Норма развития ребенка в 6 месяцев. Календарь развития шестимесячного ребенка

Эта статья поможет родителям реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы отсеить все их страхи и сомнения.

Родители, у которых есть полугодовалые детки, начинают беспокоиться, если им кажется, что они в чем-то отстают от сверстников или не умеют делать то, что, по мнению самих родителей, ребенок уже обязан уметь.

Иногда эти страхи абсолютно беспочвенны, но иногда действительно нужно реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев , чтобы понимать, чем ему можно помочь.

Я надеюсь, что в этой статье родители смогут найти нужную им информацию.

Физическое развитие ребенка 6 месяцев

Шестимесячный младенец окреп, набрал вес, вырос в длину.

Его физические параметры изменились, в чем можно убедиться, изучив эту таблицу:

Психологическое развитие ребенка в 6 месяцев


Даже по сравнению с пятью месяцами шестимесячные малыши совершают большой рывок в психологическом развитии.

  • Откликаются на свое имя, реагируя на зов близкого человека.
  • Превосходно различают своих и чужих.

    Если раньше ребенок спокойно относился к тому, что малознакомый человек вызывался поносить его на руках, то теперь он выражает свое несогласие, предпочитая находиться на руках у мамы, папы или того, кого он часто видит.

    Активно выражают свои эмоции: радость, восторг, гнев, раздражение и т.д.

    А еще он очень тонко чувствует ваше настроение, поэтому ваш строгий тон, громкие крики или нахмуренное выражение лица его могут испугать.

    Младенец постоянно требует внимания, стараясь не отпускать маму ни на шаг от себя.

    Этот период достаточно утомителен для родителей, но старайтесь уделять ребенку как можно больше внимания, так вы закладываете фундамент для его нормального психологического развития.

Умения шестимесячного ребенка, которые свидетельствуют о его нормальном развитии


В 6 месяцев ребенок должен обладать определенными умениями:

    Он уже умеет ползать.

    Некоторые дети пока двигаются неуверенно, другие же ползают весьма активно, но, если к этому времени ваш малыш даже не пытался делать ползущих движений, то следует посоветоваться по этому поводу с педиатром.

  • Он хватает интересные ему предметы и игрушки уже двумя руками, бросает их на пол и снова поднимает, перекладывает с одной руки в другую.
  • У него есть любимые игрушки, с которыми он готов играть, не скучая, некоторое время.

    Помните о том, что у шестимесячного ребенка режутся зубки, а значит – он все будет тянуть в рот.

    Спрячьте плюшевые игрушки или те, от которых ребенок может отгрызть мелкие детали.

    Сейчас лучше отдать предпочтение резиновым игрушкам.

  • Садиться с помощью мамы или папы, некоторые дети уже способны сесть самостоятельно.
  • Легко переворачивается со спины на живот, на бочок, держит голову в любой позе, в общем – достаточно хорошо контролирует свое тело.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев


Шестимесячный ребенок вовсю лепечет и делает это с превеликим удовольствием. Лепет является подготовкой к произнесению настоящих слов.

Уже сейчас вы можете определить в лепете ребенка фонемы родного языка, того, на котором разговаривают в вашей семье.

Малыш прислушивается к тому, что вы говорите, и старается подражать вашей интонации, повторять за вами слова, которые не слишком сложны для него, иногда он чихает, покашливает или начинает заливисто хохотать.

Именно в этот период активно происходит начальный этап речевого развития ребенка, 6 месяцев которому уже исполнилось.

Вы должны постоянно общаться с малышом, повторять звуки и короткие слова, которые он произносит, учить его новым односложным фонемам и т.д.

Уход за ребенком в 6 месяцев


Шестимесячный малыш еще полностью зависим от материнской заботы и требует повышенно внимания со стороны обоих родителей.

Если вы хотите, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, то должны знать о том, как его правильно кормить, купать, как с ним играть и гулять на улице, сколько времени он должен проводить во сне.


Именно в 6 месяцев большинство младенцев начинают знакомиться с новой для себя пищей.

Конечно, материнское молоко продолжает быть для него основным источником питания (если он – не на искусственном вскармливании), но все педиатры единодушны во мнении: в 6 месяцев можно вводить в питание малыша прикорм в виде фруктовых и овощных пюре, различных каш.

