Законы, закономерности, принципы воспитания. Понятие, сущность методов, приемов, средств и форм воспитания. Понятие воспитания. Законы и закономерности воспитания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция 10.

ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

Расположить педагогические законы можно не в логической, а в любой последовательности, потому что все они действуют одновременно.

Закон золотой середины

Любая крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества в отношениях между человеком воспитывающим и человеком воспитуемым опасны или даже губительны.

Закон золотой середины согласуется с идеей амбивалентности человеческой природы.

Поскольку и индивид, и группы людей амбивалентны решительно во всех своих свойствах и проявлениях, закон золотой середины действует во всех педагогических ситуациях, при решении любых педагогических проблем.

Закон золотой середины требует воспитания к душевному гомеостазу, равновесию. Так, необходимо воспитание и воли, и гибкости. Принципиальности, но и снисходительности. Послушания и одновременно самостоятельности, и действий по алгоритму, и творчества.

Уравновешения, гармонизации требует поощрение и упражнение интереса и усилия.

Никакого положения педагогики нельзя абсолютизировать, кроме запрета абсолютизации.

Так, забота о ребенке, бесспорно, обязательна, но "излишне болезненно заботясь о детях, можно подорвать им нервы и надоесть, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно страшное чувство меры " (Ф.М. Достоевский).

Соблюдение меры надобно и при ограничении свободы детей.

Слишком много любви -- мы избаловываем, изнеживаем людей. Слишком много строгости -- мы ожесточаем наших подопечных.

Дефицит строгости -- мы получаем капризный, вздорный характер. Слишком много неукоснительной требовательности -- мы обретаем раба, или бунтующего, или подчиняющегося, но все равно раба.

Делая слишком большой акцент на самостоятельности мысли и не заботясь при этом о ее правильности, мы воспитываем самодовольство, самоуверенность, самовлюбленность.

Если мы акцентируем работу памяти, получаем зубрил. Если мы совершенно не обращаем внимание на содержимое памяти, то мы получаем верхоглядов, решительно не способных принимать решения.

Гиперопека, бесспорно, опасна. А нехватка опеки -- это беспризорность, брошенность, одиночество.

Правило воспитания по закону золотой середины сформулировал И. Кант: "Одна из величайших трудностей в деле воспитания заключается в том, чтобы совместить само подчинение необходимости со способностью пользоваться свободой, ибо без внутреннего самопринуждения нет нравственности.

Как должен я развивать чувство свободы, несмотря на неизбежное ограничение свободы? Я обязан сделать способность моих воспитанников ограничивать свою свободу их привычкой и вместе с тем должен так руководить ими, чтобы они научились пользоваться свободой. Без этого нет целенаправленного воспитания и, как результат, нет способности свободно выбирать правильную линию поведения.

Ребенок с раннего возраста должен столкнуться с ограничивающим его импульсы противодействием, которое проистекает из природы и условий человеческого общежития. Постепенно он сможет научиться переносить лишения, самому содержать себя, чтобы стать независимым.

Для достижения этого необходимо: во-первых, чтобы ребенку, начиная с самых ранних пор, всегда и во всем предоставлялась свобода (исключая такие случаи, когда он может повредить себя, например, если он хватается за острый нож), если только проявления последней не вступают в противоречие со свободой других (например, когда он кричит или чрезмерно шумно веселится и мешает другим).

Во-вторых, давать ему возможность убеждаться, что он способен достигнуть своих целей, только позволяя и другим достигать своих (например, не оказывать ему желательных для него услуг, если он не выполняет своих обязанностей: не делает уроков и т.п.).

В-третьих, дать ему убедиться, что только ограничение его свободы и позволяет пользоваться ею; что, развивая в себе эту способность к самоограничению, он сможет стать свободным, т.е. независящим от посторонних услуг и опеки. Но это последнее условие, благодаря которому разрешается самая трудная из педагогических задач, применимо лишь к более продвинутому уровню развития, ибо дети сравнительно поздно приходят к мысли, что впоследствии им самим придется заботиться о себе, например о своем пропитании. Им кажется, что они всегда будут жить под крылышком родителей и что их всегда будут кормить-поить, не требуя за то никаких от них забот и усилий. Если же совсем игнорировать это третье условие, то дети навсегда останутся детьми.

Многие родители запрещают своим детям все, пытаясь выдрессировать у них терпение, и требуют поэтому от своих детей большего терпения, чем от самих себя. Но это просто зверство. Ребенку должно дать необходимую ему свободу и затем уже сказать ему: " Ты получил достаточно ". И это последнее решение должно быть абсолютно неколебимым.

Здесь, конечно, нет никаких "рецептов", советов, рекомендаций, которые могли бы помочь воспитателю найти золотую середину.

Только раздумья, только опыт, только чуткость, только знания о природе ребенка, знания о ее амбивалентности и спасительный страх однобоко развить какую-либо одну из крайностей, одну из составляющих амбивалентности.

Закон единства и целостности воспитания

закон педагогический воспитание ребенок

Он отражает в себе единство и системность личности, а также ее амбивалентность.

В законе единства и целостности воспитания речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной и волевой сторон личности.

