Во сколько месяцев малыш должен ползать. Что нового приносит с собой этап, когда ребенок начинает ползать

Когда ребенок начинает самостоятельно ползать на животе

Оценка посетителей: (0 Голосов)

До того, как малыш освоит навык ходьбы, ему предстоит познать и другие полезные умения. Сначала кроха научится держать головку , затем переворачиваться, сидеть и ползать. Именно последнее приводит родителей в замешательство и вызывает множество вопросов. И один из самых популярных о том, когда ребёнок начинает ползать на животике, а когда на четвереньках?

Освоившему этот навык малышу мир открывается в новых тонах и совершенно с другой стороны. Научившись передвигаться, кроха становится более самостоятельным и делает первые шаги на пути к взрослой жизни.

Следует сказать, что некоторые детки пропускают этап ползания и сразу начинают ходить. Однако этот не повод для радости, ведь передвижения ползком очень важны для укрепления мышц позвоночника, формирования координации. Поэтому мамы и папы должны помочь малышу освоить умение ползать ещё до того, как он научится ходить.

В каком возрасте малютка должен освоить передвижение ползком?

Итак, во сколько ребёнок начинает ползать? Когда малыш уже переворачивается с животика на спинку, или наоборот, он видит окружающих мир абсолютно по-другому. Первые шаги к освоению ползания малыш делает уже после рождения. Так, если положить чуть поодаль от него красивые погремушки и надавить крохе на пяточки ладонями (в положении на животике), то он рефлекторно начнёт отталкиваться, чтобы дотянуться до любопытной вещицы. Пока кроха не осознаёт, что делает. Но ближе к 3-4 месяцу эти навыки становятся управляемыми. Начало освоения передвижения ползком у деток происходит, примерно, в 5 месяцев, а заканчивается в 9-10.

В любом случае, малютка не поползёт, пока не научится держать головку , переворачиваться и подтягиваться, совершая попытки к сидению. Поэтому однозначного ответа на вопрос о том, во, сколько месяцев ребёнок начинает ползать, у врачей нет.

Что должны знать родители?

  1. Если кроха спокойный и с лишним весом, то ползать он научится значительно позже.
  2. Темп освоения передвижения ползком не зависит от пола ребёнка.

Если мама задаётся вопросом, почему малыш ещё не ползает, то лучше обратиться к доктору-неврологу. Врач назначит курс массажа для укрепления мышц, которые задействуются в процессе ползания. После проведения массажа малыш быстро научится передвигаться с помощью ползания.

Этапы освоения ползания

Малыш начнёт ползать только после того, как освоит несколько важных этапов, очерёдность которых установлена природой. Каждый этап направлен на укрепление определённых групп мышц.

  1. Передвижение на животике. Это самый первый и главный этап освоения навыка ползания. Берёт своё начала в 5-месячном возрасте. Если недалеко от крохи расположить красочную игрушку, он тут же потянется за ней, выставив вперёд ручки, с помощью которых будет подтягиваться. Иногда родители могут наблюдать ползание назад. Это происходит, когда ребёнок вместо того, чтобы подтягиваться, начинает делать отталкивающие движения.
  2. Где-то через 1 месяц малыш начинает понимать, что в процессе ползания можно приподнимать корпус. Он опирается на локотки, помогая себе ножками.
  3. В 7-8 месяцев кроха начинает подтягивать к себе ножки и опираться на ладошки. Выглядит это довольно неуклюже, однако, это большой прорыв на пути к освоению навыка ползания. Во время проделывания таких движений осуществляется сложная работа. Мозг пытается скоординировать работу корпуса, рук и ног, основываясь на действиях органов зрения и вестибулярного аппарата.
  4. Спустя некоторое время кроха уже пытается встать на четвереньки. Движения ещё пока неловкие. Малыш качается из стороны в сторону. Он путается в ручках и ножках, падает, затем снова поднимается.
  5. Ребёнок уже правильно выдвигает ручки и ножки. При этом нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Крохе уже не нужно балансировать.

Осваивать умение ползать малыш может и во сне. В процессе отдыха он словно снова переживает всё, что происходило в период бодрствования.

Как помочь малышу научиться ползать?

