Красивые дагестанки в контакте. Самые красивые девушки народов кавказа

Красота и достоинство дагестанских женщин не дают покоя миллионам мужчин разных национальностей и разного вероисповедания. Образ дагестанок так же разнообразен, как и национальный колорит Страны гор: более 30 кровей, женщины, впитавшие в себя культуру Востока и Запада. SmartNews составил портрет яркой и противоречивой жительницы Махачкалы — на наш взгляд, типичной дагестанки.

Как известно, в Дагестане проживают представители более 30 народностей, 14 из которых являются коренными. Потому будет неправильно характеризовать всех дагестанок по единому стандарту. В Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, образ сельской женщины отличается от образа городской. Причем различия есть не только во внешности, но и в характере, на формирование которого очень повлияли уклад жизни, культура и религия.

"нравы горянок (аварок, даргинок, лачек) более свободные, чем женщин, проживающих на равнине (кумычек, ногаек, азербайджанок). Раньше женщина в горах экономически была независима от мужа, потому что в поле она работала так же, как и муж, она могла на спине дрова принести и сено заготавливать. А у равнинных таких традиций не было. Все дела равнинной женщины оказывались в пределах двора, усадьбы. Она за сеном не ходила, сено не заготавливала, дрова не рубила, крышу не накрывала — это все были мужские дела. На равнине пользовались арбой, а в горах арба не везде могла проехать, потому в основном пользовались ишаками либо женщина тащила все на своей спине. Равнинная женщина в основном занималась домом, воспитанием детей".

Внешность дагестанок разнообразна: здесь можно встретить и высоких смуглянок с черными глазами, и невысоких рыжих голубоглазых девушек. Но все они — дагестанки. Считается, что цвет лица настоящих горцев — светлый. Потому среди аварок, даргинок, лачек много светлолицых женщин. А равнинные ногайки, к примеру, смуглые, с выраженным монголоидным типом лица.

Осман Давудов, пластический хирург: "в последнее время определить по типу лица национальность женщины становится все сложнее, потому что идет смешивание кровей. Но черты лица у кумычек, к примеру, более монголоидные: широкие скулы, маленькая нижняя треть лица, широкий и круглый череп. Касательно аварок, то они обладают более выраженными по объему верхней и нижней третью лица, часто крупный нос. Да и в телосложении есть различия".


Лезгинка

Стиль одежды дагестанок также становится со временем все разнообразнее, теряя национальную идентичность. Определить национальность горожанки по одежде невозможно. Но в городах стиль одежды можно условно разделить на мусульманский и европейский. Традиционную одежду дагестанки в городах не носят, зато надевают ее в родных селениях, причем в каждом селе своя традиционная одежда.

Вместе с этим сегодня в Махачкале можно найти одежду даже лимитированных брендов. В 15 главных мультибрендовых бутиках столицы Дагестана можно найти без преувеличения все, в чем прямо сейчас гордо ходят по улицам Лондона иконы стиля. Культовые куртки Balmain, сумки Fendi или платья Valentino из последней коллекции, соболиные шубы, сумки Birkin, часы Cartier.

Первый в России бутик Michael Cinco, дубайского дизайнера, автора свадебных платьев (стоимость одного платья равна примерно 1 млн рублей), открылся осенью прошлого года именно в Махачкале.

Вера Агошкина, модельер: "махачкалинки старшего возраста отдают предпочтение более темным тонам. Возможно, это связано с тем, что наши женщины склонны к полноте, и считается, что темный цвет скрывает лишние очертания. Белое, розовое, желтое — яркое, как в Париже и в Москве, — у нас редко можно встретить. В одежду этих цветов одевается в основном молодежь. Они часто носят джинсы, брюки. Сейчас у нас в городе много магазинов молодежной одежды. Большинство женщин старше 40 лет одеваются скромно. Хиджабы одевают верующие люди. Но в Дагестане всегда девушки традиционно покрывали голову, вне зависимости от национальностей носили чохто и платок. Просто сейчас это стали называть хиджабом, и почему-то он стал черного цвета, привезенный из дальних арабских стран. А свое-то, родное, — более красивое, более нарядное, ручной работы".

Головной убор дагестанки говорил многое о его владелице. Так, например, по платку можно было определить, из какого селения девушка, замужем ли она. К сожалению, эти элементы культуры сохранились не во всех районах Дагестана.

