Исследовательская деятельность в детском саду про березу. Проект "Русская берёза" проект по окружающему миру (старшая группа) на тему. Организационные формы работы над проектом

Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету лучами тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис

Проблема : недостаточность знаний у дошкольников о березе, о ее эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.

Актуальность темы:

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша планета. Осознание ценности растений (в данном случае дерева берёзы) для людей, для братьев наших меньших, для других растений, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

Красавицей русских лесов называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, музыке, живописи, стихах.

Поэтому и возникла мысль создать проект с детьми младшей группы именно о березе, потому что это самое первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети в младшем возрасте. Березу можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.

Объект исследования : береза

Предмет исследования: взаимосвязь между произрастанием дерева на участке и человеческим фактором.

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Проект – долгосрочный

Участники проекта – педагог, дети, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе родного крвя.

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес детей к объектам природы.

2. Познакомить детей с березой, ее особенностями.

3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

4. Развивать у детей экологические представления о ценности природы и о правилах поведения в ней.

Гипотеза: познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревом – березой должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности (НОД, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, а результаты ее должны фиксироваться в художественно – продуктивной деятельности, иначе знания детей останутся поверхностными, неполными.

Этапы выполнение проекта:

Деятельность педагога с детьми. Работа с родителями.

1 этап - Подготовительный

1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.

2. Составление плана работы над проектом.

3. Подбор необходимого материала для разработки проекта:

  • Иллюстрации;
  • Рассказы, сказки о березе.
  • Пословицы, поговорки о березе.

4. Изготовление дидактических игр:

  • “Собери дерево” - осколочная мозаика (из 3 частей) .
  • “Собери листочки на березе”,
  • “Подбери по высоте”,
  • “Найди такой же”;

5. Создание альбома “Березки”,

  • Консультация для родителей
  • “Лечебные свойства русской березы”.
  • Консультация “Все о русской березе”

2 этап - Практический.

1. Планирование и проведение непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям.

  • “Познание” - экскурсия к березе (познакомить с деревом) . “Люблю берёзку русскую.”
  • “Социализация” - игровая ситуация “В гости к березке” с хороводной игрой “Березонька” - пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре, и игровому общению со сверстниками.
  • “Здоровье” - игровая ситуация “Полечим зайке лапку” - целебные свойства березовых листьев. “ Чтобы мама не болела”.
  • “Физическая культура” - утренняя гимнастика “Березонька”, подвижная игра “Кто больше соберет березовых листочков”
  • “Коммуникация” - беседа “Про березку”, “Русская берёза – символ Родины моей”. - дать простейшие знания о березе.
  • “Художественное творчество” - рисование “Береза” - закрашивание поролоновыми тампонами кроны дерева.
  • “Чтение художественной литературы” - чтение стихотворения “Про березку”
  • “Музыка” - хоровод “У березки, у ворот водят детки хоровод” - выполнять движения под музыку.
  • “Труд” - сбор веточек вокруг березы после ветра – учить наводить порядок возле любимого дерева.

2. Наблюдение за ветками березы в вазе – учить замечать изменения, происходящие с ветками.

3. Проведение подвижных игр “Кто больше соберет грибов подберезовиков”, “Кто быстрее пробежит вокруг березы? ”.

4. Рассматривание березы в разное время года.

5. Проведение дидактических игр “Подбери листочек”, “Найди березу”.

6. Рассматривание картин И.Левитана “Березовая роща”, И.Шишкина “Березовая роща”.

Рисование родителями рисунков березы для оформления альбома “Березы”

Сбор стихов и рассказов о березе в папку “Все о березе”.

Составление паспорта березы (имя, возраст, высота, толщина ствола; что на ней растет, рисунок коры и листьев, где растет) .

3 этап - Презентация проекта.

Музыкально-художественное развлечение с показом взрослых кукольного спектакля “Сказка о березке”, “Во поле берёзонька стояла”. – развлечение.

