Программа родительского просвещения рабочая программа на тему. Программа родительского просвещения «Родительский Университет» учебно-методический материал по психологии на тему Программа психолого педагогического просвещения родителей в школе

Исаева Любовь Николаевна

Учитель начальных классов

МОУ лицей №67

Г. Тольятти

Школа просвещения родителей

Родительское собрание как форма взаимодействия классного руководителя

с родителями учащихся.

«Никакое дело нельзя хорошо сделать,

если неизвестно, чего хотят достигнуть».

А.С. Макаренко

Важное значение в формировании коллектива учащихся имеет объединение родителей и становление родительского сообщества как коллектива. И здесь основной и эффективной формой совместной работы выступает родительское собрание.

Родительское собрание – это не только возможность встретиться с родителями, это в первую очередь работа с коллективом родителей, который обладает воспитательным потенциалом. Будет ли этот потенциал активизирован, станет ли он реальным ресурсом воспитания, зависит от деятельности педагога.

Классные родительские собрания, как правило, проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Виды классного родительского собрания:

  1. Организационные (текущие) собрания. Основная задача – сформировать работоспособный родительский актив, мобилизовать родителей на непосредственное включение в воспитательный процесс. Это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
  2. Тематические собрания. Они направлены на разрешение знаний родителей в области воспитания детей. Как правило, они посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса.
  3. Итоговые собрания. Основная задача - подведение итогов учебного процесса за определенный период времени. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
  4. Комбинированные собрания.

Основными условиями, способствующими повышению эффективности проводимых собраний, педагоги называют: тщательную их подготовку, включение родителей в активную деятельность в ходе ведения собрания, расширение тематики собраний, использование разнообразных форм проведения родительских собраний.

Этапы подготовки родительского собрания:

  1. Выбор темы и определение целей родительского собрания. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности детского коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.

При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. (См. приложение № 1)

  1. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель знакомится с публикациями, а затем представляет самое интересное родителям на книжной выставке.
  2. Проведение микроисследования среди детей и родителей. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог.
  3. Определение вида и формы родительского собрания, способов и приемов совместной деятельности участников. Сами собрания могут проходить в форме дискуссий, диспутов, «мозговых штурмов», «круглых столов», ролевых и организационно-деятельностных игр, практикумов, конкурсов, мастер-классов, праздников, психолого-педагогических тренингов по различным вопросам воспитания и обучения школьников и т. д. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
  4. Приглашение родителей и других участников собрания. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, несколько реже используют изготовленные школьниками открытки-приглашения.
  5. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток, методических материалов. Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2–3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в "классической" форме – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.
  6. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. В классной комнате можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания следует расставить столы и стулья.

Основные требования к организации родительского собрания:

  1. Своевременно информировать родителей о родительском собрании.
  2. Тактичное информирование родителей о позитивных и негативных изменениях в обучении их детей.
  3. Информирование о жизни класса как единого коллектива.
  4. Определение задач дальнейшей совместной деятельности с родителями, мобилизация их к сотрудничеству.
  5. Создание психологически комфортной обстановки в общении с родителями.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

  1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дать родителям почувствовать уважение и внимание к ним.
  3. Постараться понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедить их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
  5. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку учителя.

Главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей в обсуждении поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы. Положительный итог каждого собрания – это благоприятная основа будущего собрания.

Приложение № 1

Примерные темы родительских собраний для начальных классов.

Опыт работы школы-лаборатории № 18 г. Пскова.

Разработка Чернушевич Н.В., заслуженного учителя РФ.

Тематическое календарное планирование родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания, вопросы для обсуждения

Кто проводит

Подготовительный период

Январь

  1. Знакомство со школой.
  2. Правила приема детей в первый класс.
  3. Готовимся к школе.

Администрация школы, психолог, логопед

Июнь

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса.

Учитель

Первый класс

Сентябрь

1. Итоги адаптационного периода

2. О задачах на учебный год

3. Выборы родительского комитета класса

Учитель, психолог

Октябрь

1. Младший школьник: особенности развития.

2. Оценка результатов обучения и развития личности ребенка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося.

