Сущность понятия тревожности и особенности тревожных детей. Психологические особенности тревожных детей старшего дошкольного возраста

В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять причину повышенной тревожности и, на основании этих данных, помог ребенку справиться с этой проблемой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема: школьная тревожность. Особенности поведения тревожного ребенка

C началом обучения в школе возникают существенные изменения в эмоциональной жизни детей. При этом младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля над ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла относительно недавно, с началом создания психологической службы в школе.

В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять причину повышенной тревожности и, на основании этих данных, помог ребенку справиться с этой проблемой.

Учителя считают проблемными только агрессивных и гиперактивных детей, а на тревожных обращают мало внимания. Учатся они обычно средне, тихие, считаются беспроблемными детьми. Но проблема таких детей состоит в том, что повышенное беспокойство, которое они испытывают в самых различных ситуациях школьной жизни, мешает им обучаться эффективно. А плохие оценки и завышенные требования взрослых ведут к увеличению страхов и тревожности. Получается замкнутый круг, из которого ребенок не может выбраться сам без помощи взрослого. Учитель не должен оставлять ребенка наедине со своей проблемой, а должен целенаправленно устранять их, индивидуально подходя к каждому ребенку и проводя работу с родителями.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают»

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В отличие от тревоги как состояния тревожность как черта личности присуща далеко не каждому. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. Именно для профилактики невротически-тревожного типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Однако, для гармоничной полноценной жизни определенный уровень тревоги просто необходим. Такая тревога не парализует человека, а, наоборот, мобилизует его на преодоление препятствий и решение задач. Поэтому ее называют конструктивной. Что касается педагогического процесса, то чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. По закону Иеркса-Додсона

оптимальный уровень тревожности повышает продуктивность деятельности.

Полностью снять состояние тревоги, можно лишь устранив все трудности, что не реально, да и не нужно. Однако в значительной части случаев мы имеем дело с деструктивным проявлением тревоги, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.

Известный психолог А.Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:

Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

Тревогу бывает очень трудно разглядеть за агрессивностью. Тревожные дети нередко приходят к простому умозаключению, – чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. По выражению Эрика Берна, они пытаются передать свою тревогу другим. Поэтому агрессивное поведение часто является формой сокрытия личностной тревожности.

Другой, часто встречающийся исход тревожных переживаний – пассивное поведение, вялость, апатия, безынициативность. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешился за счет отказа от любых стремлений. «Маска» апатии еще более обманчива, чем «маска» агрессии. Инертность, отсутствие каких либо эмоциональных реакций мешает распознать тревожную ситуацию.

Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера.

В.В.Лебединский подчеркивает, что у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения и со временем исчезают. Тревога и страх - не являются однозначно «вредными» для ребенка, сами по себе не болезни, но, наслаиваясь на другой недуг, они утяжеляют его течение.

Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психологическом развитии. Но, необходимо отделять патологический страх и тревожность, требующие коррекции, от нормального, возрастного уровня, с тем, чтобы не нарушить развития ребенка.

Знание причин возникновения повышенной тревожности и страхов, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей.


Тревожность как психическое свойство имеет яркую возрастную специфику. Для каждого возраста характерны области действительности, которые вызывают тревогу у детей. Среди общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста это внутриличностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности, внутрисемейные конфликты, соматические нарушения.

Можно выделить специфические причины тревожности на этом возрастном этапе. Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь собственно личностным свойством. У подростка Я-концепция противоречива и вызывает трудности в собственной самооценке. Тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе .

Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте связано с формированием психоастенической акцентуации характера. У ребенка легко возникают опасения, страхи, волнения. Если присутствует недостаток волнения, то ребенок может отказаться от деятельности, которая ему трудна. При психастенической акцентуации затруднено принятие решений. Из-за низкой уверенности в себе наблюдаются трудности в общении.

Тревога начинает оказывать влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы.

Таким образом, можно отметить, что детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична; тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте.

Эмоции играют важнейшую роль в жизни детей: с помощью эмоций воспринимается действительность и реакция на нее.

Эмоции проявляются в поведении и тем самым сообщают взрослому, что ребенку нравится, не нравится или даже огорчает его.

По мере взросления ребенка его эмоциональный мир приобретает все более разнообразный характер. Ребенок дошкольного возраста начинает усваивать язык чувств - формы выражения переживаний при помощи жестов, поз, улыбок и проч. В то же время дошкольник учится сдерживать порывы в выражении чувств. Таким образом, ребенок не только управляет своими чувствами, но и осознанно ими пользуется - информируя окружающих о своих переживаниях, тем самым воздействуя на них .

Эмоциональный фон ребенка может носить положительный и отрицательный характер. Так, основными характеристиками отрицательного являются: подавленность, плохое настроение, растерянность, у ребенка практически отсутствует улыбка, грустное выражение лица, наблюдается частый плач или обиды, иногда необоснованные. Такое состояние ребенка является характеристикой повышенного уровня тревожности.

Тревожные дети - это обычно не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Они постоянно испытывают чувство страха, а это приводит к редкому проявлению инициативы. Они пытаются не обращать на себя внимания окружающих, ведут себя послушно, не нарушают дисциплину.