Откажитесь от идеи давать ребенку:

  • пищу со своего стола, особенно – жирные, жаренные, острые блюда;
  • торты, конфеты и другие продукты с большим содержанием сахара;
  • цитрусовые;
  • экзотические фрукты;
  • свежие ягоды, особенно – клубнику.

Суточный сон шестимесячного ребенка составляет 12–14 часов, из которых 2 часа припадает на дневной сон, остальное – на ночное время.

В 5–6 месяцев у большинства младенцев начинают появляться зубики, что повлияет на качество сна: малыш будет спать неспокойно, капризничать, часто просыпаться, захлебываться плачем.

Это изнуряет и самого ребенка, и родителей, но вы не сможете ничего с этим поделать, нужно просто перетерпеть сложный период.

Если проблемы со здоровьем его не беспокоят, то ребенок способен проспать всю ночь напролет, не просыпаясь для приема пищи.

Нужно так же, как и раньше, каждый вечер купать младенца, температура воды не должна превышать 35–37 градусов по Цельсию.

Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть.

Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.

Прогулки.

На свежем воздухе нужно гулять с ребенком ежедневно.

Характер таких прогулок существенно изменяется. Малышу больше не интересно мирно лежать в коляске или спать все время.

Он начинает интересоваться окружающим миром, обращать внимание на то, что его окружает.

Мама и папа должны поощрять такой интерес младенца, постоянно разговаривать с ним, называть предметы, здания, растения, людей, которые попадаются на вашем пути во время прогулки и т.д.

о физическом развитии шестимесячного малыша:

Организация досуга для развития ребенка в 6 месяцев

Для лучшего развития младенца ему следует покупать специальные игрушки:

  • резиновое колечко-охладитель, которое помогает снять дискомфортные ощущения в деснах;
  • большой мягкий мячик;
  • различные погремушки и тарахтелки;
  • игрушки с зеркальными поверхностями;
  • игрушки с прозрачными стенками, которые позволяют ребенку следить за пересыпанием мелких предметов внутри и т.д.

Играть малыш предпочитает не самостоятельно, а вместе с родителями.

В этом возрасте детки уже с удовольствием слушают стишки или потешки, но выбирайте короткие произведения с четким ритмом.

Вот так вот происходит развитие ребенка в 6 месяцев .

Помимо ухода за его телом не забывайте заботиться об эмоциональном развитии малыша, дарить ему любовь, внимание и ласку.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

С пяти до шести месяцев мальчик должен был прибыть в весе и росте на 370–510 грамм и примерно 1,8 см, девочка на 340–500 г. и 1,7 см.

Начиная с шести месяцев, мальчик должен прибавлять в весе примерно по 85 грамм в неделю , девочка — по 80. К седьмому месяцу мальчик должен будет прибавить 300–430 грамм, девочка 280–430 г. в весе, и независимо от пола 1,5 см роста. С шести месяцев нормальный прирост и привес мальчиков и девочек практически не различается.

Развитие моторных навыков

В полгода половина здоровых малышей умеет самостоятельно сидеть. Если ваш малыш в 6 месяцев еще не научился сидеть сам, то помогать ему в этом не надо. Чем позднее малыш начнет сидеть, тем лучше.

Один из десяти малышей в 6 месяцев умеет стоять, держась руками за что-либо. Но лучше, если ваш малыш научиться стоять позже.

Всего один из двадцати грудничков умеет полноценно ползать на коленках. С этого возраста вы можете смело учить малыша ползать, это благотворно влияет на развитие малыша, как физическое, так и умственное.

Кормление грудным молоком и прикорм

С шести месяцев, ребенка рекомендуется начинать кормить кашами и пюре, постепенно замещая ими грудное кормление так, чтобы к 1 году малыш мог полностью отказаться от грудного вскармливания. Общий принцип таков: в первый день скармливают одну ложечку, во второй — две и так далее до порции, способной заменить одно кормление. Кормить надо в первой половине дня. Если на каком-либо из этапов у ребенка появляется аллергическая реакция на определенный вид прикорма, то прикорм заменяют на другой и начинают сначала, с одной ложки. Когда одно кормление удается заменить, приступают к кормлению новым видом прикорма в другое время дня, снова с одной ложечки, не отменяя кормления предыдущим.

