Программа формирование бесконфликтного поведения у подростков. Создание условий для развития навыков бесконфликтного поведения детей. Причины отклонения в поведении детей

  • Глава 1 ук рф раскрывает пять принципов российского уголовного права. К ним относятся: законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость, гуманизм.
  • 6. Структура норм Особенной части ук рф.
  • 7. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона.
  • 8. Действие уголовного закона в пространстве.
  • 9. Понятие, виды и значение толкования уголовного закона.
  • 10. Понятие преступления, его социальная сущность и признаки. Отличие преступления от других правонарушений.
  • 11. Классификация преступлений и ее уголовно-правовое значение.
  • 12. Уголовная ответственность: понятие, содержание, возникновение, реализация и прекращение.
  • 13. Уголовные правоотношения: понятие, содержание, возникновение, прекращение, субъекты
  • 14. Состав преступления: понятие, структура и значение. Отличие преступления от состава преступления.
  • 15. Состав преступления: понятие, структура и значение. (см. Выше).
  • 16. Виды составов преступлений.
  • 17. Факультативные признаки состава преступления и их значение.
  • 18. Понятие и значение квалификации преступлений.
  • 19. Объект преступления: понятие и значение.
  • 20. Классификация объектов преступления по кругу охраняемых социальных ценностей (по вертикали)
  • 21. Непосредственный объект преступления: понятие, виды, значение.
  • 22. Предмет преступления. Потерпевший.
  • 23. Объективная сторона преступления: понятие, содержание, признаки и значение.
  • 24. Общественно опасное деяние: понятие, признаки, формы и значение. Условия ответственности за бездействие.
  • 25. Общественно опасные последствия: понятие, основные черты, виды и значение.
  • 26. Причинная связь в уголовном праве: понятие, признаки, значение.
  • 27. Обязательные признаки объективной стороны преступления и их значение.
  • 28. Факультативные признаки объективной стороны преступления и их троякое значение.
  • 29. Субъективная сторона преступления: понятие, содержание, признаки и значение.
  • 30. Вина: понятие, сущность, содержание, формы и значение.
  • 31. Умысел и его виды (нормативные и доктринальные).
  • 32. Неосторожность и ее виды. Невиновное причинение вреда.
  • 33. Преступление с двумя формами вины.
  • 34. Ошибка в уголовном праве: понятие, виды и значение.
  • 35. Понятие и признаки субъекта преступления. Субъект преступления и личность преступника.
  • 36. Вменяемость. Понятие, критерии и значение невменяемости. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
  • 37. Специальный субъект преступления и его значение в уголовном праве.
  • 38. Понятие, виды и значение стадий совершения преступлений.
  • 39. Приготовление к преступлению: понятие, признаки.
  • 40. Покушение на преступление: понятие, признаки, виды и значение. Отличие покушения от приготовления.
  • 41. Добровольный отказ от совершения преступления: понятие, признаки, значение. Особенности добровольного отказа соучастников. Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния.
  • 42. Множественность преступлений: понятие, признаки, виды и значение. Отличие
  • 43. Совокупность преступлений: понятие, признаки, виды и значение.
  • 44. Рецидив преступлений: понятие, признаки, виды, значение.
  • 38. Понятие, виды и значение стадий совершения преступлений.

    Стадии совершения преступления – это этапы преступной деятельности, отличающиеся друг от друга по характеру совершаемых действий и по степени реализации преступных намерений.

    Любое преступление развивается во времени и в пространстве. Порой бывает так, что на определенных этапах его развития преступление приостанавливается или пресекается.

    Основные стадии развития преступной деятельности:

    – приготовление к преступлению;

    – покушение на преступление;

    – оконченное преступление.

    Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, т. е. на выполнение объективной стороны преступления, но при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

    Объективные признаки покушения:

    – действия (бездействие), непосредственно направленные на совершение преступления;

    – преступление не доведено до конца по не зависящим от лица обстоятельствам.

    Действия (бездействие) при покушении направлены непосредственно на совершение преступления. Это означает, что охраняемый уголовным законом объект уже начинает претерпевать изменения, а действия (бездействие) являются частью объективной стороны оконченного преступления.

    Субъективные признаки: умышленный характер действия (бездействия), непосредственно направленного на совершение преступления, когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, и желает их совершить (при покушении на преступления с формальным составом) либо осознает общественную опасность своих действий, непосредственно направленных на совершение преступления, предвидит неизбежность или возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

    Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного действующим Уголовным кодексом:

    – объект;

    – объективная сторона;

    – субъективная сторона; – субъект преступления.

    Приготовление к преступлению.

    Первую стадию совершения преступления составляют подготовительные действия, которые создают благоприятные условия для совершения запланированного преступления, т. е. приготовление к преступлению.

    Приготовление к преступлению состоит из следующих альтернативных действий:

    – приискания средств или орудий совершения преступления – это их приобретение любым способом – путем купли-продажи, получения в дар, взятия в долг, обмена и т. д.;

    – изготовления средств или орудий совершения преступления – создание средств или орудий для совершения преступления как лицом, которое готовится к совершению преступления, так и любым другим лицом по его просьбе;

    – приспособления средств или орудий совершения преступления – это изменение их конструкции или формы для того, чтобы эти средства и орудия можно было использовать при совершении преступления;

    – приискания соучастников преступления – вовлечение в совершение преступления других лиц путем подкупа, угроз, уговоров и т. д.;

    – сговора на совершение преступления – достижение согласия на совершение преступления двумя или более лицами;

    – иного умышленного создания условий для совершения преступления.

    Приготовление имеет место в тех случаях, если преступление не было доведено до конца по не зависящим от лица, готовящегося к его совершению, обстоятельствам.