Тревожности подвержены дети с повышенной чувствительностью, однако не каждый ребенок с повышенной сензитивностью становится тревожным.

Практически все зависит от общения родителей с ребенком, которое в свою очередь может спровоцировать появление тревожности у ребенка.

В случае авторитарной формы общения, у ребенка теряется уверенность в себе и своих силах, возникает боязнь отрицательной оценки и беспокойство по поводу того, что он делает что-то не так - чувство тревоги, которое в дальнейшем может перерасти в тревожность.

Также возникновению тревожности могут способствовать завышенные требования родителей или воспитателей. При постоянном сталкивании ожидаемого и реальных возможностей ребенка, он испытывает постоянное беспокойство, которое может также перерасти в тревожность.

Также на появление тревожности влияют постоянные упреки, провоцирующие чувство вины и излишняя строгость со стороны родителей.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера является пессимистической установкой на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других .

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий» . В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов .

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Тем не менее, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. ,а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Игры с тревожными детьми

Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Если ребенок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например перед публичным выступлением или проверочной работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности. Тревожность - устойчивое свойство, и можно сделать вывод, что оно характерно для ребенка, если он проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект - человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи - отдельные или очень много.

Характеристика тревожного ребенка:

Любое задание или новое событие вызывает беспокойство;
- во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (наблюдается мышечное напряжение в области лица и шеи);

Беспокойно спит, жалуется на страшные сны; внимание не нарушено, но ребенку трудно сконцентрироваться на чем-либо;
- плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
- не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;
- старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности:

Прежде всего, роль наследственности: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.

Причиной тревожности у детей является обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать "диктатура", или предъявляет к ребенку завышенные требования, то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут воздействовать и конфликтная атмосфера в семье, если родители ссорятся между собой, неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.

Вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период, если взрослые не могут договориться между собой, и непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодня подготовиться к занятиям вместо полноценного досуга с отцом.

Возникнет тревожность у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю. Мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает (если ребенок ведет себя хорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу). Причем в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные.

Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе замену бабушки няней, выход мамы на работу, начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.
- Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания. Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультируйтесь у специалистов.

Улучшить жизнь тревожного ребенка, можно, если вести работу в трех направлениях:

Повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;
- учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

Обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
Педагоги могут для этого использовать в своей работе игры и игровые упражнения:

"Копилка достижений"

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений. Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: к концу дня, если ребенок находится в дошкольном учреждении, он обязательно должен вспомнить и нарисовать на листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за день, если ребенок находился дома, то он тоже должен нарисовать на листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта). К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.
Примечание: Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка, а потом для повышения веры в свои силы.

"Закончи предложение"

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".
Примечание: Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над, чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

"Волшебное путешествие"

"Водопад света"
Эта игра также использует воображение ребенка. Она научит детей расслаблять свое тело и получать радость. Предложите детям сесть или лечь удобнее и закрыть глаза, расслабится, несколько раз глубоко вдохнут и спокойно выдохнуть. Представить себе то, о чем вы им говорите, ощутить это всем телом. "Представьте себе, что вы стоите у необыкновенного водопада. В нем нет воды, а вместо нее вниз струится мягкий солнечный свет. Подойдите ближе к этому водопаду, встаньте под его струи…. Почувствуйте, как этот чудесный свет падает на вашу голову. От него расслабляются все мышцы…. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея… Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, теплое и как будто светится. Теплый свет стекается к плечам, к рукам - они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и вы чувствуете, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с вашей груди, с живота… Вам приятно чувствовать, что вы спокойно и легко дышите... Струйки света движутся по вашим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остается даже капли зажатости… Свет течет и по ногам, к ступням, к пальцам ног... Теперь все ваше тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое… Вам легко дышится. Вы чувствуете, как ваше тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудьте под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом вы откроете глаза бодрыми и отдохнувшими.Примечание: Возможно, это упражнение не сразу получится у детей полностью. Не стоит огорчаться из-за этого. Периодические тренировки не пройдут даром. Но если же, наблюдая за детьми во время этой медитации, вы не видите, как напряжение действительно волнообразно покидает его тело, то попробуйте повторить эту игру в другое время, желательно перед сном, когда дети уже находятся в спокойном, полусонном состоянии.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, когда человек сильно переживает по незначительным поводам, постоянно ожидает опасность. Также это и отрицательная эмоция, сопряжённая с особенностями личности, темперамента или ослабленной нервной системой. У тревожных малышей нарушается адаптация в коллективе, что ломает их счастливое существование. В состоянии ли родители самостоятельно помочь ребёнку или нужна помощь профессионалов? Давайте разбираться.

Детская тревога - одна из проблем современного мира. Она проявляется боязнью меняющихся жизненных условий или ситуаций. Тревожность - это устойчивое постоянное беспокойство, которое не проходит как, например, страх темноты с наступлением дня. Ребёнок застенчив, не может приспособиться к непривычной обстановке, боится незнакомых людей, его страшит новый коллектив. Такое состояние влияет на развитие, психологическое равновесие, здоровье маленького человека, у него появляются большие трудности в общении.

