Платный патронаж новорожденного. Врачебно-сестринский патронаж новорожденного на дому: цели, сроки, сколько раз в неделю. Первичный патронаж новорожденного: образец заполнения

1. Выяснить жалобы матери.

2. Изучить санитарное состояние квартиры и условия жиз­ни ребенка. Отметить наличие кроватки, коляски, манежа, пред­метов ухода, соблюдение правил стирки и хранения детского бе­лья, одежды, обработки посуды.

3. Дать анализ соблюдения возрастного режима дня (сколько раз ребенок спит днем и сколько часов ночью; организации бодр­

ствования; выносят ли ребенка на улицу, когда, на какое время), оценить характер питания (вид вскармливания; кратность корм­ления; перечислить дополнительные продукты, получаемые ре­бенком; отметить аппетит).Особое внимание уделить сохране­нию грудного вскармливания, проведению массажа и гимнасти­ки, закаливания, гигиене тела (частота купания, наличие отдель­ной ванночки), воспитательных мероприятий. Если накануне бы­ла сделана прививка, оценить общее состояние ребенка, выявить поствакцинальную реакцию (осложнения) и сообщить врачу. Уточнить проведение профилактики рахита. Проконтролировать выполнение предыдущих назначений врача.

4. Провести объективное обследование ребенка (перед об­следованием вымытьруки\). Особое внимание обратить на:

· ведущие линии нервно-психического развития, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, ин­дивидуальные особенности);

· состояние кожи и подкожно-жирового слоя (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденного отметить состояние пупочной ранки);

· костно-мышечную систему (размеры и состояние краев большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания; мышечный тонус, двигательные умения);

· частоту дыхания, пульс, температуру тела;

· стул и диурез (частота и характер стула, частота мочеиспус­каний);

· реакцию на вакцинацию БЦЖ (указать проявления мест­ной реакции на БЦЖ: пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).

5. Провести инструктаж матери, дать ей рекомендации. Особое внимание обратить на соблюдение возрастного режима дня, вопросы рационального питания, физического воспитания, воспитательные мероприятия, подготовку к прививкам, профи­лактику пограничных состояний, а также устранение выявленных отклонений.

6. Сделать запись в патронажном листе. Подклеить патро­нажный лист в историю развития ребенка (ф. № 112/у).

Пример 10

Запись выполненного патронажа.

Ф.И.О. ребенка ___________________

Адрес _____________________________

Жалоб мать не предъявляет. Санитарное состояние квартиры удовлетворительное. Условия жизни ребенка хорошие. Имеет все необходимое. Гигиенические требования к содержанию предметов ухода, детского белья, одежды и посуды соблюдаются.

Ребенок большую часть суток спит. Засыпает быстро, сон неус­тойчив. Во сне и во время бодрствования отмечается периодическая хаотичность движений. Регулярно, 3-4 раза в день по 1,5-2 ч, малыш бывает на свежем воздухе. Купают ежедневно. Ребенок получает только материнское молоко. Кормят по требованию, обычно 6-7 раз в сутки днем и 1 раз ночью. Аппетит хороший.

Температура в помещении +22 °С. Мать регулярно проводит за­каливающие процедуры (сон на свежем воздухе, воздушные ванны 5-6 мин во время пеленания, умывание водой с температурой +28 °С, гигиенические ванны при температуре воды +37 °Св течение 5-6 мин). Уделяет ребенку много внимания, разговаривает с ним, стимули­рует сосредоточение и слежение за предметом, обнаружение источника звука. Использует игрушки простой формы, крупные, яркие, не много­цветные. Игрушка подвешена на расстоянии 70 см от груди, положение ее меняется. Перед кормлением ребенка выкладывает на живот.

При осмотре состояние ребенка удовлетворительное. Малыш удерживает взгляд на лице взрослого. Движения глазных яблок не всегда координированы. При сильном звуке он вздрагивает, мигает. Ручки слегка раскрыты. Голову удерживает несколько секунд. Кож­ные покровы чистые, бледно-розового цвета. На левом плече выяв­ляются следы от вакцинации против туберкулеза – инфильтрат7 мм. Регионарные лимфатические узлы неувеличенные. Подкож­ный жировой слой на животе +2 см. Эластичность кожи хорошая. Мышечный тонус сгибателей повышен. Большой родничок имеет размеры 2 х 2,5 см, края умеренной плотности. Частота дыхания 40 в 1 мин, частота сердечных сокращений 130 в 1 мин. Температура тела 36,8 °С. Слизистая полости рта без изменений. Живот мягкий. Моче­испускание свободное. Стул несколько раз в сутки, кашицеобразный, желтый, с кисловатым запахом.

1) о максимальном пребывании ребенка на свежем воздухе;

2) мать инструктирована, как поддержать лактацию;

3) о продолжении ребенку закаливающих процедур и воспитатель­ном воздействии;

4) о частом и более длительном выкладывании его на живот.