Вера Агошкина, модельер: "до сих пор в селении Кубачи женщины носят традиционные белые платки с золотой вышивкой. Там каждая девочка умеет вышивать золотыми нитями. Там даже по платку можно сказать о возрасте женщины, о ее социальном положении, замужем ли она. Каждый такой платок имеет свой индивидуальный рисунок. Невзирая на то, откуда приезжает девушка-кубачинка — из Москвы, из Европы или откуда-то еще, — она доезжает до Кубачей и обязательно надевает свой традиционный наряд. Это очень красиво. Но в городах кубачинки так не ходят — только в селе".

Амина Даги, уроженка Дагестана, стала в 2012 году мисс Австрия//Amina Dagi, MQ Vienna Fashion Week

Ювелирные украшения горянок, как и платок, до сих пор могут многое рассказать об их владелице.

Вагидат Шамадаева, заслуженный деятель искусств Дагестана, коллекционер женских украшений: "издревле у некоторых дагестанских народностей женские украшения делились на возрастные категории: для девочек, девушек, замужних женщин, для старых женщин. Девочки, например, носили тоненькие витые браслеты. Незамужние девушки носили крученые браслеты с небольшим количеством камней (бирюза, альмандин). Замужняя женщина носила большой браслет с большим количеством камней. По украшениям можно было узнать социальный статус женщины. Богатые не отказывали себе в дорогих камнях, а у женщины из среднего слоя вместо натуральных камней могло быть простое стекло или паста. Совсем бедные украшали себя только медными или бронзовыми изделиями".

С XIX века в ювелирную моду дагестанок входит сначала позолота, а потом и золото. В те времена надевать позолоченные и тем более золотые украшения могли себе позволить только женщины из состоятельных семей. Золото и драгоценные камни обычно привозили с Востока. В современном Дагестане золото по-прежнему остается одним из любимых металлов дагестанок. Но с недавних пор появился еще и интерес к дорогой эксклюзивной бижутерии.

Гуварша Батырова, стилист: "в каждой семье, у каждой женщины есть и золото, и бижутерия. Бижутерия хорошая, качественная. Женщины выбирают европейские — испанские, итальянские — фирмы, ручную работу. Это не просто украшения, это символ, который каждая женщина подбирает под себя. Но бриллианты должны быть обязательно, так же как и серебро. В Дагестане нет семьи, где нет серебряных украшений. Потому что, можно сказать, Дагестан и серебро неразделимы. К тому же сейчас бриллиантами никого не удивишь, поэтому эксклюзивное серебро всегда было в моде и всегда ценилось. Если девушки собираются на какую-то вечеринку, где собирается молодежь, они могут позволить себе украшения попроще, бижутерию. Но девушки понимают, что в обществе, где будут присутствовать старшие женщины, лучше надеть золотые или серебряные украшения. Состоятельный же мужчина обязательно наденет на свою жену бриллианты, чтобы показать свой достаток".


Представительницы аварцев и кумыков

Многие современные дагестанские женщины независимы. Они открывают свой бизнес, который затем успешно ведут. А женщина за рулем в Дагестане уже вполне обычное явление. Врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов также решил создать образ женщины Страны гор. По его поручению сейчас разрабатывается проект памятника дагестанской женщине-матери. Проект победителя займет свое место в одном из городских парков Махачкалы, где каждый сможет увидеть, какой он, образ настоящей дагестанки.

В последнее время все чаще стали говорить о популярности среди женщин исламистских и экстремистских идей. Журналисты, которые приезжают в республику, обычно спешат по горячим следам дагестанских смертниц. Женский портрет получается такой: неблагополучное детство, юность, в которой она не знала, куда себя деть, знакомство в интернете с «лесным», замужество (виртуальное или реальное), уход в ислам или сначала ислам, а потом замужество, затем арест или гибель мужа, иногда повторное или даже третье замужество, теракт. Но, как говорят эксперты, идейных женщин в хиджабах в республике меньшинство — 1,5%. Подавляющее же большинство дагестанок весьма светские, самостоятельные, на первом месте у них дом, семья и дети.

Патимат Тахнаева историк, Институт востоковедения РАН: "исторически мужчины либо воевали, либо сидели на годекане (место сбора мужчин в селе). А работали женщины. Хиджаб — не та одежда, в которой возможно работать в поле, по дому, собирать хворост в лесу, ходить за водой. Поэтому никогда в истории Дагестана женщина не была закрыта или сильно религиозна, но зато она всегда была при деле".

Случается, что экономическая независимость современной дагестанки становится причиной развода с мужем. К сожалению, в современном обществе разводы не редкость. Но такое случалось и в прежние времена.