    Приготовление возможно только в преступлениях с умышленной формой вины.

    Возможны случаи, когда до пресечения действий виновный успевает выполнить состав другого преступления. В таких случаях на общих основаниях виновный подлежит ответственности за оконченное преступление и, кроме того, за приготовление соответственно к убийству или разбойному нападению.

    Уголовно наказуемо только приготовление:

    – к тяжкому преступлению, которым является умышленное деяние, за совершение которого максимальное наказание, предусмотренное в УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы;

    – особо тяжкому преступлению – им признается умышленное деяние, за совершение которого в УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

    Признаками приготовления к преступлению являются:

    1) приготовление к преступлению – это умышленное создание условий для совершения умышленного преступления, не доведенного до конца по не зависящим от лица обстоятельствам;

    2) приготовление к преступлению квалифицируется по ст. 30 УК РФ и по статье Особенной части УК рФ, предусматривающей ответственность за это преступление;

    3) если в процессе совершения приготовительных действий субъект выполнит состав другого (а не того, к которому готовился) преступления, он отвечает и за это оконченное преступление, и за приготовление к соответствующему преступлению;

    4) наказание за приготовление к преступлению обязательно снижается.

    Срок или размер наказания за приготовление не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление. При этом смертная казнь и пожизненное лишение свободы не назначаются.

    "

    СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ УМЫШЛЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

    1. Понятие, виды и уголовно-правовое значение стадий совершения умышленного преступления.

    2. Оконченное преступление. Момент окончания различных видов преступлений.

    3. Неоконченное преступление.

    4. Приготовление к преступлению.

    5. Покушение на преступление. Виды покушений на преступление.

    6. Добровольный отказ от доведения преступления до конца. Деятельное раскаяние.

    Литература:

    1. Дурманов Н.Д. Стадии совершения преступления по советскому уголовному праву. М., 1955.

    2. Панько К.А. Добровольный отказ от совершения преступления по советскому уголовному праву. Воронеж, 1955.

    3. Кузнецова Н.Ф. Ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление по советскому уголовному праву. М., 1958.

    4. Тишкевич И.С. Приготовление и покушение по уголовному праву (понятие и наказуемость). М., 1958.

    5. Иванов В.Д. Ответственность за покушение на преступление. Караганда, 1974.

    6. Караулов В.Ф. Стадии совершения преступления. М., 1982.

    7. Тер-Акопов А.А. Добровольный отказ от совершения преступления. М., 1982.

    8. Иванов В.Д. Добровольный отказ от совершения преступления. Ростов н/Д, 1995.

    9. Щерба С.П., Савкин А.В. Деятельное раскаяние в совершённом преступлении. М., 1997.

    Умышленное преступление отличается от обычного законопослушного поведения человека не только общественной опасностью преступного деяния, но и его целевой направленностью на причинение вреда правоохраняемым интересам граждан, общества, государства. Как и всякая целенаправленная деятельность человека, умышленная преступная деятельность проходит в своем развитии ряд последовательных этапов.

    Реализация преступного замысла начинается с создания определённых условий совершения преступления, подготовки орудий и средств, вербовки соучастников, изучения места и конкретных условий совершения преступления, выработки и корректировки плана его совершения и т.д. Завершив приготовительные действия, лицо переходит к непосредственному осуществлению преступления, в ходе которого последовательно выполняет преступное деяние и, наконец, добивается задуманного. Достигнув желаемого результата, преступник принимает меры по сокрытию преступления, а затем пользуется полученными благами или распоряжается ими по своему усмотрению.



    Естественно, что в реальной жизни конкретное преступление может проходить не все перечисленные стадии. При внезапно возникшем умысле процесс преступной деятельности не проходит стадии обдумывания и подготовки к совершению преступления, а при убийстве из мести отсутствует пользование предметами, добытыми преступным путём. Однако изложенный процесс осуществления преступной деятельности является наиболее полным.

    Сообразно происходящей в реальной жизни последовательности развития преступной деятельности выделяются и её стадии. Обдумывание и принятие решения об удовлетворении потребности преступным путём – это этап формирования умысла . Сообщение кому-либо о преступных намерениях – это обнаружение умысла . Создание условий для совершения преступления именуется приготовлением к совершению преступления . Осуществление преступного деяния на стадии до завершения объективной стороны задуманного преступления называется покушением на преступление . Достижение желаемого преступного результата путём полного осуществления объективной стороны задуманного преступления образует оконченное преступление . Сокрытие следов преступления, использование приобретённого и иные действия после окончания преступления принято называть посткриминальным поведением .

    Однако не все перечисленные стадии развития преступного поведения имеют уголовно-правовое значение. Будучи запрещённым уголовным законом виновное общественно опасное деяние как преступление всегда является объективированным вредоносным воздействием человека на окружающую действительность. Мысль человека, не реализуемая совершением деяния, лишена такой способности. В связи с этим этап формирования умысла не является предметом уголовно-правовой оценки независимо от того, сколь тяжкое и коварное преступление замышляется.