Родители - участие в показе спектакля. Изготовление декораций.

Презентация паспорта березы.

Предполагаемые результаты:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей:

Воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как к живому объекту природы; умения видеть красоту дерева,

Кроме того, предполагается развитие словаря детей, любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.

Список используемой литературы.

1. Багрова Л. А. “Я познаю мир. Растения” - детская энциклопедия. Москва: “АСТ”, 1998 г.

2. Воронкевич О. А. “Добро пожаловать в экологию” Санкт – Петербург “Детство – пресс” 2003 г.

3. Интеренет ресурсы:WWW.MAAM.RU, Mail.ru.

4. Коломина Н. В. “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”. Творческий центр “Сфера”. Москва 2005 г.

5. Н. А. Рыжова. “Экологическое образование в детском салу”.Москва. “ Первое сентября” 2006 г.

5. Чернякова В. Н. “Экологическая работа в ДОУ” Творческий центр “Сфера”. Москва 2008 г.

6. Шорыгина Т. А. “Деревья, какие они? ” Москва 2010 г.

Павлодар қаласы әкімдігі

Павлодар қаласы білім беру бөлімі

«Павлодар қаласының №3 сәбилер бақшасы» МҚКК

Экологический проект

«Наше дерево – Береза»

Подготовила: Падалка А.В.

Павлодар 2015ж.

Актуальность. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше внимания. Эти проблемы стали актуальными по причине деятельности человека в природе, часто безграмотной и неправильной с точки зрения экологии, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия. Каждый, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль педагога в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня выбрать эколого-краеведческое направление работы – как одно из приоритетных. Ведь яркие впечатления о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании, желании открывать «тайны» окружающей действительности: мира, людей, природы.

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что эколого - краеведческая деятельность, основанная на методе проектов, способствует контактам с окружающим миром, дает убедительные, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины; открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Все высказанное позволило выбрать тему проекта "Наше дерево - Береза".

Реализуя этот педагогический проект, я хочу приобщить детей к изучению родного края через образ березы.

Паспорт проекта


1.Тема: "Наше дерево - Береза" .
2.Тип проекта: проектно - исследовательский
3.Характер проекта: творческо - исследовательский
4.По характеру контактов: дети, педагоги, родители ДОУ
5.По количеству участников: групповой
6.По продолжительности: долгосрочный
7.Предмет исследования: дерево береза

8.Цель:расширить эколого – краеведческие представления детей, приобщить их к миру природы родного края

9.Задачи:

Обучающие:

    формировать у детей представление   о деревьях;

    формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

    формирование навыков правильного поведения в природе;

    формирование системы краеведческих знаний: о традициях, фольклоре, праздниках, связанных с образом березы.

Развивающие:

    развивать умственные операции сравнения и обобщения;

    развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

    приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать   интересы;

    развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

    развивать мотивацию на здоровый образ жизни;

    развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.

Воспитательные:

 

    воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;  

    воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;

    воспитание патриотизма на основе создания благоприятных; эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным краем;

10.Гипотеза.

У дошкольников можно сформировать любовь к природе родного края, уважение традиций при условии:

    если собранный материал преподносить доходчиво, понятно, с использованием наглядности;

    если материал соответствует возрастным особенностям детей;

    использовать материал, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

11.Составляющие проекта:

Детская самостоятельность, но при поддержке взрослого,

сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков и применение полученных знаний в разных видах деятельности.

Таким образом, выделен научный аппарат исследования, указана актуальность темы. Далее я перехожу к теоретическому и практическому обоснованию вопроса.

План действий:

12.Постановка цели;

13.Поиск формы реализации проекта;

14.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

15.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

16.Определение направлений поисковой практической деятельности;

17.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с педагогами, детьми и родителями;

18.Работа над частями проекта, его коррекция;

19.Коллективная реализация проекта, его демонстрация

Работа над проектом включает в себя 3 этапа:

    подготовительный этап;

    исследовательский этап;

    заключительный этап.

