Воспитание детей — дело тонкое: правила, советы. С какого возраста нужно начинать воспитание ребенка

Начинать воспитывать дитя надо тогда, когда оно лежит поперек кровати. Старая аксиома сегодня несколько усовершенствована. Ведь многие родители начинают общение и воспитательный процесс любовью еще в утробе. Что необходимо знать папам и мамам о воспитании малышей до года? Какие тенденции можно перенять из японских и русских православных традиций? Что советует по этому поводу Евгений Комаровский? Вооружаемся полезной информацией.

Уход и воспитание ребенка по месяцам: психология

Условно этот период можно разделить на 4 этапа. Первый - до трех месяцев - характеризуется появлением так называемого комплекса оживления. Это реакция малыша на маму, других близких. Дитя улыбается в ответ на их появление, двигает ручками, оживляется. И для родителей такая реакция является результатом ежедневного общения, ухода, любви и заботы.

До трех месяцев родители должны научить кроху немного времени развлекать себя самостоятельно, подавать знаки недовольства при необходимости смены подгузника , реагировать на обращение, звуки. Для этого с малышом нужно играть, много разговаривать, петь ему песенки. Все, что делает мама, необходимо комментировать. Таким образом, уже с новорожденности начинает формироваться пассивный словарный запас крохи, задатки общения, которые проявятся первым детским агуканьем.

Второй период развития длится до шести месяцев. Именно в это время происходит активное сенсорное , зрительное, эмоциональное развитие крохи. Психологи рекомендуют малышам включать приятную легкую музыку, колыбельные - это поможет развивать лепет. Необходимо знакомить дитя с богатством окружающего мира, привлекая внимание к разным звукам и называя их: водичка журчит, кошка мяукает, собачка гавкает. А ребенок, подражая маме, будет делать свои попытки повторять сказанное родителями. Именно подражание является основой развития шестимесячного крохи. На этом этапе взрослые должны удовлетворять любопытство ребенка, который познает свое тело. Мама или папа должны называть и показывать, где у него ручки, ножки, глазки, нос. Эти органы надо показывать и на себе.

Увеличение периода бодрствования позволяет маме уделять малышу и занятиям с ним больше внимания. Любовь и радость, которую дарят ему взрослые, становятся фундаментом его нравственного воспитания.

Третий воспитательный период длится до 9 месяцев. Дитя начинает заметно взрослеть, испытывая интерес ко всему окружающему, проявляя любознательность. Поскольку ползать и даже немного ходить малыш уже умеет, надо стимулировать его желание перемещаться по дому, не забывая при этом и о безопасности. Хвалите ребенка чаще. Начинайте приучать к горшку, присаживая после сна и кормления. Приучайте к режимным моментам. Проснувшись утром, надо идти с мамой умываться. Это вырабатывает гигиеническую привычку. Ребенок должен наблюдать, как мама застилает кроватку, убирает игрушки, акцентируя на порядке и чистоте в комнате. Надевание слюнявчика перед кормлением - еще один обязательный момент воспитания аккуратности и культуры приема пищи.

Каждое действие родители должны объяснять, комментировать, особенно это касается игрушек и движений с ними. Мячик катится, юла кружится, кукла поет - все это мама должна повторять несколько раз в день с улыбкой на лице, вызывая у крохи положительные эмоции . В этом возрасте ребенка знакомят со словом «нельзя». Разговаривать с крохой всегда надо ласково, тихо и доброжелательно. При этом не надо сюсюкать, искажая произношение слов.

Четвертый период длится до 12 месяцев. Полноценное воспитание означает тесное общение с крохой, единство мамы и ребенка.

Она должна стимулировать познавательную активность, закреплять умение ходить самостоятельно, прививать навыки действий с предметами, показывая, как это делать.

Воспитывать надо личным примером, прививая доброе отношение к животным, близким, другим детям. Надо хвалить дитя за попытки брать ложку в руки, кушать и пить самостоятельно, за правильные действия с игрушками, закреплять слово «нельзя». Запрет должен звучать категорично.

Психологи акцентируют, что в этом возрасте у малыша появляются первые страхи, например, боязнь незнакомцев. Важно прививать детям доброжелательное отношение ко всем людям и никогда никем не пугать.

Также конец первого года знаменуется первым психологическим кризисом взросления. Мальчики и девочки проявляют непослушание, повторяют запрещенные родителями действия. Но это еще не вредность, а обычное желание познавать окружающий мир с настойчивостью, упрямством, повторениями. Родителям в таких случаях лучше всего переключать внимание крохи и не позволять капризничать, плакать.