    Обнаружение умысла как изложение в устной или письменной форме кому-либо своих мыслей о задуманном преступлении также не рассматривается как стадия преступления, поскольку не является действием, направленным на реализацию преступных замыслов. Вместе с тем, следует различать обнаружение умысла как простое изложение своего намерения совершить преступление и словесные или письменные высказывания, являющиеся способом совершения конкретного преступного деяния, предусмотренного уголовным законом. Так, угроза применением насилия различной тяжести является либо самостоятельным преступлением (угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества – ст. 186 УК), либо составной частью целого ряда преступлений, например разбоя (ст. 207 УК), принуждения лица к участию в преступной деятельности (ст. 288 УК), захвата заложников (ст. 291 УК) и т.п. В названных случаях высказывание намерения применить насилие является конкретным преступным действием, предусмотренным Уголовным кодексом в качестве преступления. Такая угроза является не обнаружением, а способом реализации умысла лица на завладение имуществом при разбое, на понуждение кого-либо к участию в преступлении и т.д. Именно этим высказывание намерения причинить вред в перечисленных случаях отличается от простого обнаружения умысла. Аналогичные признаки отличают обнаружение умысла от так называемых «словесных» преступлений, которые совершаются путём распространения запрещённых идей (разжигание расовой вражды или розни – ст. 130 УК) либо путём призывов к совершению преступлений против государства (ст. 361 УК) либо непосредственно причиняют ущерб передачей информации определённого содержания (клевета и оскорбление – ст.ст. 188 и 189 УК).

    Этапы формирования и обнаружения умысла, хотя и не являются преступными, не могут быть безразличны для правоохранительных органов, которые в необходимых случаях обязаны проводить профилактические мероприятия с целью недопущения реализации преступных намерений.

    Из характеристики признаков преступления мы уже знаем, что преступление – это всегда деяние, а не образ мыслей. Субъективные намерения лица реализуются вовне именно с момента совершения первого акта задуманного деяния и до полного его завершения, чему соответствуют этапы совершения умышленного преступления: приготовление к совершению преступления, покушение на него и, наконец, оконченное преступление .

    В Особенной части Уголовного кодекса описываются признаки преступления как оконченного преступного деяния, причиняющего вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Например, кража описана в статье 205 УК как тайное хищение имущества, т.е. тайное незаконное безвозмездное изъятие чужого имущества и обращение его в свою или третьих лиц пользу с корыстной целью. В этой статье ничего не сказано о таких действиях, как изготовление ключа для открытия сейфа или изучение системы охраны объекта, на котором планируется совершить хищение (приготовление к краже), а также о неудавшейся попытке проникнуть в здание или вскрыть сейф (покушение на совершение кражи). Естественно, что такие действия уже сами по себе обладают признаком общественной опасности, поскольку они создают реальную угрозу причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны. И хотя нормы Особенной части не предусматривают ответственность за эти этапы осуществления преступной деятельности, указанные деяния при наличии виновности также обладают признаком противоправности. В соответствии с пунктами 1–3 статьи 10 УК основанием уголовной ответственности является совершение виновно запрещённого Уголовным кодексом деяния в виде: оконченного преступления, приготовления к совершению преступления, покушения на совершение преступления .

    Приготовление и покушение обладают и признаком наказуемости (ст.ст. 13 и 14 УК устанавливают, что наказание за приготовление к преступлению и за покушение на преступление назначается по той же статье Кодекса, что и за оконченное преступление).

    Таким образом, не только оконченное преступление, но и приготовление и покушение обладают всеми признаками преступления. Названные статьи расширяют сферу действия статей Особенной части, вовлекая в неё более ранние стадии осуществления преступной деятельности – приготовление и покушение , в связи с чем в соответствии со статьей 10 УК их совершение является таким же основанием уголовной ответственности, как и совершение оконченного преступления .

    Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что стадии осуществления преступления – это определённые Уголовным кодексом этапы развития умышленного преступления: оконченное преступление, приготовление к совершению преступления, покушение на совершение преступления .

    Посткриминальное поведение, поскольку оно осуществляется после окончания преступления, не может являться его стадией. Однако, будучи теснейшим образом связанным с преступлением, оно в действительности может являться одним из этапов реализации преступного намерения, осуществлением той конечной цели, ради которой виновный совершил преступление.

    Уголовно-правовое значение посткриминального поведения весьма разнообразно в зависимости от его конкретного содержания: от привлечения к уголовной ответственности за новое преступление до полного освобождения от наказания за ранее совершённое преступление.

    Законодатель различными мерами стимулирует положительное поведение лица после совершения им преступления. Обстоятельствами, смягчающими ответственность (ст. 63 УК), признаются: явка с повинной, чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления, заглаживание причинённого вреда и др. При определённых условиях деятельное раскаяние (ст. 88 УК) и примирение с потерпевшим (ст. 89 УК) являются основанием для освобождения лица от уголовной ответственности за совершённое преступление. Содействие раскрытию преступления и изобличению его соучастников по некоторым преступлениям признаётся основанием освобождения от уголовной ответственности по нормам Особенной части Уголовного кодекса. Так, лицо, совершившее шпионаж либо измену государству в форме шпионажа, но добровольно прекратившее преступную деятельность, заявившее государственным органам о совершённых им действиях и оказавшее содействие в предотвращении вредных последствий, освобождается от уголовной ответственности (ст. 358 УК).

    Посткриминальное поведение лица может оказывать влияние и на течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности или исполнения обвинительного приговора, а также на погашение судимости (ст.ст. 83, 84 и 97 УК). Так, если преступник скроется от следствия или суда, то течение давности привлечения к уголовной ответственности приостанавливается и возобновляется со дня задержания лица или его явки с повинной. Совершение же нового умышленного преступления в течение срока давности прерывает этот срок, и он начинает исчисляться со дня совершения нового преступления.

    Таким образом, умышленная преступная деятельность проходит ряд этапов в своём осуществлении: от замышления преступления до пользования его результатами. Стадиями же совершения умышленного преступления в уголовно-правовом смысле являются только приготовление к совершению преступления, покушение на преступление и оконченное преступление .

    Под стадиями совершения преступления признаются определенные этапы развития преступной деятельности, отличающиеся между собой по характеру совершения общественно опасного деяния, отражающего различную степень реализации виновным преступного намерения. В основу их выделения кладутся объективные критерии:

    • момент прекращения преступной деятельности;
    • характер совершенных деяний.

