Конспект занятие по развитию речи в старшей группе. Работа по развитию речи в старшей группе детского сада, основанная на требованиях фгос

Тема «Магазин игрушек»

для детей подготовительной к школе группы

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

    Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков и т.д.). («Речевое развитие»)

    Формирование умения старших дошкольников составлять описательные рассказы о предмете с помощью опорной схемы-плана. («Речевое развитие»)

    Развитие слухового и зрительного внимания, мыслительных процессов (классификации, обобщения). («Познавательное развитие»)

    Воспитание бережного отношения к игрушкам, навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. («Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приемы :

Практические: игра-ребус, игра «Цепочка игрушек», игра «Магазин», дидактическая игра «Угадайка», динамическая пауза, игра «Расставь по порядку».

Наглядные: демонстрация мультимедийной презентации

Словесные: рассказы детей об игрушках по схеме; беседа; чтение стихотворения, проговаривание скороворки.

Материалы и оборудование: экран, ПК, игрушки из разных материалов: погремушка, мяч, плюшевый заяц, кукла, машина; план-схема; молоточек; мяч; слайды презентации к занятию.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза

Цель: развивать двигательную активность детей,

развивать умение сочетать слово с движением.

Игровая

Игра в кругу «Такие разные игрушки»

Цель: обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета

Игра «Цепочка игрушек»

Цель: формировать умение определять последнюю букву в слове и называть слово на эту букву, развитие слухового внимания

Игра ««Расставь по порядку»»

Цель: развитие зрительного внимания, мыслительных процессов

Познавательно-исследовательская

Дидактическая игра «Угадайка»

Цель: формировать умение угадывать предметы по описанию, обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков и т.д.)

Игра-ребус

Цель: формирование навыка угадывать ребусы, определять первую букву в слове.

Коммуникативная

Беседа об игрушках, правилах обращения с ними.

Цель: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать связную речь, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки».

Игровая ситуация «Магазин»

Цель: формирование навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, умения работать в парах

Восприятие

(художественной литературы и фольклора )

Чтение стихотворения, обсуждение

Цель: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением формирование, воспитание бережного отношения к игрушкам

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель «разговаривает по телефону». Сообщает, что Незнайка приглашает на день рождения. Предлагает угадать, как называется магазин, в котором они будут выбирать подарок, разгадав ребус.

Слушают, принимают приглашение Незнайки. Рассматривают слайд. Отгадывают ребус

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

Сформирован навык угадывать ребусы, опреде-лять первую букву в слове.

Предлагает поиграть в игру «Такие разные игрушки»

Внимательно слушают, анализируют. Называют прилагательные, характеризующие признак игрушки по материалу, из которого они сделаны.

Обогащен словарный запас детей прилагательными

Приглашает в магазин «Игрушки»

Игра «Цепочка игрушек

Анализируют, определяют первую и последнюю букву в слове. Называют игрушки.

Сформировано умение опреде-лять последнюю букву в слове и называть слово на эту букву.

Воспитатель предлагает детям найти игрушки на полке.

Внимательно слушают. Анализируют задание. Называют игрушку. Дают полные ответы на вопрос воспитателя.

Созданы условия для связной речи детей, активиз-ации словаря детей, развития слухового и зри-тельного внима-ния, мыслитель-ных процессов

Динамическая пауза.

Проговаривают слова, выполняют движения в соответствии с текстом

Есть у нас игрушки: (Хлопки).

Созданы условия для удовлетво-рения базовой детской потреб-ности в движе-нии, снятия статического напряжения, развития умения сочетать слово с движением.

Предлагает разделиться на пары и поиграть в дидактическую игру «Угадайка» (описание игрушек детьми с помощью плана – схемы) Побуждает детей к активизации речевой деятельности.

Делятся на пары (один ребенок продавец, другой покупатель). Проговаривают скороговорку. Составляют рассказ об игрушке по схеме. Угадывают игрушку по описанию.

Обогащен словарный запас детей прилага-тельными, обо-значающими признаки предмета (формы, величины, цвето-вых оттенков и т.д.), сформиро-ваны навыки культурного общения, сотруд-ничества, взаимо-действия, умения работать в парах

Воспитатель читает стихотворение. Беседует о правилах обращения с игрушками.

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы полным предложением.

Сформирован навык активного слушания, ответов на вопросы полным предложением

Воспитатель предлагает поиграть в игру. Игра «Расставь по порядку»

Дети играют. Запоминают расположение игрушек и стараются поставить их правильно.

Созданы условия развития зрительного внимания, мыслительных процессов

Воспитатель предлагает возвратиться в детский сад. Спрашивает, что нового узнали? Что понравилось? Предлагает в свободное время поиграть в мультимедийную игру.

Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями

Сформирован интерес к использованию знаний об игрушках.

Итоговое мероприятие : досуговое мероприятие «В гостях у Незнайки»

Ход образовательной деятельности:

Раздаётся телефонный звонок.

Воспитатель отвечает по телефону:

Добрый день!

Незнайка! Ребята, нам звонит Незнайка.

Я вас внимательно слушаю.

День рождения! Нас приглашают на день рождения. Вы принимаете приглашение?

Да, да, мы согласны, ждите нас в назначенный день.

Спасибо за приглашение. До свидания!

Ну что, мы только что приняли приглашение. Надо собираться. Только без подарков на день рождения не ходят. Все любят подарки. А в каком магазине мы будем выбирать подарки Незнайке, вы узнаете, отгадав ребус.

«Зашифрованное слово» (Слайд 1)

Нужно по первым звукам названий картинок узнать зашифрованное слово. (Дети отгадывают слово «Игрушки»), детская мультимедийная презентация «Игрушечный магазин».

Воспитатель: Давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Итак, на день рождения мы подарим Незнайке игрушки. Игрушки бывают разные. Давайте вспомним какими?

Игра с мячом «Такие разные игрушки»

Воспитатель, стоящий в кругу бросает мяч и задает вопрос. Дети отвеают и возвращают мяч воспитателю.

Игрушка из дерева какая? (деревянная)

Игрушка из железа какая?

Игрушка из резины какая?

Игрушка из глины какая?

Игрушка из кожи какая?

Игрушка из железа какая?

Игрушка из пластмассы какая?

Игрушка из плюша какая?

Игрушка из стекла какая?

Игрушка из олова какая?

Воспитатель: Вот, какие разные бывают наши игрушки.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в магазин «Игрушки» и выбрать подарок для нашего именинника.

Раз, два, три – покружись,

В игрушечном магазине окажись!

Посмотрите, сколько много игрушек продается в магазине! Как бы нам не запутаться! Разглядим все игрушки внимательно.

Игра «Цепочка игрушек». (Слайд 2)

Я назову название игрушки, на какой звук заканчивается слово, на такой звук и называете следующее название игрушки. Например: Кубик - конструктор - робот - трактор – рыбка.

Воспитатель: Всем продавцам в магазине нужно быть внимательными, чтобы найти ту игрушку, которую выбрал покупатель.

Давайте мы с вами тоже постараемся определить, где находятся игрушки.

Что стоит на верхней полке справа? (улитка-пирамидка) (Слайд 3)

Какая игрушка стоит слева от кораблика? (мяч)

Какая игрушка стоит между матрёшкой и мишкой? (кубики)

Вот игрушки стали в ряд

Слушать и задание выполнять умело. (Слайд 4)

Кто правильно назовёт игрушку, тот будет водящим. Сначала водящей буду я. Слушайте внимательно, сколько раз я стукну молоточком и сосчитайте слева столько предметов.

Воспитатель: Все игрушки разглядели, давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика

Есть у нас игрушки: (Хлопки).