Невозможно человеку развиваться по частям. Просвещение рассудка не дает еще нравственности. О добром глупце очень точно сказано И.А. Крыловым: "Услужливый дурак опаснее врага". Сила воли может проявиться в движении человека к самым дурным целям. Прекраснодушием часто вымощена дорога к пропасти. Физическое совершенство -- не красота души.

"Способности души столь связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума" (И. Кант).

Это -- закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе.

Закон единства и целостности воспитания включает в себя идею единства мысли и действия.

Магистраль воспитательного процесса -- от мысли к действию и от действия к мысли. Нарушение этого закона воспитания имеет своим следствием недостаточное развитие сущностных человеческих сил.

И.В. Гёте: "Думать и действовать, действовать и думать -- вот тайна бытия. Мысль и дело, как вздох и выдох, должны следовать друг за другом".

В чем здесь дело? Во-первых, предпосылать поступкам раздумье необходимо для уменьшения числа ошибочных действий.

Во-вторых, воспитание призвано выработать у подопечных привычку и склонность к осознанию своих собственных действий. К переводу постепенно уточняющихся образов и представлений из подсознания в сознание и к формированию ясных, четких, адекватных понятий.

Показатель образованности -- способность к сознательному регулированию "потоком" ощущений, смутных представлений и неясных идей.

Путь от смутных к ясным понятиям лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий. Знания, умения и навыки являются важнейшими средствами достижения главной образовательной цели -- полноценного личностного развития.

Действительные знания составляются из того, чем человек умеет пользоваться, что он применяет к решению все новых по объему и классу сложности задач. (А.А. Ляпунов). Стало быть, понятие знания включает в свое содержание и умения, и навыки.

Наиболее продуктивная потребность в знаниях проистекает из деятельности, из потребовавшихся в ходе деятельности способов ее осуществления.

Прочное знание и овладение той или иной наукой достигается только с приобретением способности охватить начала и основные законы этой науки, судить о ее задачах и уметь связать единичные явления с общими правилами.

Пока не приобретена такая способность, не достигнуто и прочное знание в данной отрасли.

Между тем многие учащиеся и преподаватели больше, чем нужно, заботятся о заучивании наизусть. В результате учащиеся не в состоянии свободно пользоваться своими знаниями.

Эти пробелы в их способностях проистекают только от способа, по которому их обучали, от недостатков этого обучения.

Иначе трудно это объяснить, ведь память у них лучше, чем у кого бы то ни было, поскольку они особенно беспокоятся о заучивании наизусть, а их помыслы направлены на то, чтобы овладеть наукой.

Закон апперцептивной последовательности воспитания

Он гласит: все самое лучшее -- как можно раньше (но не все -- с самого начала!), ибо последующее зависит от предшествующего в жизни человека.

"Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые" (Гораций).

По мере созревания человека как можно раньше важно предоставлять ему образцы хорошего вкуса. И вообще образцы всего качественного -- чувство, мысль, дело, слово, поступок, образ и стиль жизни.

Если в том или ином возрасте обязательно понадобится человеку то или иное качество, то предусмотреть становление и укрепление этого качества с помощью воспитания надо как можно раньше по ходу человеческой жизни.

Например, в старости от человека потребуется очень много мужества. Но откуда его взять, если оно не было заложено в него ранним воспитанием?

В проблеме отбора культуры для правильного воспитания самое трудное даже не определение ее конкретного содержания (оно вычленимо хотя бы из биографий замечательных людей, представителей дела, мысли, слова), а расположение ее пластов в оптимальной последовательности.

Такое расположение, которое бы давало индивидуально подобранную и элективную культуру.

Закон соответствия требований воспитателя к воспитуемым требованиям воспитателя к самому себе

Он соотносится с процессами научения, подражания, неосознаваемого влияния среды.

Тайна успеха воспитания заключается в том, чтобы воспитателю самому практиковать требуемое им от воспитанников. Нарушение этого закона влечет за собой потерю авторитета воспитателя, развитие у детей лицемерия, приспособительства, лживости.

"Помни: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам" (Оскар Уайльд).

Требовать от детей можно только то, что воспитатель требует от себя.

Ф.М. Достоевский напоминал о великом значении личного примера добра: "Будьте добры, и пусть ребенок ваш поймет, что вы добры (сам, без подсказывания), и пусть запомнит, что вы были добры. Этим вы исполните перед ребенком вашу обязанность на всю его жизнь, потому что вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо... Знайте тоже, что более вы для него ничего и не можете сделать. Да и этого с лишком довольно. Воспоминания о хорошем у родителей, то есть о добре, о правде, честности, сострадании, об отсутствия ложного стыда и по возможности лжи -- все это и из него сделает другого человека, рано ли, поздно ли, будьте уверены".

Закон золотого совпадения

Согласуется с законом апперцепции и природой неосознаваемых воздействий среды, прежде всего -- научения.

Суть закона золотого совпадения вот в чем.

Воспитание есть вмешательство в поток жизнедеятельности воспитанников. Вмешательство в форме организации жизни и наполнения ее неким содержанием.

Но принудительное управление развитием ребенка без включения в него самоуправления воспитуемых или бесполезно, или вредно.