I .Подготовительный

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к родному краю.

Методы исследования: наблюдения, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
 
Оборудование и материалы:
Тетрадь-альбом, карандаши, фломастеры, мел, линейка, веревка, лупа, фотографии, репродукции картин, упаковочный материал, ловушки для почвенных животных, дождемер, лопатка, кормушки, скворечники, волшебный мешочек для игры "Угадай, что в мешочке?", коробка для коллекции, литература.


II . Исследовательский:


Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.


Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им?
Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

III . Заключительный:


Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
1. Заполнить альбом - наблюдения "Наше дерево - Береза".
2. Изобразить свое дерево.
3. Сочинить рассказ или сказку о дереве.

Тематическое планирование по проекту "Наше дерево – Береза»

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры : "Экскурсия в парк",
"Путешествие в парк в поисках интересных листочков, семян".
Настольно – печатные игры:
"Что растет в лесу?";
"Четвертый лишний";
Дидактические игры :
"Найди дерево по описанию"
"Что такое хорошо и что такое плохо"
"Какое наше дерево" (подбираются прилагательные)
"Из семени в дерево"
"Угадай растение"
Подвижные игры на прогулке:
"Найди такой же лист",
"Кто быстрее найдет осину, ель, сосну, березу",
"Найди пару".

Рассматривание иллюстративного материала по теме.
- Составление альбома "Березка русская моя" со стихами, загадками, рисунками, фотографиями.
- Создание в группе макета "Дерево".

Труд:

Труд на участке и в природе.

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
- Подкормка птиц.
- Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.
- Уборка сломанных веток на участке.
- Изготовление волшебного мешочка для игры "Угадай, что в мешочке", который используется во время исследований, экскурсий для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод рябины и т.п.).
- Заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья)
- Побелка стволов деревьев.
- Уход за посаженными деревьями.
- Изготовление скворечников (совместно с плотником и родителями) .

Физическое развитие

Целевые прогулки по территории детского сада.
- Наблюдение за растительным и животным миром.
- Подвижные игры.

Художественно-эстетическое развитие

Художественная литература :

Пословицы и поговорки о деревьях
Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе.

Образ березы в художественной литературе

Аппликация :
- "Дерево"
- "Осенний ковер",
- "Мое любимое дерево".
Рисование:
- "Сказочный лес вокруг теремка".
- "Лес" (в разное время года).
- "Мое любимое дерево".

Образ березы на картинах великих русских художников (рассматривание репродукций, картин).
Лепка:
-"Листик".
-"Кто под деревом живет"

Музыка:

Пение хороводов, песен «Во поле береза стояла…», «Березонька», «Ай да береза, белый ствол» и др.

Речевое развитие

Составление описательных рассказов по теме "Мое дерево»

Сочинение рассказов, сказки про березу «Беляночку»

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим:

Природоведческий аспект :

Представление о родном крае как о природном комплексе с разнообразными ландшафтами, многообразием животного и растительного мира; – элементарные сведения об охране природы и сохранении богатства Урала.

Исторический аспект:

Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

Береза – спутница человека (хозяйственные потребности, народные промыслы Древней Руси);

Народоведческий аспект:

Приобщение детей к народным традициям и обычаям;

Знакомство с элементами некоторых, доступных пониманию детей народных обрядов и праздников;

Целебные свойства березы (народные рецепты)

Исследовательская деятельность:

1. Знакомимся с деревьями:
- для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;
- какой высоты дерево;
- какова ширина дерева;
- есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые;
- есть ли у дерева семья;
- есть ли у дерева "детки";
- растут ли такие деревья в городе ещё;

