаще кладите его голенького погреться у окна на солнышке. Воздушные ванны и свобода движений подарят крохе максимум удовольствия.

Положительное действие оказывает музыка, иногда именно она позволяет успокоить плачущего ребенка.

Если сын или дочь делает вам больно, аккуратно расскажите, что так лучше не делать, но 4 месяца — не возраст для строгих запретов, слов «нельзя» и «нет».

Игрушки для крохи

Выбор игрушек должен непременно соответствовать возрасту. Они должны быть яркие, крупные и безопасные, без острых краев и мелких деталей. Их нужно часто мыть, чтобы не скапливалась пыль и бактерии.

В этом возрасте над манежем или коляской можно повесить мобиль — кроха с удовольствием будет наблюдать за двигающимися предметами и слушать музыку.

Зубки у ребенка появляются к 5-6 месяцам, но в конце четвертого вполне может появиться первая жемчужинка, поэтому имеет смысл приобрести специальное кольцо или охлаждающие игрушки для прорезывания. Они помогут пережить мучения и будут интересны ему.

Помогайте малышу познать мир, развивайте его и наслаждайтесь каждой минутой вашего общения!

Развитие ребенка в 4 месяца можно назвать осмысленным. Так как дитя начинает лучше понимать разговор взрослых, более заинтересовано разглядывает игрушки, двигаться он начинает более осознанно, а кто-то даже начинают испытывать взрослую пищу.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

К четырем месяцам малыш уже может прибавить 700-800 гр. Но в общей сложности ребенок к этому возрасту прибавляет около 3 килограмм. У маленького ребенка есть такая особенность, что чем меньше он по возрасту, тем шустрее он набирает вес и рост. А чем старше он становится, тем меньше он набирает вес и растет.

Уже с 3 месяцев рост ребенка прибавляется каждый месяц на 2,5 см. А уже к третьему и четвертому месяцу ребенок вырастает примерно на 2,5 см.

За все время от ее рождения до четырех месяцев он вырастает в длину всего тела на 10-12 см. А голова малыша к четырём месяцем прибавляется в размере на 1,5 см и на 1,5-2 см и увеличивается в окружности грудная клетка.

Нервно-психическое развитие ребенка в 4 месяца

Моторика рук: ребенок начинает быстро подносить руки к глазам, наблюдает за ними, двигает пеленку, подушку свою одежду.

Двигается малыш более разумно, когда он берет руками игрушку, подносит к лицу и внимательно осматривает. Малыш сам начинает браться за игрушками на расстоянии вытянутой руки, которые находятся над кроваткой.

К четвертому месяцу начинает развиваться координация мышц спины у ребенка. Малыш переворачивается со спины на бок, а следом с животика на спинку. Ребенок крепко держит головку в положении сидя, или когда находится на животе, опираясь на руки.

Наблюдает за предметом, когда он двигается из стороны в сторону. Когда он лежит на спинке то может подняться с помощью рук взрослого. В четыре месяца малыш пытается повторять разные звуки, пытается произнести первые слоги (ма, ба па).

Уже в таком возрасте он нуждается в общении с людьми, он с радостью отвечает только не словами (улыбается, гулит, смеется, дрыгает ручками и ножками). Он радостно познает окружающее пространство, он начинает тащить все в свой рот.

Поэтому следует знать об этом и постоянно следить чтобы он не смог съесть что ни будь мелкое по размеру. Также может усилиться процесс слюноотделении это происходит потому, что у него постоянно что то во рту (это нужно для того чтобы очищать полость рта от болезнетворных микробов.

Еще в этом возрасте может быть то, что малыш при кормлении грудью может сильно сжимать ее деснами, что может доставлять неприятные ощущения. Развитие в 4 месяца, ребенок начинает более настороженно относиться к чужим людям, дольше привыкает к новым людям.

Вот сколько всего маленький малыш может делать к четырех летнем возрасте. Он уже может отличать объёмные предметы, знакомые и незнакомые вещи.
К четырем месяцам ваш ребенок продолжит проявлять интерес к своему телу щупает его трогает ручки и ножки, трогает гениталии, могут сосать пальцы на ногах.