Поэтому существует закон соответствия воспитательного вмешательства характеру стихийного процесса становления развитая личности. Это -- закон оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизнь растущего человека с активностью воспитуемого.

Правильно развивающийся человек должен понимать и принимать требования, рекомендации, запреты воспитания.

Соблюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспитуемыми. Без принятия учащимся активного участия в воспитательном процессе научить его ничему невозможно. Педагог помогает питомцам присвоить культуру, но он не в состоянии делать этого за них, вместо них. Растущий человек задыхается и хиреет, когда ему не дают простора для саморазвития, самосовершенствования.

Этот закон обязывает воспитателя привязывать содержание усваиваемой культуры к наличному знанию питомцев о себе и об окружающем их мире. Вредно принуждение учащихся к усвоению информации, смысл и личностное значение которой ускользает от их чувств и сознания.

Совершенно бесполезно человеку, не знающему азов алгебры, втолковывать математический анализ. Есть необходимость учебной последовательности, предполагающей апперцептивное накопление опыта.

Закон требует начинать любое обучение с того, что близко, интересно и важно человеку. Иногда полезно, наоборот, столкнуть человека с чем-то экзотическим, непривычным, совсем чужим, абсолютно новым. И это может вызвать сильную мотивацию, учение может вызвать интерес. Но человек даже не заметит этого нового, если в его опыте нет ничего, что позволило бы ему сравнить новое со старым. Мы не можем объяснить, что такое вигвам, если не опираемся на уже имеющееся понятие шалаша как попыткой укрыться от непогоды.

Все, что есть в обучении, должно опереться на предшествующий опыт. И лучше всего, если в этом опыте будет то, что близко, важно и нужно данному человеку.

Закон золотого совпадения требует привязать весь учебный материал, все содержание образования и воспитания к наличной системе взглядов человека на мир, к пониманию им своего личного интереса. И, конечно, вовлечь эмоциональную сферу человека.

Еще раз обнаруживается всеопределяющая роль чувств в образовании. Без них невозможно познание добра. Без них нет правильной мысли.

Благотворно движение участников воспитательного процесса к принятым, разделенным воспитуемыми целям. Да и способы вмешательства в экзистенциальный поток должны одобряться и поддерживаться теми, жизни которых "докучает" педагог.

Люди приходят в школу не откуда-нибудь, а из совершенно определенного дома, в котором есть совершенно определенные жизненные установки, и из совершенно определенного двора, где свои нравы. И приходят с весьма различными взглядами, оценками, отношениями, ценностями.

Между учебно-воспитательным процессом и окружающей средой происходят сложные взаимодействия, которые и схватывает закон золотого совпадения.

Нарушение этого закона -- отказ от опоры на среду -- означает отрыв воспитания от предшествующего опыта человека и игнорирование закона апперцепции.

Если вы будете учить в точности тому же, что есть в этой среде, то вы как минимум будете бесполезны.

Если вы будете учить тому, что не имеет никакого отношения к каждодневной действительности окружающей среды, то вы не принесете пользы, а часто -- вред.

Воспитание обязано способствовать приращению человеческих совершенств. Воспитанию надлежит оказывать более могущественное, неотразимое влияние на растущего человека, чем его непосредственная, несконденсированная школой культурная атмосфера.

Хорошая школа призвана не только оберегать от разрушения, забвения, искажения культурные достижения предыдущих поколений.

Ее долг -- обеспечивать то самое приращение культуры, которое продвигает человечество к достойной жизни.

Но для достижения этой цели образование не может не учитывать природы общества и ближайшей среды, в которые вписан ребенок. Только тогда оно способно стать и оставаться сильнее, выше, совершеннее среды.

Воспитание полезно только тогда, когда в споре с жизнью оно оказывается сильнее жизни. Только тогда оно помогает жизни, но оно не может не считаться с жизнью, не может отрываться от нее.

Воспитание обязано создавать зону ближайшего развития среды, вести среду за собой.

Это означает, что воспитатель принимает во внимание верования и нравы своих подопечных, групповые детские "законы". Уметь глядеть на мир глазами ребенка -- это и наука, и искусство.

Закон золотого совпадения предполагает синхронность и изоморфность содержания образования социальному бытию и среде, в которой оно осуществляется.

Склад мысли отдельного человека в огромной степени и при всех неизбежных индивидуальных вариациях определяется особенностями данной цивилизации, выработанной ею системой эмоций, верований, интуиций, производства и т.д.

Следовательно, в огромном разнообразии этносов и несомых ими культур, верований, обычаев, установлений и прочего заключено богатство воспитательного материала, усвоение которого личностью способствует совершенствованию ее собственно человеческих свойств и качеств.

Так называемое межкультурное обучение, знакомящее в современной школе со спецификой культур разных народов и племен мира, не только вносит ценный вклад в воспитание для всеобщего мира и сотрудничества, но и многократно умножает умственный потенциал новых поколений.

