Как проводить работу по самообразованию воспитателя ДОУ от выбора темы и составления плана до отчёта. «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Подготовила педагог-психолог Создание психологического комфорта в группах детского сада

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии - одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.

Содействие воспитателю дошкольного учреждения в планировании работы по самообразованию

Содействие воспитателю в его самосовершенствовании - одно из условий успешной деятельности любой дошкольной организации. Хотя инициатива должна исходить, прежде всего, от самого педагога, важную роль в вопросе самосовершенствования также играет содействие методиста (или старшего воспитателя). Он помогает решить сложные либо интересующие конкретного педагога вопросы.

Методист формулирует тему для самообразования, обозначает конкретные цели, задачи, организовывает работу педагога на определённый период (иногда сразу на несколько лет), оказывает содействие в поэтапной реализации плана, а также помогает оценить результативность деятельности.

Для воспитателей проводятся ежегодные профессиональные конкурсы

Если воспитателю проблематично определиться с темой, методист проводит с ним индивидуальные беседы, как вариант - анкетирует. Методист постоянно консультирует коллег, предлагая наиболее актуальные методические источники.

Официальное название должности методиста - заместитель заведующего/ директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель/ преподаватель). В большинстве случаев термины «методист» и «старший воспитатель» синонимичны, но бывает, что это две отдельные позиции в коллективе, и тогда старший воспитатель отвечает за часть групп и подчиняется методисту. До 1984 г. в России существовала также должность «воспитатель-методист» с аналогичными обязанностями.

Кроме того, методист оценивает деятельность воспитателей, посещая занятия и иные мероприятия по организации дошкольного образования (например, прогулки, режимные активности), а потом помогает подвести итоги работы (устраивает консультации для сотрудников, делает доклад на педсовете, организует открытые просмотры).

Задачи самообразования педагога в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)

Суть самообразования - это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

  • анализ возрастных особенностей группы;
  • выявление проблем;
  • внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;
  • организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

Формы самообразования педагога детского сада

Самообразование воспитателя дошкольной организации - многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах. Выделим основные из них:

  • работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
  • проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
  • освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
  • личностное самосовершенствование.

Методист дошкольного учреждения регулярно проводит педагогические совещания (педсоветы), где обсуждаются все актуальные вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей в данном детском саду. Строить их нужно так, чтобы каждый воспитатель на них мог узнать что-то новое и полезное для своей работы. Во время педсовета желательно не только обсуждать теоретические вопросы, но и проводить тренинги, анализировать опыт друг друга.

Кроме того, в рамках педсоветов старший воспитатель может проводить консультации для своих коллег по обзору новинок методической литературы, ознакомления с нормативными актами и так далее. Отметим, что к такой работе возможно также привлечение логопеда, медицинского работника, а также детского психолога (если он есть в детском учреждении).

Работа в детском саду требует от педагогов командной работы и творческого подхода

Ещё одной формой самосовершенствования педагогов является обучающий семинар, который может быть организован как в рамках детского сада, так и на уровне районного методического объединения. На таком мероприятии воспитатели тренируют свои педагогические навыки.

Периодически все специалисты дошкольного учреждения должны проходить курсы повышения квалификации, которые обычно предполагают подготовку и защиту выпускного проекта. Решение о направлении на такие курсы и выборе актуальной для конкретного педагога программы принимается совместно с руководством. Важно, чтобы образовательное учреждение, проводящее курсы, имело соответствующую лицензию.

Важное значение для самообразования педагога детского сада имеют открытые просмотры. Они полезны как для того, кто проводит занятие (воспитатель демонстрирует собственные наработки), так и для зрителей (заимствуют педагогический опыт, учатся анализировать увиденное).

Отчётная документация (рабочая тетрадь, папка)

Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и так далее.