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный, Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой).

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: Пора выбирать те, которые подарим. Подойдём к витрине поближе. Как же мы будем покупать игрушки без денег? (дети предлагают свои варианты ответов)

В этом магазине, нужно подробно и интересно рассказать продавцу об игрушке, чтобы её купить. Я вам предлагаю поиграть, разделимся на пары. Договоритесь, кто из вас покупатель, а кто - продавец. Рассказ свой начните со слов «Я хочу купить», укажите ее размер, цвет, форму и т.д. Поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех её элементов). (Слайд 5)

1. Название игрушки.

4. Строение (составные части).

5. Какая на ощупь, из какого материала сделана, размер.

6. Способ использования.

Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку.

Для того, чтоб четко и ясно рассказать описать игрушку, давайте потренируем наши язычки: быстро и отчетливо произнесите скороговорку:

Расскажите про покупки! Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

Воспитатель: Напоминаю, чтобы купить игрушку, нужно выполнить условие: не называть игрушку, а описать, при этом смотреть на игрушку не нужно. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберём

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим.

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

О чём это стихотворение?

Как нужно относиться к игрушкам? (беречь, не ломать, не бросать, прибирать, убирать на свое место и т.д.).

Хотите ещё поиграть с игрушками?

Игра «Расставь по порядку» Педагог раскладывает в определенном порядке игрушки. Просит внимательно рассмотреть все и обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал «Поиграли - игрушки на место убрали», поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

Возвращение из магазина.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад.

Раз, два, три – покружись,

В детском садике окажись!

Как вы думаете, Незнайка будет доволен нашими покупками? Сегодня вы узнали как интересно и сложно работать продавцом.

Что вам понравилось сегодня больше всего? Что нового узнали? В свободное время вы сможете поиграть в мультимедийную игру «Что лишнее?»

Ребята забирают свои игрушки и уходят в группу.

Презентация «Игрушечный магазин»






Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитательные задачи: Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;

Развивать потребность к культурному общению.

Развивающие задачи : Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);

Образовательные задачи : учить отвечать на вопросы полными ответами.

Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», колокольчики, машина на пульте управления.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

С ейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем « Здравствуйте » руками !

Скажем « Здравствуйте » ногами!

Скажем « Здравствуйте » глазами !

Скажем « Здравствуйте » мы ртом – Станет радостно кругом!

Ребятки,я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик,слышите как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться. Ну чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе,ты Даша позвони в большой колокольчик.

Воспитатель: А теперь я проверю,действительно помогли нам колокольчики,или они старались зря.

Речевая разминка:

Да-да-да наступили холода.

За-за-за пришла зимушка зима.

Оз-оз-оз на улице крепкий мороз.

Ам-ам-ам гости пришли к нам

Да действительно, мои помощники -колокольчики,старались не зря.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Только никому об этом не говорите. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.)

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка. Детям в руки даю большие воздушные шары) .

Закройте, пожалуйста,глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (здесь капельки воды, долетают и до детей) - Эмоциональная разрядка.

2. Основная часть.

Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. Наверно жители страны думали,что дети придут сюда невоспитанные,которые не правильно разговаривают, и они в страну красивой речи не хотят никого пускать.

Игра «Паутинка добрых слов»

Дети разматывая клубок, передают его друг другу,при этом каждый называет какое-то «доброе слово»

Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов что на душе стало тепло и хорошо, а вам? Не зря «ОТ ТЕПЛОГО СЛОВА «СПАСИБО» -

РАСТАЕТ ДАЖЕ ЛЕДЯНАЯ ГЛЫБА»

И наш замок тоже не выдержал,открылся. Ой ребята,а нас здесь Набережная нашего, любимого города Мамадыш. Красиво здесь ребята, но чего - то не хватает, солнышко не хватает, света.

(Приезжает машина на пульте управления,маленький персонаж сидит в машине с письмом в руках) .

Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:

Все, что есть у нас: наша красивая, волшебная страна, поля, и леса, и дорожки, солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.

Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого, яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

1. задания:

Ребята фотограф запутался,он хотел сделать семейную фотографию, а рассадить членов семьи он не может.Давайте ему поможем. Дети по одному называют членов семьи.(на слайде они выходят). Посмотрите, солнышко наше заулыбалось и теперь у нас стало уютнее. Ребята,наш прекрасный город,нашу любимую Набережную построили наши родители,дедушки и бабушки, наши дяди и тети. И я уверена, что когда вы станете большими,вы тоже будете стараться чтоб ваш город стал еще больше и красивее.

Игра фантазия « Мешочек мечтаний»

(Воспитатель дает детям мешочек )

Давайте от всего сердца помечтаем о том, что я сделаю для родного города когда стану большим. (рассказы детей)

Я верю, что ваши мечты сбудутся, что вы всегда будете любить и помнить « милый сердцу уголок», для которого вы мечтаете сделать столько хорошего и прекрасного. Я предлагаю вам подойти к эскизу нашего города и вы на свое усмотрение украсите его. Сделать город как вы и мечтали более красивым и уютным

(дети подходят к плакату и украшают его разными насаждениями из цветов, деревьев, зданий).

Какие вы молодцы, в нашем городе Мамадыше появилась еще одна улица. Как же мы ее назовем? (Улица Будущего) .Мамадыш стал еще больше и красивее.

Пальчиковая игра« Люблю по Мамадышу я шагать...».

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Люблю по Мамадышу я шагать,

Люблю смотреть,

Набережная – раз (на каждое название загибают по одному пальцу),

Советская – два,

Три – фонтан-красавец,

А четыре – наш ДК

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю,

Шесть – в ледовый я хожу,

Там с ребятками дружу.

Семь, конечно, наш детсад,

Каждый побывать в нем рад!

Восемь – детская площадка – Здесь качели и лошадка.

Девять – это магазин, Много ярких в нем витрин.

Десять – из-за поворота вижу школьные ворота.

Очень любим мы наш город (разжимают кулачки),

Он красив и вечно молод.

(Мальвина заходит в руках указка, показывая картинки с УМК,задавая вопросы гостям, идет и видит детей,подходит )

- Ну вот же, все хотят заниматься,а Буратино,как всегда,спрятался куда то,(посматривая по сторонам).Так охота кого нибудь поучить.Вы не видели его. Ну и ладно,пусть останется незнайкой. Тогда я вас поучу.

В стране Красивой речи живут удивительные дети,они любят играть в эту игру, а мне интересно вы справитесь с заданием.

Дидактическая игра:

«Назови одним словом»

Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.

Диван, стул, стол, кровать, шкаф.

Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

Набережная, ДК, Олимп, Советская.

А, б, в, п.

Повар, шофер, плотник, продавец, врач.

1, 2, 4, 5, 7, 8, 0

Мальвина:

- Я так и думала что в страну Красивой речи попадают только умные и старательные дети.Пойду я все таки, и найду Буратино и заставлю его заниматься. Ой чуть не забыла,у меня для вас есть бесплатные, пригласительные билеты. Вы можете пригласить в нашу страну своих мам, пап, дедушек и бабушек, ну вообщем кого захотите.(уходит)

Воспитатель: - А мы с вами покатаемся на волшебной карусели. Дорогие мои ребятки, детям нельзя без родителей далеко ходить, поэтому вы приходите на Набережную со взрослыми да? (Вос-ль спрашивает детей. –Маша ты с кем пришла на карусели?С мамой. Артем ты с кем пришел на Набережную? Данил а ты с кем будешь кататься?

Дидактическая игра: «Скажи ласково».

