Труд на прогулке в старшей группе осенью. Примерная схема анализа прогулки. Тема: Разноцветная клумба

Сбор на прогулку

  • 1. Сбор на прогулку начался с посещения детьми туалетной комнаты, по желанию. Во время одевания воспитатель рассказала о теме предстоящей прогулки, заинтересовав детей. В большинстве своём дети одевались самостоятельно. Воспитатель и помощник воспитателя помогали растегивать и застегивать пуговицы, завязывать шапку, шарф, шнурки детям, которые обращались к ним за помощью.
  • 2. В процессе сбора воспитатель напоминала детям, в каком порядке следует начать одеваться: с колготок и футболок. Обращала внимание на то, как складывать групповую одежду. Когда большинство детей оказались готовыми к прогулке, воспитатель вышел с ними на участок.
  • 3. Остальным детям помогала помощник воспитателя, затем проводила их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносили игрушки и материал для игр.

Анализ плана прогулки

  • 1. Прогулка состояла из следующих компонентов:
    • - наблюдение;
    • - дидактическое задание;
    • - трудовая деятельность детей;
    • - подвижная игра;
    • - индивидуальная работа;
    • - самостоятельная деятельность детей.
  • 2. На прогулке воспитатель реализовал все её части. Последовательность данных компонентов воспитатель меняла. Подвижная игра была проведена в начале прогулки по причине долго сидения детей на занятии.

Методика организации наблюдения.

  • 1. Тема и объект наблюдения соответствуют возрасту детей (наблюдение за божьей коровкой).
  • 2. Объект наблюдения (божья коровка) был виден всем детям, всем была предоставлена возможность её рассмотреть. Воспитатель обращала внимание детей на внешний вид божьей коровки, на её место обитания, на то, как она передвигается и пр.
  • 3. Детям была интересна данная тема прогулки.
  • 4. Это было видно по задаваемым вопросам и сконцентрированному вниманию на объекте наблюдения.
  • 5. Вопросы многих детей были следующие: «Где зимуют божьи коровки?», «Чем они питаются?».
  • 6. Загадки и потешки помогли воспитателю вызвать интерес у детей.
  • 7. Воспитатель предложила детям посмотреть, как передвигается божья коровка, нацелив детей на дальнейшее наблюдение.

Подвижная игра

  • 1. Подвижная игра «Лесная тропинка» соответствует возрасту детей и сезону (проводилась в теплый весенний день).
  • 2. Данная игра была знакома детям.
  • 3. Воспитатель помогла лишь вспомнить правила. А в процессе игры следила за их четким выполнением.
  • 4. Воспитатель развивала умение детей приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.
  • 5. Первого ведущего выбрали считалкой, которую дети охотно предложили. Далее ведущий выбирался воспитателем. Выбор выпадал на ребенка, в котором воспитатель была уверена, что он безошибочно справится с порученной ролью.
  • 6. Игра повторялась 4 раза.
  • 7. Дети с удовольствием собрались играть в уже знакомую и, видимо, позабытую игру.
  • 8. Данная игра не требует наличие атрибутов.
  • 1. На прогулке воспитатель использовала хозяйственно-бытовой вид труда.
  • 2. Все трудовые поручения соответствовали возрасту детей. Трудовые задания были посильны детям и выполнялись с удовольствием. Так как воспитатель в процессе использовала различные потешки.
  • 3. Дети убирали на участке сухие ветки. Для выполнения трудовой деятельности воспитатель раздала им перчатки и указала, для чего их нужно надеть.
  • 4. Дети остались довольны результатами своего труда и охотно делились впечатлениями о проделанной работе с воспитателем.

Индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений

  • 1. Воспитатель с группой детей в количестве 5 человек проводила работу по совершенствованию прыжков на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.
  • 2. Для этого использовались мячи.
  • 3. Детей воспитатель выбрала, ориентируясь на уровень их физической подготовленности с целью закрепить данный вид прыжков.
  • 4. Результаты проделанной работы были очевидны. Воспитатель был доволен качеством её выполнения.

Игровая деятельность на прогулке

  • 1. Воспитатель детям предложила поиграть со своими игрушками и с выносным материалом.
  • 2. Все игрушки соответствовали сезону.
  • 3. В начале самостоятельной игровой деятельности воспитатель взяла на себя роль направляющего. А также предоставила детям полную (контролируемую) свободу действий.
  • 4. Но свобода детей относительна. В это время решались следующие задачи: 1) дети учились организовывать свою деятельность; 2) воспитатель вела наблюдение за отношениями между детьми и выявляла их предпочтения.
  • 5. У детей имеются все необходимые навыки игры.

Завершение прогулки

  • 1. Воспитатель за несколько минут до завершения прогулки предупредила детей об этом. Напомнила собрать игрушки и оборудование. Далее указала на то, чтобы дети встали в колонну по парам (мальчик и девочка).
  • 2. Когда дети шли в группу, воспитатель сделала небольшой вывод, задавая вопросы детям: «За кем сегодня наблюдали», «Понравилась ли им прогулка» и пр.
  • 3. Перед входом в помещение напомнила детям о том, что необходимо вытирать ноги, и как нужно себя вести. В раздевальной комнате воспитатель и помощник воспитателя следили за тем, чтобы все дети переоделись, и оказывали необходимую помощь. Затем все дети мыли руки и садились обедать.