Зрение и слух

Зрение к этому возрасту уже практически сформировано оно может фокусироваться и на дальнем предмете и на близком. Мышцы глаз уже укрепились, поэтому косоглазие полностью исчезает.

Сам слух уже практически развит, он начинает понимать, откуда идет звук и смотрит в ту сторону.

Уже в этом маленьком возрасте, можно понять какие у ребенка музыкальные предпочтения, какие мелодии малышу больше по вкусу. Нравятся ему громкие мелодии или тихие или веселые и т.д. На громкие мелодии малыш реагирует возбужденным радостным состоянием, а на тихую музыку успокоением.

Начинает развиваться речь он агукает пытается что то произнести. Малыш уже пытается повторять слоги, что родители даже путают их со словами. Они пытаются вызвать взрослого человека на разговор. Если его спросить «папа где?» То он начинает искать его глазами.

Уход за ребенком в четыре месяца

Гулять с детьми приходится дольше, чем обычно. Прогуливаться с малышом зимой достаточно по 2-3 часа по два, три раза зимой, а летом - 1,5-2 часа 1-2 раза в день (гулять нужно по погоде). Массаж делать нужно два раза в день, утром и вечером. Чтобы ребенок хорошо спал нужно каждый день делать как бы специальный «ритуал» на сон.

Перед сном каждый раз нужно приучить купать малыша в одно и тоже время, это нужно делать ежедневно перед сном, после купания делать легкие поглаживания по спинке и животику и только после этого одевать его в одежку, уложить его в кроватку и включить диск с колыбельной или спеть ее.

Также вы можете изобрести свой ритуал, который поможет отойти ко сну. Бывает так что ребенок может сильно плакать и не хотеть засыпать из-за того что у него прорезаются зубки. Уже к четырем месяцам развития ребенка у него начинают расти зубки. Десны постоянно щекотаться и мешать ему спать.

Чтобы облегчить состояние нужно купить специальные погремушки для прорезывания зубок. Также можно использовать специальные лекарственные средства, но только с разрешения врача. Регулярно постригайте ногти, чтобы они не попадали ему в рот. А также ногти могут поранить слизистую оболочку рта.

Питание (прикорм) ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца. Кормить по-прежнему нужно грудным молоком. Не рекомендуется давать прикорм до 4,5 - 5 месяца. К четырем месяцам пищевая привычка питаться грудным молоком зафиксирована. Желудок малыша увеличивается все больше объёме, поэтому его уже не нужно так часто кормить грудью.

При кормлении сам ребенок может отвлекаться на различные звуки поэтому, когда будете кормить малыша, делаете это в тихой комнате. В грудном молоке, а также в молочных смесях достаточное количество питательных веществ для четырёхмесячного ребенка. Но если вам хочется, чем ни будь еще угостить ребенка, то перед этим вы должны спросить своего педиатра.

Развитие ребенка в 4 месяца: медосмотр

В четыре месяца вы должны уже сходить к врачу педиатру он измерит его вес рост и т. д. чтобы знать правильно ли развивается ребенок. Еще он определит нервно-психическое состояние.
К 4,5 месяца нужно делать вторую прививку АКДС (от дифтерии, коклюша и столбняка и ОПВ от полиомиелита.

Во что играть с ребенком в 4 месяца?

Для развития ребенка в 4 месяца желательно играть в игры, которые развивают мелкую моторику пальцев и в те игры способствующие развитию тактильных ощущений (игрушки должны быть разные по форме, размеру, текстуре и др.). Когда малыш гуляет, он начинает с интересом смотреть на окружающий мир, поэтому очень важно рассказывать малышу об окружающем мире, о том что он видит, называть все вещи своими именами.

В 4 месяца он уже может реагировать на игрушку поворотами тела. В этом возрасте они уже могут сами по себе играть без посторонней помощи. Также для хорошего развития, нужно играть с малышом в так называемые прятки: закройте лицо и сделаете: «куку». Также можно поиграть в пальчиковые игры.

Но какие же игрушки нужно для этого?

Твердые и мягкие, гладкие и шершавые, тяжелые и легкие они должны иметь разный объём и различный размер. Для малыша в 4 месяца игрушки нужно вешать над кроваткой на расстоянии руки, чтобы он сам пытался дотянутся до них, это будет повышать его активность.

Различные палочки, интересные книжечки с красивыми картинками - это все просто необходимо для малыша в этом возрасте.
Также для развития можно прямо на ножку дитя нацепить красный носок или прицепить к ножке маленький колокольчик, поднять ножку и подрыгать ее в разные стороны, чтобы завлечь интерес ребенка к этой игрушке.

Ваш ребенок попытается дотянуться до этого колокольчика, для этого он согнет ножки около своей груди чтобы достать до него.

Все это способствует развитию хорошей координации и концентрации. В таком возрасте малышу для более быстрого развития нужна ваша похвала и забота, только тогда он сможет правильно развиваться в психическом и физическом плане.

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно . Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» - его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живота на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на которую он смотрит, - не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться . Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.

Четырехмесячный возраст – это определенный рубеж в развитии вашего малыша. Позади остаются колики и прочие моменты адаптации к самостоятельному существованию вне маминого животика.

Именно в этом возрасте действия крохи становятся осознанными, и отныне каждый день маленький человечек будет взрослеть, умнеть и радовать близких. Конечно, родителям интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Физические навыки четырехмесячного малыша

Детки делают большие успехи в управлении собственным телом. Вот что умеет ребенок в 4 месяца:

  1. Уверенно держит головку;
  2. Лежа на спинке, переворачивается на бочок, а потом на животик;
  3. С живота переворачивается на спину;
  4. Лежа на животе, высоко приподнимает голову и оглядывает комнату. Некоторые детки опираются при этом на предплечья;
  5. Если под стопу лежащего на животе крохи подставить ладонь, он оттолкнется от нее и слегка проползет вперед;
  6. Из положения «лежа на спине» приподнимает голову;
  7. Может взять интересующий предмет, потрясти им, положить обратно.

Любые навыки основаны на индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому самые активные дети уже в 4 месяца перемещаются по комнате перекатами, могут даже ползать по-пластунски.

Когда малыш приподнимается из положения лежа, маме кажется, что он хочет сесть. Но сидеть – это не то, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Девочек, в особенности, противопоказано усаживать в этом возрасте. Подробнее об этом в статье: когда можно присаживать девочек >>>. Это может вызвать проблемы с позвоночником в будущем, нарушить кровоснабжение внутренних органов, у девочек может привести к патологиям половой сферы.

Познаем окружающий мир

В четыре месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает. Зрение уже развито достаточно хорошо, и кроха может окинуть взглядом всю комнату. Так что самое время проводить маленькому члену семьи экскурсию по дому, показывая, называя и давая пощупать разные предметы.

Четырехмесячный человечек уже способен полюбоваться видом из окна, в летнее время может гулять на улице на ручках у взрослых. Малыш уже различает цвета, так что пришла пора показывать крохе первые книжки с картинками. Детей это занятие увлекает надолго.

У крохи в 4 месяца уже очень хорошо развит слух . Детки с удовольствием слушают классическую музыку, детские песенки.

Знаком того, что психомоторное развитие ребенка 4 месяца идет правильно, является реакция на музыку: малыш начинает активно двигать ножками и ручками, услышав любимую мелодию.

Иногда детки «подпевают» – издают мелодичные звуки, иногда произносят слоги.
Психическое развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет ему узнавать своих близких по голосам, дети проявляют двигательную активность, услышав знакомый тон.

Развитие эмоциональной и социальной сферы

Когда врачи отвечают на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, мальчик это или девочка, пока нет никакой разницы. Различия в развитии малышей разного пола появятся чуть позже.

Ребенок в это время учится выражать свои чувства иными способами, кроме плача: от 3 до 4 месяцев развитие эмоций крохи получает мощный толчок.

  • Все чаще и чаще родители замечают на лице своего чада улыбку ;
  • Немногие детки уже умеют смеяться, но приобретение этого навыка в четырехмесячном возрасте считается опережением сверстников в развитии. Узнайте из статьи, когда ребенок начинается смеяться ?>>>
  • Малыш выражает свою радость и удовольствие, дрыгая ручками и ножками;
  • Детки гулят (произносят звуки, слоги, могут интонационно показать свое возмущение);
  • Дети в 4 месяца узнают тех родственников, которых видят каждый день. Человек, который навещает малыша раз в неделю, уже воспринимается как посторонний. Заметив новое лицо, малыш затихает и некоторое время его сосредоточенно изучает.