Воспитание должно быть действующей моделью жизни. Вот почему в наибольшей степени действенно законосообразное обучение и воспитание с помощью, так называемой воспитывающей и обучающей среды.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Метод воспитания как модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка. Формирование у ребенка ценностного отношения к миру и себе в процессе воспитания. Основные методы воспитания, их психологическая основа и средства реализации.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Освещение методов и приемов воспитания, необходимых для использования в педагогической практике на современном этапе ее развития в теории воспитания. Осознание фактов педагогического воздействия учителя на ученика, когда учащийся - это объект воспитания.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2011

    Роль воспитателя в формировании у детей навыков нравственного поведения. Использование механизма нравственного воспитания. Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах. Влияние нравственных представлений на поведение детей.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2007

    Социально-педагогическая значимость физического воспитания в дошкольном возрасте. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей. Организация физического воспитания в дошкольном учреждении. Обзор методик здоровьесберегающей системы.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Роль в теории и практике отечественного воспитания православной культурной традиции. Инновационные процессы в области духовно-нравственного воспитания. Сохранение целостности человека - важная задача современного воспитания. Нравственное самоопределение.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Структура профессиональной компетентности воспитателя. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи. Уровень системно-моделирующего творчества. Влияние личности воспитателя на его воспитанников.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Сущность методов воспитания как механизмов взаимодействия воспитателя и учащихся, их классификация и сравнительная характеристика основных видов. Понятие, сущность, задачи, содержание, формы и классификация воспитательного (педагогического) процесса.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2010

    Теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания как общественного явления. Классификация педагогических подходов к понятию воспитания: принципы, виды. Технологии воспитания личности ребенка в школе и личности студента в колледже.

В современной педагогике нет единства по этим вопросам.

Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.

Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.

К основным закономерностям воспитания относятся:

Обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;

Деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;

Процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;

Обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.

В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.

К ним относятся:

Связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

Комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;

Принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;

Принцип воспитания в труде;

Гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

Воспитание в коллективах учащихся;

Опора на положительное в личности ребенка;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;

Зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;

Воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.

Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.

Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.

Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.

Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.

У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.

Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).

Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.

Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.

Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.

Методы воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели. Методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение учащихся для выработки заданных качеств. В современной педагогике представлены различные методы воспитания.

Научному познанию методов воспитания способствует их классификация. Однако, в современной педагогике нет единой классификации, потому принято говорить о системе методов и форм воспитания, которые определяются целью, содержанием и условиями воспитания. На практике педагог имеет дело с целостным педагогическим процессом, с целостной личностью школьника, поэтому ему необходимо знать систему методов и форм воспитания.

В середине 20 века (50-60годы) нашла подтверждение идея о системообразующей функции методов воспитания, которые применялись для организации детского коллектива. В процессе становления коллектива, прохождение его через ряд этапов проявилась тенденция перехода от методов деятельности воспитателей к методам деятельности коллектива детей, от педагогического требования к коллективу и личности к требованию учащегося к самому себе.

Системообразующая функция методов воспитания проявляется в педагогическом стимулировании, убеждении.

В практике современной школы применяются различные методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспуты, пример и т. д.); методы организации деятельности и создание опыта общественного поведения детей (приучение, упражнение, педагогическое требование, поручение и т. д.); методы стимулирования поведения и деятельности детей (поощрение, соревнование, наказание и др.)

Форма воспитания – внешнее выражение данного процесса. Категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в воспитании. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Содержание воспитательного процесса включает качества всесторонне и гармонически развитой личности: физические, трудовые, духовные, нравственные, интеллектуальные, социальные. В практической деятельности содержание реализуется в конкретной организации, которая должна ему соответствовать. Если соответствия нет, то возникают серьезные противоречия.

Из истории известно, что существовали различные формы воспитания, которые создавались для реализации определенного содержания в определенных условиях (пионерский сбор, комсомольское собрание, коммунистический субботник, коллективно творческое дело (КТД) и т.д.). Известно, что условия меняются, что влечет за собой изменение формы воспитания. В тоже время долголетняя практика воспитания отшлифовала систему традиционных форм воспитания, которые прошли проверку временем. Это субботники, классные часы с разнообразной тематикой, календарные и школьные праздники, различные конкурсы, олимпиады, турниры, КВН, школьные театры и пресс-центры, музеи, походы, экскурсии, соревнования, дискуссии, прогулки и т.д.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Закономерности воспитания

На воспитание распространяются все общие закономерности педагогического процесса: закономерность динамики педагогического процесса; закономерность развития личности в педагогическом процессе; закономерность управления педагогическим процессом; закономерность стимулирования; закономерность единства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе; закономерность единства деятельности педагога и воспитанника; закономерность обусловленности педагогического процесса потребностями и возможностями общества и личности, условиями его протекания.

Процесс воспитания имеет и свои специфические закономерности:

Эффективность воспитания зависит:

1. …от сложившихся воспитательных отношений. Негативные отношения воспитателя и воспитанника сначала нужно исправить на положительные, а затем уже осуществлять запланированное воспитательное воздействие. Важную роль играют и взаимоотношения (общение) между самими воспитанниками (взаимовоспитание влияет на развитие личности).

2. …от соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Методы, средства и формы воспитания должны соответствовать поставленным целям воспитания.

3. …от соответствия характера воспитательного влияния социальной практике. Воспитание не должно быть оторвано от жизни.

4. …от совокупного действия объективных и субъективных факторов. Субъективные факторы – личность воспитателя и воспитанника, сложившиеся между ними отношения, психологический климат класса, семьи. Объективные факторы – социально-экономические, материально-технические и санитарно-гигиенические условия. В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию неповторимый характер.