Некоторые специалисты советуют начинать прикорм после прорезания первого зубика.

На шестом месяце жизни ребенок должен питаться у груди около 6 раз в день, выпивая по 150 мл грудного молока за кормление.

Прочее

С шести месяцев по седьмой идут недели 26, 27, 28 и 29-я.

На протяжение шестого месяца жизни маленький человечек вырастает на 1,5-2 сантиметра и прибавляет массу тела на 550-600 граммов. Показатели эти не универсальны, каждый ребенок индивидуален и его прирост может отличаться от предоставленных данных. Однако существуют общепринятые рамки, по которым можно ориентироваться насколько быстро развивается ребенок, и нет ли отклонений в его питании, воспитании и состоянии здоровья. Принято считать, что шестимесячный ребенок должен весить около 7-7,5 килограммов и достигать роста в 65-70 сантиметров. В педиатрии существует понятие центильного коридора, обозначающего статистические средние показатели массы тела и роста малыша соответственно его возрасту. Если показатели измерений шестимесячного ребенка не укладываются в центильный коридор, это может свидетельствовать о скрытых проблемах в состоянии организма младенца, которые нужно выявить и устранить.

Ребенок 6 месяцев – сон и режим питания

Шестимесячный ребенок спит много и подолгу, в целом его сон должен длиться около 15 часов. Днем его нужно укладывать два-три раза, чтобы малыш спал по 1,5-2 часа, а ночью ребенок нуждается в 11-12 часовом сне. Режим питания может варьироваться, однако детские диетологи советуют оставить пятиразовое кормление через каждые четыре часа. В рацион малыша постепенно вводится новая пища, прикорм. Материнское молоко, разумеется, остается самым ценным питательным блюдом, однако следует позаботиться о новых микроэлементах, которых в нем нет. Вариант блюда, которое будет прикормом можно подобрать совместно с лечащим педиатром, соре всего это будет пюре из фруктов и сок. Малыша знакомят с новым блюдом буквально по каплям, так и следует вводить сок. Пюре можно давать по четверти чайной ложки, так ребенок будет знакомиться с новым способом приема пищи – из ложки, а также познакомится с новым вкусом. Прикорм лучше вводить в днем, со временем он будет заменять грудное молоко или смесь. Если ребенок нормально отреагировал на новый рацион, можно добавлять сок или пюре до описанной ниже нормы. К концу шестого месяца малыш может получать добавку не только в виде фруктов, но и овощное пюре. Так составляется полноценный обед, масса которого может быть от 150 до 200 граммов. Каждое новое блюдо или продукт следует вводить один раз в неделю, так вы дадите возможность малышу привыкнуть к прикорму, кроме того, привыкает к незнакомой еде и пищеварительный тракт. В качестве овощной добавки прекрасно подходит отварная морковка, постепенно можно вводить крупы – рис или гречку. Обязательным является добавления желтка отварного яйца, который растирают в небольшом количестве грудного молока или смеси. Если малыш не страдает аллергией, желток ему просто необходим, так как содержит витамины D, А, фосфор, кальций и железо. Чуть позже желток можно растирать вместе с овощным пюре, обогащая его состав.

Примерное меню и режим питания для шестимесячного малыша:

Утро, 6.00 Материнское молоко или молочная смесь 200 мл
Утро, 10.00 Пюре из отварных овощей 200 г
Яичный желток одна шестая, довести до половинки
День, 14.00 Грудное молоко или молочная смесь 200 мл
Пюре из отварных, сырых фруктов 30 г
Вечер, 18.00 Молочная каша – рис или гречка 200 мл
Сок 30 мл
Вечер, 22.00 Материнское молоко, молочная смесь 200 мл

Если ребенокначинает чрезмерно быстро прибавлять в весе, стоит пересмотреть рацион и уменьшить калорийность продуктов, например молочную кашу заменить на фруктовое или овощное пюре. Если же ребенок 6 месяцев медленно набирает вес, можно добавить в меню капельку растительного рафинированного масла, например в овощи или зерновые каши, давать более калорийные соки с мякотью. Организм каждого ребенка индивидуален, так же, как и аппетит, вполне возможно что недостаточный набор массы тела не является отклонением от нормы для конкретного малыша. Все зависит от антропометрический показателей, которые фиксируются в специальном дневнике или медицинской карточке, если их динамика неуклонно растет, то малыш развивается нормально. Главное, что малыш готов физиологически к принятию более твердой и насыщенной пище, чем материнское молоко. Об этом свидетельствует и повышенный интерес к еде взрослых, когда ребенок пытается оттянуться до «взрослой» тарелки, и прорезывание первых двух зубиков.