Структура прогулки:

  1. 1.Наблюдение.
  2. 2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  3. 3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
  4. 4.Труд детей на участке.
  5. 5.Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем - наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • 1.Живая природа: растения и животные;
  • 2.Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • 3.Труд взрослых.

4.Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

  • Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными - характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
  • Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:
в младших группах - 6 - 10 минут,
в средних - 10-15 минут,
в старших и подготовительных - 20-25 минут.
На вечерней прогулке:
в младших и средних группах - 10-15 минут,
в старших и подготовительных - 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:
для одних организует игру с мячом,
метание в цель,
для других - упражнение в равновесии,
для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Луференко Анна Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 32
Населённый пункт: г. Электросталь Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Контроль и анализ прогулки"
Дата публикации: 23.05.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 32 комбинированного вида» 144006, Московская область г. Электросталь, ул. Первомайская, д.6а телефон: 576-14-41, 576-14.-41 от 24.11.2014г. № 6
СПРАВКА

По результатам оперативного контроля «Организация и проведение прогулки»

На основании Приказа от 14.11.2014г. № 78/1 - о

«О проведении оперативного контроля

организации прогулки» в МДОУ № 32 был проведен оперативный контроль в период с 14.11

21.11.2014г.

тему

«Организация

проведения

прогулки»,

основной

целью

которого

явилась

оценка

уровня

сформированности

практических

знаний

умений

педагогов

области

сохранения

укрепления

здоровья

детей

прогулке.

Данный

оперативный контроль включает следующие аспекты:

Планирование прогулки

Выполнение организация прогулки

Сформированность навыков совместной деятельности детей с воспитателем
График проведения тематического контроля 14.11.2014 – младшая группа №1 17.11.2014 – младшая группа № 2 18.11.2014 – средняя группа №1 19.11.2014 – средняя группа №2 20.11.2014 – старшая группа 21.11.2014 – подготовительная группа
Анализ оперативного контроля в младшей группе № 1.

Проверяемый – воспитатель Ткач И.А.


Оперативный контроль проходил 14.11.2014г. В результате проверки выполнение режима прогулки воспитателем младшей группе № 1 - Ткач И.А. соблюдается согласно режиму мл. группе с 10.00 до 12.00. Активно прослеживалась совместная деятельность детей с воспитателем и со сверстниками. На прогулке воспитатель с детьми наблюдали за птичками, играли в игры: п/и «Воробушки», дети активно принимали участие в игре, так же воспитатель уделил внимание индивидуальной работе с детьми Настей Б., Ильей М., Алиной А. Цель индивидуальной работы: закрепить отличительные черты птицы «Воробей». Продолжая прогулку играли в с/р «Семья», где воспитатель активно участвовал в процессе игры. Прогулка была организованна как на участке, так и в павильоне. В павильоне воспитатель организовал игровую деятельность детей (строили дома из крупного конструктора). В самостоятельной игровой и двигательной деятельности дети играли: п/и «Воробушки и кот» п/и «Лошадки», с/р «Магазин», с/р «Семья» Воспитатель приучает детей к трудовой деятельности. Дети убирают игрушки после игры.

Вывод:
прогулка соответствует плану воспитательной – образовательной работы в младшей группе. Все запланированные по плану мероприятия выполнены. Воспитатель Ткач И.А. соблюдает график прогулки в соответствии с СанПин. Все дети одеты по сезону.
Ознакомлен: __________________________________________________________

Анализ оперативного контроля в младшей группе № 2.

Проверяемый – воспитатель Салахутдинова А.А.

Проверяющий - зам. зав. по В.Р. Луференко А.Ю.
Оперативный контроль проходил 17.11.2014г. В результате проверки выполнение режима прогулки воспитателем младшей группе № 2 – Салахутдиновой А.А. соблюдается согласно режиму мл. группе в 10.00 до 12.00. Активно прослеживалась совместная деятельность детей с воспитателем и со сверстниками. На прогулке воспитатель с детьми наблюдали за небом, дети внимательно слушали воспитателя. Играли в игры: п/и «Самолеты», где воспитатель активно участвовал в процессе игры, так же воспитатель уделил внимание индивидуальной работе с детьми Викой Ч., Настей К., Тимофеем П. Цель индивидуальной работы: закрепить основные движения по физическому развитию. В самостоятельной игровой деятельности дети играли: п/и «Паровоз», с/р «Магазин». Воспитатель приучает детей к трудовой деятельности. Дети убирают инвентарь после игры.
Вывод:
прогулка соответствует плану воспитательной – образовательной работы в младшей группе. Все запланированные по плану мероприятия выполнены. Воспитатель Салахутдинова А.А. соблюдает график прогулки в соответствии с СанПин. Все дети одеты по сезону.
Рекомендации:
необходимо планировать игровую деятельность с детьми и в павильоне, увеличить время двигательной активности (повторять подвижную игру 2-3 раза).
Срок:
постоянно

Анализ оперативного контроля в средней группе № 1.

