Что умеет ребенок по месяцам таблица. Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.

Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой. Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов. Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.

Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?

  • говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
  • ходить без посторонней помощи;
  • менять поведение при разных людях;
  • делать самостоятельные поступки;
  • ярко выражать отрицательные эмоции;
  • складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
  • делать из пластилина колбаски или лепешки;
  • проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
  • комментировать происходящее при рисовании;
  • откусывать и пережевывать твердую еду;
  • самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
  • приседать, вставать самостоятельно на ноги;
  • залезать на диван и слазить с него;
  • открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
  • имитировать поведение взрослых — кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
  • открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
  • эмоционально показывать различные чувства;
  • реагировать на музыку;
  • имитировать речь взрослых;
  • махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
  • различать и указывать на предметы;
  • делать гримасы.

Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.

В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным — ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.

Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.

Проявление упрямства

Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.

Следует простить малышу такую истерию и помочь научиться справляться со своими эмоциями. Если он этому не научится с вашей помощью, в дальнейшем у него могут появиться проблемы со здоровьем.

Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.

Старайтесь давать малышу возможность проявлять самостоятельность, делать выбор.

Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть. Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются. Он будет развиваться в своей самостоятельности.

Не нужно принуждать малыша делать то, что он не хочет делать. В рамках разумного.

Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.

В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.

Если чадо не ходит вообще, не нужно огорчаться. Стоит уделить больше времени для гимнастики с массажем. Довольно скоро он начнет ходить.

Испытание на выносливость для мамы

Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.

Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.

Действительно, ребенку важно убедиться, что мама его будет любить всяким.

И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство — поведение чада только усугубиться.

В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.

Но необходим запрет на сладкое, острое, приправы, помидоры, обычный творог, колбасные изделия.

Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.

Игры для годовалых

Толкание

В годик деткам нравится умение толкать предметы. Они любят следить за движением, им по нраву, что это они заставляют эти вещи двигаться. Игровое толкание дает детям ощущение власти и собственную силы. Это прекрасный метод воспитания уверенности и развитие детской координации.

Можно взять пару вещей, которые легко толкаются. Это могут быть всякие игрушки, машинки. На счет три толкайте ее и мотивируйте сделать то же самое ребенка. Когда малыш будет постоянно повторять этот счет, значит ему понравилось так играть.

Проявляйте заботу

Чтобы ребенок рос ласковым, поиграйте в такую игру. Сев на пол, разложите вокруг малыша его мягенькие игрушки. Из них возьмите одну, приласкайте, покачайте, поговорите с ней ласково, сделайте ей парочку комплиментов. Потом также нежно поласкайте ребенка. Потом какую-нибудь из игрушек отдайте ребенку и попросите ее погладить. Продолжайте так играть, пока ему не надоест. Потом вы увидите как ребенок начнет в нее играть сам. Так вы прививаете умение проявлять любовь к остальным.

Пищалки

Попробуйте тонким голосом перепеть любимые песни. Возьмите его на руки, спойте песенку обычным тоном, затем тонким голосом. Внимание ребенка будет выше во второй раз. Если тонким голосом говорить слова, ребенок больше концентрируется на них.

Посадите чадо на коленки к себе личиком. На счет: один…-три-бум осторожно прислоните его лобиком к себе. После на тот же счет прислоните его носик, и с каждым таким разом прижимайте новую часть тела.

Пожалеть

Возьмите кроху на ручки и, укачивая, напойте колыбельную либо другую успокаивающую песенку по типу «Баюшки». Подобные движения кроху будут успокаивать и укрепят доверительные связи между вами. В конце песенки обязательно прижмите его к себе крепко и поцелуйте.

Попасть в отверстие

Нужен сосуд с большой горловиной, либо даже кастрюля. Дайте ребенку предметы засовывать туда. И каждый раз выбирайте посудину с более узким горлышком, пока не дойдете до пластиковой бутылки. Привязываете предмет на ниточку длиной двадцать сантиметров, и показывайте ребенку как можно засовывать и высовывать предмет в бутылку и из нее. В таком упражнении вы развиваете мелкую моторику рук ребенка, а также ловкость, зоркость. Можно купить что-нибудь наподобие в магазине. К примеру, настольную рыбалку, где с помощью магнита можно ловить рыбок на удочку. Но если сделать самим, есть какое-то разнообразие, и ребенку игрушка не наскучит.

