Консультацация: " О необходимости развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста." консультация (младшая группа) на тему. Советы родителям по развитию мелкой моторики Низкий уровень развития моторики - чем это чревато

Консультацация:

" О необходимости развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ."

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.

Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Сорока – сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа: «Капуста», «Зайчик», «Компот», «Рыбки» и т. п.

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы») ;

Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок») ;

Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки») ;

Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики») ;

Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто») ;

Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же ») ;

Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью) ;

Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;

Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .

Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.


«Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках

пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли»

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время огромной проблемой является развитие детей дошкольного возраста. Поэтому, одним из основных показателей становится развития ручных умений у ребёнка, то есть мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика-набор скоординированных действий, в выполнении мелких движений пальцами рук и ног.

Советы родителям:

Роль мелкой моторики рук очень велика. Ведь развивая её, мы прежде всего готовим детей к письму. Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. В настоящее время существует очень много различных пособий по развитию мелкой моторики. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов.

Хорошим примером для родителей послужит шнуровка и застёгивание пуговиц. Вы можете самостоятельно в домашних условиях сделать развивающий коврик, книгу. Если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка развивалась моторика, не одевайте его сами. Дайте ему возможность одеться самому (застегнуться, зашнуровать обувь). Пусть это будем долго, но результативно.

Хорошо помогают развитию мелкой моторики плетение косички из ниток, шнурка.

Также хорошим средством является - пластилин. Желательно не размягчённый, а твердый. Пока ребёнок работает с пластилином он получает замечательный массаж. Заменить пластилин можно тестом.

Я думаю в каждом доме найдутся бельевые прищепки. Как нестранно, но это тоже одно из средств развития мелкой моторики. Например: вырезать из жёлтого картона круг и сделать из прищепок лучики.
- Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины (в зависимости от возраста ребёнка).

Выкладывание различных фигур, например из фасоли, из крышек от пластиковых бутылок - это всё тоже развитие мелкой моторики.

Пальчиковый театр. Детям он очень понравится (например «репка»).

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Не забывайте, применять игровую форму. Запомните: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.

Предлагаемое развивающее пособие способствует не только развитию мелкой моторики ребёнка, но и образному мышлению, восприятию, координации движений целом.

Проблемы развития мелкой моторики

Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно. Многие ученные показали в своих исследованиях роль двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления, а так же доказали, что первой и главной врожденной формой деятельности является двигательная. И. П. Павлов считал, что речь - это мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Многие ученные, в том числе и современные считают, что все способности детей находятся в кончиках их пальцев. Важно развитие мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. В настоящее время разработано достаточно много упражнений, которые помогают развить пальцевую моторику, их мы рассмотрим чуть позже.

Известна книга М. М. Кольцовой «Ребенок учиться говорить» (М.М. & М.С., 2004), в ней подчеркивается важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Ряд наблюдений и исследований привел автора к выводу существования возрастных особенностей. Например, развитие движений пальцев соответствует возрасту то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи. В своей книге М.М. Кольцова говорит о таких исследованиях как, связь функции кисти рук и речи. Они оказались связанны, и тренировки пальцев рук являются мощным физиологическим стимулом развития речи детей. (М.М. & М.С., 2004)

Давайте рассмотрим новорожденного ребенка, ведь всем известно, что он имеет набор автоматизмов, это акт сосания и регуляция мышечного тонуса. Зрительное и слуховое восприятие еще практически не развиты. Это наступает постепенно. Например, когда ребенок начинает видеть, он начинает самостоятельно искать предметы и разглядывать их. В этот период жизни зрение является главным способом изучать окружающий мир. Развиваясь, ребенок получает возможность брать предметы, перекладывать их и т.д. Это становиться на тот момент главной деятельностью малыша.