Итак, как научить ребёнка ползать? Когда кроха уже свободно переворачивается с животика на спинку и наоборот, поднимается с помощью предплечий, то можно начать выполнять несколько несложных физических упражнений, которые помогут укрепить мышцы, необходимые в процессе ползания.

  1. Футбол. Упражнения с помощью гимнастического мяча позволят укрепить спинные мышцы крохи и помочь избавиться от колик. Малыша необходимо положить животиком на футбол и аккуратно покачивать вперёд-назад. Кроха при этом должен выгибать спинку.
  2. Когда малыш лежит на спинке, мама берёт его за ручки и двигает ими вверх-вниз, влево-вправо. Затем упражнение можно усложнить: поднять кроху за ручки до угла 45 ͦ .
  3. «Лягушка». Малыш при этом должен лежать на спинке. Мама берёт его стопы и плавно начинает сгибать ножки в коленях так, чтобы это напоминало лягушку.
  4. Переверните кроху на животик. Ладони расположите на стопах и дайте малышу возможность оттолкнуться от них и продвинуться вперёд. Неплохо, если рядом мама расположит игрушку для стимулирования двигательной активности.

Ни в коем случае не заставляйте малыша выполнять упражнения. И мама, и кроха должны быть в хорошем настроении.

Полезным будет и проведение массажа, который и мама, и папа могут с лёгкостью проводить в домашних условиях. Осуществлять его рекомендуется до еды перед купанием 1 раз в день. Продолжительность одного сеанса – 10 минут. Обращайте внимание на поведение малыша. Если ему неприятно, то процедуру лучше остановить.

Итак, как научить ребёнка ползать с помощью массажа. Начинать необходимо с поглаживаний и пощипывания. Ручки массируются от ладошки к предплечью, стопы – от пяточки до бедра.

Есть ли повод для переживаний?

Если малыш в 8 месяцев не предпринимает никаких действия на пути к осваиванию навыка ползания, то необходимо установить причину такого поведения и исправить ситуацию.

Источниками нежелания двигаться ползком могут являться.

  1. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Отклонения в развитии нервной системы, слабость мышц.
  2. Если ребёнок постоянно находится в кроватке.
  3. Лишний вес.
  4. Чрезмерная забота родителей. Многие мамы и папы настолько балуют своих чад, что у них нет необходимости к чему-либо стремиться. Родители итак всё для них сделают.

Важно: прежде чем учить ребёнка двигаться ползком, нужно убедиться, что с его здоровьем всё в порядке.

Как помочь ребёнку научиться ползать и вызвать желание к освоению данного навыка?

  1. Чаще кладите его на пол, а вокруг раскладывайте множество ярких игрушек и предметов.
  2. Хвалите малыша и подбадривайте.

Не забудьте обеспечить малышу безопасность. Полы должны быть вымыты, а вокруг не должно быть острых и мелких предметов. Кроме того, позаботиться необходимо об одежде, которая не будет сковывать движения ребёнка.

Чего не нужно делать, когда кроха начинает ползать?

Многие родители полагают, что если малыш начал ползать, то это отдалит момент освоения ходьбы. Это предположение в корне неправильное. Поэтому когда ребёнок начинает ползать, нет необходимости сразу пересаживать его в ходунки. Это поспособствует увеличению нагрузки на позвоночник и суставы. К таким испытаниям малыш ещё не готов.

Кроме того, врачи рекомендуют, не пеленать малыша в 3-4-месячном возрасте. Это искусственно ограничит его двигательную активность. Альтернативной в данном случае являются ползунки, распашонки. В этой одежде кроха не замёрзнет, а его движения не будут скованы.

Соблюдение всех рекомендаций приведёт к положительному результату. Здоровья вашим деткам!

Ползание - необходимо. И то, когда ребенок начинает ползать - важнейший критерий не только физического, но и нервно-психического развития малыша.

Ползание – один из критериев не только физического, но и нервно-психического развития ребёнка. И то, во сколько месяцев кроха начинает ползать, оценивается педиатром и вносится в медицинскую карту ребенка. Некоторые детишки начинают ходить, минуя этап ползания. Это не совсем правильно. Ползание способствует укреплению мышц спины, подготавливает малыша к прямохождению, благотворно влияет на развитие нервной системы.