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

Дочь - доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

(Загорается гирлянда)

Вос-ль:- Посмотрите дети мы с вами своей красивой,правильной речью, душевными словами растопили злое сердце волшебника и он расколдовал нашу страну Красивой речи. Теперь жители страны могут жить спокойно, не бояться и радоваться что к ним приходят в гости такие умницы как вы. Давайте мы тоже превратимся в волшебников, только не злых!а в добрых и сделаем так,чтоб наша страна не только засияла, но и зацвела.Я вам в этом помогу. Сделаем чудесные тюльпаны,которые украсят нашу страну Красивой речи.

(Делают оригами цветы тюльпаны и старят на набережной)

Смотрите,дети как у нас здесь красиво стало. Пусть сюда приходят дети,и если они пришли грустные, то волшебной стране станет весело, и они уйдут веселыми, кто не умел красиво правильно говорить,тот заговорит красиво и правильно, а кто не улыбался,тот заулыбается, кто придет больным поправится, Добро пожаловать.

5. Итог.

Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо! »

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось. Спасибо Мои дорогие ребятки,Вы у меня самые умные, самые хорошие!


Открытое занятие в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»

Конспект открытого занятия в старшей группе

Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы

Задачи: Образовательные:

Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев;

Развивающие:

Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.

Воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Дети входят под песню «В гостях у сказки»

Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте покажем, как мы приветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Скажите, а вы любите сказки? (ответы детей) Какие ваши любимые сказки? Предлагаю вам ненадолго оставить детский сад и отправиться в сказочную страну. А на чем можно отправиться? У меня есть ковер самолет. Становитесь все скорей.

Звучит песня «Ковер самолет»

Дети встают на ковер и закрывают глаза.

Отправляемся друзья

В чудо сказку - вы и я. (одеваю платок)

Вот мы и прилетели! Посмотрите здесь какой-то сундучок. Как вы думаете что в нём? Давайте посмотрим что там лежит! Дети по очереди вынимают предметы из сундучка и называют с каким героем и с какой сказкой ассоциируется этот предмет (– золотой ключ (Буратино, яйцо («Курочка-Ряба», пирожок («Маша и медведь», стрела («Царевна-Лягушка», аптечка («Доктор Айболит», тесто («Колобок», миска («Три медведя», домик («Теремок») синий шарик (Вини Пух), скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка) , самовар (Муха Цокотуха) .

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, - на каждое название сказки загибаем

Колобок – румяный бок поочередно пальчики

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши)

Звучит музыка

Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга: Здравствуйте ребятишки! Узнали меня?

Ну конечно я Баба-Яга, а вы кого ждали? Наверно Василису Прекрасную!

(радостно и насмешливо) : Ха-ха-ха! Вы слышали новость? Змей Горыныч решил всех героев переловить, в свою пещеру утащить и никому больше не отдать. Некоторых поймал, а другие сами разбежались, попрятались. А меня и разбойников – злодеев оставил – мы же вредные, да противные.

Случилась беда, а ты, Баба-Яга, радуешься! Нужно спасать сказочных героев! Верно, ребята? Пойдем с нами, покажешь путь, поможешь.

Баба-Яга: Ну да, конечно! Чтобы меня Змей Горыныч тоже заточил под замок? Нет уж! Хотя, мне среди разбойников скучно… Но помогать вам не буду – сами справляйтесь!

Ну что же, тогда пойдем мы на помощь сказочным героям!

Убегая Баба-Яга роняет листочки. Поднимаем, разглядываем.

Ребята, да это же страницы из книг, картинки с изображением сказочных героев разорванные на части. Надо бы их собрать. Вот и узнаем, кого Змей Горыныч поймал.

Дети собирают обрывки и складывают их в целую картинку.

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело)

Кто у вас получился? А из каких сказок эти герои?

Змей Горыныч перепутал названия сказок. Надо их исправить.

«Гадкий котенок».

«Три волчонка».

«Солнечная королева»

«Петушок Ряба»

«Иван – царевич и зеленый крокодил».

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Царевна-индюшка»

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

"Зеленая шапочка»

"Кот в валенках"

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПО СКАЗКЕ

Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Предлагаю отправиться в сказку три медведя.

Три медведя шли домой (ходьба на месте)

Папа был большой – большой, (поднять руки вверх, встать на носочки)

Мама с ним, поменьше ростом, (руки, согнутые в локтя,. перед грудью)

А сынок – малютка просто (присесть)

Очень маленький он был, (покачивания из стороны в сторону)

С погремушками ходил (как бы погреметь погремушкам)

У некоторых сказочных героев двойные имена. Я буду называть первую часть имени, а вы должны вспомнить вторую.

1. Домовёнок (Кузя)

2. Василиса (Прекрасная)

3. Старик (Хоттабыч)

4. Почтальон (Печкин)

6. Синьор (Помидор)

7. Мышка (норушка)

8. Лисичка (сестричка)

9. Лягушка (квакушка)

10. Дядя (Фёдор)

11. Кащей (Бессмертный)

12. Старуха (Шапокляк)

13. Крокодил (Гена)

14. Крошечка (Хаврошечка)

15. Сестрица (Алёнушка)

Змей Горыныч не только путает все наши сказки но и вредит героям. Вот он перепутал все зернышки, которые перебирала Золушка. Но мы не бросим ее в беде. Давайте поможем Золушке чтобы она не опоздала на бал.

Дети раскладывают зернышки под «Песню Золушки»

Отгадайте про кого эта загадка?

Хоть он был без рук и ног,

Но сбежать из дома смог.

Волк и заяц, и медведь

Не смогли за ним поспеть.

Но лисичка знает дело -

Быстро "Ам" его и съела.

(Колобок)

Что-то давно я не встречала Колобка. А вы? Надеюсь Змей Горыныч не причинил ему никакого вреда.

Психогимнастика:

Покажите, какие толстые щечки у Колобка (дети надувают щеки) .

Покажите с помощью рук, как катится Колобок.

А теперь плавно вдохните носиками воздух, надуйте животик, чтобы он был таким же круглым, как и бочок у Колобка.

А теперь изобразите сначала грустного, а потом веселого Колобка.

Давайте о колобке скажем, какой он (дети передают Колобка друг другу и придумывают прилагательные) .

Вот как много слов о Колобке мы сказали! (дети садятся на стульчики) .

Как вы знаете, в сказках хорошие персонажи, а есть плохие. На кого из героев сказки вы бы хотели быть похожи? Почему? (Ответы детей) .

– У меня есть волшебная палочка! С ее помощью мы превратим отрицательные черты характера в положительные.

Лживый – правдивый

Трусливый – храбрый

Злой – добрый

Жадный – щедрый

Ленивый – трудолюбивый

Глупый-умный

Слабый-сильный

Грязный-чистый

(Музыкальная викторина)

4. Песня Буратино (Финал)

5. Песенка козы (сказка семеро козлят).

6. Песенка Карлсона

7. Песенка Вини Пуха

Мы сегодня не просто побывали в сказках, мы сделали много добрых дел. Мы помогли героям сказок. Кому мы с вами помогли? (ответы детей) .

Ну а теперь нам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр- самолёт и он отвезёт нас в детский сад.

1, 2, 3 взлетаем, снова глазки закрываем

вот и в группе мы опять,

можно глазки открывать (снимаю платок сказочницы)

Я хочу пожелать, чтобы вы выросли такими же

Удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,

Добрыми, как Емеля

Обаятельными, как Чебурашка,

Хозяйственными, как Матроскин,

Трудолюбивыми, как Золушка,

Находчивыми, как Кот в сапогах.

В каких сказках мы с вами побывали?Ребята, вы всегда сможете встретиться с любимыми сказочными героями на страницах книг. А сейчас я хочу подарить вам памятные сувениры – книги с вашими любимыми героями!