5. …от интенсивности воспитания и самовоспитания.

6. …от активности участников процесса воспитания в педагогическом взаимодействии.

7. …от эффективности процессов, сопутствующих воспитанию – обучения и развития. Воспитание улучшает развитие и обучение, а они, в свою очередь, способствуют успешному воспитанию.

8. …от качества воспитательного воздействия. Воспитательное воздействие должно быть целенаправленным, разносторонним, планомерным, сознательным со стороны воспитанника.

9. …от интенсивности воздействия на потребностно-мотивационную сферу личности воспитанника. Цели, которые ставит воспитатель, должны быть преобразованы в мотивы поведения воспитанника.

10. …от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанника.

Принципы воспитания

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам и формам организации воспитательного процесса.


Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, общественной практикой.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип персонификации (учета личностных характеристик и возможностей воспитанников, опоры на личностные качества).

6. Принцип дифференциации воспитания.

7. Принцип природосообразности воспитания.

8. Принцип культуросообразности воспитания.

9. Принцип единства воспитательных воздействий (координация воспитательных усилий школы, семьи, общественных организаций, творческих союзов).

10. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.

1. Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно готовить человека к активной общественной жизни. Воспитание ориентировано на поддержку государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых в государстве идеологии, конституции, законов. Другими словами, на выполнение социального заказа и формирование социально необходимого типа личности.

Реализация данного принципа становится невозможной при рассогласовании целей государства, гражданского общества и личности.

Поэтому школа не может быть государственным учреждением; это общественно-государственный институт. Поэтому для преодоления огосударствления школы в большинстве стран развиваются частные (общинные) школы.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, общественной практикой. В теории и практике иногда имеет место узкая трактовка этого принципа – как просто включение учащихся в производительный труд, полагая, что такое включение автоматически решит все воспитательные задачи. Это глубокое заблуждение. Практика показывает, что соединение воспитания с производительным трудом решает задачи всестороннего развития личности учащихся при определенных условиях.

Воспитание должно опираться на жизненный опыт личности, ее реальную жизнедеятельность. Для этого следует:

а) привлекать воспитанников к посильной общественно-полезной деятельности, приветствовать попытки учащихся честно зарабатывать;

б) знакомить учащихся с основами современного производства, расширять их политехнический кругозор, прививать культуру труда и НОТ;

в) готовить учащихся к сознательному выбору профессии;

г) широко использовать на уроках и во внеучебной работе местный краеведческий материал.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Найти ведущее положительное звено в каждом конкретном случае – задача воспитателя.

а) в воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций; необходимо сотрудничество, терпение, заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника;

б) опора на положительные интересы воспитанника (например, любовь к природе, к животным);

в) создание положительного воспитательного фона (спокойная деловая обстановка, высокая организация труда и отдыха, эстетизация среды, забота друг о друге);

г) не напоминать учащимся часто об их недостатках, не акцентировать их внимание на промахах; наоборот – не скупиться на комплименты, авансировать доверием, проектировать хорошее поведение, внушать уверенность в своих силах, ободрять при неудачах.

4. Принцип гуманизации воспитания. Гуманистическое воспитание предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции развитие личности должно обеспечить гармонию ее самости и социумности. В современной трактовке цели гуманистического воспитания человек мыслится как уникальное явление природы, а цель воспитания – формирование планетарного сознания, продуктивной направленности и альтруистического устремления личности. Сочетание принципа уважения с разумной требовательностью.

5. Принцип персонификации (учета личностных характеристик и возможностей воспитанников, опоры на личностные качества – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении).

Принцип персонификации требует, чтобы воспитатель:

а) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников, стиль мышления, мотивы, интересы, установки, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

б) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него, интересной ему и все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

в) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

г) максимально опирался на собственную активность личности;

д) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

е) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь положительных преобразований.

6. Принцип дифференциации воспитания. Суть дифференциации заключается в том, что в воспитании необходимо учитывать гендерные, возрастные и другие индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент и т. д.).

Например, в младших классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное развитие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.

Другой пример: один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко реагирует на замечания, в отношениях с педагогами и сверстниками проявляет благожелательность и уважение. Другой же, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общении с другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все это должно находить соответствующее отражение в воспитании. Учащиеся с уравновешенным характером легче вовлекаются в совместную деятельность, быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются. Школьники же с повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткости, уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов.

7. Принцип природосообразности воспитания. В самом общем виде этот принцип означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы. Долгое время в педагогике принцип природосообразности был забыт. Чего достигает современная педагогика начального образования, возвращаясь к нему? Прежде всего ясного понимания возможностей учеников. Этим устраняется противоречие между одинаковыми школьными программами, рассчитанными на мифическую равность учеников, и далеко не одинаковыми способностями детей к усвоению тех или иных учебных предметов.

Исследования подтвердили, что забвение принципа природосообразности стало причиной кризиса воспитания во многих странах. Обнаружив причину ослабления здоровья школьников, ухудшения нравственности и психической неуравновешенности, педагоги этих стран не побоялись признать свои ошибки и возвратились к испытанной классической педагогике.