Методы воспитания детей с рождения до года в Японии

Единство матери и малыша - основной принцип воспитания японских малышей в возрасте до года. Все заботы о нем лежат исключительно на плечах женщины, она обязана не позволять малышу плакать, всегда спит рядом с ним. Таким образом, до года младенец остаётся частью тела своей мамы. Она постоянно носит его на руках либо за спиной. Для этого продаются специальные женские куртки с отделением для малышей.

До пяти лет ребенок в Японии считается императором. Это означает, что ему можно все. Желания крохи не оспариваются. Мама не утверждает свою власть над ребенком. Она может лишь озвучивать предупреждения о том, что опасно, больно, грязно, плохо. Если малыш упал, ударился, обжегся, то мать у него просит прощения. Папа в воспитательном процессе этого периода может взять участие лишь в выходной день.

Раннему развитию и воспитанию в стране уделяют много внимания. Ориентиром в этом плане является книга Ибуки «После трёх уже поздно». Это классика японской педагогики. Основной тезис книги - фундамент человеческой личности закладывается тогда, когда у крохи высокая восприимчивость. Развивать его надо стимуляцией естественного интереса к новому, закладыванием в раннем возрасте основ сильной личности. Все это лежит на плечах мамы, которая ежедневно удовлетворяет все физические потребности, обеспечивает крохе тепло, комфорт, тесный физический контакт.

Воспитание детей до года: православие

Младенец до года знакомится с Таинствами крещения, миропомазания, причастия. На специальных службах происходит воцерковление и наречение имени малыша. Именно церковь в христианстве является защитой маленького ребенка, его благословением на жизнь в духовном мире. После процедуры воцерковления мама должна как можно чаще причащать малыша, что является укреплением его физических сил. Совместное посещение Литургии - обязательный элемент духовного воспитания. Так не дитя сходит Божья благодать, формируется его кротость, послушание, привычка посещать церковь с раннего возраста. В ее формировании и заключается роль родителей-христиан. Они вводят Бога в жизнь детей и посвящают ему своих чад.

В Евангелии описан момент, когда Христос возмутился тем, что его ученики не пускали к нему матерей с их детьми. Объяснил, что детям принадлежит царство Божие. А тот, кто его не принимает как ребенок, в него и не войдет. Любовь Бога к малышам проявилась в том, что Иисус их обнял и благословил. Он возложил на них свои руки. То есть любовь выразилась в обычном физическом прикосновении.

Именно этого - физического контакта родителей с крохами до года - порой очень не хватает в семьях. Священники объясняют, что дети сильно нуждаются в телесном контакте с мамой. Но для некоторых матерей они до года являются просто предметом ухода. Такие матери недооценивают роль общения, выражения любви, эмоций по отношению к своему чаду.

Тепло, спокойствие, общение, ласка должны исходить от матери, которая вместе с отцом обязана в младенчестве приучить дитя к церковным таинствам. Конечно же, и сами родители должны жить по Законом Божьим, являясь первым авторитетом и примером для подражания детям.

Развитие и воспитание ребенка до года: Комаровский

Известный педиатр всегда подчеркивает, что счастливый ребенок - это здоровый ребенок. Поэтому основой воспитания должно быть физическое здоровье крохи.

Евгений Олегович акцентирует на том, что с момента появления девочки или мальчика в доме его должна окружать атмосфера любви и тепла. То есть психологическое благополучие в семье, теплые взаимоотношения между папой и мамой как раз и создают идеальную основу для воспитания малыша. В такой семье не возникает споров по поводу того, кто пойдет с малышом на прогулку.

Педиатр уверен, что обеспечение психического благополучия мамы - основная задача отца ребенка.

Что касается ухода и частых болезней деток до года, то господин Комаровский уверен: даже самый лучший педиатр не сделает дитя здоровым. Это задача родителей, которые не должны его кутать, перекармливать, баловать. Родителям часто болеющих детей детский врач советует завести собаку, поскольку она заставит взрослых гулять с ней и малышом два раза в день. Свежий воздух, закаливание, проветривание комнаты, соблюдение режима - основы воспитания здорового малыша.

В то же время важно не «перегибать палку» и не делать из крохи центр Вселенной. Семья должна быть таким центром, то есть единство отца, мамы, их чада.

