Готовим и играем: игры на кухне. Картотека развивающих игр на кухне

Ирина Корсакова
Картотека развивающих игр на кухне

15 развивающих игр , в которые можно играть с ребенком на кухне

На кухне так много разных необычных и интересных предметов, правда, играть с ними и даже трогать их чаще всего нельзя. Но зачем ограничивать ребенка, когда вы сами находитесь на кухне ? Пока вы готовите обед или ужин, можно организовать игру, которая поможет развить логику , воображение, внимание или мелкую моторику.

1. Золушка

Что развивает : мелкую моторику, усидчивость, наблюдательность

Что нужно : разные крупы/ бобовые, макароны разной формы

В одной большой емкости смешайте фасоль, горох, нут или макароны разной формы (ракушки, бабочки, спирали, трубочки) . Поставьте перед малышом мисочки поменьше и предложите ему все рассортировать.

Другой вариант : дайте ребенку перебрать рис, гречку или пшено : покажите ему, какие крупинки плохие, и пусть малыш найдет их. Так он не только разовьет мелкую моторику, но еще и поможет вам на кухне .

2. Лепка из теста

Что развивает : мелкую моторику, воображение

Что нужно : тесто

Отличная игра, которая поможет занять ребенка, пока вы готовите. Даже если вы не собираетесь печь пироги, сделать небольшое количество теста специально для малыша не займет у вас много времени. Предложите ребенку вылепить из теста овощи, посуду для кукол, фигурки животных или игрушки.

3. Найди цвет

Что развивает : логику, внимательность

Что нужно : не нужно никаких дополнительных предметов

Выберите какой-нибудь цвет или предложите это сделать малышу, а потом попросите его найти на кухне и назвать все предметы этого цвета. Можно также спрашивать, съедобный этот предмет или нет.

Другие варианты : можно искать предметы не только по цвету, но и по форме, размеру и другим признакам.

4. Кот в мешке

Что развивает : логику, воображение, внимание, сообразительность

Что нужно : один или два пакета, мелкая кухонная утварь, овощи, фрукты

В непрозрачный пакет сложите овощи, фрукты и небольшие мелочи для кухни (чем разнообразнее будет их форма, тем интереснее) . Ребенок, не заглядывая в мешок, опускает руку в мешок, выбирает «жертву» , ощупывает предмет, не доставая его, и пытается угадать, что это может быть. И так с каждым предметом в мешке.

Другой вариант : в два непрозрачных пакета выложите одинаковые наборы предметов, малыш из одного мешка достает «кота» , а в другом на ощупь пытается найти его пару.

5. Загадки

Что развивает : логику, образное мышление

Что нужно : фантазия мамы

Загадывайте малышу загадки про продукты, предметы для кухни , столовые приборы (можно подготовиться заранее и найти их в Интернете) . Также можно придумать загадки самостоятельно. Например, «Чем ты можешь есть макароны, но не можешь есть суп?» или «У него желтая шкурка, и он кислый на вкус» . А если ребенок не может сразу догадаться, давайте ему подсказки («У этого предмета четыре зубчика» или «Мы можем отрезать от него кружочек и положить его в чай» ).

6. Художник

Что развивает : воображение, моторику

Что нужно : мука, соль, манка, макароны разной формы, крупы

Для того чтобы рисовать, не обязательно нужны кисти и краски. Насыпьте на тарелку муку, соль или манку и предложите ребенку создать картину при помощи пальчика .

Другие варианты : намажьте бумагу клеем, дайте ребенку крупы, горох, фасоль и макароны разной формы. Пусть малыш приклеит их на бумагу так, чтобы получилась картина .

Дайте ребенку макароны разной формы и цветов : из них можно выкладывать на тарелке или столе предметы, например, солнце, домик, дерево и т. д.

7. Кулинарная математика

Что развивает : логику

Что нужно : продукты для приготовления блюда

Собираетесь готовить суп? Выложите перед ребенком все продукты, которые необходимы для его приготовления, и вместе попробуйте рассчитать, сколько каких овощей нужно, для того чтобы суп получился вкусным (например, две картофелины , одна луковица, одна морковка). Также можно посчитать общее количество продуктов. То же самое можно проделать с салатом или компотом.

8. Вкусные слова

Что развивает : речь

Что нужно : не нужно никаких особых предметов

Пока обед готовится, можно поиграть в эту простую игру. Вы называете какое-нибудь «вкусное» слово, например, «торт» , и «кладете» его на ладошку ребенку. Он должен его «съесть» . Затем малыш «угощает» вас. И так по очереди вы «кормите» друг друга вкусными словами, пока не «съедите» все. Также можно поиграть в «кислые» , «острые» , «сладкие» и другие слова.

9. Что пропало

Что развивает : логику, память

Что нужно : продукты, предметы кухонной утвари

Положите перед ребенком несколько предметов, например, салфетку, печенье и апельсин (минимум три, но постепенно можно увеличивать количество) . Пусть малыш внимательно на них посмотрит и назовет каждый из них. Затем попросите его закрыть глаза и уберите один из предметов. Затем пусть ребенок откроет глаза и назовет, что исчезло со стола. Можно усложнить задачу, убрав не один, а несколько предметов и поменяв местами оставшиеся.

10. Назови прибор

Что развивает : речь, логику

Что нужно : никаких дополнительных предметов

В эту игру можно играть двумя способами.

Первый вариант : вы просто показываете на предметы бытовой техники, продукты или кухонную утварь и спрашиваете ребенка, как это называется. Если малыш затрудняется с ответом, можете подсказать ему название и попросить рассказать, какой вкус у овоща или фрукта или для чего нужен тот или иной предмет.

Второй вариант посложнее : вы не показываете на предмет, а задаете о нем вопрос. Например, как называется предмет, на котором мы натираем овощи? (терка, как называется предмет, в котором мы кипятим воду для чая? (чайник) и т. д.

