Зверюшки из бумаги своими руками. Оригами из бумаги схемы для начинающих животные, кот, собака, заяц, лиса. Веерный цветок из цветной бумаги готов

Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст.10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

Правовой статус Федерального Собрания определен не только в гл.5 Конституции. Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации установлены в гл.4 «Президент Российской Федерации» и охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и некоторые другие. Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, а также выражения недоверия Правительству Государственной Думой отражены в гл.6 «Правительство Российской Федерации». В гл.7 «Судебная власть» определены полномочия Конституционного Суда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.

Изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа. Парламентский контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст.101),а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации (ст.103).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума - его нижней палатой, так как это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов.

Как правило, палаты Федерального Собрания заседают раздельно. В отдельных случаях проводятся совместные заседания палат. На заседаниях палаты Федерального Собрания осуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации. Большая часть полномочий палат разграничена в Конституции исходя из характера представительства, заложенного в способе формирования палат, и их функционального назначения.


В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации. Совет Федерации формируется из представителей органов государственной власти субъектов Федерации (депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны на основе всеобщего прямого избирательного права). Таким Образом, через Совет Федерации обеспечивается выработка решений, наиболее точно учитывающих интересы субъектов Российской Федерации.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания (ст.102 и 103);

2) связанные с организацией деятельности палат (ст.101);

3) полномочия по принятию федеральных законов (ст.105).

В ст.102 и 103 определены вопросы, которые выходят за пределы законодательной деятельности парламента и являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Рассмотрению парламентом подлежат и другие вопросы, которые находятся в ведении Российской Федерации и должны решаться представительным органом.

Вопросы, предусмотренные ст.102 и 103 Конституции, палаты решают самостоятельно и независимо друг от друга, при этом они не вправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к ведению другой палаты.

Большинство вопросов, предусмотренных ст.101 Конституции (избрание председателей палат, принятие регламентов, образование парламентских комитетов), палаты также решают самостоятельно. В то же время возможно совместное осуществление полномочий палат по проведению парламентских слушаний и контролю за исполнением федерального бюджета.

Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении.

По вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией, палаты Федерального Собрания принимают постановления. Особой разновидностью актов палат Федерального Собрания являются их регламенты.

Существует два основных способа уточнения положений Конституции, определяющих статус Федерального Собрания. Во-первых, по спорным конституционным вопросам либо при восполнении пробелов в Конституции, возможно ее толкование Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.125 Конституции. Во-вторых, следуя духу и букве Конституции, палаты Федерального Собрания могут самостоятельно решить большинство вопросов, относящихся к организации их работы, путем принятия регламентов палат, а в случае необходимости - и федеральных законов. Принятие федеральных законов необходимо, в частности, для решения ряда вопросов, связанных с определением статуса депутатов палат Федерального Собрания, статуса и порядка деятельности комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.


?
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» в г. Волгодонске

КАФЕДРА. ООД а.209 .
(название кафедры, за которой закреплена учебная дисциплина)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине. «ПРАВОВЕДЕНИЕ» .
(наименование учебной дисциплины)

На тему (вариант) «Основы Конституционного статуса.
. Федерального собрания, его место в системе органов государства» .

№ зачётной книжки 09-018 .

Выполнил (а): Великоцкая А.С. .
(Ф.И.О. студента)

1курс «Финансы и кредит» . .
(курс, специальность)

Принял(а): . Прудникова Л.Б. .
(Ф.И.О. преподавателя)

Волгодонск 2010 г.

Введение..…………………………………………………… ……………..….3

1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации……………………………………………………… ……………...4
2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы………………..….5
3. Порядок формирования Совета Федерации……………………………..11
4. Компетенция Федерального Собрания…………………………………..12
5. Внутренняя организация палат…………………………………………...14
6. Порядок работы палат Федерального Собрания Российской Федерации……………………………………………………… ……….........18
7. Роспуск Государственной Думы………………………………………....21
8. Акты Федерального Собрания Российской Федерации…………….….22
9. Законодательный процесс…………………………………………….….23
10. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы………………………………………………….…..32

Заключение…………………………………………………… ……………...37
Литература…………………………………………………… ……………...38

Введение.