Возраст для ползания

Когда дети начинают ползать? Предпосылка к этому этапу проявляется у грудничков, в момент обучения переворотам, когда они пытаются дотянуться до своих игрушек, других привлекательных для них предметов. В среднем, полное освоение навыка достигается грудничком после 6 месяцев.

На-то, во сколько дети начинают ползать, влияет множество факторов.


Иногда, чтобы подтолкнуть этот процесс, новорожденным проводят курс массажа для укрепления мышц спины, выполняют с ними специальные упражнения.

Тематический материал:

Этапы процесса

Каждый малыш учиться ползать по-своему, но обычно все они проходят через определённые периоды.


Вспомогательные упражнения

Можно помочь малышу правильно ползать. Для этого выполняют упражнения.


По ходу выполнения гимнастики с ребёнком ласково разговаривают, гладят его, создавая позитивный настрой на занятия.

Массаж

Общеукрепляющий массаж можно делать ежедневно в домашних условиях. Основные приёмы массажа могут усвоить родители, предварительно проконсультировавшись со специалистом.

Продолжительность процедуры должна составлять 10-15 минут. Массаж нужно проводить в проветренном помещении за 30 минут – 1 час до или после кормления.

Предварительно перед проведением манипуляции нужно снять кольца, часы, браслеты с рук, чтобы не травмировать нежную кожу младенца. Для лучшего скольжения рук используют детский крем или масло Джонсон-с Бэби.

Пеленальный стол или другую поверхность, где будет проводиться массаж, застилают одеялом, клеёнкой и пелёнкой. Для удобства можно использовать разовые пелёночки, содержащие непромокаемый нижний слой.

Стимуляция ползания

Иногда малыш неплохо передвигается в кроватке, но ползать на полу не хочет. Как можно помочь ему в этом?

Пол должен быть чистым и тёплым. Лучше, если он будет застелен ковром или ковровым покрытием.

Для стимуляции ползания используют рефлекторную реакцию ребёнка на действие различных раздражителей.

Зрительная мотивация

Ребёнка кладут на пол, на живот. Впереди него, на некотором расстоянии размещают яркую игрушку. Малыш должен видеть её, но, в то же время, не иметь возможности дотянуться руками. Тогда он начнёт двигаться по направлению к игрушке. Можно помогать ему, слегка подталкивая сзади ладонью.

Некоторые родители, пытаясь всячески угодить своему малышу, предупреждают каждое его движение. Если только он посмотрел на игрушку – сейчас же подают ему её, закапризничал – тут же стремятся развлечь его. Этого делать не надо.

Природное любопытство, стремление познать мир, должно помочь ребёнку в формировании его двигательных навыков и стимулировать нервно-психическое развитие.

Пусть младенец сам дотянется до нужного предмета, подползёт к нему, рассмотрит, потрогает, изучит. При передвижении грудничка нужно хвалить его, подбадривая ласковым голосом.

Стимуляция звуком

Можно отойти от ребёнка на некоторое расстояние и позвать его по имени, зазвенеть колокольчиком, помахать погремушкой. Малыш, услышав звук, начнёт передвигаться к его источнику.

Наглядный пример

Очень стимулирует грудничка пример других ползающих детей или взрослых. Он будет стремиться ползать за ними, подражая их действиям.

Когда ребёнок научится ползать самостоятельно, можно усложнять задачу, воздвигая посильные препятствия на его пути. Это могут быть полотенца, мягкие игрушки, гладкие предметы.

Меры предосторожности

При овладении ребёнком навыков ползания следует обезопасить его от травматизма и других нежелательных последствий:


Резюме

Подведём примерный итог начала самостоятельного ползания малыша.

  1. На животе после 6 месяцев. Если по достижению 8 месяцев грудничок не умеет ползать, необходимо обратиться к специалисту.
  2. По-пластунски с 8 месяцев.
  3. На четвереньках с 9 месяцев.

Для облегчения ползания применяют массаж, специальные упражнения, стимулирующие приёмы. Необходимо провести мероприятия по профилактике возможных травм у ребёнка.

