МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» ДЕТСКИЙ САД № 30
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ».
РАЗРАБОТАЛА:
ДМИТРИКОВА Г.Н.
ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2015
НАШ ДЕВИЗ:
Берегите природу!
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
Лена Зеленина.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» . М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 3 месяца.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
ПРОБЛЕМА:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической кадастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ГИПОТИЗА:
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
Будет вестись систематическая работа на занятиях;
Работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
Интерактивная:
анкетирование,
интервьюирование,
дискуссия,
круглые столы,
консультации специалистов.
Традиционная:
родительское собрание,
«День открытых дверей»,
акция «Сбережем природу».
Просветительская:
организация клуба «Земля - наш общий дом»,
выпуск информационных листков,
стенд «Чистый воздух и вода - сохраним мы их друзья»,
уголок экологического воспитания.
Общественная:
создание инициативной группы
«Мы защитники природы».
ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:
В ДОУ:
1. Беседы педагога с детьми:
Познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;
Пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
2. Занятия:
Первично - ознакомительные;
углубленно - познавательные;
Обобщающие;
Комплексные.
4. Проведение акции «Сбережем природу».
5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы».
6. Познавательное развитие:
Рассказы из личного опыта;
Беседы об охране природы.
7. Проведение тематических занятий по охране природы.
8. Информационное поле для детей:
Выпуск плакатов и стенгазет;
Интервьюирование.
В СЕМЬЕ:
1. Беседы отца и матери:
«Лес - важнейший компонент биосферы»;
«Ценность леса»;
«Лес - кладовая природы»;
«Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в лес.
3. Чтение художественной литературы.
4. Экологические игры.
5. Просмотри телепередач в выходные дни.
6. Информационное поле для родителей:
Непосредственное участие в выпуске плакатов;
Газет (подкрепленного из домашнего архива);
Анкетирование.
ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ:
фотоаппарат;
компьютер;
интнрнет;
видеокамера.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
Предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;
Уголки природы в группах;
Экологическая тропа на территории детского сада;
Огород на территории ДОУ;
Огород на окне;
Наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
Библиотека книг с экологическим содержанием;
Костюмы животных, растений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ДЕТЕЙ:
Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
Научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ПЕДАГОГИ:
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
Пополнится развивающая среда в группе;
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
РОДИТЕЛИ:
Обогащение уровня экологических знаний родителей;
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
(изучение программно - методического материала по направлению работы,
знакомство с новыми технологиями:
Личностно - ориентированная;
Технология сотрудничества;
Программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова.
Подбор программно - методического материала по направлению работы).
2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
(составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).
3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций (подведение итогов работы, презентация проекта (на педагогическом совете), определение перспектив работы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Тема: «Лес - многоэтажный дом».
Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.
Акция «Сбережем природу».
Цель акции: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.
Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы» вместе с родителями.
Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
Тема: Экскурсия в парк.
Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.
Тема: «Животные леса осенью».
Цель: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период.
Тема: «Насекомые».
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Тема: «Водоем и его жители».
Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.
Тема: «Человек – часть живой природы».
Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.
Тема: «Растения в нашем уголке природы».
Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Тема: «Как лесные звери проводят зиму».
Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.
Тема: «Жалобная книга природы» (совместно с родителями).
Цель: расширить представления детей о растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Сбережём природу» были достигнуты следующие результаты:
Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к явлениям и объектам природы;
Научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012 г
Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой.- М, 2005
Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: (
Екатерина Халтурина
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Юные метеорологи »
Разработала : воспитатель Халтурина Е. В.
МАДОУ “Детский сад №4” г. Нижнего Новгорода
Актуальность :
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте. Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.
Широкие возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.
Возраст участников : 5 – 6 лет
Сроки реализации проекта : с сентября 2016 года по август 2017 года
I этап – постановка проблемы
Проблема :
Детская : Во время наблюдения на прогулке у детей возник вопрос : «Для чего и как определяют погоду? Сможем ли мы самим определить погоду?»
