Почему грудной ребенок выгибает спину и плачет: причины. В чем причины выгибания спины ребенком

Новорожденный малыш умеет совсем немного: дышать, сосать, спать, плакать – все это жизненно необходимые процессы. Движения крохи пока хаотичны, он еще помнит утробу матери – лежит, прижав руки и ноги, словно экономя место. Когда ребенок начинает держать голову, для него открывается путь в мир интересного и нового, это первое важное достижение грудничка.

Во сколько дети начинают держать голову: 1 месяц

Ребенок не держит голову, пока не окрепнут его шейные и плечевые мышцы. Новорожденный откидывает головку назад, когда взрослые приподнимают его за руки. Тем не менее, он уже способен позаботиться о себе: лежа на животе, он не утыкается лицом в матрац, а кладет ее набок, чтобы удобнее было дышать.

Во сколько ребенок начинает держать голову? – здоровые младенцы делают первые попытки в 2-3 недели. В конце месяца, при выкладывании на живот, у малыша получается удерживать голову несколько минут горизонтально. Но это еще не тот решающий период, когда ребенок начинает держать головку по-настоящему осознанно и уверенно.

Новорожденный грудничок совсем слабенький, и родителям еще рано задумываться, во сколько ребенок начинает держать голову. Наоборот, нужно быть очень осторожными, и научиться носить кроху правильно поддерживая голову, чтобы не нарушить шейные позвонки.

Как лежать на животе?

Перед едой начинайте выкладывать ребеночка на живот, это поможет Вам приблизить тот период, когда грудничок начинает держать голову подолгу.

Вот несколько советов, которые помогут малышу полюбить это упражнение.

  1. Приготовьте валик из полотенца толщиной с Вашу руку. Подкладываем его под грудь так, чтобы разместить в области подмышек. Теперь кроха не сможет лениться, положив голову на матрац. Если дитя будет упорно отводить руки назад, за валик, жгут можно связать концами за его спиной.
  2. Носите кроху на одной руке лицом вниз – голова на Вашем предплечье, придерживаете за отдаленное бедро, слегка завалив на себя. Второй рукой поглаживаете спинку, шею и попу. Равномерно меняете левую и правую руки.

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову: 2 месяц

В возрасте 6-8 недель сильные детки приподнимают голову, когда лежат на спине и несколько минут удерживают ее. Когда Вы носите кроху «столбиком» на плече, он приподнимает личико, чтобы пару секунд оглядеться. Оставлять головку без страховки еще рано – придерживайте ее рукой, чтобы она не завалилась набок. Во сколько месяцев ребенок начинает держать головку, зависит от «продвинутости» мамы: домашний массаж, гимнастика и настойчивость родителей играют большую роль.

В полтора месяца любопытный кроха рассматривает мир, подняв головку на 45◦. Еще ваш карапуз научился поворачивать голову в обе стороны. Это время, когда малыш начинает держать головку вертикально на протяжении нескольких минут.

Когда новорожденные начинают держать голову: 3 месяц

Малыша можно поздравить с первым серьезным достижением: теперь, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно, долго и уверенно, он может увидеть много интересно. Отныне он активно тренирует мышцы шеи и спины, готовясь к более сложным движениям.

Хотя малыш стал более самостоятельным, оставлять его без страховки нельзя – ребенок не держит голову настолько хорошо, чтобы полностью ему доверять. Резкие толчки или поворот могут сильно качнуть головку малыша, а он не сможет ее удержать. И все-таки прогресс налицо: приподняв грудничка за руки, Вы видите, что линия голова-шея-позвоночник стала прямой, то есть – мышцы шеи, верхней части спины и пресса крепнут.

Когда новорожденный начинает держать головку: 4 месяц

Сейчас он уже научился опираться на предплечья – все чаще Вы видите любопытное личико, изучающее комнату из положения, приподнявшись на руках лежа на животе.

Теперь мама знает, во сколько месяцев ребенок держит голову и понимает, что волновалась напрасно. Развитие ребенка индивидуально. Значительное отставание или опережение может говорить о проблемах со здоровьем. Например, если месячный малыш уже держит голову – стоит посетить невролога, ведь такое раннее достижение является симптомом внутричерепного давления.