Методистом может стать и музыкальный руководитель, который освоил дополнительный функционал

Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. При оформлении плана вначале пишется тема, потом - пояснительная записка, где обосновывается актуальность темы. Затем расписывается вся годовая работа: ознакомление с актуальной методической литературой, деятельность с детьми, а также родителями. Отметим, что по окончании учебного года (май) воспитатель также письменно отражает свой опыт, оформляя особую папку. Воспитатель помещает туда ксерокопии статей, консультации, описания опытов, конспекты занятий с дошкольниками и так далее.

Отметим, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.

Кроме годового плана, есть также перспективный план по образованию, где тезисно расписывается работа по определённой теме на несколько лет вперёд.

В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им тетради по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:

  • с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
  • с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
  • с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
  • о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

Отметим, что подобная тетрадь, как правило, заполняется в произвольной форме, например, таблицей.

Таблица: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС» (фрагмент годового плана)

Срок Форма работы, содержание Форма отчёта Перспектива
2016–2017 учебный год
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Памятки для родителей по обучению связной речи Составление библиографии
Октябрь Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Ноябрь -
Апрель
Посещение открытых занятий Составление анализа посещаемых занятий Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.
Декабрь Работа по составлению
(придумыванию) загадок
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка- передвижка). Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.
Январь - Февраль Театральная деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра). Практический показ (театральная неделя) Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Март Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» Показ презентации «Развитие речи детей 5–6 лет» Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребёнком.
Апрель - Май Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры Презентация Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС

Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.

Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС

Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.

Оформление титульного листа

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…).
  2. Наименование документа (план по самообразованию педагога).
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
  4. Название темы.
  5. Учебный год.
  6. Возрастная группа.

Оформление второй страницы

Тема: «…».

Цель: «…».

Задачи (примерный перечень):

  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
  • разработать перспективный план работы с детьми;
  • подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • организовать работу кружка, создать учебную программу;
  • оформить в группе уголок…;
  • подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  • подготовить (принять участие) в семинаре…;
  • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».

Таблица: формы работы по месяцам

Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь Диагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей
  • Организовать работу кружка;
  • создать учебную программу;
  • изучить литературу
Октябрь Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь
Декабрь Оформить в группе уголок… Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Январь
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Март
Апрель Развлечение «…»
Май Диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь Выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
Июль
Август

Выход темы (представление практического применения)

Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

  • провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
  • подготовить (участвовать, провести) семинар;
  • провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
  • оформить папку-передвижку;
  • составить сборник консультаций для родителей;
  • составить отчёт о проделанной работе за учебный год.

В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.

Оформление списка литературы

В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство - для каждого пункта в списке.

Как оформить тетрадь по самообразованию

Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.

Оформление титульного листа

Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…)
  2. Наименование документа (Тетрадь…)
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
    3. Квалификационная категория и дата её присвоения.
  4. Дата начала ведения.

Внутренние страницы

Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.

Таблица: план работы по месяцам (бланк)

Перспективный план самообразования педагога

План должен содержать следующие данные:

  1. ФИО воспитателя.
  2. Группа.
  3. Стаж работы.

Таблица: перспективный план самообразования (бланк)

Учебный год Тема самообразования Форма и срок отчёта

Также нужно указать дату заполнения плана.

Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя

Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист - своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.

Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.

Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС для разных групп

Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

Методист не должен спешить с навязыванием темы воспитателю: в личной беседе он выясняет, какие аспекты наиболее интересуют педагога и что является для него трудным. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию - органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

Иногда допускается объединять нескольких педагогов одного детского сада в работе над одной темой, особенно если она по содержанию близка к одной из задач годового плана всего дошкольного учреждения. Другой вариант - если организация ведёт подготовку к инновационной либо экспериментальной деятельности.

Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:

  • какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
  • вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
  • углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.

Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя ясельной и второй младшей группы будут актуальны следующие темы:

  • Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
  • Инновационные методики раннего развития.
  • Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
  • Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
  • Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
  • Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
  • Природа - средство воспитания младших дошкольников.
  • Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.
  • Развитие математических представлений у младших дошкольников.
  • Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
  • Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
  • Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.