Проверяемый – воспитатель Ершова Л.Н.

Проверяющий - зам. зав. по В.Р. Луференко А.Ю.
Оперативный контроль проходил 18.11.2014г. В результате проверки выполнение режима прогулки воспитателем средней группе № 1 – Ершовой Л.Н. соблюдается согласно режиму средней группе в 10.00 до 12.10. Активно прослеживалась совместная деятельность детей с воспитателем и со сверстниками. На прогулке воспитатель с детьми наблюдали за птицами, рассматривали ворону, дети активно отвечали на вопросы воспитателя, так же воспитатель уделил внимание индивидуальной работе с детьми Лерой Б., Мадиной Е., Матвеем К. Цель индивидуальной работы: закрепить отличительные черты птицы «Вороны». Совместная деятельность педагога с детьми: п/и «Найди себе пару», с/р «Строители», где воспитатель активно участвовал в процессе игры. Педагог планировал игровую деятельность на участке и в павильоне. Активно прослеживалась совместная деятельность со сверстниками. В самостоятельной игровой и двигательной деятельности дети играли с/р «Шоферы», «Дочки- Матери», п/и «У медведя во бору». Воспитатель приучает детей к трудовой деятельности. Дети убирают игрушки после игры.
Вывод:
прогулка соответствует плану воспитательной – образовательной работы в средней группе. Все запланированные по плану мероприятия выполнены. Воспитатель Ершова Л.Н. соблюдает график прогулки в соответствии с СанПин. Все дети одеты по сезону.
Рекомендации:
увеличить время двигательной активности повторять подвижную игру 2-3 раза.
Срок:
постоянно
Ознакомлен:_________________________________________________________

Анализ оперативного контроля в средней группе № 2.

Проверяемый – воспитатель Трубочкина Н.Б.

Проверяющий - зам. зав. по В.Р. Луференко А.Ю.

Оперативный контроль проходил 19.11.2014г. В результате проверки выполнение режима прогулки воспитателем средней группе № 2 – Трубочкиной Н.Б. соблюдается согласно режиму средней группе в 10.00 до 12.10. Активно прослеживалась совместная деятельность детей с воспитателем и со сверстниками. На прогулке воспитатель с детьми наблюдали за мусороуборочной машиной, воспитатель уделил внимание индивидуальной работе с детьми Иваном Т., Прохором П., Кариной С. Цель индивидуальной работы, закрепление знание у детей о наземном транспорте. Совместная деятельность педагога с детьми: п/и «Лиса в курятнике», с/р «Шоферы», где воспитатель активно участвовал в процессе игры. Педагог планировал игровую деятельность на участке и в павильоне. Активно прослеживалась совместная деятельность со сверстниками. В самостоятельной игровой и двигательной деятельности дети играли: п/и «Попади в цель», «Дочки- Матери», «Ловишки». Воспитатель приучает детей к трудовой деятельности. Дети убирают игрушки после игры.
Вывод:
прогулка соответствует плану воспитательной – образовательной работы в средней группе. Все запланированные по плану мероприятия выполнены. Воспитатель Трубочника Н.Б. соблюдает график прогулки в соответствии с СанПин. Все дети одеты по сезону.
Ознакомлен ____________________________________________________________

Анализ оперативного контроля в старшей группе.

Проверяемый – воспитатель Маклецова И.А.

Проверяющий - зам. зав. по В.Р. Луференко А.Ю.
Оперативный контроль проходил 20.11.2014г. В результате проверки выполнение режима прогулки воспитателем старшей группе – Маклецова И.А. соблюдается согласно режиму старшей группе в 10.35 до 12.25. Активно прослеживалась совместная деятельность детей с воспитателем и со сверстниками. На прогулке воспитатель с детьми наблюдали за явлением природы (образование льда), Дети внимательно слушали и активно отвечали на вопросы. Совместная деятельность педагога с детьми: п/и «Хоккей на траве», индивидуальная работа по физическому развитию - перекрестная координация движений рук и ног с детьми Максим М., Лиза П., Полина Б., с/р «Детский сад». Педагог планировал игровую деятельность на участке и в павильоне. Видна ежедневная работа воспитателя, дети знают много подвижных и мало- подвижных игр, знают правила игры, соблюдают их под контролем воспитателя. Активно прослеживалась совместная деятельность со сверстниками. В самостоятельной игровой и двигательной деятельности дети играли: п/и «Кто быстрей», «Дочки- Матери», «Гуси - Лебеди». Воспитатель приучает детей к трудовой деятельности. Дети убирают игрушки после игры.
Вывод:
прогулка соответствует плану воспитательной – образовательной работы в старшей группе. Все запланированные по плану мероприятия выполнены. Воспитатель Маклецова И.А..соблюдает график прогулки в соответствии с СанПин. Все дети одеты по сезону.
Рекомендации:
распределять роли в игре с помощью считалке во избежание обид.
Срок:
постоянно
Ознакомлен__________________________________________________________________

Анализ оперативного контроля в подготовительной к школе группе.

Проверяемый – воспитатель Нугаева Н.С.

Проверяющий - зам. зав. по В.Р. Луференко А.Ю.