Ребенок 6 месяцев – это карапуз, который начинает проявлять активность и любознательность. Возможно, это последний относительно спокойный месяц, когда малыши спят подолгу, укрытые теплыми одеяльцами, предоставляя возможность отдохнуть и маме. Готовность исследовать окружающий мир, интерес ко всему, до чего можно дотянуться ручками, попытки самостоятельно переползать с места на место – это всего лишь начало активной жизни ребенка. Полугодовалый период – это замечательное время, когда явственно видны позитивные изменения в развитии малыша, что доставляет немалую радость счастливым родителям.

Ребенок 6 месяцев – навыки и умения:

  • Малыш может играть более получаса погремушками, мячиком, игрушками. Он активно стучит ими, бросает и с удовольствием достает их, если уронил поблизости от себя.
  • Ребенок умеет пользоваться в игре обеими руками, перекладывает погремушку из одной руки в другую.
  • Малыш умеет перекладывать игрушки из большей емкости в меньшую, для этого стоит приобрести специальные вкладывающиеся формочки.
  • Ребенок продолжает гулить, лепетать, однако активно пытается имитировать звуки и возгласы взрослых, копирует их интонации.
  • Ребенок 6 месяцев способен довольно долго слушать речь, музыку.
  • Малыш умеет находить указанный предмет глазками.
  • Ребенок начинает дифференцировать людей по принципу «свои» и «чужие».
  • Ребенок пытается осваивать территорию комнаты с помощью ползания, может подползти к предмету, который его заинтересовал.
  • Малыш проявляет попытки подниматься, вставать, опираясь на руки, держась за поручни кроватки.

Проверить, насколько ребенок 6 месяцев развит, можно с помощью следующих действий:

  • Перемещать предмет, яркую игрушку и следить, как ребенок двигает глазками вслед за ярким пятном. Расстояние от лица малыша должно быть 25-30 сантиметров и отводить слишком далеко предмет не следует.
  • Малыш должен отличать игровой предмет от пищевого. Нужно показывать ребенку игрушку и одновременно бутылочку с соской. Соску он будет тянуть в рот, а с игрушкой забавляться. Так формируется умение отличать предметы по их назначению.
  • Проверить, как ребенок 6 месяцев пытается подняться можно с помощь. Колокольчика или яркой игрушки, которые нужно, то подносить поближе к лицу ребенка, то отдалять их. Можно предложить малышу помощь в виде своей руки или пальца, за которые он хватается ручкой, чтобы подняться и сесть.
  • Проверить эмоциональные реакции малыша можно с помощью чтения потешек и книжек, меняя интонацию и мимику своего лица.
  • Проверить хватательный рефлекс и умение «отстоять» свое мнение и свои предметы можно так: попытаться в шутку отобрать у малыша игрушку. Ребенок должен крепко держать предмет не менее двух-трех минут, выражая недовольство.
  • Ребенок 6 месяцев должен реагировать на свое имя, его нужно позвать и проследить за реакцией – поворот головы, улыбка, лепет.
  • Проверить насколько хорошо умеет малыш переворачиваться со спины на животик и наоборот. Сделать это можно в игровой форме.
  • Проверит звуковую реакцию можно с помощью чтения потешек, где предполагаются окончания в виде слогов: «гуси, гуси – га-га-га, есть хотите - да-да-да». Ребенок должен пытаться произносить слоги, соответствующие, если не тексту, то ритму потешки.
  • Ребенка нужно постепенно отучать от еды через бутылку с соской, начинать кормление с помощью ложки и питье из чашки. Малыш должен проявлять интерес к новой посудке, которую стоит приобрести заранее, пусть она будет яркая, цветная.
  • Проверить как ребенок узнает себя в зеркале, подносить и прятать зеркало, спрашивать, кто это, помогать говорить, называть малыша по имени.