11. Помощник повара

Что развивает : воображение

Что нужно : продукты для украшения готового блюда

Часто ребенок хочет помочь маме с приготовлением ужина, но если он еще слишком мал для чистки картошки или нарезания овощей, можно доверить ему украшение готовых блюд. Приготовьте заранее все, что может пригодиться для этого (зелень, маслины и оливки, орешки и т. д., и позвольте ребенку сделать его красивым. Только попросите его проявить фантазию.

12. Макаронные украшения

Что развивает : мелкую моторику

Что нужно : макароны разной формы с дырочкой внутри, длинная нитка

Дайте малышу прочную нитку и макароны разной формы с дырочкой внутри, пусть он нанизывает их на нитку, чтобы получились красивые бусы или браслет. Если малышу трудно просовывать нитку в макароны, можно привязать с одной стороны палочку или спичку.

13. Из чего состоит блюдо

Что развивает : логику, внимание

Что нужно : только внимательно слушать ребенка

Вы уже знаете, что будете готовить на ужин? Огласите ребенку полное меню и попросите малыша рассказать, из каких продуктов состоит каждое блюдо. Если он затрудняется ответить, давайте подсказки, чтобы ребенок догадался самостоятельно.

14. Чем пахнет

Что развивает : внимание, логику

Что нужно : продукты, которые собираетесь использовать в приготовлении пищи

При приготовлении пищи давайте ребенку понюхать, как пахнут фрукты, овощи и продукты в сыром и готовом виде, и просите ребенка описать запах (сильный, резкий, неприятный) . Также можно предложить ребенку угадать по запахам, витающим на кухне , что готовится.

Другой вариант : можно закрыть ребенку глаза и предложить не только понюхать продукт, но и попробовать его, а потом угадать, что это и описать вкус.

15. Где фрукт?

Что развивает : речь, ориентацию в пространстве

Что нужно : какой-нибудь фрукт

Положите какой-нибудь фрукт (например, апельсин, лимон или яблоко) на какое-нибудь видное место, а ребенок должен сказать, где он лежит, например, НА холодильнике, ПОД столом, ВНУТРИ коробки, ОКОЛО стула, РЯДОМ с плитой. Также можно спросить, что находится слева или справа от фрукта.

Другой вариант : пусть ребенок кладет фрукт на указанное вами место.

2 3 284 0

Мамы подолгу проводят время на кухне. Ваш малыш будет стараться находиться там, где находитесь вы. Чтобы он не скучал и не мешал вам заниматься делами, обеспечьте ему интересное времяпрепровождение. Существует масса увлекательных игр на кухне, которые не только займут кроху, но и будут способствовать его развитию.

Запаситесь накануне необходимыми вспомогательными средствами и каждые пять минут предлагайте малышу новую игру, ведь внимание маленького человечка очень непостоянное и мгновенно может переключиться на горячую кастрюлю.

Даже если кухня для игр мала, отведите для своего чада безопасный уголок и разрешите ему находиться рядом с вами. Возьмите на заметку несколько интересных идей, как провести время на кухне.

Вам понадобятся:

Развиваем мелкую моторику

Дети любят игры с крупой ; они могут бесконечно ее пересыпать или перебирать. Насыпьте в глубокую миску немного крупы и дайте два стаканчика и еще одну миску. Желательно, чтобы посуда была прозрачной. Ваш малыш с упоением будет пересыпать крупу из одной миски в другую, набирая ее то одним стаканчиком, то другим.

Можете придумать разные вариации этой игры, например, пересыпать крупу ложкой или пальчиками, доставать из крупы зарытые предметы.

Смешайте в миске фасоль, горох и крупные макароны. Поставьте перед крохой три емкости и предложите ему рассортировать содержимое . Несколько минут сосредоточенной работы ему обеспечены! То же самое можно предложить с макаронами различной формы.

Дайте малышу миску с макаронами в форме трубочек и попросите сделать для вас украшение – «макаронные бусы» . Пусть ребенок нанизывает на шнурок или толстую нитку «бусинки».

Чтобы проявить уважение к труду малыша, можно торжественно надевать эти бусы, когда вы собираетесь что-либо готовить.

Существует еще масса интересных игр с макаронами. К примеру, выкладывать картинки из макаронных изделий на дощечке с размазанным пластилином.

Бросьте несколько соломинок для коктейля перед малышом. Он должен аккуратно собрать их по одной штуке так, чтобы не зацепить остальные. Это отличное упражнение для тренировки захвата «пинцетом».

Если поблизости есть дуршлаг, предложите малышу необычное занятие: просовывать спички или зубочистки в его дырочки.

Творческие мотивы

Кухня таит в себе много возможностей для творческого развития ребенка. Насыпьте на поднос или широкую тарелку мелкую крупу тонким слоем и предложите малышу порисовать пальчиком (для этой цели может подойти и обычная соль). Можете делать аппликации: нанесите тонкий слой пластилина на дощечку и покажите крохе, как выкладывать узоры и картинки из гороха, фасоли, разных круп. Потом готовую аппликацию можно раскрасить. Подобные аппликации из крупы можно выполнить на основе клея или двустороннего скотча.

Если вы готовите много блюд (например, к праздничному столу), дайте возможность ребенку проявить свою фантазию. Нарежьте для него кусочки овощей и фруктов, пусть он украсит готовые блюда на свое усмотрение.

Если вы запланировали что-либо выпекать, подготовьте для своего юного фантазера кусочек теста.

Для этого кулинарного «пластилина» возьмите муку (полторы кружки), соль (половина столовой ложки), воду и растительное масло (по четверти кружки).

Все ингредиенты добавляйте постепенно, вымешивая тесто до однородности. Предложите малышу проявить фантазию и вылепить игрушки, кукольную еду, или просто размять тесто в руках. Втыкать в него спички или зубочистки – также одно из любимых детских занятий. Удобство такого «пластилина» в том, что он всегда может оказаться под рукой – его можно положить в холодильник, завернув в полиэтиленовый пакет.

Спортивные забавы

Дайте ребенку картонную коробку из-под конфет, горошину и трубочку от сока. Нарисуйте на коробке ворота, пусть ваше чадо поиграет в импровизированный хоккей . Такие игры способствуют развитию ловкости и быстроты реакции.