Мать с ребенком приглашена на профилактический прием в поликлинику в возрасте ребенка 1 месяц.

Дата выполнения патронажа 07.07.2002 г.

Патронаж выполнила медсестра Л. И. Мышкина.

ТЕМАТИКА И ПЛАН БЕСЕД С МАТЕРЯМИ

(ИНСТРУКТАЖ)

План беседы с матерями (инструктаж) должен включать в себя введение, в котором обосновывается актуальность темы, ос­новную часть, выводы и практические рекомендации. Работая над текстом беседы, следует использовать широкий спектр лите­ратуры, провести анализ сведений, дав собственную оценку и обосновав выводы.

Ожидание ребенка. Подготовка комнаты ребенка. Уголок ребенка, стол для пеленания, кроватка, коляска, постельные принадлежности, приданое, предметы ухода. Аптечка. Уборка комнаты, проветривание, температурный режим, идеальная система отопления.

В родильном доме. Первые дни жизни. Масса и длина тела новорожден­ного. Физиологические (пограничные) состояния. Иммунизация против ви­русного гепатита и туберкулеза. Школа молодой матери. Уход за новорож­денным ребенком. Выписка из родильного дома.

Основы рационального питания. Значение и преимущества грудного вскармливания. Понятия: исключительное и преимущественное вскармли­вание грудью. Значение грудного вскармливания, его преимущества.

Механизм образования молока. Строение молочной железы. Образова­ние грудного молока. Признаки активного рефлекса выделения молока (ок-ситоцина). Факторы, сдерживающие выработку грудного молока. Рефлексы ребенка. Процесс сосания груди.

Изменения в составе грудного молока. Краткая характеристика молози­ва, переходного и зрелого молока. Раннее и позднее молоко. Раннее прикла­дывание к груди. Польза раннего прикладывания к груди для матери и ре­бенка, методика. Лактационные кризы.

Совместное размещение матери и ребенка. Способы организации со­вместного содержания, преимущества его для ребенка и матери.

Правила кормления грудью. Частота и продолжительность кормлений. Попеременное кормление одной и другой грудью. Продолжительность ис­ключительно грудного вскармливания. Последствия предоставления ребенку воды, трав, молочных смесей. Вред применения сосок и пустышек. Гигиена кормящей матери. Микроклиматические условия содержания ребенка и лак­тация. Группы социальной поддержки матерей.

Техника кормления грудью. Психологическая подготовка матери к кормлению грудью. Поза матери. Положение ребенка у груди. Поддержка груди. Стимуляция рефлекса захватывания. Прикладывание ребенка к груди. Контроль правильности прикладывания и оценка кормления грудью. Завер­шение кормления.

Неправильное прикладывание к груди. Причины, признаки, тактика по­мощи матери.

Стимуляция выделения молока. Психологическая поддержка матери. Максимальный контакт матери и ребенка. Прием теплого питья перед кормле­нием грудью. Согревание груди. Стимуляция сосков. Массаж груди и спины.

Сцеживание грудного молока. Показания. Способы (руками, молокоот­сосом ручным и электрическим, с помощью шприца-молокоотсоса, теплой бутылки), сравнительная характеристика, техника.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери. Гипогалактия, затруднение выделения молока из грудных желез, большое ко­личество молока, поступающего быстро, галакторея, неправильная форма сосков (плоский, втянутый, длинный, крупный), трещины, раздражение, кро­вотечение из соска, воспаление сосков, наполнение и нагрубание груди, за­купорка млечного протока. Причины, признаки, тактика помощи матери.

Кесарево сечение, болезнь матери. Тактика помощи матери.

Кормление грудью и прием лекарственных препаратов. Влияние ле­карственных средств на мать и ребенка. Тактика при приеме матерью лекар­ственных средств.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны ребенка. От­каз от груди, плач, слабое сосание, расщелина губы и твердого нёба, корот­кая уздечка языка. Причины, тактика помощи матери. Вскармливание доно­шенных близнецов.

Питание и режим кормящей матери. Потребность в питании. Качествен­ный состав рациона. Недостаточность питательных веществ (железа, йода, каль­ция, витамина А и др.). Режим питания. Влияние алкоголя, табака, чрезмерных количеств кофеина, наркотических веществ на лактацию и ребенка.

Правила введения прикормов и корригирующих добавок. Цели и прави­ла введения, виды, сроки введения.

Опасность перевода ребенка на вскармливание молочными смесями. Причины перевода. Последствия вскармливания ребенка молочными смеся­ми. Приемы сохранения и увеличения лактации.

Питание детей с 1 года до 7 лет. Требования к качеству и количеству продуктов, их кулинарной обработке. Распределение продуктов в течение суток. Калорийность пищи, ее распределение в зависимости от возраста.