Все дети индивидуальны, не забывайте об этом! Не подстраивайте дитя под общие шаблоны, воспитывайте личность.

Каждая мама начинает внимательно наблюдать за его развитием. За первый год жизни малыш способен очень многому научиться и пройти много этапов в развитии. Но не все мамы знают, как именно ребенок должен развиваться. Ведь иногда это происходит быстрее, а иногда медленнее, и во втором случае необходимо обращаться к логопеду. Но чтобы можно было следить за правильным развитием ребёнка до года, нужно на основании информации в данной статье составить таблицу поведения и рефлексов малыша по месяцам (от 1 до 12). Цель данной статьи - показать еще неопытным мамам, как их малыш должен развиваться и чему учиться на протяжении первых, наиболее важных 12 месяцев его жизни.

Что такое календарь развития ребенка и для чего он нужен?

Календарь развития ребенка поможет вам следить за нормальным процессом роста малыша. Календарь составляется на основании данных по исследованиям ВОЗ, и поэтому имеет практически идеальные показатели. С помощью него можно контролировать вес малыша, его развитие в эмоциональном и рефлекторном плане и т.д. Таблица развития подскажет вам, чего ожидать от малыша, какие игрушки ему предложить на определенном месяце жизни и т.д.

Знаете ли вы? Дети плачут с акцентом, поэтому специалисты могут определить по плачу национальность ребенка.

Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года очень актуален в этот промежуток времени, так как малыш за первые 12 месяцев сможет научиться большому количеству рефлексов, движений, эмоций и т.д.

В первый год жизни ребенок научится большему, чем в последующие 10 лет жизни, поэтому его развитие лучше контролировать с помощью специальной таблицы, и в случае каких-то грубых несовпадений обращаться к логопеду.

Первый месяц в жизни младенца, наверное, самый сложный для мамы. Этот период часто называют адаптационным. В первые 30 дней своей жизни ребенок часто спит (около 70-75% всего времени). Бодрствование занимает всего 4-6 часов в сутки. В это время малыш концентрирует внимание на разноцветных игрушках и проявляет эмоциональный интерес к некоторым из них.
Логопеды отмечают, что новорожденные дети должны сразу наладить эмоциональный контакт с мамой. Поэтому во время кормления ребенка грудью не нужно торопиться, малыш должен ощутить теплоту и заботу мамы. Развитие ребенка в 1 месяц жизни происходит очень быстро, он пытается адаптироваться к окружающей среде, привыкнуть ко всем звукам, запахам и т.д.

Сразу после рождения у малыша должны быть следующие рефлексы (заложены природой на генетическом уровне):

  • Плавательный (при ощущении большого количества воды малыш начинает двигать ручками).
  • Поисковый (поиск маминой груди).
  • Рефлекс ходьбы (если поставить ребенка в вертикальное положение и немного придерживать, он начнет двигать ножками, будто бы пытается идти).
  • Хватательный (если прикоснуться к руке малыша, то он сожмет ее в кулачок).
  • Сосательный (прикасания языка к предмету).

Данные рефлексы даны малышу с самого рождения, и выполняются они на подсознательном уровне. Однако в первые 30 дней жизни ребенок должен уметь поднимать голову, лежа на животе; узнавать запах и голос родной мамы; много спать и есть 4-5 раз в день. К концу первого месяца малыш начинает издавать некоторые звуки (агуканье, гуление и т.д.). Кроме того, месячный малыш постоянно плачет, если его что-то раздражает или если он ощущает дискомфорт. Например, если малыш услышит резкие звуки или у него заболит животик, то он может резко заплакать, и в этом случае это абсолютно естественно и нормально. Зачастую ребенок может на некоторое время сфокусироваться на лице мамы и немного успокоиться. Главное помнить, что в первый месяц жизни ребенка все его движения рефлекторны.