Специалисты по детской психологии считают, что среди детсадовцев и младших школьников тревожности чаще подвержены дети мужского пола, а в возрасте старше 12 лет - женского. Совершив какой-то проступок, девочки больше переживают о взаимоотношениях (что подумают взрослые или подружки), а мальчиков беспокоит возможное наказание.

Тревожному ребёнку трудно приспособиться к незнакомой обстановке

Причины и факторы появления повышенного уровня тревоги

Причинами появления тревожного синдрома у дошколят и младших школьников могут быть:

  • нарушение взаимоотношений, неблагополучная обстановка в семье, развод родителей;
  • неправильное воспитание (завышенные ожидания, давление на ребёнка, унижение личности, противоречивые требования);
  • наследственность или родовые травмы, заболевания, перенесённые мамой во время беременности;
  • болезни или инфекции, случившиеся в грудном возрасте.

Виды и типы тревожности: ситуативная, личностная, сепарационная

Специалисты выделяют два основных вида тревожности:

  • ситуативная - связана с каким-то событием, случившимся с ребёнком, потрясшим его и наложившим отрицательный отпечаток на поведение малыша. Она поддаётся коррекции. Старайтесь избегать подобных ситуаций, разговаривая, объясняя крохе, почему и как это произошло;

    Первое посещение детского сада или в школы тоже может привести к развитию ситуативной тревоги. Дети, привыкая к новым условиям жизни, проявляют раздражительность, эмоциональную возбудимость, капризничают. После определённого периода адаптации (от месяца до полугода) обычно всё нормализуется.

  • личностная - часто передаётся и перенимается от родителей, в частности, нервной и беспокойной мамы, но может быть и врождённой особенностью психики и темперамента. Это касается деток - пессимистов и меланхоликов.

Есть ещё такое понятие, как сепарационная тревога - боязнь разлуки с родными или местом, к которому ребёнок эмоционально привязан. Её первые признаки появляются у большинства грудничков: карапуз пугается и плачет, если мама просто исчезла из его поля зрения. Обычно с течением времени и при правильном поведении родителей это проходит к двум годам. Нужно приучать своё чадо для начала к непродолжительным расставаниям. Далее, способствовать тому, чтобы он мог самостоятельно заниматься игрушками, спокойно и без истерик оставаться с другими взрослыми.

Малышам трудно отпускать маму от себя

Чтобы такая тревога не превратилась в затяжную, нужно:

  • если малыш расплакался, присесть рядом, обнять, спокойным голосом утешать, успокоить, но не хватать на руки;
  • отвлекать, когда дитя перестанет плакать;
  • играть в прятки и «ку-ку», чтобы ребёнок привыкал к кратковременному отсутствию матери;
  • уходя прощаться с ним, махать рукой, объяснять, куда мама пошла и когда вернётся.

Агрессивный нрав, застенчивость, импульсивное поведение и другие признаки появления расстройства: портрет тревожного ребёнка

Нельзя не обращать внимания на повышенную тревожность детей: такое состояние само не пройдёт, а только усугубится. Постоянное беспокойство ребёнка и опасение, казалось бы, обыкновенных вещей - это сигнал о том, что в его жизни есть нарушения.

Симптомы, на которые необходимо обратить внимание:

  • низкая самооценка, робость, неуверенность в себе и своих интеллектуальных способностях (думают, что у них ничего не получится, они недостаточно красивые и умные), комплекс неполноценности;
  • полная покорность или абсолютная неуправляемость, демонстративная грубость, чрезмерная обидчивость;
  • отказ играть во что-то новое, сделать что-либо непривычное;
  • неврозы (грызут ногти, выдёргивают волосы);
  • соматические (на нервной почве) проблемы (головокружение, слабость, спазмы в горле, затруднённое дыхание, учащённое сердцебиение);
  • замкнутость, необщительность, скрытность, постоянное ожидание чего-то плохого, депрессивное поведение;
  • плаксивость, пугливость и рассеянность;
  • проблемы с засыпанием и беспокойный сон.

Если ситуация серьёзная, нужно обращаться за консультацией к специалисту, который поговорит с малышом и его родителями, создаст психологический портрет ребёнка, проведёт тесты на определение степени тревожности.

Тесты для наблюдений и бесед с целью определения уровня тревожности

Существует достаточное количество тестов (в виде опросников или рисуночных), которые помогут выявить тревожного ребёнка.

Вопросы для родителей дошкольников

Страх разлуки с родителями часто появляется у малышей в детском саду. Он сопровождается постоянно повторяющимися, чрезмерными:

  • расстройством, печалью при расставании;
  • беспокойством о потере, о том, что взрослому может быть плохо;
  • опасением, что какое-либо событие приведёт его к разрыву с семьёй;
  • отказом идти в детский сад;
  • страхом остаться одному;
  • боязнью засыпать одному;
  • ночными кошмарами, в которых ребёнок с кем-то разлучается;
  • жалобами на недомогание (головную боль, боль в животе).

Дети, страдающие сепарационными тревогами, могут заболеть по-настоящему, когда много думают о том, что их беспокоит. Если в течение месяца наблюдений появились хотя бы три из перечисленных опасений, значит тревожность имеет место быть.

Диагностика тревожности у детей младшего школьного возраста (1–4 классы)

  1. Не может долго работать не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения упражнений очень напряжён, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряжённых ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Неуверен в себе и своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Количество утвердительных ответов показывает степень тревожности ребёнка. Высокая - от 15 и больше, средняя 7–14, низкая 1–6.