Средняя группа:

  • Театрализованная деятельность.
  • Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
  • Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
  • Развитие речи - эффективное средство познания окружающего мира.
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
  • Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).
  • Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.
  • Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
  • Развитие познавательной активности средствами математики.
  • Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

Старшая группа:

  • Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
  • Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
  • Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.
  • Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
  • Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
  • Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
  • Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.
  • Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.

Подготовительная группа:

  • Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
  • Развитие экологической культуры старших дошкольников.
  • Основы нравственного воспитания.
  • Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
  • Правовое воспитание воспитанников.
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
  • Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
  • Формирование у воспитанников представлений о космосе.
  • Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
  • Преемственность детского сада и школы.
  • Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

Примеры тем для старшего воспитателя:

  • Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
  • Интерактивные формы и способы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО (дошкольного образования).
  • Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников через групповые формы методической работы.
  • Профессиональная компетентность специалиста ДО в условиях внедрения ФГОС.
  • Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольном учреждении.
  • Улучшение качества образования, нацеленного на индивидуализацию развития воспитанников с учётом введения ФГОС.
  • Педагогическая диагностика в детском саду.
  • Психолого-педагогическая помощь семье.
  • Компьютерные технологии: применение в дошкольном образовании.
  • Способы создания в группе психологического комфорта.
  • Экологическое воспитание дошкольников.
  • Значение индивидуального подхода в дошкольном воспитании и образовании.

Представление результатов и их применение на практике

Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход). Это мастер-классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

Видео: Формирование у младших дошкольников здорового образа жизни (фотоотчёт воспитателя Н. В. Черниковой по самообразованию)

Представление результатов может быть и таким: фотопрезентация на фоне музыкального сопровождения.

Видео: Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения, профилактика ДТП (фотоотчёт воспитателя по теме)

Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, о необходимости , об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду .

Что же такое "психологический комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е. психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма, .

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, позволяющие обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада.

Спокойная эмоциональная обстановка в семье

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на создание психологического комфорта в группах детского сада. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога - изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что - то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.

Для маленького ребенка еда - важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что-либо. Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие - это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.

Прогулка - главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГТ и сохранением всех частей и активности педагога.

Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.

Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды

Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды оценивается через:

  • соответствие возрасту и актуальным особенностям группы;
  • доступность игрушек;
  • не раздражающее цветовое решение интерьера;
  • наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.

Стиль поведения воспитателя

Пребывание в группе 20 - 25 сверстников в течение целого дня - это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада?

Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии детей в детском саду не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать - мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей - «держите паузу».

Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность (памятка 1), обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка ко взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

Добрые традиции

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.

В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому - то делают больше замечаний, кого - то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру - например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).

Можно ввести еще один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что - нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие - то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие - то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3 г. - 4 г. 6 мес.) группы.

В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что - то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения также позволяют обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:

  • работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
  • музыкальная терапия - регулярные муз.паузы, игра на детских муз.инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина - «золотое сечение»);
  • предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.

Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на создание психологического комфорта в группах детского сада, психологический комфорт каждого ребенка (памятка 2).

Памятка 1. Правила доброго взаимоотношения с детьми

  • чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
  • пойте с детьми и для детей;
  • цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего - то увиденного или услышанного;
  • стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
  • следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
  • не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятииях;
  • поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
  • поощряйте стремление и попытки детей что - то сделать, не оценивания результаты их усилий;
  • сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по - своему;
  • вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
  • не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
  • находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.
  • создавайте положительные традиции жизни группы.