8. Принцип культуросообразности воспитания – это учет условий, в которых живет человек, а также культуры данного общества и общечеловеческой культуры в процессе воспитания.

Например, важнейшей исторически сложившейся особенностью социальной и духовной культуры восточных славян, их менталитета является ориентация на совместную деятельность, общинный уклад жизни. В этом кроются истоки одного из традиционно сильных преимуществ общественного бытия белорусов – коллективизма с такими присущими для него ценностями как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание. Отказ от коллективных принципов жизнедеятельности, жесткая ориентация на индивидуализм чреваты невосполнимыми нравственными потерями для подрастающего поколения и общества в целом.

9. Принцип единства воспитательных воздействий (координация воспитательных усилий школы, семьи, общественных организаций, творческих союзов). Для этого педагогу следует:

а) согласовывать свои педагогические требования с другими учителями, администрацией школы, родителями ученика, поддерживать разумные требования друг друга;

б) поддерживать и укреплять связь с семьей;

в) воспитатель должен быть воспитан сам, чтобы его поведение не шло вразрез с его требованиями;

г) во всех педагогических конфликтах (с той же семьей или с коллегами) опираться не на то, что разобщает, а на то, что объединяет;

д) создавать единую систему воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время.

10. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника. Понятно, что на каждом возрастном этапе можно воспитывать только то, что соответствует данному уровню возможностей детей. Но надо видеть и диалектическую взаимосвязь: сами возможности зависят от воспитания. Например, а наше время, в условиях бурного развития науки и техники (радио, телевидение, Интернет) уровень развития детей и молодежи значительно выше, чем 20–30 лет тому назад. Иначе говоря, нынешние родители, а тем более дедушки и бабушки в детстве знали и понимали гораздо меньше того, что известно и понятно детям сегодняшним. Психологи Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов установили, что педагоги недооценивают возможности младших школьников; в результате в СССР был осуществлен переход на обучение с шести лет, а также период начального образования сокращен с четырех до трех лет.

К каждому человеку необходим индивидуальный подход. На раздражительного надо действовать спокойствием, на замкнутого – искренностью, на избалованного – жесткой требовательностью, на зазнавшегося – показом его невежества, на совершившего один раз нечестный поступок – доверием.

Если известно, что ребенок в семье почти не слышит похвалы, поощрения, то эти приемы могут изменить его к лучшему.

Воспитание подчинено законам природы и общества:

1. Закон единства, целостности, непрерывности воспитания. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, волевой и физической стороне воспитанников. Воспитание должно раскрывать в ребенке позитивное, с последующим преодолением негативного в своей природе. То есть главной задачей воспитания является «подведение» личности к сознательному отказу от насилия и от утверждения за счет других.

2. Закон «золотой середины». Это значит - не ломай воли ребенка, иначе она станет рабом. Бунтующим или покорным, - но рабом. Идеал: не усмирение нашей воле, а понимание необходимости.

3. Закон «золотого совпадения» - это непринужденное управления развитием детей в благотворной совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

4. Закон оптимального «закаливания» - это воспитание трудом, из-за трудностей, благодаря трудностям. Но этот закон тоже подчиняется категорическому императиву педагогики - закона «золотой середины».

5. Закон «должной мотивации». Без должной мотивации нельзя добиться успехов в воспитании. Вредно заставлять воспитанников усвоить информацию, значение которой они не понимают ни умом, ни чувствами.

6. Закон индивидуального подхода к воспитаннику. В практической деятельности сложными являются проблемы сочетания общих направлений, идей, целей, задач воспитания с реальными интересами воспитанников, коллектива, семьи; научного анализа теоретических основ с применением конкретных методик, мер воспитания в конкретных условиях.

Учитель и ученик.
Отношения учителя и ученика всегда в истории мировой культуры признавались как глубинные в процессе передачи и усвоения опыта культурно-исторического созидания, опыта постижения времени индивидуальной и социальной истории, опыта быть человеком. Учитель пробуждает личность в своем ученике, его собственную человечность, становясь соавтором его духа, касается наиболее интимных сторон самопроявления ребенка. Учитель направляет свою творческую силу к самому мировосприятию личности. Влияние - тот психологический механизм, через который учитель взаимодействует со своим учеником. Влияние не предусматривает никакого насилия над индивидуальностью человека, он благородный и по форме, и по содержанию. Воздействие осуществляется как взаимораскрытие субъективных миров учителя и ученика, в котором оба искренние и оба субъективно ценные, однако направляет этот процесс учитель. Онлайн уроки по истории

Реализуется влияние во встрече двух моделей миропонимания, толкования смысловой модели, свойственной ученику, и модели, которую учитель выбрал для данного взаимодействия. Педагогическое взаимодействие учителя и ученика всегда является длительным во времени, поскольку является долгим путь познания личностью знаний и усвоение средств обнаружения себя в мире. Также не является одномоментным процесс формирования и закрепления свойств субъективного мира ученика, что требует постоянной и кропотливой работы учителя. Осуществляемое учителем влияние, очень тонкое по способу совершения и величественно глубокое по содержанию, получает характер деяния, которое сочетает в каждом своем моменте элементы прошлого, настоящего и будущего жизни ученика.

