Необходим ли враг, образ врага? Алгоритм работы над сочинением. Тематическое направление «Разум и чувство»

Если меня окружают враги, то в первую очередь мне стоит задать себе вопрос, что или кто их порождает: злой мир, в котором я живу, или я сам?

Создание врагов

Враги – это не обязательно кипящая ненависть и жажда кровавой мести. Тут я буду называть «врагом» того, кто «не друг»: того, кого я не рад видеть и кому мне не хочется помогать. У вражды множество оттенков. Иная вражда может быть на вид «мирной» и холодной. Но враг всегда воспринимается как чужой, не принадлежащий к «своим». Холодное отношение к другому – это тоже вражда; у любви не существует нейтральной территории. В таком смысле вражда – довольно естественное явление, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу.

Например, я типичный интроверт, а потому склонен воспринимать любого экстраверта как поверхностного, слишком шумного, неискреннего и нетактичного собеседника. Это естественная предпосылка для создания врага: я легко делаю вывод, что такой человек мне неприятен и следует держаться от него подальше. Поскольку я знаю эту свою особенность, мне легче не спешить вносить большую часть людей в список моих врагов. Критическое отношение к своему восприятию тут слишком важно.

Часто к врагам мы относим группу людей, которых, как нам внушили, можно оправданно не любить: в отношении их у нас иные стандарты. Маленький К.С. Льюис однажды сказал отцу: «Мне кажется, что у меня есть предрассудки против французов». – «В чем же они заключаются?» – «Но, папа, - ответил мальчик, - если бы я понимал, в чем они заключаются, это бы не были предрассудки». Льюис был прав: предрассудки, порождающие вражду, растут в темноте. Человек способен сам создавать себе врагов, не подозревая, что он так делает. Тут крайне важную роль играет феномен, который психологи называют проекцией.

Где помещается зло?

Проекция есть механизм психической защиты; когда она действует, я приписываю часть своих неприятных переживаний другим людям, проецирую их вовне. Допустим, я почему-то не люблю Васю. Мысль о том, что я могу кого-то не любить без причины, для меня невыносима: я считаю себя добрым и справедливым. И я неосознанно делаю хитрое заключение: «Вася меня ненавидит: это очень дурно с его стороны». Выгода такого самообмана очевидна: во-первых, я могу по-прежнему считать себя добрым человеком; во-вторых, мое плохое отношение к Васе оправдано – я могу на него злиться, потому что «он первый начал» и того заслуживает, и я даже могу начать вести себя с Васей так, как мне было бы стыдно себя вести с другими людьми.

Проекция – это, в конце концов, механизм защиты. Она защищает человека от невыносимых переживаний, от тревоги, от дискомфорта. Это самый распространенный и банальный механизм решения проблем и обезболивания души. Смотреть на зло крайне трудно – нам сразу хочется найти виноватого и даже (если это в нашей власти) его наказать. И втройне невыносимо смотреть на то зло, которое есть во мне самом. Проекция – это такой психологический трюк, который позволяет сказать: «Мой гнев вполне оправдан. Я не злой, это они плохие». Я не вижу зла в себе, вместо этого я вижу его вовне, как бревно в глазу моего брата. Такой неосознанный ход спасает меня от тревоги и дискомфорта, но он разрушителен – причем не только для меня самого, но и для окружающего меня мира.

Проекция по определению мешает верно воспринимать реальность и себя самого. Это форма слепоты. Я оказываюсь в мрачном мире, в кольце врагов, и перестаю понимать сам себя. Так жить уютнее, но я начинаю избегать света – в частности, нетерпим ни к какой критике. Это интеллектуальная нечестность: я начинаю во всем видеть «его, а не мою проблему». Вместо решения своих внутренних проблем я могу вступить в битву за добро против сил зла, которые бушуют вне меня. Это важный момент для психологии многих групп: внешний враг сплачивает ее членов, а одновременно позволяет группе забыть о своих внутренних невыносимых проблемах. Что еще хуже, при такой психологии, основанной на проекции, враги нам просто необходимы, как фарисею из притчи нужен мытарь. Чтобы не чувствовать себя злым, мне нужны враги, и тогда я стану их активно создавать, стану фабрикой врагов.