Тематический материал:

Ползание укрепляет мышцы, формирует физиологические изгибы позвоночника, развивает координацию движений, подготавливая организм маленького человечка к прямохождению. Синхронные движения, осуществляемые при ползании, способствуют развитию структур мозга, формируют связи между правым и левым полушариями, улучшает психомоторное развитие ребёнка.

Начиная с рождения и до годовалого возраста, малыш проходит множество ступеней развития. Родственники с большим интересом наблюдают за новыми достижениями крохи, будь то первые шаги или первый переворот со спины на живот. Но некоторым успехам следует уделить пристальное внимание, и одним из них является ползание. Когда начинают ползать детки и надо ли что-то делать, чтобы ребенок начал ползать? Поговорим в этой статье.

Следует знать, что чем дольше ваше чадо ползает , не переходя к самостоятельному хождению, тем лучше. В этом процессе развиваются все мышцы малыша, хорошо тренируется опорно-двигательный аппарат, активируются отделы мозга, отвечающие за речь. Дети, пропустившие этап ползания или быстро его прошедшие, во время первых шагов испытывают колоссальную нагрузку на позвоночник. Это может вызвать проблемы со здоровьем, поскольку мышечный корсет не успевает подготовиться.

Во сколько дети начинают ползать

Многие родители «пытают» педиатров вопросом «Со скольки месяцев ребенок начинает ползать». Средний возраст , во время которого малыши начинают осваивать навык ползания – 5 месяцев. Однако не следует ставить четких рамок. Некоторые дети и в 6, и даже в 10 месяцев начинают ползать (особенно, если у малыша немаленький вес). В основном, это происходит после того, как он научился самостоятельно сидеть. Ползание оказывает большой положительный эффект на здоровье карапуза, укрепляет позвоночник и мышцы спины. В период, когда грудничок начинает ползать, можно выделить несколько этапов:


Имеет ли в данном вопросе значение пол ребенка? Бытует мнение, что в физическом плане быстрее начинают ползать девочки. Они ведут себя активнее, чем мальчики, и раньше осваивают важные двигательные навыки. Однако это суждение неверно. Как правило, стремительнее развивается тот ребенок, здоровью и развитию которого родители уделяют достаточно внимания. Кроме того, это напрямую зависит от физиологических особенностей и темперамента малыша.

Полезные занятия в период, когда малыш начинает ползать

Лучший способ чему-то научить детей – делать это в игровой форме. Чтобы стимулировать младенца к ползанию, можно отодвигать от него красивые, привлекающие внимание игрушки на незначительное расстояние. Малыш будет тянуться к ним, стараться делать новые движения. В этом процессе взрослые могут оказать помощь – аккуратно взять ножки, как бы создавая опору.

Хорошо помогает гимнастика. Есть специальный комплекс упражнений, направленный на освоение ползания.


Хорошо подталкивает детей к ползанию массаж. Оздоровительный может проводить только специалист с медицинским образованием и только по назначению педиатра.

Важно ! Кожа и тело грудничка намного нежнее, чем у взрослого. Любой массаж обязательно должен начинаться с легкого поглаживания, а в некоторых случаях поглаживание – единственное, что следует делать при отсутствии надлежащего опыта и образования.

Массаж следует делать раз в день, за полчаса до или после приема ребенком пищи. Перед процедурой нужно снять с рук кольца и браслеты. Движения не должны доставлять ребенку дискомфорта. Лучше, если длительность массажа не будет превышать десяти минут. Дети охотнее доверяются рукам родителей и поэтому могут беспокойно вести себя во время массажа, проводимого приглашенным специалистом.

Пеленальный столик – идеально подходящее место для данной процедуры, однако можно использовать другую ровную поверхность, постелив на нее предварительно толстое одеяло (важно, чтобы она не была слишком твердой). Делается массаж следующим образом:

  • поглаживаем ручки , направляя движения от нижней части к верхней;
  • ножки поглаживаем от стоп к бедру. Массаж суставов грудничкам делать нельзя, поэтому во время движений аккуратно обходим их;
  • спинку поглаживаем сначала по направлению вверх, потом вниз;
  • после поглаживающих движений, можно начать легкие разминающие (только при условии, что ребенок чувствует себя комфортно).