Красивая, развитая речь - это необходимое условие гармоничной социализации ребёнка, его комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения хороших и отличных результатов в учёбе. Непринуждённое и грамотное владение словом является важнейшим инструментом для развития мышления, творческой свободы самовыражения, разностороннего познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться правильно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в обществе. Далее подробно разъясним, каким образом следует строит работу по развитию речи у детей старшей группы согласно ФГОС.

Требования ФГОС, касающиеся развития речи в старшей группе детского сада

Работа по речевому развитию - многогранный творческий педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленный на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи (умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие).

Направления развития речи:

  • структурное - становление и развитие звуковой культуры речи, а также умения выстраивать грамматические конструкции предложений;
  • функциональное - совершенствование речевого общения, формирование монологической и диалогической речи;
  • познавательное - обогащение лексических понятий, представлений об окружающем мире.

В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности

Программные требования

Для государственных и частных образовательных организаций ФГОС сформулировал перечень программных требований, относящихся к области речевого развития:

  • Обогащение словарного запаса.
  • Соответствующее возрасту владение речевыми навыками как инструментом общения и освоения общекультурных ценностей.
  • Формирование логически последовательной, осмысленной и стройной речи, грамматически верно выстроенных диалогов и монологов.
  • Развитие умения внимательно слушать, запоминать персонажей, сюжетную линию и улавливать общий смысл сказок и детских литературных произведений.
  • Формирование навыков пересказа, эмоционального обыгрывания диалогов, составления самостоятельного короткого описательного рассказа о каком-либо явлении или объекте природы, основываясь на собственных наблюдениях и знаниях.
  • Обучение эмоциональной передаче смысла и выразительному чтению стихотворений наизусть.
  • Целенаправленная работа по расширению кругозора знаний о предметах, знакомство со словами, обозначающими свойства предметов (цветовые оттенки, форма, размер, качество материала и т. д.), понятия пространственно-временной системы координат.
  • Введение в лексикон обобщающих понятий, развитие умственных операций систематизации и классификации.
  • Пополнение словарного запаса словами, отражающими человеческие отношения, эмоции, психологические состояния.
  • Совершенствование грамматического построения предложения, использование простых распространённых грамматических конструкций с однородными определениями, обстоятельствами и дополнениями, а также сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Одна из основных задач, которые стоят перед дошкольником - это развитие речи и общения, включающее выработку чёткого и ясного произношения звуков и слов, обогащение и расширение словарного запаса

Осуществляет работу по совершенствованию речевых навыков старших дошкольников, как правило, воспитатель в процессе базовых плановых занятий по развитию речи, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут. Однако по факту стимулируемая педагогом работа над речевыми навыками происходит и в процессе других занятий, а также общения и игр в группе. Широкий кругозор, логическое мышление, эстетическое восприятие мира способствуют становлению образной, лексически богатой и грамматически правильной речи.

В случае обнаружения у ребёнка во время логопедического обследования (прежде всего детей 5–6 лет, остальных воспитанников в течение года) речевой патологии коррекционные занятия будет проводить учитель-логопед.

Задачи по речевому развитию, которые должны быть достигнуты к концу учебного года

Задачи:

1. Совершенствование монологической формы речи, развитие речевого творчества. Монологические умения позволяют:

  • связно, самостоятельно пересказывать литературные произведения, передавая диалоги и указывая на характеристику героев сюжета;
  • на основе серии сюжетных картинок составлять последовательные изложения с указанием места и времени события, соблюдением структуры повествования;
  • составлять более сложные и развёрнутые рассказы по картинке с добавлением предшествующих и последующих событий, которые являются плодом творческого воображения ребёнка.

Важнейшей задачей речевого развития старших дошкольников является совершенствование диалогового общения

2. Развитие диалогового общения, которое предполагает владение такими навыками:

  • давать точный ответ на вопрос в короткой и распространённой форме;
  • внимательно и терпеливо слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать;
  • формулировать вопрос, на основе полученного ответа строить встречный вопрос или реплику;
  • владеть речевым этикетом, общепринятыми формулами вежливого вербального общения.

3. Пополнение словарного запаса благодаря расширению кругозора представлений о социальной жизни, природе взаимоотношений разных людей, особенностях их характера, определяющих поведение.

4. Совершенствование способности понимания формы и смыслового содержания более сложного и объёмного литературного текста.

5. Обучение навыкам в области лексики и грамматического строя речи:

  • делить на слоги слова, включающие два-три слога;
  • составлять звуковые схемы слова, выявляя гласные и согласные, твёрдость и мягкость согласных;
  • определять состав предложения по количеству и последовательности слов;
  • составлять целый предмет из частей по картинкам (тело человека, одежда, мебель, транспорт и т. д.);
  • согласовывать существительное и прилагательное в единственном числе, определять соответствующую форму предмета;
  • употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа (игрушка - игрушек, книга - книг и т. д.);
  • использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • образовывать притяжательную форму прилагательных от существительных (Чей? Чья?).

Осуществляется звуковой анализ слов как на занятиях, так и в настольно–печатных играх

Ориентировочные результаты к концу учебного года:

  • Воспитанник проявляет самостоятельность и активность в игровой деятельности, решении бытовых задач посредством общения со взрослыми и другими детьми, свободно выражает эмоциональное состояние, формулирует желания и просьбы, старается уходить от конфликта, демонстрирует вежливость и воспитанность в речи.
  • Испытывает комфортное психологическое самочувствие в разговоре, адекватно реагирует на вопросы, задаёт встречные, свободно использует простые средства объяснительной речи.
  • Активно использует аргументацию, проявляет интерес к поиску доказательств утверждения.
  • Замечает речевые ошибки сверстников и тактично их исправляет.
  • Проявляет интерес и пробует свои силы в речевом творчестве, например, самостоятельно придумывает небольшие рассказы, подбирает рифмы.
  • Развита звуковая чистота, грамотность и эмоциональная выразительность речи.
  • Производит звуковой анализ слова, выделяет слоги в простых словах из двух-трёх слогов.
  • Самостоятельно пересказывает рассказы.
  • Правильно отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, определяет причинно-следственные связи.
  • Различает жанры сказки, стихотворения, рассказа.

Средства и методы речевого развития

Средства

1. Общение со взрослым окружением.

Подражание речи взрослых остаётся основным инструментом речевого развития детей, поэтому для педагога важно соблюдать правильную и ясную артикуляцию звуков и их сочетания, демонстрировать чувственную и эмоциональную насыщенность и выразительность речи (чувства радости, ласки, удивления, одобрения, разочарования, огорчения и т. д.), проявлять разнообразный диапазон силы голоса, тембра и темпа речи.

2. Культурная языковая и предметная среда.

Внутренний мир ребёнка в этом возрасте напитывается новыми впечатлениями, знаниями, обогащается жизненный опыт малыша, всё это приводит к стремительному пополнению словарного запаса. Задача воспитателя состоит в том, чтобы во время прогулок, совместных игр на занятиях, неформального общения с воспитанниками уточнять и активизировать лексический потенциал, внимательно и терпеливо выслушивать, помогать точнее и полнее выражать свои мысли, впечатления, ощущения, переживания, подсказывая нужные слова и исправляя ошибки.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы во время прогулок, совместных игр на занятиях, неформального общения с воспитанниками уточнять и активизировать лексический потенциал

Согласно требованиям ФГОС для детей необходимо создать комфортную и эстетически привлекательную обстановку, специальную предметно-развивающую среду, которая будет стимулировать самостоятельность, а также неформальное игровое общение детей. Дидактические и наглядные пособия и материалы воспитатель использует во время проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр. В свободное время дети могут самостоятельно играть в речевом уголке, но необходимо воспитывать бережное отношение к настольным играм, приучать малышей поддерживать порядок.