Ногайка

Барият Алимова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН: "из-за того что женщина в горах была экономически независимой, там чаще были разводы. Но разводились не везде в горах. Например, в конце XIX — начале XX века, если у ругуджинки умер муж, они повторно замуж не выходили. Но у тляратинцев, цумадинцев, годоберинцев, ботлихцев можно было по нескольку раз замуж выходить. После войн незамужних женщин в селах было много, потому горцы старались незамужних выдать замуж. Я помню, во время экспедиции в Цумадинский район женщина рассказала нам такой случай. Ее мама была русская, а отец — аварец. Она рассказывала, как в годы советской власти собирали всех незамужних женщин в одну большую комнату и собирались все мужчины, готовые взять себе жену. Среди них были и женатые. Мужчины бросали в окно свои папахи. Женщины знали, какая папаха кому принадлежит. У нашей собеседницы умер отец и мама как-то тоже сидела в этой комнате вместе с другими незамужними женщинами. И ее мама выбрала папаху первого секретаря райкома партии, а он был женат. Жена знала, кто выбрал папаху ее мужа, но на следующий день мама нашей собеседницы не пошла в дом к секретарю. Его жена послала человека, чтобы узнать, почему она, как вторая жена, не идет в дом. На что ее мама ответила: «Пусть живет спокойно. Я выбрала его, чтобы другая не выбрала. Другая пойдет и сядет, а я — нет». На равнине с разводами было сложнее. В современном дагестанском обществе супруги, которые долгое время живут вместе, но до сих пор не завели детей, разводятся. Раньше даже бездетные пары старались не разводиться".

Дайджест

Наша страна так велика, что жизнь в разных ее уголках может порой кардинально отличаться. В Петербурге, Дагестане и Калмыкии представления о моде, красоте и женском предназначении неизбежно будут разными. Об этих особенностях - иногда забавных, иногда трогательных - мы и хотим вам рассказать в нашей новой серии материалов о женщинах из разных регионов России.

Дагестан на карте России

Сегодня о том, как выглядит и ведет себя настоящая дагестанка , мы спросили у Алисы Ганиевой, писателя и публициста.

Алисе 29 лет, она родом из Дагестана, но живет в Москве. Окончила отделение литературной критики при Литературном институте имени А. М. Горького. Лауреат премии «Дебют», автор книг о Дагестане «Салам тебе, Далгат!» и «Праздничная гора».

Алиса Ганиева - писатель и публицист родом из Дагестана

Я провела в Дагестане семнадцать лет своей жизни и до сих пор часто наведываюсь в Махачкалу. Многое, оставаясь понятным и близким, видится как бы со стороны, острее и резче. В последний свой приезд из-за ремонта дагестанского аэропорта летела через Грозный и еще раз удивилась контрасту между двумя соседними республиками. К примеру, если в Чечне местные девушки одеваются более или менее одинаково, как в униформу (облегающие юбки-макси, платформы со стразами, приспущенные платки, ободки, редкую девушку встретишь без головного шарфа или его имитации), то в Дагестане наряжаются, кто во что горазд.

Даже на пляжах встречаются и купальщицы в трусиках «бразильяно», и те, кто заходит в море прямо в бесформенных платьях-ночнушках. Разнообразие проявляется и в типажах: от блондинок и рыжих с голубыми и зелеными глазами до смуглых брюнеток, от полных и дородных великанш, до сухоньких худышек. Много этносов, языков, настоящее антропологическое раздолье.

«Лешки» и «бомбиты»

Девушки, приехавшие учиться из сел, не привыкшие к макияжу, в завязанных узлом на затылке косынках и длинных юбках-балахонах, именуются снисходительно «лешками» (в мужском роде «лех», то есть остолоп, сельский охломон). Лешкам, конечно, тоже свойственно форсить. На чью-нибудь свадьбу они непременно наденут что-нибудь блестящее, а косынку выберут шелковую или газовую, кричащего цвета. В этом году, к примеру, в моде делать вечерние прически прямо на платочках - присборивать и закалывать булавками ткань так, чтобы получались бутоны, фигурки и целые букеты.

Вечерние прически на платках - популярное явление в Дагестане

Дагестанские «бомбиты» - еще одна, ставшая притчей во языцех категория. Девушки экстрамодные, на шпильках-лабутенах, в шарфиках Hermes, нарядах от лучших мировых кутюрье или, если средства не позволяют - в эрзац-брендах, купленных здесь же на так называемом Восточном рынке. Салоны красоты в Махачкале довольно дешевы (дизайн ногтей, к примеру - 100-200 рублей), и проводить там время - любимый досуг большинства девушек. Тем более что почти каждую неделю проходят многолюдные свадьбы знакомых, на которых собираются потенциальные женихи.

«Бомбиты» - так называют себя кавказские гламурные девушки

Лишь только появится новый тренд, как все дружно его подхватывают. Лет пять назад повально увлекались татуажем губ, потом переключились на ринопластику. Носы меняют под копирку. Словечки вроде «мезотерапия», «алмазный пилинг», «миостимуляция» вылетают из уст каждой третьей или второй девушки.

Диетами при этом увлекаются не слишком. От природы почти все горянки, за исключением жительниц немногих районов, - стройны и физически выносливы до старости. Неудивительно, ведь их предки по женской линии тысячелетиями ходили по нескольку километров в горы, на террасовые поля и обратно, не говоря уже о прочей нагрузке. Не раз наблюдала в Дагестане старушек, легко взваливающих на себя сумасшедшие тяжести, даже газовые баллоны. Одна такая дагестанка недавно попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая сильная бабушка в мире - в свои 80 гнет руками железки (и без всякого фитнеса).

Мусульманская мода, прически и макияж

Многие модницы иногда решают перейти на популярный нынче мусульманский образ. Это сразу повышает рейтинг на рынке невест. Такие псевдонабожные бомбиты разгуливают в полупрозрачных хиджабах, надвинув на прикрытые по правилам лбы очки от TomFord. При этом обязателен ежедневный макияж, хоть и не столь яркий, как, допустим, в Азербайджане (там густо сурьмят глаза на персидский манер). Перед свадьбами многие ходят к визажистам. Результат чаще всего получается шокирующе прекрасный - лицо не тонируют, а штукатурят.

Дагестанки следят за тем, чтобы руки были ухоженными, и обожают делать маникюр

В целом в хиджабах ходят только увлеченные городские неофитки да еще жительницы трех или четырех особенно консервативно-религиозных районов. Но попадаются села - к примеру, Гуниб, где я жила в детстве, - в которых женщины ходят и в брюках, и непокрытые. В прочих районах - чаще всего рабочая удобная одежда, много красного, зеленого и вообще смешение красок. Это, видимо, от оставшихся в подсознании, но, к сожалению, полностью вымерших национальных нарядов - парчовых, золотых, с богатыми серебряными украшениями, речным жемчугом, массивными подвесками и т.д. Кое-где еще попадаются бабушки в архаичных «чохто», это продолговатый традиционный головной убор, носившийся с эпохи ранней бронзы и вплоть до ХХ века.

Распущенные волосы носят только модницы, уже годами держится мода на «утюжок». В семьях, где волосы девушкам распускать не разрешают, они тайком бегают в салоны или дома проглаживают пряди по-варварски, обычным утюгом, расправляя их, нагнувшись, на гладильной доске. Даже я однажды такое проделывала за компанию. Блестящие, прямые, необъемные волосы нравятся и мужчинам и женщинам. В общем-то, все вышеперечисленное от скорректированных до излома бровей до высоченных каблуков тоже востребовано мужчинами.

Отличительные признаки «бомбит» - длинные темные распущенные волосы, пухлые губы и любовь к селфи

Тем не менее в городе попадаются и местные хипстерши - в шортах, на плоской подошве и в майках со смелыми надписями, даже с татуировками. Такой невинный, казалось бы, «лук» превращается в вызов. Я тоже чувствовала себя нарушительницей устоев, когда в старших классах разгуливала по Махачкале с афропрической, со ста пятьюдесятью длинными косичками. Прохожие не одобряли.

Дагестанские свадьбы

Свадебная индустрия - это в принципе то, на чем все держится. И мода, и косметология, и парикмахерское искусство, и выпуск глянцевых изданий. Свадьба в Дагестане и сейчас - совсем не частное дело двух людей, а важное общественно-родовое событие, доведенное в условиях современности до абсурда и разорительных трат.

Вдобавок замужество и реализация в семье продолжают оставаться смыслом жизни для девушек.

Свадьба - самое важное событие в жизни дагестанки

Одних только журналов, посвященных подготовке к свадьбе, в Дагестане издается больше десяти. Банкетные залы на две-три тысячи человек бронируются за год, и средства на это порой копятся семьями всю жизнь. Специальные спа-процедуры для невест - практически в каждом салоне, от эпиляции всех видов до вживления шелковых нитей. Свадебными бутиками утыкан каждый квартал. Некоторые бренды (в особенности от восточных кутюрье) появляются здесь раньше, чем в других регионах России. Отдельные салоны, в том числе свадебные - для «мусульманок с деньгами» с одеждой от RimmaAllyamova, Джамиля Салахова и др.

Арабское влияние здесь перемешивается с ориентацией на европейский шик. Пример тому сеть мусульманской моды GirlinHidjab с девизом: «Просто покройся».

Я, пожалуй, на «типичную дагестанку» (если такие есть) не очень похожа. Хотя бы потому, что «настоящая» дагестанка никогда не выйдет выкидывать мусор без вечернего платья, не позволит себе спутать айфон с Vertu, не ударит в грязь лицом в готовке хинкали, не преминет умилиться чужими детьми и вставить в разговорную речь пару модных исламских словечек.

Я вернулась из Дагестана.

На улице стоят черноволосые бородатые кавказцы в национальной одежде, с кинжалами на бедрах, и одобрительно посматривают на женщин в паранджах. Мимомо периодически проезжают тонированные шестерки с цветными коврами на сиденьях, из окон которых доносятся «Черные глаза», при звуке которых мужчины срываются с места и начинают танцевать лезгинку.

Изредка появляются девушки с непокрытой головой, по ошибке надевшие юбку не до пола. Им свистят в след, кричат «Эй! Красавица! Давай познакомимся!», а те, кому не лень, воруют их и увозят в горы на перевоспитание в наложницы. Время от времени раздаются взрывы – это теракты, на которые уже никто не обращает внимания: привыкли.

Именно так, по мнению моих комментаторов, выглядит Дагестан.

Когда я писала, что хочу побывать в этой кавказской республике, меня многие не только отговаривали, но и страшно пугали: мол, женщине там по улице не пройти, будешь изнасилована еще на трапе самолета, а потом забита камнями как неверная. Скажу честно – я отказалась от двух поездок, которые намечались на это время, чтобы попасть именно в Дербент.

И вот – узнала. Услышала, увидела, почувствовала. О чем сейчас и расскажу.

Два с половиной часа и вот я уже на месте. Махачкала встретила солнцем и морем. Я опасливо держалась поближе к группе и осматривалась по сторонам. Люди суетились, звонили, получали багаж, занимались своими прочими делами, на меня или девушек группы никто не обращал вообще никакого внимания. Несколько прилетевших с нами женщин были в красивых платках, в национальном костюме только одна молодая девушка, она была безумно колоритна с двумя крошечными белоснежными кружевными свертками (явно двойню рожала в столице).

Первое удивление ждало меня на выходе из аэропорта: наша встречающая, Камилла, была не то что с непокрытой головой и голыми руками, но и… в черных, довольно откровенных, откровенно обтягивающих джинсах. Она спокойно стояла с табличкой «ДЕРБЕНТ» и поток мужчин проходил мимо, не обращая на это «беззаконие» абсолютно никакого внимания.

С этого момента мои «дагестанские стереотипы» дали трещину и начали расходиться по швам.

Погрузившись в автобус, отправились в Дербент, это примерно два часа дороги. Глядя по сторонам, у меня складывалось впечатление, что проезжаю одну большую стройку: возводят тут что-то буквально на каждом шагу. Везде здания в разных стадиях готовности, магазины стройматериалов, груды кирпичей и цемента.

Первые же пять минут в Дербенте дали ему наше собственное название, с тех пор мы со знакомыми звали его не иначе как «Песчаный город» - он весь в желтых тонах. Дома и заборы, тротуары и почва, все покрашено солнышком. Ракушечник – дешевый доступный материал, а еще и рыжая земля, все вместе создает передаваемую уникальность. И на фоне этого – яркие женщины.

Да, ЯРКИЕ! Большинство – с покрытыми головами, но это совсем не асексуальные угрюмые забитые мусульманки в хиджабах. Цветные развивающиеся юбки, как пестрые паруса, платки – все в тон и цвет, вычурные украшения, прямые гордые осанки, четкая косметика. А главное – спокойствие в глазах, что было показательнее всего.

Я поняла, что не уеду отсюда, пока не выясню про местные отношения мужчины-женщины.

Мы отбивались от группы (и одними девчонками в том числе) когда гуляли и осматривали достопримечательности, и ни разу нам ничего не сказали, не то что не свистнули. Да, для меня это была полная ломка шаблонов, которая продолжилась в местечке, куда мы пришли дабы отведать местной кухни и – особенно - шашлыка из баранины.

Ресторан был довольно большим, в основном все сидели за столиками под отрытым небом. Бросилось в глаза, что, как правило, есть «мужские» и «женские столы», и даже если видно, что пришли муж с женой и ребенком, то жена сидит с малышом и своими знакомыми или подружками, а муж – в мужской компании. Выйдут, потанцуют и снова каждый за свой стол.

Танцуют много и охотно, лезгинку – редко, в основном под современную музыку, то танцы очень похожие на национальные: плавные движения женщин, которые скользят по «танцполу», темпераментные – мужчин. При этом то же разделение по гендерному признаку, каждая группа танцует отдельно. Периодически мужья и жены выходят вместе, так же – будущие супруги, но если чья-то девушка танцует, то парни к ней уже не подходят.

Вообще чувствуется некоторая дистанциированность друг от друга, но это скорее традиционный уклад, и совершенно не пренебрежительный относительно к женскому полу. Например, вышла девушка, видимо, свободная, вокруг нее сразу собралась толпа молодых людей, каждый горячо потанцевал около нее, после разошлись как ничего и не было - и никто не только до нее не дотронулся, но и словом не домогался.

Местные говорили, что после ресторана они может и домой идти без сопровождения, никто не тронет. Понятно, что не в кардинальном мини – это может быть расценено как провокация, что говорить, да и у нас так же, а тем более на Кавказе. В мини я видела женщин, но они были с друзьями, компанией. Сидели, кальян курили, никто им пальцем не грозил.

Мне сказали, что именно в Дербенте повышенно-уважительное отношение к женщинам, которое идет от того, что там проживало много армян, наложивших такой отпечаток. Хотя полного равноправия нет – муж Глава Семьи, он принимает решения, но и берет на себя проблемы тоже он.

Кстати, про браки – выходят замуж в среднем примерно в 20-23 года, в 25 на тебя уже все косятся (засиделась). Разводы есть, но очень мало. Кстати, развестись не проблема вообще, но женщине потом сложно второй раз выйти замуж. Среди молодых так называемых «гражданских браков» практически нет вообще: никто не поймет, да и отец дочери не позволит так жить.

Женятся не редко «по любви», знакомясь и начиная романтические отношения, но все же чаще всего выглядит это так: молодой мужчина обращается к маме или тете и просит найти ему хорошую жену. Начинается анализ местных невест, их семей, репутации и ему предлагают варианты (даже приносят фотографии, показывают, а скоро, я думаю, будут просто кидать ссылки на соцсети))))). Часто для таких целей используют свадьбы, когда девушки понимают, что и сами идут «на смотрины» в качестве будущих невест, а «женихи» присматриваются и выбирают. Интересный момент, что рестораны и кафе для этих целей не используют.

Возможно, есть в этом смысл, учитывая, что при создании пары взрослые опытные люди знают будущих новобрачных с детства и со стороны виднее, какие они, что из себя представляют, подойдут ли друг другу. Хотела ли бы я это для себя лично? Скорее всего – нет, подобное прививается с детства, но и ничего плохого я в этом не вижу, учитывая количество разводов в «современных» браках.

Посмотрела – сколько же я накатала! Продолжу в новом посте, а пока спрашивайте, о чем вам еще рассказать?...

Кстати, вот часть нас, девушек из пресс-группы. Почему мы были вынуждены так отдеться? Кто скажет? За верный ответ дарю головастика. =)

В Дагестане всегда уважительно относились к женщинам. Не случайно внушительная часть правил этикета горцев посвящена тому, как следует вести себя мужчине при встрече с представительницей прекрасного пола. А в доме у каждой хозяйки своё пространство, куда мужчинам вход воспрещён.

25.03.2017 Г .

В дагестанском обществе к женщине всегда относились с уважением. Нормы этикета горцев предписывали оберегать женщин от любой жестокости. Кровная месть, имевшая место в Дагестане с древности, не распространялась на женщин. Более того, чаще именно женщины останавливали кровопролитие. Если мать убитого усыновляла убийцу, то война между семействами прекращалась. У этого обычая была и оборотная сторона. Случалось, что убийца, завернувшись в белую ткань, являлся к матери своей жертвы и касался её груди губами помимо воли. Таким образом он становился молочным сыном и избегал наказания за убийство.

Женщина могла остановить любую ссору, сняв с головы платок и бросив между дерущимися.

В присутствии женщины дагестанский мужчина должен был вести себя сдержанно. Развязность по отношению к девушке, неприличные намёки или неосторожные движения во время танца – всё это осуждалось в обществе. Если мужчина шёл с женщиной, то она всегда была справа, а если мужчин было двое, то женщина шла между ними.

Жёсткому осуждению в обществе подвергалось насилие в семье. Мужчина, который поднимал руку на женщину, всегда считался в Дагестане недостойным человеком, трусом.