Вторые 30 дней жизни малыша называют периодом «оживления». В это время ребенок уже начинает реагировать на изменение эмоционального состояния взрослых. Он может отличить, когда мама улыбается, грустит или плачет.
Двухмесячный малыш уже меньше спит, но больше бодрствует, кроме того, иногда время бодрствования может припадать на ночь, когда родители спят. Дело в том, что на втором месяце жизни у малыша еще не выработан рефлекс режима сна, поэтому он может перепутать день и ночь. За второй месяц жизни ребёнок прибавляет в весе 700-800 грамм и 2-4 см в росте.

Важно! Если поведение вашего ребенка не будет соответствовать тому, что указанно у нас в статье, то не следует пугаться. Некоторые дети могут задерживаться в развитии, в таких случаях просто необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Активность ребенка повышается: он начинает переворачиваться с одной стороны на другую, махать ручками и ножками, издавать различные гласные звуки: «а», «у», «о». На втором месяце жизни ребенок ведет себя таким образом:

  • Постоянно тащит в рот игрушки или собственные пальцы.
  • Плачет и кричит, если у него заболит животик или если он захочет кушать.
  • Эмоционально реагирует на разные предметы: хочет потрогать интересные, плачет при виде страшных и неинтересных, улыбается при виде приятных.
  • Если мама с ребенком общается нежным и приятным голосом, то он отвечает улыбкой и движением ручек и ножек.
  • Различает и реагирует на различные звуки: может заплакать, сморщить лоб, улыбнуться и т.д.
  • Выражает радость при виде близких ему людей, более уверенно держит головку.

В эти 30 дней младенец уже начинает более уверенно держать голову, начинает опираться на лопатки и самостоятельно переворачиваться.

В этот период важно частенько класть его на животик, чтобы лишние газики могли уходить и не мучить малыша. Не давайте маленькому долго лежать на боку, так как это может привести к искривлению позвоночника.
К середине третьего месяца младенец уже более четко реагирует на различные цветные предметы и звуки. Более того, он сам пытается издавать не только гласные, но и согласные звуки.

Малыш может без помощи мамы высунуть соску изо рта, а потом самостоятельно ее засунуть. За эти 30 дней младенец должен прибавить в росте на 3-4 см и в весе на 800-900 граммов. Трехмесячный рёбенок должен уметь следующее:

  • Трогать себя за личико (он старается изучить свои глазки, уши, рот и т.д.).
  • Искать источник звукового сигнала поворотами головы.
  • Повторять эмоции и мимику мамы или других родственников.
  • Больше улыбаться, бодрствовать и играть с интересными ему вещами.
  • Различать голос близких и посторонних ему людей.
  • Более координировано двигать ножками и ручками.
  • При недостатке внимания кричать и плакать.
  • Держать головку в положении лежа на животе около 30-40 секунд.
  • Больше спать ночами, и меньше в дневное время.

Четырехмесячный малыш уже более четко координирует свои движения, может без особых трудностей отличить голос мамы от другого человека, четко реагирует поворотом головы на любые источники звука.

В этом возрасте младенец может полностью опираться на свои ручки, когда лежит на животике. При виде погремушки начинает с ней активно играть, любые игрушки сначала старается потянуть в рот.
Четырехмесячный младенец спит 2-3 раза в день по 1-1.5 часа, а все остальное время бодрствует и продолжает изучать окружающую его среду.

Знаете ли вы? Малыши тянут игрушки и другие предметы в рот, так как в нем наиболее развиты нервные окончания.

Когда ребенку исполняется четыре месяца, он уже должен весить около 6-6.5 кг. Малыш просит кушать плачем, и не станет употреблять пищу насильно, без своего согласия. Четырехмесячный младенец должен:

  • Самостоятельно переворачиваться с живота на спину, крутить головой, поддерживать себя на руках.
  • Пытаться ползать при помощи рук и ног на кроватке.
  • Пробовать поднимать свое туловище, пытаться сесть.
  • Различать игрушки, у ребенка появляются любимые игрушки, при виде которых он начинает активно улыбаться (плачущего ребенка часто успокаивают его любимой игрушкой).
  • Стараться поддерживать ручками грудь или бутылочку при кормлении.
  • Внимательно наблюдать за движущимися объектами.
  • Выполнять первые манипуляции с игрушками: бросать, стукать и т.д.
  • Внимательно рассматривать свое зеркальное отражение.
  • Пытаться издавать первые слоги «ма», «па» и т.д.
  • Полностью различать чужих и своих, улыбаться маме, и кричать, если она его покидает.
  • Реагировать при произношении его имени.
  • Эмоционально реагировать и отличать на вкус различную пищу.