Речевой уголок заполняется по разделам:

  • артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
  • мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п.;
  • дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.;
  • высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвёртый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;
  • фонематический слух: игры на дифференциацию звуков - игры с парными карточками З.Т.Бобылевой;
  • звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);
  • лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовёт», «Часть и целое» и др.;
  • грамматический строй речи: игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
  • связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
  • грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

3. Непосредственная обучающая деятельность на специальных занятиях.

Основные формы работы:

  • дидактические, ролевые и подвижные игры;
  • наблюдение, рассматривание;
  • творческая и проектная деятельность, экспериментирование;
  • беседа, обсуждение, чтение;
  • мастерская.

Видео: НОД по развитию речи «Цветик-Семицветик»

4. Мир художественной литературы и искусства.

Ежедневное чтение художественной литературы, предусмотренной образовательной программой, обучение умению внимательно слушать сказки, произведения различных авторов. Чтение можно сопровождать демонстрацией наглядного материала, показом игрушечных персонажей, игровой импровизацией с просьбой продолжить, повторить, пересказать услышанное или словами описать картинку. Стоит заметить, что педагогу также необходимо постепенно приучать детей воспринимать художественное произведение без дополнительного участия средств наглядности.

Важно, чтобы ребёнок осознавал, что именно его привлекает в той или иной книге, умел это анализировать

В старшей группе нововведением является чтение «большой» книги по частям с последующим продолжением. Обсуждение сюжета или характеров главных героев может выстраиваться вокруг таких заданий:

Расскажите о самом весёлом, грустном, страшном эпизоде;

Проиграйте диалог главных героев так, как он вам запомнился, например, разговор Карлсона с Малышом.

Пятилеток начинают знакомить с орфографическим словарём, рассказывая о правилах путешествия по страницам этой необычной книги, в которой живут слова, объединённые в большие семейства по начальной букве.

Методы

Наглядные - основаны на непосредственном наблюдении в процессе экскурсий, рассматривания предметов и опосредованном рассматривании картинок, игрушек, описании и составлении рассказов по иллюстрациям и игрушкам.

1. Демонстрация слайд-шоу по литературному или сказочному сюжету с установкой на самостоятельный рассказ детей.

Методика проведения: показать презентацию трижды в течение месяца с готовым авторским текстом, а затем сообщить детям, что они сами будут выступать в роли рассказчика, при этом каждый будет словесно иллюстрировать свой слайд.

2. Творческий рассказ к картинке в продолжение сюжета. (А что произойдёт, когда дети вернутся с прогулки домой?)

Видео: рассказ к картинке и самостоятельный рассказ

3. Дидактическая игра на составление самостоятельного, последовательного творческого рассказа об игрушках.

4. Игры с использованием наглядности (предметы, игрушки, картинки-путаницы): «Кто или что лишнее?», «Определи на ощупь из чего предмет или игрушка», «Какая картинка нарушила порядок?».

Дети учатся составлять рассказ по сюжетным картинкам

Словесные - чтение и рассказывание литературно-художественных произведений, пересказ, заучивание наизусть, рассказ без опоры на наглядность.

Старших дошкольников начинают обучать пересказу. Выбранное произведение должно вызывать интерес и живую эмоциональную реакцию, тогда дети увлечённо будут слушать сначала чтение воспитателя, затем пересказ своих сверстников, попутно включаясь в работу. В начале учебного года воспитатель часто помогает, подсказывает своим воспитанникам, но во втором полугодии дети учатся пересказывать в небольших подгруппах (2–3 человека), сами принимая решение по поводу момента передачи эстафеты повествования, таким образом, формируются навыки деления текста на логически взаимосвязанные части и соблюдения правильной последовательности изложения информации.

1. Пересказ рассказов, сказок (10–11 занятий в год).

Алгоритм реализации включает несколько шагов:

  • подготовительный - воспитатель во время знакомства с текстом обращает внимание на слова, требующие дополнительного пояснения детям;
  • вводная беседа (1 минута);
  • первичное чтение текста без постановки задачи на запоминание, несколько вопросов на понимание содержания;
  • установка на запоминание, сообщение детям о том, что они сами будут рассказывать, повторное чтение, для пересказа вызывается 6–7 детей.

2. Описание предмета или ситуации из жизненного опыта по памяти (рассказ о домашнем любимце, семейных праздниках, домашних хлопотах, прогулке в выходной день, играх на детской площадке и т. д.).

Методический приём - пример аналогичного рассказа с планом, вопрос-подсказка.

3. Дидактическая игра без опоры на наглядность в форме загадок «Угадай время года», «Угадай животное», «На каком транспорте отправимся путешествовать?»

Методический приём - воспитатель показывает пример, задаёт план.

Видео: составление творческого рассказа (истории) «Однажды плыли мы по морю»

4. Неординарным методом развития творческого воображения и фантазии, а также совершенствования образной речи является упражнение, связанное с сочинением детьми сказок по предложенной воспитателем теме, не опирающейся на известные литературные или сказочные сюжеты. («Как зайчик храбрость искал», «Как подружились волчонок и ёжик», «Путешествие белого медведя по Африке» и т. д.)

5. Завершение рассказа.

Методический приём: наводящие вопросы в форме плана без опоры на образец. Примерные темы: «Как прошла экскурсия», «Как мы строили ракету», «Как дети спасли котёнка», «Наш дворовой театр» и т. д.

6. Составление письма, например, любимому анимационному или сказочному герою.

Практические - использование дидактических упражнений, а также игровых технологий (ролевых и дидактических), проигрывание воображаемых ситуаций, театральных импровизаций как средств тренировки звукопроизношения, диалоговой речи, методов психологического и интеллектуального раскрепощения, развития инициативности и творческой активности.

1. Словесные задания и упражнения: «Расскажи иначе» (на употребление синонимов), «Скажи наоборот» (на употребление антонимов), «Расскажи подробнее» и т. д.

2. Забавные игры-нелепицы («Чего на свете не бывает?»), смысл которых состоит в том, чтобы продолжить весёлый рассказ, развивая при этом не только словарный ресурс, а ещё воображение и чувство юмора:

Весной у волка родились зайчата, а у лисы - котята …

В сказочной стране слоны летают, а рыбы бегают, птицы плавают, а зайчик охотится на волка …

3. Для совершенствования синтаксического строя речи важны ситуативные задания, суть которых сводится к доказательству ребёнком своей точки зрения или убеждения, объяснения правила игры сверстникам.

Видео: занятие по развитию речи «Приметы осени»

4. Звуковую культуру речи помогут усовершенствовать такие игры и упражнения:

Вспомните и назовите слова со звуком «ж» …

- «Замени словечко», материал для этой игры можно подобрать в сборниках развивающих игр для детей.

Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) – скок да скок!»

Подберите рифму.

Сложи цепочку из картинок (звук, на который заканчивается слово аист, должен быть первым в слове, обозначающем предмет, изображённый на следующей картинке).

5. Чтение и проговаривание скороговорок можно использовать как упражнения, которые помогут решить проблемы с речевым дыханием и добиться плавности речи. Сначала дети хором повторяют скороговорку за воспитателем. Затем можно приступать к индивидуальной тренировке и закреплению.

6. Драматизация литературного произведения или сказки (костюмированный ролевой, кукольный, настольный или пальчиковый театр).

Используется хорошо известное произведение, содержащее этический контекст, дети оперируют языком произведения с ярко выраженной интонацией, а также проявляют пластический и мимический артистизм.