Ребенок как объект научного познания един и целостен. Науки, изучающие его, стремятся к комплексному познанию. Но предмет исследования у каждой науки свой, особенный, специфический. Анатомия и физиология изучают закономерности детского организма и протекания физиологических процессов. Педиатрия - особенности и закономерности состояния детского организма в период его заболевания. Возрастная и педагогическая психоло­гия -закономерности становления и развития психических функ­ций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Педагогика является сложной общественной наукой, объединя­ющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естест­венных и общественных наук о ребенке, о законах развития вос­питательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. Она есть высший этап развития наук о ребенке, о формировании его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.Предметом пе­дагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальная общественная воспи­тательская практика формирования подрастающих поколений, осо­бенности и условия организации педагогического процесса. Педа­гогика изучает проявление, характер, воспитывающее действие тех общественных отношений, которые формируются, организуются между старшим и подрастающим поколением. Эти отношения от­ражают в себе отношения и противоречия всего общества.

Педагогика как наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия. Его суть состоит в том, что старшее поколение, на основе познанных законов воспитания как обще­ственного явления, стремится к созданию максимально эффектив­ной, абсолютно завершенной организации целостного педагогиче­ского процесса, к формированию в нем современной, целостной человеческой личности. Но общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть не стоит на месте. На каждом новом этапе развития она предъявляет все более сложные требования к рас­тущему человеку и педагогическому процессу. Канонизируя ус­таревающую педагогическую систему, содержание воспитания, об­разования, обучения, их формы и методы, педагогика вступает в противоречие с жизнью. Путь разрешения этого основного педаго-

гического противоречия состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в педагогическом процессе, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Необходи­мо видеть все педагогические явления, прежде всего-содержа­ние, формы и методы обучения и воспитания, в движении, разви­тии, отмирании и зарождении. Снятие противоречия обеспечива­ется своевременным совершенствованием педагогического процес­са, всей системы социального воспитания. Примером научного выявления, вскрытия и преодоления основного педагогического противоречия, перестройки системы обучения и воспитания с уче­том новых требований общественной жизни является осуществле­ние реформы высшей, средней общеобразовательной и профессио­нальной школы.

Важным условием разрешения основного педагогического про­тиворечия является также организация и осуществление постепен­ного, осознанного ребенком перехода от воспитания к самовоспи­танию. Задача педагогической деятельности взрослых в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способную к анализу, оценке событий, выбору нравственного по­ступка, ответственности, творческой самодеятельности. Выработ­кой в ребенке непреодолимого стремления к самовоспитанию, са­мообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконт­ролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопо­ощрению педагогический процесс закладывает в личность надеж­ный духовный «механизм» саморегулирования, неуклонного следо­вания убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение детям возможности внутреннего самоуправления снимает необхо­димость в абсолютной педагогической организации детской жизни и систематических внешних воздействий.

Педагогика как наука изучает воспитание, сложное обществен­ное явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения. Можно вычленить три слоя общественных отношений, в которых действуют законы воспитания. Эти слои взаимно про­никают друг в друга, соотносятся, соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.

Первый слой отношений непосредственно связан с экономиче­ским базисом. Здесь, в процессе общественного производственного взаимодействия и отношений собственности, возникают и действу­ют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требований к человеку, его образованию и воспитанию. Само вос­питание в производственных отношениях выступает в качестве механизма осуществления естественной смены поколений, подго­товки и развития человеческих производительных сил. Закон вос­питания на этом уровне можно определить как проявление устой­чивых тенденций-требований, оказывающих существенное, опре­деляющее влияние на характер и протекание педагогических про­цессов.

Второй слой отношений проявляется в сфере идеологии, в

форме общественного сознания, в политических, научных, этиче­ских, правовых, эстетических, религиозных взглядах и убеждениях людей. В системе идеологических отношений порождаются зако­номерности воспитательного процесса, с помощью которых уста­навливаются принципы организации жизни; отбора содержания воспитания и обучения; направленности отношений между взрос­лыми и детьми; этические, эстетические, политические идеалы. Педагогический принцип есть теоретическое выражение требова­ний законов воспитания, характера общественных отношений и идеологии.

Наконец, третий слой отношений существует и действует в личностно-психологической сфере. В системе этих отношений ус­танавливается непосредственный контакт между взрослыми и детьми, детей между собой. Тут решается судьба авторитета вос­питателя, симпатий и антипатий, воспитываемости и сопротивле­ния воспитанию, организованности, целеустремленности или бес­перспективности детской жизни. В личностных отношениях дейст­вуют и проявляются не только объективные закономерности, но и субъективно установленные принципы, правила поведения и обще­ственного взаимодействия. Их воспитательная эффективность за­висит от личности педагога, его морально-волевых качеств и ма­стерства. Педагогическое правило есть частный случай педагоги­ческого принципа, примененного с учетом личностно-психологических особенностей участников воспитательного процесса.

Дифференцированный подход к каждому слою отношений, дей­ствующих в нем законов, принципов и правил позволяет педаго­гической науке на основе познания объективных законов разра­батывать объективно-субъективные закономерности педагогическо­го процесса, обосновывать принципы, правила и рекомендации организации педагогических отношений с детьми.