Специально для - Диана Руденко

У большинства родителей возникает вопрос: когда начинать воспитывать ребенка? В одних случаях взрослые считают, что еще рано, а иных, к сожалению, резюмируют, что довольно поздно.

Концепция имеет ряд форматов и рассматривается не только с точки зрения профессионального педагогического подхода, но и ряда иных направлений. К их числу можно отнести опыт. Этот фактор лидирует по всем направлениям, поскольку набирает обороты и опережает быстротой мысли и количеством участников. Концепция проста: рождение ребенка – не просто радость родителям, но и небезызвестное участие бабушек и дедушек, а в некоторых семьях и прабабушек и прадедушек. Круг участников знаменательного события широк, и за плечами каждого многолетний опыт по воспитанию, лечению, кормлению, прогулкам и массу различных историй.

Такой момент и может стать причиной номер один в «расколе молодой пары» и расхожести мнений.

Безобидный способ решения проблемы

Что бы иметь четкое убеждение, когда начинать воспитывать ребенка, необходимо обозначить свои позиции еще до его рождения. Один мудрый человек сказал: «Хочешь быть хорошим воспитателем – стань хорошим учеником». Не стоит искать сложностей на пустом месте. Создав семью, люди самостоятельно выстраивают свой уклад и пытаются определенное время «притереться». Это нормальная ситуация, путь проверенный годами, имеет право на существование.

Готовность стать родителями, уже обязывает готовиться стать воспитателями. Для этого необходимо «выступать единым фронтом». В создании любой молодой семье обязательно пытаются участвовать обе стороны родителей молодых, безумно любящие свое чадо, которое вдруг выросло и пытается уйти в самостоятельное плавание. Не успев отойти от «передачи» своего дитятки в руки другой женщине или чужому парню, потенциальные бабушки и дедушки на подсознательном уровне считают, что обязательно должны участвовать в судьбе молодой семьи. Забота и переживание – это хорошо, но во всем должна быть мера. Для этого необходимо:

  1. Обозначить свои позиции в самостоятельном русле. Заявлять об этом необходимо корректно и дипломатично, с присутствием молодого человека и девушки одновременно. Цель диспута одна – заверить родителей, что молодая семья справится со всеми «тяготами» будущего материнства самостоятельно, а помощь родителей – только в экстренных ситуациях.
  2. Будущая мама максимально должна привлекать мужа к подготовке появления малыша. Это не значит, что он обязан присутствовать на родах. Достаточно ограничится подготовка бытовых вопросов, предварительных покупок и детального разъяснения, что делать и где взять в случае отправки жены в роддом. В такое детали следует погружать не маму, а мужа! Это важно.
  3. Выбор имени. Напрочь отказаться от принципа: «Решу сама!». Обоюдное решение и умение слышать и уважать друг друга – важный фактор в становлении семейных отношений.
  4. Когда начинать воспитывать ребенка? Еще до его рождения. Это правильный подход и верное решение.

Грудничок и воспитание

Появление на свет малыша приносит в дом массу хлопот и переживаний. Поведение мамы и папы во многих поступках является зеркальным отображением для ребенка. Особенно это явно выражено в первые годы жизни.

Воспитание – это труд, требующий конструктивного подхода и полного отсутствия гонки за лидерством. На первом году жизни, уже после 10 месяцев, малыш хорошо понимает интонацию голоса. По его выражению лица, мама понимает детскую реакцию. Возрастной период от года до трех обусловлен основными потребностями:

  • Крепкий и здоровый сон.
  • Полноценное питание.
  • Своевременный стул.

С первыми шагами подключается и вероятность падений, ушибов и неудач. Важно сконцентрировать его понимание на таких вещах, как «нельзя» и «нет». Приучать малыша к горшку также стоит с позиции обучаемости и похвалы.

Первые проблемы и пути их решения

С первыми шагами и словами ребенок пытается испытывать родителей на прочность, подключая известны способы – плач и крик. Если они не связаны в физической болью, а являются элементом манипуляции, то поведение родителей должно быть соответствующим.

Многие малыши привлекают внимание и пытаются добиться желаемого путем визга и топаний ногами. Реакция и поведение взрослых – важный шаг на пути правильного воспитания.