Шкала явной тревожности CMAS школьников вплоть до подросткового возраста

Это адаптированный для детей вариант. Ребята должны характеризовать каждое предложение как верное или неверное сразу, не думая долго. Нельзя дважды отвечать на один и тот же вопрос.

Тест проводят психологи с группами ребят, для младших школьников предпочтительнее индивидуальная беседа, если малыш плохо читает, опрос проводят в устной форме.

CMAS (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale) - тест на выявление степени тревожности у школьников 8–12 лет.

Опросник на выявление страхов и тревожно-фобических расстройств

  1. Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
  2. Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.
  3. Тебе очень хочется во всём быть лучше всех.
  4. Ты легко краснеешь.
  5. Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
  6. Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьётся сердце.
  7. Ты очень сильно стесняешься.
  8. Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
  9. Тебе кажется, что у других всё получается лучше, чем у тебя.
  10. В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
  11. В глубине души ты многого боишься.
  12. Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.
  13. Ты боишься остаться дома в одиночестве.
  14. Тебе трудно решиться на что-либо.
  15. Ты нервничаешь, если тебе не удаётся сделать то, что тебе хочется.
  16. Часто тебя что-то мучает, а что - не можешь понять.
  17. Ты со всеми и всегда ведёшь себя вежливо.
  18. Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
  19. Тебя легко разозлить.
  20. Часто тебе трудно дышать.
  21. Ты всегда хорошо себя ведёшь.
  22. У тебя потеют руки.
  23. В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
  24. Другие ребята удачливее тебя.
  25. Для тебя важно, что о тебе думают другие.
  26. Часто тебе трудно глотать.
  27. Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
  28. Тебя легко обидеть.
  29. Тебя все время мучает, всё ли ты делаешь правильно, так, как следует.
  30. Ты никогда не хвастаешься.
  31. Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
  32. Вечером тебе трудно уснуть.
  33. Ты очень переживаешь из-за оценок.
  34. Ты никогда не опаздываешь.
  35. Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
  36. Ты всегда говоришь только правду.
  37. Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
  38. Ты боишься, что тебе скажут: «Ты всё делаешь плохо».
  39. Ты боишься темноты.
  40. Тебе трудно сосредоточиться на учёбе.
  41. Иногда ты злишься.
  42. У тебя часто болит живот.
  43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаёшься один в тёмной комнате.
  44. Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
  45. У тебя часто болит голова.
  46. Ты беспокоишься, что с твоими родителями что-нибудь случится.
  47. Ты иногда не выполняешь свои обещания.
  48. Ты часто устаёшь.
  49. Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
  50. Тебе нередко снятся страшные сны.
  51. Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
  52. Бывает, что ты врёшь.
  53. Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.

Методика подсчёта результатов

После заполнения бланка результат изучается профессиональными психологами.

  1. Подсчитываются данные по субшкале социальной желательности (склонность выставлять себя в преимущественно выгодном свете):
    • ответ «верно» на вопросы 5, 17, 21, 30, 34, 36;
    • «неверно» - 10, 41, 47, 49, 52.

      Общее число ответов не должно превышать 9. Такой или более высокий результат говорит о том, что ребёнок отвечал недостоверно, его реплики могут искажаться под влиянием желания скрыть свои недостатки, понравиться, отгадать правильный вариант.

  2. Считаются ответы «верно» по субшкале тревожности (проявление опасений в разных ситуациях) на пункты: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

Полученная сумма - это предварительный анализ. Далее, данные обрабатываются специалистами.

Первоначальный этап.

  1. Просматриваются и отбираются листки, в которых ответы одинаковые (все «верно» или «неверно»), это сомнительный результат.
  2. Изучаются ошибки: двойные варианты, пропуски, зачёркивания, рассуждения. Допускается не более трёх оплошностей. Если их пять и более, значит, ребёнку сложно сделать выбор или он уходит от ответа, что интерпретируется как скрытая тревожность.

Основной этап.

  1. Считываются данные по субшкалам социальной желательности и тревожности.
  2. Оценки переводятся в десятибалльную шкалу. Для этого результаты каждого ребёнка сравниваются с нормативными показателями группы детей соответствующего ему возраста и пола.
  3. На основании полученной информации делается вывод об уровне общей тревожности испытуемого.

Уровень тревожности у мальчиков и девочек по десятибалльной шкале - таблица

Половозрастные группы (результаты в баллах)
7 лет 8–9 лет 10–11 лет 12 лет
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
1 0–2 0–3 0 0–1 0–3 0–2 0–6 0–5
2 3–4 4–6 1–3 2–4 4–7 3–6 7–9 6–8
3 5–7 7–9 4–7 5–7 8–10 7–9 10–13 9–11
4 8–10 10–12 8–11 8–11 11–14 10–13 14–16 12–14
5 11–14 13–15 12–15 12–14 15–18 14–16 17–20 15–17
6 15–18 16–18 16–19 15–17 19–21 17–20 21–23 18–20
7 19–21 19–21 20–22 18–20 22–25 21–23 24–27 21–22
8 22–25 22–24 23–26 21–23 26–28 24–27 28–30 23–25
9 26–29 24–26 27–30 24–26 29–32 28–30 31–33 26–28
10 29 и более 27 и более 31 и более 27 и более 33 и более 31 и более 34 и более 29 и более