Еще одна похожая игра – настольный керлинг . Дайте ребенку предмет, который легко скользит по столу (например, крышка от бутылки). Обозначьте на столе границы мишени, в которую должна попасть импровизированная «шайба» (например, поставьте небольшие баночки или чашки на некотором расстоянии друг от друга, сделав ворота). Покажите малышу, как легким щелчком можно загонять крышку в мишень. Он с увлечением включится в эту веселую игру.

Если ваша кухня достаточно велика, устройте игру на меткость для крохи: дайте ему несколько пластиковых бутылок и предложите ему сбивать их мячиком.

Развиваем мышление, память и внимание

  • Поставьте перед малышом несколько баночек разного размера и открутите у них крышки. Пусть кроха подберет крышку к каждой банке и постарается их закрутить.
  • Попросите ребенка выйти из кухни, а сами в это время уберите с глаз какой-нибудь предмет. Задача малыша – отгадать его нахождение по подсказкам (холодно, горячо, теплее и т.д.).
  • Игры со спичками могут быть безопасными и полезными. Высыпьте перед ребенком коробок спичек. Пусть он построит фигурки на свое или ваше усмотрение (например, домик, машинка, елочка и т.д.). Если ему тяжело, дайте ему готовые картинки-инструкции. То же самое можно предложить из соломинок для коктейля. Масштабы таких рисунков достаточно велики, поэтому второй вариант игры лучше проводить на полу.
  • Среди развивающих игр на кухне особое место отводится играм со спичечными коробками. Если у вас их накопилось достаточное количество, не спешите их выбрасывать. Дайте их крохе. После того, как он вволю развлечется с ними (например, строя замки и длинный забор), положите перед ним несколько предметов, мелких и более крупных. Дайте юному исследователю задание: подготовить коробочки с сюрпризами для родственников и друзей. Малыш должен вложить в каждую коробку по одному предмету, выбирая лишь те, которые поместятся в них.
  • Обладатели большого количества разноцветных соломинок для коктейля могут предложить малышу следующую игру: рассортировать их по цвету, выложить разрезанные соломинки по размеру (от большего к меньшему и наоборот). Также можете дать задание восстановить разрезанные соломинки, выложив их из кусочков в один ряд.

Участие ребёнка в кухонных делах — занятие, которое может быть не только интересным, но и очень полезным для него. Соглашаясь принять помощь на кухне, вы даёте ему почувствовать себя полезным, настоящим маминым помощником.

Участие ребёнка в кухонных делах — занятие, которое может быть не только интересным, но и очень полезным для него. Соглашаясь принять помощь на кухне, вы даёте ему почувствовать себя полезным, настоящим маминым помощником. Конечно, малыш должен выполнять посильную, несложную работу, однако даже незамысловатые действия и просто наблюдение за мамиными делами оказывает немалое влияние на развитие как эмоциональной сферы, так и интеллекта ребёнка.

Попробуем игры на кухне, ведь именно там мама проводит большую часть своего времени. Пока на плите что-то вариться, тушиться запекается и не требует постоянного помешивания и переворачивания можно поиграть со своим крохой.

1. Развитие моторики

Такие действия, как перебирание различных по фактуре предметов (круп, макаронных изделий), работа с тестом, вылепливание, способствуют развитию мелкой моторики, то есть движений пальцев рук. Это важно, так как связано с формированием речи, а значит, и мышления малыша.

Примеры:

Манка не просто крупа, а способ развития творчества.
«Манка – рисовалка»

Можно насыпать на поверхность крупу. Желательно, чтобы это был поднос или большое, лучше не бьющееся блюдо, чтобы удобно было после рисования его убрать. Можно показать малышу, как пальчики оставляют следы.

Конечно, важно запастись терпением, это увлекательная, но сложная игра. Вначале малыш может просто разбрасывать ее. Но после того как он увидит, что мамины пальчики творят чудеса, сам начнет стремиться к тому, чтобы что-нибудь нарисовать.

Некоторые карапузы с радостью повторяют за мамой или творят что- то свое, уже начиная с 1 года 6 месяцев, а кому – то это не интересно и возможно сложно в 2 года 6 месяцев. Именно в этом и заключается индивидуальность малыша.

Если малыша не интересует рисование, может быть ему предложить другую игру с этой крупой.

«Манка – пряталка»

Так же как и в «рисовалке» нужно насыпать на поверхность (поднос или блюдо) крупу. Но на этот раз немного побольше объемом. Взять какую-нибудь маленькую игрушку и показать, как игрушка прячется в горке манки. Лучше весь процесс сопровождать разговором от имени игрушки и просить малыша ее отыскать. Многие малыши с радостью пускаются в эту забаву.

Здесь важно пристальное внимание мамы, так как мелкие игрушки, да и сама крупа могут оказаться во рту карапуза.

Конечно, и в эту игру могут одни дети играть с удовольствием, а могут проигнорировать старание мамы развлечь его новой необычной игрой.

Самое главное помнить, что забавы с крупой очень полезны для развития мелкой моторики и тактильных ощущений пальчиков. Но это не значит, что любой ценой нужно усаживать малыша и пытаться заставить его играть в такие игры. Крохе нужно предлагать подобный способ игры, но при отказе, не стоит настаивать на своем. Это может надолго снизить интерес к подобного рода играм, а они таят все большой развивающий потенциал.

2. Представления о размере, формах и свойствах предметов

Кухня — настоящая лаборатория для изучения понятий веса, объёма, формы, понятий «больше-меньше» и «внутри-снаружи». Можно наглядно показать малышу, как посуда нагревается на плите и передаёт это тепло находящейся в ней жидкости, а морозильная камера, наоборот, превращает воду в лёд.

3. Планирование деятельности

Знакомство малыша с понятием «рецепт» вы можете использовать для демонстрации организации и планирования деятельности. Прежде всего, в рецепте перечисляется необходимое для приготовления блюда, и о наличии этих продуктов нужно позаботиться заранее, иначе ничего не получится. В процессе готовки акцентируйте его внимание на необходимости последовательных действий, поясните целесообразность выполнения их именно в этом порядке.