    Уголовное законодательство различает три стадии совершения преступления :

    1. приготовление к совершению преступления;
    2. на преступление;
    3. оконченное преступление.

    Приготовление к совершению преступления и покушение на преступление уголовным законодательством признаются неоконченным преступлением (ч. 2 ст. 29 УК РФ). В литературе они получили название предварительной преступной деятельности .

    Преступление признается оконченным , если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 29). Момент окончания преступления является различным и зависит от конструкции состава преступления.

    Приготовление к совершению преступления

    Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам (ч. 1 ст. 30 УК РФ).

    Приискание - любая форма приобретения средств или орудий совершения преступления:

    • средства приобретаются для совершения ненасильственных преступлений;
    • орудия - для совершения насильственных посягательств.

    Приобретение может быть осуществлено как законным (например, покупка, заимствование и др.), так и незаконным способом (например, хищение оружия и др.). Изготовление указанных средств и орудий предполагает их создание. При приспособлении имеющиеся предметы приводятся в такое состояние, которое, по мнению виновного, делает их пригодными для совершения преступления (из ружья делается обрез, из отвертки - заточка и т. д.).

    Приискание соучастников предполагаетих нахождение и вербовку, осуществляемую путем уговоров, угроз, шантажа, подкупа и т. д. Сговор на совершение преступления - это достижение соглашения между двумя или более лицами о совершении конкретного преступления. К иному умышленному созданию условий для совершения преступления можно отнести различного вида действия, создающие возможность совершения посягательства (например, разработка плана, устранение препятствий, изучение обстановки и т. д.). Неудавшиеся подстрекательство или , когда одно лицо склоняет другое совершить преступление, но последнее его не совершает, также следует относить к созданию условий для совершения преступления (ч. 5 ст. 34 УК РФ).

    Закон содержит примерный перечень действий, посредством которых могут быть созданы условия для совершения преступления. Дать их полный перечень практически невозможно.

    С субъективной стороны приготовление к совершению преступления может быть осуществлено только умышленно, на что прямо указано в законе, причем умысел возможен только прямой.

    Следовательно, рассматриваемая стадия возможна в умышленных преступлениях, имеющих материальный или формальный (например, приготовление к похищению человека) состав, совершаемых как путем действия, так и путем бездействия. Случаи приготовления к преступлению путем бездействия достаточно редки (например, обнаруженные излишки товара, образовавшиеся без участия лица, не представляются им к инвентаризации в целях их последующего хищения).

    Приготовление имеет самостоятельное уголовно-правовое значение только в том случае, если не перерастает в покушение или оконченное преступление в силу обстоятельств, которые не зависят от виновного. Оно характеризует незавершенное, незаконченное преступное поведение. Прерывается оно всегда вопреки воле лица, по независящим от него обстоятельствам. Эти обстоятельства могут быть различными, главное - они не должны быть связаны с добровольным прекращением преступных действий.

    Если в процессе приготовления к преступлению виновный совершает деяния, подпадающие под признаки состава другого преступления, то содеянное образует совокупность преступлений (например, похищается огнестрельное оружие, ответственность за которое предусмотрена ст. 226 УК РФ).

    Покушение на преступление

    Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам (ч. З ст. 30 УК РФ).

    Следовательно, суть этой стадии заключается в том, что она характеризует начало непосредственного совершения преступления, посягательство на охраняемый уголовным законом объект, частичное выполнение объективной стороны конкретного преступления . Если приготовление к преступлению выражается в создании условий для его совершения, то покушение - в деянии, непосредственно направленном на совершение преступления. При покушении лицо приступает к выполнению объективной стороны преступления.

    Из законодательного определения покушения можно вывести необходимые для его наличия объективные и субъективные признаки.

    К объективным признакам относятся:

    1. непосредственная направленность деяния на совершение преступления;
    2. незавершенность преступления;
    3. обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца, не зависят от воли виновного.

    Первый признак означает, что покушение - это начало совершения самого преступления, при котором происходит посягательство на охраняемый уголовным законом объект: он ставится под угрозу причинения ущерба либо такой ущерб ему частично причиняется.

    Покушение может осуществляться как путем действия, так и путем бездействия, которые представляют собой частичное выполнение объективной стороны конкретного преступления, описанного в статье Особенной части УК РФ. В этом случае начатый процесс либо не доводится до конца, либо не наступают общественно опасные последствия, являющиеся обязательным признаком объективной стороны преступления.

    Таким образом, от оконченного преступления покушение отличается тем, что на этой стадии совершения преступления нет:

    • преступных последствий, являющихся конструктивным признаков состава преступления;
    • деяние выполнено не полностью или осуществлены не все действия, входящие в объективную сторону преступления (первая ситуация имеет место, например, если при посягательстве на жизнь другого лица не наступает смертьпотерпевшего; вторая - когда, например, при желании совершить изнасилование лицо осуществило физическое насилие или угрозу его применения либо привело потерпевшую в беспомощное состояние, но не смогло вступить в половую связь).

    Незавершенность при покушении, следовательно, характеризуется прежде всего отсутствием всех необходимых признаков объективной стороны какого-то преступления, предусмотренного ст. Особенной части УК РФ.

    При покушении преступление не доводится до конца по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного. Как и при приготовлении, круг этих обстоятельств может быть очень широким, охватывающим различные факторы, в силу которых лицо не может завершить преступление, полностью реализовать преступный умысел (например; непригодность приготовленных средств и орудий, наличие непредвиденных или непреодолимых препятствий и т. д.). Случаи возникновения реальной опасности незамедлительного или неминуемого изобличения лица, начавшего совершать преступление, также относятся к этим обстоятельствам.