Вот и исполнилось вашему малышу 6 месяцев. Поздравляем! Это первый юбилей в жизни вашей крошки. Наступает очень трогательный и безумно интересный период новых открытий. За это время ваш ребенок из беспомощного младенца стал крепким малышом, который пытается быть самостоятельным, настойчиво требует повышенного внимания и каждый день радует вас новыми навыками. Чтобы помочь малышу правильно и активно развиваться, познавая мир, нужно знать, что же должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев

За шестой месяц жизни малыш должен набрать приблизительно 600 - 650 гр. и вырасти на 2,5 - 3 см.

Среднестатистические показатели прибавки роста и веса ребенка на 6 месяце жизни приведены ниже в таблице.

Стоит заметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и на показатели его физического развития, в первую очередь, влияют наследственность и качество питания. Поэтому не нужно переживать, если показатели роста и веса вашего малыша не вписываются в пределы вышеуказанных норм. Принято считать, что в 6 месяцев ребенок должен весить в два раза больше в сравнении с массой при рождении, а его рост к этому времени увеличится на 15 - 17 см.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

К шести месяцам ребенок начинает полноценно ощущать свое тело, его движения из хаотичных постепенно становятся четкими и целеустремленными. Психическое и эмоциональное развитие малыша стремительно набирает оборотов. Давайте перечислим навыки, которые приобретает ребенок в 6 месяцев:

  • поведение становится более осмысленным;
  • знает свое имя и откликается на него;
  • переворачивается со спины на живот и обратно;
  • самостоятельно подтягивается за ваши руки с положения лежа;
  • пытается ползать;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • может самостоятельно играться непродолжительное время (10-15 минут);
  • сидит с поддержкой;
  • прислушивается к окружающим бытовым звукам;
  • внимательно следит за действиями взрослых;
  • изучает игрушки и подручные предметы на ощупь, вкус;
  • узнает родных по голосу;
  • совершенствуется лепет.

Можно ли сажать ребенка в 6 месяцев

Вопрос о том, когда же можно сажать ребенка интересует всех родителей без исключения. Многим кажется, что именно это является первой ступенькой, которая символизирует своеобразную зрелость и самостоятельность малыша. Из положения сидя так интересно наблюдать, что делает мама, можно самому дотянутся за яркой игрушкой и самостоятельно потрогать свои пальчики на ножках.

Каждая мама ждет этого момента с приятным волнением. Ей кажется, что теперь будет намного легче занять малыша игрушками, оставив его самого на некоторое время. Но нужно ли спешить в этом вопросе и готов ли ваш ребенок к этому? Давайте разберемся вместе.

Период, когда малыш начинает сидеть, у каждого ребенка индивидуален. Он зависит в первую очередь от степени развития мышечной и костной систем. Современные педиатры считают, что среднестатистический ребенок в 6 месяцев способен сидеть при поддержке взрослого, а в 7 - 8 месяцев легко садиться из положения «на четвереньках» или «лежа».. Возможные отклонения на месяц-полтора также считаются нормой.

Не нужно специально высаживать ребенка до этого возраста. Такими действиями вы можете только навредить не созревшему организму. Если мышцы не укреплены, то кости и позвоночник подвергаются сильной нагрузке, что в будущем приведет к искривлению позвоночника. Наберитесь терпения! В один прекрасный момент малыш даст вам сигнал о том, что он готов изучать мир в более вертикальном положении.

С целью подготовки к периоду, когда ребенка можно сажать, применяется профилактический массаж и специальная гимнастика.

Массаж и гимнастика в 6 месяцев

Всем известно, что профилактический массаж и гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При регулярном проведении, эти занятия способствуют:

  • укрепление мускулатуры;
  • развитию двигательных навыков малыша;
  • улучшают кровообращение;
  • укрепляют сердечно-сосудистую систему;
  • положительно влияют на развитие нервной системы.

