Философский камень, что это? Философский камень - что это такое в алхимии и где его найти? Кто занимался поиском философского камня

Философский камень - это некое вещество, субстанция, обладающее способностью превращать металлы в золото, а также служащее основным ингредиентом эликсира жизни. Это одно из ключевых понятий средневековой алхимии, ставшее воистину притчей во языцех.

Философский камень может называться камнем достаточно условно, так как в большинстве рецептов он фигурирует в качестве порошка. Кроме того, следует отметить, что функция превращения металлов в золото продвинутыми алхимиками считалась побочной, конечной же целью создания философского камня являлось приготовление эликсира жизни, дарующего здоровье, долголетие и прочие жизненные блага.

История понятия и рецепты создания

Первое упоминание философского камня теряется в глубине веков, так что искать истоки зарождения этого понятия бессмысленно. Стоит, однако, отметить одного из наиболее знаменитых алхимиков в истории - Николя Фламеля. Долгие годы он посвятил созданию философского камня, и по Парижу ходили слухи о том, что это ему удалось. Слухи в значительной степени были подкреплены необычайно продолжительной для Средних веков жизнью Фламеля - он скончался в очень почтенном возрасте - 88 лет. Молва, однако, его смерти не признала, и даже в 18 веке в Париже обретался проходимец, выдававший себя за Фламеля и обещавший за скоромную сумму в 300 000 франков раскрыть все алхимические секреты. в XXI веке образ Фламеля был популяризован в книге «Гарри Поттер и философский камень», да и ранее образ этого легендарного получил отражение более чем в 10 художественных произведениях.

Такое необычайное внимание к персоне этого алхимика свидетельствует об интересе к феномену философского камня, интересе настолько большом, что спекуляции на эту тему существуют до сих пор.

Попытки изготовления философского камня сводились, собственно, к перебору всех возможных комбинация разнообразных ингредиентов, поэтому выделить какой-либо конкретный не представляется возможным. Нельзя, однако, сказать, что все эти попытки были бесплодны. Разумеется, философского камня никто не получил, однако в ходе опытов были созданы многие актуальные до сих пор химические химические соединения, в числе коих, например, порох. Алхимические опыты по созданию философского камня поставили на службу науке огромную экспериментальную базу, которая, безусловно, стала надежным фундаментов для развития науки-химии.

Современная трактовка

А между тем, получение золота из прочих металлов возможно как теоретически, так и практически, только не в реторте алхимика, а в ядерном реакторе, как продукт реакции поглощения нейтронов ядрами ртути. Стоит, однако,


Философский камень, что это?

Введение

«Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества» - вот, на мой взгляд, очень точная фраза, которая объясняет суть философского камня. По представлениям алхимиков, процессы которые протекают в растениях и животных идентичны процессам в неживых предметах (в металлах, например). Сложность создания этого вещества заключается в том, что нужно создать «катализатор жизни», то есть: в нем должно присутствовать некоторое количество «живой» энергии. При том она должна храниться для выполнения функций камня. Есть разные представления о камне.

Приведу некоторые из них:

Камень - соединение всех стихий (оккультных, а не физических), то есть философский камень является подобием Бога, который дарит жизнь.

Камень - аккумулятор, который в нужной ситуации может отдать свою энергию, например, для исцеления болезней.

Камень - очиститель, призванный очищать от «мертвой энергии».

Но до сих пор ведутся споры по этому вопросу. Мне ближе версия, что философский камень - есть абстрактное понятие. Оно означает... мудрость. Ведь мудрость может дать и вечную жизнь, и богатство.

Каковы его функции?

1) Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют (Залепленным в воске или обернутым в бумагу). По некоторым источникам, он также превращал в золото медь, серебро, иные металлы. Алхимики считали (или и сейчас считают) что все металлы зарождаются в недрах Земли от смешения серы с серебром. Причем в процессе роста метал портиться; а то, что нормально «созревает», мы называем золото. Аристотель, например, называл свинец - прокаженным золотом. Так вот, философский камень должен лечить или очищать «заболевшие» металлы, после такого лечения они превратятся в «здоровый» метал - золото. Приведу цитату из книги «Принципы алхимии» Филарета:

Не прислушивайтесь к говорящим вам, будто Золото наше есть Золото не обычное, но физическое: верно, что обычное Золото мертво, однако приготовляем мы его таким образом, что оно вновь оживает, как мертвое зерно оживает в земле. По истечении шести недель Золото, которое было мертвым, в деянии нашем становится живым и плодоносным, ибо помещено было в подходящую для него почву, под коей разумею я наш состав. Итак, можно по справедливости называть его нашим Золотом, ибо мы соединили его с агентом, призванным дать ему жизнь; ведь бывают случаи противоположного толка, когда осужденный на смерть именуется покойником, потому что он скоро умрет, хотя и живет еще. (с)

2) Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни, а также улучшая тело и придавая некоторые духовные качества. Здесь механизм работы не обговорен точно алхимиками, каждый говорит свое: то он вбирает негативную энергию, то насыщает жизненной энергий, то превращает тело в частичку божественной сущности, то «замораживает» все процессы в организме, здесь такая же неопределенность, как и в точном определении философского камня.

Хочу заметить, что Великие адепты (так именовались посвященные в Великое Деяние, проще говоря, в алхимию) большее значения придавали 2-му свойству философского камня, тогда как алчные, невежественные мошенники (так называемые суфлеры) гнались лишь за одной целью - получением искусственного золота.

Кто из алхимиков искал философский камень?

Ответ прост - все. Британский монах Роджер Бэкон в книге «Зеркало алхимии» (“Miroire d’Alquimie”) пишет об этом совершенно определенно: “Алхимия есть наука об изготовлении некоего вещества, или эликсира, который, воздействуя на несовершенные металлы, передает им в момент воздействия свое совершенство”. Хотя следующая цитата из книги Грийо де Живри «Собрание колдунов, чародеев и алхимиков» (“Le Musee des Sorciers, Mages et Alchimistes”) опровергает слова британца: “Многие из тех, кто никогда не изучал алхимию, - пишет он, - считают ее нагромождением пустых грез и измышлений, отражающих суетное желание получить искусственное золото, желание, порожденное либо банальной алчностью, либо безумным стремлением стать равным Создателю. В то же время люди, всерьез изучающие алхимию, очень скоро обнаруживают за этой побочной целью особое и совершенно не поддающееся описанию очарование: в угрюмом лабиринте средневековой учености лишь она, алхимия, блистает столь же ярко, как гигантские, безмолвные и неподвижные розетки-витражи, которые, возвышаясь над пошлостью обыденности, заливают невыразимым светом величественное пространство спящих соборов». Но несомненно, что многие приходили в алхимию, следуя за мечтами о философском камне. Далее, я собираюсь привести в пример различных алхимиков: поистине великих мудрецов и буквально помешанных мошенников.

Жиль де Ре - служил в армии под командованием Жанны д"Арк. Для своих опытов использовал человеческую кровь, в том числе и кровь младенцев. Был казнен.

Иоганн фон Рихтгаузен - придворный алхимик, который обещал изготовить «философский камень». В присутствии императора он «превратил» ртуть в золото, вызвав восторг у придворных, но потом выяснилось, что алхимик заранее растворил золото в ртути и, добавив щепотку растертого в порошок «камня», нагреванием испарил ртуть. Что было с Рихтгаузеном дальше, история умалчивает...

Венцель Зайлер - тоже придворный алхимик, при помощи «философского камня», таинственного красного порошка, превращал цинк в золото, из которого чеканили дукаты - венецианские золотые монеты, имевшие хождение по всей Европе. На одной стороне дукатов якобы была надпись: «Силой порошка Венцеля Зайлера я из цинкового стал золотым. 1675 год». Однако ни одной такой монеты до наших дней не сохранилось. Под впечатлением от успешного получения золота император даже возвел Зайлера в дворянское сословие. Но позже его секрет разгадали - палка, которой мошенник перемешивал кипящую ртуть, была снизу полая, в ней был спрятан порошок золота, а отверстие Зайлер залепил воском. Нижняя часть палки - вещественное доказательство обмана - сгорела. Угли, которые Зайлер бросал в тигель, тоже, вероятно, были полыми, и внутри их было спрятано некоторое количество золотого порошка. А воск и сажа были прекрасной маскировкой. Порошок золота быстро растворяется в ртути с образованием жидкого сплава ртути с драгоценным металлом (амальгамы), которая может содержать до 10% золота. Когда ртуть нагревали до кипения, она испарилась, и в тигле осталось лишь чистое золото. За «философский камень» вполне мог сойти оксид ртути HgO, который при высокой температуре полностью разлагается на ртуть (которая тоже испаряется) и кислород. Но его раскрыли уже после его смерти.