    Данный признак покушения позволяет отграничивать его от добровольного (ст. 31 УК РФ). Указанием закона на то, что преступление при покушении не доводится до конца по обстоятельствам, которые не зависят от воли лица, четко проводится грань между прерванным по таким факторам и добровольно прекращенным преступлением.

    Покушением может признаваться лишь умышленное деяние . Умысел при этом является только прямым . При косвенном умысле лицо не желает наступления общественно опасных последствий, оно не стремится к завершению преступления, а следовательно, не может и покушаться на него. Не может быть покушения при совершении неосторожного преступления.

    Верховный Суд РФ в своих решениях также неоднократно подчеркивал, что покушение на преступление совершается только с прямым умыслом (см. постановлениеПленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ РФ)»).

    Исходя из степени реализации преступного умысла, покушение принято делить на два вида - оконченное и неоконченное. В этом случае за основу выделения указанных видов рассматриваемой стадии совершения преступления берется субъективный критерий - представление самого виновного лица о степени завершенности преступления:

    • оконченное - когда лицо, по его убеждению, сделало все, что считало необходимым для совершения преступления, но оно тем не менее не было завершено по независящим от него обстоятельствам (например, был произведен прицельный выстрел, но жертва осталась жива; доза яда оказалась недостаточной для причинения смерти и т. д.);
    • неоконченное - если лицо не выполнило всех тех действий, которые, как оно полагало, были необходимы для окончания преступления.

    Деление покушения на оконченное и неоконченное имеет существенное практическое значение:

    1. Оконченное покушение, при прочих равных условиях, является, как правило, более общественно опасным. Оно может сопровождаться наступлением определенного вреда, который, как уже отмечалось, либо не достигает уровня преступных последствий, указанных в уголовно-правовой норме, либо носит иной характер (например, при покушении на жизнь человека может причиняться вред здоровью либо собственности - скажем, взрыв машины с целью лишения жизни жертвы). Данное обстоятельство требует учета при назначении наказания.
    2. Оконченное покушение близко стоит к оконченному преступлению, а в некоторых случаях даже примыкает к нему, поэтому по его признакам разграничиваются эти две стадии. Как уже указывалось, на стадии оконченного покушения отсутствует завершенность преступления, тогда как оконченное преступление характеризуется наличием в деянии лица всех признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ.
    3. Вид покушения влияет на решение вопроса о добровольном отказе от преступления.

    В теории уголовного принято также выделять негодное покушение . Оно характеризуется тем, что лицо:

    • допускает ошибку в свойствах объекта (предмета) преступления;
    • применяет средства и орудия, объективно неспособные обеспечить совершение преступления и реализацию умысла.

    Судебная практика такой вид покушения не выделяет.

    Подробнее

    Негодное покушение подразделяется на покушение на негодный объект и покушение с негодными средствами.

    Следует подчеркнуть, что объект не может быть негодным. О преступлении и о покушении как одной из его стадий можно говорить лишь в том случае, если деяние посягает на конкретные общественные отношения, взятые под охрану уголовным законом. Выражение «покушение на негодный объект» надо понимать как ошибку лица в наличии и свойствах предмета посягательства (например, во взломанном преступником сейфе не оказалось денег, похищенный драгоценный камень был фальшивым и т. д.). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и » указывается, что если виновный похитил непригодные к функциональному использованию огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, заблуждаясь относительно их качества и полагая, что они исправны, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение оружия (комплектующих деталей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств).

    Рассматриваемым видом покушения охватывается и ошибка в наличии потерпевшего (например, лицо стреляет в муляж, принимая его за своего врага).

    Покушение с негодными средствами имеет место тогда, когда лицо использует для совершения преступления средства и орудия, которые объективно, в силу своих свойств, не могут обеспечить его осуществление. Различаются абсолютно непригодные средства и средства, непригодные в конкретной ситуации. К числу первых относятся орудия и средства, которые ни при каких условиях не могут привести к реализации преступной цели (например, применение безвредного вещества вместо яда), к числу вторых - орудия и средства, применение которых при обычной ситуации приводят к преступному результату (например, оказавшееся неисправным огнестрельное оружие). К последним относится и использование негодного метода (способа) совершения преступления.

    По общему правилу, негодное покушение влечет уголовную ответственность, т.к. обладает всеми признаками «годного» покушения. Вместе с тем заведомо непригодные средства для достижения преступной цели, выбранные лицом в силу крайнего невежества либо суеверия (наговоры, ворожба, заклинания и др.), т.е. те, которые ни при каких обстоятельствах не могут привести к реализации его намерений, должны исключать уголовную ответственность в связи с отсутствием в такого рода «деяниях» объективной общественной опасности.

    Стадия покушения на преступление возможна в преступлениях:

    • с материальным составом, совершаемых путем действия или бездействия, - в абсолютном большинстве случаев (например, не имеет эту стадию злоупотребление должностными полномочиям - ст. 285 УК РФ);
    • с формальным составом, совершаемых путем действия - в том случае, если между началом и окончанием преступления есть определенный промежуток времени (при взяточничестве, изнасиловании и т. д.).

    Покушение невозможно в преступлениях, совершаемых по , в преступлениях с формальным составом, совершаемых путем действия, если первоначальный его акт образует оконченное преступление, и во всех случаях совершения преступления с таким составом путем бездействия.

    Общее положение об основании уголовной ответственности остается незыблемым и применительно к неоконченному преступлению (ст. 8 УК РФ). Следовательно, основанием уголовной ответственности за приготовление к преступлению и покушение на преступление является наличие деяния, содержащего признаки состава неоконченного преступления.

    Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому или особо тяжкому преступлению, понятие о которых дается в ст. 15 УК РФ.