Театральные игры учат понимать эмоциональное значение стихотворений или маленьких пьес, которые разыгрываются как этюды между двумя-тремя детьми

7. Проведение физкультминуток, которые также являются учебным заданием, поэтому необходимо настраивать детей на серьёзное отношение к физкультурным паузам и старательное их выполнение. Игровая гимнастика - несколько заданий имитационного характера на подражание движениям животных, спортсменов, создание образа растения («пловец», «роза», «лыжник» и т. д.). Совершенствование мелкой моторики рук. Научные исследования В.М. Бехтерева обнаружили глубинную взаимосвязь гибкости и ловкости пальцев рук и деятельности высшей нервной системы. Пальчиковая гимнастика снимет умственное напряжение, мимический зажим, расслабит мышцы. Речевой механизм напрямую зависит от развитости ручных умений.

Видео: развитие связной речи дошкольников средствами ИКТ

Программы

Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы разрабатывается педагогами дошкольного учреждения на основе одной из комплексных или парциальных программ и утверждается заведующей детского сада.

На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) размещены проекты более чем двадцати программ дошкольного образования. Каждая из рекомендованных программ разработана в соответствии со всеми необходимыми требованиями образовательного стандарта, формулирует задачу по становлению речевой культуры дошкольников, при этом имеет свои особенности по масштабу содержательной части и приоритетной направленности. Закон «Об образовании» Российской Федерации подчёркивает, что педагогический коллектив ДОУ имеет возможность самостоятельно отдавать предпочтение какой-либо из имеющихся программ, если она наиболее полным образом соответствует принципам и условиям работы данного образовательного учреждения. Все программы условно можно разделить на две большие типологические группы.

Комплексные - придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм, т. е. обучение, воспитание и развитие осуществляются во всех направлениях, способствуя всестороннему и гармоничному развитию воспитанников.

Парциальные - акцент делается на одно направление в обучении и воспитании ребёнка, при таком подходе перед педагогом будет стоять задача реализации грамотного комбинирования нескольких узких целевых программ.

Группа комплексных программ:

  • «Диалог» (руководитель коллектива авторов - О.Л. Соболева)

Новейшая программа, которая охватывает все образовательные области, но подчёркивает приоритетность речевого развития с ярко выраженным акцентом на речевое творчество, а также профилактику и коррекцию речевых недостатков. Стержень программы - развитие творческого воображения, стабильной мотивации к познавательной деятельности средствами современных игровых педагогических технологий с опорой на сказочную метафору, вокруг которой выстраивается сценарий развивающего занятия.

Развивающее направление может быть необходимо в работе с интеллектуальной сферой, вниманием, памятью, воображением, поведенческими аспектами и т. д

  • «От рождения до школы»

Новая редакция Типовой программы воспитания и обучения в ДОУ 1985 г., разработана с учётом современных научных достижений и опыта отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа базируется на принципах гуманно-личностного отношения к ребёнку, нацелена на гармоничное всестороннее развитие, становление и развитие духовных общечеловеческих ценностей. Доминирует развивающая модель образования, призывающая педагога ориентироваться на индивидуальные особенности воспитанника, такой подход соответствует осовремененной «Концепции дошкольного воспитания» (В.А. Петровский, В.В. Давыдов и др.) о значимости и ценности дошкольного этапа детства. Принцип культуросообразности является базовым в построении программы в целом. Ведущим типом деятельности в дошкольном детстве считается игра.

  • «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.)

Особое внимание уделяется личностному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями. Авторы рассматривают семь основных характеристик личности, которые важно сформировать у ребёнка.

  • «Детство» (Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой и др.)

Разработана как программа многостороннего, обогащённого интеллектуального, эмоционального и физического развития ребёнка в различных видах деятельности.

Парциальные программы:

  • «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова)

Нацелена на развитие речевых умений, навыков связного высказывания, понимания взаимосвязей между структурными частями рассказа и отдельными фразами.

  • «Словечко» (Л.А. Ефросинина)

Придерживается принципа интеграции различных образовательных областей. Основные задачи коммуникативной образовательной области видит в становлении навыков свободного общения с детьми и взрослыми, совершенствование всех компонентов устной речи (лексического, грамматического, произносительного), связной речи (диалог, монолог) в различных видах детской деятельности.

  • «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.)

В основе программы лежит комплекс научных теоретико-экспериментальных авторских методик, а также психологическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой становление сознания человека является определяющим направлением его развития.

Пособия на основе госстандарта

Методические пособия разрабатываются для того, чтобы помочь воспитателю, особенно начинающему, в организации его работы. Кроме того, все они проходят рецензирование, соответствуют современному уровню научных знаний в области детской психологии и физиологии, общеобразовательным программам и требованиям государственного стандарта дошкольного образования. Как правило, методические рекомендации являются дополнением к конкретной комплексной или парциальной программе, поэтому целесообразно отдать предпочтение авторским пособиям, которые входят в единый учебно-методический комплекс вместе с общеобразовательной программой, по которой работает садик. Пособия носят рекомендационный характер, поэтому необязательны (обязательны только нормативные документы), воспитатель может свободно выбирать пособия исходя из приоритетных образовательных задач, которые решает дошкольное учреждение.

Стоит всё же заметить, что методические пособия призваны значительно облегчить и ускорить процесс подготовки педагога к занятиям, избавив его от необходимости затрачивать время на поиск и проработку большого массива информации. Наиболее удачные разработки, подтвердившие свою эффективность на практике, молодому воспитателю обычно советует более опытный коллега, например, старший воспитатель, который отвечает за сектор методической литературы и комплектует методический уголок.

Пособия по развитию речи у дошкольников.

Автор и наименование издания Аннотация
Ефросинина Л.А. Слушаем, рассматриваем, рассказываем. Пособие для детей 5–6 лет. М.: Вентана-Граф В пособие вошли произведения фольклора, стихи, рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, доступные для восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста. Слушание произведений, рассматривание иллюстраций к текстам произведений, рассказывание по серии сюжетных рисунков помогут научить детей слушать и слышать художественное слово, развивать у них основные виды речевой деятельности - слушание и говорение.
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа. М.: Мозаика - Синтез В пособии предлагаются комплексные занятия с детьми старшей группы на весь учебный год, которые помогут педагогам построить систему развивающего образования на основе требований ФГОС ДО. Содержание организованной образовательной деятельности, включающей игры, слушание, чтение и обсуждение программных произведений, наблюдения и т. д.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно - методическое пособие для воспитателей ДОУ. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. М.: Мозаика - Синтез В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 5–6 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.
Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит. Спб.: ООО «Издательство « Детство - Пресс» Прочитав книгу, мамы и папы дошколят узнают, как развивается речь ребёнка в первые шесть лет жизни, каковы причины нарушений речевого развития, куда обращаться, если речевое развитие малыша явно не соответствует норме, какие исследования проводят специалисты для того, чтобы выявить причины возникших нарушений. Пособие пригодится и педагогам дошкольных образовательных организаций, как воспитателям, так и учителям-логопедам.
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Волгоград: Учитель Предложенная в пособии картотека пальчиковых игр ориентирована на ведущую деятельность ребёнка - игровую. Планирование работы педагога по развитию детей осуществляется через систематизированный в тематических блоках материал: «Я и моя семья, имя», «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Фрукты», «Весёлый счёт», «Сказки, сказочные персонажи» и др. Организуя игры с пальчиками, воспитатель сможет эффективно и занимательно развивать психические процессы, связанные с формированием речи.
Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3–7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель В пособии представлен опыт построения коррекционно-обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики, раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приёмами пальчиковой гимнастики и массажа.
Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х книгах. Москва: АСТ Книга может быть использована для каждодневного чтения детям. Весь материал в книге разделён на три части: первая - для детей четырёх-пяти лет, вторая - до семи лет. Хрестоматия составлена в соответствии с Государственными стандартами, каждый раздел снабжён методическим аппаратом: вводными статьями, предназначенными для взрослых, контрольными вопросами для детей и методическими советами для взрослых.