Педагогическая : У детей дошкольного возраста не сформированы представлений о погоде, недостаточно условий для организации практических наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель :
Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности экологического содержания у старших дошкольников, формирование у детей элементарных представлений о погоде, средствах и способах ее определения.
Задачи :
1. Формировать у детей представления о значении погоды в жизни человека.
2. Познакомить с профессией метеоролога .
3. Познакомить с приборами – помощниками, позволяющими определять состояние погоды; развивать умение снимать показания приборов и фиксировать их в дневнике наблюдений.
4. Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
II этап - сбор копилок
Совместно с детьми было собрано несколько копилок.
Первая копилка – это копилка информации о погоде, природных явлениях, профессии «метеоролог » , а также приборах, с помощью которых можно определить состояние погоды.
Были подобраны детские энциклопедии и познавательная литература : «Погода и климат. Серия : «Энциклопедия окружающего мира» Ф. Уотт, Ф. Уилсон, «Как меняется погода» П. М. Волцит, Г. Р. Граубин, «Маленькому почемучке о погоде» М. Султанова, «Откуда берется ветер?» С. В. Болушевский, «Погода» Б. Козгроув, «Прогноз погоды» А. А. Васильев, Р. М. Вильфанд, «Книги с секретами. Открой тайны. Погода и климат» Робинс.
Также были подобраны познавательные презентации для детей : «Явления природы» , «Что такое погода?» , «Почему идет дождь» и др.
Из книг и презентаций ребята узнали, что такое дождь, снег и град, как происходят туман и северное сияние; почему утром можно увидеть росу на траве; как образуются торнадо и цунами; где бывают землетрясения.
Также дети узнали о профессии «метеоролог » и о приборах, позволяющих определить состояние погоды.
Вместе с детьми составили модель «Трех вопросов»
Что мы знаем о погоде?
Погода бывает разной.
(Данил)
Про погоду говорят по телевизору (Арсений)
Летом теплее, чем зимой.
(Егор)
Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно (Маша)
В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице
(Иван)
Ветер дует (Алина)
Ветер бывает холодный и теплый (Алена)
Ветер гонит облака (Рома)
Бывает сильный и слабый ветер (Ваня)
Черные предметы нагреваются лучше, чем белые (Полина)
Что хотим узнать о погоде?
Что такое погода?
(Кирилл)
Что такое прогноз погоды? (Надя)
Кто составляет прогноз погоды? (Настя)
Как действует термометр?
(Леша)
Почему дует ветер?
(Саша)
Какие бывают ветра?
(Алена)
Ветер может что-нибудь сломать? (Даниил)
Откуда берутся облака?
(Максим)
Почему бывает тепло или холодно? (Андрей)
Как узнать?
Спросить у воспитателя
(Максим)
Можно найти приборы и попробовать самим определить погоду (Агния)
Посмотреть телевизор (Сергей)
Спросить у родителей (Егор)
Детям стало интересно, что думают их сверстники по этой проблеме. Была разработана анкета и проведено анкетирование среди сверстников : «Могут ли дети самостоятельно определить погоду?»
В анкетировании приняло участие 47 детей нашего детского сада.
Вторая копилка - изображений природных явлений.
Третья копилка – копилка изображений метеоприборов , с помощью которых можно определять погоду : термометр, гидрометр, барометр, анемометр, облакомер, дождемер, термограф, флюгер, метеоЗонд , метеоСпутник .
Мы вместе с детьми выяснили, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях .
Метеоролог – это специалист , который работает на метеорологической станции , осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды.
Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях :
Для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д. ;
Для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам) ;
В судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов) ;
В градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома) ;
Простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.
Работа метеоролога не проста , осуществляется она на свежем воздухе, часто в неблагоприятных погодных условиях. Измерения в строго заданные временные интервалы специалисты проводят независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм, гроза и т. д.) . Работать на отдаленных метеостанциях специалисты часто вынуждены в условиях изоляции, одиночества. Поэтому метеоролог должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество.