Специалисты считают, что прежде чем решать, когда начинать воспитывать ребенка, стоит учесть важные правила:

  1. Для малышей детсадовского возраста игровая форма воспитания – идеальный вариант. Они воспринимают слова, поступки и их результат через процесс игры и участия в них любимых героев.
  2. Игнорирование детской проблемы. То, что родителям кажется предельно простым, может играть существенную роль для малыша. Стоит внимательно вникнуть в его проблему и развеять все страхи.
  3. Поддержание любого позитивного начинания. Не стоит искать малышу занятия. Он прекрасно справляется с этим самостоятельно. Заинтересовался рисованием – купите краски и альбом, нравится строить – подключитесь к конструктору, увидели творческий потенциал – организуйте домашний театр. Ребенку должно быть интересно, он только начинает искать себя.
  4. Доверие. Смена правил, в пользу собственной выгоды – тактика не из лучших. Это касается не только процесса игры, но и бытовых вопросов. Если имеется табу, то оно должно быть неукоснительным правилом для всех участников.

Ошибки родителей – печальный итог воспитания

Тем, кто не уверен, когда начинать воспитывать ребенка, стоит четко уяснить два главных параметра:

  • Начинать нужно как можно раньше. Главное делать это грамотно и профессионально.
  • Не нужно воспринимать процесс воспитания, как монотонное вычитывание по факту баловства малыша. Воспитание – это формат поведения, который воспринимается ребенком, как норма.

Многие родители допускают одну из частых ошибок. Они наказывают ребенка за то или иное поведение, или проделку. Физическое воздействие априори не допустимо. Формат угроз в плане лишения прогулки, просмотра телевизора, похода в гости – неправильная стратегия. Дети дошкольного возраста не всегда понимают, как должны поступать. Очень важно с ними говорить и объяснять. Детки трех-четырех лет доверяют маме и папе. Они для него образец для подражания. Все разговоры и доводы любимых людей – весомый и действенный инструмент.

Но к числу распространенных ошибок, когда начинать воспитывать ребенка относятся:

  • «Угроза перестать любить, бросить, уйти, отдать чужому дяде». Эта форма должна быть выброшена из арсенала влияния. Маленькие детки привязаны к маме и страх потери несет потрясение. Он прекратит баловаться, но двигать его поступками будет не воспитание, а страх остаться в этом мире без любимого человека. Манипуляция чувствами – главная ошибка.
  • Контроль эмоций. Каждый человек подвержен плохому настроению. Это становится результатом бытовых неприятностей, легкого недомогания, проблем на работе, обида и масса причин. Но перекладывать груз неприятностей на плечи крошки, и делать его заложником своего плохого настроения – неправильно. Стоит воздерживаться от повышения интонации и абстрагироваться.
  • «Залюбленные» дети – прямой путь к воспитанию эгоиста в семье. Избыток заботы, желание отдавать, покупать, ублажать (без обязательств, просто за то, что это» маленький ребенок») – есть возможность и грустный результат, но воспитания нет! И думать, когда начинать воспитывать ребенка нет никакого смысла!
  • Пустить все на самотек, будучи уверенным, что гены ничем не исправишь. Характер – это труд, нужно быть хорошим скульптором, чтобы постараться лепить чисто и складно. Используя подобную аллегорию, стоит заметить, что детство – идеальна пора, когда можно и нужно находить ошибки и их исправлять!
  • Многие родители возражают в стиле: «разве я такому учила?». Звучит в качестве оправдания собственного бессилия. Нет, не учила, потому, что не объясняла как нужно поступать. Детям не стоит рассказывать, чего делать не нужно. Воспитательный момент – когда ему доносится, как правильно поступать в любой ситуации, а неправильный поступок преподносить, как результат отступления от правил. Два взгляда на одну ситуацию – заставить одеть шарф. Первый – приказной «оденем или…». Второй – «когда холодно, нужно спрятать горлышко, иначе оно заболеет, и мы не сможем пойти …». Ангажировать – правильностью поступка, а резюмировать результатом от нарушенных правил.

Шагаем постепенно

Возраст до трех лет – важный шаг, помогающий подготовить малыша к детскому саду, а значит, новые проблемы и новые горизонты, которые придется покорять вместе. И важно делать это правильно, грамотно и с любовью!

Многие родители после рождения малыша задаются вопросом – когда начинать воспитание ребенка . Наши предки, жившие в больших семьях, начинали процесс воспитания ребенка почти с рождения. Простой и практичный подход, ведь перевоспитание, как любая переделка, дело трудоемкое и неприятное. Какие же приемы воспитания можно применять к маленькому ребенку, который не способен вникнуть в доброжелательные рассуждения о том, что такое хорошо и что такое плохо? Еще недавно было принято сразу показывать новорожденному, кто здесь главный, помещая его фактически в эмоциональный вакуум. Считалось, что, потакая капризам малыша, мы его портим, а не откликаясь на истошные крики, когда сыт, здоров и не мокрый, очерчиваем границы дозволенного и готовим к жизненным трудностям. Для многих современных родителей такой метод неприемлем.