Структура занятия, примеры планов занятий

Структура занятия:

  1. Организационная вводная часть мотивирующего и стимулирующего характера, которая включает чтение стихотворения или загадки, воспитатель настраивает детей на работу, пробуждает интерес к теме занятия.
  2. Практическая часть, когда педагог устанавливает задачу, объясняет смысл задания, которое должны выполнить дети, например, составить продолжение истории по её началу, описать сюжетную картинку, назвать предметы по определённой теме и т. д.
  3. Активная работа детей по выполнению задания, может проходить в игровой форме или выполнения упражнения в процессе физкультурной паузы. Словесная оценка деятельности детей.
  4. Подведение итогов, когда педагог обращает внимание детей на результаты выполненного занятия, подчёркивает и повторяет главное умение, которое должны были освоить или закрепить дети.

Видео: речевое развитие у детей старшей группы

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну сказок» (автор Иванова Анастасия Александровна)

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением.
Задачи:
1. Дидактическая: учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев.
2. Коррекционная развивать интонационную выразительность речи, изображение, творческое восприятие.
3. Воспитательная способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться; создавать условия для самореализации.
Оборудование: пиктограммы «радость», «печаль», «удивление»; сундучок, настольная ширма, клубок ниток, плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят», опорные картинки-схемы к сказке «Заюшкина избушка», домик-ширма; на каждого ребёнка: настольное зеркало, яркие разноцветные платки из лёгкой ткани
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!».

Раз, два, три, четыре, пять,
Дети загибают поочерёдно пальцы на обеих руках.
Будем вместе мы играть,
Разгибают пальцы поочерёдно на обеих руках.
Будем дружно мы играть,
Сжимают и разжимают кулачки.
В сказку будем попадать.
Поднимают руки вверх.

2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.
Воспитатель предлагает совершить путешествие в сказку. Дети выполняют задания.

  • Задания на развитие интонационной выразительности речи:

Послушать и повторить слова:
- Я шагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).
- Я шагаю по дорожке (логическое ударение на втором слове).
- Я шагаю по дорожке (логическое ударение на третьем слове).
Произнести слова с разной интонацией:
- Оторвали мишке лапу (жалобно).
- Кошка спит (ровно).
- Я люблю свою бабушку (ласково).
Педагог обязательно поощряет детей.

  • Воспитатель обращает внимание детей на рисунки (пиктограммы) человечков с разным эмоциональным состоянием: грусть, радость, удивление. Предлагает выполнить мимическую гимнастику лица перед зеркалом и расслабиться.
  • Сюрпризный момент - появление сундучка.

Воспитатель. Дети, смотрите, вот волшебный сундучок. В нём платочки, яркие, красивые, разноцветные. Сейчас каждый из вас возьмёт себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку принцессу бабушку, малыша с больным зубом.
Дети выполняют задание. В конце упражнения педагог спрашивает, у кого получилось, почему не получилось?

3. Игровой момент.
«Оживает» нитяной клубок, который показывает дорогу в первую сказку, катится по дорожке, за ним идут дети со словами.
Мы шагаем по дорожке, Поднимаем тихо ножки. И неслышно так идём, в сказку, видно, попадём!

4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».
Перед детьми плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят».
Воспитатель. Ребята, кто это?
Дети. Коза, козлята и волк.
Воспитатель. Как можно назвать их по-другому, как в сказке?
Дети.
- Коза - жёлтые глаза.
- Коза - матушка, маменька.
- Козлятки, козлятушки-ребятушки, детки малые.
- Волк-волчище - серый хвостище, волк - зубами щёлк.
Воспитатель. Молодцы! А теперь исполните песенку козы так, как её пела козлятам матушка-коза и как её пел козлятам волк.
Сначала вспоминают саму песенку, затем воспитатель поёт голосом козы, тоненько, протяжно. Просит исполнить детей. Затем воспитатель поёт грубым голосом. Дети стараются проинтонировать соответственно.

Колотушке, ребятушки,
Отпоритесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.

5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».
Воспитатель предлагает рассмотреть атрибуты к сказке «Заюшкина избушка», вспомнить содержание и героев по опорным картинкам-схемам, с помощью движений изобразить лисичку и зайчика в начале сказки и в конце.
Первый вариант
Лиса. Выразительные движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны. Мимика: хитрое выражение лица.
Зайчик. Выразительные движения: положение - сидя на корточках, ушки - ручки опущены, вздыхает. Мимика: грустное лицо.
Второй вариант
Лиса. Выразительные движения: руки широко распростёрты, убегает. Мимика: испуг, неожиданность в лице.
Зайчик Выразительные движения: положение - стоя, одна нога чуть вперёд, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.

6. Подведения итогов
Воспитатель. Где мы с вами побывали? О чём мы с вами говорили?
Волшебный сундучок вам тоже приготовил. Свои подарки. Вот такие вот смайлики, с разным эмоциональным состоянием, вам на память, чтобы вы не забывали о нашем путешествие в страну сказок.

Видео: НОД (развитие речи, театрализованная деятельность) «Буратино ищет артистов»

Проверка результатов работы

Тематическую проверку работы педагогического коллектива по речевому развитию проводит администрация садика, психолог и учитель-логопед трижды в течение учебного года. В сентябре осуществляется мониторинг стартового уровня речевого развития детей и проверка документации (планирование), в середине - уточняется и анализируется динамика, в конце - подводятся итоги, делаются выводы о степени эффективности произведённой педагогической работы. Задачами проверки являются:

  • анализ качества планирования работы по речевому развитию;
  • создание необходимой развивающей среды, способствующей совершенствованию речевых навыков детей;
  • уровень профессиональной компетентности педагогов;
  • диагностика уровня развития речи у воспитанников.

Формы контроля:

  • экспресс-опрос воспитателей, проверка документации;
  • посещение открытых занятий;
  • тестирование детей на определение уровня речевой компетентности (проводят логопед, психолог и старший воспитатель).

Обследование проводится строго индивидуально с каждым ребёнком в течение 20–25 минут, ответы фиксируются в протоколе и оцениваются. Итоговый подсчёт баллов позволит определить уровень речевого развития малыша (высокий, средний, низкий). По результатам тестирования готовятся рекомендации для воспитателей и родителей с указанием проблемных моментов, на которые стоит уделить внимание. Методическим подспорьем для проведения всестороннего исследования уровня сформированности речевых навыков и развития культуры общения детей могут стать пособия:

  • Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
  • Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М.: Каисса, 2008. - 95 с.

Обследование проводится строго индивидуально, ответы фиксируются в протоколе и оцениваются

Примеры тестовых заданий.

Задание 9. Догадайся, какое слово будет следующим.
Образец: Курица - цыплёнок; свинья - поросёнок.
Корова - телёнок; собака - ?
Ворона - гнездо; муравей - ?
Лётчик - самолёт; шофёр - ?
Коза - козёл; курица - ?
Рыба - удочка; бабочка - ?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Макси­мальное количество баллов - 5.
Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?
Образец: лист-листья.
Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Макси­мально е количество баллов - 6.

Задание 14. Закончи предложение.
Тигр живёт с тигрицей, а лев …
Шерсть козы - козья шерсть, а шерсть овцы …
На гитаре играет гитарист, а на скрипке …
Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины …
Хвост кошки - кошачий хвост, а хвост лисы …
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.