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.
Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган РФ. Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.
Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.
Совет Федерации
Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов.
Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания
? проводимые открыто.
? закрытые заседания.
На открытых заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ.
Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и члены Правительства, Председатель Конституционного Суда РФ и члены Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда РФ и члены Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и члены Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 16 сентября по 15 июля.
Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации.
Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены Совета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях.

1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.
Институт парламента имеет многовековую историю. Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII в. королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли в Испании, Франции и в ряде других европейских стран. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в.
Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления.
Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.
Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.
Характеристика федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации.
Двухпалатная структура парламента - относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам - Председателю и Президиуму Верховного Совета.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст. 102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 100). Конституция РФ (ч.3 ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Конституционно – правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» * определил порядок избрания депутатов Государственной Думы.
Назначение выборов депутатов Государственной Думы. Согласно п. «а» ст. 84 Конституции выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.
В случае, если Президент РФ не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.
При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Сроки осуществления избирательных действий при этом сокращаются на четверть.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.
Избирательная система. Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы:
- 225 (половина) депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в Российской Федерации на 225 одномандатных избирательных округов;
- 225 (другая половина) депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Образование избирательных округов. Для проведении выборов депутатов Государственной Думы образуются два вида избирательных округов: одномандатные избирательные округа и федеральный избирательный округ.
Одномандатные округа, образуемые для проведения выборов по мажоритарной избирательной системе, должны отвечать следующим требованиям:
- примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта Федерации не более чем 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях- не более 15 процентов. Образование примерно равных (по числу избирателей) избирательных округов должно обеспечивать реализацию равного избирательного права граждан;
- в пределах территории субъекта РФ не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением случаев, когда часть территории данного субъекта РФ расположена в пределах территории другого субъекта РФ;
- не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ;
- на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа.
Центральная избирательная комиссия РФ на основании представляемых органами исполнительной власти субъектов Федерации данных о численности избирателей, зарегистрированных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы схему образования одномандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. Схема избирательных округов утверждается Федеральным законом. Утверждение схемы избирательных округов Федеральным законом является своеобразной формой парламентского контроля за правильностью выделения избирательных округов.
Для проведения выборов по пропорциональной избирательной системе образуется федеральный избирательных округ, включающий в себя всю территорию Российской Федерации.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Право выдвижения кандидатов принадлежит непосредственно избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями. Инициатива выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу принадлежит гражданину или гражданам Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом на территории данного избирательного округа.
Кроме того, каждый гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом и достигший на день голосования 21 года, вправе выдвигать свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу.
Инициаторы выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу в письменной форме уведомляют соответствующую окружную избирательную комиссию о своей инициативе. Со дня уведомления начинается сбор подписей. В поддержку кандидата должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Выдвижение кандидатов в депутаты избирательным объединением (блоком). Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах производится на съезде (конференции) избирательного объединения с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать по одномандатному избирательному округу не более одного кандидата.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, вошедших в избирательный блок.
Выдвижение федерального списка кандидатов в депутаты для баллотировки по федеральному избирательному округу производится на съезде (конференции) избирательного объединения.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в составе федерального списка кандидатов лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, входящих в избирательный блок.
Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением, избирательным блоком. Избирательное объединение, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации, при этом в региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какому субъекту Российской федерации или группе субъектов Российской Федерации соответствует каждая из региональных групп кандидатов. Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать не более 18 кандидатов.
В федеральный список кандидатов могут входить кандидаты в депутаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.
Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному списку, не может превышать 270 человек.
Федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, представляются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая рассматривает представленные документы и выдает заверенные копии федерального списка кандидатов и списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам либо выносит мотивированное решение об отказе в выдаче таковых. Со дня заверения Центральной избирательной комиссией РФ копии федерального списка кандидатов начинается сбор подписей в его поддержку. Избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей.