Воспроизводство зла

Таким образом, можно сказать, что отказ признать зло в себе самом – источник зла в мире. Как только я провожу границу между добром и злом, помещая с одной стороны хорошего себя и своих людей, а с другой плохих врагов, я начинаю разрушать мир. Проекция не просто живет в моем мозгу, она как бы стремится воплотиться в жизнь.

В самом деле, если я подозрительно отношусь к Васе, скорее всего он тоже станет недоверчивым и тревожным и, вероятно, ему будет не слишком приятно со мной общаться. И тогда я со злорадством воскликну: «Видели? Я же говорил! Он действительно недолюбливает меня и что-то от меня скрывает». Моя подозрительность может оказаться правдой: это самоисполняющееся пророчество. Так возникает порочный круг: мои подозрения делают подозрительнее его, а это подтверждает мои худшие подозрения. Если я не признаю зла в себе, я не только вижу его вокруг, но и его активно создаю, считая себя при этом невинной жертвой.

Тут психология (которая по странности всегда лучше описывает механизмы зла, чем позитив) довольно точно соответствует словам Евангелия: «Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не замечаешь? Или как скажешь брату твоему: „дай, я выну соринку из глаза твоего"; а у тебя бревно в глазу? Лицемер, вынь сперва из глаза твоего бревно, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего».

Вывод из всего сказанного звучит банально, хотя на практике он непрост. Встретившись с «врагом», стоит остановиться и подумать. Иначе может оказаться, что я действительно участвую в битве добра со злом в мире, но не с той стороны, с какой желал бы себя видеть. Вот почему «зреть мои прегрешения» столь важно, вот почему опасно судить, освобождая при этом из-под суда себя самого.

О пользе врагов

Враги - настоящие или созданные (одних от других нам всегда трудно отделить) – это самые ценные для нас люди. Они, как никто другой, дают нам соприкоснуться с реальностью – в том числе с реальностью зла в нас. Это соприкосновение болезненно, однако без него я рискую всю жизнь провести в мире приятных иллюзий.

Вот, допустим, я стою в храме перед распятием и прилежно молюсь, воспаряя духом к седьмому небу. И тут между мной и распятием появляется толстая тетка: потная, неопрятная, суетливая. Она ставит свечку, крестится с необыкновенной быстротой, то и дело сморкается. На этом мое возвышенное состояние полностью заканчивается. «Когда же она уберется? Она мне мешает – и в такой прекрасный момент. Зачем таких дурынд вообще пускают в храм?»

Стоп! Что происходит? Я столкнулся с болезненной реальностью: вот я каков. Я далек от совершенства, и моя возвышенная молитва недорого стоит. Я оказываюсь перед выбором: продолжать думать о противной тетке – или быть благодарным за очередное избавление от иллюзий. Видеть такой переход от возвышенного к мелкому раздражению – крайне противно. Приятнее считать себя хорошим. Толстая тетка как ангел – без нее, в мире приятных людей, чувствовать себя добрым и любящим несложно. А она помогает мне не обманывать себя.

Если присмотреться, в любой маленькой группе хотя бы в пять человек существует мой «враг» - тот, с кем мне неприятно сидеть рядом. Что если это – носитель моих проекций? Действительно, психология и аскетика в один голос говорят, что мы с особой яростью осуждаем то, к чему склонны сами: если я, например, жадно отношусь к сладостям, я обязательно замечу, что Вася отрезал себе самый большой кусок торта, а если нет, то я просто пропущу это мимо внимания. Поэтому враги для нас крайне важны, если мы хотим жить подлинной жизнью без самообмана. И тогда для нас особенно ценны такие ситуации верных отношений: приход, община, семья, - где от неприятных людей не убежишь. В обычной «свободной» жизни я просто выбираю симпатичных людей и избегаю несимпатичных, стараясь как можно меньше общаться с последними. Тем самым я лишаю себя именно тех людей, которые помогают мне избавиться от слепоты и жить в правде.