Оперативный контроль проходил 21.11.2014г. В результате проверки выполнение режима прогулки воспитателем подготовительной к школе группе – Нугаева Н.С. соблюдается согласно режиму подготовительной к школе группе в 10.50 до 12.35. Активно прослеживалась совместная деятельность детей с воспитателем и со сверстниками. На прогулке воспитатель с детьми наблюдали за деревьями поздней осенью. Дети с интересом наблюдали, слушали воспитателя внимательно, активно отвечали на вопросы. Совместная деятельность педагога с детьми: п/и «Зайцы и волк», индивидуальная работа по физическому развитию «Кто быстрей соберет?» с Марком Г., Грачиком С., Марией В., цель развивать ловкость и внимание в движении, а так же играли в с/р «Мы - шоферы». Прослеживается ежедневная работа воспитателя, дети знают много подвижный игр, знают правила игры, соблюдают их под контролем воспитателя. Педагог планировал игровую деятельность на участке и в павильоне. Активно прослеживалась совместная деятельность со сверстниками. В самостоятельной игровой и двигательной деятельности дети играли: п/и «Футбол», «Дочки- матери», «Ловишки». Воспитатель приучает детей к трудовой деятельности. Дети собирают природный материал для творческого развития.
Вывод:
прогулка соответствует плану воспитательной – образовательной работы в подготовительной к школе группе. Все запланированные по плану мероприятия выполнены. Воспитатель Нугаева Н.С. соблюдает график прогулки в соответствии с СанПин. Все дети одеты по сезону.
Рекомендации:
в сюжетно – ролевых играх учить детей самостоятельно распределять роли.
Срок:
постоянно
Ознакомлен ________________________________________________________________

Зам. зав. по ВР __________ А.Ю. Луференко

1. Анализ плана прогулки. Все ли компоненты прогулки запланированы (наблюдение, подвижная игра, труд детей, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей), соответствует ли они по содержанию данному возрасту детей, времени года, погодным условиям, учитывается ли в содержании предыдущая и последующая деятельность.

2. Организация детей на прогулку. Одевание детей, выход на участок. Роль помощника воспитателя в подготовке к прогулке.

3. Проведение наблюдения: хорошо ли выбран объект для наблюдения, какие вопросы задавались детям во время наблюдения, какие приемы помогли воспитателю вызывать интерес у детей.

4. Организация трудовой деятельности детей: очевидность общественной необходимости этого труда, желание детей выполнять трудовые поручения, содержание трудовых поручений, способ организации детей для выполнения труда, руководство со стороны воспитателя, наличие и достаточное количество орудий труда для организации трудовой деятельности детей.

5. Методика проведения подвижной игры.

6. Создание условий для возникновения самостоятельной игровой деятельности детей, использование выносного материала; роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей; активность детей (умеют ли дети самостоятельно выбрать себе игру, занятие), их эмоциональное состояние, взаимоотношения детей.

7. Организация индивидуальной работы с детьми: количество детей, виды их деятельности. Распределение внимания воспитателя на всех детей.

8. Особенности окончания прогулки: организация и сбор детей, сбор материала, настроение, подготовка детей к последующей деятельности.

Планирование прогулки

В распорядке дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок – утренней и вечерней.

Задачами педагогической работы на прогулке являются:

Снять умственное напряжение после сосредоточенных занятий;

Создать у детей жизнерадостное настроение;

Организовать активную, содержательную и интересную для детей деятельность, в процессе которой воспитываются положительные навыки поведения, формируются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.

1) наблюдение явлений общественной жизни, за трудом взрослых или ознакомление с природой;

2) разнообразную самостоятельную деятельность детей. При этом воспитатель намечает условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей; приемы обучения детей игровым действиям и воспитания коллективных взаимоотношений; вносимые в игру детей атрибуты, игрушки и пособия;

3) разнообразные по двигательной активности подвижные игры и спортивные упражнения;

4) физические упражнения; индивидуальную работу по развитию движений;

5) трудовую деятельность детей. При этом воспитатель указывает воспитательную и образовательную задачи; обучение детей практическим навыкам деятельности; способы организации детей в этой деятельности; последовательность выполняемой работы.

Требования к планированию прогулки:

Необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей;

Правильно распределить физическую нагрузку в течение всей прогулки;

Обеспечить соответствие содержание и последовательности видов деятельности на прогулке времени года, погоде, возрасту детей и характеру предшествующей деятельности на занятиях.

ПРИМЕР: Прогулка (группа «Фантазеры», декабрь месяц).

1. Наблюдение за сезонными изменениями в неживой природе. Цель : учить детей устанавливать элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями неживой природы, формировать представления о признаках начала зимы (снег неглубокий, морозы небольшие, часто идет снег); развивать внимательность и наблюдательность.

Методические приемы: вопросы к детям, речевые логические задачи, загадывание загадки, чтение стихотворения.

Ход наблюдения:

Воспитатель собирает около себя детей и обращается к ним:

Ребята, что такое что случилось? Еще недавно земля была черная, грязная, в лужах, а сегодня… все кругом белое: и земля, и крыши, и деревья.