Питание детей в условиях загрязнения окружающей среды радионук­лидами. Технология приготовления пищи для уменьшения содержания ра­дионуклидов. Использование радиопротекторных свойств пищи. Обогаще­ние рациона минеральными веществами. Усиление выведения поступивших радионуклидов. Особенности питания кормящих матерей и детей раннего возраста.

Первый месяц жизни. Период новорожденности и его особенности. Встреча новорожденного дома. Трудности первых дней. Утренний туалет и осмотр. Обработка пупка. Текущий туалет. Купание. Пеленание. Укладыва­ние в постель. Организация сна. Плач. Одежда. Уход за бельем (смена, стир­ка, полоскание, сушка, глажка, складывание и сортировка белья, хранение). Измерение температуры. Моча и стул. Гигиена матери. Обязанности отца. Взаимоотношения в семье.

Закаливание. Особенности дыхания детей. Проветривание. Прогулка на воздухе. Сон на балконе. Подготовка к прогулке. Дыхание через нос. «Ули­ца» в комнате. Плавать раньше, чем ходить. Мощное средство закаливания и физического воспитания. Врожденный плавательный рефлекс. Бассейн дет­ской поликлиники. Подготовка родителей к роли домашних инструкторов плавания. Необходимые приспособления. Обработка ванны и используемых для плавания предметов. Проводки по поверхности воды на спине и на гру­ди. Первые азы ныряния.

Иммунизация против вирусного гепатита.

Второй месяц жизни. Посещение детской поликлиники. Развитие на втором месяце. Закаливающие процедуры. Массаж и гимнастика. Выклады­вание на живот. Общение с младенцем. Режим дня. Гигиена тела. Рахит и его профилактика. Роднички. Сосание пальца.

Третий месяц жизни. «Комплекс оживления». Первые условные реф­лексы. «Жаворонки» и «совы». Физическое и нервно-психическое развитие. Второй период обучения плаванию. Плавательные движения «на суше» и в воде. Новые виды поддержек на воде и приспособления к ним. Манеж. При­знаки экссудативного диатеза. Особенности вскармливания при экссудатив­ном диатезе. Пищевой дневник. Плач ребенка. Иммунизация против полио­миелита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Четвертый месяц жизни. Прибавка в длине и массе тела. Первые сле­зы. Слюнотечение. Стрижка ногтей и волос. Влажные обтирания. Гимнасти­ческие упражнения. Первая ложка. Иммунизация против полиомиелита, кок­люша, дифтерии и столбняка.

Пятый месяц жизни. Двигательные умения. Развитие. Игрушки. Вос­питание с первых месяцев. Новое в режиме дня. Понос. Запор. Метеоризм. Профилактика заболеваний половых органов. Третий этап обучения плава­нию. Иммунизация против полиомиелита, вирусного гепатита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Шестой месяц жизни. Ползать раньше, чем сидеть. На руках и в кро­ватке. Гимнастические упражнения.

Седьмой месяц жизни. Первый жизненный опыт. Потребность в движе­нии. Ребенок и взрослый. Воспитание «нельзя». Несчастные случаи. Гимна­стические упражнения. Свободное плавание, ныряние, ходьба в воде. Первые зубы. Стоматит. Возрастные особенности экссудативного диатеза и особен­ности питания при нем.

Восьмой месяц жизни . Потребность в обществе. Новые двигательные уме­ния. Дурные навыки. Воспитание полезных навыков. Строгий распорядок дня. Рахит во втором полугодии жизни. Особенности питания при рахите.

Девятый месяц жизни. Активные действия. Слова-обозначения. Усвое­ние значения слов. Изменения в одежде и обуви. Удлинение периода бодрст­вования. Насильственное кормление. Эстетика кормления. Гигиена сна. За­вершающий период обучения плаванию.

Десятый месяц жизни. Темпы физического развития. Понимание про­стой речи. Игры со взрослыми. Купание сидя. Правильное сидение. Детская мебель. Гимнастические упражнения с предметами. Активная еда.

Одиннадцатый месяц жизни. Сложные действия. Новые игры. Попыт­ки самостоятельно есть. Первые обобщения. Первые слова. Согласованность воспитательных приемов. Познание окружающего мира. Гимнастические упражнения по словесной команде. Прогулки на воздухе. Прогулочная коля­ска. Новые виды пищи. Суточное меню. Кормление полных я худых детей. Крапивница.

Двенадцатый месяц жизни. Итоги физического развития за год. Про­порции тела. Объем двигательных способностей и умений. Любознатель­ность и отсутствие жизненного опыта. Общение со взрослыми. Восприятие музыки. Педагогические и непедагогические мероприятия. Онанизм. Закали­вающие процедуры. Иммунизация против кори, эпидемического паротита и краснухи.