Упражнения советуют проводить в одно и то же время дня за 30 минут до кормления или через 40-60 минут после него в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 22-24 °C. Нежелательно делать гимнастику и массаж перед ночным сном во избежании перевозбуждения нервной системы малыша. Во время массажа можно включить детские песенки или приятную негромкую музыку. Таким образом вы превратите полезные занятия в игру, за что малыш вас отблагодарит улыбкой и хорошим настроением во время проведения процедур. Со многими массажными элементами вы уже знакомы из предыдущих месяцев жизни вашего младенца, но все же стоит еще раз обратить внимание на правильное проведение каждого упражнения.

Название Описание и цель проведения
Поглаживание
  • подготавливает малыша к проведению комплекса упражнений, способствует расслаблению и установки контакта с человеком, который проводит массаж;
  • спокойными поглаживающими движениями погладить спинку, животик, ручки и ножки ребенка
Массаж ручек (с проведением пальчиковых игр)
  • улучшает кровообращение пальчиков, стимулирует развитие мелкой моторики;
  • массажными движениями разработать ладошки малыша, уделив внимание каждому пальчику на ручках
Сведение рук на груди
  • развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди (упражнение повторить 6-8 раз);
  • при скрещении чередовать руки ребенка (сначала вверху должна быть левая рука, затем правая)
Поочередное и одновременное сгибание ног
  • способствует развитию мышц и суставов ног;
  • исходное положение - лежа на спине;
  • взять малыша за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях (согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе);
  • все приемы нужно повторить 4 - 6 раз.
Поворот со спины на живот, держась за руку
  • исходное положение - лежа на спине;
  • взрослый захватывает только одну ручку малыша;
  • легко подтягивая за руку, ребенка стимулируют осуществить поворот практически самостоятельно;
  • выполнить 2-3 раза в каждую сторону.
Ползание
  • способствует развитию у ребенка навыка ползания;
  • исходное положение – лежа на животе;
  • следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки (указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша);
  • осторожно согнуть ноги ребенка и спустя 1-2 секунды - разогнуть;
  • после выполнения этого упражнения 3-4 раза, ребенок самостоятельно попытается ползти.
Доставание игрушки
  • исходное положение - сидя;
  • перемещая в пространстве яркую игрушку, взрослый побуждает малыша дотягиваться до нее ручками;
  • повторить 6- 8 раз.
Поднимание выпрямленных ног
  • способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка;
  • исходное положение - лежа на спине;
  • взять малыша за голени (большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках);
  • ноги ребенка аккуратно выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить;
  • упражнение повторить 5- 7 раз.
Массаж живота
  • исходное положение - лежа на спине;
  • поочередное применение приемов поглаживания, растирания и пощипывания.

Следует помнить, что при возникновении любых вопросов по поводу массажа и гимнастики в домашних условиях следует проконсультироваться со специалистом.

Режим дня и питание 6-месячного ребенка

К этому возрасту у малыша уже вырабатывается своеобразный режим дня, который во многом зависит от привычек и режима дня родителей. Сколько же ребенок должен спать в 6 месяцев? Сколько бодрствовать? Когда гулять? Приблизительный график представлен в таблице.

Время Действие
6.30-7.30 Подъем, гигиенические процедуры, утренняя зарядка
8.00
8.30-10.30 Прогулка на свежем воздухе (сон)
11.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь). В это время желательно введение прикорма.
11.30-12.30 Игры и занятия с малышом
13.00-14.30 Дневной сон
15.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь)
15.30-16.30 Бодрствование (возможно проведение массажа и гимнастики)
17.00-18.30 Дневной сон
19.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь)
19.30-20.30 Игры
20.30-21.00 Проведение гигиенических процедур, купание малыша
21.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь) и сон

Шесть месяцев - это время введения прикорма. Стоит заметить, что прикорм не замещает кормление грудью, а только дополняет его, постепенно подготавливая детский организм к взрослой пищи. Шестимесячный малыш все так же нуждается в материнском молоке, так как около 70 процентов энергии в этом возрасте он получает именно с грудного молока.

Сроки и последовательность введения прикорма зависят от:

  • индивидуальных особенностей;
  • вида вскармливания;
  • состояния здоровья малыша.