Когда ребенок сам держит голову и плечи: 6 месяц

Карапуз теперь настоящий силач: упираясь на обе вытянутые руки или открытые ладони, он возвышается в кровати и выискивает глазами маму. Он крутит головой влево и вправо, подолгу гулит, выражая свое мнение о происходящем. Вопрос «В каком возрасте ребенок начинает держать голову?» уже потерял для Вас свою актуальность. Сейчас Ваша задача – воспитание познавательных интересов и развитие других двигательных навыком сына или дочери.

Оставляйте чадо поиграть самостоятельно, но не спускайте с него глаз. Используйте различные развивающие коврики, пирамиды, книги, куклы – неваляшки.

Как научить ребенка держать голову: общие упражнения

  1. Исходное положение грудничка — на животе. Впереди его дожидается игрушка. Приложите ладонь к детскому лбу и приподнимите голову, чтобы малыш заметил предмет. Если карапуз пытается удерживать голову сам – уберите руку, но при этом подстрахуйте от удара. Повторить 5 раз.
  2. Выкладывание на живот как можно чаще.
  3. Хороша зарядка на гимнастическом фитболе – положите грудничка на живот и, придерживая под руками, покачните мяч вперед, чтобы голова и плечи оказались свободными – на весу. Длительность – 2-3 секунды, по 10 раз. Отдыхаем прямо на мяче.

Если ребенок не поднимает голову лежа на спине:

  1. Положите кроху на спину, под голову и плечи – общую подушку. Приподнимите его под спину и удерживайте несколько секунд, чтобы он сам приподнял голову. Повторить 5 или 7 раз, давая отдых на подушке.
  2. Когда ребенок может подтягиваться, сгибая руки в локтях, пробуйте поднимать его не под спину, а за руки. Цель – та же. Повторить 5 раз.
  3. Если малыш не может поднять голову, то помогайте ему, приподнимая его головку своей рукой под затылком на 5 секунд. Упражнение повторите 7 раз.

Итак, мы с вами обсудили, во сколько месяцев ребенок начинает держать головку. Но бывают частные случаи запоздалого развития. Появились подозрения? — обратитесь к врачу. Курс массажа, ЛФК или медикаментов помогут откорректировать двигательную активность ребенка, догнать и даже перегнать сверстников. Не нужно паниковать, если невролог поставил диагноз – мозг ребенка очень пластичен. Чем раньше начнется лечение, тем больше шанс обойтись без последствий.

Ребенок развивается из двух исходных положений:

1. Лежа на спине
2. Лежа на животе.

Сейчас мы подробно, по месяцам, рассмотрим двигательное развитие ребенка. В данной части статьи будут использоваться понятия лицевой и затылочной конечности. Сначала рассмотрим их и дадим им объяснение. Лицевая конечность - рука или нога, в сторону которой повернуто лицо ребенка (как правило, опорная конечность). Затылочная конечность - рука или нога, лежащая со стороны затылка ребенка. Нужно помнить, что при оценке двигательного развития ребёнка первого года жизни есть несколько аксиом:

1.Основная двигательная задача ребенка - это переход из горизонтального в вертикальное положение.
2.Любой координированный навык формируется сверху-вниз: голова-туловище-руки-ноги. Пока не скоординируется голова, ни о какой координации рук и ног не может идти и речи.
3.Внутри организма существует некая система координат, относительно которой оцениваются все движения - это продольная ось туловища.
4.99% информации о двигательном и функциональном состоянии ребенка мы получаем, оценивая позу покоя ребенка.
Сначала смотрим на положение головы, потом туловища, потом оцениваем положение головы относительно туловища, затем смотрим на положение конечностей относительно туловища и потом оцениваем целиком. Причем, такую тщательную оценку необходимо проводить из двух положений: лежа на спине и лежа на животе.

Для развития ребенка из положения лежа на животе большое значение имеет центр тяжести, точнее, его местоположение. У новорожденного ребенка центр тяжести находится у верхнего края грудины (очень большая голова относительно туловища). У взрослого человека он находится в малом тазу. Что же влияет на постепенное перемещение центра тяжести вниз? Прибавка в весе. По мере того, как ребенок растет, прибавляет в весе, центр тяжести смещается вниз и, соответственно, идет уменьшение площади опоры.