Недоношенный ребенок. Преждевременные роды. Признаки недоно­шенности. Недоразвитие внутренних органов и систем. Незрелость и осо­бенности функции органов дыхания, пищеварения, несовершенство терморе­гуляции. Отделение выхаживания недоношенных детей. Особенности ухода за недоношенным ребенком. Пеленание. Купание. Свежий воздух. Суточный объем пищи. Методика кормления. Питье. Коррекция питания. Профилакти­ка рахита и малокровия.

Врожденная гипотрофия. Внешние признаки. Причины возникновения. Основные особенности развития. Трудности вскармливания. Показатели вы­здоровления. Малорослость (гипостатура).

Травмированные в родах дети. Родовая травма. Причины возникнове­ния черепно-мозговой травмы. Специализированные отделения для детей, травмированных в родах. Долечивание и особенности ухода в домашних ус­ловиях. Наблюдение. Бережное отношение к психике. Предупреждение оста­точных явлений черепно-мозговой родовой травмы. Паралич руки. Криво­шея. «Конская стопа». Переломы костей.

Некоторые аномалии развития. Врожденные пороки развития. Врож­денный вывих бедра. Незаращение верхней губы. Дефекты твердого нёба.

Третье полугодие жизни. Показатели физического развития. Новые возможности познания. Достижения в двигательном развитии. Уголок для тихих игр. Коренные зубы. Воспитание положительных качеств. Комплекс

утренней гимнастики. Режим и организация дня. Гигиенические мероприя­тия. Требования к детской одежде и обуви. Основные компоненты пищи. Примерное недельное меню. Прививка против кори.

Четвертое полугодие жизни. Сложная координация движений. Ис­пользование подражательных действий. Игры и игрушки. Ласка и наказание. Левая рука. Однократный дневной сон. Игровой характер гимнастических занятий. Кулинарная обработка пищи. Суточный набор продуктов. Экссуда­тивный диатез на втором году. Диета при экссудативном диатезе. Иммуни­зации против полиомиелита и коклюша, дифтерии и столбняка.

Третий год жизни. Пропорции тела. Последние молочные зубы и уход за ними. Рост работоспособности. Сюжетные игры. Фразовая речь. Самооб­служивание. Трудовое воспитание. «Сто тысяч почему». Физическая нагруз­ка. Методика закаливания. Возрастная диететика. Организация приема пищи. Меню домашнего питания. Нелюбимая пища. Иммунизация против полио­миелита.

Четвертый год жизни. Дошкольный возраст. Костно-мышечная сис­тема. Нарушение осанки. Правильность посадки. Подбор возрастной мебели. Просмотр телепередач. Вечерний туалет. Гимнастика. Детские инфекции. Признаки болезней. Прогулки зимой. Обучение плаванию. Лето - лучшая пора дня закаливания. Посильный труд. Игра со взрослыми. Первая дружба. Питание. Объем блюд. Кулинарная обработка пищи. Ягоды и фрукты. Не­дельное меню.

Пятый год жизни. Становление основных черт характера. Обучение чистоплотности. Психические перегрузки. Чтение и книги. Радио и телеви­дение. Осознание своего «я». Воспитание воли и здоровья. Первые занятия спортом. Совместные походы. Суточный набор продуктов. Замена про­дуктов.

Шестой год жизни. Причины и профилактика нарушений осанки. Кор­ригирующая гимнастика. Конституция. Типы высшей нервной деятельности. Воспитательные мероприятия. Заикание. Ночное недержание мочи. Кон­троль за поведением. Психологические половые различия. Глистная инвазия. Расширение дневного меню. Полные дети, причины полноты, питание и ре­жим движения полных детей. Недельное меню для домашнего вскармлива­ния детей 6-7 лет. Иммунизация против дифтерии и столбняка, кори, эпиде­мического паротита, краснухи.

Седьмой год жизни. Новые задачи. Усложнение двигательных способ­ностей и умений. Подготовка к школе. Осмотр ребенка врачами- специалистами. Исправление выявленных дефектов здоровья. Рабочее место будущего первоклассника, его оборудование, освещение. Новый режим дня. Требования к будущему школьнику. Домашние задания. Внешкольные заня­тия. Иммунизация против полиомиелита и туберкулеза, дальнейшая плано­вая иммунизация детей.

Бабушка и дедушка. Обновление знаний по уходу за детьми и их воспи­танию. Единство воспитательных приемов. Общая ответственность за итоги воспитания. Взаимное понимание старшего и младшего поколений.

Охрана прав матери и ребенка. Охрана здоровья матери и ребенка. Ме­ры по поощрению материнства. Предоставление льгот беременным женщи­нам и матерям, имеющим детей раннего возраста.

Наиболее частые заболевания у детей грудного и старшего возрастов. Профилактика заболеваний. Основные проявления. Роль родителей помощников врача. Элементы оценки болезненного состояния ребенка. Данные, которые надо сообщать медицинскому работнику. Что нужно предпринять до прихода врача. Измерение температуры. Уход за больным ребенком в семье. Как давать лекарство больному ребенку. Компрессы, ингаляции, введение капель в нос, уши, глаза, клизмы. Режим питания больного ребенка.