К этому времени ваш младенец уже сможет самостоятельно ползать на кроватке и переворачиваться с животика на спину. Более того, некоторые малыши в этом возрасте уже пытаются сесть на попку и даже ходить.

В пятимесячном возрасте мама должна помочь своему ребенку идти: его нужно поддерживать за ручки и спинку, и это очень важно, ведь если заранее не помогать малышу освоить походку, то в дальнейшем будет риск развития плоскостопия или ходьбы с «подпрыгиваниям».
Развитие ребенка в 5 месяцев уже позволяет ему более четко произносить определенные звуки. Мама должна пытаться научить своего младенца произносить некоторые простые слова.

К 5 месяцам малыш должен:

  • Проявлять повышенную активность и интерес к ранее невиданным вещам.
  • Играть со своими ручками и ножками (некоторые детки пытаются засунуть пальчики ног в рот).
  • Хватать игрушки сразу обеими руками и крепко их держать.
  • Подтягивать к себе игрушки, когда лежит на животике.
  • Пытаться стянуть одетые на ноги носочки.
  • Пытаться поддерживать свой вес на выпрямленных ручках.
  • Внимательно слушать сказки, стихи, приятную и легкую музыку.
  • Внимательно рассматривать все предметы, которые его окружают.
  • Громко пищать, смеяться и произносить различные звуки.
  • При виде незнакомцев может расплакаться или нахмуриться.
  • Повторять за взрослыми простые движения, например, пытаться хлопать в ладошки и т.д.

Важно! Никогда не оставляйте своего ребенка на длительное время без присмотра даже в самых безопасных местах. Малыш в любое время может закашляться или срыгнуть, и это вызовет у него панику и крик.

В этом возрасте у некоторых деток уже начинают прорезаться зубки, поэтому появляется повышенное слюноотделение. Пятимесячному малышу уже необходим слюнявчик, так как он не всегда успевает проглатывать всю слюну. В этот период нужно начинать полноценное общение с младенцем. Если вы думаете, что он ничего еще не понимает, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь те мамы, которые долго «сюсюкаются» со своим ребенком, могут больше года ожидать от него произнесения первого слова. Пятимесячному малышу нужно рассказывать некоторые простые и короткие истории, описывать окружающие его предметы и т.д. Он будет запоминать некоторые слова и в дальнейшем быстрее научится говорить.

К концу шестого месяца ребенку уже исполнится полгода, и он должен уметь самостоятельно сидеть (принять такое положение ему нужно помочь), перекладывать игрушки с одной руки в другую, реагировать на произношение своего имени, пытаться встать на четвереньки и ползти.
Если до сих пор младенец нормально развивался и его умения соответствовали вышеуказанным, то на данном этапе он должен уметь:

  • С помощью мамы или папы садиться и держать ровную спинку (некоторые детки в этом возрасте могут самостоятельно садиться).
  • Переворачиваться и ползать по кроватке, ставать на вытянутые ручки и пытаться дотянуться до игрушек.
  • Более-менее уверенно стоять на полу, если ребенка поддерживают под мышки.
  • Проводить различные манипуляции с игрушками и окружающими предметами (стучать, бросать, держать в руках и внимательно рассматривать).
  • Если забрать у ребенка игрушку, которой он увлеченно играл, будет много крика и плача.
  • Бросать игрушки в стороны, а потом активно их искать, поворачивая голову и рассматривая комнату.
  • Пить из чашки или стакана, кушать с ложки жидкую пищу, различать на вкус напитки и еду, отдавать предпочтения той или иной пище.
  • Эмоционально реагировать на разную музыку, на произношение своего имени и на лица посторонних людей.
  • Улыбаться и громко смеяться при виде мамы, папы и других членов семьи.
  • Менять выражение лица при виде незнакомых людей или при появлении громких и неприятных звуков.
  • Требовать повышенного материнского внимания (ребенок будет часто плакать, если мама будет надолго оставлять его без присмотра).
  • 6 месяцев - важный этап формирования родной речи. У ребенка на уровне подсознания закладываются различные произношения и звуки, он начинает произносить что-то вроде «м-м-а-м-м», «б-у-б-б-у-б-у» и т.д.
Бывает такое, что к началу шестимесячного возраста детки начинают меньше спать днем, при этом они очень активны. Но не следует забывать, что шестимесячное дитя должно спать трижды в день по 1.5-2 часа (ночной сон также должен быть не менее 10 часов). В этом возрасте ребенок уже начинает кушать жидкую и полужидкую пищу, пить соки и молоко из чашки. Самостоятельно подбирать рацион малышу категорически запрещено, лучше всего проконсультироваться с врачом (он подскажет, сколько и какой пищи нужно давать младенцу). Также следует отметить, что шестимесячный малыш не должен кушать сладкую или соленую пищу, так как его кишечник и почки еще не полностью сформировались, и могут возникнуть проблемы.

Знаете ли вы? Шестимесячные дети улыбаются в среднем около 200 раз.

Важно заметить, что если шестимесячный ребенок не реагирует на еду, звуки, игрушки, близких и чужых людей, то необходимо обратиться к логопеду за помощью. Кроме того, нерегулярный сон и тремор рук и ног также являются причиной посещения больницы.

В возрасте 7 месяцев у ребенка проявляется повышенная активность. Его развитие доходит до того момента, когда он уже может различать предметы (некоторые детки могут вам показать часы или картину, если вы попросите их об этом).
Малыш постоянно играет с игрушками, бросает их, бьют друг о друга, при этом проявляя некоторые эмоциональные впечатления (улыбается, смеется, что-то непонятное говорит и т.д.).

Семимесячные дети любят купаться вместе с игрушками, поэтому их нужно приучать к водным процедурам. Во время купания старайтесь рассказывать ребенку обо всех частях тела, а потом просите его показать ручку, ножку, ушко и т.д.

В этот период у детей активно прорезываются зубки, поэтому им в пищу необходимо добавлять измельченный творог и мясо, так как эти продукты богаты кальцием. Для роста мышц и нормальной работы сердца ребенку необходимы продукты, богатые калием.
Также не забывайте следить за чистотой детской комнаты и игрушек, так как ребенок постоянно пытается тащить всяческие предметы в рот.

Семимесячный младенец должен:

  • Долго и часто произносить разные слова, например: «м-а-м-а», «б-а-б-а» и т.д.
  • Без посторонней помощи сидеть с выпрямленной спиной, играть при этом игрушками или осматривать свою комнату.
  • Держась за кровать или кресло, пытаться самостоятельно встать на ножки.
  • Немного быстрее и энергичнее ползать.
  • Во время кушанья проявлять высокую активность: постоянно менять положения, вертеть головой и т.д.
  • Самостоятельно создавать различные звуки (стучать предметами, играть музыкальными игрушками и т.д., семимесячным малышам такие занятия очень нравятся).
  • Во время кормления грудью младенец может немножко кусаться, так как у него прорезаются зубки и чешется десна.
  • Пользоваться элементарными знаниями, которые приобрел в процессе семимесячного развития (ребенок знает, что если подуть в свисток, то появится звук, а если натянуть резинку, то она выстрелит);
  • Понимать некоторые элементарные вещи и понятия, стараться их анализировать, понять и прислушаться к запрету родителей (реагирует на родительское «нет»).
  • Продолжать изучать окружающие его предметы, пытаться дотянуться до них, пощупать и попробовать на вкус ранее не виданные предметы.
  • Реагировать на свое имя и стараться привлечь внимание матери и других близких родственников.