0-1 месяц:
И.П. лежа на спине: голова повернута в сторону, туловище компенсаторно изогнуто, лицевая рука полусогнута перед лицом, затылочная рука полусогнута вверх, нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах. Это так называемая поза «полуфехтовальщика». Поза «фехтовальщика» является патологической, поэтому данную, физиологичную для ребенка этого возраста, позу мы называем позой «полуфехтовальщика» (так как она напоминает фехтовальщика в основной стойке). При повороте головы руки меняют свое положение (за счет рефлексов орального автоматизма). Не фиксирует взгляд (0 мес). Захват предмета "взглядом", т.е. взглядом хочет взять предмет, а рукой не может (конец первого месяца).
И.П. лежа на животе: голова компенсаторно повернута в сторону, ось туловища компенсаторно изогнута, руки приведены к туловищу и максимально согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в сагитальной плоскости (поджаты под себя). При этом, тазо-бедренные суставы не должны лежать на поверхности опоры. Если ноги в положении «лягушки» (распластаны) - то это считается признаком мышечной гипотонии, следует искать родовую травму шейного отдела позвоночника.

2 месяца:
И.П. лежа на спине: голова и туловище уже расположены по продольной оси, руки находятся в начальной фазе рефлекса Моро (в стороны, ладони вперед), ноги - пассивно-активное сгибание (активный компонент только начинает появляться). Если туловище отклонено от продольной оси, мы можем подозревать начальную фазу сколиоза.
И.П. лежа на животе: голова и туловище - по продольной оси, центр тяжести смещается на середину грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты в плоскости, промежуточной между фронтальной и сагитальной (так называемое сгибание с отведением в 45 градусов).

3 месяца:
И.П. лежа на спине: голова и туловище - по продольной оси, руки тоже «находят» продольную ось, ноги пассивно-активно согнуты (увеличивается активный компонент сгибания). Тянет обе руки в рот и обследует свое тело руками - грудь и живот до пупка. Захват предмета нецеленаправленный. Как же выглядит на практике нахождение руками продольной оси? Ребеночек начинает брать ручки в рот. А причина этому - основной мышечный стереотип движения, также относящийся к рефлексам орального автоматизма. Поэтому мы должны дать рекомендации маме - не «вынимать» руки изо рта, так как это является необходимым этапом его двигательного развития.
И.П. лежа на животе голова, туловище - по продольной оси, центр тяжести - середина грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты во фронтальной плоскости (сгибание с отведением), тазобедренные суставы ложатся на поверхность опоры (это так называемое положение Лоуренса 1). Это положение способствует правильному и своевременному формированию головки тазобедренного сустава.

4 месяца:
И.П. лежа на спине голова, туловище - по продольной оси, ребенок начинает заводить руку в пространство «противоположной» руки, ноги - в положении пассивно-активного сгибания (активный компонент продолжает нарастать). Ноги согнуты в суставах на 95°, стопы близко друг к другу; ребенок умеет поворачиваться на бок и обратно; обследует свое тело руками ниже пупка Постепенно ребенок начинает осваивать одной рукой пространство противоположной. Опираясь пятками на поверхность, поднимает таз и двигает им в разные стороны; Если заведение руки произошло раньше 4 месяцев (особенно, если данное положение фиксировано), то можно заподозрить какую-то неврологическую патологию.
И.П. лежа на животе опора на предплечья, лучезапястные суставы и живот; ребенок может поднимать одну руку и тянуться к игрушке; захват четвертым и пятым пальцем кисти (обезьяний).

5 месяцев:
И.П. лежа на спине голова, туловище - по продольной оси, тянет руки в рот, сосет их, активно заводит обе руки в противоположенные стороны, ноги - полностью отсутствует пассивный компонент сгибания, ноги активно согнуты во всех суставах до 90 градусов. Обследует свое тело руками до колен, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую.
И.П. лежа на животе голова, туловище - по продольной оси, центр тяжести смещается ближе к пупку. Руки опираются на кисти или лучезапястные суставы, ноги активно согнуты до 90 градусов, опора на голени - ребенок периодически принимает положения стоя а четвереньках. Таз при этом остается свободным. Предметы захватывает 2-5 пальцами кисти.