Перед принятием решения о введении прикорма нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Именно он поможет вам определится какие продукты стоит ввести в рацион ребенка в первую очередь. При наличии недостатка веса или склонности к жидкому стулу, специалисты рекомендуют начать прикорм с безмолочных каш, если же вашего малыша беспокоят запоры (при этом его вес находится в пределах нормы) - с однокомпонентного овощного пюре.

  • Новые продукты не нужно вводить, если малыш болен или у него появилась сыпь.
  • Прикорм стоит давать в первой половине дня до кормления грудью или смесью.
  • Педиатры советуют начинать с половины чайной ложки и постепенно (за 5-7 дней) довести объем порции до суточной нормы.
  • Новое блюдо можно предложить не раньше, чем через 2 недели употребления первого.
  • Несмотря на материнское желание и порыв накормить малыша чем-то новым и вкусным, нужно помнить, что грудное молоко является основным и самым полезным видом питания для 6- месячного ребенка.

Чтобы малыш развивался гармонично и правильно следует соблюдать все рекомендации по уходу.

Процедуру купания желательно проводить каждый день в одно и то же время. Категорически запрещается оставлять ребенка без присмотра в ванной, даже при наличии там небольшого количества воды. Все гигиенические процедуры рекомендуют проводить после того, как малыш высушен, согрет и укутан, чтобы избежать возможного переохлаждения и простудных заболеваний.

Чистку ушек нужно проводить не чаще 1 раза в неделю с помощью специальных детских ушных палочек с ограничителем. Нельзя использовать обычные ушные палочки. Ребенок может внезапно повернутся и вы можете случайно повредить ушко.

Ногти малышу необходимо стричь по мере их отрастания. Для этого используют специальные детские ножницы с закругленными концами. Специалисты советуют на ручках ноготки стричь закругленно, а на ножках - прямо, чтобы предупредить возможность врастания ногтя.

Нельзя игнорировать уход и за кожей головы. К этому возрасту возможно появления корочек на головке малыша. Их легко можно убрать с помощью обычного детского масла, которое можно нанести на головку (на 15-20 минут) до купания. После этой процедуры они легко вычесываются.

Волосы ребенку нужно расчесывать каждый день специальной мягкой щеткой. Если челочка у малыша отросла длинная и лезет в глаза ее можно заколоть или подстричь. Многие считают, что деток до года стричь не желательно. Это все суеверия, научных доказательств вреда данной процедуры не существует. Поэтому если малышу мешают отросшие волосики, вы можете без угрызения совести их подстричь.

Подготовка к вакцинации

Вакцинация - очень важный и необходимый шаг в жизни каждого малыша, проведение которого вызывает много переживаний и вопросов у родителей. Но все сомнения и волнения уйдут на задний план,если вы будете знать как правильно подготовить ребенка к этому событию. Нужно отметить, что в большинстве случаев, прививки хорошо переносятся детьми и без всякой подготовки. Главное знать при каких состояниях противопоказано введение вакцины. Не стоит делать прививку если на данный момент у малыша наблюдается аллергическая реакция, есть небольшой насморк или ребенок простужен. Эта предосторожность необходима для предотвращения наложения побочных эффектов прививки на существующие симптомы заболевания.

За несколько дней до проведения вакцинации не следует вводить в рацион ребенка новые продукты питания. Если ребенок находится на грудном вскармливании – матери лучше отказаться от новых продуктов и питаться как обычно. Это поможет избежать возникновения аллергических реакций, которые могут быть спутаны с действием прививки.

Перед проведением прививки нужно, чтоб ребенка осмотрел педиатр, при необходимости сдать общий анализ крови и мочи. И главное не беспокоиться, ведь только вакцинация может защитить вашего малыша от опасных инфекционных заболеваний.

Играем вместе

Игры с 6-месячным малышом приносят море удовольствия и положительных эмоций. Для малышей этого возраста наиболее подходящими и интересными будут такие игрушки:

  • мобиль;
  • разнообразные музыкальные игрушки (барабан, колокольчики, пианино);
  • игрушки с зеркальными поверхностями;
  • мягкая книжка с картинками;
  • большой мяч;
  • диск с цветными секторами;
  • погремушки с цветными шариками внутри.

Основными требованиями к игрушкам для 6-месячных детей являются следующие:

  • Игрушки должны быть сделаны из безопасного материала и иметь соответствующие сертификаты качества.
  • Игрушки не должны иметь острых частей или очень мелких деталей.
  • Должны соответствовать возрасту и весу ребенка.
  • Желательно, чтоб они поддавались периодическому мытью, так как детки этого возраста постоянно берут их в рот.
  • Мягкие игрушки должны быть гипоаллергенными.

С этого возраста детки начинают хорошо понимать игры со взрослыми. Не упускайте такую возможность и чаще играйте вместе с вашим малышом. Это поможет ему быстрее развиваться и хорошо познавать окружающий мир. Поиграйте с ним в «ладушки», в «ку-ку», вместе рассматривайте детские книжки, танцуйте, пойте песенки и постоянно разговаривайте. И спустя некоторое время, ребенок сам даст вам понять что ему нравится больше всего, захлопав в ладошки или потянувшись за любимой книжкой.

Чем больше дать малышу свободы, тем быстрее он освоит новые движения и навыки. Можно просто за ним наблюдать и помогать ему осваивать интересный мир вокруг него. Единственное, о чем необходимо позаботиться, это о безопасности той зоны, в которой находится ребенок.

Ребенок пытается познать окружающий мир. Он стремится найти применение находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать.

Относясь приветливо к новому человеку, ребенок, тем не менее, всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося малыша могут успокоить только родители. Становится разнообразней и палитра чувств крохи. Раньше его жизнь протекала между двумя состояниями – когда он был счастлив или несчастлив.

Теперь же в поведении малыша можно заметить более разнообразные реакции на происходящее – он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Расширение гаммы чувств влечет за собой и качественное изменение лепета . В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы – «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».

Учимся понимать друг друга

К 6 месяцам ребенок уже освоил многие согласные звуки и среди его лепета можно услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «да-да», «та-та-та». Когда малыш произносит такие сочетания, как «ма-ма» или «па-па», родители обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение.

Младенец, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так получая поддержку, он делает первый шаг от бессвязного лепета к осознанной речи. И хотя малыш не вкладывает смысла в то, что произносит, его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью.

Кроха находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь. Когда мама и папа, ненадолго расставшись с ребенком, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Для ребенка особенно важным становится образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Теперь же младенец берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.

По мере того как у маленького человечка накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относится к звукам, его окружающим. На этом жизненном этапе он учится различать голоса на слух. Если малыш слышит голос знакомого ему человека, но не видит его, он своим радостным возбуждением даст вам понять, что узнал этого человека. Когда вы входите к ребенку в комнату, обращаясь к нему, он заулыбается еще до того, как увидит вас. Если же в комнату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малыша будет недоверчивым и настороженным.

Младенец делает новые открытия, связанные и с собственным голосом. Он обнаруживает, что если положить в рот палец или игрушку, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.

Кроха учится не только общаться, но и взаимодействовать с окружающим миром. Ему нравится играть со всем, будь то мама или водичка в ванночке. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научился играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать. Когда вода попадает ему в лицо.

Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока его вытирают, обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.

Занятия с ребенком в 6 месяцев

Обеспечьте малыша возможностью получать разнообразные ощущения от прикосновений. Пусть он трогает предметы разной температуры (кубик льда или только что сваренное яйцо), текстуры, жидкости и сыпучие вещества. Окружите любимое чадо разнообразными наглядными материалами – это могут быть и детские картинки, и репродукции картин, и фотографии.

Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и поступит по ней со всех сторон. Как правило, малышам нравится «игрушки» взрослых. Подержите младенца перед большим зеркалом, где он мог бы видеть себя во весь рост. Пусть кроха внимательно рассмотрит сове изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, посему ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Посадите малыша в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели «уйдут» от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадывается, что вы употребляете два разных слова. А через некоторое время обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за сыном или дочкой. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Физическое развитие ребенка на 6 месяце

Учите ребенка поднимать и опускать ручки. Для этого посадите малыша в высокий детский стул и, опустив его руки вниз, спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой я большой!» Вскоре малыш сам начнет играть с вами в эту игру.

Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленках у мамы или папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Прикрепите к передней спинке детской кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед. В теплое время года выйдите с ребенком на улицу и в месте, где есть небольшой уклон, расстелите на траве одеяло. Положите кроху на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.