Характеристика всех уровней детской тревожности от высокого до низкого - таблица

Предварительная оценка результатов Характеристика Примечание
1–2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно Подобное чрезмерное спокойствие может иметь и не иметь защитного характера
3–6 Нормальный уровень тревожности Обычная степень тревожности, необходимая для адаптации и активной деятельности
7–8 Несколько повышенная тревожность Немного завышенная ступень, часто бывает связана с определённой сферой жизни
9 Явно завышенная тревожность Обычно носит обобщённый характер
10 Очень высокая тревожность Группа риска

Изучение состояния ребёнка по шкале тревожности Кудрина

Школьник оценивает предложенные утверждения ставя:

  • «++», если описанные обстоятельства очень для него неприятны (3 балла);
  • «+» - немного неприятны (2 балла);
  • «0» - совершенно не вызывают волнения (0 баллов).

Этот метод показывает отношение ребёнка к самому себе, ситуациям, связанным с обучением, общением с учителями и сверстниками.

  1. Отвечаешь у доски на уроке.
  2. Тебя ругает мама или папа.
  3. Встречаешься с ребятами из школы.
  4. Пойдёшь, а гости к незнакомым людям.
  5. Ты дома остаёшься один.
  6. Сам подходишь, разговариваешь с учителем.
  7. Не можешь справиться с заданием на уроке.
  8. Сравниваешь себя с другими ребятами.
  9. Думаешь о своих делах.
  10. На тебя смотрят как на маленького.
  11. Ты часто плачешь.
  12. Учитель тебе неожиданно задаёт вопрос на уроке.
  13. Никто не обращает на тебя внимания на уроке, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
  14. С тобой несогласны, спорят с тобой.
  15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе в подъезде.
  16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.
  17. Тебе снятся страшные сны.
  18. Учитель даёт трудное задание.
  19. Выбираешь в игре главные роли.
  20. Оценивают твою работу дома или ребята.
  21. Не понимаешь объяснения учителя.
  22. Ребята смеются, когда отвечаешь на уроке.
  23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «страшные» истории.
  24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.
  25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, учитель).
  26. Учитель оценивает твою работу, которую ты выполнил на уроке.
  27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.
  28. У тебя что-то не получается.
  29. Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру), не дружат с тобой.
  30. Учитель делает замечание на уроке.

Результаты подсчитываются как по каждому отдельному виду тревожности, так и в целом:

  • 20 баллов и более в каждом разделе (или 60 суммарно) - высокий уровень;
  • 10–15 (до 20-ти) - норма;
  • 5 в среднем - высокая точка спокойствия.

Последняя ситуация говорит о том, что ребёнок неадекватно оценивает действительность, не допускает отрицательный опыт в сознание. Это препятствует нормальному формированию личности.

Проработка вопросов - таблица

Вид тревожности Вопросы теста
учебная 1 6 7 12 13 18 21 22 26 30
самооценочная 5 8 9 11 17 19 20 23 24 28
межличностная 2 3 4 10 14 15 16 25 27 29

Педагогические способы и программы коррекции синдрома тревожности

Коррекция тревожности у детей - непростое и небыстрое дело, а кропотливая ежедневная работа.

Общаться с детьми нужно тактично и доверительно

Общаться с малышами, подверженными тревогам, нужно искренне, ласково звать по имени, одобрять прилюдно. Заниматься с ними лучше конструктивно в трёх направлениях:

  • помогать укреплению уверенности в себе;
  • обучать умению владеть своим состоянием в разных ситуациях;
  • показывать, как можно успокоиться и снять напряжение в мышцах.

Работая с тревожным ребёнком нельзя:

  • подвергать сомнению авторитет других взрослых (учителей, воспитателей);
  • предъявлять повышенные требования, которые он не сможет выполнить;
  • проводить параллели с другими, более успешными учениками.

Для каждого крохи очень важно чувствовать себя защищённым, доверять родным и быть уверенным в том, что его любят.

Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия

С помощью игротерапии, наблюдая за ребёнком, можно разобраться в его беспокойствах и победить их. Дети любят и хотят играть, они раскрепощаются и проявляют заинтересованность. Для тревожных ребят нужно избегать соревновательных аспектов (кто быстрее).

Опытные специалисты знают множество групповых и индивидуальных игр для расслабления, повышения самооценки, уменьшения тревожности.

  1. Дыхательная игра «Корабль и ветер» поможет взбодрить утомившегося малыша. Пускай представит, что парусник, плывущий по морю, неожиданно остановился. Чтобы помочь ему двигаться дальше, нужно сильно подуть: вдохнуть воздух, а затем шумно выдохнуть через рот. Получился ветер, который подгонит кораблик. Упражнение повторяют несколько раз.
  2. Игра в «Зайки и слоны» поднимает самооценку. Сначала ты будешь зайчишкой-трусишкой. Что делает заяц, когда ему страшно? Правильно, дрожит, покажи как. Что сделает зайчик, увидев волка? Правильно, быстро убежит, покажи это. А теперь представь, что ты - большой, сильный, смелый слон. Покажи, как размеренно, не торопясь и ничего не боясь, он ходит. Что делает слоник, если видит человека? Ничего, он не опасается, а спокойно идёт дальше, потому что люди - его друзья, покажи как. Покажи, что делает слон, если увидит тигра? Он не замирает от страха и спокойно продолжает свой путь.