Не только терапия

Нет, я не сомневаюсь в том, что зло существует в мире и вне нас. И думаю, что человек, живущий по-настоящему, неизбежно вызывает у кого-то настоящую, не сфабрикованную, вражду. Я не сомневаюсь и в том, что битва между добром и злом вполне реальна и происходит не только в сердце.

Именно поэтому, чтобы занять в этой битве правильную сторону баррикад, мне необходимо понять, что границы между добром и злом проходят внутри меня самого. Только увидев зло в себе, я могу бороться со злом – иначе это будет просто бегством от реальности. Тогда я перестану создавать врагов, а кого-то из них даже смогу сделать «своими». В конце концов, «любить» врагов не значит испытывать к ним приятные чувства и тем более не значит с ними во всем соглашаться. Если я протягиваю врагу руку, быть может, я смогу вынуть соринку и из чужого глаза: показать, что в этом мире происходят удивительные превращения. Если только эти превращения происходят и со мной самим.

Михаил ЗАВАЛОВ

Если мы проводим много времени с человеком, бродя по городским кафе или болтая по телефону, это еще не значит, что рядом с нами настоящий друг. Ошибки в липовых друзьях могут стоить нам дорого - от конкретного зла в личной жизни до крушения карьеры, а натолкнувшись на фальшь отношений, которые считались дружескими, мы можем испытать море разрушительных эмоций: от легкого отрезвляющего шока до тяжелого жизненного разочарования. Как определить, кто перед вами - друг или враг?


А определить проще, чем кажется. Главное - не обманывать самого себя и объективно взглянуть на взаимоотношения. Если "друг" вносит в жизнь негатив, если вы постоянно чувствуете в процессе общения себя "избитым" морально, если у вас непонятно почему портится настроение его в присутствии, а при косвенном участии происходят неприятности и потери - вам стоит хорошенько подумать, следует ли продолжать доверительные отношения.


Каковы признаки "липовой" дружбы?

Настоящее отношение проявляется в мелочах. Понаблюдайте, как относится к вам человек, которого вы считаете другом. Не толкает ли он вас к негативным привычкам, не ссорит ли с любимыми людьми? Было ли такое, что благодаря встрече с ним у вас возникали неприятности - выпили лишнее, обманули близкого, испытали реальный ущерб, моральный или материальный? Часто ли ваш друг нарушает обещания? Не появляется ли он только тогда, когда ему что-то нужно? Помогал вам, когда у вас были трудности? Поддержал ли в радости? Часто ли врет вам? Честные ответы на такие вопросы не позволят вам пребывать .


Не нужно видеть скрытых врагов во всех людях, общение с которыми приносит неприятности. Важно понять, кто перед вами - сознательный враг или бессознательный недоброжелатель? Сознательный враг скрытен, как раз именно его труднее всего вывести "на чистую воду". Такой годами готовит другому ловушку, если захочет за что-то отомстить. Иногда тайный враг, ловко притворяясь другом, входит в доверие настолько, что потом легко может разрушить всю вашу жизнь - и личную, и социальную. С теми же, кто бессознательно вредит вам, вы ощутите неловкость, невезение и хроническую усталость.


Ваш друг неудачник или серая личность , он ни на что не претендует в жизни? В таких людях часто присутствует бессознательная зависть, ревность или стремление снизить ваш "рейтинг", чтобы уравновесить комплексы неполноценности. Если друг подчеркивает отсутствие амбиций, знайте: он будет изо всех сил стараться незаметно снизить вашу самооценку, тянуть вниз. Такие друзья часто способствуют тому, чтобы вы стали таким же серым, неинтересным неудачником, им так легче с вами общаться.