Воспитатель загадывает детям загадку Е. Благининой:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные

А возьмешь – вода в руке?

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельные снежинки, потому что целые хлопья снега падают на землю, крыши домов, кусты и деревья.

А давайте, ребята, вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году.

Дети вспоминают стихи И. Сурикова «Зима», И. Токмаковой «Как на горке снег», Я. Купалы «Зiма» и др.

А теперь послушайте новое стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»:

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Затем воспитатель предлагает детям с помощью палочек измерить учить глубину снежного покрова, посмотреть, насколько плотно он укрывает землю. Дети замечают, что снег еще неглубокий, из-под него видна пожелтевшая трава и листья.

2. Подвижные игры (15-20 мин.): «Бездомный заяц». Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не толкая друг друга, закреплять умение действовать в соответствии с правилами игры.

«Кто лучше прыгнет». Цель: закреплять умение детей прыгать на одной ноге (правой, левой), продвигаясь вперед; создать у детей жизнерадостное настроение; воспитывать дружеские взаимоотношения.

3. Труд в природе (по подгруппам). Первая подгруппа принимает участие в очистке площади младшей группы от снега. Вторая подгруппа сгребает снег движками на место будущей снежной постройки (ледяной горки). Цель: учить детей приемам работы (как сгребать снег, управлять движками, разметать метлой), учить устанавливать зависимость между температурой воздуха и свойствами снега; формировать стремление у детей оказывать помощь малышам, воспитывать общественные мотивы деятельности.

4. Физические упражнения: а) перебрасывание снежка из одной руки в другую; б) подбрасывание и ловля снежинок с хлопками; в) бег «змейкой» с одной стороны площадки на другую между снежками (10 – 15 мин.).

5. Индивидуальная работа по развитию движений: поупражняться с Сашей, Алесей, Мариной, Светой, Колей в прыжках «ноги скрестно – ноги врозь; одна нога вперед, другая назад».

Планирование утреннего отрезка времени

Основные задачи воспитательной работы в утренний отрезок времени – включение детей в общий ритм жизни дошкольного учреждения, создание у них бодрого, эмоционально-положительного настроения.

1) игровую деятельность детей;

2) индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности;

3) самостоятельную познавательную деятельность детей (рассматривание предметов, книг, иллюстраций, наблюдение за объектами живой и неживой природы, явлениями общественной жизни);

4) разнообразную по видам и формам организации трудовую деятельность;

5) самостоятельную изобразительную деятельность детей;

6) работу воспитателя по формированию у детей культурно-гигиенических навыков.

Планируя и проводя работу с детьми в утренний отрезок времени, воспитателю необходимо учитывать характер и содержание предстоящих занятий.

ПРИМЕР: Утро (группа «Малыши» начало года).

1. Привлечь Сашу и Катю к кормлению рыбок в аквариуме. Цель: обучать детей первым несложным трудовым умениям, на этой основе воспитывать бережное отношение к животным, вызвать у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.

«Хочешь покормить рыбок? Возьми ложечку с кормом и насыпь в кормушку. Молодец. Она теперь будет веселее плавать. Посмотри, как быстро она поплыла за кормом».

2. Поупражнять Наташу, Свету, Колю, Валю в различении и назывании свойств предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый). Материал: кубик, призма, кусочек наждачной бумаги и картона, лоскуты фланелевой и ситцевой ткани.

3. Предложить группе детей рассмотреть альбом «Транспорт». Цель: уточнить представления детей о знакомых средствах передвижения, учить узнавать их и называть.

4. В процессе самостоятельных игр детей обратить внимание на воспитание у Славы, Никиты, Кости чувства симпатии к сверстникам, умение уступить игрушку (машину), помочь друг другу, играть дружно. Побуждать их совместно играть с построенной дорогой.

5. С Мариной, Сашей, Катей повторить стихотворение А. Барто «Лошадка». Учить передавать в исполнении свое отношение к персонажу, произносить стихотворение осмысленно, не спеша.

6. Напомнить Нине, Вите, Сереже, что перед мытьем рук нужно завернуть рукава, чтобы их не замочить. Показать, как это делать.

Примерная схема анализа сюжетно-ролевой игры:

Деятельность детей

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

5. Чему отдавали предпочтение дети во время игры – действиям с предметами или взаимоотношениям между людьми?

6. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

7. Сколько времени продолжалась игра? Связана ли данная игра с другими играми детей?

8. Как окончилась игра – организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

9. Самостоятельны ли были дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

10. Соответствует ли игра возрасту детей?

11. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

12. Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Деятельность воспитателя

1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр (какое время отведено в распорядке дня, есть ли специальное место в группе, на участке, оборудование для игр, руководит ли ими воспитатель)?

2. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция)?

3. Способствовал ли воспитатель развитию игры? Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации? Расширял ли знания детей для развития игры? Вносил ли дополнительное оборудование (изготовлял его вместе с детьми)?

4. Уделял ли воспитатель внимание формированию дружеских взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты)?

5. Способствовал ли воспитатель усилению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами)?

6. Принимал ли сам воспитатель участие в игре?

7. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой?

8. Как вы в целом оцениваете руководство воспитателя данной игрой?