Малыши отзывчивы на зрительные примеры. Если родители или старшие дети в семье будут ему показывать, как нужно ползти, он быстрее поймет технику. Создавая пространство для передвижения грудничка, следует убрать с пола предметы, способные нанести травму. В доме, где есть ползающий ребенок, влажную уборку лучше проводить каждый день, а полы мыть как можно чаще.

Когда ребенок начинает ползать: полезное видео

Подробно узнать о том, как научить грудничка ползать, можно на видео:

Когда начинать ползать Комаровский:

Родители гордятся достижениями своего чада прямо с момента его появления на свет: первая улыбка, первые шаги, первое слово – всё это остаётся в памяти отцов и матерей на всю жизнь. Но новорождённый малыш невероятно хрупок и нежен, его организм только начинает крепнуть и адаптироваться к окружающему миру. Взрослый человек не всегда может до конца понять, насколько сильная это нагрузка для крохи – переворачиваться, сидеть и ползать.

Ребенок 10 месяцев устойчиво сидит на диване

Но всё-таки, когда кроха начинает сидеть и ползать? От чего зависит освоение этих навыков? Ответ очень прост – от степени физического развития малыша. Насколько окрепли мышцы спинки, ручек и ножек, насколько уже силён позвоночник – всё это говорит о том, готов ли ваш малыш сесть или поползти самостоятельно.

Чтобы ребёнку самостоятельно занять сидячее положение, у него должны достаточно окрепнуть мышцы спины и брюшного пресса. Но даже при этом условии сидячее положение – большая нагрузка на позвоночник новорождённого. Малыш готов к тому, чтобы сесть, если:

  • он сам может легко перевернуться с живота на спину и обратно;
  • много шевелит ручками, ловит ваши кисти для того, чтобы приподняться;
  • свободно и уверенно держит голову и предпринимает попытки приподнять верхнюю часть тела на ручках.

Большую роль играет масса тела – чем больше весит кроха, тем тяжелее ему осваивать новые двигательные навыки и тем большую нагрузку получает позвоночник. Пухленькие детки обычно начинают сидеть позже своих более худеньких сверстников.

Для того чтобы самостоятельно поползти, ребёнок должен уверенно приподнимать верхнюю часть туловища на ручках (а значит, мышцы пояса верхних конечностей должны быть развиты и крепки), иметь достаточно сильные мышцы спинки и ножек.

Особенности развития мальчиков и девочек

Девочки и мальчики достигают таких показателей в развитии неодновременно. Природой устроено так, что девочки обгоняют мальчиков в своём развитии, уже при рождении этот отрыв составляет 3-4 недели. Первые шаги девочки совершают на 2-3 месяца раньше, а с первыми словами обгоняют мальчиков на 4 — 6 месяцев.

Способность сидеть у девочек

Нарядная девочка позирует, сидя на диване

Девочки со средним весом и нормальным темпом развития обычно:

  • к шести месяцам могут сидеть с поддержкой взрослого;
  • по достижении семи держат спинку прямо самостоятельно;
  • к восьми месяцам принимают сидячее положение из лежачего/на четвереньках.

Это усреднённый показатель, отклонение от которого на месяц-полтора также считается нормой. Каждый ребёнок индивидуален и обладает своими темпами развития.

Девочка села слишком рано? Значит, она была к этому готова. Главное, ограничивать время, которое ваша дочка проводит в сидячем положении. До шести месяцев оно должно составлять не более часа в день. Крошке нравится играть и разглядывать окружающий мир сидя, но её позвоночник ещё не окреп, чтобы подвергаться таким нагрузкам.

Когда можно присаживать девочку?

В этом вопросе девочки чуть более прихотливы, чем мальчики. Из-за раннего присаживания (если ребёнок сам не предпринимает попытки сесть) у девочек могут возникнуть в будущем проблемы с беременностью, связанные с деформацией родовых путей. Существует и распространённый околомедицинский миф о том, что последствием раннего присаживания может стать загиб матки. Но это не так, загиб матки – всего лишь вариант нормального физиологического развития (как и смещение чуть назад половых органов), который никак не связан с присаживанием девочки во младенчестве.