III этап – создание картотеки (классификация собранной информации)
На третьем этапе были подведены результаты анкетирования, по которым выявлено, что 34 человека (72%) считают, что дети сами могут определить состояние погоды с помощью несложных приборов, а 13 человек (28%) детей считают, что дети могут определять состояние погоды только с помощью взрослого.
На этом же этапе все природные явления из копилки дети разложили по разным признакам :
1. По сезонам
2. Водные природные явления
3. Воздушные природные явления
4. Природные явления, происходящие на земле :
5. Необычные природные явления
IV этап – создание модели
Чем дальше мы погружались в тему проекта , тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов . Было решено создать модель детской метеостанции . Некоторые приборы нам удалось достать, а некоторые мы изготовили вместе с детьми. Так у нас появились самодельные «ловушки» . Вместе с детьми мы определили, что включает в себя метеостанция и прогноз погоды :
Показание температуры воздуха;
Сила и направление ветра;
Наличие осадков;
Состояние неба и солнца;
Влажность воздуха.
Модель метеостанции .
Вместе с родителями мы создали метеостанцию на участке детского сада.
Были приобретены и изготовлены :
Термометр для измерения температуры воздуха (один термометр располагался на солнце, второй – в тени для сравнения температуры,
Флюгер для определения силы и направления ветра,
Барометр (из банки) для определения атмосферного давления
Гигрометр (из еловой шишки) для определения влажности воздуха,
Дождемер для определения количества выпавших осадков,
Измеритель глубины снега.
Наша метеостанция
В процессе наблюдений за состоянием погоды дети научились определять температуру воздуха, влажность, давление, силу и направление ветра (с помощью флюгера и компаса, количество осадков (с помощью дождемера или снегомера, различать виды облаков – перистые, кучевые, слоистые (с помощью «ловушки облаков» )
Все наблюдения дети фиксируют как в индивидуальных дневниках, так и в общем календаре погоды. Благодаря этому мы можем :
– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?
– когда была первая оттепель?
В каком месяце была самая высокая температура? Самая низкая температура? и т. д.
Дети сравнивали показания приборов на участке с настоящим прогнозом погоды и делали выводы о его соответствии или изменении в течение дня.
Увлеченность детей метеорологическими наблюдениями нашла свое отражение и в игровой деятельности : дети играли в «путешественников» , «спасателей» или «летчиков» , которым был необходим прогноз погоды; а также проводили передачи «Прогноз погоды» с рекомендациями по одежде и играм для детей на улице.
Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность экологического содержания , а разная погода стимулировала детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.
Исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. Совместное создание с детьми тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.
V этап – презентация проекта
Проект был представлен :
Для детей старших и подготовительных групп детского сада,
Для педагогов детского сада
Для родителей
VI этап – постановка новой проблемы
Конечно же, современный человек привык полагаться на прогноз погоды, которые делают синоптики. Но не следует забывать и о том, что рядом с ним есть настоящие, природные барометры, которые точно и заблаговременно предсказывают изменения погоды, прогнозируют наводнения и землетрясения. К этим живыми барометрами относятся : животные, птицы, насекомые, и растения.
В процессе чтения познавательной литературы мы с детьми узнали : если внимательно понаблюдать за поведением животных и растений, можно научиться самостоятельно предсказывать погоду. Как себя ведут растения перед дождем? Как себя ведет кошка или собаки, предчувствуя наступление холода?
Дети решили изучать поведение животных и птиц, наблюдать за растениями и определять, как это связано с изменениями в погоде. Это будет продолжением нашего проекта .
Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы» .
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Проект «Экология.Вода»
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Вода - основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Актуальность
Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.
Выбрали тему исследования: «Бережное отношение к воде».
Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику, а также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую. Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не будем решать глобальные экологические проблемы, как спасти мир, а постараемся решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.
Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.).
Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу.
Развивать экологическую культуру.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
По предметной области : Познание
По составу – групповой
По продолжительности долгосрочный 1 год
Участники проекта – воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Предполагаемый результат проекта:
Дети: Сформированная мотивация детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
Развитие социально-значимых качеств личности.
Ответственное отношение детей к окружающей среде.
Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Дети будут иметь достаточно представлений о воде.
Знание особенностей Мирового океана (т.е. Мировой океан –
это океаны, моря, реки… - вода, которая нас окружает)
Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать
Понимание взаимосвязи воды и всего живого на Земле
Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми через совместные игры.
Педагоги:
Повышают профессиональный уровень.
Формы обучения :
Экскурсии
Проведение акций
Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
Целевые прогулки на природе
Игры: подвижные, дидактические, настольные
Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.
Организация труда в уголке природы, на участке детского сада
Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы
Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
Наблюдения:
За «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.
Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.
Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
Физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры
Информационные листы для родителей
План реализации проекта:
Подготовительный этап проекта:
Создание экспериментальной лаборатории в группе;
рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы -
подбор подвижных и речевых игр;
составление конспектов тематических занятий по разным разделам
программы;
составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.
На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.
Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению
За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.
Основной этап
Цель : закрепление и углубление знаний о воде.
СЕНТЯБРЬ
Тема : «Роль воды в появлении жизни на Земле».
Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями).
Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды».
Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.
Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк, река, озеро, море».
«Океаны и моря».
Художественное творчество: Лепка «Морское царство».
Рассматривание картин
И. Айвазовский «9 Вал», «Черное море»
В. Васнецов «Аленушка»И. Левитан «Озеро»
Игры: « Море волнуется раз».
ОКТЯБРЬ
Тема: « Где мы встречаем воду и какая она».
Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».
Опыты: «Фонтан»
Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).
Художественное творчество: «Морское дно» (пластилинография). Рисование «Море» Аппликация «Корабли в море»
Игры: «Круги на воде»
Музыка: Слушанье:шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».
НОЯБРЬ
Тема: « Свойства и формы воды».
Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.
Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.
Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород.
Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».
Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С.Ю. Афонькин р.н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».
Художественное творчество: «Кувшин с водой».
Игры: «Тонет, не тонет».
ДЕКАБРЬ
Тема: « Свойства воды - вода растворитель».
Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.
Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».
Чтение художественной литературы: Загадки и стихи. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Художественное творчество: Х.К. Андерсен «Снежная королева».
Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».
Танец «Снежинки»
ЯНВАРЬ
Тема: « Круговорот воды в природе»
Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.
Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».
Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», «Сосулька-лед».
Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка».
Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). «Сосульки на крыше»
Заучивание стихотворения Ф.Тютчева.
Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Жизнь в воде».
Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».
Опыты: «Живая вода».
Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.
Конструирование Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды
Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»
МАРТ
Тема: «Вода в жизни животных».
Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.
Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».
Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».
Чтение художественной литературы: Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю.Школьник «Подводный мир».
Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». «Рыбки в море» «Наш аквариум»
Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».
Игры: «Мы - водные животные».
АПРЕЛЬ
Тема: «Вода в жизни человека».
Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».
Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У
растения внутри есть вода».
Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К.И.Чуковский «Мойдодыр».
Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости»
Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой
МАЙ
Тема: «Берегите воду»
Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.
Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение.
Опыты: «Мыльные пузыри».
Чтение художественной литературы: В.Крупин «Живая вода». «Как люди речку обидели».
Художественное творчество: Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».
Составление кроссвордов, ребусов.
Музыка: Разучивание песни «Капитошка».
Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».
Создание «Корзины идей»
Что нужно сделать, чтобы водоемы не загрязнялись?
Исследовательский этап
Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников
Исследовательский этап включает в себя:
Наблюдения
Опыты и эксперименты
Игры и игровые обучающие ситуации
Подтверждение свойств воды:
Текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.
Растворимость веществ в воде.
Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное
Как сделать воду чистой?
Надо ли беречь воду?
Проблемные вопросы:
Можем ли мы 1 день обойтись без воды?
Как вода попадает в дом?
Почему растениям нужна вода?
Творческие задания:
Создание экологических плакатов
Экологическая акция «Береги воду»
Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.
Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды:
1. Вода – это жидкость.
2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль).
3. Вода – не имеет запаха.
4. Вода – не имеет цвета.
5. Вода – не имеет формы.