Дыхательные упражнения расслабят мышцы

Сказки в помощь: особенности сказкотерапии

Сказкотерапия - отличное средство мягкого влияния на ребёнка. Дети с радостью слушают интересные истории, просят почитать на ночь. Они ассоциируют себя с храбрыми героями, жалеют слабых. Нужно только подобрать правильные.

Есть специальные психотерапевтические сказки для избавления от страха, неуверенности в себе, боязни самостоятельных действий. Можно начать историю и предложить малышу закончить её. Например, «Тяжёлые времена».

Жили в лесу зайцы: мама, папа и зайчонок. Однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Настали тяжёлые времена. Я долго думал, как нам выжить, и придумал. Давай мы…» Как ты считаешь, что сказал заяц-папа?

Продолжение, придуманное крохой, поможет понять, что он ощущает в своей семье.

Арт-терапия, чтобы снизить чувство тревоги и успокоить малыша

Арт-терапия - важное и эффективное направление для коррекции детских проблем. Занятия не требуют никаких особенных художественных навыков. Ребёнок делает, как умеет и чувствует, а его произведения выражают мысли и состояние души.

В арт-терапии много направлений:

  • изотерапия (изображение своих страхов на бумаге, рисование пальцами, лепка из пластилина или глины);
  • фототерапия (использование фотографий или слайдов для преодоления эмоциональных затруднений);
  • терапия песком (обыкновенные игры в песочнице, рисование песчинками);
  • музыкальная терапия (прослушивание специально подобранной музыки или воспроизведение звуков музыкальных инструментов);
  • танцевальная терапия (использование танцев или движений как процесса объединения эмоционального и физического состояния).

На занятиях дети фантазируют. Применение подручных средств (глина, краски, нитки, макароны, крупа, камни и песок) развивает мелкую моторику. Упражнения с музыкой и танцами, пением помогают уменьшить напряжение, погасить плохие эмоции, победить тревоги. Во время процесса дошкольник или младшеклассник учится общению со сверстниками, начинает понемногу верить в себя, получает интересные знания.

Игра как способ психологической коррекции поведения ребёнка - галерея

Тревожность у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

С такими детьми должны работать специально обученные психологи, которые помогают не только своим маленьким пациентам, но и проводят тренинги для их родителей, так как те живут в состоянии не проходящей тревоги и часто отчаяния.

У детей больных ДЦП (детский церебральный паралич) высокий уровень тревожности обусловлен ограниченностью движений, частыми пребываниями в больнице, переживаниями по поводу физической немощи.

У ребят, страдающих ЗПР (задержка психического развития), тревожность усиливается в школе, так как им трудно соответствовать обычным сверстникам. Их может не принять коллектив, таким детям сложно справляться с программой и высиживать весь урок. Завышенные ожидания родителей тоже травмируют.

  • индивидуальный подход к каждому (учитывать особенности возраста, пола, нарушения, психического развития и состояния);
  • недопустимость утомления (часто менять задания, чередовать умственную и практическую работу, подавать материал маленькими порциями);
  • использовать методы, активизирующие умственную деятельность (развивающие речь, навыки письма, чтения);
  • своевременная и тактичная помощь, поощрение за самые крошечные успехи, развитие веры в свои силы.

Влияние родителей на возникновение тревожности, развод в семье

Семейный микроклимат - архиважный фактор нормальной жизни и развития ребёнка. Для маленького человека родные люди - это его круг, в котором он существует, учится любить или не любить, радоваться, сопереживать.

Влияние мамы и папы на малыша огромно, оно может быть благоприятным и, к сожалению, негативным. Дети становятся тревожными, если в семье царит диктат, происходят ссоры и конфликты, начинают опасаться, замыкаются в себе, врут, юлят.

Ребёнок, конечно же, должен расти в полной семье, с мамой и папой, сёстрами и братьями, бабушками и дедушками, где его все любят и он любит всех, и это идеально. Но так бывает, к сожалению, не у всех. Развод родителей - катастрофа для крохи, его эмоциональное и психическое состояние находится под угрозой. Часто он винит в этом себя: не слушался, недостаточно старался. Более того, волнения откладываются в подсознании и негативно влияют на дальнейшую жизнь. Мама с папой должны разводиться как можно более цивилизованно и интеллигентно, но если так не получается, карапузу не следует слышать ругань и оскорбления.

Развод родителей - катастрофа для ребёнка

Психологи говорят, что после развода детская тревожность усиливается. С детьми нужно много разговаривать, честно по возможности объяснить, почему это случилось.

Если малыш остался с одним из родителей, второй должен приходить и проводить с ним время, и тоже разговаривать, отвечать на вопросы, а не просто откупаться подарками, ведь кроха любит и мама, и папу. Нужно сделать всё возможное, чтобы минимизировать душевную травму ребёнка, иначе он не вырастет счастливым человеком.

Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишённый его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.
К тому же развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обречённости перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Захаров А. И.

http://lib.komarovskiy.net/detskie-straxi-ot-5-do-7-let.html

Никто не хочет, чтобы его ребёнок стал тревожным. Но так бывает, что даже самые любящие родители способствуют этому, если к малышу предъявляют чрезмерные требования, выполнить которые он не в состоянии, хотят воплотить в нём свои несбывшиеся мечты и чаяния. Сын или дочь со временем начинают понимать, что не соответствуют предъявляемым запросам, развивается комплекс неполноценности.

Памятка: пожелания для родителей в вопросах воспитания и общения

  1. Разберитесь в тревогах ребёнка и согласитесь с ними. Интересуйтесь, как он живёт, что думает, чего боится, беседуйте об этом, вместе обсуждайте происходящие ситуации, ищите выход, делайте выводы из случившихся неприятностей, ведь так приобретается опыт. Маленький человек должен быть абсолютно уверен, что со своими беспокойствами он может всегда прибежать к маме или папе. Нужно посочувствовать, даже если детские проблемы представляются сущей ерундой.
  2. Создайте условия, помогите преодолевать зажатость (если ваше чадо боится сделать покупку в магазине, совершите её вместе с ним, показав тем самым личный пример).
  3. Предварительно готовьте малыша к переменам в жизни и важным событиям, объясняйте, что и как будет происходить.
  4. В трудных ситуациях не делайте всё за сына или дочь, предложите подумать самому, иногда достаточно, что кто-то из родных рядом.
  5. Нельзя стимулировать дееспособность ребёнка, описывая ожидаемые сложности в неблагоприятном ключе (например, подчёркивая, какой трудный диктант его ждёт). Оптимизм - противотревожное качество.
  6. Рассказывайте о своих переживаниях в прошедшем времени (сначала было страшно, а потом всё получилось).
  7. В каждой неприятной ситуации находите хорошие моменты (ошибки на уроке - так бывает, зато ты понял, на что обратить внимание).
  8. Учите своего отпрыска ставить перед собой небольшие реальные задачи и выполнять их, воспитывайте в нём ответственность.
  9. Покажите, как расслабляться и успокаиваться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счёт до десяти).
  10. Чаще обнимайте, целуйте, гладьте по голове - тактильный контакт необходим каждому.
  11. Не подрывайте авторитет других взрослых, с которыми общается мальчик или девочка.
  12. Действуйте последовательно (не запрещайте вдруг того, что раньше разрешалось) и единодушно (если мама говорит «нет», то папа, бабушка и все остальные её поддерживают).
  13. Не требуйте невыполнимого, лишний раз помогите крохе.
  14. Хвалите за любые незначительные успехи.
  15. Доверяйте ребёнку и будьте с ним искренними.
  16. Выбирайте для него кружок по интересам, где он не будет себя чувствовать хуже других.
  17. Как можно меньше наказывайте и делайте замечания. Но если такие меры необходимы, то не унижайте.

Родителям надо стараться следовать перечисленным принципам, предоставлять малышу определённую свободу, пускай учится принимать решения самостоятельно, но никогда не бросать его один на один с трудностями, к которым он ещё не готов.

Станьте для ребёнка лучшим другом

Рекомендации для педагогов (воспитателей и учителей) в работе с детьми

  1. Задания для ученика должны отвечать его возможностям. Сложные и заведомо невыполнимые поручения обрекают на поражение, снижение самооценки.
  2. Доброжелательный эмоциональный фон и уверенность в малыше - залог успеха (у тебя обязательно всё получится).
  3. Сравнение с другими детьми недопустимо. Сравнивать можно только достижения самого ребёнка (у тебя хорошо получилось, а завтра будет ещё лучше).
  4. Публичные выступления или соревнования не для крохи с повышенным уровнем тревожности.
  5. Подробно рассказанный план выполнения задания поможет неуверенному малышу справиться с поставленной задачей (сначала делаешь это, затем то).
  6. Унижение недопустимо: нельзя стыдить такого ребёнка при других детях.
  7. Обращение по имени повышает уверенность в себе.

Педагогический труд, работа психологов и родителей, согласие между ними и желание помочь не останется без положительных последствий.

Как помочь тревожному ребёнку - видео

Список литературы по психологии детской тревожности в сопровождение родителям, которые хотят глубже разобраться в данной теме

О проблеме детской тревожности и способах её корректировки написано много книг, статей и научных работ.

  1. А.И. Захаров «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка». Российский заслуженный психолог в своей книге анализирует причины психологических расстройств в поведении дошкольников, способы их корректировки и профилактики при помощи игр и рисования.
  2. А.М. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». Автор приводит результаты многолетнего изучения, посвящённого исследованию тревожности начиная с дошкольного и заканчивая юношеским возрастом. Рассматриваются причины её появления и способы выражения в разные годы жизни детей.
  3. П. Бейкер, М. Алворд «Критерии определения тревожности у детей». Американские психологи разработали шкалу тревожности ребёнка по его манере поведения.
  4. В.М. Астапов «Тревожность у детей». Заслуженный научный деятель посвятил книгу рассмотрению и анализу эмоциональных расстройств.
  5. Л.М. Костина «Игровая терапия с тревожными детьми». В издании подробно анализируется значение игротерапии в процессе исправления психологических нарушений, описываются готовые воспитательные программы.
  6. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Лабиринт души: терапевтические сказки». Авторы собрали коллекцию психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольников и учеников младших классов.