Опасны тихие завистники . Ваш друг не отрывает глаз от вашей спутницы или спутника? Говорит вслух льстивые комплименты вашей половинке, подчеркивая свою лояльность во время небольших недоразумений или временного разлада? Восхищается машиной, домом и при этом говорит, что хотел бы такие же блага, но "не с его счастьем"? Вам следует быть крайне осторожным в отношениях с такими людьми. Именно такие тихони уводят девушек и парней, "подсиживают" на работе, выбалтывают доверенные вами секреты вашим недоброжелателям или водят сплетни и обсуждают вас за спиной.


Настоящий друг - не обязательно комфортный человек. Он может возмущаться, если почувствует неравенство в отношениях, потребует помощи с задействованием всех ваших возможностей и связей, чтобы стать равным. Он не станет обсуждать свою "половинку", сравнивая с вашей, не будет отрывать от семьи и задерживать за кружкой пива, если вас ждут дома. Ваш успех будет восприниматься с нескрываемой радостью и восхищением, несмотря на шутливое колкое замечание, что вы не заслуживаете такого везения. Настоящий друг может устроить вам скандал, если почувствует невнимание и игнорирование, выскажет вам в лицо правду - но сделает это наедине, а не на людях. Критикуя плоды вашей деятельности, он обязательно подскажет, как улучшить положение. Ему не жаль времени, если у вас стряслась неприятность, хоть внешне это иногда и сопровождается ворчанием. У него может быть скверный характер! Но этот человек обладает главным качеством: он никогда вас не предаст.

Во все времена были умельцы фальшивомонетчики, которые пытались подделывать денежные знаки. Технологии изготовления денег не стоят на месте, однако не дремлют и мошенники. Что нужно знать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и уметь отличать фальшивые денежные знаки от подлинных?

Вам понадобится

  • - очки или лупа;
  • - денежные банкноты разного достоинства.

Инструкция

Существует несколько степеней защиты денежных знаков. Простому обывателю достаточно знать основные подлинных купюр от поддельных. Рассмотренные признаки подлинности денежных знаков относятся к купюре в 1000 рублей. Самый простой способ - посмотреть купюру на просвет. На бумаге должны быть четко видны водяные знаки, дублирующие печатные.

Экология жизни. Люди: Жить следует в мире и относиться с миром и добром к людям, но если твои личностные границы бесцеремонно попрали

Ненавидь врага своего или О защите личностных границ.

Жить следует в мире и относиться с миром и добром к людям, но если твои личностные границы бесцеремонно попрали, надо бить наотмашь. Из миролюбия и человеколюбия можно объяснить и предупредить собеседника о том, как с вами поступать не стоит. И даже сделать это дважды. Если нападающий не понимает, то “кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет”.

Говорить с обидчиком о своих интересах – это тоже отстаивать свои границы. Выбор способа донесения недовольства его поступками зависит от уровня того, кому пытаешься донести. Манипуляции, психологическое айкидо, прямой словесный удар, прояснение мотивов, физический ответ – всего лишь инструменты.

кадр из фильма "Убить Билла"

В жизни подставить другую щеку – это стать жертвой. Значит, сделать из нормального человека, который ошибся или не знал, что творил, монстра своим бездействием. Зачастую уровень осознанности людей таков, что только по реакции окружающих они понимают, что совершают.

Человек действительно делает лучшее, к чему готов в настоящий момент, и, вероятно, делает неосознанно. Но как он поймет, что причинил боль, если не почувствует собственную боль в ответ? Не ответить на удар – это лишить себя права оберегать свою территорию и не дать оппоненту возможности осознать и вырасти личностно и духовно.

Врагом в данном контексте может оказаться и близкий человек (супруг, друг, родственник и т.д.). Можно называть людей, которые появляются в нашей жизни для того, чтобы наконец научить нас ценить, уважать и отстаивать себя, чтобы переступить через свои травмы и осознать свою волю и достоинство, учителями, суть от этого не изменится. Никому не дано право и преференции, чтобы делать вам больно, и хуже того, делать это осознанно. Если друг ведет себя, как враг, друг ли он?