6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы)
7. Превращение воды в пар и пара в капельки воды (круговорот воды) «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы» и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.
8. «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники
9. Наблюдение за свойствами снега
10. Изготовление цветных льдинок.
Изготовление плакатов
«Круговорот воды в природе»
«Где используют воду в д/c?»
Взаимодействие со специалистами
Досуг: «Праздник Нептуна»
Физкультурная деятельность.
Работа с родителями:
Совместная экскурсия детей и родителей на водоем.
Работа детей и родителей с дневниками наблюдений.
Совместные экологические праздники и театрализованные представления.
Создание газет с семейными историями.
Оформление уголка для родителей - информационная копилка: «Вода вокруг нас».
Выставка детских работ.
Конкурс детского творчества «Для чего нужна вода?»
Родительское собрание: «Воспитание юных экологов»
Консультации для родителей
«Эксперимент в детском саду»
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
«Развитие исследовательских навыков дошкольника»
5 этап: Презентация проекта
Представление результатов проекта в виде: выставки «Для чего нужна вода?», детских плакатов, (совместно с родителями) фотографий, продуктов детского творчества.
Заключительный этап проекта.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Бесценная и всем необходимая вода»
Цель: Закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете
Создать у детей радостное настроение;
Вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях;
Показать огромное значение воды для всех живых существ;
Уточнить представления детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Развивать умения отгадывать загадки.
Совершенствовать гигиенические процедуры.
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
Список литературы
1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон.опт. диск (Библиотека программы «Детство»)
2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144
3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.
4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.
5. «Юный эколог» С.Н. Николаева.
6. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
8. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?»
«Детский сад общеразвивающего вида №6» «Жемчужинка»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Мы познаем загадочный мир растений»
воспитатель
первой квалификационной категории –
Евтеева О.А.
Актуальность
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. В данное время она является приоритетным направлением в деятельности ООН. Причины в том числе и в длительно доминировавшем антропоцентрическом отношении человечества к природе с позиции «Я царь». Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в решении проблем с биоцентрической позиции, учитывая законы природы, отождествлением себя с частью природы. Экологическое образование населения- один из путей решения проблемы. Экологическое образование дошкольников- первое звено системы непрерывного экологического образования. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Одним из средств является ознакомление с растительным миром.
Цель проекта
Формирование осознанно-бережного отношения детей 6-7 лет к растительному миру.
Задачи проекта
Формировать представления о
Растении как живом организме;
Условиях необходимых для роста: свет, тепло, влага, воздух, почва;
Зависимости изменений в растительном мире от изменений в неживой природе;
Способах приспособления к неживой природе;
Взаимосвязи неживой природы и флоры;
Многообразии растительного мира: деревья, кустарники, травянистые, растения огорода, комнатные;
Конкретных видах деревьев, кустарников, травянистых растениях, растениях огородах, комнатных, их названии, характерных признаках, особенностях строения и назначении всех органов;
Значении целостности каждого органа растения;
Дифференцированных потребностях растений в свете, тепле, влаге, воздухе, почве;
Приспособленности строения растений к разным условиям жизни;
Лекарственных растениях;
Способах ухода за растениями учитывая его биологические особенности;
Многогранной ценности растительного мира: оздоровительной, познавательной, практической, нравственной, эстетической;
Наличии растений как условии удовлетворяющего потребность человека в чистом воздухе, красоте, уюте в помещении;
Развивать
– познавательный интерес к растительному миру, желание наблюдать, задавать вопросы, рассказывать об увиденном;
Эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и разных состояниях.
Постановка проблемы.
Для дошкольников понимание, что растение-это живой организм сложно. Трудно понимаются признаки живого: особенно, что растение дышит, движется, питается. Эта специфика затрудняет формирование осознанно-бережного отношения к растительному миру.
Тип проекта
Среднесрочный, социально-образовательный проект.