Важно! Помните, что ребенок чувствует ваше настроение, и если вы чем-то огорчены, малыш также будет плакать.

Большинство малышей в таком возрасте уже должны отличать понятия «можно» и «нельзя», поэтому их следует приучать к дисциплине. Учите детей слушаться, иначе в дальнейшем они будут очень капризными.

Старайтесь много общаться с ребенком: читайте сказки, стихи, рассказывайте о предметах в комнате и т.д. Все это поспособствует тому, что ребенок быстрее сформирует правильную и нормальную родную речь.

В этом возрасте малыш уже может активно ползать и переворачиваться, поэтому нельзя его оставлять на высоте.
Восьмимесячный ребенок должен уметь определить по фотографии маму и папу, понимать некоторые слова и запреты на определенные действия. Он также пытается самостоятельно кушать и с интересом рассматривать и щупать новые игрушки.

На восьмом месяце ваш малыш:

  • Пытается преодолевать любые препятствия, которые встречаются ему на пути.
  • Пробует самостоятельно вставать при помощи опоры, ходить, садиться, ложиться и т.д.
  • Еще немного рассеян, легко отвлекается от интересного занятия, если с ним начать говорить или резко включить какую-то музыку.
  • Уже может играть в потешки с простыми движениями: «ку-ку», «ладушки» и т.д.
  • Может собрать небольшую пирамидку из кубиков, развалить ее, потом обратно собрать в том же порядке.
  • Реагирует на простые просьбы, совершает простые танцевальные движения.
  • Показывает пальцем на те предметы, которые хочет потрогать или увидеть поближе.
  • Часто и регулярно повторяет серию различных слогов.
  • Четко определяет маму, папу и близких родственников, меняет эмоции при виде чужих людей.
  • Любит постоянное общество близких людей, когда остается один, может заплакать.
  • Умеет махать ручкой на прощание.
  • Пугается резких звуков или неожиданных появлений взрослых.

Знаете ли вы? Дети так много спят из-за того, что их мозг расходует около 50% всех запасов глюкозы в организме.

В этом возрасте у крохи начинают формироваться отдельные участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, речь, эмоции и рефлексы. Восьмимесячных младенцев нужно активно обучать ходьбе и правильной четкой речи.

В 9 месяцев ребенок все еще пытается освоить нормальные процессы ходьбы, пытается повторять за взрослыми некоторые движения и слоги, пробует самостоятельно пить из чашки.
Если развитие ребенка происходило нормально, то к этому возрасту он должен:

  • Научиться понимать самую простую логику взаимосвязи предметов (меньший стаканчик ставить в более крупный, строить пирамидки и т.д.).
  • Играть в комнате самостоятельно и не требовать постоянного присутствия мамы.
  • Учиться некоторым вещам у других детей, повторять за ними различные действия и слова.
  • Стараться выговаривать отдельные слоги и обрывки слов. Ребенок уже четко понимает, о каких вещах он говорит, только его речь на данном этапе еще начинает формироваться.
  • Использовать для игры сразу несколько различных по структуре и массе предметов, пытаться их скомбинировать или сбалансировать.
  • Пытаться вылезть на стул или диван, ходить более длительное время, держась при этом за опору.
  • Указывать пальчиком на предмет, который его просят показать.
  • Изучать новые игрушки и предметы, проявлять интерес к содержимому различных шкафов, ящиков и т.д..
  • Понимать значение некоторых слов: «кушать», «иди сюда», «ложись» и т.д..
  • Узнавать некоторых животных на картинках или фотографиях.
  • Активно проявлять эмоции в виде плача, крика и т.д., если ребенок недоволен, то может вырываться с рук и дергать руками и ногами.