Мамы и папы сейчас стараются обеспечивать крохе мягкую психологическую адаптацию. Очарованные гуманными принципами, они теперь чаще впадают в другую крайность. Ради того, чтобы ребенок рос счастливым, молодые мамы готовы основательно потрудиться, превратив первый год материнства в постоянный подвиг самоотречения.

Мама - главная

Бытует мнение, что хорошая мать должна по первому писку малыша лететь выполнять все его прихоти. Лишь бы избежать стрессов и обеспечить становление здоровой и стабильной нервной системы. Идут месяцы, ребенок постоянно находится на ручках, получает грудь по требованию, мама бросает любые дела, чтобы позаниматься с хнычущим чадом. Только вот младенец, растущий в таких условиях, все меньше становится похож на расслабленного и умиротворенного маленького Будду. Он отчего-то беспокоится и капризничает, порой даже чаще, чем ровесники, которых сразу приучали к жесткому режиму. Бывает, со временем усталая мама начинает чувствовать себя слегка разочарованной и обманутой. Никакого обмана здесь нет, малышу на первых порах действительно необходим непрерывный физический и эмоциональный контакт с мамой. Но при этом в не меньшей степени ребенок нуждается в том, чтобы родители определяли для него четкие рамки поведения. Разве можно чувствовать себя в безопасности на корабле, где капитан бросил штурвал, решив положиться на естественный ход событий? Хороший капитан учитывает скорость и направление ветра, погоду, состояние корабля, но ведет судно сам, потому что точно знает, как надо.

Выполняя свою ведущую роль в воспитании ребенка, мама управляет повседневной жизнью и поведением малыша. Именно она определяет, когда ему пора есть, спать и играть. Но, чтобы научиться дисциплинировать кроху, не противореча его врожденным ожиданиям и не нарушая его природные ритмы, начинать нужно с самых первых дней, двигаться при этом маленькими осторожными шажками. И начинать лучше с себя. С пристального внимания к сигналам своего организма.

В первые дни после родов у мамы периодически возникает такая же сильная потребность прикладывать ребенка к груди, как у него пососать грудь. Даже если мама эту потребность отчетливо не осознает, природа ей подскажет с помощью приливов молока. Если кроха в такое время сам не попросил грудь, приложите его по своей инициативе, чтобы избежать переполнения. Если станете следовать своим внутренним ритмам, то обнаружите, что они удивительным образом совпадают с ритмами ребенка. Сильные приливы со временем проходят, но вы уже кормите интуитивно, не дожидаясь голодного плача. Вы прикладываете кроху к груди, когда он хочет пососать, но все же на секунду раньше, чем он потребует. Ситуация под контролем опытного взрослого, а беспомощный малыш выступает в более комфортной для него роли ведомого. Когда кроха подрастает, месяцам к двум, мама успевает наладить удобный для нее ритм дня. Она предлагает ребенку грудь, когда ей это удобно, а потом занимается делами, уверенная, что кроха сыт и доволен.

Маленькие разлуки

Где находится ребенок в то время, как мама занята? В первые сорок дней после рождения почти безотлучно при матери. Но постепенно, начиная с нескольких минут в день, мы учимся делать домашнюю работу вместе с малышом. Сначала это несложные дела. Вам требуется время, чтобы привыкнуть делать их с ребенком на руках или в слинге. А детка привыкает, что мама не только ухаживает за ним, но и бывает занята важной работой. Постоянно держать ребенка на руках не надо. Оптимально перемещать за собой по дому шезлонг или переноску, иногда откладывая туда малыша. К четырем месяцам кроха должен уметь терпеливо ждать, пока мама закончит возиться, например, с кипящим борщом и сможет снова с ним позаниматься. На первых порах мы откладываем ребенка ненадолго и всегда берем его на руки ДО того, как он захныкал от одиночества. Так в сознании малыша вместо связи: «Я заплакал - мама сразу подбежала и взяла меня на ручки» закрепляется: «Мама всегда точно знает, когда пора меня взять. Если она считает, что я должен подождать, что ж, подожду». Начинать откладывать дитя легче с утра, так как к вечеру малыши устают, им больше, чем в первой половине дня, хочется на ручки.