Принципы-закономерности педагогического процесса, а также принципы и правила педагогического искусства будут рассмот­рены в разделах, посвященных организации и содержанию учеб­но-воспитательного процесса. В данном параграфе дается обосно­вание объективным законам воспитания, которые действуют в об­щественных отношениях первого основного слоя и являются частью предмета педагогики.

Основным законом воспитания как общественного явления, на который опирается и из которого исходит педагогическая наука, являетсязакон обязательного присвоения подрастающим поколе­ниям социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преем­ственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, от­дельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно прояв­ляется в различных конкретно-исторических условиях. Он может быть не осознан людьми или понят частично, проявляться узко, односторонне, действовать стихийно в зависимости от конкретно-исторических условий, интересов и потребностей тех или иных

социальных групп в обществе. Основной закон всегда ориентирует общественное воспитание на подготовку человеческих производи­тельных сил и осуществление жизнедеятельности в системе кон­кретных производственных отношений. В результате его требова­ний в обществе возникает и действует собственно педагогический процесс, различные разновидности школ. Дети вводятся в систему социальных отношений, зависимостей и присваивают приуготов­ленный им в этой системе опыт. В условиях демократизации и гуманизации, на основе действия основного закона, общество од­новременно решает проблему подготовки производительных сил и всестороннего развития, воспитания человеческой личности.

С основным законом органично связан законобязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многове­ковая история педагогики убедительно показывает, что в связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей прежде всего те зна­ния, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное - поддержание жизни, производство матери­альных благ. Пренебрежение требованиями этого закона, напри­мер, исключение общетрудовой подготовки из общеобразователь­ной системы, может привести к сдерживанию развития производ­ства. Требованиями этого закона обусловливается и всестороннее развитие личности в силу необходимости проявления ею, в первую очередь, в труде, интеллекта и творчества.

Объективным законом воспитания является такжеобусловлен­ность содержания, форм и методов воспитания, обучения харак­тером производственных отношений и соответствующей им над­стройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что орга­низация и содержание педагогического процесса в обществе оп­ределяется интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Объективным законом воспитания является возникновениене­избежных воспитательных* последствий в результате взаимодейст­вия детей с миром, в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Этот закон нашел свое выражение в требовании педа­гогики соединения воспитания и обучения с производительным тру­дом, с жизнью общества. У таких советских педагогов, как А. С. Ма­каренко,. И. Ф. Козлов, этот закон выражался в формуле «па­раллельного педагогического действия». Каждое явление, утверж­дали они, помимо своего непосредственного жизненного значения, имеет значение воспитательное. Закон требует сознательного, пе­дагогически продуктивного трансформирования общественных от­ношений в отношения воспитательно направленные. Педагогиче­ское обобщение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм детской жизни способствует развитию педагогической науки. В свою очередь, пе­дагогические отношения, реализованные в детской среде, воспиты­вающие ребят в духе высокой нравственности, по мере становле-

ния детей взрослыми людьми влияют на совершенствование обще­ственных отношений в целом.

Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики может быть осмыслен в качестве законаформирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоут­верждения в деятельности, отношениях, общении. Этот педагогиче­ский закон нашел подтверждение в психологии, установившей ве­дущую роль деятельности, особенно педагогически организованной, в становлении психических процессов, свойств и качеств детской личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец). В педагогике наиболее четкое раскрытие «механизма» воспитания дано И. Ф. Козловым: «...какова деятельность ребенка, - писал он, - таково и движение вовлеченных в эту деятельность его есте­ственных сил и способностей, их упражнение, а каково движение этих сил, таково их развитие, их изменение, а следовательно, таков и результат этого развития - воспитания определенных человече­ских качеств, определенный тип личности, его своеобразие»".

Еще один объективный закон воспитания можно сформулировать какзакон гармонического развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с уче­том возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности, ее сущностных сил осуществляется в первую очередь за счет естественной потребности производства и общественной жизни в людях с высокоразвитым интеллектом, богатой эмоционально-волевой сферой, физическим, действенно-практическим развитием и естественной потребностью в творчестве.

Вечность и необходимость воспитания как общественного явле­ния проявляются в вечности и необходимости его объективных законов. Их действие осуществляется и будет своеобразно осуще­ствляться в любых цивилизациях и конкретно-исторических усло­виях. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их сознания в качестве объектив­ной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.

Тот или иной объективный закон постепенно осознается как все более очевидная потребность или тенденция развития общественной жизни. Например, люди не сразу осознают нарастающие требования закона «обязательного соответствия», но развивающееся производ­ство, новые технологии наталкивают на естественную мысль, что общеобразовательная и профессиональная подготовка подрастаю­щего поколения должна включать в себя и знания о действии наиболее распространенных машин, и о новых технологиях произ­водства, и компьютерную грамотность.

Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко.- М., 1987.- С. 52.

Педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с их требованиями. Развитие педагогики, все более глубокое проникно­вение в существо закона создает возможность своевременного уст­ранения противоречий между требованиями общественной жизни, производства и организацией образования, обучения, воспитания молодежи, требованием гармонического развития детей и органи­зацией педагогического процесса.


Похожая информация.