4. Пополнение словарного запаса

Как и любая новая область деятельности, освоение кулинарии — прекрасная возможность познакомить ребёнка с новыми словами и понятиями. Это наверняка будут и названия продуктов, овощей, пряностей, и кухонные «помощники» — предметы обихода, и слова-глаголы, обозначающие действия, которые мама со всем этим производит.

5. Развитие кругозора

Неспешная работа вместе с мамой на кухне — подходящее время для того, чтобы рассказать малышу о кулинарии разных стран и традиционных блюдах, которые принято готовить в вашей семье. Вы можете вместе осваивать новые национальные рецепты, а заодно и рассказывать ребёнку о странах и культурах: ведь способ приготовления пищи во многом зависит от географического положения, имеющихся в каждой местности продуктов и даже религиозных традиций.

6. Принципы правильного питания

Включаясь в процесс приготовления пищи вместе со взрослыми, малышу будет легче понять принципы правильного питания и составления рациона. Конечно, эти слова ему пока ещё непонятны, но на доступном уровне понемногу можно рассказывать о витаминах, полезности овощей и фруктов, важности мясных и молочных продуктов, о блюдах из яиц и круп.

7. Представления об этикете

Когда блюдо вашими совместными усилиями будет готово, не забудьте продемонстрировать ребёнку самые простые правила сервировки стола — наличие приборов, салфеток, тарелочки с хлебом. Постепенно количество предметов будет расти.

8. Сюжеты для игр

Всё вышеперечисленное можно ещё раз «проиграть», используя куклы или другие игрушки и наборы игрушечной посуды. Наверняка малыш будет использовать полученные знания и для сюжетно-ролевых игр со сверстниками.

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

Распечатай и пользуйся: Раскраска-пропись со сказочными героями

Все о воспитании

Просмотрено

Психологи из Гарвардского университета выявили: родители, у которых растут «хорошие» дети, делают эти 5 вещей…

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Уроки жизни: учим детей решать проблемы самостоятельно

Советы родителям

Просмотрено

7 примеров поведения, которое дети перенимают у родителей

Главная проблема любой мамы — нехватка времени. Если день изо дня вам некогда приготовить даже нехитрый обед, и уж тем более не до того, чтобы целенаправленно заниматься с любимым ребенком, эта статья для вас! «Ю-мама» собрала 14 игр, которые помогут, не отходя от кухни, развить логику, внимание, память, речь, мелкую моторику и общий кругозор.

Но прежде, договоримся, что наша главная цель — не следовать инструкциям, а освободить себе немного времени и порадовать чадо. Поэтому наш лозунг: никакого перенапряжения и сложной подготовки. Мы обойдемся теми предметами, которые есть в каждом доме. И, конечно, не будем поправлять малыша, если он решит играть по своим собственным правилам. Согласны? Тогда поехали!

Крупяная песочница

В большую миску насыпаем крупу (гречку, манку). Для начала ребенок будет с удовольствием копошиться в ней ручками и рисовать пальчиками. Когда это наскучит, выдаем разнокалиберные пластиковые стаканчики и ложки (чайную, столовую, от мультиварки, деревянную и т.д.). Теперь можно пересыпать крупу из одной посудины в другую, вместе с мамой вслух считать, сколько чайных ложечек вошло в кружку, а сколько столовых. Обсудить, какой ложкой проще и быстрее наполнить стаканчик. Можно закапывать небольшие предметы в крупу, пока мама отвернулась, а потом попросить ее угадать, в каком углу миски зарыт «клад».

Любитель жидкости

Игра похожа на предыдущую, только вместо крупы, наливаем в небольшой тазик воду (на одну треть, чтобы не расплескалась). Остальной реквизит — прежний — небьющаяся мелкая посуда. Теперь можно переливать водичку «из пустого в порожнее» и «носить воду в решете» (понадобится чайное ситечко). А еще — считать ложки и сравнивать, куда входит больше воды — в высокий стаканчик или в низкую, но широкую пиалу.

Кухонная рыбалка

Наливаем в тазик воду, насыпаем туда крупную мозаику и выдаем шумовку. Пусть малыш вылавливает шумовкой кусочки мозаики и складывает их в мисочку. Как минимум, десять свободных минут вам обеспечено. По ходу дела можно считать, сколько мозаик уже выловлено. Опытным игрокам давать задания: «Сначала вылови все желтые, потом — красные», «Подцепи за один раз три штучки, а теперь — только одну» и т. д.

Капитан в поисках корабля

Для этой игры вам вновь понадобится тазик с водой. Только на этот раз, выложите перед малышом несколько предметов (металлических, пластиковых, деревянных) и попросите предположить, какой из них утонет в тазике, а какой поплывет. Постепенно кроха опытным путем установит, что полиэтиленовая крышка куда лучше подходит на роль кораблика, чем железная, что пустой пластиковый стаканчик держится на поверхности, а полный — идет ко дну.

Опыты можно продолжить с любимыми игрушками (каучуковыми и теннисными мячиками, резиновыми собачками и пластмассовыми динозаврами), а потом — просто поиграть в кораблики, разместив на плавающих крышках «экипаж» из горошин или фасолин.

Юный физик

Для новых опытов вам понадобится безопасный детский термометр для ванной и две мисочки. В одну наливаем воду погорячее (не более 37°С), в другую — ледяную из-под крана. Пусть малыш попеременно погружает градусник в разные мисочки и наблюдает, как бегает вверх и вниз столбик. Расскажите, что красная жидкость внутри термометра на самом деле состоит из крохотных частичек — молекул. И когда им тепло, они радуются и очень быстро бегают и прыгают, поэтому занимают больше места. А когда им холодно, они скукоживаются, сбиваются в кучку и тихонько сидят в нижнем уголке градусника.

Деткам постарше можно рассказать, как в чайнике закипает вода и обратить внимание на идущий из носика пар. Можно показать, как тает кубик льда в чашке с горячим чаем. Или сквозь пакет дать потрогать замороженные продукты, а потом показать какими мягкими они стали после микроволновки. Одним словом, пока мама готовит ужин, тема трех агрегатных состояний вещества будет изучена:) А вернувшийся с работы папа с удовольствием послушает о больших открытиях маленького ученого и подкинет свою шикарную идею для будущих исследований.