Отто фон Пайкуле - шведский генерал, лже-алхимик. В присутствии короля он получил золото, подействовав на указанную смесь порошком «философского камня». Его опыт продолжался 140 дней, причем на ночь он уносил смесь «на отдых» к себе домой, где, видимо, и подмешивал в нее золотой порошок. Смертной казни Пайкулю избежать не удалось...

Наиболее известным алхимиком, который утверждал о возможности получения таинственного вещества, которое позволит человеку жить долго, почти вечно, был Джабир ибн Хайян (721-815) из Багдада. В Европе он был известен в течение многих столетий под именем Гебер. Его имя овеяно легендами. В Багдаде Джабир создал научную школу, как в свое время Аристотель создал Ликей, а Платон - Академию. Джабир оставил один из рецептов долголетия. «Надо только, - писал он, - найти жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймать летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их, истолочь и растереть в порошок, растворить его в воде и принимать каждый день по столовой ложке».

Ясно, что Джабир вложил в описание рецепта свою иронию, подчеркнув его нереальность. Но он, как и другие алхимики, твердо верил, что металлы образуются в земле из серы и ртути под влиянием планет.

В России получением «эликсира долголетия» занимался соратник Петра I Яков Брюс (1670-1735), у которого была лаборатория в Москве на Сухаревой башне. Для неграмотных москвичей Брюс слыл чернокнижником, и они обходили Сухареву башню за версту. По одной из легенд, ходивших в то время по Москве, Брюс получил «живую» и «мертвую» воду и завещал слуге оживить себя после смерти.

Китайский алхимик Вэй По-ян, живший во втором веке нашей эры, готовил пилюли бессмертия (по-китайски «ху-ша» и «тан-ша») из сульфида ртути HgS. В легенде говорится, что эти пилюли Вэй По-ян принимал сам и давал своим ученикам и любимой собаке. Все они умерли, но потом якобы воскресли и жили вечно. Однако его примеру почему-то никто не последовал =)

В средние века, где-то около 1600 года, легендарный монах-алхимик Василий Валентин, известный адепт, решил добиться долголетия монахов своей обители бенедиктинского ордена. Он стал «очищать их организм от вредоносных начал», добавляя в пищу пилюли из оксида сурьмы Sb2O3. Некоторые монахи от такого «очищения» умерли в муках. Отсюда и пошло второе название сурьмы - «антимониум», что значит «противомонашеский».

В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фаданци, известный под именем Бонавентура, подбирая жидкие смеси для получения универсального растворителя, слил вместе концентрированные соляную и азотную кислоты и попробовал действие этой смеси на порошок золота. Золото на его глазах исчезло... Бонавентура забросил алхимические опыты и занялся приготовлением лекарств...

Небольшое отступление. Параллельно с поиском самого философского камня, алхимики искали некий растворитель (так называемый «универсальный растворитель») который позволил бы выделять вещество философского камня из природных или искусственных химических элементов.

Еще одним, алхимиком был Гермес Триждывеликий, его принято считать основателем алхимии, вроде он оставил рецепт камня в своей гробнице, но покамест нет данных, что у кого-то получилось расшифровать его.

Также камень искали: Силиани, Фюльканелли, Арман Барбо.

Как можно заметить даже из этого скромнейшего списка искателей камня, эти поиски привлекали очень многих людей, но удалось ли кому-нибудь найти тот заветный божественный элемент?

Кто нашел философский камень?

А вот это воистину тяжелый вопрос. Смею предположить, что похожее по свойствам вещество находили, но, естественно, не сделали это открытие достоянием общественности. Но ученные открыли способ превращать ртуть в золото: «В исчезающе малых количествах можно получить золото из ртути в ядерных реакторах. Например, из радиоактивного изотопа ртути-197 в ядерной реакции, когда в результате захвата ядром электрона из электронной оболочки атома ртути (так называемого K-захвата) один из протонов ядра атома ртути превращается в нейтрон с выбросом фотона» Но ведь это не похоже на тот романтический образ философского камня, за которым века охотились авантюристы и ученные со всего мира?

Хотя есть множество историй о людях, с которыми «делились» философским камнем некие адепты Деяния. Приведу некоторые из них, а верить или нет – вам решать.

В частном собрании неизданных рукописей Бернар Юссон нашел сообщение об одном необычайном событии, которое произошло в начале XVII века в окружении государственного советника Сен-Клера Тюрго. Речь идет о мемуарах врача, не предназначенных для публикации? и об алхимии в них больше нигде не говорится, в силу чего они и представляют для нас особый интерес.