Похожая информация.


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.

Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ

Организация и проведение прогулки - сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка - один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.

Ежедневные прогулки способствуют повышению иммунитета детей

Современные детские сады работают в соответствии с построенными по ФГОС программами и придерживаются Федеральных государственных требований (ФГТ) к деятельности детей. В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • трудовая;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная;
  • музыкально-художественная;
  • чтение.

Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГТ можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.

Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.

Задачи прогулок

  • Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
  • Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
  • Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
  • Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
  • Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
  • Оптимизация двигательной активности.
  • Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
  • Создание положительного эмоционального фона.

Приёмы (структурные компоненты) прогулки

  • Наблюдение. Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта ребят.

    Посредством наблюдения дети знакомятся с окружающим миром

  • Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами соревнования в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.).

    Подвижные игры на прогулке - одно из любимых развлечений детей

  • Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказки о природе, беседа по вопросам или картинкам, изготовление поделок из природного материала и т. д.).

    Творческие задания привлекают детей своей необычностью

  • Трудовые поручения: привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной работы.

    Зимняя прогулка - время расчистки дорожек и площадки

Виды прогулок

Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:

  • На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
  • Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).

В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике:

  • Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных материалов, узнавание изученных на развивающих занятиях видов птиц, повторение правил дорожного движения).

    Проводить прогулки-походы стоит несколько раз в учебном году (по одной на каждое время года), чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду активности.

    Походы можно осуществлять на территории ДОУ в любое время года

  • Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну», например) и вовлекая к участию в подвижных играх.

    Дети с радостью откликаются на задания сказочных персонажей

  • Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься озеленением участка).

    Тематическая прогулка на неделе, посвящённой изучению ПДД, надолго запомнится ребятам

  • Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.

    Ребятам лучше запомнится прогулка, если они будут наблюдать результаты своего труда

  • Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.

    Групповая зарядка зимой на свежем воздухе способствует закаливанию детей

Выносной материал для прогулок

Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. На площадках многих детских садов имеются специальные склады для игрушек и инвентаря, в случае отсутствия таковых следует заранее подготавливать необходимые инструменты и предметы. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.

Варианты выносного материала:

  • Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.

    Игры в песочнице - один из любимых видов деятельности на прогулке у младших дошкольников

  • Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время - санки и ледянки.

    Игра в кегли всегда вызывает интерес у ребят

  • Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы.

    Вертушка - лучший инструмент для наблюдения за силой ветра

  • Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки.

    Воспитанники подготовительной группы активно помогают взрослым в уборке территории

  • Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.

    Игры с водой - любимая летняя забава для детей всех возрастов

  • Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.

    Рисование окрашенной водой на снегу внесёт разнообразие в зимние прогулки

  • Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.

Организация прогулок в детском саду

Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:

  • самостоятельная игровая деятельность,
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
  • труд,
  • наблюдение,
  • двигательная активность.

Посильная трудовая деятельность детей на прогулке в ДОУ формирует полезные навыки

Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность), обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Поэтому организация каждого пребывания детей на свежем воздухе требует подготовки конспекта, в котором будет отражена последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность. К подготовке пешеходной прогулки за пределы детского сада относится дополнительно составление плана маршрута с обозначением дальности конечного пункта. Администрация ДОУ должна быть предупреждена об этой прогулке и назначает дополнительного сопровождающего для группы детей (старшего воспитателя, медсестру, кого-либо из родителей).

Таблица: картотека прогулок в разных возрастных группах

Тематика прогулок Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Знакомство с явлениями природы
  • «Ветер»,
  • «Облака».
  • «Облака и тучи»,
  • «Что такое погода».
  • «Наблюдение за солнцем»,
  • «Наблюдение за снегом и льдом».
  • «Солнце - источник тепла и света»,
  • «Снег: мокрый, пушистый, крупой»,
  • «Почему происходит смена дня и ночи?».
  • «Осенние листья»,
  • «Изучение сосулек».
  • «Приметы осени»,
  • «Наблюдение за весенним дождём».
  • «Что такое листопад»,
  • «Что такое метель».
  • «Первые заморозки»,
  • «Что такое оттепель».
Наблюдение за жизнью людей, общественной жизнью
  • «Наблюдение за автобусом/троллейбусом/трамваем»,
  • «Проезжая часть дороги».
  • «Наблюдение за работами на огороде»,
  • «Как работает шофёр».
  • «Как работает общественный транспорт»,
  • «Наблюдение за работой дворника».
  • «Наблюдение за специальным транспортом»,
  • «Воздушный транспорт».
Изучение представителей растительного и животного мира
  • «Наблюдение за кошкой/собакой»,
  • «Изучение строения деревьев».
  • «Наблюдение за берёзой/осиной/тополем»,
  • «Наблюдение за птицами».
  • «Наблюдение за пауком/муравьём»,
  • «Наблюдение за крапивой/одуванчиком»,
  • «Наблюдение за перелётными птицами».
  • «Наблюдение в огороде за овощами»,
  • «Хвойные и лиственные деревья»,
  • «Сравнительное наблюдение за птицами (вороной и голубем, воробьём и синицей)».
Правила взаимодействия человека с природой «Прогулка-поход по кольцевому маршруту на территории детского сада». «Прогулка в зимний лес». «Наблюдение за цветником/аптекарским огородом». «Наблюдение за грибами и ягодами на экологической тропе».
Правила безопасности на дороге «Наблюдение за движением автомобилей и пешеходов». «Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы».
  • «Наблюдение за светофором»,
  • «Наблюдение за пешеходным переходом».
  • «Наблюдение за работой регулировщика»,
  • «Наблюдение за пешеходами».
Развлекательные прогулки с персонажем «Изучаем с Чебурашкой цветы». «Играем с пасхальным кроликом». «Повторяем особенности перелётных и зимующих птиц с Серой шейкой». «Повторяем дорожные знаки с Весёлым светофором».
Воспитание любви к родному городу «Двор, в котором мы живём». «Улица нашего детства». «Наш район». «Любимый город/посёлок».
Трудовые акции «Уборка участка осенью». «Засаживаем цветник/клумбу». «Сгребаем снег и строим горку для всех». «Помогаем заливать каток».
Здоровье: создание мотивации для поддержания здорового образа жизни «На зарядку становись!». «Прогулка на пластиковых лыжах». «Как и зачем закаливать организм». «Наблюдение за тренировкой спортсменов на стадионе».