Заверенная Центральной избирательной комиссией копия списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, передается избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую окружную избирательную комиссию. С этого момента начинается сбор подписей избирателей за кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. В поддержку каждого кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам с необходимыми избирательными документами (перечень которых содержится в ст. 45 Федерального закона) представляются в соответствующие избирательные комиссии для проверки достоверности содержащихся в них данных. По результатам проверки избирательные комиссии принимают решение о регистрации кандидатов, федерального списка кандидатов либо выносят мотивированное решение об отказе в регистрации.
В Федеральном законе (ст. 64) предусматривается возможность внесения избирательного залога вместо представления подписей избирателей для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Голосование в определение результатов выборов. Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы, утверждаемой Центральной избирательной комиссией РФ.
В избирательном бюллетене по федеральному избирательному округу помещаются в порядке, определяемом по результатам жеребьевки, наименования избирательных объединений (блоков), которыми выдвинуты зарегистрированные федеральные списки кандидатов в депутаты. Под наименованием избирательного объединения, избирательного блока помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из общефедеральной части федерального списка кандидатов. В каждом субъекте Федерации в избирательном бюллетене указывается также название соответствующей этому субъекту региональной группы кандидатов федерального списка кандидатов данного избирательного объединения, избирательного блока, а также фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из соответствующей региональной группы кандидатов.
Избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по этому избирательному округу кандидатов. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования этого избирательного объединения, избирательного блока.
Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протоколы об итогах голосования в вышестоящие комиссии. Результаты выборов по одномандатным избирательным округам определяются окружной избирательной комиссией. Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу определяются Центральной избирательной комиссией.
При проведении выборов по одномандатным избирательным округам используется мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
При проведении выборов по общефедеральному избирательному округу применяется пропорциональная избирательная система.
Порядок допуска федеральных списков кандидатов к участию в распределении депутатских мандатов. К распределению депутатских мандатов не допускаются федеральные списки кандидатов, получившие менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей.
Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей.
Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей.
Методика пропорционального распределения депутатских мандатов:
1.Сумма голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов (в соответствии с порядком рассмотренным выше), делится на 225 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное.
2. Число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.
3. Если после действий, произведенных в соответствии с п. 2 остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления в соответствии с п. 2. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.
Распределение депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов производится следующим образом: депутатские мандаты, полученные избирательным объединением, избирательным блоком, переходят в первую очередь к кандидатам, входящим в общефедеральную часть федерального списка. Оставшиеся депутатские мандаты распределяются внутри федерального списка кандидатов между региональными группами, каждая из которых получает депутатские мандаты, число которых пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте или в группе субъектов Российской Федерации, причем расчет производится по методике распределения депутатских мандатов между федеральными списками (см. выше). Если при этом в одной или более региональных группах не оказалось должного числа кандидатов, оставшиеся нераспределенными мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.
Распределение депутатских мандатов между кандидатами из федерального списка избирательного объединения, избирательного блока проводится в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленным при регистрации федерального списка в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Из каждого федерального списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. В этом случае депутатские мандаты передаются кандидатам из того же федерального списка в соответствии с их очередностью в этом списке либо в соответствующей региональной группе.
Замещение вакантных мандатов депутатов. В случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, Центральная избирательная комиссия передает его мандат следующему за избранными кандидату из того же федерального списка.
В случае досрочного выбытия депутата, занимавшего на момент заверения федерального списка кандидатов одно из первых трех мест в общефедеральной части списка без вынужденных к тому обстоятельств в период менее года со дня избрания Государственной Думы, депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией другому федеральному списку кандидатов из числа участвующих в распределении депутатских мандатов в данном созыве Государственной Думы.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном избирательном округе, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему одномандатному избирательному округу дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума.Согласно Конституции РФ (ч. Зет. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Часть 2 ст. 96 Конституции РФ указывает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который предусматривает, что в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Поскольку в ряде субъектов законодательный (представительный) орган состоит из двух палат, то установлено, что представитель от этого органа в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.
Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации.
Совет Федерации не имеет определенного срока легислатуры (полномочий). Его состав обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установленный федеральным законом от 5 декабря 1995 г. порядок формирования Совета Федерации, по мнению ряда исследователей, нельзя назвать самым удачным. Во-первых, формирование Совета федерации по должностному принципу ставит под сомнение его представительный характер, так как члены Совета Федерации не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального Собрания. Часть из них избирается в качестве депутатов законодательных органов субъектов Федерации, а часть - в качестве глав исполнительной власти субъектов Федерации, а уже членами Совета Федерации они становятся по должности. Во-вторых, совмещение мандата парламентария (члена Совета Федерации) и должности главы исполнительной власти субъекта Федерации не вполне соответствует принципу разделения властей. В-третьих, Конституция РФ характеризует Совет Федерации как постоянно действующий орган, однако члены Совета Федерации, являющиеся руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не могут работать на постоянной основе в данной палате Федерального Собрания.