Неотложная (домедицинская) помощь. Причины возникновения неот­ложных состояний, основные проявления, меры неотложной помощи, роль родителей, профилактика.

Разное. Организация приема детей в дошкольные учреждения. Гигиени­ческие требования к организации сна. Патологический сон у детей. Энурез, причины возникновения, формы, особенности индивидуального подхода к детям. Скрытые депрессии у детей. Меры профилактики заболеваний уха, горла и носа. Использование традиционных и нетрадиционных методов за­каливания. Влияние неблагоприятных метеоусловий на состояние детей. Ох­рана зрения у детей раннего, дошкольного и школьного возрастов. Гигиена половых органов. Неврозы, их предупреждение. Гигиенические требования к использованию компьютеров и других средств технического обучения. Осо­бенности детского травматизма. Гигиенические требования к проведению физкультурных занятий. Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий. Прикус. Формирование его у детей. Меры профи­лактики аномалии прикуса. Формирование правильной осанки. Рациональ­ное цветовое оформление помещений, где находится ребенок. Подготовка детей к школьному обучению. Учет индивидуальных особенностей при ор­ганизации занятий.

Отделение новорожденных родильного дома должно иметь тесную связь с детской поликлиникой. О выписке новорожденного из родильного дома сообщают телефонограммой в детскую поликлинику. Эти учреждения должны взаимно сообщать как о случаях инфекционных заболеваний и родовых травм в родильном доме, так и о случаях заболевания выписанных новорожденных в первые недели.

Ребенок в первые месяцы жизни нуждается в систематическом наблюдении. Участковый врач и участковая медицинская сестра должны посетить ребенка в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Они осматривают новорожденного, знакомятся с бытовыми условиями, дают подробные советы по уходу за ребенком и его вскармливанию.

В последующем на протяжении 1-го месяца жизни врач и сестра посещают ребенка 1 раз в 7-10 дней. При заболевании малыша его посещают ежедневно или через день в зависимости от состояния, при необходимости ребенка помещают в стационар.

В конце 1-го месяца жизни мать с ребенком должна посетить поликлинику, где малыша взвешивают и проводят антропометрические измерения. В это же время мать получает советы о введении витаминов и организации прогулок. При подозрении на недостаточное образование молока у матери (гипо-галактия) проводят контрольное кормление, т. е. взвешивают ребенка до и после кормления.

Систематический и полноценный патронаж новорожденных является одним из основных мероприятий, способствующих снижению детской заболеваемости и смертности.

Гигиена новорожденного в домашних условиях

Для ребенка в квартире или комнате нужно выделить отдельный уголок, использовав для этого самую светлую часть помещения. Комнату по возможности необходимо освободить от лишних вещей и предметов. Окно рекомендуется занавешивать только в верхней трети легкой занавеской. Подоконник не следует заставлять цветами и другими предметами.

Комнату, в которой находится ребенок, нужно содержать в чистоте. Пол, окна, двери, мебель следует ежедневно протирать влажной тряпкой. Помещение необходимо хорошо проветривать несколько раз в день. Летом окна должны быть открыты весь день и по возможности всю ночь. Чтобы не залетали мухи и комары, окна затягивают марлей или сеткой. В холодное время года для проветривания открывают фрамугу или форточку вначале в отсутствие ребенка, а затем и в его присутствии.

В комнате, где находится ребенок, нельзя курить, а также стирать и сушить белье. Надо решительно бороться с мухами - переносчиками микробов.

Ребенок должен спать в отдельной кроватке с боковыми сетчатыми или решетчатыми стенками. Кроватку рекомендуется выкрасить светлой масляной краской, чтобы можно было ее время от времени мыть и ежедневно протирать. Не следует пользоваться коляской как первой кроваткой ребенка, так как вместе с ней с улицы вносится пыль и, кроме того, она пропускает мало воздуха.

В кроватку кладут жесткий матрац из конского волоса, мочалы, морской травы или сена. Нельзя делать матрацы для детей из пуха или пера, так как это вызывает потливость. Матрац покрывают клеенкой, которую привязывают тесьмой к углам кровати. Поверх клеенки стелят простынку, которую загибают под матрац со всех сторон. Под головку кладут плоскую небольшую подушку. Большие подушки вредны, так как способствуют искривлению позвоночника. Не следует завешивать кровать пологом или занавеской, так как это нарушает вентиляцию воздуха и, кроме того, ребенок в той или иной мере лишается столь необходимого ему света.

Постельные принадлежности следует ежедневно проветривать на воздухе, а клеенку мыть с мылом.

Для новорожденного необходим следующий набор белья:

6 распашонок с разрезом сзади, 6 кофточек с длинными рукавами, 15 подгузников (60Х60 см), 12 легких и 6 теплых пеленок, 3 одеяла (байковое, тканевое, ватное), 2-3 косынки, подкладная клеенка.