Роли в семье

В дагестанских семьях строго разграничивается территория мужского и женского влияния. Муж – добытчик и глава семьи. Он оберегает семейство от внешних проблем. Жена организует домашний быт, она – хранительница очага. Мужчине считалось непозволительным заходить на кухню. Женщины и мужчины во время трапезы всегда находились в разных комнатах.

В семейной жизни у женщины были права и обязанности, которые менялись в зависимости от её статуса. С самого раннего детства девочки помогают маме в домашних делах и выполняют посильные поручения. Женщине в Дагестане неприлично сидеть сложа руки, поэтому весь её день наполнен хлопотами по хозяйству. Свою дочь мать должна воспитать как хорошую хозяйку, иначе той после свадьбы в доме мужа придётся несладко. Хорошая хозяйка должна уметь вкусно готовить, быть рукодельницей, чистоплотной и трудолюбивой.

В Дагестане часто жили большими семьями – тухумами. В одном доме могли проживать несколько поколений семьи одновременно. В женской половине царила строгая иерархия: самая старшая женщина в семье, часто это была свекровь, командовала общей дисциплиной. Мать мужа была здесь «ханшей». Она распределяла обязанности между своими невестками и незамужними дочерями. Она решала любые споры и разногласия в женском коллективе. Молодая невестка обладала меньшими правами, нежели старшие невестки.

Обет молчания

Интересно, что у кумыков существовал запрет на разговоры невестки со свёкром и свекровью. Свекровь, как правило, снимала запрет вскоре после свадьбы. В ответ невестка делала ей подарок, например, молитвенный коврик. Свёкр мог не снимать разговорный запрет годами. Всё это время невестке запрещалось как-либо к нему обращаться, однако, она могла отвечать на его вопросы. Когда же запрет снимался, то устраивался настоящий праздник, а свёкр и сноха обменивались подарками. Кумыкской невестке с первых дней супружества полагалось выбрать красивые имена для новых родственников и обращаться только так.

У аварцев существовали правила «избегания», согласно которым жена с детьми ночевала в одной комнате, а муж – в другой. Сыновья ночевали в комнате матери до достижения пятнадцати лет, затем они переходили в комнату отца. Со временем отношения в семье смягчались, но, как и у кумыков, аварская невестка не заговаривала со свёкром без особой нужды.

Из невестки в свекрови

Беременность несколько меняла положение женщины. Она продолжала выполнять все свои обязанности вплоть до родов, но в семье к ней относились уже мягче. Если рождался мальчик, то её авторитет среди невесток повышался. Со старшими невестками она была теперь на равных.

В Дагестане мужчина не всегда считался с мнением своей жены. Другое дело – мать. Её слово для сыновей было законом, конечно, если оно не противоречило слову отца. Соответственно, с взрослением сыновей авторитет женщины повышался. Именно мать присматривала невесту для сына.

Девушкам и женщинам, путешествующим в Дагестане, полезно знать, как им следует одеваться, с кем общаться и где гулять, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно.

Как одеваться девушке в Дагестане

Этот вопрос я задала себе, собираясь в поездку, и уверенно положила в сумку длинное закрытое темное платье с рукавом, несмотря на прогноз погоды с жарой до 35 градусов. Ведь это республика, где большинство населения – мусульмане.

По прибытии в столицу Дагестана – Махачкалу , обнаружилось, что местные женщины одеваются вполне по-европейски, носят юбки по колено, обычные блузки с открытыми руками и даже топы на лямках. В городах Дагестана мусульманские строгости в нарядах соблюдать не обязательно, но всё должно быть в рамках приличия. Не стоит ходить в шортах или купальнике, если вы не на пляже. Короткие юбки – тоже пляжный вариант. На экскурсию, в магазин или на ужин лучше оденьте что-нибудь по колено или ниже.

Если кому-то из местных не понравится, когда девушка в короткой юбке ходит, он просто покажет свое неприятие, но не более того. Не любят здесь и курящих девушек. Могут сделать замечание.

Многие дагестанские женщины носят платки. Для туристок это не обязательно. Но если вы идете в святое место, то платок лучше всё-таки одеть. Например, на входе в Джума-мечеть в Дербенте женщинам, одетым не «по форме», выдают вполне симпатичную национальную одежду, предназначенною специально для посещения мусульманской святыни: длинный цветной халат с капюшоном.

Обратите внимание, что перед входом в мечеть необходимо снять обувь. Это касается и мужчин, и женщин.

Одежда дагестанок – на зависть туристкам!