Как только ваша дочь самостоятельно приняла позу сидя, можно пытаться иногда помогать ей сесть, но не раньше полугодовалого возраста.

Как начинают сидеть мальчики

Здоровые малыши обычно предпринимают попытки сесть уже с 5 месяцев, мешать им в этом не стоит. Но к четвёртому месяцу позвоночник мальчика ещё не готов к длительным нагрузкам.

Как только грудничок начал предпринимать попытки садиться, его можно начинать постепенно по чуть-чуть приучать к этому положению, обязательно проводя упражнения и массажи. Педиатры не рекомендуют делать этого до полугодовалого возраста ребёнка и до того, пока он не станет пытаться сесть сам.

К 7 месяцам мальчики обычно могут сидеть с посторонней помощью, и тогда их можно начинать присаживать. К 8 месяцам мальчик уже сможет самостоятельно держать спинку, а чуть позже — принимать сидячее положение из позы лёжа или на четвереньках.

Более наглядно средний возраст освоения некоторых двигательных навыков детьми представлен в следующей таблице:

Навык Девочки Мальчики
Первые попытки сесть, перекатывания со спинки на живот и обратно 4-5 месяцев 5-6 месяцев
Сидит с посторонней помощью 6 месяцев 7 месяцев
Можно присаживать Не раньше 6 месяцев (если до этого ребёнок предпринимал попытки сесть сам), не более чем на час в день. Не раньше 6 месяцев (если до этого ребёнок предпринимал попытки сесть сам).
Держит спинку 7 месяцев 8 месяцев
Принимает сидячее положение из позы лёжа и на четвереньках 7.5 — 8 месяцев 8.5 – 9 месяцев

Что делать, если ребёнок долго не садится?

Если врач-педиатр отклонений в развитии не обнаружил, но малыш, тем не менее, не хочет принимать сидячее положение, очевидно, что его организм к этому не готов. В таком случае ему можно помочь. Ребёнку необходимы массаж и упражнения для укрепления мышц. Также прекрасно поможет плавание. Кроме того, убедитесь, что одежда и пелёнки не сковывают движения малыша. Он просто не сможет осваивать новые двигательные навыки, если у него не будет для этого пространства, а ручки и ножки будут находиться в тесной одежде или пелёнках.

Пора ползать

Что ваш малыш станет делать раньше, ползать или сидеть – его личное дело. На развитии эта последовательность никак не сказывается. Но навык ползания чрезвычайно важен для опорно-двигательного аппарата, это чудесная зарядка, которую малыш сможет делать уже сам. Кроме того, перекрёстное ползание (когда вперёд грудничок переставляет одновременно левую руку и правую ногу и наоборот) требует от ребёнка активной мозговой деятельности, способствующей его развитию. Такое ползание хорошо подготавливает малыша к первым шагам, предваряет обучение ходьбе.

Малыши могут предпринимать попытки ползать в 5-6 месяцев, до того, как научатся самостоятельно сидеть, но чаще всего около 8-9 месяцев, после освоения сидячего положения, когда мышцы спины совсем окрепли.

Освоение навыка ползания имеет несколько условных этапов:

  • Начать малыш может с попыток ползать на животе или по-пластунски, при этом совсем не обязательно вперёд – возможно, что сначала ребёнок поползёт вбок или назад.
  • Далее кроха может просто пододвигать к выставленным вперёд рукам сразу обе ноги или раскачиваться в положении на четвереньках. Такое поведение демонстрирует, что малыш учится ползать.
  • И, наконец, ритмичное, направленное вперёд перекрёстное ползание.

Ползание – важный этап, поэтому вы можете помочь своему ребёнку освоить этот навык с помощью, например, упражнений на фитболе, гимнастики для ручек и ножек, а также укрепляющего массажа.

Каждый ребёнок индивидуален, и принуждать его вписываться в педиатрические таблицы вовсе не нужно. Всё цифры – это всего лишь средний показатель и рекомендации. Если ваш ребёнок здоров, значит, он развивается так, как нужно ему. Миновать те или иные этапы развития у малыша просто не получится, а значит, вам нужно запастись терпением и помогать своему ребёнку развиваться.

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков