История вышивания полукрестом. История вышивки

Вышивка крестом – современное увлечение и древнее искусство, перешедшее нам от далёких предков.

В далёкой древности вышивка на Руси считалась самым распространённым видом женского рукоделия. Каждая уважающая себя девушка должна была уметь вышивать. Когда девушку брали в жёны, жених обязательно смотрел на то, как она вышивает, особенно это касалось обратной стороны вышивки. По ней судили о характере девушки и о том, какая из неё мастерица. У языческих племён вышивка играла не только роль украшения, но и своеобразного оберега. Считалось, что она защищала своего носителя от дурного глаза и прочей нечисти, помогала в бою и даже излечивала от ран. Такие оберегающие и целебные свойства приписывали вышивке крестом.

Зарождение вышивки крестом

К сведению, вышивка крестом зародилась именно на Руси. Самый расцвет вышивки крестом пришёлся на восемнадцатый век. В это время рукоделие уже не было привилегией знатных женщин и монахинь. В каждой крестьянской семье было заведено, что девочка, которой исполнялось семь-восемь лет, начинала учиться вышивать. Она сидела долгими зимними вечерами и вышивала. Вышивка наносилась, прежде всего, на приданое бедующей невесты. Разнообразными узорами, составленными из некрупных крестиков, украшались платки, скатерти, салфетки, рубашки, полотенца и многое другое. Вера в то, что вышивка имела спасительную силу, по-прежнему не угасала. Изделия с вышивкой обязательно использовались в быту, их дарили на рождение ребёнка, когда его крестили, при венчании молодых, также в доме вышивкой украшали красный угол с иконами.

Рисунки, цвета, да и характер самой вышивки отличаются друг от друга в зависимости от территории. Так, например, рукодельницы северной и средней полосы Росси используют традиционные орнаменты с характерным для них использованием оттенков. Наибольшее распространение получила вышивка с повторяющимися узорами. Это могут быть как геометрические фигуры, так и изображения чего-либо. На ткани они изображаются в виде цепочки. Одинаковые узоры или группы узоров повторяются один за другим в определённой последовательности. Вся цепь узоров получила название раппорт.

Раппорты делятся на группы:

  • Растительный орнамент . На вышивке изображают растения, деревья, ягоды, листочки, и всё это в разнообразных вариациях.
  • Животный и птичий орнамент . На вышивке изображают образы различных птиц, животных и насекомых.
  • Орнамент, состоящий из геометрических фигур . Последовательное изображение фигур различной сложности.
  • Меандровый орнамент . Такой вид орнамента зародился в Византии и прибыл к нам именно оттуда. Он представляет собой череду ломаных линий, которые не обрываются.
  • Человеческий орнамент . На вышивке изображают фигуру самого человека или же части его тела.

Материалы и приспособления для вышивки крестом

Вышивка крестом является одним из видов рукоделия, который представляет собой расшивку ткани. На самой ткани делаются маленькие крестики, наносимые на неё с помощью иглы и разноцветных ниток. Чтобы приступить к вышивке крестом, нужно иметь под рукой следующие предметы:

  • Ткань . В вышивке крестом лучше всего использовать канву. Это специализированная ткань имеет множество дырочек, образованных в результате неплотного пересечения продольных и поперечных нитей. Эти дырочки облегчат вам работу. С их помощью крестики будут максимально ровными и одного размера. Канва может быть сделана из хлопка, льна, шёлка или других материалов. Размеры канвы также различаются. Чаще всего используют четырнадцатый и восемнадцатый размер канвы.
  • Нитки . Помимо ткани, есть также специальные нити для вышивки. Они называются мулине. Они также бывают самых разнообразных цветов и с разным составом.
  • Иглы . Иглы вы можете выбрать на своё усмотрение. Но в основном применяют иглы с тупым концом, чтобы не уколоться.
  • Пяльцы или рамы . Данные приспособления используют для того, чтобы натянуть ткань и облегчить себе работу. Пяльцы изготавливают из разных материалов: пластика, дерева или металла. Пяльцы – это два разных по размеру обруча, которые вставляются один в другой, а между ними проходит ткань, которая натягивается, если начать затягивать винт, находящийся на внешней стороне приспособления. Рамы – те же самые пяльцы, только имеют квадратную форму. Их используют при вышивке более больших полотен.
  • Ножницы . Для обрезки ниток под рукой нужно иметь ножницы. Можно использовать обычные или специальные. Специальные имеют небольшой размер, но острые и короткие лезвия.

Разновидности крестиков

Стежки бывают самые разнообразные. Самые популярные в современной вышивке:

  • Простой крест . Он состоит из двух стежков, выполненных по диагонали и пересекающихся в центре. Таки образом образуется обычный крестик.
  • Полукрест . Единственный стежок, выполненный по диагонали.
  • Петит . Выполняется так же, как и обычный крестик, только меньшего размера. Четыре таких петита равны одному обычному крестику.
  • Бэкстич . Также его называют стежком «назад иголку». Им обводят контуры вышивки.

Вышивка - одно из самых любимых и распространенных видов рукоделия. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры.Вышивка тесно связана с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13 - 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)

По своим мотивам орнамент может быть:

  • Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
  • Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
  • Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
  • Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
  • Птичий- составлен из стилизованных фигур птиц;
  • Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур;
  • Шрифтовый (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Орнамент - бывает:

  • Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
  • Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;

Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные.

Хорошо сочетаются:

  • Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
  • Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
  • Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
  • Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным,серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
  • Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.

Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.

Вышивка - это искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени и продолжают радовать своей оригинальностью, утонченностью и красотой.

Одним из самых древних и пользующихся популярностью видов рукоделия , является вышивка . Моментом возникновения искусства вышивки , можно считать первый стежок, сделанный первобытной женщиной на шкуре убитого зверя. Уже в те давние времена женщины хотели отличаться. Первоначально вышивка носила чисто практический характер и была предназначена для пошива одежды. Позже она приобрела декоративный характер.

В древней Руси любая девушка, должна была, уметь вышивать. К 15 годам каждая девушка должна была, собственноручно приготовить себе приданное: скатерть, рубаху, сарафан, подушки и так далее. Вышитые узоры были не просто красивым дополнением одежды, а играли роль оберега. Каждый символ имел свое значение, особенно это прослеживалось в вышивке крестом. Рубаха с вышитыми крестом символами защищала своего носителя от сглаза, порчи, болезни и других неприятностей.

Самой сильной защитной силой обладало полотенце «обыденное» или сделанное несколькими искусными мастерицами за один день.

Во времена языческой Руси вышивкой украшали постельное белье, полотенца и одежду. Особое внимание обращали на украшение свадебной одежды и полотенец предназначенных для проведения языческих ритуалов. С появлением христианства на Руси расшитыми полотенцами стали украшать зеркала, окна и иконы. Особо стали обращать внимание на вышивку одежды на крещение и венчание.


С середины 17 века вышивка стала делиться на городскую и народную. Народная брала свои истоки еще из язычества, а городская была заимствована из Европы. Одежду знати и церковно служителей стали расшивать золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

По вышитым орнаментам на одежде, можно было понять, из какой именно части необъятной России был человек. Вышитые узоры были разнообразными, это могли быть птицы, сказочные животные, геометрические фигуры или фигурки людей.

Ученые делят древнерусскую вышивку на вышивку среднерусской полосы и вышивку северных областей.

Сочетание красных нитей и белой ткани и наоборот, является отличительной чертой северной вышивки. Среднерусская вышивка более разнообразна цветами нитей и тканей, узоры создаваемые вышивальщицами всегда разноцветные. Общей чертой двух областей был способ размещения орнамента. Он всегда вышивался зеркально.


Самыми популярными на Руси были следующие орнаменты:

  • Геометрические – различные геометрические фигуры;
  • Меандровые – все возможные кривые и ломаные линии;
  • Растительные – изображение цветов и растений;
  • Животные - сочетание фигурок зверей и насекомых;
  • Птичий - изображения птиц;
  • Человекообразные - изображение в различных позах фигурок человека;
  • Шрифтовые – вышитые надписи.

По сей день искусство вышивки крестом в нашей стране остается популярным, только теперь мы используем вышивку, только в качестве декоративного украшения помещений, в которых живем и все реже для украшения одежды.

17.03.2010

Многих рукодельниц интересует, откуда берет свое начало вышивка, то есть история ее возникновения. Также интересно исследовать хронику ее развития и распространения среди разных народов. В данной статье мы рассмотрим историю искусства вышивания, ее главные моменты, а также сделаем краткий экскурс по каждому виду вышивки.

Вышивка в первобытный период

Да, как ни странно, но вышивка берет свое начало именно в это время. Наши пра-пра-прабабушки впервые начали вышивать не иначе как в первобытный век. Конечно, эта вышивка была мало похожа на современные красивые творенья, но все же данное начало много значит в жизни каждой рукодельницы!

Первобытные женщины в своей работе использовали все подручные средства, которые можно было бы сравнить с современными иголками, нитью и тканью - точеный камень в виде иглы, острые кости, жилы и кожу животных, волосы, шерсть и т.д. Согласитесь, не очень привлекательно бы смотрелась в нынешнее время вышивка крестом, выполненная волосами и приукрашенная жилью. Но в те времена других материалов в природе не существовало, а с чего-то надо было начинать.

Первые стежки несли скорее практическую пользу: женщины сшивали куски кожи, которые они носили в качестве одежды. Затем они начали приукрашивать свои одеяния примитивными орнаментами. Это стало первым предназначением вышивки как эстетического украшения и послужило дальнейшему развитию данного рукоделия.

Первые вышивки на тканях

Зафиксировано, что в истории такие вышивки впервые появились в Древнем Китае. Конечно, это весьма относительная информация об их первенстве, но все же считается, что именно в Китае, в VI-V веке до нашей эры, вышивали на шелковых тканях. Рисунки были связаны с природой, также часто изображали птиц. Кстати, там же, в Китае, начали производить первые шелковые ткани. Они стоили очень дорого, поэтому вышивкой занимались исключительно женщины из знати.

Известно также, что первые ткани, которые были пригодными для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла ткань льняная, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия, где был выращен первый лен.

Языческие времена у славян

В языческие времена славяне начали сильно придавать значение вышитым орнаментам. Все, что ни вышивалось, несло какой-то «подтекст». Особенно в почете были вышитые полотенца. На них изображали пестрые мотивы, которые символизировали достаток в доме и здоровье. С их помощью проводили разные ритуалы. Также обшивали повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески и др.

Христианство

В это время женщины поддерживали рукодельные традиции своих предков язычников, а также придумывали новые орнаменты. Именно тогда начали украшать вышитыми полотенцами иконы, и именно во время христианства начали очень часто использовать технику «вышивка крестом». Крест носил не только эстетическую ценность, но и обладал (по тогдашним верованиям) весьма магическими свойствами - оберегать от порчи, «плохого глаза», а также от нечистой силы. В XII-XV веке начали часто вышивать узоры, сложенные из ромбов и крючков.

Ромбы с крючками в русской вышивке XII-XV вв., кликните для увеличения (на картинке обозначены: 1 - изображение вышитого покрова на приписываемой А.Рублеву иконе «Престол уготованный», XV в.; 2 – узор по мотивам вышивки на фронтисписе Московского евангелия, XV в.; 3 – изображение вышивки одежды на ярославской иконе архангела Михаила, конец XIII в.; 4 – шитый золотом позумент из клада XII-XIII вв. в Чернигове).

Так как все материалы, необходимые для вышивания, были очень дорогими, то примерно до XVII-XVIII ст. н. э. это занятие было прерогативой женщин из богатых семей, а также монахинь. После этого переломного периода вышивкой начали заниматься и обычные крестьянки. Они скрупулезно сидели над вышивкой крестом и мечтали уже с детских лет, как будут выходить замуж в собственноручно вышитых одеждах, имея при себе приданое из вышитых вещей (одеяла, подушки, полотенца и др.).

На Руси женщины обычно вышивали такими видами шва: вышивка крестом, полукрест, счетная гладь, мелкая белая строчка, сквозное шитье.

Что касается других стран, то в Риме и Греции очень почитали вышивку золотыми нитями. Это были неимоверно роскошные орнаменты, часто они украшали шелковые ткани.

Вышивка в наши дни

Современные рукодельницы перестали обращать столь пристальное внимание на значение орнаментов и стежков, хотя крест и теперь считается хорошим знаком. Порой женщины вышивают обереги для родных и близких. Но чаще всего вышивка делается для души - она плавно перекочевала из занятия мистического в хобби.

Сейчас намного легче подобрать интересный узор, ведь есть прекрасная возможность купить книгу, журнал со схемами, или готовые . В древние времена узоры передавались по наследству - от бабушки маме, от мамы - дочери и т.д., а также, как говорится, «из рук в руки» - к примеру, близкие подруги часто менялись готовыми узорами.

В наши дни появилось такое направление как машинная вышивка.

Краткий экскурс в историю разных видов вышивки

  • Вышивка крестом появилась еще в первобытный век. Это наиболее популярный вид вышивки, который обрел большую известность с приходом христианства.
  • Вышивка гладью впервые украсила полотно в Китае в I-II веке до н.э. Эта страна всегда выступала впереди других по части рукоделия.
  • Первая вышивка золотыми нитками по легенде принадлежит Фригийскому царству (запад Малой Азии). Также она была распространена в Риме и Греции.
  • Вышивка лентами - достояние Франции. Она появилась во второй половине XVIII века и являлась очень любимым занятием Людовика XV.
  • Вышивка бисером появилась примерно тогда, когда изготовили бисер (первый бисер появился в Египте около III тыс. лет до нашей эры).
  • родом из Франции - именно там, в 1821 году, появилась первая машинка для вышивания.
  • Вышивка Ришелье появилась в Европе в XVII веке и была названа в честь своего «первооткрывателя» - кардинала Ришелье.

Искусство шитья и вышивки бурно развивалось тысячелетиями и таки сумело превратиться в любимое занятие многих женщин по всему миру.

Внимание! Все статьи на сайте сайт являются собственностью администрации сайта. Публикация на других сайтах возможна только с указанием активной гиперссылки на сайт

Вышивка крестом – один из наиболее оригинальных и востребованных видов искусства, которое привлекает к себе очень многих рукодельниц. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды. Со временем искусство вышивки крестиком все больше совершенствовалось. Сейчас вышивание крестом подразумевает под собой искусство украшения различных тканей и готовых изделий красивым орнаментом и красивым сюжетным рисунком. Вышивка может выполняться не только вручную, но и есть машинная вышивка. Сохранившаяся вышивка помогает ощутить всю передаваемую атмосферу прошлого и в полной мере ощутить ее ценность для каждого народа.

Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.

Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:

  • Природные узоры;
  • Мотивы, взятые из повседневной жизни;
  • Оригинальные орнаменты.

По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.

Важно! Прежде чем приступать к вышивке, необходимо предварительно тщательно изучить историю ее возникновения, а также особенность каждого из орнаментов.

С чего началась история вышивания крестиком в России

Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.

Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:

  • Серебряные и золотые нитки;
  • Жемчуг;
  • Драгоценные камни.

Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.

Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.

Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы

Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.

Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:

  • Отображает культуру определенной страны;
  • Национальные традиции;
  • Особенности региона.

Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.

Самые настоящие произведения искусства мастерицы вышивали на Востоке, используя для этого самые оригинальные и причудливые узоры, которые до сих пор завораживают своей необычайной красотой.

Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.

Истории вышивания крестом: с чего все началось

Для многих вышивка крестиком не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями. С момента появления этого искусства прошло много времени, однако, оно не утрачивает своей актуальности и сейчас.

Картинки для вышивки в разные времена сильно различались, потому как в разные времена пользовались популярностью:

  • Библейские мотивы и узоры;
  • Растительные орнаменты;
  • Оригинальные изображения различных животных и птиц.

Каждый узор имеет свое определенное символическое значение и вышивается строго определенным цветом. Существует множество вариантов вышивки крестиком, однако, наибольшей популярностью и востребованностью пользуется простой односторонний полный крестик. При такой вышивке и лицевая и изнаночная сторона получается очень аккуратной. Соблюдая несложные правила вышивки можно сделать готовое изделие очень красивым и аккуратным.

Что таит в себе история вышивки крестом (видео)

Всеми любимая вышивка крестиком имеет свою достаточно интересную историю возникновения этого вида искусства. Кроме того, каждый применяемый для вышивки узор и орнамент имеет свою собственную историю возникновения и обозначение.