Более того, любовь – это не каша-малаша-размазня с непонятными контурами. Это вполне определенное действенное чувство, которое предполагает сохранение человеком своей целостности, психического, эмоционального, физического здоровья, и даже направлено на это. С любовью можно и ударить (пусть и словом), если это единственный доступный способ показать, что человек уже не по своей территории ходит.

Стоит так же учитывать, что воспитание, образование и восприятие жизни у людей разные. Вы верите в Бога, а кто-то верит в Силу, и взывать к Богу с таким человеком бессмысленно.

Ненависть – слишком энергозатратное чувство, и после защиты можно перейти и к прощению, и к принятию, но, в целом, в части отстаивания своих интересов можно прислушаться к философии ЛаВея.

“Любить врагов своих и творить добро тем, кто ненавидит и использует тебя - не есть ли это презренная философия спаниэля, который перекатывается на спину, когда его пнут?

Ненавидь врагов своих всем сердцем, и, если кто-то дал тебе пощечину по одной щеке, СОКРУШИ обидчика своего в ЕГО другую щеку! Сокруши весь бок его, ибо самосохранение есть высший закон!

Подставляющий же другую щеку есть трусливый пес!

Удар за удар, ярость за ярость, смерть за смерть - и все это с извлечением обильной выгоды! Глаз за глаз, зуб за зуб четырехкратно и стократно! Стань Ужасом для противника своего и, идя путем своим, он обретет достаточно опыта, над коим следует поразмыслить. Этим заставишь ты уважать себя во всех проявлениях жизни и дух твой, - бессмертный дух твой будет жить не в неосязаемом раю, а в мозгах и сухожилиях тех, чьего уважения ты добился”. (с)

P.S. Эта статья особенно полезна тем, кто не умеет отстаивать себя и свои интересы. Если нужно разрешение, пусть она будет разрешением.

P.P.S. Я лично не испытываю таких сильных эмоций и потребности в жестком отстаивании. Когда приходит уверенность в себе, обозначение своих границ происходит естественным образом. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Список тем для подготовки.

Разум и чувство

Что дарит человеку счастье: чувство или разум?

Убивает ли победа разума над чувствами человечность?

«Чувство- огонь, мысль - масло». В.Г.Белинский

«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой». В.Г. Белинский

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». М. Пришвин

Борьба разума и чувств на страницах литературных произведений.

Что есть благо для человека: жизнь разумная или чувственная?

Должны ли быть у искусственного интеллекта чувства?

Честь и бесчестие

Береги честь смолоду.

На поворотах жизни…

Делай, что должно, и пусть будет, как будет.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А.П.Чехов

Что такое честь и бесчестие (по страницам литературных произведений).

Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. У. Шекспир

Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать? Дж Оруэл

Торгуя честью, не разбогатеешь. Л.де К.Вовенарг

Честь – это бриллиант на руке добродетели. Л.де К.Вовенарг

Честная смерть лучше позорной жизни. Тацит

Победа и поражение

Всегда ли победа приносит счастье?

Все победы начинаются с победы над собой.

Что для одного честь, то для другого – бесчестие?..

Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя. Генри Уорд Бичер

Одинаковое счастье - быть победителем или побежденным в битвах любви. Гельвеций

Победа в сражениях достигается теми, кто верит в нее. Хиггинсон

Что такое поражение? Всего лишь школа, первый шаг к чему-то более совершенному. Филлипс

Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу. Фихте

Опыт и ошибки

Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт.

Ошибки, не переведенные в опыт, - тяжелый груз, а опыт дает шанс быть лучше.

Можно ли учиться на чужих ошибках?

Опыт – сын ошибок трудных…

Почему люди жалеют о прошлом?

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Опыт –самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.

Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Томас Карлейль,

Ошибка даёт возможность начать всё с начала, только более разумно. Генри Форд

Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы осмелилась сделать больше ошибок. Надин Хистри.

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт

Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос

Дружба и вражда

Держи друзей близко, а врагов еще ближе.

Враг моего врага – враг ли мне?

Можно ли дружить с враждующими людьми?

Друг необходим, враг обязателен.

«Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» В.Высоцкий

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Марк Туллий Цицерон

Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза. (Абу Муин Насир Хосров)

Береги друга, чтобы сберечь самого себя. (Пословица

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Шота Руставели)

Направления итогового сочинения

Новые направления 2016-2017 учебного года:

    Разум и чувство
    2) Честь и бесчестие
    3) Победа и поражение
    4) Опыт и ошибки
    5) Дружба и вражда

    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

    → соответствие открытым тематическим направлениям;
    → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    → соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений

2016/2017 учебный год

Тематическое направление «Разум и чувство»

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание

    Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

    Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала.

    Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).

Алгоритм работы над сочинением

    Выбор и обдумывание темы сочинения.

    Выявление ключевых слов темы сочинения.

    Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

    Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

    Подбор литературного материала.

    Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

    Написание текста сочинения на черновике.

    Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

    Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

    Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

    факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

    общеизвестные исторические факты;

    результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума».

Возможные формулировки тем сочинений

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

«Разум –

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.

2. Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания».

«Чувства –

    способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

    Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.

    Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни».

Слова-синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.

Произведения

разум

чувства

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна – ее муж - Онегин)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев-Гринев)

Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса)

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)

А.Н. Островский «Гроза» (Катерина)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина)

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)

Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)

И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская)

А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита)

М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)

Универсальные тезисы

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси , персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».

У. Шекспир , английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Н. Шамфор , французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».

Г. Флобер , французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».

Л. Фейербах , немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин , русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь , русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

В.Г. Белинский , русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».

Л.Н. Толстой , русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум».

М.М. Пришвин , русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства».

М.М. Пришвин , русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Э.М. Ремарк , немецкий писатель: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав».

Ключевые слова по теме: «внутренний мир человека», «гармония разума и чувства», «внутренний конфликт», «нравственный выбор».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума».

По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича Болконского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды из жизни толстовского героя.

Сначала – тщеславие, увлечение идеями наполеонизма. Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.

«Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит князю Андрею его приятель Пьер Безухов. И молодой Болконский, вняв этому мудрому совету, постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству. Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который так же, как и наша героиня, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье.

Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.

И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина - любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».

Заключение

Давайте подведём итоги своим размышлениям. Анализируя поступки толстовского героя, мы выяснили, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет желания. С такой же меркой он подходит к окружающим, осуждая их за излишнюю открытость, эмоциональность, любовный порыв. Именно это и произошло с «правильным героем» Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Умный Болконский, герой с холодным сердцем, слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Именно поэтому Л.Н. Толстой не делает князя Андрея счастливым, а «убивает» его.

Источники

Красовская С.И. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / серия «Учимся с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015.

http :// sochinenie 11. ru – все об итоговом сочинении;

http :// www . aforizmov . net – афоризмы, высказывания известных личностей;

http :// www . fipi . ru / ege - i - gve -11/ itogovoe - sochinenie - ФИПИ;

http://qps.ru/ptNId - ГМЦ. Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению.

Темы по новым направлениям

Список тем для подготовки.

Разум и чувство

Что дарит человеку счастье:

чувство или разум?

Убивает ли победа разума над чувствами человечность?

«Чувство- огонь, мысль - масло». В.Г.Белинский

«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой». В.Г. Белинский

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». М. Пришвин

Честь и бесчестие

Береги честь смолоду.

На поворотах жизни… Делай, что должно, и пусть будет, как будет. Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А.П.Чехов

Что такое честь и бесчестие (по страницам литературных произведений). Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня.

Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. У. Шекспир

Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать? Дж Оруэл

Торгуя честью, не разбогатеешь. Л.де К.Вовенарг

Честь – это бриллиант на руке добродетели. Л.де К.Вовенарг

Честная смерть лучше позорной жизни. Тацит

Победа и поражение

Всегда ли победа приносит счастье?

Все победы начинаются с победы над собой.

Что для одного честь, то для другого – бесчестие?

Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя. Генри Уорд Бичер

Одинаковое счастье - быть победителем или побежденным в битвах любви. Гельвеций

Победа в сражениях достигается теми, кто верит в нее. Хиггинсон

Что такое поражение? Всего лишь школа, первый шаг к чему-то более совершенному. Филлипс

Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу. Фихте

Опыт и ошибки

Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт. Ошибки, не переведенные в опыт, - тяжелый груз, а опыт дает шанс быть лучше.

Можно ли учиться на чужих ошибках?

Опыт – сын ошибок трудных… Почему люди жалеют о прошлом?

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Опыт –самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.

Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Томас Карлейль,

Ошибка даёт возможность начать всё с начала, только более разумно. Генри Форд

Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы осмелилась сделать больше ошибок. Надин Хистри.

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос Дружба и вражда

Держи друзей близко, а врагов еще ближе.

Враг моего врага – враг ли мне? Можно ли дружить с враждующими людьми?

Друг необходим, враг обязателен

. «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» В.Высоцкий

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Марк Туллий Цицерон

Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза. (Абу Муин Насир Хосров)

Береги друга, чтобы

Сберечь самого себя. (Пословица)

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Шота Руста

Литературные произведения по направлениям 2016-2017 г.

«Разум и чувство»

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси и Элизабет. И.Гончаров «Обломов». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Первая любовь». Л. Н. «Война и мир» – Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина; «После бала» – Иван Васильевич до и после бала. Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». М. Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». Е.Замятин «Мы», «Пещера». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи», «В Париже»; «Холодная осень». М.Горький «Старуха Изергиль»; «На дне». К.Паустовский «Телеграмма»; «Простая клеёнка», глава из повести «Бросок на юг». А.Фадеев «Разгром». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Ги де Мопассан «Ожерелье». Д.Киз «Цветы для Элджернона». М.Джалиль «Маобитская тетрадь». В Кондратьев «Сашка». В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».

«Честь и бесчестие »

Д.Фонвизин «Недоросль » – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич. Н. Гоголь «Тарас Бульба». А.К.Толстой «Князь Серебряный». Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Н.Думбадзе «Я вижу солнце». Н. Лесков «Человек на часах». А..Куприн «Чудесный доктор». А.Грин «Зелёная лампа». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». В.Быков «Обелиск»; «Сотников». Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». В.Дудинцев «Белые одежды». В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

«Победа и поражение»

«Слово о полку Игореве». А.С. Пушкин «Полтавский бой»; «Евгений Онегин». И.Тургенев «Отцы и дети». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»;«Война и мир»; «Анна Каренина». А.Островский «Гроза». А.Куприн «Поединок»; «Гранатовый браслет»; «Олеся». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца»; «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Е.Замятин «Мы»; «Пещера». В.Курочкин «На войне как на войне». Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «Не стреляйте в белых лебедей». Ю.Бондарев «Горячий снег»; «Батальоны просят огня». В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть». М.Агеев «Роман с кокаином». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». В.Дудинцев «Белые одежды».

«Опыт и ошибки»

«Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик». «Дружба и вражда» Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». «Слово о полку Игореве». В.Шекспир «Гамлет»; «Ромео и Джульетта.» А.Пушкин «Дубровский»; «Евгений Онегин»; «Барышня-крестьянка»; «Капитанская дочка». М.Лермонтов «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети». И.Гончаров «Обломов». Л.Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина». А.Куприн «Олеся»; «Гранатовый браслет»; «Поединок». Б.Пастернак «Доктор Живаго». М.Булгаков «Белая гвардия». М.Шолохов «Тихий Дон». А.Грин «Алые паруса». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»; «Я вижу солнце». В.Каверин «Два капитана». А.Приставкин «Ночевала тучка золотая». Ю.Бондарев «Берег». Д.Грин «Виноваты звёзды».