6 месяцев:
И.П. лежа на спине происходит отрывание попы от поверхности стола, ноги находят продольную ось. Каким образом? Ребенок тянет их в рот и сосет. Если ребенок раньше 6 месяцев перекрещивает ножки и фиксирует их в этом положении - признак
неврологической патологии. Чем выше уровень перекреста, тем хуже прогноз.
И.П. лежа на животе голова, туловище - по продольной оси, центр тяжести находится на уровне пупка. Опора на кисти и голени, таз находит точку опоры - таким образом, ребенок садится. Стоя на четвереньках, может поднять одну руку параллельно полу; захват предмета 2-3-им пальцами. Здоровый ребенок при условии его нормального развития садится из положения стоя на четвереньках, через поворот на бок или поворот на живот. Это считается физиологичным. Если ребенок к этому возрасту еще не сидит, при условии, что он во всем остальном не отстает в двигательном развитии (встает на четвереньки, ползает, встает), то это можно считать вариантом нормы. Ребенок имеет право сесть в самую последнюю очередь (например, шел, упал на попу - сел и научился сидеть). Сажать ребенка насильно, пока он не готов к этому, категорически запрещается. Нагрузка на позвоночник в положении сидя в сто раз сильнее, чем в положении стоя. Примером этому может служить лечение при компрессионных переломах. Допускается принятие положения «полу-лежа» на непродолжительное время (в случае кормления или в прогулочной коляске). Но если ребенка посадить в подушки и делать это регулярно, то в дальнейшем мы будем иметь проблемы с осанкой.

7 месяцев:
И.П. лежа на спине голова, туловище - по продольной оси, руки - во рту или заведены в пространство противоположенной руки, ноги - во рту или заведены в пространство противоположенной ноги. Таким образом, рука и нога заводятся в сторону, и ребенок осуществляет координированный (!) поворот на бок (1 фаза поворота) и на живот (2 фаза). Если ребенок раньше 7 месяцев поворачивается на бок и на живот, то такой поворот еще нельзя считать координированным и самостоятельным, и рассматривается как единичный случай (или ему активно помогает мама). Поза "садового гнома" (сидит на боку с опорой на прямую руку) фото 4; умеет поворачиваться с живота на спину; может взять предметы одновременно в две руки.
И.П. лежа на животе уверенно стоит на четвереньках, раскачиваясь во все стороны; может ползать по-пластунски (на локтях, ноги при этом пассивно волочатся сзади).

Фото 4

7-8 месяцев: И.П. лежа на животе ребенок активно учится ползать, причем начинает это делать уже после 6 месяцев. Сначала у ребенка прослеживается симметричный стереотип движения (вперед идет одновременно правая рука и правая нога). Затем он меняет свой стереотип движения на противоположенный - правая рука - левая нога. Как только произойдет смена стереотипа движения, для него это является пусковым моментом для вертикализации, и мы можем с точностью до нескольких дней «предсказать», что ребенок скоро встанет на ножки. Подъем руки, стоя на четвереньках больше 120°; захват предмета первым и вторым пальцами плоско (пинцетообразный захват).

9-10 месяцев:
И.П. лежа на животе ребенок подползает к опоре и встает. До двух лет ребенок в норме должен вставать через поворот на бок (это так называемое среднефизиологическое вставание), «рывком» из положения лежа в положения сидя и стоя встают только взрослые, которым уже свою спину «не жалко».

11-12 месяцев:
И.П. лежа на животе ребенок начинает ходить, причем двигательный стереотип ходьбы имеет симметричный характер - одновременно вперед «идут» правая рука и правая нога (он ходит, переваливаясь, как медвежонок). Это можно почувствовать, когда вы подставляете ребенку под его ладошки свои руки «помощи» - вперед «идут» одноименная рука и нога. Очень быстро этот двигательный стереотип меняется на асимметричный. Свободно встает у опоры из положения на четвереньках; держась за опору, делает шаги в сторону или, отпустив, одну руку может повернуться; ходит с поддержкой; захват предмета первым и вторым пальцами кругло (кольцевой захват).