Учитель, психолог

Ноябрь

Развитие личности младшего школьника

Родительский комитет, учитель, научный консультант

Январь

Итоги первого полугодия

Март

Садимся за уроки

(организационно-деятельностная игра)

Родительский комитет, учитель

Май

1. Об итогах учебного года

2. Организация летнего отдыха детей

Родительский комитет, учитель

Второй класс

Сентябрь

1. О задачах на новый учебный год

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся II класса. Нормы оценки результатов обучения и развития учащихся.

Учитель

Ноябрь

Как воспитать у ребенка любовь к чтению.

Родительский комитет, учитель, библиотекарь школы.

Декабрь

Школьные трудности благополучных детей (практикум)

Учитель, психолог

Январь

1. Итоги первого полугодия.

2. О детской дружбе (совместно с учащимися)

Март

Я люблю своего ребенка (собрание – мастерская)

Учитель, консультант

Апрель

Воспитание сознательной дисциплины

Родительский комитет, учитель, психолог

Май

Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми)

Родительский комитет, учитель

Третий класс

Сентябрь

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в III классе.

Учитель

Октябрь

Речь младших школьников и пути ее развития

Учитель, логопед

Ноябрь

Если ваш ребенок не хочет учиться.

Родительский комитет, учитель, психолог.

Январь

Семейные традиции

(организационно-деятельностная игра)

Родительский комитет, учитель

Март

О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

Родительский комитет, учитель

Апрель

Дети и телевидение (мастерская общения)

Учитель, психолог

Май

Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с детьми)

Родительский комитет, учитель

Четвертый класс

Сентябрь

1. Задачи на новый учебный год

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассникам.

Учитель

Октябрь

Эмоциональное благополучие детей в семье

Родительский комитет, учитель, социальный педагог, психолог

Январь

1. Итоги первого полугодия.

2. Спор и ссора (мастерская)

Родительский комитет, учитель

Март

Учет половозрастных особенностей детей в их воспитании

Учитель, медицинский работник, психолог.

Апрель

Проблемы преемственности обучения в начальной школе: пути и способы решения.

Родительский комитет, учитель начальных классов, будущий классный руководитель V класса.

Май

Прощай, начальная школа! (торжественное собрание-праздник совместно с детьми)

Родительский комитет, учитель

Литература:

1. БАБЕНКО Р. "Ах, эти нелегкие родительские собрания..." : Технология проведения родительских собраний // Воспитательная работа в школе. - 2006. - июнь (N 3). - С. 129-135.

2. БУКАТОВ В. Родительское собрание: как избежать взаимных претензий: [рекомендации по проведению родительского собрания в школе] // Воспитательная работа в школе. - 2010. - апр. (N 2). - С. 115-118.

3. ВЕРШИНИН В. Педагогический всеобуч родителей: [в общеобразовательных учреждениях] // Народное образование. - 2005. - сент. (N 8). - С. 186-192.

4. ИГНАТЕНКО М. На пути к диалогу: [Система взаимодействий "ребенок-родитель-учитель": технология проведения мониторинга воспитанности учащихся, образцы анкет для учащихся, примеры технологии проведения родительских собраний] // Воспитание школьников.- 2005.- янв. (N 1).- С.27-31.

5. ЛЕПНЕВА О. Как провести первое родительское собрание? : [в школе] / Лепнева О., Тимошко Е. // Воспитательная работа в школе. - 2009. - июнь (N 3). - С. 80-82.

7. ЛЫКОВА Т. "Путешествие длиною в год". Итоговое родительское собрание в начальной школе // Воспитательная работа в школе. - 2009. - июнь (N 3). - С. 103-108.

8. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с. (Метод. биб-ка).

9. СТЕПАНОВ Е. Методика подготовки и проведения родительского собрания: [в школе] // Воспитание школьников. - 2009. - февр. (N 2). - С. 12-20.

10. СЫТЕНКОВА Т.Н. Об опыте проведения родительских собраний в школе // Воспитание школьников. - 2010. - авг. (N 7). - С. 31-34.

11. ТИМОНИНА Л.И. Родительское собрание: [в школе (рекомендации по подготовке и проведению)] // Народное образование. - 2010. - февр. (N 2). - С. 237-240.