Грязное детское белье следует хранить отдельно от белья взрослых в ведре или баке с крышкой и стирать его также отдельно от белья взрослых. Загрязненное белье вначале замачивают, отстирывают запачканные места мылом (употреблять стиральные порошки не желательно), затем кипятят я несколько раз прополаскивают. Белье лучше сушить на воздухе, а затем гладить горячим утюгом с двух сторон для уничтожения микробов. Выстиранное и выглаженное белье следует хранить в специальном шкафу или ящике отдельно от белья взрослых.

Новорожденного купают ежедневно в кипяченой воде, остуженной до 37 °С, с последующим обливанием водой с температурой на 1 °С ниже, чем в ванночке. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть не ниже 22 °С. Лучшее время для купания - вечернее, перед кормлением. Ванночка, в которой купают малыша, не должна употребляться для других целей, хранить ее нужно в чистом месте, накрыв чистой простыней. Заранее должны быть приготовлены необходимые для купания предметы: кувшин для обливания, чашка с кипяченой водой для обмывания лица, вата или мягкая рукавичка из байки для намыливания, растительное масло или крем («Детский», «Малыш», «Красная шапочка»), тальк, термометр, мыло «Детское» или шампунь «Малыш». Тело ребенка лучше мыть ваткой или мягкой тряпочкой, а не губкой, так как она не всегда хорошо промывается. Отдельно складывают чистое белье, распашонки, пеленки, простыни.

После каждого опорожнения кишечника и мочеиспускания следует подмывать ребенка теплой водой (36 °С). Подмывают влажной ваткой или струёй воды из умывальника спереди назад (от половых органов к заднему проходу), с тем чтобы не занести частицы испражнений и микробы в половые органы.

Ногти на руках и ногах осторожно обрезают один раз в 7-10 дней маленькими ножницами.

Для ухода за новорожденным дома необходимо иметь следующие предметы: банку с широким горлом и притертой пробкой для хранения стерильных салфеток, бинты, вату, пузырек со стерильным растительным маслом, термометр для измерения температуры воды в ванночке, резиновый баллон для клизмы в чистой банке, тазик для подмывания, ножницы и др.

Ребенок 1-го месяца жизни отличается очень большой восприимчивостью к инфекциям, поэтому нужно тщательно оберегать его от них. Микробы, которые имеются у здорового взрослого человека, могут вызвать тяжелое заболевание у новорожденного, поэтому не следует целовать ребенка в лицо и руки, нужно оберегать его от общения со взрослыми, для прогулок выбирать малолюдные места.

Пустышка представляет собой большую опасность как распространитель инфекций и, кроме того, вредит здоровью (нарушается нормальное развитие десен и зубов). Здоровый ребенок при правильном вскармливании и хорошем уходе может обойтись без пустышки. Если родителями сделана уступка ребенку и он пользуется пустышкой, то необходимо иметь их несколько штук, обязательно кипятить и хранить в стерильном закрытом стакане или банке.

Ухаживающие за ребенком должны соблюдать личную гигиену: следить за чистотой одежды, тела, особенно рук, ногтей, волосы повязывать косынкой.

Правильно организованный уход за ребенком - одно из главных условий сохранения его здоровья.

Роды – это важное событие в жизни каждой женщины, которое кардинальным образом меняет привычный уклад. Если роды первые, то молодая мамочка очень смутно представляет себе, какие новые заботы ждут ее по возвращении домой. В роддоме она находится под наблюдением персонала, но после выписки приходится целиком полагаться на свой личный опыт ухода за ребенком, которого нет. Для того, чтобы не оставлять молодую маму один на один с малышом и поддержать ее на первом этапе, проводится патронаж новорожденного.

Патронаж новорожденного представляет собой не что иное, как регулярное наблюдение малыша медицинскими работниками. Визиты врача и медсестры позволяют выявить ошибки, которые допускает молодая мама и помочь ей как можно быстрее наладить контакт с малышом. Нужно отметить, что патронаж новорожденного проводится бесплатно, вне зависимости от того, есть ли у мамы медицинский полис или нет. Сигнал из родильного дома поступает в поликлинику, к которой относится молодая мама, после чего врач и медицинская сестра планируют свой визит к малышу.

Кто проводит первичный патронаж новорожденного?

Первичный патронаж новорожденного на дому осуществляют как врач, так и медицинская сестра. У каждого из них разные функции. Так, посещение врача необходимо для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка и выявить возможные нарушения. Визиты врача особенно важны, если у малыша при выписке из роддома обнаружены какие-либо патологии, например, желтуха новорожденных. В этом случае врач назначит необходимое лечение и будет следить за изменением в состоянии здоровья ребенка. В течение первого месяца жизни, врач должен посетить малыша и маму не менее 3х раз.