2. Изучаем листья и крону:
- сколько на дереве листьев, какая крона;
- наблюдение за тенью дерева, ее движением;
- исследование листьев;
- исследование почек.
3. Изучаем кору и ствол:
- чем покрыт ствол;
- ширина, длина;
- что такое кора, для чего служит, какая она;
- чем пахнет в разное время года кора, ствол (сухую погоду, после дождя..);
- есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;
- есть ли на коре следы, оставленные человеком;
- наблюдения за кольцами дерева.
4. Изучаем цветки (соцветия):
- время появления первых цветков;
- как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;
- чем пахнет цветок, когда сильнее пахнет - утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую.
5. Изучаем корни:
- что держит дерево в земле;
- какие корни по длине, выходят ли на поверхность, для чего они нужны.
6. Изучаем плоды и семена:
- какие они, кто их разносит;
- для чего они нужны.
7. Изучаем животных, связанных с деревом:
- какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);
- хорошо ли они заметны на дереве;
- какие домашние животные прибегают е дереву.
8. Изучаем почву:
- куда опадают листья осенью, что с ними происходит весной;
- живет ли кто-нибудь в почве под деревом;
- из чего состоит почва под деревом;
- есть ли вода в почве под деревом;
- подкормить   почву под деревом, для чего это необходимо.
9. Изучаем иней, дождь:
- как снег помогает деревьям;
- хорошо ли дерево спасает человека от дождя;
- значение осадков для дерева;
- бывает ли на деревьях роса;
- дерево пьет воду, при этом часть ее
  испаряется с поверхности листьев;
- можно ли спрятаться под деревом от грозы.

Экспериментальная деятельность :

1. Солнце - источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые и делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Пусть дети подумают, любит ли их дерево свет, где оно растет (на открытом или затененном участке). Солнечные лучи играют еще одну важную роль в жизни растений. Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал: нужно готовиться к зиме (в этом случае в экологии свет называется сигнальным фактором). В то же время на открытом месте некоторые деревья могут и пострадать от солнечных лучей, получить своеобразный солнечный ожог.
2. Солнце - источник тепла. Разные деревья по-разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
3. Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды.
4. Воздух. Деревья, как и люди, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен чистый воздух.
5. Ветер переносит пыльцу ряда растений (ели, сосны), а так же распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6. Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7. Пчелы, шмели, бабочки и некоторые другие насекомые пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений!).
8. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. Чем больше листьев переработают дождевые черви, тем больше появится "пищи" для деревьев.

Заключение

Таким образом , созданные условия способствовали формированию у детей любви к природе родного края, уважению традиций русского народа.

Взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов: развития у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, художественно-эстетического воспитания детей, развития коммуникативных навыков. Включение родителей в работу над проектом сблизило их с детьми, повысило педагогическую культуру, послужило залогом дружной семьи.

Литература

    В.А.Зебзеева. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М.: ТЦ «Сфера»

    Е.Л.Кощеева, Л.А.Хамидуллина. Путешествие в мир природы – М.:АРКТИ, 2009

    О.Л Князева. Программа Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СП.:Детство-Пресс, 1999

    С.Н Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва, «Мозаика- Синтез», 1999 г.

    С.Н Николаева. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.

    Н.А.Рыжова. Экологический проект «Мое дерево» ООО «Карапуз-дидактика»2006г.

    О.А. Соломенникова. Основные и дополнительные программы ДОУ Методическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2007

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57

Экологический проект

« Люблю березку русскую »

для детей подготовительной группы

Подготовила: Долгова Е.В.,

воспитатель

Новочеркасск

2016

Актуальность

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть - береза.

Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.

Наблюдая за детьми , я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.

Проблема :

  • Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
  • Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
  • Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Паспорт проекта

Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • познакомить детей с березой, как символом страны;
  • формировать представления о жизни растения, его развитии;
  • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
  • воспитывать экологически грамотное поведение

Предмет исследования: береза

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Вид проекта : творческий, познавательный, исследовательский

Продолжительность проектной деятельности : среднесрочный (18.04.16 – 17.06.16)

Возраст детей: старший дошкольный (5 - 7 лет)

По количеству участников : групповой

Образовательная область : познавательное развитие

Участники : дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители
Предполагаемые результаты

В результате реализации проекта дети расширят представления о природе, её значении в жизни человека. Сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой.

Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы; разовьется творческое и интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.

Формы работы:
Деятельность педагога:

  • беседы;
  • познавательные рассказы воспитателя;
  • интегрированные занятия;
  • чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
  • использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
    Деятельность детей:
  • экспериментирование;
  • речевые игры, описательные рассказы;
  • дидактические игры с предметными картинками;
  • игра по модели строения дерева;
  • подвижные игры;
  • художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
  • музыкальная;

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  • консультации, рекомендации, памятки;
  • практические задания;
  • совместные мероприятия

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап подготовительный (18.04.16 – 25.04.16)

N п/п

Мероприятия

Ответственный

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса

Воспитатель

Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде березы (ее отличительных особенностях), значении ее в жизни людей нашей местности

Воспитатель

Подбор литературы: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о березе

Воспитатель

Подбор подвижных игр, дидактических игр

Воспитатель

Подбор иллюстраций, картин

Воспитатель

Разработка проблемных и учебных вопросов для детей

Воспитатель

Подготовка материала для изобразительной, музыкальной деятельности детей.

Воспитатель

Музыкальный работник

Группировка материала, составление плана

Воспитатель

Второй этап - основной (с 26.04.2016 по 08.06.2016)

N п/п

Мероприятия

Ответственный

Знакомство детей с березой: целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»

Воспитатель

Составление описательных рассказов о березе

Воспитатель

Знакомство с народными приметами о березе

Воспитатель

Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы)

Воспитатель

Рассматривание предметов, изготовленных из бересты.

Воспитатель

Беседы: "Почему березы белые?"
"Береза - символ России"

"Без билета по белу свету" - (о разных способах распространения семян)

«Береза – русская краса» (с истематизация информации о внешнем виде березы)

«Интересные факты о березе

Воспитатель

Знакомство с работами художников: И.И.Шишкина «Березовая роща», И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень» .

Воспитатель

Пение "Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек)
"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. Мелодия)

Музыкальный руководитель

Слушанье :

Вивальди альбом “Времена года”,

Е.Дрейзин старинный вальс “Березка”

Музыкальный руководитель

Разучивание хороводов:

"В золоте березонька" (сл. и муз.Г.Вихаревой);
"Ай, да березка" (муз. Т.Попатенко)

Музыкальный руководитель

Конкурс рисунков «Люблю березу белую» по стихотворению Всеволода Рождественского «Береза»

Воспитатель

Чтение и разучивание стихотворений, разгадывание загадок о березе

(Приложение)

П. Воронько "Березка" - заучивание

Воспитатель

Экспериментирование
Рассматривание бересты под лупой
"Какой стороной дышат листья?"
"Вода в жизни растений"

Воспитатель

Игровая деятельность
Дид/игры

"Найди листок, какой покажу"

"Найди дерево по описанию"

"Назови дерево по плодам и семенам"

"Четвертый лишний"

Воспитатель

Подвижные игры : «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».

Воспитатель

Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе
- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу
-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации
-Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (буклет)
- "Береза в косметике и фармакологии" книжка-раскладушка

- Изготовление панно из березовых листьев родителей совместно с детьми

3 этап. Заключительный (07.06.2016-17.06.2016)

Выставка рисунков детей «Береза в разные времена года»;

Викторина «Что ты знаешь о березе?»;

Развлечение «Праздник русской березки» с использованием фольклора,

Фото-отчет родителей "Воскресный выходной в роще"

Выставка работ «П анно из березовых листьев» родителей совместно с детьми

Результаты проекта

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке.

Данный проект способствовал развитию творчесского и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе.

Список литературы:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. Разработано в соответствии с ФГОС.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001

Приложение

СТИХИ

Береза
Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.

«Берёзовая роща»
Герман Ходырев

Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.