Робот-сортировщик

На поднос, большое блюдо или лист бумаги высыпаем несколько видов макаронных изделий (спагетти, рожки, ракушки) и просим ребенка рассортировать это безобразие по разным мисочкам. Для самых умелых в смесь можно добавлять фасоль, горох или чуть-чуть гречки. Часто такую игру называют «Золушкой», но ведь быть умным роботом куда круче! Расскажите, что сегодня на заводах именно роботы сортируют детали или изделия, идущие по конвейеру. Если детка заинтересуется, можно потом показать на видео в интернете, как это происходит.

Художник по фасоли

Те же рожки-ракушки и бобовые пригодятся для того, чтобы складывать их них картины. Конечно, первый раз вам придется показать пример того, как это делается. Но потом малыш с удовольствием будет развлекать себя сам, а маме останется только улыбаться, хвалить и изредка (если попросят!) подкидывать ценные художественные идеи. Для разнообразия можно складывать картинки из спичек.

Начинающий архитектор

Из небьющейся посуды на столе можно построить великолепные башни, дворцы и крепости. Главное, чтобы мама разрешила взять для игры эти необычные стройматериалы.

Кухонный футбол

В плоской коробке, например, из-под пиццы можно организовать настоящее футбольное поле. Ворота будут в уголках коробки или между установленными по краям солонкой и перечницей. Кладем на поле сухую горошину, выдаем футболисту или футболистке трубочку для коктейля. Теперь нужно дуть через трубочку на горошину, чтобы загнать ее в ворота. И весело, и для здоровья полезно.

Королевский стряпчий

Сидеть одному в детской, пока мама печет на кухне что-нибудь вкусненькое, совсем не интересно. Куда приятнее, вместе просеивать муку, катать сочни, лепить «бантики», прятать в пончиках карамель или просто мять в руках кусочек липкого, но такого необычного наощупь теста. Не лишайте кроху этого удовольствия! Не критикуйте его неправильные действия. Ну и пусть его булочка или вареник выйдут жесткими или развалятся — разве это главное?

Внимательный повар

Весьма странная идея, учить цвета и понятия «овощи-фрукты» по картинкам в школе развития. Почему бы не заняться этим, пока вы готовите? Расскажите, что в суп вы кладете овощи, а в компот — фрукты. Называйте их каждый раз, когда моете и режете.

Объясните, что у каждого блюда есть свой рецепт. К примеру, разложите на столе все, что вы собираетесь добавить в борщ. Пусть малыш сам назовет овощи. Повторите слова, когда будете варить суп в следующий раз. Как-нибудь внезапно добавьте к стандартному набору компонентов баночку варенья или грушу, и спросите, что на столе лишнее, не подходит для супа. Со временем можно усложнять игру: спрашивать, приготовила ли мама все, что нужно для борща, или что-то забыла в холодильнике?

Конечно, когда устаешь, трудно разговаривать с ребенком во время готовки — но это отличный способ не только занять сына или дочку, но и продвинуть их в интеллектуальном развитии. Так что если есть силы — дерзайте!

Дегустатор

Игра подойдет в тех случаях, когда мама делает салат, винегрет или фруктовый десерт — одним словом, режет чистые, готовые к употреблению продукты. Пусть ребенок сядет рядышком за стол, закроет глаза, а вы будете время от времени класть ему в рот кусочек еды. Его задача угадать по вкусу, что ему досталось на этот раз: огурчик, яйцо, яблоко или морковка?

Ясновидящий

Есть и другой вариант «угадайки». В этом случае малыш тоже сидит за столом и, не открывая глаз, пытается на слух определить, что происходит на кухне. Вот мама пустила воду в кране, после этого закрыла кастрюлю крышкой. А теперь слышно, как закипает чайник и скворчат на сковородке оладушки. Хлопнула форточка, замяукала кошка… Если прислушаться, мир кухонных звуков станет очень выпуклым и интересным.

Лучший помощник

В игру можно превратить и реальную помощь по дому. До определенного возраста малыш будет с гордостью накрывать на стол — раскладывать ложки и салфетки по количеству членов семьи. Ему понравится следить за бегущим временем по песочным часам и сообщать маме, когда пора переворачивать котлеты или выключать плиту. А как здорово украшать кашку ягодами или салат — зеленью! Такое необычное блюдо и есть вкуснее.

И помните, в один прекрасный день ваш кроха, привыкший помогать на кухне, непременно скажет: «Мамочка, доброе утро! Я приготовил тебе завтрак!»

P. S. Наш совет: мы за то, чтобы у веселых кухонных игр был минимум неприятных последствий. Возьмите на вооружение принцип педагогов Монтессори: уборка — обязательная часть игры. Пусть под рукой всегда будет тряпка, которой ребенок сможет вытирать пролитую воду, и веник с совком, на который можно собрать просыпавшуюся крупу. И, конечно, малышу пригодится свой непромокаемый фартук, как у настоящего повара.

Внимание: игры должны соответствовать возрасту ребенка. Если малыш еще тянет мелкие предметы в рот, то горошины, фасолины и т.п. можно давать только под бдительным присмотром!

Для чего ребенку игра в «Повара» и «Кухню»?

Сегодня мы открываем серию статей о столь любимых всеми без исключения детками игрушках - об игрушечных кухнях и огромном количестве аксессуаров для них. Но даже больше, чем об игрушках, мы хотим рассказать Вам о сюжетно-ролевых играх в «Повара», в «Кухню», для которых и создаются все эти игрушки. Нашей основной целью является помощь мамам и папам сделать своих малышей чуточку счастливее… а какой путь именно Вы для этого выберите – устроите для крохи «тематическую недельку», просто поиграете в «Поваренка», почитаете стихи о профессии «Повара» или купите готовый игровой набор – это только Ваш персональный выбор! Мы лишь предлагаем уже готовые решения, а Вы выберите именно тот вариант, который идеально подходит Вашей семье по ритму, стилю, сложности реализации, бюджету и креативу! Вы можете трансформировать игры, менять порядок действий, придумывать свои сценарии игры, ведь только Вы знаете уникальные особенности и интересы своего чада…

Но для начала предлагаем разобраться, почему деткам так нравится эта игра и как, Вы, многоуважаемые родители, можете разнообразить игру своего малыша без особых материальных затрат…

Пожалуй, самая популярная сюжетно-ролевая игра дошкольников – игра в «Кухню».