Работы Астапова, Бейкер, Костиной, Алворд и других психологов - фотогалерея

Маленькие дети беззащитны, нуждаются в своевременной, квалифицированной помощи, которую нужно оказывать тактично и доброжелательно, с верой в успех. Поддержка взрослых, своевременное консультирование у опытных специалистов, выполнение рекомендаций помогут в борьбе с тревожностью.

Тревожность у детей

Присмотритесь к ребёнку. Тревожный ребёнок – это переживающий ребёнок. Переживает он, порой, без причин, не может сконцентрировать внимание, испытывает постоянное напряжение, особенно в области лица и шеи.

А также тревожный ребёнок:

  • теребит одежду, волосы или крутит что-то в руках;
  • грызёт ногти, карандаши и т.д.;
  • сбивчиво говорит и ищет подтверждений правильности своих действий;
  • жалуется на страшные сны и плохо засыпает.

Характеристика тревожности у детей дошкольного возраста

А. М. Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Охарактеризовать тревожного ребенка можно по следующим чертам: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное.

В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.

Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.

Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний.

Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающиеся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.

Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция.

Так же реакция психологической защиты может проявляться в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит угроза. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. Отрыв от реальности в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.

В дошкольном и школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.

И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых опасных людей - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т. д.

Тревожных детей условно можно разделить на несколько групп, у каждой из которых свои признаки (М. Кравцова).

Невротики.

Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т. д.). Это наиболее сложная категория для психологической работы с ними, так как проблема выходит за психологические рамки. Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра.

Таким детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление активности, например, бить подушки, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные.

Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Они могут стать нарушителями дисциплины, специально изображать из себя посмешище, так как очень боятся на самом деле стать таковыми из-за своей не успешности. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх. У них также возможны проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой, которые мешают успешному усвоению нового материала в садике, а затем в школе.

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны воспитателей, родителей и сверстников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые.

Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны. Боятся о чем-то спросить воспитателя, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Не успокоятся, пока не сделают все, что пообещали.

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им поддержку, а в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.

Замкнутые.

Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослым стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы на занятиях, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Они как будто постоянно от всех ожидают подвоха.

С такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов , проявлять участие и доброжелательность. Им полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами.

Также выделяют тревожность личностную и ситуативную (реактивную).

  • Личностная тревожность - тревожность как черта личности. Предполагает множество безопасных обстоятельств как содержащих угрозу.
  • Ситуативная тревожность возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную действительно угрожающую ситуацию.

Также в психологии выделяют две основные формы тревожности:

  • открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
  • скрытая – неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо через специфические способы поведения.

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях ребенок, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.

Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает угрожающий психическому здоровью характер.

По мнению психолога М. Кузьминой существуют причины тревожности, кроющиеся в семье:

  • Традиционализм отношений в семье . В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».
  • Открытые посылы и прямые угрозы . Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я...».
  • Недоверие ребенку. Когда родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить.
  • Отдаленность родителей . Если родители часто ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему нескем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества.

Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный взрослый тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований, зависимость поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

Что же делать с детской тревожностью?

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние ребенка, его настроение. Можно спрашивать было ли у него что-нибудь веселое, смешное, чему он сегодня обрадовался, может, что-то огорчило или он плакал. Если дети не знают, что ответить, можно помочь им - напомнить какой-нибудь забавный эпизод из своей жизни или детскую ссору, рассказать, из-за чего она возникла, простили ли вы друг друга, затем, по такому же принципу обсудить ситуацию ребенка. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. И, следовательно, тревожность будет снижаться.

  • Заверьте ребёнка в родительской любви. Обнимайте и целуйте чаще, это поможет ему чувствовать себя уверенней. У тревожных детей преувеличена жажда любви. А ещё такие дети хотят дарить свою привязанность.
  • Ярко отмечайте все успехи ребёнка. Никогда не требуйте того, что он не в состоянии выполнить.
  • Чаще создавайте условия, в которых ваше чадо будет 100% успешным.
  • Необходимо быть последовательными в воспитательных воздействиях. Не запрещайте то, что разрешали раньше, не угрожайте жестокими наказаниями.
  • Научите тревожного ребёнка расслабляться.

Будет очень здорово, если родители научат тревожного ребёнка расслабляться. Во время обиды или сильной тревоги помогайте ему легким массажем.

У тревожных детей часто и родители тревожны. Поэтому, умению расслабляться учитесь вместе.

Сначала напрягитесь и станьте солдатиком, а затем максимально почувствуйте расслабление, нужно стать «куклой», «тряпкой». Темп этого упражнения с каждым разом ускоряется. Заканчивать нужно комфортным мышечным состоянием.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

Можно предложить нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них.

Помогая тревожному ребенку, избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость, не сравнивайте его с окружающими, чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию, старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний, не заставляйте его вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит) и, наконец, не предъявляйте завышенных требований, демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером.

Подготовила педагог-психолог Е.А. Богданова