Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Консультации по фэмп родителей средней группы

консультация для родителей по ФЭМП

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

    Счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

    предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

    узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);

    основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

    сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вмести с детьми

Счет в дороге. Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»

Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Математическая игра «Составь цветок»

Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

4. «Собери бусы»

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):

5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

Играйте с ребенком с удовольствием!

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

· счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

· предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

· узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);

· основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

· сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже, длиннее - короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вмести с детьми

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

Подготовила:

воспитатель 1 кв.к.

МБДОУ «Детский сад №9»

Солодовникова Г.Н.

Ермакова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: публикация
Тема: "Консультация по ФЭМП для родителей I младшей группы ДОУ"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

вниманию

представляется

семинара: «Формирование

элементарных математических представлений у детей раннего возраста

с учетом комплексно-тематического планирования» (далее ФЭМП).

Математика

возникла

глубокой

древности

практических

потребностей

Математика,

непрерывно

развивается,

обогащается

теориями,

перестраивается

новые запросы жизни.

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства.

Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период,

когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой

умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать

особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого

определяется

качественными

особенностями

усвоения

исходных

количество,

величина,

пространственные

отношения.

очевидно,

обучение

процессе

образовательной

деятельности

повседневной

направлено

формирование

возраста

основных

математических

представлений и развитие математического мышления.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные

представления

количественных

качественных

различиях

предметов

ближайшего окружения. В этот период нужно научить детей разнообразно

действовать

предметами:

собирать

однородные

предметы

отсоединять

предметов

основной

отбирать

одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.

А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с

развитием

ощущений,

восприятий,

представлений.

формирование

математических

представлений

возрасте

развитием

сенсорного

Сенсорное

развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений

о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в

переоценить.

наиболее

благоприятен

совершенствования

деятельности

накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные

учёные в области дошкольной педагогики, а также известные представители

отечественной дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,

что сенсорное воспитание, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания. Сенсорное развитие имеет самостоятельное значение, так как

полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в

детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся

специальные занятия по развитию математических представлений. Условия,

способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе

ознакомлению

окружающим

развитию

конструированию, а также в свободной деятельности в группе. Занятия по

включают

комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-

практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и

приёмами

познания,

применять

полученные

самостоятельной

деятельности.

позволяет

обеспечить

развивающую

направленность

обучения,

умственным,

развитием и разнообразными видами деятельности.

При организации игр учитываются доступность и привлекательность,

дозировку

характер,

используются

различные сюрпризные моменты. Успешности обучения способствуют резкие

контрасты формы: шар - куб, цвета: красный - желтый, величины: большой -

маленький.

подбираются

знакомые

знакомо не только их название, но и возможность использования в играх.

Используются

принципы

личностно-ориентированного

подбираются содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития

ребёнка. В начале обучения каждому ребенку предоставляется возможность

работать

присущем

постепенно

увеличивая

воспитателя:

положительно

оценивать

удавшийся

попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым

содействуя развитию его самостоятельности и активности.

Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на

начальном этапе нужно привлечь внимание к группам однородных игрушек,

побудить рассмотреть их, уточнить название. Например, рассматривая мячи,

задавать вопросы: «Что это?». После этого перейти к понятию качества,

сказав: «Какие они разные большие и маленькие (зеленые и красные) и т.д.».

В следующий раз привлечь детей к активному участию в создании группы из

однородных

предметов.

предметов

создавались

однородных

одинаковых

признакам:

величины и материала.

Для освоения детьми начальных представлений о величине и форме

предметов

окружающего

обращать

внимание

предметов. Например, показать большую матрешку и, передав ее в руки

ребенка, сказать: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал

б о л ь ш у ю

м ат р е ш к у,

п е р е д ат ь

м а л е н ь к у ю

м ат р е ш к у

прокомментировать: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на

сравнить,

попросить

показать,

маленькая

матрешка.

знакомства

предметов

использовать

выраженную

сенсорных

эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме,

например, шарик и кубик, учить их сравнивать. Показать, что шарик катится

с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки.

Из шариков нельзя

построить башенку, приложить шарик на шарик, а из кубиков можно. Дать

ребенку самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из

Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются,

закрепляются

повседневной

Например,

собираясь

прогулку можно сравнить обувь и одежду малыша и мамы, купив ребенку

яблоко, показать, как оно катится по столу и тому подобное.

Наиболее

подходящей

обучения

первоначальным

математическим

представлениям

является

дидактическая

особенность,

дидактической

подозревает,

осваивает

овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя,

сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает

развития

представлений

величине

предметов с детьми можно проводить разнообразные действия с предметами:

собирание

игрушек-вкладышей

матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов

с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных

картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики.

Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики

руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

создании

предметно-пространственной

развивающей

отводится

предметам,

пособиям

подталкивают

мыслительной

деятельности,

сравнивать

различать,

группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и

несущественные

признаки,

устанавливать

моделировать.

В свободном доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы

однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный,

бросовый

материалы,

пуговицы,

размера),

различные

которые успешно используются для упражнений

в сравнении и различии,

группирования

классификации

предметов;

демонстрационный

материал

(наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной

величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал

(панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их

изображений,

пирамидки,

(различной величины и цвета) и т.д.

Педагогическая

возраста

специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с

детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями

психологии

маленьких

воспитатель

намечает

программные

дидактические,

пальчиковые

упражнения, динамические паузы и т.д. От возраста и знаний детей зависит и

сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям

необходимо

предоставить

возможность

свободно

перемещаться

пространству

групповой

планирования

заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на

коврике, за столом, в разных зонах группы. Положение малышей может быть

разнообразным:

коленках и т.д. Но самым важным моментом формирования Э.М.П. у детей

возраста

является

обеспечение

эмоционального

комфорта,

привлечение

внимания,

способствованию

развитию

познавательных

процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми

впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что организованная

математическому

развитию

возраста

способствовать

повышению

сформированности

элементарных

математических представлений. И здесь важную роль играет использование

комплексно-тематического

планирования,

разработка

перспективного плана по формированию Э.М.П. у детей раннего возраста.

Из опыта работы, перспективный план в нашем ДОУ предполагает

осуществление 34-х примерных тем. Реализация одной темы осуществляется

примерно

недельный

Программное

разрабатывается с учетом возрастных возможностей детей.

Перспективный план работы по ФЭМП у детей раннего возраста

учетом комплексно-тематического планирования имеет свои особенности:

Предварительный

взрослым

основных

систематичность и культуросообразность образовательному процессу.

Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы

вынуждает взрослого к позиции партнера, сотрудника.

Организация предметной среды, постоянно подстраиваемая под

развивающие задачи и инициативу детей.

свободной

самостоятельной

деятельности

наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем

разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает

широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам.

Тематика, которая предлагается детям, должна быть значима для

общества

вызывать

впечатления, представления и понятия.

успешном

использовании

комплексно-

тематического

планирования

формированию

элементарных

математических представлений ребёнок раннего возраста:

Может образовывать группы из однородных предметов;

Различает один и много предметов;

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер;

Различает

предметов,

называет

треугольник,

прямоугольник;

словесному

указанию

находить

предметы

названию,

цвету, размеру;

Ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада,

ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.

Спасибо за внимание!!!

Консультация для родителей по ФЭМП.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

· счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

· предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

· узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);

· основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

· сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вмести с детьми

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.