Организация деятельности участников проекта. Формирование знаний о растительном мире и воспитанию осознанно-бережного отношения к нему предполагает использование различных форм организации дошкольников, методов и приемов. Весь объем информации условно можно разделить на 4 блока: травянистые растения, овощные растения, деревья и кустарники, комнатные растения. Реализация каждого блока помимо обогащения знаниями детей и формирования осознанно-бережного отношения предполагает эмоционально-чувственный отклик на события в природе. Данный опыт приобретается на занятиях по изобразительной деятельности и музыкальных. Результатом чувственного познания по изобразительной деятельности станут рисунки детей в жанре натюрморта, пейзажа, поделки из природного материала, коллажи, выставки в холлах ДОУ. Эмоциональным аккордом явятся экологические развлечения под руководством музыкального руководителя. На протяжении реализации проекта природоведческие и экологические знания дети будут получать от персонажа Старичка-Лесовичка, который живет в лесу, в детский сад приходит в гости. Роль Старичка-Лесовичка играет воспитатель.
Через циклические наблюдения на экологической тропе за травянистыми растениями, деревьями и кустарниками, за овощными растениями в огороде, комнатными растениями в экологической комнате и центре природы в группе сформировать представления о разнообразии их видов, характерных признаках, особенностях строения, лекарственных свойствах. Расширять представления о многообразии растительного мира через целевые прогулки за пределы ДОУ. Осознание потребностей растений в свете, влаге, а также функциональное назначение их частей - посредством опытов воспитателя.
Формирование представлений о растениях как живом организме, влиянии неживой природы на живую и их взаимосвязи, способах приспособления к неживой природе, способах ухода, многогранной ценности растительного мира, значении в жизни человека через занятия, беседы, экологические сюжетно-дидактические игры первично-ознакомительные, углубленно- познавательные. Обобщение знаний каждого блока через экскурсии, обобщающие беседы, занятия-путешествия. Одним из условий для применения полученных детьми знаний послужит нетрадиционная форма работы с родителями «Кто умнее дошкольника». Пополнить знания о природе воспитывающие взрослые смогут через письменную информацию от Старичка-Лесовичка под названием «О загадочном мире растений из копилки Старичка-Лесовичка». Одним из моментов совместной деятельности родителей и детей явится создание фотоальбома «Природа вокруг нас», где будут запечатлены понравившиеся виды природы.
В связи с особенностями построения воспитательно-образовательного процесса в зимний период и во время учебного года предполагается следующий режим организации детей: в сентябре - циклические наблюдения в повседневной жизни на прогулке ежедневно; беседы, игры-занятия, сюжетно-дидактический игры первично-ознакомительные, углубленно-познавательные 1 раз в неделю, походы, экскурсии, обобщающие беседы 1 раз в месяц, целевые прогулки 1раз в 2 недели, рисование 2 раза неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю. С января-май – занятия 1 раз в неделю в первую половину дня; 1 раз в неделю во вторую половину дня беседа, сюжетно- дидактическая игра, циклические наблюдения на прогулках ежедневно, занятия с воспитателем- экологом 1 раз в неделю, рисование 1 раз в неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта обогатится экологическое пространство ДОУ комнатными растениями, пополнится эколого-предметная среда демонстрационным материалом, настольно – печатными играми, оборудованием для опытов. Это создает дополнительные благоприятные условия для формирования начал экологической культуры дошкольников посредством получения представлений о растениях как живых организмах, их потребностях, многообразии. Пополнятся природоведческие знания детей видами флоры, их отличительными признаками, особенностями строения, назначением всех органов. Будут заложены основы экологических знаний о зависимости между явлениями неживой природы и жизнью растений, особенностью внешнего вида и потребностями. Получит развитие эмоциональная отзывчивость, познавательный интерес к растениям. Данный результат можно отследить через отношение и суждения детей в повседневной жизни: рассматривают растения, называют известные виды растений, исходя из особенностей внешнего вида и состояния осознанно выполняют работу по уходу за растениями, задают вопросы, могут аргументировано объяснить причины изменений в растительном мире от времени года, давать оценку с позиции осознанно-бережного отношения своим и чужим поступкам самостоятельно. Дети начнут видеть красоту растений и выражать ее в художественно-творческой деятельности.