Полезные дела

Воспитание и социализация ребенка, большую часть дня проводящего при маме, происходят естественно и незаметно, но при этом необыкновенно успешно. Очевидно, у крохи складывается примерно такая картинка мира: «Мы, люди, - это вовсе не те, кто задумчиво созерцает движение мобиля над кроваткой (а чуть позже движение мультяшных героев на экране). Мы делаем полезные дела, и это очень увлекательный процесс! Водичка в кране шумит, ножик стучит о доску, морковка оранжевая, дверца открывается, когда за нее тянут, рыба пахнет рыбой, а корица - корицей». Конечно, большинство малышей все равно рано или поздно совершают все эти удивительные открытия. Но как жаль упускать такие богатые возможности для раннего развития! И еще детки, находящиеся при хлопочущей маме обычно ведут себя тихо и сосредоточенно. Не даром говорят, что можно бесконечно долго созерцать огонь, текущую воду и чужую работу. Наверное, это отголоски раннего детства.

Прекрасные возможности для начала воспитания ребенка дает процесс грудного вскармливания. «Воспитанный» грудничок не будет баловаться у груди, кусаться, щипаться, оттягивать сосок. Если вам некомфортно, вы просто не разрешаете ребенку сосать грудь в таком положении. Спокойно забираете грудь и прикладываете заново. Сразу ловко все проделать не получается почти ни у кого. То малыш недостаточно широко откроет рот, то мама замешкается. Но они оба учатся, постигая науку добиваться цели, подстраиваться, осваивать новые навыки сообща. Мамы утверждают, что на лицах деток в этот момент читается чувство ответственности и удовольствие от процесса совместного обучения.

Спать хочется!

Чтобы уложить спать малыша, родители готовы поступиться любыми педагогическими принципами. Особенно изматывает ситуация, когда кроха перепутал день с ночью. Сонные мамы и папы гуляют с ребенком на руках, поют до утра колыбельные и даже, случается, прыгают с малышом на гимнастическом мяче. Воспитанный ребенок, у которого ничего не болит, засыпает у мамы под грудью, когда вся семья ложится спать. Если у малыша другое мнение, это его проблемы. Мама рядом, тебе уютно и безопасно. Не спится - полежи тихонько. Мы с папой спим! Захныкал - можешь грудью утешиться. За пару ночей ребенок поймет, что никто с ним играть не будет, когда вокруг все спят. Этот принцип легко приспособить и к дневным снам. Естественный уход предполагает удовлетворение всех физиологических и психологических потребностей крохи, но вовсе не всех капризов. Главное - отличать одно от другого.

Волшебная палочка

То, что вы прочитаете дальше, не воспринимайте как метафору. Все буквально. Материнская воля - это когда мама только подумала, а ребенок сразу сделал. Потому что мама не допускает мысли, что может быть иначе. Ведь она действует в интересах крохи, с учетом его естественных потребностей. Вы иногда можете потерзаться сомнениями наедине с собой. Но, приближаясь к малышу, хватайте свою основательную, спокойную материнскую уверенность и прочно держите ее при себе! Это и есть та волшебная сила, которая помогает управлять поведением ребенка без окриков и насилия.

С рождения мы рассказываем малышу все, что происходит вокруг, пытаемся объяснить, что можно делать, а чего не стоит. Но можно ли назвать это полноценным воспитанием? Если нет, то когда начинать воспитывать ребенка? Попробуем разобраться.

Воспитание ребенка до года

Итак, психологи говорят, что воспитание детей начинается с самого рождения. В таком маленьком возрасте малютка должен почувствовать любовь и тепло родителей, а также родных людей, окружающих его. Именно поэтому с рождения нужно разговаривать с малышом, рассказывать о доме, в котором вы живете, о людях, которых встречаете во время прогулок и тому подобное. Важным этапом воспитания до года является . Многие говорят, что это совершенно не нужная вещь, ведь карапуз еще ничего не понимает. Однако психологи придерживаются другого мнения: именно сказки создают тесный контакт между мамой и малышом.

Воспитание ребенка от года до трех

Это период, когда начинает формироваться . Малыш хорошо различает людей, понимает настроение родителей и их тон голоса (строгий, нейтральный и добрый), знает место, где находятся те или иные предметы. В возрасте от года до трех лет воспитание сводится к обучению ребенка быть самостоятельным и вежливым. Найти любимую игрушку, отнести ее мамы или папе, сложить игрушки в мешок - это все первые проявления самостоятельности. Не пытайся помочь малышу, пусть он сам пытается все делать. Насколько это возможно.