Советник состоял в связи с незамужней дамой, которую принимал каждый день в своем доме. Стремясь соблюсти приличия, та уходила в город в сопровождении старого конюшего, мэтра Арно; тот дожидался ее у соседнего фармацевта, с которым, в конце концов, подружился. Этот фармацевт, более двадцати лет посвятивший созданию философского камня, однажды встретил мэтра Арно радостным воплем:

Наконец-то я его нашел! Нашел!

Что ты нашел?

Камень, Арно.. Эликсир! Посмотри, - воскликнул он, потрясая какой-то склянкой, - вот раствор жизни. Выпьем его немедленно, старый друг, в нашем возрасте нам это более чем необходимо.

С этими словами фармацевт налил по полной ложке эликсира себе и Арно. Проглотив жидкость, он предложил Арно сделать то же самое, однако старый конюший из осторожности лишь смочил губы и язык. Из затруднения его вывел присланный дамой лакей, который сообщил, что хозяйка их уже покинула дом советника и ему должно сопровождать её. Арно отдал ложку с эликсиром фармацевту и удалился с такой быстротой, какую позволяли его дряхлые ноги.

Однако: по пути домой его вдруг прошиб холодный пот, сменившийся сильным жаром. Дама, страшась за жизнь верного слуги, послала одного из лакеев за фармацевтом, который, как она знала, был в дружбе с Арно. Лакей вернулся один: фармацевт внезапно скончался!

Конюший довольно быстро оправился от недуга, но лишился волос, ногтей и даже зубов. Сен-Клер Тюрго, узнав об этом странном происшествии, решил лично побеседовать с ним. После этого разговора он предложил 100 тысяч ливров за склянку с эликсиром, но наследники фармацевта не смогли её отыскать, потому что в лавке было обнаружено множество совершенно одинаковых сосудов без каких бы то ни было надписей на них.

Много лет спустя врач, вхожий в дом Сен-Клера Тюрго, описал это необыкновенное событие в своих мемуарах. В заключение он добавил, что у Арно вновь выросли волосы, ногти и зубы, а в момент написания мемуаров старый конюший чувствовал себя превосходно, невзирая на свои сто двадцать три года…

Вот еще история про суфлера, но он раздобыл философский камень:

Эдуард Келли совершил ряд публичных трансмутаций, ошеломивших весь город. Он сразу стал кумиром высшего общества, его наперебой приглашали на приемы, устроенные в его честь, и он на глазах у всех производил проекции, а затем раздавал полученное золото и серебро присутствующим. Одну из таких трансмутаций он совершил в доме императорского врача Тадеуша Хайека. С помощью всего лишь одной крупицы порошка он обратил фунт ртути в чистое золото. Я процитирую здесь слова Луи Фигье: «Невозможно усомниться в правдивости этой истории, рассказанной серьезными писателями и подтвержденной многими очевидцами, в частности, врачом Николаем Барнау, который жил тогда в доме Хайека и сам создал золото с помощью Келли. Кусочек металла, полученный в результате этого опыта, был сохранен наследниками Хайека, которые показывали его всем желающим».

Я согласен с мнением, которое выразил Садуль Ж. : «... а не является ли сказка насчет превращения металла в золото чем-то вроде пыли, которую швыряют в глаза непосвященным, чтобы отбить у них интерес к постижению подлинных тайн алхимии?» Лишь совсем немного углубившись в алхимию не ради наживы, можно увидеть, что в теории алхимической (или как их еще называют «алхимические принципы») лежит нечто большее, чем создание золота...

P.S. Изучив более углубленно тему «философский камень» я пришел к выводу, что он есть, и это - вполне конкретное вещество.

Источники

Садуль Ж. Сокровище алхимиков
Википедия
Сайт Алхимик
Сайт Small Bay
Сайт Мифологическая Энциклопедия

Философский камень - это особенное мифическое вещество. Его силе приписывают и получение вечной жизни, и создание золота с простых материалов. У разных народов этот камень имеет разную историю, и нет ни одного научного факта полностью опровергающего или достоверно подтверждающего существования этого мистического компонента.

Что такое философский камень?

Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:

  • ребис;
  • философский эликсир мудрецов;
  • эликсир вечности;
  • тинктура красноцветная;
  • пятый элемент природы.

Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень - это реактив особенного свойства - с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами. Что стало провокатором такой странной ошибки, никто не знает.