Задание 22.
Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым.
Слова: ваза, жёлудь, коса, утка, галстук.
ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) - 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 1.
Б. Сколько звуков в слове «жук»?

Сколько звуков в слове «ваза»?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 1.
Максимальное количество баллов за все задание - 3.

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):

  1. На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли до­мой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа.
  2. Мальчик перепрыгнул через лужу и пошёл дальше, а девочка оста­новилась около неё.
  3. Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
  4. Мальчик вернулся, принёс дощечку и перекинул её через лужу.
  5. Мальчик помог девочке перейти через лужу.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание - 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью - 1 балл, не справился с заданием - О баллов. Максимальное количество баллов - 2.

Важнейшей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого качественного уровня владения родным языком. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от организации жизни детского сада и атмосферы, в которой пребывает малыш, от заботливо созданной и продуманной до мелочей предметно-развивающей среды. Дети этого возраста чрезвычайно активны, открыты к познанию нового, но часто проявляет поспешность, поэтому допускают ошибки, при этом довольно болезненно воспринимают критическую оценку. Поэтому важно, чтобы педагог проявлял терпение, дружелюбие и тактичность по отношению к детям, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка ответное стремление работать и позволит добиться высокого образовательного результата.

Поделитесь с друзьями!

; конкретизировать и расширять представления старших дошкольников о школе и школьных принадлежностях; обогащать и активизировать словарный запас по этой теме.

Поощрять желание детей идти в школу; стимулировать психологическую готовность к школьному обучению с целью получения знаний.

Р ; упражнять в зрительном соотнесении букв.

Воспитывать уважительное отношение к учителям и школьникам, бережное отношение к письменным принадлежностям.

Материал: портфель, школьные принадлежности и картинки с их изображением, сюжетные картинки «В школу», «В классе», плакат с алфавитом, картинки с печатными буквами к упражнению «Исправь ошибку».

Ход занятия

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Воспитатель: «…С картинки в твоем букваре!» Ребята, почему такие слова придумал поэт? Как может Родина начинаться с картинки в букваре? Почему так говорят? (Потому что букварь - это для многих детей самая первая книга, которая открывает им весь мир!) Каким образом книга может открыть перед нами весь мир?

Вот букварь - начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

(В. Приходько.)

«Книга - это маленькое чудо. Она рассказывает нам смешные и грустные истории, учит всему на свете и знает все про все».

(Б. Зубков.)

Человеку книга служит,

С человеком книга дружит.

Человеку книга - друг,

Объясняет все вокруг.

(В. Приходько.)

Знаете ли вы правила пользования книгами? Нельзя брать книги грязными руками - почему? Нельзя загибать уголки листа -- почему? Нельзя читать во время еды - почему? Нельзя рисовать в книгах, которые для этого не предназначены, - почему? Какие еще правила вы знаете?

Первой книжкой, первым учебником первоклассников всегда был букварь. Ребята, внимательно рассмотрите картинки рядом с буквой или над ней. Посмотрите, рядом с буквой «А» в букваре нарисованы арбуз, аист. Придумайте сами, что еще можно нарисовать на странице с буквой «А»?

Проведем сейчас игру-соревнование «Кто больше знает слов на букву «…»?». Выигрывает ребенок, последним назвавший правильно слово.

Рассмотрим сюжетную картинку «В школу!». Я начну рассказ по картинке, а вы продолжите. «Школа - это здание, где учат детей. Школа - это учителя и школьники. Школа - это портфель, учебники, тетради, ручки, картинки на стене, черная доска и мел, парты и большие окна… Каждое утро в школе раздается звонок. В класс приходит учитель, чтобы учить, и школьники, чтобы учиться…» (По С. Соловейчику.)

Воспитатель рассказывает и выставляет предметные картинки школьных принадлежностей. Дети составляют рассказ по сюжетной картинке.

Используйте в своем рассказе названия школьных принадлежностей.

Послушайте стихотворение В. Берестова «Кто чему научится?»:

Чему первым делом учится кошка?

Хватать.

Чему первым делом учится птица?

Чему первым делом учится школьник?

Звучит песня М. Пляцковского «Чему учат в школе», дети подпевают, выполняя движения вместе с воспитателем.

А знаете ли вы, откуда взялся алфавит? Что это и зачем его придумали? «Очень-очень давно люди придумали буквы. Они составляли алфавит. Древние буквы были не похожи на те, которыми мы теперь пишем. Сначала люди придумали записывать свои мысли обычными рисунками-символами…» (По Г. Юрмину. «Алфавит».)

Мы с вами умеем уже составлять схемы рассказов с помощью рисунков-символов. Давайте попробуем прочитать мою запись!

Педагог выставляет три картинки: желтый листочек, дети, школа.

Что я обозначила первой картинкой - желтым листочком? (Осень.) Попробуйте придумать предложение по этим картинкам: «Осенью дети идут в школу».

У разных народов были разные буквы. Они рождались из картинок-символов. Буквам давались имена. Из названий первых букв русского алфавита - «аз» и «буки» - сложилось его русское название: «азбука».

В русской азбуке, или алфавите, 33 буквы. Кто из вас может назвать буквы, которые я покажу?

Воспитатель вывешивает большой плакат азбуки. Дети называют знакомые им буквы. Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Алфавит»:

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

- Проведем сейчас упражнение «Исправить ошибки».

Время у вас ограничено: 5 минут на 2 строчки. Вы должны сравнить написание по алфавит)’ и зачеркнуть ошибки.

Воспитатель раздает детям карточки, на которых напечатаны буквы в правильном и зеркальном отображении.

Посмотрите на сюжетную картинку «В классе». Я начну рассказ, вы его продолжите.

«В классе большие окна, чтобы детям было светло и уютно. На стенах висят портреты известных ученых, писателей. В классе стоят парты, шкафы, висит на стене доска для письма мелом. В шкафу и на партах лежат книги, тетради, карандаши, ручки».

Школьные парты - это специальные столы с сиденьями, за которыми удобнее всего писать и читать. Над созданием парты работало много людей, чтобы сделать ее удобной и красивой, поэтому парты надо беречь.

Знаете ли вы, кто живет в портфеле? Отгадайте загадки!

Он не ест и не пьет.

Только весело поет.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Потому что я - … (тетрадь.)

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга.)

Сели на страничку Веселые сестрички.

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы.)

Давайте попробуем собрать портфель по памяти, запомнив слова из стихотворения С. Маршака:

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

И дневник, и тетрадь,

И перо, чтоб писать,

И резинка, чтобы пятна

Все стирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь, товарищ наш.

Кто из вас сумел запомнить все семь вещей?

Дети называют по одному предмету из школьных принадлежностей, а воспитатель выставляет на доске предметную картинку каждого названного предмета. Так выстраивается предметный ряд.

Для чего нужен в школе этот предмет? Составим предложение с заданным словом. Например, слово дневник: «В дневник дети записывают домашнее задание» или «В дневник учитель ставит отметки».

Все предметы уложим в портфель. Наши дети могут идти в школу. Кто вас встретит в школе?

Учитель вас введет в просторный класс,

В ваш первый класс несмело вы зайдете.

За парты всех рассадит вас,

Поздравит с первым школьным годом.

Букварь открыт и новая тетрадь -

Учитель вам о Родине расскажет.

И цифры знать полезно будет тоже.

(По Г. Соколову.)

Расскажите, что делает учитель в школе? Чему научит вас учитель?

В заключение нашего занятия предлагаю вам представить себя школьником, учеником и нарисовать свой портрет «Я иду в школу». Из ваших рисунков мы составим выставку для выпускного праздника.

Л. Ладутько, С. Шкляр