    В соответствии с ч. 3 ст. 29 УК РФ действия виновного лица, совершившего неоконченное преступление, квалифицируются по статье Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за оконченное преступление, со ссылкой на ст. 30 УК РФ.

    Юридическим основанием наказуемости приготовления к преступлению и покушения на преступление являются положения ст. 60 УК РФ, регламентирующей общие начала назначения наказания. В частности, подлежат учету характер и степень общественной опасности совершенного преступления, а также характер и размер причиненного вреда. На их содержание оказывает влияние степень реализации преступного намерения. В связи с этим оконченное преступление опаснее покушения на преступление, а последнее - приготовления к преступлению. Данное обстоятельство должно находить отражение в виде и размере (сроке) назначаемого виновному наказания.

    Значение выделения видов неоконченного преступления заключается в том, что стадии обусловливают квалификацию содеянного, определяют его общественную опасность.

    УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

    УДК 343 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИЙ

    СОВЕРШЕНИЯ УМЫШЛЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

    Concept, Features, Types And Meaning of the Stages of Committing a Deliberate Crime

    К. Д. Николаев - заместитель начальника кафедры уголовного права Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент K. D. Nikolaev - Deputy-Chief of the Criminal Law Department of the Omsk Academy of the Russian MIA, Candidate of Legal Sciences, Associate-Professor

    Аннотация. В статье анализируются уголовно-правовое значение стадий совершения умышленного преступления, его признаки и виды.

    The author investigates the stages of committing a deliberate crime, its features and types from the aspect of criminal law.

    Ключевые слова: умышленное преступление, умысел, объективная сторона, уголовное право, виновный, стадии совершения умышленного преступления.

    Deliberate crime, intent, objective side, criminal law, guilty, stages of committing a deliberate crime.

    При совершении умышленного преступления виновному не всегда удается выполнить деяния, входящие в объективную сторону преступления, или достичь результата, к которому он стремился. Например, лицо, намереваясь совершить убийство, изучает маршрут, по которому обычно следует предполагаемая жертва, готовит орудие, которым собирается причинить смерть другому человеку, однако преступление пресекается сотрудниками правоохранительных органов, или виновный при совершении кражи чужого имущества был задержан во время изъятия

    материальных ценностей и ущерб собственнику не причинен.

    В теории уголовного права принято выделять стадии совершения умышленного преступления, или предварительную преступную деятельность. Стадия в русском языке означает период, ступень в развитии чего-нибудь. Поэтому под стадиями совершения умышленного преступления следует понимать этапы (периоды, ступени) развития преступления, различающиеся по степени общественной опасности и моменту завершения преступного деяния, отражающие полноту реа-

    Вестник Омской юридической академии. 2015. № 3 (28)

    лизации умысла лица совершить конкретное посягательство.

    Не следует воспринимать выражение «этапы развития преступления» буквально, в том смысле, что это обязательный период развития каждого преступления - от приготовления до момента его окончания. Говоря о стадиях, подразумевают различные самостоятельные формы реализации общественно опасных деяний, которые отличаются друг от друга по моменту, когда преступление было пресечено или по разным причинам прекращено.

    Выделяются следующие признаки, характеризующие стадии совершения умышленного преступления: 1) стадии - это определенные этапы (периоды, ступени) развития преступления; 2) стадии различаются по степени общественной опасности и по моменту пресечения или прекращения преступления; 3) стадии, относящиеся к неоконченному преступлению, имеют вынужденную прерванность; 4) стадии могут иметь место только в умышленных преступлениях; 5) стадии отражают полноту реализации умысла лица совершить конкретное преступление.

    Законодатель в ст.ст. 29, 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) закрепляет три юридически значимых стадии совершения умышленного преступления: 1) приготовление к преступлению (ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 30); 2) покушение на преступление (ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 30); 3) оконченное преступление (ч. 1 ст. 29).

    Первые две стадии именуются неоконченным преступлением. Его отличие от оконченного преступления проводится по двум критериям: объективному (незавершенность деяния) и субъективному (деяние не завершено по причинам, не зависящим от воли виновного). Неоконченное преступление характеризуется приготовительными действиями (приготовление к преступлению), или неполным выполнением деяния, составляющего объективную сторону конкретного преступления, или ненаступлением преступного последствия (покушение на преступление). В преступлениях, совершаемых по неосторожности, приготовление или покушение невозможны, так как лицо либо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение общественно опасных последствий своих деяний (ч. 2 ст. 26 УК РФ), либо не предвидело возможности наступления обще-

    ственно опасных последствий своих деяний (ч. 3 ст. 26 УК РФ).

    Каждая последующая стадия совершения умышленного преступления, более приближенная к моменту его окончания, характеризуется повышенной степенью общественной опасности в сравнении с предыдущей. Так, покушение на преступление более общественно опасно, чем приготовление к преступлению, но менее общественно опасно, чем оконченное преступление.

    Если преступление окончено (умысел лица полностью реализован), то каждая предыдущая стадия поглощается последующей и самостоятельного юридического значения не имеет. В этом случае приготовительные действия и деяния, совершаемые по ходу выполнения объективной стороны преступления (до его окончания), не влияют на квалификацию и не имеют значения при назначении наказания, если они не образуют самостоятельного преступления.

    Например, лицо с целью совершить разбой незаконно приобрело огнестрельное оружие и в последующем использовало его при совершении разбойного нападения. В этой ситуации приготовительные к разбою действия по незаконному приобретению оружия являются самостоятельным преступлением, предусмотренным ст. 222 УК РФ. Поэтому в данном случае квалификация действий виновного будет осуществляться в зависимости от обстоятельств содеянного, по совокупности соответствующих статей УК РФ.