Философский камень - свойства

Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:

  • дарит бессмертие (вечность бытия);
  • позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
  • наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
  • открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).

Алхимик Николас Фламель - это тот самый ученый искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, ученный так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.


Из чего состоит философский камень?

В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:

  • философская сера;
  • философская ртуть;
  • раствор серебра.

Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные ученные приписывали свойства ребиса.

Существует ли философский камень на самом деле?

Сложно однозначно ответить на вопрос, существует ли философский камень в реальности, сумел ли кто ни будь воссоздать эликсир богатства и вечной молодости в одном флаконе. Исторических данных о том, что какой либо ученый искавший философский камень достиг своей цели, нет, а предания и былины сложно воспринимать серьезно, поэтому создание ребиса - еще одна тайна старого мира, которую не сумели разгадать современные ученые и историки.

Для чего алхимики пытались найти философский камень?

Много говорилось о том, что создание камня сводилось к жажде наживы и мечтах о бессмертии, но что такое философский камень в алхимии? Для алхимиков одержимых своей работой создание такого камня не заключалось в желании получить наживу. Ученые преследовали одну цель - дать миру вещество, обладающее идеально полезными человечеству характеристиками. Получить ребис - равносильно приближению к величию Богов, постигнуть все тайны создания мира каким мы его не знаем, и открыть дверь в вечность бытия, искоренив смерть и старость.

Где находится философский камень?

Многие исторические источники, утверждая, что ребис все-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что все-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.

Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Гермес Трисмегист - полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом (чуть ли ни с «Топосом»).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах,
а также на так называемой "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам.
К сожалению, все наставления утеряны. Также большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. Место зарытия книг не найдено до сих пор. До нас дошли лишь сильно искаженные переводы.

Новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней.

Собственно, философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков. Главное, что делало этот камень таким желанным – это его легендарная способность превращать любой металл в золото. Вот как выглядит
этот камень. Если вы видите на этом месте пустоту,
значит это не ваш камень. Ищите свой!

Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей.

Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но, в это время Англии, в принципе, негде было достать
так много золота, причём такого великолепного качества. А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота, скорее всего, было куда меньшим.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был намного
меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Что еще можно сказать о камне? В принципе, это порошок, принимающий различные оттенки во время приготовления в соответствии со степенью своего совершенства, но в сущности этот порошок имеющий два основных цвета: белый и красный.

Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами:
1)Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют.
2)Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни.
3)Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.
Все эти три пункта, покажутся многим басней, но с которыми согласны все алхимики. В сущности, стоит только вдуматься в эти свойства, чтобы понять,
что во всех трех случаях действует усиление жизненной деятельности.

Следовательно, Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества. Вот почему алхимики называют свой
камень лекарством трех царств.

Рецепт получения философского камня представленный ниже принадлежит
(по преданию) испанскому мыслителю Раймонду Луллию (ок.1235 – 1315гг.)
и повторен английским алхимиком XV столетия Дж.Рипли в
«Книге двенадцати врат».

АЛХИМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА
«Возьми философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ (РАСШИФРОВКА) АЛХИМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Французский химик XIX века Жан-Батист Андре Дюма толкует алхимические термины так. Философская ртуть - это свинец. Прокаливая его, получаем желтую окись свинца. Этот зеленый лев при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва-красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом - винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар - нечистый ацетат свинца. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма),
затем горючая вода - пригорелоуксусный спирт (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или черный дракон. Это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает таять и превращается в желтую окись свинца: черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва. Его можно опять перевести в свинцовый сахар и повторить все вновь.

Попробуйте сами повторить процесс. Если у Вас уникальная аура,
тогда все получится.

Удачи всем!

Гипотезы и заблуждения, о которых должен знать современный человек Трибис Елена Евгеньевна

Поиски философского камня

Поиски философского камня

Когда люди еще не обладали научными знаниями, им приходилось действовать методом проб и ошибок. Так возникали псевдонауки, которые ставили своей целью нечто недостижимое - то, что не могло случиться именно потому, что было невозможно по законам природы.