Составление конспекта прогулки

В конспекте прогулки воспитателем указываются образовательные задачи, используемое оборудование и выносной материал, место организации занятия (на территории или за пределами детского сада), подробно описывается проведение прогулки. По факту проведения прогулки рекомендуется вернуться к составленному конспекту и провести самоанализ занятия, отметив реализованные задачи и успешные этапы, выявить причины неудач и наметить способы совершенствования педагогической деятельности на прогулке.

Таблица: пример конспекта прогулки в средней группе

Авторы Фёдорова Л. П. и Францева Е. И., воспитатели ГБДОУ №71 Калининского района
Название «Осеннее путешествие»
Задачи прогулки
  • Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью (часто идут дожди; созрели плоды и корнеплоды; дует холодный ветер и облетают листья с деревьев; улетают птицы в тёплые края).
  • Развивать и обогащать речь детей по теме, упражнять в умении подбирать к именам существительным прилагательные.
  • Способствовать развитию мелкой моторики, умения конструировать плоскостные картинки из природного материала (листьев).
  • Развивать трудолюбие и умение помогать взрослым.
  • Формировать способность реализовывать игровые замыслы и умение устанавливать взаимоотношения в игре.
  • Продолжать работу по формированию умения прыгать на двух ногах в длину с места, способствовать повышению двигательной активности.
Выносной материал и оборудование
  • Мнемокарты,
  • карты для дидактических игр,
  • грабли для уборки листвы с территории,
  • предметы для самостоятельной игровой деятельности.
Ход прогулки В.: Ребята, давайте сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения. Но сначала отгадайте загадку:
  • Дом со всех сторон открыт,
    Он резною крышей крыт.
    Заходи в зелёный дом,
    Чудеса увидишь в нём. (Лес).

В.: Сегодня мы отправимся в лес.

  • Мы сейчас в поход выходим.
    По тропинке в лес заходим.
    Руки за спину кладём.
    И по брёвнышку идём (идут на носочках).
    До чего трава высока (идут, высоко поднимая ноги):
    То крапива, то осока.
    Ноги выше поднимай,
    На траву не наступай.
    А сейчас по кочкам
    Прыжки на носочках (очень тихо идут на носочках).
    Если с кочки упадёте,
    То утонете в болоте!
    Вновь мы стали на дорожку,
    Постояли тут немножко.
    Повернулись все кругом
    И пустились бегом (бегут друг за другом).
    Снова все в колонну встали
    И знакомою тропой
    Все отправились за мной!

В.: Вот мы и пришли на нашу полянку. Давайте вдохнём носиками, чтобы почувствовать запах Осени. Какой воздух? Чем он пахнет? (Ответы детей).

  • Золотом покрылось всё,
    Словно в чудной сказке.
    Кто принёс нам вот такие
    Золотые краски? (Осень).

В.: А почему осень называют золотой? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Какая бывает осень?».
Игра «Следы осени» (по мнемотаблице):

  • часто идут холодные и моросящие дожди;
  • солнце светит, но уже не греет;
  • дует холодный ветер, начался листопад;
  • в лесу пропали грибы и ягоды;
  • собран урожай грибов и ягод;
  • птицы улетают на юг.

В.: Ребята, смотрите сколько листиков на земле. Давайте походим по сухим листочкам и послушаем, как они шуршат.
Игровое упражнение «Шуршащие листочки».
Экспериментальная деятельность «Какими материалами можно шуршать?» (ткань, бумага и полиэтиленовая плёнка).
В.: Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Они укрывают всю землю тёплым, пушистым ковром. Этот ковёр защитит корни деревьев от лютого холода. Опавшие листья не мусор, они нужны деревьям! Давайте поиграем с вами в игру «Мы осенние листочки».