12-14 месяцев: Ходит без поддержки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Рекомендации к обучению малыша самостоятельной ходьбе:
Мама стоит позади малыша, ее руки подставлены под ладошки ребенка (ручки ребенка согнуты в локтях под углом 90 градусов). Сначала ребеночек опирается поочередно на одну и вторую руку, как только мама почувствует, что ребеночек начал опираться только на одну руку — все, руки «помощи» можно убрать! Никогда не давать руки «сверху», никогда не использовать ходунки и другие приспособления, облегчающие жизнь мамам. Если ребенок учился ходить в ходунках, стременах и т.д. - он просто лишается навыка координированных движений (особенно это будет заметно при падении таких детей - они совершенно не умеют координироваться при падении с высоты собственного роста).

Ребёнок в ВОЙТА-терапии
Рефлекторное передвижение чрезвычайно действенно, но для младенцев и маленьких детей непривычно и утомительно, в связи с чем, эмоции выражаются во время лечения через крик. Понятным образом это вызывает раздражение у родителей и заставляет их предположить, что их ребёнку больно. Крик в этом жизненном возрасте является важным и адекватным средством выражения маленького пациента. Как правило, после короткого времени привыкания, крик не является таким интенсивным как в начале курса лечения, в подавляющем большинстве случаев при проведении регулярной терапии ребенок привыкает к данному воздействию и совершенно исчезает негативная реакция восприятия. Точное руководство ВОЙТА-терапевта даёт матери уверенность в лечении ребёнка в домашних условиях. ВОЙТА-терапия имеет положительное влияние на общую координацию ребёнка при наличии спонтанной моторики с расширением двигательных реакций в виде выпрямления, хватательной функции и в речи. При этом она стимулирует ребёнка к освоению окружающего мира. В области раннего лечения младенцев и детей ВОЙТА-терапевты интенсивно сотрудничают с педиатрами и врачами других специальностей, педагогами и психологами, логопедами и эрготерапевтами.
ВОЙТА-ТЕРАПИЯ НЕ ВЫЗЫВАЕТ БОЛИ И НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПСИХИКУ.

В Саратове и Саратовской области консультацию Войто-терапевта можно получить в клинике профпатологии и гематологии Саратовского медицинского университета.

Мы ждем Вас по адресу: улица 53 Стрелковой дивизии,6/9.

Проезд: троллейбус N2-а, маршрутное такси NN82, 59, 103, 110 до остановки «2-я Горбольница» или маршрутное такси N105, 42 до остановки «Академия права»

Молодые мамы и папы всегда трепетно относятся к своему малышу. Любые изменения поселяют в них Ведь неопытные родители мало что знают о поведении новорожденных. Часто бывает так, что грудничок выгибает спину. Опасно ли это? И как нужно поступать в таких ситуациях?

Несомненно, следует обратиться к педиатру, поскольку это может быть тревожным знаком. Лишь специалист сможет поставить правильный диагноз.

Каковы возможные причины выгибания новорожденным спины

Если ребенок выгибает спину регулярно, это может свидетельствовать о повышенном внутричерепном давлении. Это симптом различных видов заболеваний, таких как гидроцефалия, менингит, энцефалит, опухоль мозга, абсцесс, травмы или В таком случае посетить врача следует в ближайшее время.

Частое «вставание на мостик» может означать, что у ребенка спины. В этом случае стоит обратиться к невропатологу. Он осмотрит ребенка, даст направление на и пропишет специальный гель для втирания в шейную и позвоночную зону. По медицинской статистике, девять из десяти грудничков страдают нарушением мышечного тонуса. Своевременное лечение позволит полностью исправить дефект.

Иногда грудничок выгибает спину, если заметит интересный предмет рядом с собой. Для более тщательного изучения он старается различными способами разглядеть его внимательнее. В этом случае нужно просто повернуть малыша в требуемом направлении.

Бывает и так, что, выгибая спину, ребенок показывает свое упрямство или каприз. При этом малыш может злиться и рычать, выражая свое недовольство и желание добиться личной свободы. Переживать не стоит, нужно просто следить за тем, чтобы малыш не травмировался. Если новорожденный выгибает спину и капризничает, мягко и настойчиво заставьте его прекратить такие действия.

В случае, когда выгибания спины сопровождаются плачем, поджатием ножек, это, скорее всего, кишечные колики. Попробуйте облегчить малышу боль мягким массажем животика. И следите за его питанием.