12. ЧУМАКОВ В. Родительское собрание "Вы точно знаете, где ваши дети?" : [методические рекомендации по проведению родительского собрания] // Воспитательная работа в школе. - 2008. - февр. (N 1). - С. 51-62.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад №2"

Подготовила: воспитатель

Москальцова А.И.

Ардатов, 2017

Технологии валеологического просвещения родителей

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.

Информационно-просветительская деятельность выражается в

    формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,

    в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,

    информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,

    привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках

Мы используем разнообразные формы взаимодействия с родителями, как индивидуальные, так и групповые. Наряду с традиционными формами, такими как родительские собрания, консультации устные и письменные, семинары-практикумы, папки-передвижки, спортивные праздники, развлечения, буклеты, выпуск газеты и др., мы стараемся использовать больше интерактивных форм взаимодействия:

- фотоконкурсы на тему приобщения детей к спорту и ЗОЖ,

Различные акции , например ежегодно мы вовлекаем родителей в участие во всероссийской акции "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам";

-! приглашение родителей на физкультурные занятия;

- совместное проведение утренней гимнастики;

- совместные досуги, праздники;

- родительские собрания проводим в форме деловых игр, с использованием тренингов.

Одной из эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность

Так недавно мы реализовали интересный проект "Спортивный портрет моей семьи" . В рамках проекта я предложила семьям, которые ведут активный образ жизни, составить спортивный портрет своей семьи. Семьи творчески подошли к данному заданию и на итоговом занятии дети презентовали:газету, альбом, фотоколлаж, презентации. Предлагаю вашему вниманию одну из них ......

Также немало важной задачей валеологического просвещения родителей является распространение положительного опыта семейного воспитания.

Например, в этом году на родительском собрании, посвященном здоровьесбережению воспитанников СЕМЬЯ СИНИЦИНЫХ представила интересный видеоролик о том, как в их семье воспитываются навыки ЗОЖ

и тем самым показывали пример остальным.

Таким образом, использование разнообразных технологии валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью, необходимо наладить отношения между учителями и родителями. Именно родители должны стать помощниками педагогов, заинтересованными участниками педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания. Целенаправленная и систематическая работа с родителями – важное условие успешной деятельности школы. Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Ведь воспитание - творчество взрослых, в основе которого лежит наука - возрастная и психология. Муж и жена - основатели семьи. Они ответственны за все, что в ней происходит, супружеские отношения носят конфликтный характер или скрыто разрушаются, одновременно исчезают педагогически целесообразные контакты родителей и детей. Если нет взаимопонимания между мужем и женой, нет его и с детьми. Реальность сейчас такова, что нам, педагогам, необходимо вести систематическую работу по повышению уровня родительской культуры настоящих и будущих родителей. В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей»

Школа проникает в семью, вооружая ее психолого-педагогическим знаниями, помогая преодолевать конфликты «отцов и детей», школьного коллектива. Эффективность занятий родительского всеобуча повышают социологические исследования, диагностика, анкетирование, тестирование, составление социального паспорта семьи, использование нетрадиционных форм в работе с родителями. Ведь сегодня как никогда следует помнить о национальных традициях в воспитании детей. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Не все родители, конечно, откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

В школе наработан определенный опыт организации психолого-педагогического просвещения родителей: регулярно проводятся родительские собрания, общешкольные родительские конференции, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, декада Семьи.

Психолого-педагогическое просвещение в школе осуществляется, в основном, классными руководителями. Опыт психолого-педагогического просвещения родителей обобщался во время конкурса «Работа ОУ с семьями учащихся».

При имеющемся положительном опыте организации психолого-педагогического просвещения родителей мы видим сегодня ряд проблем в осуществлении этой деятельности и ее результативности.

Во-первых, снижается число родителей, посещающих родительские собрания от 70 % в начальной школе до 30% в старшем звене.

Во-вторых, в последние годы наблюдается усиление «расслоения» родителей: постепенный рост числа неблагополучных семей (в результате чего можно говорить о более низком уровне общего образования и воспитательной культуры родителей) при увеличении числа родителей с хорошими постоянными доходами, высшим и средним специальным образованием и, соответственно, серьезными запросами на качественное психолого-педагогическое просвещение.