4. Компетенция Федерального Собрания

Компетенция парламента складывается из функций (основных направлений деятельности) и полномочий (конкретных прав и обязанностей), которыми он обладает как орган, призванный осуществлять законодательную и представительную власть в конституционном механизме разделения властей.
Мировая практика функционирования парламентских институтов выработала три классические функции, свойственные парламентам:
1) принятие законов;
2) утверждение бюджета;
3) контроль за правительством.
Содержание третьей функции парламента различается в зависимости от существующей в данной стране формы правления. Так, в странах с парламентарной и смешанной формами правления понятие контроля подразумевает в первую очередь институт парламентской ответственности правительства. Президентским республикам такой институт неизвестен. Однако в президентских республиках (как и в парламентарных) существуют другие способы контроля за исполнительной властью. К ним, в частности, относятся: участие парламента в формировании правительства, дебаты по политике, проводимой правительством, парламентские расследования и слушания, депутатские запросы и т. д.
Контрольные функции Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Правительства РФ, предоставленные ему Конституцией РФ, сводятся к следующему: Государственная Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ (п. «б» ст. 103), однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ (ст. 117); Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 103); Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением бюджета (ч. 5 ст. 101); Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. «а» ч. 1 ст. 114); депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с депутатским запросом (ст. 39 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентами палат (ст. 38 вышеназванного закона).
Компетенция Федерального Собрания, кроме законотворческой функции, которая является исключительным полномочием Федерального Собрания в целом (она будет рассмотрена ниже), реализуется через раздельную (специальную) компетенцию его палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Специальная компетенция предусматривает право одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме.
В ст. 102 и 103 Конституции РФ содержится перечень вопросов, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы.
В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов: 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;
3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
4) назначение выборов Президента РФ;
5) отрешение Президента РФ от должности;
6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов:
1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
6) объявление амнистии;
7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Порядок рассмотрения вышеперечисленных вопросов подробно урегулирован Регламентами палат Федерального Собрания.

5. Внутренняя организация палат Федерального Собрания Российской Федерации

Правовым основанием организации и порядка деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является гл. 5 Конституции РФ, Регламенты палат Федерального Собрания: Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный Постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. (в редакции от 27 января 1999 г.), Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. (в редакции от 4 декабря 1998 т.).

5.1. Внутренняя организация Совета Федерации
Председатель Совета Федерации. Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Председатель Совета Федерации избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Для избрания Председателя требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.
Наряду с Председателем, Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Порядок избрания вышеперечисленных должностных лиц урегулирован Регламентом Совета Федерации. Регламент Совета Федерации устанавливает, что Председатель и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Председатель Совета Федерации наделен многочисленными полномочиями, которые условно можно разделить на организационные и представительские. Председатель Совета Федерации ведет заседания палат; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; подписывает постановления Совета Федерации; распределяет обязанности между заместителями; осуществляет контроль за деятельность Аппарата Совета Федерации; направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой, законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; направляет Президенту РФ для подписания и обнародования федеральные законы, одобренные Советом Федерации, и другие. Председатель Совета Федерации представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Государственной Думой, Правительством РФ и другими органами государственной власти, с парламентами иностранных государств и с международными парламентскими организациями.
Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, по поручению Председателя имеют право подписывать постановления палаты, организуют взаимодействие комитетов, осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.
Комитеты и комиссии Совета Федерации. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации.
Комитеты Совета Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; решают вопросы организации своей деятельности; решают другие вопросы, относящиеся к ведению палаты.
Совет Федерации образует следующие комитеты:
- по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
- по вопросам безопасности и обороны;
- по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
- по социальной политике;
- по вопросам экономической реформы, собственности, имущественным отношениям;
- по международным делам;
- по делам СНГ;
- по аграрной политике;
- по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
- по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
- по делам Севера и малочисленных народов.
Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя и его заместителей, входят в состав комитетов. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. В Совете Федерации образована одна постоянная комиссия - Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Ее основное назначение состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Федерации.
Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Они могут проводиться непосредственно в субъектах Федерации.
Другая форма работы комитетов и комиссий - парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители государственных органов, общественных объединений и другие.
К структурным подразделениям Совета Федерации относится также Аппарат Совета Федерации. Основные задачи Аппарата Совета Федерации заключаются в осуществлении правового, информационно-аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации.