Возможные последствия

Если в раннем детстве ребенок страдал от невралгии (это как таз тот случай, когда грудничок выгибает спину по причине гипертонуса), то к 15-18 годам у него могут появиться проблемы со здоровьем. У подростка могут быть: головные боли, нарушение сна, отставание в обучении, несобранность, остеохондрозы, вегетативная дистония, поведенческое расстройство. К тому же могут развиться такие патологии, как плоскостопие, сосудистые нарушения головного мозга и судорожный синдром.

При с возрастом может проявляться негармоничное развитие, головные боли, неадекватное поведение, беспокойство.

Как видим, последствия довольно серьезны. Так что если грудничок выгибает спину - это довольно неприятный знак. Не стоит тянуть время, незамедлительно следует обратиться к врачу. Вовремя оказанная медицинская помощь позволит вашему ребенку избежать проблем со здоровьем впоследствии.

Может, кому тоже пригодится.

Информация с сайта школы детского массажа Елены Гореликовой

Одной из причин выгибания грудничка в спине и запрокидывания головы может быть чрезмерное напряжение мышц задней поверхности шеи и спины. Чтобы определить это протестируйте малыша.

Тестирование проводят с 3-х месячного возраста ребенка. Положите малыша на живот и понаблюдайте за ним.

Если мышечное напряжение в спине будет выраженным, то в положении ребенка лежа на животе, голова запрокидывается назад, плечи приподнимаются над поверхностью стола без участия в этом рук. Возможно, что с одной стороны напряжение может быть выше, тогда туловище будет изгибаться в данную сторону, при этом голова поворачивается, и ребенок самопроизвольно заваливается на спину. Необходимо отличать активные перевороты ребенка с живота на спину и самостоятельное удержание головы от случайного «опрокидывания». Разница заключается в биомеханике движения. Принято считать, что сначала дети должны научиться переворачиваться со спины на живот, но все же в 5% случаях, первым наблюдается поворот на спину. Только после снятия чрезмерного мышечного напряжения следует приступать к тренировке активных правильных движений соответствующих возрасту.

Теперь в положении лежа на спине слегка потяните малыша за ручки. При этом ребенок не сможет сгруппироваться, голова запрокидывается назад.

Для того, чтобы почувствовать выраженность мышечного напряжения в области шеи, подведите свою ладонь под затылок малыша и медленно приподнимите затылок над поверхностью. Во время попытки привести подбородок ребенка к груди вы ощутите мышечное сопротивление.

В этом случае поможет несколько расслабляющих приемов массажа шеи спины и специальные упражнения.

Начальный положительный результат ваших действий может проявиться в том, что ребенок перестает держать голову и «опрокидываться» на спину. На самом же деле, это снижается чрезмерное не нужное мышечное напряжение, которое может мешать активным движениям ребенка, в том числе и своевременному повороту со спины на животик. После снижения мышечного напряжения можно будет перейти к упражнениям на тренировку мышечной силы и двигательных навыков.

Коррекция тонуса мышц

Массаж воротниковой зоны

Стимулирующий массаж не показан, если у малыша сильно и постоянно напряжены мышцы спины, разгибающие шею, из-за чего он не может привести подбородок к груди ни лежа на спине, ни лежа на животе. В этих случаях показан расслабляющий массаж, описание которого смотрите ниже.

Малыш во время массажа должен лежать на животе, его руки согните в локтевых суставах и подведите под грудную клетку. Начинаем массаж с поглаживания. Ваша ладонь должна двигаться от затылочной области в сторону надплечий, по задней и боковым поверхностям шеи. Отдельно погладьте сами надплечья от шеи до плечевых суставов. Повторите прием 4-5 раз.

Затем переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Для этого одной рукой придерживаем затылок, а второй рукой от этой области медленно проводим по мышцам шеи вниз и к надплечьям, задерживаемся в конце движения на 2-3 секунды. Прием повторяем 3-5 раз.

Заканчиваем поглаживанием и переходим к массажу спины.

Массаж спины

Выбирая приемы массажа, помните про тестирование мышц спины. Начинать с расслабляющего массажа нужно, если вы увидели выраженное напряжение этих мышц. Это должны быть приемы поглаживания и легкого растягивания. Если такого напряжения нет, если ребенок еще плохо удерживает голову, то отдайте предпочтение приемам растирания, как стимулирующим движения, а приемы растягивания не применяйте вообще.