Причем, мы намеренно говорим не об игре в «Повара», а об игре с условным названием «Кухня», поскольку этот формат игры намного обширнее.

Этап сюжетно-ролевой игры не обходит сторонний ни одного малыша на планете, ведь это закономерный этап взросления маленького человека, способ осмысления происходящих вокруг него процессов и событий. Именно через воссоздание известных и понятных крохе сюжетов и образов, он усваивает бытовые действия, знакомится с социумом во всем его разнообразии, учится общаться со сверстниками и окружающими его взрослыми. Любой ребенок дошкольного возраста является активным участником и инициатором сюжетно-ролевых игр. Другой вопрос, насколько это замечают родители? Насколько они способствуют развитию подобных игр? Насколько они готовы сами участвовать в процессе? И насколько в целом развит конкретный ребенок?

Мы еще неоднократно будем рассматривать вопрос сюжетно-ролевой игры в жизни малыша, только под разными «соусами», т.е. в разрезе самых разных направлений игр. Сегодня же мы говорим только об игре в «Кухню».

Почему малыши любят играть в «Кухню и повара»?

Потому что с рождения ребенок наблюдает за тем, как мама, стоя у плиты, готовит крохе молочные смеси, кашки, супчики и десерты. Потому что в современной России даже 2-хлетка знает, что такое кафе и ресторан, а возможно, ему уже посчастливилось побывать на кулинарном мини-шоу, когда еду готовят прямо перед посетителями. Еда и процесс ее приготовления окружают малыша повсюду – дома, в детском садике, в большом торговом центре, на дне рождения друга, в многочисленных и так популярных сейчас телевизионных кулинарных шоу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в какой-то момент ребенок изъявляет желание помочь маме на кухне или просит купить ему свой собственный кухонный уголок, ведь он хочет быть «как большой»! Он хочет примерить на себя эту роль и понять, действительно ли все это так интересно, как кажется со стороны.

Распознаем сигналы…

Как понять, что ребенок действительно заинтересовался вопросами приготовления пищи? Что ему нужны какие-то разъяснения? Что пора и родителям проявить чуть больше активности, что-то показать и рассказать, дать возможность что-то сделать самому на кухне или даже просто купить тематическую игрушку?

На самом деле здесь нет универсальных ответов! Просто прислушивайтесь к своему малышу. Понятно, что мамы и папы очень заняты, устают на работе в будни, а в выходные решают основные бытовые вопросы, но заметить интерес к игре не так уж сложно. Ваш малыш подставляет детский стульчик, чтобы, взобравшись на него, разглядеть, что происходит на плите? Он с радостью мешает ложкой варящиеся в кастрюльке пельмени? Кроха с неустанным упорством вытаскивает из ящиков всю кухонную утварь? Дочка объясняет куклам, что варит им кашку? Малыш в песочнице формирует не куличики, а «печет пирожки»? Собственно, вот они – основные «сигналы», что ребенку именно сейчас интересна тема приготовления пищи и все остальные, связанные с этим процессом, вопросы.

Наша рекомендация: не закрывайте глаза на эти сигналы, не откладывайте свое участие в игре на потом из-за занятости. Потому что, если Вы научите ребенка процессу игры на волне его личного интереса, покажете простые приемы, как разнообразить игру, познакомите самых маленьких исследователей с новыми для них понятиями и предметами, то позднее ребенок сможет сам усовершенствовать игру, за счет собственной фантазии, за счет привлечения к игре друзей. И на этом этапе, активной самостоятельной игры, Вашей сильной включенности в процесс не потребуется, достаточно будет просто подобрать интересные развивающие пособия и игрушки.

Эволюция игры…

Сюжетно-ролевая игра трансформируется и совершенствуется параллельно с взрослением самого ребенка. И игра в «Кухню» - не исключение.

В 1-2 года ребенок если и проявляет интерес, то только пассивный, и направленный на знакомство с предметами и действиями. На этом этапе родителям нужно не столько ждать проявлений со стороны самого крохи, сколько предлагать ему «пищу» для размышлений. Знакомьте малыша с кухонной с утварью, объясняйте свои действия во время приготовления еды, в кафе расскажите малышу кто сделал его любимое мороженое. Игрушки у малыша должны быть максимально простые и безопасные, например, деревянные кухонные наборы еды. Не старайтесь приобрести много дорогих и больших игрушек, больше обращайте внимание на функционал и безопасность.

В 3-4 года наступает активный этап сюжетно-ролевой игры, когда ребенок сам с большим удовольствием подражает действиям взрослых. На этом этапе самое лучшее, что Вы можете сделать для развития малыша – это позволять ему выполнять простые и безопасные действия под Вашим строгим контролем. Например, малыш может бить молоточком по мясу (для отбивной), делать кружок из теста, обвалять котлетку в муке перед жаркой, раскатать скалкой тесто, украсить торт кремом из кондитерского шприца. Конечно, у крохи может не все, не идеально и не сразу получиться. Будьте терпеливы, дайте возможность несколько раз повторить одно и то же действие, тогда все обязательно получится, а радости малыша не будет предела. Но все-таки ребенок еще очень маленький, поэтому оградите его от острых и опасных предметов, чтобы обезопасить игру малыша, при этом не упростив ее сюжета, Вы можете предложить ребенку готовые игровые сюжетные наборы. Это может быть и первая деревянная кухня, и готовые наборы еды, и игрушечная посуда.

В 5-6 лет ребенок приходит к пику сложности . Теперь он сам придумывает замысловатые сюжеты игры, активно взаимодействует в игре со сверстниками. На этом этапе мамам и папам стоит просто вовремя «подбрасывать» малышу интересные идеи сюжетных линий. На этом этапе важно, чтобы и игровые аксессуары у ребенка были максимально реалистичными и разнообразными. Современные кухонные наборы

Помимо общего знакомства малыша с тематикой «Кухни» и покупки обучающих игрушек, что еще Вы можете предпринять для развития малыша?