5.2. Внутренняя организация Государственной Думы
Председатель Государственной Думы. Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы. Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием: Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.
Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.
Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с полномочиями Председателя Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной Думы определен в ст. 11 Регламента Государственной Думы.
Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной Думы входят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание. Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности.
Депутатские объединения. В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы.
Под депутатской фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации.
Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.
Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.
Комитеты и комиссии. Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации: организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания: дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. Государственная Дума образует комитеты:
- по законодательству и судебно-правовой реформе;
- по труду и социальной политике;
- по делам ветеранов;
- по охране здоровья;
- по образованию и науке;
- по делам женщин, семьи и молодежи;
- по бюджету, налогам, банкам и финансам;
- по экономической политике;
- по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
- по аграрным вопросам;
- по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;
- по природным ресурсам и природопользованию;
- по экологии;
- по обороне;
- по безопасности;
- по международным делам;
- по делам СНГ и связям с соотечественниками;
- по делам национальностей;
- по делам Федерации и региональной политике;
- по вопросам местного самоуправления;
- по делам общественных объединений и религиозных организаций;
- по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
- по информационной политике и связи;
- по вопросам геополитики;
- по конверсии и наукоемким технологиям;
- по культуре;
- по туризму и спорту;
- по проблемам Севера и Дальнего Востока.
Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.
Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета.
Комитеты и комиссии образуются из числа депутатов палаты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства от депутатских объединений. Численный состав данных органов определяется Государственной Думой. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов.
Все депутаты Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета.
Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.
Другой формой работы комитетов и комиссий, являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий.

6. Порядок работы палат Федерального Собрания Российской Федерации

Работа палат Федерального Собрания Российской Федерации строится на следующих принципах:
- законность (легитимность) деятельности парламента;
- постоянная деятельность палат;
- раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 100 Конституции РФ);
- открытость работы палат;
- коллегиальность работы палат.

6.1. Порядок работы Совета Федерации
Особенность функционирования Совета Федерации заключается в том, что члены Совета Федерации работают в Совете федерации не постоянно. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как правило, 1-2 дня ежемесячно. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета федерации, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Заседания Совета Федерации проводятся в г. Москве. Однако по решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.
Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.
Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат: послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации; предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, предложения о направлении запросов в Конституционный Суд; федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров.
На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях, по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение.
Проект повестки дня заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численность не менее 10 человек, или двумя членами Совета Федерации представляющими в Совете Федерации один субъект Российской Федерации, а также полномочным представителем Президента РФ в Совете Федерации. Сформированный проект повестки дня заседания Совета Федерации выносится на голосование Совета Федерации. Решение по нему принимается большинством голосов от общего числа членов.
В ст. 65 Регламента Совета Федерации содержится перечень вопросов, подлежащих первоочередному включению в повестку дня очередного заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования. На каждом заседании Совет Федерации может принять решение о проведении «часа голосования» по федеральным законам.
Порядок голосования и принятия решений. Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
Голосование осуществляется с использованием или без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса. Решение о способе проведения голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.
Члены Совета Федерации, являющиеся представителями от одного субъекта Российской федерации, при проведении голосования могут при наличии доверенности, оформленной в установленном решением Совета Федерации порядке, передавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, за исключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием.
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не установлен Конституцией РФ и Регламентом. По процедурному вопросу решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.
Наряду с общим порядком работы Совета Федерации Регламент Совета Федерации устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к его ведению Конституцией РФ (ч. 3 Регламента Совета Федерации).
По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, отрешение Президента РФ от должности).