Первый прием поглаживание. Проводится вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз. Повторите прием 3-5 раз.

Затем поглаживание проводится подушечками пальцев от позвоночника по ходу ребер в бок. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Для снятия напряжения с мышцы спины переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

Теперь добавляем специальные упражнения, которые укрепляют мышц шеи, наклоняющие голову вперед и растягивают мышцы задней поверхности шеи и спины.

Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью, подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5-7 раз.

Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок. Задержитесь в этом положении на 3-5 сек, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5-7 раз.

В положении лежа на спине, верхний головной конец приподнять под углом 30 градусов, для этого подложить под голову и плечи подушку. Ладони врача располагаются по задней поверхности плеч, шеи, затылка. Медленно приподнять верхнюю половину туловища над поверхностью, задержать на несколько секунд и опустить. Повторить несколько раз до ощущения исчезновения мышечного сопротивления.

Усложнить предыдущее действие, стимулируя активное статическое удержание головы при подъеме туловища. Для этого в приподнятом положении убрать пальцы с затылка ребенка на несколько секунд. Если ребенок голову удерживает, можно перейти к следующему действию.

С подушки приподнять туловище, но голову при этом не поддерживать. Ребенок должен предпринять попытку сгруппироваться, если ему это удалось несколько раз в подряд, то подушку можно убирать и подъем осуществить с горизонтальной плоскости.

Активные упражнения . По мере того как нормализуется мышечный тонус задней поверхности шеи и туловища и растет сила мышц -сгибателей шеи, можно приступать к тренировке самостоятельного контроля головы ребенком. Для этого разработаны упражнения на гимнастическом мяче: в виде прокатываний в положении на животе во все направления, прокатывания на валике, «полеты».

Младенец, которого ничего не беспокоит, – радость для родителей. Малыш тихо посапывает во сне или мило улыбается и рассматривает окружающую обстановку. Но если он испытывает дискомфорт, на весь дом слышится громкий крик, и взрослые изо всех сил пытаются понять, чем можно помочь крохе. Чаще всего причины плача понятны: голод, мокрый подгузник, желание почувствовать близость мамы. Но некоторые особенности поведения необъяснимы для родителей, например, грудничок выгибает спину и запрокидывает голову. Разберемся, опасно ли это, и как помочь ребенку.

В большинстве случае младенец выгибается по физиологическим причинам. Основные из них:

  1. естественный тонус мышц;
  2. познавательная и двигательная активность;
  3. выражение недовольства.

Естественный тонус мышц

У здорового новорожденного в течение 3-4 месяцев после появления на свет отмечается повышенный мышечный тонус, то есть избыточное напряжение мускулов в состоянии покоя.

Такая особенность обусловлена ограниченностью свободного пространства и скованностью движений ребенка в период внутриутробного развития.

Самое удобное положение для малыша – поза эмбриона, когда его ручки и ножки согнуты в суставах и прижаты к туловищу. Если крохе приходится лежать на спине, он быстро устает, выгибается и запрокидывает голову. Следует периодически менять его положение. Кроме того, полезен профилактический расслабляющий массаж.

Познавательная и двигательная активность

В 2-3 месяца движения ребенка становятся осознанными. Он может выкручиваться и поворачивать голову, чтобы лучше рассмотреть заинтересовавший его предмет или человека.

Специалисты советуют не ставить у изголовья кроватки источники света, звука и игрушки, чтобы малышу не приходилось выгибать шею. Кроме того, взрослым не следует стоять в этой зоне. Лучше располагаться перед глазами крохи.

После 3 месяцев грудничок учится поворачиваться со спины на бок и на живот. Выгибания, дополняемые кряхтением, могут быть тренировочными попытками.

Выражение недовольства

Выгнутая спина, слезы, покраснение лица и хныканье – признаки истерики из-за дискомфорта. Малышу может не нравиться его поза, сморщенная простынь, неудобная одежда и так далее.

Часто детки начинают плакать во время кормления. Причины этого:

  • слишком слабый или сильный поток молока;
  • непривычный вкус еды.

Родителям необходимо выяснить, что именно не устраивает кроху, и попытаться нейтрализовать раздражающий фактор. Иногда истерика возникает в связи с желанием ребенка оказаться на руках у мамы или папы. Как поступать в такой ситуации, решать родителям. Многие специалисты советуют, не брать малыша сразу же, а попытаться отвлечь его игрушкой, разговором или песенкой.