Патронаж новорожденного медсестрой проводится вне зависимости от визитов врача. В отличие от него, она инструктирует молодую маму о том, как необходимо вести себя с малышом, о прогулках, кормлении, купании и прочих бытовых вещах. Медицинская сестра должна также информировать молодую маму о том, когда в поликлинике проводятся «грудничковые» дни, о необходимых прививках и пр. Патронаж новорожденного медсестрой осуществляется 3-5 раз в течение первого месяца. Патронаж новорожденного на дому избавляет молодую маму от необходимости посещать с малышом поликлинику в тот период, когда он наиболее уязвим к различным внешним влияниям.

Сроки патронажа новорожденного

Первый патронаж новорожденного на дому должен осуществляться не позднее, чем через 1-2 дня после выписки из роддома. Это может быть как патронаж новорожденного медицинской сестрой, так и врачом. Если у малыша обнаружена какая-либо патология, то патронаж проводится уже в день выписки.

Патронаж новорожденного медсестрой проводится 3 раза в течение первых 10 дней после выписки. Врач же осмотрит малыш еще, по меньшей мере, 2 раза, обычно осмотры происходят раз в неделю. Такие сроки патронажа новорожденного соблюдается в том случае, если у малыша нет особых проблем со здоровьем, если же они есть, то сроки патронажа новорожденного могут меняться, их определяет врач.

Что оценивает врач при первичном патронаже?

При первичном патронаже новорожденного, врач проводит тщательный осмотр новорожденного. Во время осмотра оцениваются такие показатели как цвет и состояние кожи, мышечный тонус, рефлексы, поза малыша. Специалист также внимательно осматривает голову малыша – ее размер, форму, состояние родничков. О состоянии здоровья также расскажут глаза (цвет белков, реакция на свет). Особенное внимание уделяется пупочной ранке. Врач объясняет, как нужно ее обрабатывать, чтобы она быстрее затянулась. Во время осмотра врач также оценивает наличие (или отсутствие) дисплазии у малыша с помощью специальных упражнений.

На первичном патронаже главным «клиентом», безусловно, является малыш, но и молодая мама также не остается без внимания специалиста. Врач оценивает состояние молочных желез на предмет выявления мастита или лактостаза, дает советы по правильному осуществлению грудного вскармливания.

Как правильно подготовиться к патронажу?

Нужно помнить, что во время визитов, врач и медсестра оценивают также и условия, в которых растет и развивается малыш. Поэтому очень важно, чтобы в квартире было чисто, лучше заранее провести уборку. Врач также потребует показать ему сертификат с прививками, чтобы удостовериться, что при выписке, ребенку сделали все необходимые прививки.

Перед визитом специалиста, нужно также подготовить место, на котором будет проводиться осмотр. Если у вас нет специального пеленального столика, то подумайте, где лучше расположиться, чтобы у врача было достаточно места для проводимых манипуляций, а также достаточно света, чтобы не пропустить каких-нибудь видимых симптомов. Для этих целей можно приспособить обычный стол, это будет намного удобнее, чем проводить осмотр на кровати или диване.

Для того чтобы первый визит врача прошел максимально продуктивно, нужно заранее подготовить вопросы, которые вы хотите задать специалисту. Если этого не сделать, то в нужный момент вы просто упустите из виду то, о чем хотели спросить, а врач не всегда может охватить все тонкости, интересующие молодую маму. Поэтому приготовьте заранее список вопросов и положите его на видное место.

Что касается препаратов, которые должны присутствовать на столе для осмотра, это: ватные палочки, перекись водорода, зеленка и подгузник для малыша. Если понадобится еще что-нибудь, врач сообщит об этом дополнительно.

Как вести себя по окончанию патронажа?

Патронаж новорожденного заканчивается, когда ребенку исполняется месяц. В этот период мама должна посетить своего участкового педиатра в поликлиники. Для малышей организованы специальные «грудничковые дни». Теперь такие визиты должны стать регулярными, на них врач сможет оценивать рост и развитие малыша и осуществлять необходимые назначения. В первое время можно брать с собой родственников, чтобы облегчить визиты в поликлинику с малышом.

В первый месяц жизни новорождённого для осмотра и оценки состояния здоровья и развития крохи приходят врач и медсестра. Это и есть активный патронаж, о котором пойдёт речь в нашей статье.

Кто проводит патронаж

Патронаж (от франц. слова «patronage» - наблюдение, покровительство) впервые появился в начале прошлого века в Великобритании и проводили его бесплатно женщины-санитарные инспектора. Сразу нужно оговориться, что у нас в стране патронаж тоже бесплатный для всех новорождённых без исключения. При этом регистрация и никакой роли не играют. Конечно, у семьи ребёнка всегда есть выбор между муниципальной поликлиникой и частными медицинскими центрами.