Также не забывай, что дети, как обезьянки, копируют поведение своих мам и пап. Поэтому, если хочешь вырастить вежливого ребенка, : здоровайся с людьми и уважительно к ним относись, благодари, извиняйся, если того требует ситуация (даже перед своим крохой).

Воспитание ребенка от трех лет и старше

Вот здесь начинается самое интересное. Одни родители считают, что ребенка нужно держать в строгости, ведь так чадо привыкнет к порядку и уважению в семье. Другие - стремятся отдать всю родительскую любовь и заботу, таким образом, балуя малышей. Стоит придерживаться золотой середины. Малыш должен знать: родители бывают и добрыми, и недовольными, за хорошие поступки - похвалят, за плохие - могут и отругать. Если тебе удастся держать баланс, тогда ты станешь для своего ребенка, в первую очередь, другом, а потом родителем.

Широко известна старая притча. К мудрецу пришли мать и отец, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. Родители новорожденного задали мудрецу вопрос: «Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?» На что мудрец ответил: «Вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней...»

Наверное вы достаточно часто задаете себе вопрос: «Когда же надо начинать воспитывать малыша?» «С момента его рождения», — утверждают основатели методик раннего развития ребенка и народная мудрость («Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит»). А вот и нет. Оказывается воспитывать можно и нужно еще до рождения.

Более ста лет назад ученые обратили внимание на тот факт, что в мозге новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофировались вследствие их невостребованности в период внутриутробного развития плода. В то же время су-ществовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

В конце 70-х гг. XX в. появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание. С созданием новой медицинской аппаратуры (ультразвук, волоконная оптика, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30 % своей громкости. Наиболее громким оказался шум работы материнского сердца.

Известный американский ученый Станислав Гроф выделил четыре «базовые ступени» дородового периода. Первая из них связана с внутриутробным развитием плода. Различные осложнения, стрессы, неправильное поведение или питание — все, что может вызывать у матери различные негативные переживания, закладывается в бессознательное будущего ребенка.

Остальные три ступени приходятся на сами роды. Сначала это некое предчувствие «изгнания из рая», потом испытание огромными физическими и психическими нагрузками, предельной борьбы за жизнь и, наконец, выход в воздушную среду — триумф, победа жизни. По Грофу, естественное, правильное прохождение всех этих этапов адаптирует ребенка к существованию вне матери, дает ему необходимую после блаженства «рая» закалку, формирует жизненную стойкость. В то же время какие-то сбои могут оказать и отрицательное влияние. Например, есть данные, что дети, рожденные с использованием наркоза, имеют склонность в трудных ситуациях обращаться к наркотикам.

Поэтому наиболее продвинутые западные и отечественные ученые утверждают, что воспитывать ребенка нужно начинать с момента его зачатия. Более того, даже момент зачатия может влиять на дальнейшее развитие ребенка.

Действительно, подготовка к зачатию немаловажный фактор в формировании ребенка. Современные медицинские и психологические исследования показали, что приготовления и настроения родителей перед зачатием непосредственно вли-яют на течение беременности и внутриутробное развитие ребенка. Желанный и долгожданный ребенок, тем более зачатый не случайно, заранее программируется на счастье. Такие люди, когда вырастают, становятся успешными в любой сфере, которую выберут, а также в личной жизни.

Андрэ Бертин, президент Французской национальной ассоциации пренатального (дородового) воспитания, пишет: «При совокуплении мать и отец испытывают достаточно сильные ощущения и чувства, генерируя мощное поле, которое заставляет вибрировать каждую клеточку их тела, включая гаметы, образующие при слиянии зародыш. Эта вибрация имеет исключительно важное значение. Давайте рассмотрим два экстремальных случая.

1. Представим себе пару, которая в один из субботних вечеров после хорошей выпивки, ссоры, а может быть, и драки ищет примирения в спальне. Они сильно рискуют создать существо, предрасположенное к похотливости и насилию, поскольку ему передаются вибрации родителей.

2. На противоположном конце шкалы расположим пару, совершающую половой акт, испытывая глубокое чувство любви друг к другу и полностью осознавая важность переживаемого момента. До этого они читали, рассматривали различные работы по искусству, слушали хорошую музыку, что повлияло на качество их вибраций, которые стали намного сильнее тех, что были присущи им от природы. Данная пара имеет все шансы на рождение ребенка, не обла-дающего пороками. Народная мудрость гласит, что дети любви — прекрасные дети. Когда наступает посевная, садовники отбирают семена и готовят почву. Думающие люди, желающие зачать ребенка, убедятся в качестве «семян», постараются подготовить почву наилучшим образом, то есть будут вести здоровый образ жизни и достигать определенного психологического настроя».