Памятка 2. Памятка педагогу

  • Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
  • Не навреди! Ищи в детях хорошее.
  • Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
  • Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
  • Ошибся - извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
  • На занятии создавай ситуацию успеха.
  • Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.
  • Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
  • Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
  • Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Психологический практикум
Тема: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Педагог-психолог

дошкольного отделения №5,6

ГБОУ лицея № 1568

Литвина Т.А.
Цель: Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.
1.Проблема психологического здоровья на современном этапе.

Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.


Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.
Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определивпоследствия психологического дискомфорта для ребёнка:

Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства , когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

Большая наполняемость групп;

Один воспитатель в группе;

Неблагоприятная семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Воспитательно-образовательные задачи дней психологии в ДОУ

Главной целью проведения такой деятельности является создание положительного микроклимата в ДОУ. Может проводиться в разных формах неделя психологии в детском саду. Сценарий составляется индивидуально, учитывая особенности коллектива, направленности учреждения, материального оснащения и других факторов.

Можно выделить следующие задачи проведения дней психологии :

  • популяризация психологической службы в ДОУ, разъяснение значимости, содержания ее работы в детском саду;
  • сплочение педагогического состава, укрепление коллектива;
  • психологическая помощь родителям в укреплении взаимопонимания между взрослыми и малышами;
  • формирование психологического комфорта детей во время пребывания в ДОУ, адаптация в коллективе, развитие творческого потенциала.

Подготовительная работа

С чего начать работу? Тематическая неделя психологии в детском саду должна быть заранее обозначена в плане деятельности учебного заведения и документации психологической службы. Задача специалиста - разработать мероприятий. Для того чтобы выполнить такую задачу, требуется заранее провести диагностику педагогического коллектива и воспитанников на определение уровня психологического комфорта, обозначить актуальные темы работы, проблемные вопросы. На основе полученных данных следует запланировать тематику мероприятий, определить цели и задачи работы.

Затем потребуется провести подготовительную работу с педагогами, родителями, детьми. За несколько дней до мероприятия следует позаботиться о распространении информации по поводу осуществления такой деятельности, пригласить гостей, уточнить наличие необходимого оборудования и материалов.

Неделя психологии в детском саду — это комплекс мероприятий, которые объединены общей тематикой. Поэтому важно правильно сформулировать название тематической недели, например, «Неделя радужного настроения» или «В детский сад - с улыбкой» и т. п.

Затем проводится планирование каждого дня, определяются в рамках общей темы. Предлагаем такой примерный план проведения недели психологии в детском саду:

  1. «День хорошего настроения» (акция «Радуга настроения»).
  2. «Дружба начинается с улыбки» (фотовыставка «Лучший друг», акция «Дружеская открытка»).
  3. «Тепло семейного очага» (выставка рисунков «Дружная семья», эстафетное соревнование «Вместе — мы сила»).
  4. «Наш дружный детский сад» (массовое мероприятие в музыкальном зале «Давайте знакомиться!»).
  5. «День общения» (психологический тренинг «Мирись и больше не дерись», акция «Корзина улыбок»).

Что такое «психологическая акция»?

Разработанная выше неделя психологии в детском саду включает такие мероприятия, как «Радуга настроения», «Дружеская открытка», «Корзина пожеланий». Проводятся они в формате психологической акции. Что же это такое? Это развивающая игра, в которой принимают участие как дети и их родители, так и педагоги. Такая деятельность направлена на диагностику внутреннего состояния участников, определение внутренних проблем коллектива ДОУ.

Подробнее о некоторых указанных видах деятельности:

  1. Акция «Радуга настроения». Неделя психологии в детском саду имеет основную задачу - оценить уровень комфорта пребывания в ДОУ всех участников. Данное мероприятие направлено именно на решение таких задач. Форма реализации деятельности может быть самой разной. Например, можно у входа в детский сад с утра поставить две большие вазы (одна — розовая, другая — серая), а рядом — корзину с цветами (можно изготовленными детьми). Каждому, кто входит в садик, предлагается поставить цветок в одну из ваз. Так, розовая символизирует хорошее настроение, а серая — плохое.
  2. «Дружеская открытка» проводится таким образом: изготавливается большая открытка и устанавливается в холле детского сада. Все желающие оставляют на ней свои пожелания друг другу.
  3. Акция «Корзина улыбок» направлена на подведение итогов всей тематической недели, ее оценки. Участникам предлагается написать пожелания, рекомендации, отзывы на открытке и положить ее в корзину.