К таким псевдонаукам можно отнести и алхимию, получившую широчайшее распространение в средние века. Целью алхимиков являлось получение т. н. философского камня - вещества, способного превращать простые металлы в драгоценные. Английский философ Роджер Бэкон (1214–1292 гг.) в своем труде «Умозрительная алхимия» так писал об этой науке: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

По мнению ученых, алхимия зародилась около 2000 тыс. лет назад. Именно этим временем датируется предмет, обнаруженный в 1936 г. среди руин древнего парфянского поселения неподалеку от Багдада. Эта ценная археологическая находка представляла собой глиняную вазу высотой около 15 см, в которой находился цилиндр из листовой меди с проржавевшим железным стержнем внутри. Все детали были залиты смолой, которая фиксировала их в нужном положении. Странный предмет долго не давал покоя ученым, пока, наконец, они не догадались, что перед ними достоическая электрическая батарейка.

Догадка была подтверждена путем экспериментов. Исследователи изготовили точно такую же вазу, стержень и цилиндр, наполнили сосуд винным уксусом и подключили к нему измерительный прибор. Как оказалось, батарея давала напряжение в 0,5 В.

Так выглядит самая первая в истории Земли электрическая батарея

Но оставалось загадкой, для чего же понадобился парфянам электрический ток. В конце концов ученые выяснили, что с помощью этого первого в мире аккумулятора мастера покрывали серебро золотом, используя гальваническое напыление. Это предположение было подтверждено опытным путем: ученые взяли серебряную статуэтку, погрузили ее в соляной раствор золота, а затем подключили источник питания, состоящий из 10 подобных батарей, к раствору. Через несколько часов статуэтка равномерно покрылась тонким слоем золота.

Этот способ напыления золота, возможно, и явился началом алхимии. Само слово «алхимия» образовано от арабского «аль-кимиа», что означает «искусство страны Хем» (так в древности называли Египет). Уже с начала II в. н. э. арабские алхимики начали активно исследовать многие химические вещества, пытаясь таким образом получить философский камень. Опыты восточных алхимиков способствовали развитию науки, но их современники видели в этих изысканиях лишь вмешательство магических сил. Первые европейские алхимики приобрели славу колдунов, и это убеждение поддерживалось веками. Например, великий алхимик и философ Альберт Магнус (1206–1280 гг.) на протяжении столетий считался могущественным магом, который мог общаться с высшими силами и подчинять земные предметы своей воле.

Однако часто целью алхимиков было не познание свойств веществ, а поиск тайной химической формулы, которая могла обращать простые металлы в золото и серебро. Алхимики также стремились создать специальный эликсир жизни, который наделил бы человека бессмертием. Поиску философского камня алхимики посвящали многие годы, некоторые ученые практически не выходили из лабораторий на протяжении всей своей жизни.

Некоторые историки утверждают, что истинные алхимики жаждали вовсе не богатства и благополучия, а знаний, которые бы помогли достигнуть возвышенности разума. Именно это совершенство духа и следует понимать под символом, который обозначает золото - самый совершенный из всех металлов.

Лаборатория ученого-алхимика; часто ее непременным атрибутом являлось чучело крокодила, которого средневековые чародеи считали драконом

Среди алхимиков были самые разные люди: одни были учеными, жаждущими новых знаний, получаемых с помощью лабораторных изысканий; другие были просто мошенниками, которые обирали состоятельных людей с помощью магических трюков и лживых обещаний; третьи, совмещая в себе оба эти качества, окружали себя колдовской славой и излагали свои опыты на бумаге в виде специальных магических символов.

К последней группе алхимиков можно отнести и видного ученого того времени Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, или Парацельса. Он в корне преобразовал медицину и способствовал прогрессу в области химии, но так много говорил о своей «магической силе», что даже вызывал смех у своих современников. Недаром словом «бомбаст», образованным от его имени, стали называть пустозвона - человека, который бахвалится тем, чего не имеет.

Еще одним весьма известным алхимиком считается граф Сен-Жермен, который родился в семье налогового инспектора в 1710 г. Это был необычный человек, любыми способами пытавшийся подтвердить свою славу уникума. В 40-х гг. XVIII в. граф Сен-Жермен появлялся при дворе в великолепном одеянии, усыпанном драгоценностями, которые он якобы получил от персидского шаха. Граф обладал весьма приятной наружностью, был учтив с кавалерами и галантен с дамами, которые любили его не только за его таинственную красоту, но и за то, что он снабжал их чудодейственным кремом от морщин, изготавливаемым им собственноручно.

Граф считался самым необычным человеком при дворе. Ходили слухи, что он в совершенстве владеет мастерством алхимика, а потому может увеличивать в размерах драгоценные камни, изготавливать мази и притирания, способствующие сохранению красоты, превращать простые металлы в серебро. Атмосфера таинственности, окружавшая графа, подтверждалась также его поведением на званых обедах.