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей

Развитие происходит постепенно. Как уже сказано выше это происходит последовательно, начиная от периода новорожденности. Мы остановились на том, что ребенок, начиная брать и удерживать предмет, перекладывает предмет, например, какую либо игрушку из руки в руку. Начинает узнавать предметы на расстоянии. При захвате предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре ребенок начинает исследовать предметы различными путями. В возрасте 1.6 -3 года у ребенка формируется зрительное восприятие предметов. А так же появляется преобладающая рука, которая со временем может меняться. В возрасте 3-4 года ребенок должен уметь обводит по конурам, хорошо брать мяч. В возрасте 4-5 лет ребенок должен закрашивать простые формы. Копировать печатные буквы. Рисовать различные круги, квадраты, диагонали т.д. Например, рисование человечка. В 5-6 лет должны быть навыки аккуратно раскрашивать картинки, писать буквы и числа.

Развитие моторики рук может иметь свои возрастные особенности. В возрасте 1-2 года ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом различные каракули, переворачивать страницы книги. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины. В 3-4 года четко держит карандаш или ручку пальцами, собирает и строит различные постройки с кубиков и многое другое. В 4-5 лет рисует карандашами, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина несколько частей, т.е. например ручки, ножки, голова и т.д. Умеет шнуровать ботинки.

Так же существуют патологии, например, если у ребенка зрительная и моторная координация не соответствует возрасту. Такие дети требуют более ответственного подхода и тщательного обучения. В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Соответственно развивать мелкую моторику начинают задолго до поступления в школу. Это значит, что родители и работники детских учреждений должны этим активно заниматься. Вообще развивать мелкую моторику нужно с раннего возраста, например у малышей новорожденных можно массировать кончики пальцев, всем известны такие игры как « Сорока» и многое в этом роде. Все это благоприятно влияет. Должно уделяться много времени играм, упражнениям и т.д. все это поможет развить ребенка интеллектуально, да и вообще проводить время в приятной игре с малышом. А в дальнейшем это благоприятно отразиться на школьном обучении. Родители должны замечать все «мелочи» поведения ребенка в играх и увлечениях. Так же малышам нужно прививать самообслуживание, например, учить застёгивать пуговички, шнуровать обувь, держать ложку и т.д. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью.

Связь мелкой моторики с речевой патологией письмом

Одно с другим напрямую связано. Отклонения в формировании речи рассматриваются как нарушения развития психических функций. Существуют категории детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность языковых структур. Здесь у детей нарушено произношение и различение звуков, словарный запас очень маленький, недоразвитая связная речь у детей с нормальным интеллектом и слухом. Это нарушение обычно называют недоразвитие речи.

У детей с недоразвитием речи отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. А так же снижена наблюдательность и мотивация. Появляется неуверенность в себе, ребенок становиться агрессивным и обидчивым. Дети испытывают трудности в общении с окружающими и ребятами своего возраста.

Пришло время рассмотреть подготовку детей к письму. Как уже говорилось выше, это тоже является частью развития мелкой моторики. Ведь придя в школу, ребенок может испытывать трудности связанные написания букв и т.д. Большинство детей неправильно держат ручку, сильно напряжены вследствие этого буквы, получается, писать с большим трудом. Как нам уже известно, все это напрямую связано с отсутствием или же минимальным развитием мелкой моторики рук ребенка. И опять это говорит о том, что нужно рано начать развивать моторику рук. Сделать это можно с помощью рисования, лепки, мозаики, конструкторов и т.д. Все это рассмотрим более подробно ниже.

Всем известно, что писать это очень трудный процесс, который особенно детям дается не очень легко. Важно, чтобы к школе ребенок был максимально подготовлен, ведь изменить неправильные движения руки тоже очень трудно, гораздо проще заниматься с ребенком в дошкольном возрасте. Конечно, главными помощниками и учителями являются родители.

Светлана Позднякова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук»

Консультация для родителей .

«Развитие мелкой моторики рук » .

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка .

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика » . Что же такое мелкая моторика ? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук . При этом важно помнить о координации «рука-глаз» , т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока, кашку варила.» , не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители , которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи :

Во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка ;

Во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка , что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика . Ведь, стимулируя ее развитие , мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь , внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей.

В своей работе мы большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук , особенно в свободной деятельности детей. В группе есть много различных развивающих пособий , они находятся в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, шнуровки, пазлы и т. д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски, пластилин.