  • Мы листочки, мы листочки (машут листочками над головой),
    Мы осенние листочки.
    Мы на веточке сидели,
    Ветер дунул - полетели (разбегаются по площадке).
    Перестал дуть ветерок (садятся в кружок),
    Мы присели все в кружок.
    Ветер снова вдруг подул (разбегаются по площадке)
    И листочки быстро сдул.
    Все листочки полетели (приседают на корточки)
    И на землю тихо сели.

В.: Ветер-шалунишка всю листву с деревьев перемешал. (Подходят к иве). Кто знает, как называется это дерево? (Ива). На какую геометрическую фигуру похожи листья ивы? (Овал). Какого они цвета? (Коричневые). Какой длины: короткие или длинные? (Длинные). Как называются листья ивы?(Ивовые).
В.: Идём дальше. Какое это дерево? (Берёза). Какого цвета у него листья? (Жёлтые). На какую геометрическую фигуру похож лист берёзы? (На треугольник). Как называются листья от берёзы? (Берёзовые).
Дидактическая игра «Листочек, к дереву беги!».
Трудовая деятельность.
В.: Мы с вами поиграли. А теперь давайте уберём опавшую листву с участка. Ведь она мокрая и скользкая. И во время игр можно упасть! Соберём листву с участка. Перевезём её на тачках и перенесём в кучи. (Дети сгребают листву и перевозят на тачках).
Игровое упражнение «Через ручеёк».
В.: Пока мы трудились, прошёл небольшой дождик, и у нас на участке появился весёлый ручеёк. Скажите, ручеёк широкий или узкий? Нам надо через него переправиться! Как это мы сделаем? (Перепрыгнем, перешагнём.) Девочки встают около узкой части ручья, а мальчики - около широкой части ручья. (Девочки перешагивают ручеёк, а мальчики перепрыгивают).
Самостоятельная деятельность детей: игры «Семья», «Магазин», «Песочная кондитерская» и др. Во время игр проводится индивидуальная работа по развитию речи.
Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал…».
Индивидуальная работа по ФЭМП - «Пирамидка» (разложить листочки по величине).
Индивидуальная работа по художественно-эстетической деятельности - упражнение «Составь узор из листочков» (конструирование из осенних листочков плоскостных фигурок цветов, птиц, животных, рыб, насекомых).
В конце прогулки воспитатель говорит:

  • Куча листьев здесь лежит,
    Кто-то листьями шуршит.
    Из-под листьев -
    Чёрный нос.
    Кто иголками оброс?
    Вы, конечно, догадались,
    С кем мы с вами повстречались? (С ёжиком).

В.: Пока он ещё не уснул, закутавшись в листву, давайте с ним поиграем!
Хороводная игра «Ёжик».
В конце прогулки дети строятся парами и идут в группу.

Временной план прогулки

Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти структурных компонентов прогулки приходится 7–15 минут, остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность длится 6–10 минут в младшей группе (с увеличением на 5 минут для последующих возрастных групп), на вечерней прогулке - 10–15 минут для любого возраста воспитанников.

В ненастную погоду время пребывания детей на свежем воздухе сокращается

Зимой при низких температурах и высокой скорости ветра длительность прогулок сокращается. В ненастные погодные условия прогулка отменяется при условии проведения занятия в помещении, восполняющего потребность в двигательной активности и препятствующего переутомляемости детского организма.

Таблица: примерный временной план прогулки «Здравствуй, осень!» во второй младшей группе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе Физическое развитие: упражнения на ходьбу, прыжки и бег Дидактические игры «Найди и покажи», «Угадай, что у меня в руке», «Назови птицу или животное по описанию» Трудовая деятельность: посильная помощь в уборке листьев с закреплённой за группой территории Речевое развитие: беседы о сборе урожая, о верхней одежде и обуви осенью, о любимых мультфильмах на тему осени Самостоятельная игровая деятельность
Время проведения 8–10 минут 6–10 минут 7–8 минут 10–12 минут 10–15 минут 30 минут

Таблица: примерный временной план зимней прогулки «Погода вчера и сегодня» в подготовительной группе

Структурный компонент прогулки Наблюдение за небом, солнцем, луной, звёздами, регулярное измерение температуры воздуха, занесение наблюдений в дневник погоды Физическое развитие: подвижные игры (снежки, марафон катания с корки), создание снежных построек Дидактические и сюжетные игры зимней тематики Трудовая деятельность: помощь в расчистке дорожек, заливке катка Речевое развитие: разучивание и объяснение поговорок о январе, проведение бесед о народном календаре, зимовке животных и растений Самостоятельная деятельность
Время проведения 10–15 минут 7–10 минут 10–12 минут 7–10 минут 10–12 минут 35 минут

Таблица: примерный временной план прогулки «Вестники весны» в старшей группе

Структурный компонент прогулки Наблюдение за первыми насекомыми, растениями, распускающимися почками на деревьях, вернувшимися с юга птицами Физическое развитие: упражнения на ловкость и меткость Дидактические игры: «Узнай, чей голос» (пение птиц), «Кто больше?»; подвижная игра в горелки Трудовая деятельность: уборка площадки от камешков, веток, щепок. Речевое развитие: чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» Самостоятельная деятельность
Время проведения 8–10 минут 6–8 минут 8–10 минут 5–7 минут 10 минут 40 минут