Деткам нужно разное время, чтобы привыкнуть к незнакомому человеку: кто-то сразу позволяет взять себя на ручки, кто-то будет рыдать от одного появления незнакомца в комнате. Все эти проявления нормальны и свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы маленького человечка.

Гости должны проявить терпение и не настаивать на общении с малышом, и через некоторое время новые лица станут для него знакомыми и перестанут вызывать страх.

  • В 4 месяца детки уже хорошо знают все манипуляции, которые выполняют с ними взрослые. Малыш может взять и «подать» маме подгузник или шапочку. Такие действия надо поощрять, так как они полезны для дальнейшего развития навыков самообслуживания.

Разговоры с малышом

Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.

Малыш уже давно радует близких вокализациями – певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».

Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.

Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.

Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.

Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.

Еще одна игра – «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.

Что-то идет не так…

Развитие ребенка индивидуально: одни в четвертый месяц жизни имеют все основные навыки, важные для этого возраста, другие опережают сверстников, третьи – чуть-чуть не дотягивают. В последнем случае не стоит сразу волноваться, возможно, крошке просто нужно уделить чуть больше внимания.

Существуют особенности развития ребенка, которые позволяют понять, что формирование основных навыков у крохи в 4 месяца идет неправильно и требуется серьезное медицинское вмешательство:

  1. малыш все еще не держит головку ;
  2. вы не замечали проявления эмоций у крохи;
  3. отсутствует реакция на близких людей, малыш никак не выражает свою радость, не оживляется;
  4. кроха не интересуется игрушками;
  5. звуки, музыка, голос оставляют малыша равнодушным, человечек не откликается на свое имя;
  6. отсутствует гуление;
  7. улыбки редкие, будто бы рассеянные, не вызваны ничем извне;
  8. малыш не проявляет двигательную активность;
  9. блуждающий взгляд; нет сосредоточенности на каком-то одном предмете.

Хотя бы один из этих симптомов – повод для обращения к педиатру. Врач может сразу исключить тяжелые диагнозы, направить на дополнительное обследование или назначить лечение. К счастью, большинство проблем в этом возрасте успешно компенсируется, если родители занимаются корректировкой развития своего крошки.

Следует помнить о том, что развитие недоношенного ребенка 4 месяца жизни происходит совсем не так, как у деток, рожденных в срок.

Неврологи иногда считают нормой появление тех или иных навыков не от дня рождения малыша, а от даты, когда он должен был появиться на свет. Поэтому строгих норм развития недоношенных детей не существует.

Считается, что к четвертому месяцу жизни «поторопившиеся» малыши умеют держать головку, улыбаться и фиксировать взгляд на интересующем предмете.

Что способствует развитию крохи

Если маленький человечек чуть-чуть отстает от сверстников, большой беды в этом нет. Проявите к нему чуть больше внимания, и очень скоро вы будете радоваться первым результатам.

Физическое развитие ребенка 4 месяца жизни зависит от того, как организованы его бодрствования. Чтобы увеличить двигательную активность чада, переселите малыша на пол (на специальный коврик, или на обычный ковер).

Важно! В четыре месяца детки много двигаются, поэтому опасно оставлять их на диванах и кроватях. Для тренировки переворотов и ползанья нужна твердая поверхность и хороший обзор, поэтому пол очень хорошо подходит для этих целей.

Постарайтесь доставить малышу максимум тактильных ощущений. Можно давать ему в ручку гладкую погремушку, шершавый картон, мягкое полотенце, твердый деревянный кубик и т. п. Предлагая крохе эти вещи, рассказывайте об их свойствах – вот вам и игра, и тренировка речи, и развитие мелкой моторики.

В четыре месяца деток интересуют подвесные погремушки над кроваткой, они дотягиваются до них, бьют по ним ручкой, тянут в рот.

Конечно, основным стимулом развития ребенка четвертого месяца жизни остается общение с любящими людьми. Разговаривайте с малышом, нежничайте с ним, интересуйтесь его делами – и кроха быстро начнет приобретать все необходимые для своего возраста навыки.