Чтобы укрепить слухи о том, что он получил «эликсир вечной жизни», Сен-Жермен никогда ничего не ел в присутствии других людей, а во время бесконечных застолий не умолкал ни на минуту. Казанова, который был лично знаком с графом, говорил, что другого такого болтуна он в своей жизни еще не встречал.

Сам Сен-Жермен никогда не отрицал всякие слухи о себе, а на вопросы туманно отвечал: «Все возможно в подлунном мире». Даже в преклонные годы граф оставался молод телом. Сохранился портрет алхимика, датируемый 1783 г., на котором граф изображен в образе цветущего мужчины на закате лет. Но к тому времени Сен-Жермену уже исполнилось 73 года. Современные исследователи утверждают, что граф сумел сохранить молодость не потому, что занимался алхимией, а потому, что он был строгим вегетарианцем и всегда питал отвращение к пьянству и обжорству, которым предавались его современники.

Несмотря на то что смерть Сен-Жермена была датирована 1784 г., его слава не подверженного тлену человека не угасла. Так, Франс Месмер («магнетический гений») клялся в том, что видел графа, живого и невредимого, спустя год после его официальной смерти, причем выглядел он не старше 40 лет. В эту пору стали то тут, то там объявляться мужчины, которые выдавали себя за известного алхимика. В 1860 г. император Наполеон II был вынужден назначить специальную комиссию, которая бы окончательно выяснила, кто из самозванцев является бессмертным графом.

Легендарный Сен-Жермен, который и в преклонные годы сохранял вид молодого, цветущего мужчины

Настоящий Сен-Жермен так и не предстал пред очами правителя.

Алхимия распространилась очень широко. Это «магическое» искусство укрывало свои тайны завесой символов, а потому все, кто был увлечен алхимией, считались колдунами. Это не могло не вызывать беспокойства в официальных религиозных кругах. В 1316 г. папа римский Иоанн XXII издал специальный указ, в котором распорядился бороться против алхимии.

В нем, в частности, говорилось: «Отныне занятия алхимией запрещаются, а те, кто ослушается, будут наказаны, заплатив в пользу бедных столько, сколько произведено поддельного золота. Если этого окажется мало, судья вправе прибавить, объявив их всех преступниками». Как видно из этого указа, папа не сомневался в том, что возможно получить драгоценные металлы лабораторным путем, и лишь беспокоился о моральных устоях своей паствы.

Алхимикам так и не удалось добиться превращения одного металла в другой, а причина неудачи известна в настоящее время любому школьнику. Эти опыты просто не могли увенчаться успехом, т. к. при химических реакциях невозможно расщепление ядра атома элемента (это достижимо только лишь при опытах на основе законов ядерной физики, следовательно, никакие химические опыты не способны превратить один металл в другой).

В настоящее время современные физики научились получать золото из свинца путем расщепления атомных ядер. Но такие опыты настолько дорогостоящи, что стоимость 1 г полученного золота исчисляется миллионами долларов, а потому и в наши дни алхимики не прекратили поиски философского камня, доходя при этом даже до абсурда.

Например, некоторые современные алхимики утверждают, что магическую формулу возможно получить посредством Кундалини-йоги. Это учение, как полагают его последователи, позволяет сосредоточить сексуальную энергию человека в один мощный поток, который способен менять сущность вещества. Будучи приложенным к металлу, такой энергетический сгусток способен заставить его изменить свои свойства.

Стремясь обрести философский камень, алхимики, тем не менее, внесли большой вклад в развитие науки. Многочисленные эксперименты помогли получить ценные сведения, которые впоследствии стали использоваться в практических целях. Так, возникли такие отрасли промышленности, как стеклоделие, металлургия, производство красок, керамики, лекарств.

Немецкий ученый Иоганн Рудольф Глаубер (1604–1670 гг.) вошел в историю как первооткрыватель соляной кислоты. Он первым наладил производство азотной кислоты и открыл кристаллогидрат сульфата натрия (глауберову соль). Ученый ставил многочисленные опыты в надежде обнаружить философский камень и даже считал, что открытая им глауберова соль приблизила его к получению магической формулы. Добыть золото кристаллогидрат сульфата натрия так и не помог, но зато и по сей день он прекрасно лечит многие кишечные заболевания.