Что может развивать мелкую моторику рук ?

Мелкую моторику рук развивают :

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности

Игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых)

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т. д.

Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т. д. ;

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т. д.

Одевание и раздевание игрушек

Лепка из пластилина и теста.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук . Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие . И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям . Можно брать в работу их. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Цель : развитие мелкой моторики

Оборудование : контейнеры с широким дном 2-4 шт., крупа (манка, гречка, фасоль, ракушка, горох, бусинки, тарелочки.

Ход работы:

Взрослый предлагает вспомнить сказку Ш. Перро «Золушка» .

Ты, помнишь, как злая мачеха заставляла Золушку перебирать крупу, которую она смешала? Золушка очень устала, давай ей поможем? Нужно смешанную крупу разобрать по тарелочкам. … И тогда она точно успеет на бал!

Игру можно усложнить, предложив сортировать крупу по схеме.

Массаж рук.

Цель : развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движения пальцев рук.

Оборудование : массажные резиновые мячики с шипами.

Ход работы:

Взрослый предлагает ребенку покатать мячик между ладонями;

Покатать мячик по столу (правой потом левой рукой) ;

Ритмичные сжимания и разжимания пальцами рук;

Ритмичное поглаживание каждого пальчика, сжимание и разжимание кулачков.

Волшебный карандашик.

Цель : формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев, кистей рук. Развитие внимание и слухо- моторной координации .

Оборудование : карандаш с граненой поверхностью.

Ход работы:

Взрослый предлагает ребенку взять карандаш.

Возьми волшебный карандашик, зажми его между ладошками и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашиком возле правого уха, теперь возле левого уха. Что ты, слышишь?

Затем педагог предлагает покатать карандашик по внешней стороне кисти руки, потом по внутренней стороне кисти рук.

Сокровища гномов.

Цель : развитие мелкой моторики , учить поочередно, действовать правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев.

Оборудование : контейнер с песком и с широким дном, бусины, нить.

Ход работы:

Взрослый предлагает вспомнить сказку Б. Гримм «Белоснежка и семь гномов» .

Чем гномы занимались? (Искали сокровища) Где они работали? (В подземелье, пещере) . Давай поможем гномикам? Вот в этом песке закопаны сокровища – бусинки, их надо найти и нанизать на нитку.

Игру можно усложнить, закопав в песке бусины разного размера, фактуры, цвета или предложить нанизать на нитку по схеме. Также можно искать бусины в крупе, горохе, фасоли и т. п.

Шариковые ванны.

Цель : развить мелкую моторику , тактильные ощущения.

Оборудование : большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками.

Ход работы:

Играя шариками и перебирая их руками, дети получают новые тактильные ощущения. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размеров.

Выгладим платочек.

Цель : развивать сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учить прикладывать силу в движениях. Формировать навыки зрительного контроля и слаженности в движениях рук.

Оборудование : фольга.

Ход работы:

Взрослый предлагает ребенку помощь Золушке постирать или погладить платочек. Ребенок сначала мнет лист фольги, а потом скомканный платочек разглаживает пальцами двух рук. Необходимо особо обратить внимание на качество выполнения работы : «платочек должен быть выглажен, без складочки, ни один край не должен быть загнутым».

Публикации по теме:

В. А. Сухомлинский писал: "Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке,.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук Очень важно развивать мелкую.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» Воспитатель МБДОУ Детский сад № 2,Чернобаева А. В. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте» Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы.

Необходимость развития мелкой моторики

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не стоит забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Игрушки для развития мелкой моторики

Игры со шнурками

Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Во-первых , шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п.

Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

Третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина". Например, "Теремок" - игрушка, разработанная еще М. Монтессори.

Раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.

Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных направлений раннего развития. Хотим развить интеллектуальные, творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, просто порежем бумагу... И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребенка психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развить.

Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Примеры игр со шнурками.

На первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?

Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой . Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научиться координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.

Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.

С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке , расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.

К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 - 4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!