В-третьих, чаще, чем раньше, на родительских собраниях вместо пап и мам присутствуют бабушки и дедушки, даже братья и сестры, чьи ценности мало адаптированы к изменившимся социальным условиям. В результате этого они, с одной стороны, не являются для детей авторитетными воспитателями, а с другой – не принимают психолого-педагогическую информацию, расходящуюся с их установками.

Педагогами затрачивается немало усилий на просвещение родителей, но при происходящих изменениях условий в социуме характер просветительской деятельности мало изменяется: система ценностей в обществе изменилась значительно, а мы (педагоги) ведем работу на основе старой системы, используя старые методы и формы, последствием чего является рост недоверия родителей к системе просвещения.

За рамками педагогических усилий оказывается группа молодежи, являющаяся потенциальными или очень молодыми родителями, чьи дети не посещают образовательных учреждений, где проводится просветительская работа. А мы знаем, что «воспитывать надо, пока поперек лавки лежит».

В психолого – педагогическом просвещении необходимо вести:

Учет разнообразия образовательного, культурного уровня родителей и использование в связи с этим соответствующих разнообразных форм и средств работы с родителями (индивидуальные и групповые беседы, уроки, игры, тренинги, практикумы, акции, конференции, диспуты и т.п.);

Использование всех возможностей (не только школьных) педагогического воздействия на потенциальных и очень молодых родителей (через Совет молодежи при Администрации, клуб молодой семьи, возможности врачебной практикии т.д.);

Изменение технологий работы, учитывающих современные «языки» общения и получения информации: видео, компьютер и т.п.;

Смещение акцентов в психолого-педагогическом просвещении с информирования (приобретения знаний) на создание условий для формирования и развития воспитательных компетенций, навыков конструктивного общения с детьми, необходимых для оптимизации детско-родительских отношений;

Отбор содержания просветительской работы на основе мониторинга (запросов родителей и педагогов, динамики результатов проводимой работы);

Включение родителей учащихся в разработку и реализацию воспитательных и образовательных проектов и программ.

Задачи психолого – педагогического просвещения:

    Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми,

    Консультитативная – совместный психолого – педагогогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков,

    Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей ведется по следующим направлениям.

1.Школа будущих родителей

2.Родительский букварь.

3.Азбука для родителей.

4.Энциклопедия семейного воспитания.

При общей цели работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (повышение уровня родительской компетентности ) на каждой ступени требуется решение специфических задач :

На первой – сформировать положительную мотивацию, интерес к участию в психолого-педагогическом просвещении

На второй – создать условия для формирования у родителей навыков и умений, обеспечивающих возможность оказания ими поддержки своим детям в процессе обучения, выявить «талантливых» родителей;

На третьей – обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с подростками, способствовать складыванию родительского актива;

На четвертой – сконструировать ситуации передачи родительского опыта по модели «равный – равному», привлечь родителей к проектированию образовательной среды.

В целом работа может быть как плановой (системной), так и ситуативной (организуется под запрос родителей или педагогов, школьников – чаще всего, - проблемный), носящей локальный характер.

Примерными темами психолого-педагогического просвещения родителей (в соответствии с возрастом детей) определены следующие:

Начальная школа

Особенности адаптации первоклассников.

Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы младших школьников.

Учебная деятельность младшего школьника.

Учим детей быть здоровыми.

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Как общаться с ребенком.

5 – 7 классы

Социальная ситуация развития пятиклассников.

Психологические особенности подростков.

Конструктивное общение с подростками.

Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний.

Воспитание мальчиков и девочек в семье.

Формирование и развитие интересов подростка.

8 – 11 классы

Вопросы гендерного воспитания в семье.

Роль семьи в самоопределении школьника.

Психологические проблемы юношеского возраста.

Проблемы нравственно-полового воспитания.