Немецкий францисканский монах Вертольд Шварц (около 1330 г.) также увлекался алхимией. Его обвинили в колдовстве и заключили в тюрьму. Но и здесь Шварц продолжал свои алхимические опыты и случайно открыл порох.

Алхимия принесла пользу человечеству еще и потому, что некоторые приемы лабораторной техники, применяемые исследователями, стали использоваться в других отраслях знаний. Так, например, в долгу перед алхимиками оказались кулинары. Занимаясь поисками философского камня, алхимики придумали сдвоенный котел («ванну Девы Марии»), при помощи которого можно получить самый медленный нагрев вещества. Поварам, которые с успехом стали применять такой котел на кухне, это устройство известно как «паровая баня». Некоторые приемы лабораторной техники, разработанные алхимиками (например, перегонка, возгонка и др.). и сейчас применяются в различных химических и физических опытах.

Из книги автора

Похищение Камня судьбы, 25 декабря 1950 года Иэн Гамильтон Со времен Александра III Скунский камень, в народе широко известный как Камень судьбы, играл символическую роль в получении королевской власти. В 1296 году он был вывезен из Скунского аббатства в Пертшире солдатами

Из книги автора

Двери из камня и к ним ключик. «Большие Врата» «сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничтожит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, и да воздвигнутся стены Иерусалимские». (Пс. 50, 17) Одна из самых древних остановок, на нашем пути, в самом сердце Иерусалима. Все, кто

Из книги автора

I. ПОИСКИ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ НОВИЧОК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕРазум ребенка у нас не в чести.Всякому, кто высказывает какую-нибудь вздорную мысль, мы нередко говорим с раздражением:- У тебя детская логика!Или:- Ты рассуждаешь, как малый ребенок.Или еще обиднее:- Глуп, как

Из книги автора

Поиски Когда бомбы еще сыпались на Пирл-Харбор, по радио было передано короткое сообщение: «Воздушный налет на Пирл-Харбор – не учебный».«Энтерпрайз» получил это предупреждение, находясь в 200 милях к западу от порта. Может быть, артиллеристы на Оаху по ошибке приняли

Из книги автора

Люди плоского камня Темная безлунная ночь. Часовой «ботаников» уселся на круглый плоский камень. Вдруг он заметил еле уловимое движение размытых силуэтов у невысоких деревьев с искривленными стволами. Несомненно, это местные аборигены и в руках у них копья. Часовой

Из книги автора

Поиски Весной 1848 года под давлением общественного мнения Адмиралтейство послало на поиски пропавшей экспедиции пять кораблей. Безрезультатно. В течение десяти лет одна экспедиция за другой уходили в белое безмолвие Арктики с надеждой спасти людей или хотя бы отыскать

Из книги автора

Магия клятвенного камня «Черная магия», по-видимому, никогда еще не достигала такого высокого уровня сложности, как в тайной кенийской общине «Мау-мау». Это на самом деле необыкновенная организация. Их члены принадлежат к самому большому в Кении племени, племени кикуйу.

Из книги автора

Илья Герчиков Этот город, знакомый до камня… Письма издалекаЯ мог бы начать свои записи с воспоминания о том, как приехали мы с женой почти полсотни лет назад в Челябинск. С вокзала в соцгород ЧМЗ, где жили мои родные, добирались на модном тогда транспорте - «коломбине»,

Из книги автора

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОСЛЕСЛОВИЮ (Заметки из философского уморасположения) Magnus ab integro saeculorum nascitur ordo. (Virg.) (Великий порядок времен рождается заново) 1. С почтением и страхом принял я предложение Игоря Сергеевича написать несколько слов на полях его замечательного труда. Пусть

Из книги автора

Поиски поддержки… Порыдав на кухне под прощальные слова Ельцина, получив от беглого мужа в подарок на миллениум очередную симпатичную висюльку и проводив его веселиться со здоровой красоткой, я снова погрузилась в имитацию прежней жизни. Но одновременно я начала искать

Из книги автора

Зловещий след камня Драгоценные камни мало того, что особо привлекательны для воров, они же могут их и защищать, и наказывать. Детская память цепка на впечатления. Однажды услышанный рассказ вспоминается в мельчайших подробностях годы спустя. А рассказ был впечатляющим.

Из книги автора

Память бронзы и камня Уходящее за темные силуэты разноликих строений Камакуры, за чешуйчатые крыши приземистых японских домиков солнце окружает розовым нимбом многоярусную пагоду. Ослепительные блики касаются скульптур сидящих будд, расплывшихся в застывшем золоте