В статье « » мы впервые предложили Вашему вниманию пример тематической недельки. На нашу разработку пришло много благодарственных откликов. Рады, что оказались Вам полезными! :-) настолько многообразна, интересна и популярна, что мы решили повторить эксперимент, и предлагаем на Ваш «суд» еще одну тематическую недельку.

Тематическая неделька «Готовим с интересом».

Для кого: для мальчика или девочки в возрасте 2-5 лет

Что понадобится: Ваша фантазия, позитивный настрой малыша и следование нашим общим рекомендациям. Вы можете изменять порядок заданий и игр, адаптировать их (усложнять или упрощать в зависимости от возраста, уровня развития и полученных ранее знаний именно Вашего малыша).

День 1:

Вам понадобится:

  • фото основных кухонных предметов (5- 10 штук, предметы должны реально находиться в Вашей квартире): холодильник, плита, духовой шкаф, раковина, посудомоечная машина, кухонные шкафы или полки, микроволновая печь, вытяжка, стол, стул. Вы можете сфотографировать и домашние предметы, но лучше скачайте фото в интернете, чтобы на картинках были те же предметы, но в другом цветовом и стилистическом исполнении. Только не переусердствуйте! Не нужно гнаться за экстравагантными дизайнерскими решениями, мебель должна быть узнаваема и понятна маленькому ребенку.
  • кукольный домик, набор игрушечной кухонной мебели для кукол или игрушечная детская кухня. Если нет ничего из перечисленного, то можно будет воспользоваться и приготовленными картинками.

1. Знакомимся с кухонным блоком в доме:

Утром расскажите малышу о мебели и основных бытовых приборах, которые есть на каждой кухне, и на Вашей в том числе. Самым маленьким покажите фото конкретного предмета, попросите назвать предмет и показать такой же на Вашей кухне. Деткам постарше помимо уже сказанного выше обязательно задавайте вопросы и просите рассказывать, для чего нужен тот или иной предмет.

2. Игра «Найди пару»:

Идеально, если у Вашего ребенка есть кукольный дом с базовым набором кухонной мебели или отдельная игрушечная кухня. Если нет, то специально для «недельки» можно приобрести набор кукольной мебели отдельно (стоят такие мини-наборы от 200 до 2 000 рублей, цена зависит от материала исполнения (пластмассовые дешевле, деревянные дороже) и от детализации набора) или снова использовать картинки. Однако, желательно, чтобы Вы использовали для игры другой набор картинок, чтобы не повторять утренние изображения.

Игру лучше провести после дневного сна или вечером, т.е. сделайте перерыв между 1-ым и 2-ым заданиями.

Цель игры: закрепить пройденный утром материал.

Суть игры: Попросите кроху найти пару маленькому игрушечному предмету на Вашей настоящей кухне. В процессе игры обязательно рассматривайте с малышом и большой и маленький предметы, находите сходства и различия, обсуждайте их свойства и «кухонные обязанности».

День 2:

Вам понадобится:

  • игрушечная посуда или фотографии посуды (как и фото для предыдущего дня Вы сможете найти их в разделе «Картинки» любой поисковой системы),
  • одноразовые или пластиковые тарелки и стаканы,
  • пластилин,
  • цветная бумага,
  • клей.

1. Знакомимся с кухонной утварью:

Если Ваш малыш еще плохо говорит или Вы просто знакомите кроху с новыми понятиями, то просто показывайте картинки или игрушки, объясняя что это за предмет и для чего он предназначен. Деток постарше обязательно вовлекайте в дискуссию: «А ты знаешь, что это такое? Расскажи, пожалуйста, для чего используется этот предмет? Он полезный или бесполезный? А ты видел этот предмет когда-нибудь раньше, кроме дома? У бабушки на даче, в кафе, в садике? И т.д

Задача второго дня познакомиться со следующими предметами:

Ложка. Ложка предназначена для еды жидкой пищи, например, супчика. Ложкой также удобнее кушать кашку. Ложки бывают большие (столовые), средние (десертные) и маленькие (чайные).Большими и средними мы кушаем первые и вторые блюда, а маленькими очень удобно размешивать сахар в чае или кушать тортик.

Вилка. Предназначена для твердой пищи. Вилка состоит из нескольких зубчиков, расположенных на расстоянии, поэтому, например, скушать вилкой суп никак не получится Ты как бы накалываешь на вилку еду. Для старших дошкольников можно углубиться в разновидности вилок и рассказать какие они бывают необычные! Например, для меня, взрослого человека, стало настоящим открытием, что существуют даже специальные вилки для оливок, основание которой круглое, а на конце 2 перпендикулярных основанию зубчика. Зубчиками подкалывается оливка, и получается, что оливка лежит на основании, как на ложки, при этом фиксируясь зубчиками. Причем рассказывайте о таком неординарном предмете не сразу. Сначала покажите картинку вилки и предложите малышу подумать для какой еды она предназначена. Уверены, что такая «угадайка» ребенку очень понравится, а Вы услышите самые невероятные предназначения разных вилок. :-)

Нож. Предназначен для резки продуктов на части. Ножей тоже существует огромное множество – большие и маленькие, для хлеба, для овощей или для мяса.

Половник. Им наливают суп.

Тарелка. Предназначена для еды. Тарелки бывают глубокие, неглубокие; для супов, вторых блюд или десертов; и т.д.

Чашки и стакан. Из них мы пьем. Разница по сути в строении предмета, с ручкой – чашка, без – стакан.

Кастрюля. Предназначена для приготовления пищи, в ней можно варить и тушить продукты.

По аналогии расскажите о сковороде, противне, дуршлаге, мясорубке и пр. предметах на Ваше усмотрение.