    В теории уголовного права представлены и иные, отличные от выделенных законодателем, виды стадий совершения умышленного преступления: 1) возникновение (зарождение) умысла на совершение преступления; 2) обнаружение (провозглашение) умысла на совершение преступления; 3) деяния по созданию условий для совершения преступления в будущем (приготовление к преступлению); 4) деяния, непосредственно направленные на совершение преступления (покушение на преступление); 5) завершение (окончание) преступления.

    В уголовно-правовой науке длительное время оставался спорным вопрос о выделении в самостоятельную стадию обнаружение умысла на совершение преступления, под которым понимается проявление вовне намерения совершить определенное преступление, выраженное в устной, письменной или иной форме,

    без осуществления конкретных деяний по его реализации. Доминирующей в настоящее время в теории уголовного права является точка зрения, согласно которой обнаружение умысла не является стадией совершения преступления.

    Такая позиция вполне оправданна и достаточно обоснованна: во-первых, при обнаружении умысла не только не совершается преступление, но даже не создаются условия для его совершения; во-вторых, обнаружение умысла не приближает лицо к достижению преступного результата или завершению намеченных им деяний; в-третьих, при обнаружении умысла охраняемым уголовным законом объектам не только не причиняется вред, но даже не создается угроза причинения вреда.

    В тех случаях, когда обнаружение умысла обладает общественной опасностью само по себе, вне связи со стадиями совершения умышленного преступления, оно рассматривается уголовным законом как самостоятельное преступление -угроза. Так, ст. 119 УК РФ предусматривает ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; чч. 1, 2 ст. 296 - за угрозу в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования; ч. 1 ст. 318 - за угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (это так называемые составы угрозы).

    Уголовное право и криминология

    Подобные деяния с использованием угрозы являются оконченными преступлениями, так как обладают всеми признаками последних. Объективная сторона этих преступлений в законченном развитии выражается именно в угрозе. Виновный подлежит уголовной ответственности независимо от того, была ли угроза реализована или нет. Имеется общественная опасность угрозы в форме психического воздействия на потерпевшего, тогда как при обнаружении умысла она отсутствует.

    Выделение стадий совершения умышленного преступления имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям (ч. 2 ст. 30 УК РФ).

    Уголовно-правовое значение стадий совершения умышленного преступления заключается в том, что они служат: для определения степени общественной опасности деяния и виновного; дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания (ст. 66, ч. 2 ст. 69 УК РФ); правильной квалификации преступления: неоконченное преступление квалифицируется по соответствующей статье Особенной части УК РФ со ссылкой на ч. 1 ст. 30 УК РФ (приготовление) или на ч. 3 ст. 30 УК РФ (покушение); решения вопроса об освобождении от уголовной ответственности (ч. 2 ст. 30, ст. 31 УК РФ) и наказания.

    Краткое описание

    Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования нами определены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие конфликта, его психологическую характеристику и причины возникновения.
    2. Выявить особенности детских конфликтов в старшем дошкольном возрасте.
    3. Провести эмпирическое исследование с целью определения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста.
    4. Реализовать на практике систему занятий по развитию навыков бесконфликтного поведения в игровой деятельности.
    5. Определить эффективность системы занятий по развитию навыков бесконфликтного поведения в игровой деятельности.

    Введение…………………………………………………………………………..3
    Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
    1.1. Понятие конфликта, его психологическая характеристика и причины возникновения…………………………………………………………………….8
    1.2. Особенности детских конфликтов в старшем дошкольном возрасте…...16
    1.3. Специфика условий, создаваемых для развития навыков бесконфликтного поведения детей……………………………………………..26
    Глава 2. Экспериментальное исследование развития навыков бесконфликтного поведения средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
    2.1. Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….30
    2.2. Развитие навыков бесконфликтного поведения старших дошкольников в игровой деятельности............…………………………………………………36
    2.3. Оценка эффективности организации игровой деятельности для развития навыков бесконфликтного поведения………………………………………… 49
    Заключение……………………………………………………………………...55
    Список литературы……………………………………………………

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    Наблюдение показало, что в обследуемой группе дети использовали два способа разрешения конфликта: конструктивный и деструктивный. В обследуемой группе преобладал деструктивный способ, то есть дети предпочитали силовые методы решения конфликта, например, разрушали игру или применяли физическую силу (Артем Ш.) В большинстве случаев дети прибегали к вмешательству взрослого, например, Маша С.: «Мы сейчас позовем воспитательницу, она тебя накажет». Некоторые дети применяли уход от ситуации, например, Денис В.: «Я лучше не буду с вами играть, я буду играть один».

    Конструктивные способы разрешения конфликта использовались очень редко. Только Катя М. старалась сгладить конфликт в игре, пытаясь найти решение, приемлемое для всех, например: «Давайте сначала послушаем, во что другие дети хотят играть и будем тогда играть».

    Наблюдение показало, что в обследуемой группе конфликтные ситуации в процессе игры возникали довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными. Как правило, в конфликты были вовлечены некоторые дети, которые, либо сами их провоцировали (Артем Ш.), либо выступали в качестве противоположной стороны, защищая свои интересы (Денис В., Маша С.) В конфликтах участвовали в основном лидеры группы и отверженные, так как в игровой деятельности сталкивались их интересы и возможности.

    Методика «Картинки» (Калинина Р.Р).

    Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации.

    Материал: сюжетные картинки

    • Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
    • Девочка сломала у другой девочки её куклу.
    • Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
    • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

    Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

    Критерии и оценка результатов: в качестве критериев оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:

    • избегание конфликтной ситуации;
    • агрессивное решение конфликтной ситуации;
    • вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
    • продуктивный способ решения конфликтной ситуации.

    В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество способов, мы определили, какой из них наиболее характерен для каждого ребенка. Результаты выполнения данной методики представлены в Таблице 1.