На протяжении всего времени обучения детей в школе, а, значит, психолого – педагогического сопровождения воспитания главным в просвещении родителей являются вопросы:

Воспитание трудолюбия, подготовка к созна­тельному выбору профессии:

    выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием раз­личных методик;

    организация встреч со специалистами, в
    зависимости от профессиональных инте­ресов детей;

    организация родителями экскурсий и в учреждения;

    проведение классных собраний-дискуссий
    по профориентации «Как выбирать про­фессию?», «Что значит быть успешным в
    жизни?», «Как стать конкурентоспособ­ным на рынке труда?» и др.;

    организация встреч-бесед с родителями
    «Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»;

    оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к будущей профессиональной деятельности;

    участие в конкурсе «Моя профессия»;

- организация совместных трудовых дел
(оформление, озеленение, ремонт кабине­тов, посадка деревьев, озеленение села, благоустройство школьного дво­ра, создание спортивной площадки и т. д.).

Формирование у детей нравственности, куль­туры поведения:

- знакомство детей с различными этически­ми понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;

    обсуждение нравственных проблем с деть­ми, возникающих в повседневной жизни;

    просмотр, обсуждение фильмов; подготовка концертов, совместных мероприятий;

    проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности:
    «О доброте и милосердии», «Современный человек - какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;

    проведение акций по оказанию помощи нуждающимся семьям;

    организация встреч с интересными людь­ми;

    организация и проведение экскурсий в музеи, по историческим местам нашего района, поход по родному краю,

Подготовка учащихся к семейной жизни:

    организация «Школы будущего семьяни­на», цель которой - знакомство учащихся с различными аспектами создания се­мьи, освоение семейных ролей, изучение
    психологических, экономических, юриди­ческих, физиологических вопросов;

    обсуждение проблем на классном собрании «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;

    проведение конкурса «я и мой папа» (между мальчиками и отцами),
    организация конкурсов «мама и дочка» (для девочек, при поддержке мам), «Супербабушка»;

Формирование у детей потребности в здоро­вом образе жизни:

- систематическая диагностика состояния здоровья детей;

    организация просвещения детей и родите­лей по проблемам сохранения здоровья;

    пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;

- определение наиболее благоприятного ре­жима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;

    устройство детей в секции,

    проведение Дней здоровья, спортивных со­ревнований (семейных, командных);

    организация туристических слетов, походов, лыжных прогулок, посещение катка

На каждой из ступеней при выборе форм, средств, технологий работы приоритет отдается тем, которые наиболее сообразны возрасту детей родителей: игра, беседа, урок – на первой- второй ступени; практикум, тренинг, акция – на второй-третьей; исследование, проектирование, передача опыта – на четвертой.

Ведется работа и по психолого – педагогическому просвещению родителей семей, находящихся в трудных жизненных условиях:

    Индивидуальные планы работы с семьями,

    Индивидуальные консультации,

    Малые педсоветы,

    Общественно – родительско – педагогический патруль,

    Социальная помощь,

    Памятки для родителей,

    Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.

Оценка эффективности

Эффективность конкретного мероприятия оценивается количественно. Предполагается оценка с помощью рефлексивной анкеты для участников. Критериями оценки определены: полезность/бесполезность, интерес/отсутствие интереса, уровень удовлетворения запроса.

Ожидаемые результаты

    повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического просвещения;

    рост числа родителей, посещающих родительские собрания;

    активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественно-полезной деятельности).

Совместная работа с семьей должна строиться на следующих основных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику.

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть как индивидуальные и групповые, так и традиционные и нетрадиционные.

В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
  • целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

Для реализации этих задач широко используются:

Основой в технологии валеологического просвещения является индивидуальная программа (план) оздоровления, разрабатываемая на каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает:

Также особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.

Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Наглядные пособия помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Также могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьесохранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов. Тематика газет может быть разнообразной: "Дневной сон: нужен ли и когда него отказываться", "Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка", "Тайны здоровой пищи" и др.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.

Таким образом, технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

  • информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;
  • консультации;
  • устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • семинары-практикумы;
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
  • "дни открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур;
  • совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.
    • анамнез заболеваемости за предыдущий период времени;
    • осмотр ребенка "узкими" специалистами и общее обследование (заключение педиатра);
    • функциональную диагностику;
    • анализ навыков детей по основным видам движений;
    • анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.