Данная система была создана для того, чтобы помогать мамам правильно ухаживать за своими детьми. Ведь даже у мам со стажем подчас возникают серьезные вопросы. Патронаж проводят участковый педиатр и медсестра. Их полномочия четко разделены: врач оценивает состояние здоровья малыша, если необходимо, назначает лечение. Врач должен посетить малыша 3 раза. Причем, в случае, если кроха родился недоношенным или чем-то болен, то число посещений доктора должно быть больше вне зависимости от того, вызывали его или нет.

Во время визита медику предписано оценивать социально-бытовые условия жизни семьи, маме лучше постараться подготовить квартиру к посещению врача.

Медсестра может давать советы по уходу за ребёнком, рассказать о методах закаливания, о том, как и сколько надо гулять с ребёнком и как его купать. В случае если ребёнок на грудном вскармливании, медсестра расскажет о гигиеническом уходе за грудью и сосками, подскажет, и т.д. Медицинская сестра посещает ребенка не менее 3-5 раз.

График патронажного осмотра новорождённого

Первый визит медика ожидайте уже через 1-2 дня после приезда из роддома.

Если ребёнок родился не совсем здоровым или находится в группе риска по развитию какой-либо патологии, то осматривают малыша в день выписки. Важно отметить, что, если выписка приходится на выходные или праздничные дни, то врач ребёнка все равно осмотрит, только это будет дежурный педиатр поликлиники.

Первичный патронаж

Лучше всего, если мама заранее составит список наболевших вопросов, подготовит выписку из роддома, прививочный сертификат. К сожалению, некоторые медработники могут быть не совсем внимательными, поэтому лучше обо всем позаботиться самой и настойчиво задавать вопросы.

Необходимо заранее подготовить пелёнку, ватные палочки и вату, сменный подгузник, выбрать место для осмотра, чтобы было удобно и вам и медику. И еще - так как во время визита медику предписано оценивать социально-бытовые условия жизни семьи, маме лучше постараться подготовить квартиру к посещению врача.

Во время визита медсестра или педиатр осмотрят малыша:

  • оценят состояние ;
  • проведут пальпацию животика;
  • оценят состояние кожи, проверят наличие , пеленочного дерматита, гнойничков и дадут советы по уходу;
  • обратят особое внимание на цвет кожи (наличие физиологической желтухи);
  • немаловажным показателем является мышечный тонус и поза новорожденного;
  • осмотрят головку крохи (состояние родничков, форма головы, наличие гематом);
  • оценят симметрию глаз, цвет белков, реакцию на свет;
  • для исключения дисплазии тазобедренного сустава врач разведет ножки малыша и исследует область суставов;
  • у мальчиков оценивается наличие яичек в мошонке;
  • в зависимости от того, кормят ли кроху грудью или он искусственник, расскажут о правилах вскармливания;
  • оценят общее состояние здоровья ребенка;
  • с ваших слов выяснят семейный анамнез, уточнят о прививках в роддоме и течении беременности и родов;
  • дадут сведения о работе поликлинике, ведь в ней непременно есть день недели, в который осматривают только грудничков.

Оценка психоэмоционального состояния ребёнка

Врач внимательно понаблюдает за крохой и расспросит маму. В норме малыш должен:

  • положительно реагировать, когда его ласково гладят;
  • улыбаться как самопроизвольно, так и в ответ на голос мамы и ее прикосновение;
  • успокаиваться, когда его берут на руки;
  • уметь фиксировать взгляд на короткий промежуток во время кормления.

Осмотр матери

Вам следует знать, что врач может и даже должен оценить состояние здоровья матери, осмотреть ее молочные железы, порекомендовать мероприятия по профилактике мастита и лактостаза и дать рекомендации по технике грудного вскармливания.

Врач и медсестра обязаны узнать не только о физическом, но и о психосоматическом состоянии здоровья мамы, характере питания, режиме дня, о возможности полноценного сна и отдыха, соблюдении личной гигиены.

Медсестры должны рассказать мамам о том, что им надо ежедневно принимать душ, менять , мыть руки перед пеленанием крохи, перед его кормлением и т.д.

Маме нужно разнообразно питаться, иметь возможность отдыхать днем и высыпаться.

Обучение матери

Это целиком прерогатива медицинской сестры. Она расскажет о правильном питании для улучшения лактации, режиме и распорядке дня. Сейчас очень распространен метод психоэмоционального общения с ребенком. Медсестра должна владеть его навыками и обучать этому мать крохи. Она же рассказывает об уровне потребностей малыша и о возможном общении с ним, причем настаивать на том, что вербальное общение необходимо.

Кроха должен как можно чаще слышать голоса родителей, даже если они не сидят дома с малышом, а учатся или работают. Надо искать возможность пообщаться с крохой, спеть ему колыбельную. А если малыш находится на искусственном вскармливании, все равно необходимо во время кормления брать его на руки. Эти несложные манипуляции позволят вам наладить эмоциональную связь с малышом.