Исходя из вышесказанного можно сделать выводы, что уже до зачатия вы, родители, должны готовиться.

Вы знаете, что в начальный период развития — в первую треть беременности — у плода закладываются не только физиологические, но и психические особенности. Поэтому внутриутробным воспитанием пора заниматься не когда плод начинает «толкаться», а когда будущая мать обнаруживает, что беременна. Самое главное в этот период — мир и покой в семье и, как минимум, дружеские отношения будущих родителей. Ребенок, вынашиваемый в атмосфере любви и добро-желательности, испытывает, как выражаются перинатальные психологи, «опыт рая», что очень положительно сказывается на всей его дальнейшей жизни.

Формировать духовный мир ребенка можно начинать в до-родовый период, тем более что в этот период информация наиболее прочно «укладывается на полочках». Для этого вам самим нужно выбрать из большого списка, что слушать, что пить, что есть, на что смотреть и чем заниматься.

Известно, что звук и цвет имеют определенные физические свойства и способны влиять на человека. Они влияют на эндокринную и сосудистую систему матери и ее ребенка. Звуки же влияют и на формирование интеллектуальных способ-ностей плода. А значит, вы сами можете сформировать ту картину мира своего ребенка, дать ему те способности и возможности, которые посчитаете нужными для его дальнейшего будущего.

Большинство людей, решая иметь ребенка, воображают, что их возможности ограничиваются лишь физическим свершением всего для этого необходимого, а все остальное — конституция ребенка, его характер, способности, достоинства и не-достатки — зависит от случая и от воли Божьей, о которых у них нет никакого представления. Но поскольку люди слышали о законах наследственности, они не сомневаются, что их чадо и физически и нравственно будет похоже на своих родителей, своих бабушку и дедушку, дядю или тетю. Но они не думают, что могут что-то сделать, чтобы способствовать или помешать этому сходству, или вообще выбирать что бы то ни было для воплощения в этом ребенке. Как раз в этом они и ошибаются. Вы, родители, можете воздействовать на ребенка, которого собираетесь завести.

Большинство матерей не имеет представления о том, какое влияние оказывают их внутреннее состояние, духовное развитие, окружение, среда обитания на ребенка, которого они носят в своем чреве. Заботиться о нем они начинают после его рождения, ищут врачей, воспитателей, учителей и т. д. Но когда ребенок родился, он уже сформировался и все определено! Приверженцы дородового воспитания утверждают, что подсо-знание человека обладает долговременной памятью, поэтому дородовой опыт очень сильно влияет на его будущую жизнь.

Итак, ученые доказали, что так называемое дородовое воспитание играет немаловажную роль в последующем психическом и интеллектуальном развитии малыша. Было выяснено, что воспитательный процесс в дородовой период жизни ре-бенка помогает сохранить и развить у него наибольшее количество нейронов головного мозга. Как показывают медицинские исследования, у детей, с которыми мамы «занимались» до родов, показатели по здоровью и психомоторному развитию первого года жизни выше, чем у обычных новорожденных.

Главная ваша задача, ваша цель воспитания до родов — заложить в ребенке основу высоких качеств, способностей и потенциальных возможностей, которые он сможет развить в последующем, повлиять на его вкусы и пристрастия.

Основной принцип, на котором строится воспитание ребенка до его рождения, — малыш, находящийся в тесной эмоцио-нальной связи с вами, способен воспринимать самую разно-образную информацию, и даже способен к обучению.

Вы должны знать, что дети, прошедшие дородовое обучение:

Рождаются физиологически более зрелыми.

Легче приспосабливается к окружающей среде при рождении (рождаются с открытыми глазами, меньше кричат, лучше едят, хорошо спят).

Значительно реже болеют на первом году жизни.

Снижается вероятность появления у них хронических заболеваний в течение нескольких следующих лет.

Возрастает показатель грудного вскармливания младенцев.

Быстрее развиваются физически и психически (имеют больший объем внимания, памяти и др.).

Как правило, обладают более высоким IQ.

Раньше достигают этапов развития, имеют лучше выражен-ные творческие способности, у них выше уровень готовности к школе.