2. Украшаем посуду

Возьмите тарелки и стаканчики и включайте всю свою фантазию для того, чтобы украсить их. Вы можете слепить из пластилина цветы, вырезать из цветной бумаги овощи, фрукты или просто затейливые орнаменты. К посуде Ваши украшения можно крепить либо клеем, либо пластилином

День 3:

Вам понадобится:

  • овощи, фрукты и другие продукты, с которыми Вы хотели бы познакомить ребенка, или на которых хотели бы сделать акцент,
  • непросвечивающий пакет или тканевый мешочек,
  • раскраска на тему продуктов питания (можно купить или скачать в интернете).

1. Игра «Волшебный мешочек»:

В мешок заранее спрячьте приготовленные продукты. Малыш должен доставать по одному и называть.

Для деток постарше Вы можете разбить продукты на смысловые группы. Например, свекла, морковь, картошка, капуста, подсолнечное масло. После того, как все компоненты вытащили и назвали, спросите у малыша, что можно из этого приготовить. Наверное, салат или вегетарианский борщ.

2. Раскрашиваем овощи и фрукты:

Вы приготовили для малыша тематические раскраски, поэтому предложите ему их пораскрашивать! Причем задача – раскрасить правдоподобно. А потом можно будет сравнить рисунок с оригиналом из холодильника.

День 4:

Вам понадобится:

  • книга К. Чуковского «Федорино горе»,
  • цветная бумага и цветной картон,
  • клей и ножницы,
  • маленький пакет или сумочка.

1. Чистота на кухне:

Начинаем с беседы о том, что на кухне готовят еду, а значит это место, где всегда должно быть чисто и опрятно. Почему? Чтобы не заразиться микробами, которые могут жить на грязных овощах и фруктах. Чтобы было приятно кушать из белоснежных тарелок. Чтобы из-за груды немытой посуды и заставленных столов ничего не падало и не разбивалось. А может быть Ваше чадо предложит еще какие-то интересные ответы?! Здесь же стоит напомнить ребенку, что перед едой всегда нужно мыть руки!

В продолжение темы прочитайте «Федорино горе» Чуковского.

2. «Давайте знакомиться! Повар!»:

Ну, а после дневного сна или прогулки придет пора познакомиться с профессией «Повар».

Расскажите ребенку сами или спросите у него, что он знает об этой профессии. Порассуждайте, почему у поваров всегда светлая униформа, а также зачем ему колпак (вспомните утренний разговор о чистоте и гигиене на кухне).

А в конце почитайте стихи для детей о профессии повара. Например, такие:

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

Повар готовит для детки

Супчик, картошку, котлетки,

Варит кашу-манку,

Салатик со сметанкой,

Крендельки, лепешки

Приготовьте ложки!

Я нашёл кастрюлю, овощи, укроп,

Шкурки от банана - вкусно было чтоб,

Бабушка похвалит за мои труды.

Не хочу картошки и противных круп,

Шоколад добавлю - славный будет суп!

Посмотри, бабуля, как доволен я.

Я отличный повар! Радуйся, семья!

Повар Вася очень ловко

Чистит ножиком морковку,

Сыр на крупной терке трет:

Взад-вперед да взад-вперед.

Суп мешает поварешкой

И толкушкой мнет картошку,

Режет ножиком укроп:

Вжик-вжик-вжик и в миску оп!

Получилось вкусно чтобы,

Лично с блюд снимает пробы.

Всё посолит, поперчит

И горчицей погорчит.

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз – и готово!

Если мама готовит обед.

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда, не пойму, в чём секрет!

Очень трудно готовить обед!

День 5:

Вам понадобится:

  • простой рецепт любимого всей семьей блюда,
  • бумага и фломастеры.

1. Готовим вместе:

Предложите ребенку побыть настоящим поваром! Рецепт Вы выбрали заранее и так же заранее подумайте какие именно обязанности Вы доверите крохе. По возможности малыш должен поучаствовать в создании Вашего совместного кулинарного шедевра на всех стадиях его приготовления.

2. Всех приглашаем в кафе:

Вы приготовили самое вкусное на свете блюдо! Но съесть его просто так будет совсем неинтересно. Предлагаем «открыть» на Вашей кухне кафе «У Светы» (Вани, Кати, Пети, Маши, Насти), т.е. каat должно называться именем малыша. А посетителями кафе, конечно же, станут мама, папа, старшая сестра, бабушка и дедушка.

На входе в кафе повесьте вывеску с названием (на двери кухни разместите табличку с соответствующей надписью). На столе лежит «меню» с названием предлагаемых блюд кафе «У Светланы». Основное блюдо можно назвать примерно так: «Авторский суп от Шеф-повара Светланы », а дальше перечислите все, что планируется предложить к столу.

После еды не забудьте лично поблагодарить Повара за удачное и вкусное блюдо.

День 6:

1. Отправляемся семьей в настоящее кафе или ресторан:

Конечно, самый идеальный вариант, если Вы выберете место, где видна работа поваров и кухни. Чаще всего, это рестораны восточной кухни. В японских ресторанах вообще все блюда могут приготовить перед вами, устроив за одно и небольшое огненное шоу. Ребенку это обязательно понравится. Главное, не забывайте обговаривать все увиденное, не стесняйтесь комментировать действия повара или задавать вопросы малышу «Какие овощи использует повар? Чем он режет салат? Для чего поливает поверхность плиты маслом? и т.д. »

Если такой возможности нет, то можно отправиться и в обычное кафе. Тогда обязательно предложите крохе представить, что происходит за дверьми кухни, пока Вы ждете Ваш заказ.

День 7:

1. Играем в сюжетно-ролевую игру «Кухня»:

Пусть Ваш малыш побудет «Поваром», и сам решит: какие блюда он сегодня приготовит и почему, подберет подходящие продукты и посуду, красиво накроет на стол и помоет посуду.

Вы может использовать для игры подручные материалы, настоящие продукты и посуду или детские игровые наборы. Играйте тем, что действительно есть в Вашем доме и что подходит ребенку по возрасту. Еще раз напомним, что опасных предметов в руках малыша ни с коем случае оказаться не должно!

Надеемся, что наши идеи покажутся Вам и Вашему малышу интересными!

Играйте со вкусом!