6.2. Порядок работы Государственной Думы
В соответствии со своим Регламентом Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июня; осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.
Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах, комиссиях, депутатских объединениях, а также с избирателями. Согласно ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. При этом Президент РФ имеет право созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Заседания Государственной Думы проводятся по средам и пятницам. Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.
Заседания Государственной Думы проводятся открыто и гласно. Государственная Дума в порядке, предусмотренном Регламентом, может принять решение о проведении закрытого заседания. На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, а также пользовать иными установленными правами. Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палат. Проекты федеральных законов, постановлений Государственной Думы и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты.
Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с предлагаемой Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам программой законопроектной работы на очередную сессию Государственной Думы, утверждаемой на ее первом заседании, календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Государственной Думы, и календарем рассмотрения вопросов на очередные две недели работы, утверждаемым Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: послания и обращения Президента РФ, законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ; проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации; федеральные законы и федеральные конституционные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы в порядке, предусмотренном ст. 105 и 107 Конституции РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ и некоторые другие.
На заседании Государственной Думы предусмотрен «правительственный час» для ответов членов Правительства РФ на вопросы депутатов.
Заседания Совета Государственной Думы проводятся по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, в депутатских объединениях. По вторникам проводятся также парламентские слушания. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов с избирателями.
Порядок голосования и принятия решений. Государственная Дума в соответствии с Регламентом использует различные виды голосования. К их числу относятся: голосование с использованием электронной системы подсчета голосов, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, качественным или альтернативным (ст. 83 Регламента).
Решения Государственной Думы принимаются в режиме открытого или тайного голосования. Открытое голосование может быть поименным. Тайное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Поименное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или Регламентом. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании.
Наряду с общим порядком работы Государственной Думы, Регламент Государственной Думы устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией РФ (раздел 4 Регламента Государственной Думы).

7. Роспуск Государственной Думы

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.
Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.
Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:
1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;
3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.
Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:
1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

8. Акты Федерального Собрания Российской Федерации

Основными актами Федерального Собрания Российской федерации являются законы (порядок принятия Федеральным Собрание законов будет рассмотрен ниже).
Конституция РФ содержит перечень законов, принимаемых на уровне Федерации, - это федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ.
Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова. Первое место в иерархии законов занимают законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Они имеет такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения Российской Федерации и к предметам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Конституция РФ в силу федеративного характера государственного устройства России закрепляет принцип верховенства федерального закона по отношению к законам субъектов Федерации. Так, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В то же время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (ст. 102, 103), принимают постановления. Постановления принимаются палатами большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, если Конституцией РФ не предусмотрен иной порядок. Постановлениями палат Федерального Собрания оформляются также принятие Регламентов, изменения и дополнения к ним; результаты голосования об избрании Председателей и освобождении их от занимаемых должностей; другие решения, принимаемые палатами по вопросам их внутренней организации.
По общеполитическим, социально-экономическим и международным вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями и обращениями. Заявления и обращения палат Федерального Собрания имеют не юридическое, а скорее политическое значение и выражают позиции палат по вышеперечисленным вопросам.
Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

9. Законодательный процесс

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.
Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
1) законодательная инициатива;
2) предварительное рассмотрение законопроекта;
3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;
4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;
5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.
Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:
1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;
2) повторное рассмотрение Государственн
и т.д.................

Согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 95), Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура российского Парламента построена по принципу бикамерализма, что имеет ряд преимуществ. Во-первых, в федеративных государствах одна из палат, как правило, отражает интересы конкретных территорий (субъектов РФ), входящих в состав этого государства политико-территориальных образований. Во-вторых, вторая палата отражает интересы и потребности всего общества, учитывает их в своей законотворческой деятельности. В-третьих, наличие второй палаты позволяет, с одной стороны, обеспечить качество законодательного процесса, поскольку законопроекты последовательно проходят через обсуждение двух палат, а с другой - уравновесить (гармонизировать) интересы населения конкретных территорий Федерации и общенациональных интересов.

Палаты Федерального Собрания работают самостоятельно. Они заседают раздельно, имеют различное внутреннее устройство, например, образуемые ими комитеты и комиссии различаются по количеству и названиям. Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет (п. 1 ст. 96). Срок Полномочий Членов Совет Федерации равен сроку полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 95). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами (п. 2 ст. 96).

Государственная Дума РФ и Совет Федерации имеют разный порядок образования. Государственная Дума избирается путем демократических выборов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти, а также представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ (число которых составляет не более 10% числа членов Совета Федерации).

Порядок формирования Совета Федерации РФ определен Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Численный состав палат также неодинаков. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В состав Совета Федерации входит 170 сенаторов от субъектов. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 г.). Количество членов Совета Федерации с 1993 г. менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых субъектов Федерации.

Палаты Федерального Собрания имеют разные полномочия, хотя назначение и функции Парламента едины для обеих палат. Нельзя говорить о перевесе полномочий одной палаты в пользу другой или о соподчиненности палат. Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты РФ, является Парламент в целом, т.е. Совет Федерации и Государственная Дума, полномочия которых соответствующим образом сбалансированы. В системе разделения властей парламент рассматривается как единое целое. Государственная Дума и Совет Федерации взаимодействуют в законодательном процессе, например, они образуют согласительные комиссии. Палаты совместно могут отстаивать свои позиции в спорах о компетенции (например, обращаются в Конституционный Суд РФ с просьбой обязать Президента РФ подписать конкретный федеральный закон). Сотрудничество палат проявляется в совместном образовании целого ряда органов (например, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ). Палаты могут собираться совместно для заслушивания Посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Совместное участие обеих палат необходимо для принятия решения об отрешении глава государства от должности. Государственная Дума выдвигает обвинение Президент РФ, а Совет Федерации отрешает его от должности 2 /з голосов от общего числа парламентариев каждой из палат.

Государственная Дума и Совет Федерации взаимодействуют на основе принципа верхней и нижней палаты. Суть этого принципа заключается в следующем: каждая палата работает самостоятельно и имеет ряд исключительных полномочий; законодательный процесс всегда начинается в одной палате (принятие закона) и продолжается в другой (одобрение закона). Так, законопроект движется как бы снизу вверх, поэтому Государственная Дума считается нижней палатой, а Совет Федерации верхней; одна из палат является прямым представительством народа. Непосредственная близость к избирателям предопределяет названную характеристику Государственной Думы. Депутаты Думы напрямую выражают интересы российских избирателей. Именно палата, основанная на непосредственном народном представительстве, имеет более существенные полномочия по осуществлению контроля над органами исполнительной власти и может быть распущена главой государства в случае возникновения конфликта между органами исполнительной и законодательной власти.

Наряду с общепарламентской компетенцией в рамках совместных полномочий каждая палата Федерального Собрания имеет исключительные полномочия.

Совет Федерации:

  • 1) утверждает изменения границ между субъектами РФ на основе взаимного согласия последних;
  • 2) утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
  • 3) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России;
  • 4) назначает выборы Президента РФ;
  • 5) избирает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

Государственная Дума:

  • 1) дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • 2) решает вопрос о доверии Правительству РФ;
  • 3) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в России;
  • 4) объявляет амнистию.

Прекращение полномочий Совета Федерации невозможно. Президент РФ не имеет права роспуска этой палаты Федерального Собрания. Полномочия Государственной Думы прекращаются по истечении срока, на который она была избрана, а также досрочно в связи с роспуском Президентом РФ.

Система органов законодательной власти в Российской Федерации состоит из федерального Собрания (парламента) Российской Федерации, включающего две палаты Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата), и законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание (парламент) является одновременно представительным и законодательным органом власти. Представительный характер парламента означает, что граждане Российской Федерации, избирая депутатов, осуществляют свое право на участие в управлении делами государства через избранных ими своих представителей.

Федеральное Собрание - единственный орган государственной власти, принимающий федеральные и федеральные конституционные законы. Принимаемые парламентом законодательные акты имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, обладают прямым действием и подлежат безусловному исполнению, в том числе и органами исполнительной и судебной властей. Исключительное полномочие Федерального Собрания, связанное с его законодательной ролью, определяет его особое место в политической системе России как средоточие государственной власти. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти.

Палаты федерального собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Деление палат на верхнюю и нижнюю условно и отражает особенности законодательного процесса.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Таким образом, число членов Сонета Федерации должно быть 178 человек.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Причем одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, если это не предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. К ведению Совета Федерации относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации:

    утверждение указа Президента о введении военного положения:

    утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения:

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации:

    назначение выборов Президента;

    отрешение 11резидента от должности:

7) назначение па должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;

8) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора;

9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

    федерального бюджета;

    федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

    ратификации и денонсации международных договоров:

    статуса и защиты государственной границы:

    войны и мира.

В ведении Государственной Думы находятся:

    дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства:

    решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка:

    назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов:

    назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека:

    объявление амнистии:

    выдвижение обвинения пропив Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить федеральным законам.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации. Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы. Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду Российской Федерации. Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а в отдельных случаях не менее двух третей от общего числа депутатов. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

После прохождения через Государственную Думу и Совет Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию 11резидентом в течение семи дней и обнародованию.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.