    Таблица 1 Отношение детей к конфликтной ситуации (констатирующий этап эксперимента)


    Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступили 6 (30%) испытуемых. Агрессивных решений конфликтов тоже было много в детских ответах у 6 (30%) испытуемых. Вербальная реакция на конфликт преобладает у 7 (35%) испытуемых, продуктивный способ решения выбрал только 1 (5%) испытуемый. Интересны были ответы детей, например,

    Катя Г.: «Если меня не принимают играть, я буду играть без них, у меня есть игрушки свои»; Денис В. «Я от них убегу, они плохие, не буду с ними связываться». Наиболее характерными были ответы детей обследуемой группы по основным способам реагирования на конфликтную ситуацию можно представить следующим образом:

      • Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).
      • Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться камнями, заставлю чинить).
      • Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).
      • Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).

    Количественные результаты констатирующего этапа представлены в Приложении 1.

    На основании результатов констатирующего этапа эксперимента мы условно отнесли детей к одному из уровней конфликтного поведения. К низкому уровню конфликтности поведения мы условно отнесли 7 детей (35%). Эти дети характеризуются как не конфликтные, спокойные, они стараются со всеми поддерживать нормальные отношения, легко идут на контакт. Если возникает конфликт, они стараются решить его продуктивно, либо вербально. К среднему уровню мы условно отнесли 8 детей (40%). В процессе общения со сверстниками они не провоцируют конфликты, легко идут на контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. Однако в процессе игры у них возникают конфликты по поводу выбора роли или нарушения правил игры. Эти дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, либо избегая его, либо обращаясь за помощью к взрослому. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. К высокому уровню конфликтного поведения мы условно отнесли 5 детей (25%). В процессе взаимодействия со сверстниками эти дети часто сами провоцируют конфликты, особенно в игре, применяют физическую агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила, отнимают игрушки, конфликтуют по поводу распределение ролей в игре. Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента подтверждает необходимость организации работы с детьми, направленной на развитие навыков бесконфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

    2.2. Развитие навыков бесконфликтного поведения старших дошкольников в игровой деятельности

    Исходя из гипотезы и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили следующую цель формирующего эксперимента: реализация на практике системы занятий по развитию у детей навыков бесконфликтного поведения. Содержанием работы на формирующем этапе было создание следующих условий: -организация и проведение интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у старших дошкольников, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей; -обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; -использование психогимнастических этюдов направленных на формирование мотивов позитивного поведения. Формирующая работа проводилась с детьми старшей группы в количестве 20 человек. Формирующая работа проводилась с детьми по подгруппам (по 10 человек) и индивидуально. Время проведения – вторая половина дня. Индивидуальная работа проводилась по мере необходимости с теми детьми, которые требовали дополнительного воздействия, либо не могли конструктивно работать в группе с другими детьми. В начале формирующего эксперимента мы провели с детьми интерактивные игры с целью формирования конструктивного поведения и предупреждения конфликтного поведения у старших дошкольников. При проведении игр мы решали следующие задачи: обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов; упражнять детей в применении ценных этических норм взаимоотношений; учить детей использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; учить проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; учить принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации. В ходе проведенных нами игр дети имели возможность получить новые впечатления, приобрести социальный опыт и общаться друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни в детском саду. После проведения каждой игры детям предлагалось проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Вначале экспериментатор сам предлагал детям игры и активно в них участвовал, затем дети сами выражали желание поиграть в определенные наиболее понравившиеся игры. При организации интерактивных игр мы обращали внимание на организацию времени, так как детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Игровое время распределялось таким образом, что дети имели возможность высказаться и послушать других детей. Комплекс интерактивных игр включал в себя следующие блоки:

    1.Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество.

    2.Блок интерактивных игр на обучение эффективным способам общения.

    3.Блок интерактивных игр, отражающих притязание на социальное признание.

    4.Блок интерактивных игр, направленных на снятие конфликтности.

    Рассмотрим более подробно и проанализируем игры по каждому блоку.

    Первый блок.

    2.3.Оценка эффективности организации игровой деятельности для развития навыков бесконфликтного поведения

    Цель: определение эффективности проведенной формирующей работы на основании анализа результатов повторного обследования детей. На данном этапе опытно-экспериментальной работы нами были использованы те же методики, что и на этапе констатации:

      • Методика «Наблюдение» (в игре) (Анжарова А.И).
      • Проективная методика «Картинки» (Калинина Р.Р).

    Анализ результатов проведения повторного обследования дошкольников по определенным нами критериям показал следующее.

    Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова)

    Наблюдение за игровой деятельностью детей показало, что дошкольники предпочитают играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры. Именно в процессе игр у детей возникает наиболее активное межличностное взаимодействие. Дети предпочитают играть небольшими группами. Мы отмечаем, что не только лидеры группы проявляют инициативу при организации игры, но и те дети, которые ранее были застенчивыми и предпочитали играть в одиночку. Что касается остроты конфликтов, то наблюдение показало, что конфликты детей не являются острыми и длительными. В разрешении конфликтов большую роль стал играть не только воспитатель, что было характерно для констатирующего эксперимента, но и сами дети стались самостоятельно разрешать конфликты. Снизилось общее число конфликтов по поводу игры у детей обследуемой группы. Конструктивные способы разрешения конфликта стали использоваться детьми гораздо чаще, чем на этапе констатации. Методика «Картинки» (Калинина Р.Р). Результаты выполнения методики представлены в таблице 2.

    Таблица 2.Отношение детей к конфликтной ситуации (контрольный этап).


    Из таблицы 2 видно, что у детей стал преобладать конструктивный способ разрешения конфликтных ситуаций, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Не выявлено детей, которые предпочитают агрессивные способы разрешения конфликтов.