Физиологический тонус, активность и капризы ребенка не требуют медицинской помощи. Но маме и папе стоит предупреждать слишком активное выгибание спинки грудничком, так как его мышцы еще не сформировались, и может произойти их повреждение. Следует заботиться о его удобстве: помогать менять положение тела, ставить интересные предметы перед глазами, не допускать истерик и так далее.

Патологические причины

Если у ребенка часто выгнута спина и запрокинута голова, родителям стоит присмотреться к его состоянию. Возможно, такое поведение обусловлено патологическими причинами. Заболевания всегда сопровождаются другими симптомами неблагополучия. Возможные недуги:

  1. гипертонус мышц;
  2. кишечные колики;
  3. нарушения в работе ЦНС.

Гипертонус

После 4 месяцев тонус мышц должен прийти в норму. Но различные проблемы во время беременности и родов могут спровоцировать минимальные нарушения в работе ЦНС, приводящие к повышенному напряжению мускулов у малыша. Признаки гипертонуса:

  • скованность движений – кроха большую часть времени крепко сжимает кулачки, подгибает ручки и ножки, ему сложно принудительно выровнять конечности;
  • беспокойное поведение – плохой сон, истерики, дрожание подбородка, вздрагивание при шуме и резком свете;
  • во время сна спинка крохи часто бывает выгнута, а голова – запрокинута;
  • малыш удерживает голову в вертикальном положении с первых дней.

Ребенка следует показать неврологу. Он проведет диагностические пробы. Если гипертонус подтвердится, врач назначит лечение. Его основные направления:

  1. расслабляющий массаж;
  2. гимнастика, в том числе на фитболе, плавание;
  3. ванны с расслабляющими травами;
  4. физиопроцедуры – электрофорез, магнитотерапия, грязевые аппликации;
  5. медикаменты с релаксирующим воздействием на мышцы (в тяжелых случаях).

Как правило, после 2-3 месяцев комплексной терапии состояние ребенка нормализуется. Но если не обратить внимания на проблемы с мышцами, то в будущем возможны серьезные негативные последствия – позднее освоение навыков, заболевания опорно-двигательного аппарата.

Колики

Кишечные колики заставляют страдать многих малышей. Их причиной является незрелость ЖКТ ребенка. Из-за нехватки ферментов пища недостаточно переваривается. В результате запускается процесс брожения, и образуется много газа, пузырьки которого давят на стенки кишечника и вызывают сильную боль.

Колики начинаются на 3-4 неделе жизни и продолжаются до 3-4 месяцев. Приступ обычно начинается во время еды или после нее. Малыш плачет, краснеет, выгибается, подтягивает ножки к животику. Родители могут облегчить его состояние одним из следующих способов:

  • правильно прикладывать к груди или использовать антиколиковую бутылочку;
  • сделать массаж живота – по часовой стрелке вокруг пупка;
  • поносить кроху вертикально, прижимая к груди;
  • выкладывать перед едой на живот;
  • дать ветрогонный препарат, назначенный доктором.

Нарушения в работе ЦНС

В редких случаях выгибание спины и запрокидывание головы младенцем обусловлено поражением центральной нервной системы, вызванным:

  1. черепно-мозговыми травмами;
  2. новообразованиями;
  3. инфекционными патологиями (менингитом, энцефалитом);
  4. гидроцефалией;
  5. ДЦП и так далее.

Такие тяжелые состояния всегда сопровождаются теми или иными неприятными симптомами: повышением температуры, напряжением мышц затылка, рвотой, разным размером зрачков, сильным криком, вялостью и так далее. Обнаружив хотя бы один из этих признаков, следует обратиться за помощью.

«Акробатические этюды» младенца, как правило, связаны с особенностями физиологии и темперамента. Если он в целом развивается нормально, то не стоит беспокоиться из-за выгибания спинки и запрокидывания головы. При этом рекомендуется создавать правильные условия для его двигательной и познавательной активности. В тех случаях, когда такое поведения связано с патологическими состояниями – коликами, гипертонусом, поражением ЦНС, обязательно присутствуют дополнительные симптомы. Их наличие указывает на необходимость обращения за медицинской помощью.