Их ветви - руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется -
И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.

***
«Берёзы»
Наджми Назар

…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не ме

няете лица…
***
«Берёза»
С.Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

***
«Берёзка»
С.Щипачёв

Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.

***
«Берёзы»

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!

***
«Печальная береза»
А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья виног рада,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

***
«Берёза»
И. Токмакова

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

***
«Люблю берёзку русскую»
А.Прокофьев

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

Народные приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

Пословицы и поговорки о березе

Бела берёста – да дёготь чёрен.
Для врага и берёза – угроза.
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёза ума даёт (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

Загадки про берёзу

В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)

Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)

Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют...
(Берёзы)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)


Наталья Сергеева
Проект «Люблю берёзку русскую» старшая группа

Актуальность

Сохранить природу планеты - это актуальная проблема в современном мире. Защита окружающей среды - задача не только государства, но и каждого человека. Мы должны донести до детей значимость природы для людей. В городских условиях довольно трудно наблюдать и знакомиться с деревьями, в частности с берёзкой , поэтому важно организовать близкое общение с берёзкой - русской белоствольной красавицей. Музыка помогает связать образ берёзки с окружающей нас природой, с нашей Родиной.

Цель проекта

Воспитание у детей чувства любви к родному краю, близости к природе.

Задачи проекта

1. Воспитывать у детей интерес к берёзке – неотъемлемой черте русского пейзажа .

2. Формировать бережное и заботливое отношение к берёзке – символу нашей родины.

Участники проекта

Дети старшей группы .

Воспитатель Троян Л. И.

Музыкальный руководитель Сергеева Н. А.

Тип проекта , длительность

Информационно – практический, краткосрочный.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Подготовительный этап

1. Знакомство детей с целями и задачами проекта .

2. Выявление знаний о берёзке – символе русской природы .

3. Подбор литературных и музыкальных произведений о берёзке .

4. Разработка занятий : «Русская краса – зелёная коса» ,

«Мы вокруг берёзки встанем в хоровод » ,

5. Подготовка развлечения «Люблю березку русскую » .

Основной этап

1. Проведение занятий : «Русская краса – зелёная коса» ,

«Мы вокруг берёзки встанем в хоровод » .

2. Проведение игр, хороводов на прогулке : «Напои берёзку » , «Укрась берёзку » . Хороводы : «Берёзка » , муз. Е. Архиповой, «Ай да берёзка » , муз. Т. Попатенко, «Во поле берёза стояла » , русская народная мелодия .

3. Проведение занятий художественно – эстетической направленности «Рисуем берёзку в зеленом уборе » .

4. Просмотр познавательных видеоматериалов о берёзке .

Заключительный этап

1. Проведение развлечения «Люблю берёзку русскую » .

2. Выставка детских рисунков «Во поле берёза стояла » .

Предполагаемый результат

1. Сформированность любви к русской берёзке как символу русской народной культуры .

2. Развитие музыкально – творческих способностей детей.

3. Развитие художественно – изобразительного творчества дошкольников.

Публикации по теме:

«Люблю берёзку русскую». Познавательно-исследовательский проект Актуальность проекта. В наше время экологическое воспитание дошкольников самая главная проблема. Если детям не объяснить, не научить их.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю берёзку русскую» Актуальность: Я в своей работе с детьми остановилась на выборе о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о.

Конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Люблю берёзку русскую…» Цель: Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе с применением технологии ТРИЗ. Задачи: Развивать познавательный.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Люблю березку русскую» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Возрастная группа: средняя группа Тема: «Символы России».

Формирование любви к Родине через любовь к природе России - одно из средств воспитания юных патриотов. Наша группа имеет красивое название-"Березка".

Конспект занятия «Люблю березку русскую» Цель: расширять представление детей об образе березы посредством мелодекломации и художественного творчества. Задачи приоритетной образовательной.

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «Люблю березку русскую» Цель: Воспитывать любовь к родной природе посредством расширения.