Развитие ребенка в 10 месяцев уже позволяет ему самостоятельно перелистывать страницы книги, более-менее четко проговаривать несколько основных слов, уверенно держать в руках игрушки и проявлять эмоции на разные ситуации.
К десятимесячному возрасту малыш может:

  • Садиться из положения стоя, уверенно ходить при помощи опоры, быстро и активно ползать.
  • Танцевать, хлопать в ладоши, пытаться повторять некоторые слова из песни.
  • Прятать некоторые игрушки или предметы, закрывать и открывать дверцы шкафа.
  • Пользоваться преимущественно одной рукой (именно в этом возрасте вы может узнать, будет ваш ребенок правшой или левшой).
  • Повторять эмоции и мимику взрослых, выполнять несложные задачи с игрушками (катать машинку, толкать неваляшку, одевать куклу и т.д.).
  • Постоянно перемещать предметы с места на место (младенец отдает предпочтения более мелким предметам, которые он может с легкостью поднять одной рукой).
  • Произносить, хоть и не очень внятно, названия некоторых предметов, животных, частей тела и т.д.
  • Различать фразы и словосочетания, смеяться над теми, которые кажутся ему забавными.
  • Понять логику взаимодействия предметов (палочка толкнет мячик, кнопка на пульте включит телевизор и т.д.).
  • Понять, для чего предназначены те или иные предметы (например, десятимесячный ребенок уже точно должен знать, что ложка, чашка и тарелка предназначены для употребления пищи).
Также хочется отметить, что на данном этапе развития у младенца активно развивается мелкая моторика пальцев рук, и этому развитию нужно способствовать. Научите малыша рисовать на крупе с помощью пальчиков, выкладывать спичками различные фигурки, лепить что-то при помощи пластилина и т.д.

Одиннадцатимесячный малыш в некотором смысле уже считается «взрослым». Он может отличать много предметов, самостоятельно передвигаться (ползком или ходьбой при помощи опоры), понимать много слов, манипулировать предметами и т.д. В 11 месяцев ребенок:

  • Старается самостоятельно кушать ложкой из тарелки, надевать носочки или обувь и т.д.
  • Очень эмоционально реагирует на новую яркую игрушку, новый звук или музыку, незнакомых людей.
  • С пониманием реагирует на мимику и слова родителей (знает, когда мама ругается или говорит, что так делать нельзя).
  • Понимает и любит похвалу.
  • Выражает свои желания посредством разных способов.
  • Умеет кивать головой с отрицательным или положительным характером.
  • Пытается подражать звукам животных.
  • Способен выполнить несколько простых просьб: «дай», «возьми», «отнеси», «положи» и т.д.
  • Умеет самостоятельно строить башенки из 7-10 кубиков и более.

К началу двенадцатимесячного возраста малыш уже может различать однотипные игрушки. Он может напоить куколку или одеть ее. В этот период у ребенка начинает формироваться речь, и его в этом нужно поддерживать: рассказывать сказки или просто говорить с ребенком о животных или каких-то предметах.

Важно! До годовалого возраста ребенку для воспитания и присмотра нужна только мама! В этот период приглашать няню лучше не стоит.

В 11 месяцев малыша уже можно обучать вежливости. Он будет понимать понятие «спасибо» и то, в каких случаях его использовать. Ребенок уже может играть с другими детками, знакомиться с ними и учиться у них чему-то новому. Кроме того, в этом возрасте малыш начинает интересоваться более сложными предметами, поэтому не удивляйтесь, если он стащит у вас телефон или планшет.

Когда ребенок достигает почти годовалого возраста, он уже может ходить без помощи опоры и посторонних людей (иногда дети в таком возрасте еще не могут ходить, но тогда нужно обращаться за помощью к доктору).
В этом возрасте малыш уже понимает структуру многих вещей и часто говорит сам с собой (хотя многие не понимают его речи). Двенадцатимесячный малыш может самостоятельно покушать, покормить куклу и уложить ее спать, а также замучить кошку до «полусмерти». В 12 месяцев ребенок должен:

  • Самостоятельно, без помощи мамы, стоять, сидеть и немного ходить.
  • Преодолевать различные препятствия.
  • Во время ходьбы приседать, чтобы поднять интересующий его предмет.
  • Активно участвовать в процессах личной гигиены (мыть руки, чистить зубки и т.д.).
  • Заявлять родителям, что определенная пища ему не нравится, а некоторая - нравиться.
  • Носить игрушки не только в обеих руках, но и под мышками, и даже в зубах.
  • Знать, как включить телевизор, или для чего нужен телефон (может сказать папе несколько слов по телефону).
  • Понимать практически все, что ему говорят.
  • Самостоятельно искать свои игрушки.
  • Постоянно излагать свои желания: «дай», «хочу», «на» и т.д.
Развитие ребенка за один год проходит весьма стремительно, и мамам нужно только успевать следить за его нормальным ходом при помощи календаря по месяцам. В случаях каких-то серьезных отклонений необходимо незамедлительно обращаться к педиатру. Но если вы окружите своего малыша заботой и любовью, то, не успев и оглянуться, увидите, как ваш младенец повзрослел и стал сознательной единицей в нашем социуме.

Первый год жизни вашего ребенка - это самый важный и ответственный этап его развития. На протяжении всего года к малышу необходимо проявлять повышенное внимание, так как в этот период закладывается не только физическое, но психическое здоровье малыша.

В самые первые месяцы жизни ребенка важно посещать узконаправленных специалистов, таких как детские: окулист, хирург, кардиолог, невропатолог для того чтобы не упустить той или иной патологии и не дать ей развиться в серьезное заболевание. В младенчестве любую патологию легко исправить, если вовремя ее диагностировать и принять меры, тогда как в более взрослом возрасте проблему со здоровьем уже можно и не решить, а только купировать ее проявления.

Однако в первую очередь мама должна следить за состоянием своего малыша и обращать пристальное внимание на его развитие. Именно для этого нужно ознакомиться с нормами помесячного развития в первый год его жизни.

Первый месяц : Уже через пару недель после рождения на свет, малыша начинает интересовать окружающий мир и он начинает оглядываться по сторонам, ему еще тяжело фиксировать свой взгляд на каком либо предмете, потому для этого требуется некоторое время. Уже к концу этого месяца ребенок улыбается родителям, поворачивается на звук, обращает внимание на движущие предметы.

Второй месяц : В этом месяце у ребенка появляются новые движения, он может недолго удерживать игрушки, сосать свой кулачек. Если на кроватку малыша повесить яркие игрушки он будет не только наблюдать за ними, но и предпримет попытку ухватить. В этом возрасте ребенок уже хорошо держит головку.

Третий месяц : Ребенок становится более активным. Возможно, в этом возрасте он впервые самостоятельно . Лежа на животике, подолгу держит поднятой головку и знакомится с окружающими предметами. Игрушки не только удерживает в руке, но и пробует их на вкус.

Четвертый месяц : Чаще всего в этом месяце ребенок станет переворачиваться со спинки на животик и обратно. Ребенок активно развивается физически и психоэмоционально. Хорошо отличает близких ему людей от чужих.

Пятый и шестой месяц : На пятом месяце жизни ребенок продолжает активно знакомиться с окружающим миром, хватает игрушки и тянет их в рот. Именно поэтому так важно следить за их чистотой.

В шесть месяцев : ребенок, скорее всего, самостоятельно сядет и, возможно, поползет. Окружающий мир так интересен, что невозможно оставаться на одном месте. Ребенок начинает выговаривать разные слоги.

Седьмой и восьмой месяцы : Ребенок совершенствует свои навыки в ползании может придерживаясь встать на ножки. На данном этапе развития малыш уже должен понимать значение некоторых слов таких как «нельзя», «дай».

В восемь месяцев : добавятся жесты он научится хлопать в ладоши и может помахать на прощание.

Девятый и десятый месяцы : Уже нелегко удержать малыша этого возраста на одном месте, он легко передвигается на ножках, придерживаясь за мебель. Старается подражать старшим в интонации.

Одиннадцатый и двенадцатый месяцы : Зачастую в этот период ребенок начинает самостоятельно ходить, хотя возможны и отклонения от нормы. Говорит уже некоторые слова «папа, мама, баба». Знает названия своих игрушек, свободно отличает мяч от кубиков.

"Charm Lady" советует: Если вдруг ваш малыш отстает в физическом или речевом развитии стоит уделять ему больше внимания массажи упражнения игры и общение обязательно принесет свой положительный результат.

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.