Неделя психологии в детском саду: план занятий в группе

Помимо вышеуказанных общесадовских мероприятий, в каждой группе проводятся внутренние тематические занятия согласно расписанию. Предлагаем следующий план деятельности с воспитанниками разных возрастных групп ДОУ.

Организация выставок

Проведение выставок фотографий, рисунков или поделок требует большой подготовительной работы. Ведь в такой деятельности участвуют как дети, так и взрослые. А это означает, что целью проведения указанной работы является формирование взаимопонимания между участниками, а не простое выполнение задания. Например, при организации фотовыставки «Лучший друг» родителям и воспитателю следует предварительно провести беседу с ребенком о том, кто же такой «лучший друг», кого малыш видит в этой роли и почему. Потребуется время и на создание, оформление работы.

Работа с родителями

Неделя психологии в детском саду помогает родителям осознать важность и необходимость совместной деятельности со своим ребенком. В процессе взрослые учатся понимать свою роль в процессе становления личности, определении черт характера и поведения малыша. Поэтому большая часть работы специалиста ДОУ направлена на совместную деятельность родителя и ребенка. Так, коллективные развлечения, спортивные соревнования, изготовление поделок и оформление выставочных работ предполагают общие усилия взрослых и малышей, где каждому участнику отводится определенная роль.

Работа с педагогами и младшим персоналом

Не только с воспитанниками и их родителями проводится неделя психологии в детском саду. С педагогами также организовывается тематическая деятельность. Целью такой работы является решение проблемных ситуаций, повышение уровня самореализации каждого специалиста, выявление способностей. В течение тематической недели можно провести психологические тренинги, игры, семинары для педагогов и младшего персонала ДОУ.

Мы рассказали, как провести неделю психологии в детском саду. Но важно учитывать не только общеметодические рекомендации, но и понимать актуальность той или иной проблемы в конкретном ДОУ, учитывать индивидуальные особенности группы участников, оснащение учреждения и многие другие факторы.

Жанна Шайдарова

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов

Одним из важнейших направлений в моей работе является создание для детей комфортного психологического климата в группе .

Для меня очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада.

Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и радостным.

Понимая это, я нацеливаю все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта своих воспитанников.

Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду.

В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги.


Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно , – это личностно-ориентированный педагогический процесс.

Основные черты педагогического процесса : взрослый в общении с детьми придерживается положения : «Не рядом, не над, а вместе!» .


Особое внимание я обращаю на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми :

строю отношения на основе сотрудничества и уважения;

стараюсь увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние;

откликаюсь на переживания;

становлюсь на позицию ребёнка;

налаживаю доверие к себе;

формирую у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости .


Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе .


Отношениями между воспитателем и детьми, в основном, и определяется атмосфера в группе «Цыплята» .


Хороший климат в группе возникает тогда , когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.


Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата .

Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе .


Уверена, решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения, внешнего вида и, в частности, его речи, интонации голоса, а также любовное отношение к детям.


У детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых, дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями.



Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду я придерживаюсь ряда рекомендаций, причем общепринятых, которые можно найти очень легко в Интернете. Просто есть разница : теория и практика!

Совершенно две разные стороны медали. Согласны?

А я делаю это так :


Принимаю каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помню : плохих детей нет.

Являюсь затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентируюсь на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.


Помню : ребёнок мне ничего не должен. Это я должна ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если мои намерения благонравны .

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в моей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.


Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.


Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка .


При написании текста использовала литературу и фотографии из личного архива.