В процессе реализации проекта активизируется творческий потенциал педагогов, родители выступят в качестве субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Блочно-тематический план реализации проекта.
1.Форма организаций детей
Название «Травяной ковер»
Задачи
Познакомить с внешним видом, строением, характерными особенностями травянистых растений. Лекарственными свойствами некоторых видов.
2.Форма организаций детей
Циклические наблюдения на экологической тропе.
Название «Путешествие в страну великанов»
Задачи
Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, их характерными особенностями, строением.
3.Форма организаций детей
Тематическое занятие о овощных растениях в огороде
Название «Вершки и корешки»
Задачи
Сформировать представление о разнообразии овощных культур, строении, значении в жизни человека
4. Форма организаций детей
Тематическое занятие о садовых цветах
Название «Какое все красивое».
Задачи
Сформировать понятие «садовые растения», познакомить с некоторыми видами.
5.Форма организаций детей
Циклические наблюдения за комнатными растениями.
Название «Наши маленькие друзья»
Задачи
Сформировать представление о их многообразии в форме и размерах листьев, стеблей, бутонов на конкретных видах
6. Форма организаций детей
Опыты с комнатными растениями
Название «Удивись и убедись»
Задачи
Познакомить с функциями частей растений.
7.Форма организаций детей
Название «Кто нам помогает».
Задачи
Сформировать понятие о значении растений в жизни человека.
8.Форма организаций детей
Нетрадиционная форма работы с родителями: игра-развлечение.
Название «Кто умнее дошкольника».
Задачи
Актуализировать знания о растительном мире.
Заключение: Реализация этого проекта на практике поднимает уровень экологической культуры, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.
Экологический проект для детей 5-7 лет «Живая природа»
Проект разработан для детей старших и подготовительных групп
В ходе реализации дети познакомятся с правилами поведения в природе, научатся сопереживать и помогать природным объектам.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности, дети получат знания о природе.
Девиз:
Природа - это наше богатство.
Цель проекта:
создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Участники проекта:
дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта:
среднесрочный.
Тип проекта:
досугово-познавательный.
Задачи проекта:
1. научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
2. научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы,
3. развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственныесвязи между объектами природы,
4. научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности,
5. воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда,
6. воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Продукты проекта: рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, план
экологической тропинки, кормушки, цветник, дидактические экологические
игры, комнатные цветы, фотографии.
Этапы проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Постановка цели и задач, определение направлений, методов исследования, предварительная работа с воспитателями, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
ОСНОВНОЙ
Собственно исследовательский поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Организация в группе познавательно-экологической среды.
Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы.
Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.
Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки.
Оформить схему экологической тропинки в групповом уголке природы.
Посадка цветника, уход за цветами.
Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
Цикл практических занятий по изучению разрешающих и запрещающих экологических знаков.
Операция «Помоги природе».
Цель- уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Операция «Подарок птицам».
Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.
Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».
Экскурсия по экологической тропинки- закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с весны
до осени.
Ручной труд с природным материалом «Лесная полянка».
Выставка работ детей и совместных работ с родителями.
Экологическая беседа «К природе с добротой»
Составление альбома «Цветы нашего края»
Опытно исследовательская деятельность на огороде - вырастить корнеплодную культуру (морковь), для получения полноценного урожая.
Проведение выставки коллекции динозавров (игрушка) ребёнком в рамках личной коллекции.
Создание искусственного водоёма «Озеро» и прилегающей к нему территории.
ОБОБЩАЮЩИЙ
Обобщение результатов работы по экологическому плану «Экологическая тропа». Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Педагогический совет по итогам проекта.
Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группе.
Составление рекомендаций по дальнейшей работе, в экологическом воспитании дошкольников.
Результаты реализации проекта:
Разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями.
Созданы достаточные условия для организации деятельности группы по экологической направленности.
Разработаны критерии знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.
Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.
Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.
Составлен альбом « Цветы нашего края».
Создан искусственный водоём «Озеро» и оформлена площадка вокруг него.