В одежде дагестанских женщин, живущих в городе, часто присутствует нотка национального колорита. Если вы отправитесь на экскурсию в горные села, то там этого колорита будет в 100 раз больше. А если поедете на маршрутке, например, в Кубачи , то заметите, как этот колорит нарастает с каждым километром горной дороги. Девушки накручивают свои национальные платки и одевают украшения прямо в транспорте. Впрочем, туристке следовать этому примеру вовсе не обязательно. Но, вообще-то, очень хочется. Ведь национальная одежда дагестанских женщин красива, удобна и женственна.

Национальный костюм полностью одевают только по особому случаю. В таких аулах, как Кубачи, Балхар или Согратль , в повседневной жизни женщины носят одежду, гармонично сочетающую в себе современные формы и традиционные аксессуары.

Дагестанские мужчины менее традиционны в одежде и носят то, что практично в наше время: обычные пиджаки, рубашки, брюки или спортивные костюмы. Но в дополнение ко всему этому они часть одевают кавказскую папаху. Национальная одежда для мужчин – атрибут артистов, исторических реконструкторов, мастеров народных промыслов и других творческих личностей.

Самые разнообразные старинные национальные костюмы можно увидеть на фестивале Шунудаг в ауле Хайхи , на праздниках и свадьбах в аулах Кубачи и Балхар, во время исторической реконструкции Адалальской битвы в ауле Согратль.

Как девушкам путешествовать по Дагестану без мужчин?


Насколько безопасно путешествовать девушке по Дагестану без сопровождения мужчины? На этот вопрос наш гид ответил: «Нужно, чтобы с вами была хотя бы одна девушка из числа местных. Последствия для тех людей, которые покусятся на неприкосновенность девушки, будут очень серьезны. И большинство местных об этом знают. Мы не говорим, что защищаем только наших девушек. Просто у приезжей женщины здесь нет сильного плеча, которое смогло бы постоять за нее. А у нашей девушки здесь семья, братья, отец. И в случае неприятностей они так же будут отстаивать честь приезжей девушки-гостьи как честь своей родной дочери. Поэтому все понимают, чем могут обернуться для них любые посягательства».

Еще проще в Дербенте. Если две девушки приедут в Дербент посмотреть достопримечательности, им уже не понадобится сопровождающая. Потому что этот город стал туристическим центром еще во времена СССР и до сих пор им остается. А опыт мирного сосуществования разных культур, религий и наций здесь исчисляется тысячелетиями. Туристов в Дербенте любят и уважают. Даже если туристки решат в темное время суток погулять по городу, проблем не будет. К коротким юбкам здесь уже тоже научились относиться толерантно.

В Махачкале также всё просто. Это город студентов. Вся молодежь республики стекается сюда, чтобы учиться в Университете и других ВУЗах. Девушки-студентки свободно и безопасно гуляют одни. Девушкам-туристкам это тоже можно.

Будьте вежливы в горах!

Жители горных районов, увидев туриста, уже не удивляются. Но радуются и интересуются. «Вам будет казаться, что вас все преследуют взглядами, - заметил наш гид. - Но это лишь обычное любопытство». Жители дальних аулов очень гостеприимны, и они будут рады угостить вас и предложить ночлег. Но, конечно же, чтобы соблюсти приличие, девушкам надо идти в гости только к дамам.

И еще, в небольших селениях принято здороваться со всеми, кто встретится по пути. Будьте вежливы!

Могут ли девушку-туристку украсть в горах Дагестана?

Старинные традиции похищения невесты еще живы в горных аулах Дагестана. Однако чаще всего жених договаривается о похищении с самой невестой заранее, либо спрашивает ее мнение об этом через друзей и подруг. Так бывает, если родители по своим причинам против этого брака. Например, не хотят, чтобы любимую дочку увезли в другой аул. Похищение без согласия – большая редкость. После похищения – серьезные выяснения отношений между семьями жениха и невесты. К примирению это приводит не во всех случаях.

Что касается симпатичных туристок, то теоретически похищение возможно. Были ли такие случаи, наш гид не знал. Но всё-таки порекомендовал нам в одиночку не бродить по горам или ночному аулу. На мое шутливое замечание: «Если украдут, ты же меня найдешь и спасешь!», он ответил: «Конечно, найду! Только ты сама уезжать не захочешь. К тому времени у тебя уже двое детей будет». Шутка ли?

Вообще лучше всего путешествовать по аулам Дагестана с местным гидом. Он и общий язык со всеми найдет, и лучшую дорогу покажет, и местные легенды и сплетни расскажет, и застольные тосты говорить научит.